УДК 373.24
Н. А. Шепилова (Магнитогорск, Россия)
МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В условиях динамично развивающегося общества дошкольное образование выступает в качестве стартовой ступени, которая на перспективу определяет успешность жизненного пути человека. В роли объекта труда в дошкольном образовании выступает воспитанник, представляющий собой постоянно развивающуюся и изменяющуюся личность. Вид и направленность этих изменений во многом определяется взаимодействием с педагогом дошкольной образовательной организации, его умением организовать образовательный процесс. Для решения новых образовательных задач в быстро меняющихся современных условиях возникает потребность в способности воспитателей моделировать реальный образовательный процесс в дошкольной образовательной организации. Опираясь на исследования Л. А. Вен гера, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. Г. Якобсон и других ученых, автор отмечает, что ведущим видом деятельности детей в дошкольном детстве является игра. Важная роль принадлежит дидактическим играм, которые использует педагог для всестороннего развития личности дошкольника, в том числе, в непосредственно образовательной деятельности. Поэтому в статье рассматривается вопрос моделирования непосредственно образовательной деятельности с использованием дидактических игр в дошкольной образовательной организации. Раскрывается значение данного вопроса в основных нормативных документах: Концепции развития образования Российской Федерации до 2020 года, Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Дается характеристика основных понятий -«непосредственно образовательная деятельность», «моделирование», «модель»; представляются принципы организации непосредственно образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации; санитарно-гигиенические, дидактические, организационные требования, этапы, условия и примеры игровых ситуаций организации непосредственно образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: дидактическая игра, непосредственно образовательная деятельность, моделирование, модель, дошкольная образовательная организация.
Введение
Организация и содержание образовательного процесса в дошкольных учреждениях должны способствовать раскрытию и развитию интеллектуальной сферы детей, основа которой закладывается в детстве; соответствовать возрастным особенностям мыслительной, когнитивной деятельности дошкольников.
К целевым ориентирам развития системы образования к 2020 году, обозначенным в Концепции развития образования Российской Федерации до 2020 года3 относится обеспечение возможности каждому ребенку до поступления в первый класс освоить программы дошкольного образования.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 64. отмечено, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста4.
В исследованиях Л. А. Венгера [1], Л. С. Выготского [2], А. В. Запорожца [6], А. Н. Леонтьева [8], С. Г. Якобсон [19] и других ученых доказано, что ведущим видом деятельности детей в дошкольном детстве является игра. По общему мнению, нельзя ускорять развитие детей, а необходимо обогащать его, используя игровую деятельность.
Для передачи социокультурного опыта детям дошкольного возраста применяется особая разновидность игр - дидактические игры, специально создаваемые в учебных целях, достигаемых на основе взаимодействия игровой и дидактической задач. Дидактическая игра является одним из методов активного обучения детей дошкольного возраста. Поэтому благодаря дидактической игре задачи обучения реализуются посредством доступной и привлекательной для дошкольников формы деятельности.
Как отмечает Н. В. Микляева, дидактическая игра выполняет две основные функции. Первая
3 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. URL: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
4 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2018 год. М.: Эксмо, 2018. C. 67
функция - помочь дошкольникам в освоении новых знаний и умений разнообразного содержания. Вторая функция заключается в том, чтобы закрепить и совершенствовать полученные знания. В процессе дидактической игры дошкольник не просто запоминает факты и воспроизводит их в том виде, в котором они были получены от педагога, а трансформирует их, учится применять знания в соответствии с игровой ситуацией. В связи с этим дидактическая игра как деятельность и как форма организации образовательного процесса используется для познавательного и прежде всего интеллектуального развития дошкольника [10].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития. Дидактическая игра в указанной области решает задачи развития сенсорной культуры, развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирования элементарных математических представлений; формирования целостной картины мира, расширения кругозора детей5.
Вопросы применения дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности рассматривали Т. И. Гризик [4], Н. А. Короткова [7], А. С. Микерина [9], З. А. Михайлова [12] и др.
1. Содержание понятия «непосредственно образовательная деятельность»
Непосредственно образовательная деятельность (далее - НОД) - это деятельность, которая основана на одной из специфических «видов деятельности детей» (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной и иной) [3, с. 171]. Она направлена на освоение дошкольниками какой-либо одной образовательной области или на интеграцию нескольких областей. В процессе НОД педагог самостоятельно выбирает форму и методы работы. Их выбор зависит от таких факторов, как необходимость решения конкретных образовательных задач и уровень освоения детьми программы дошкольного образования.
По своему содержанию НОД может быть следующей:
1. Комбинированная деятельность: сочетание разнообразных видов деятельности или дидактических задач, которые не обладают логическими связями между собой (например, после подвижной игры проводится рисование).
2. Комплексная деятельность: дидактическая задача реализуется с помощью разнообразных видов деятельности при наличии ассоциативных связей (например, беседа о правилах дорожного движения переходит в создание рисунка на данную тему). В такой ситуации один вид деятельности является основным, а второй - дополнительным, который формирует эмоциональный настрой.
3. Интегрированная деятельность: соединяются знания из разных образовательных областей, дополняя друг друга (например, рассмотрение понятия «настроение» посредством произведений живописи, литературы и музыки). Такое объединение должно быть логическим [3].
Содержание НОД определяется программой дошкольной образовательной организации. Как правило, применяется комплексная НОД, которая решает сразу несколько дидактических задач, и используются такие формы обучения, как дидактические игры, игровые приемы, развивающие занятия с применением дидактических игр.
Вместе с тем, исследователи по данной проблематике (Т. И. Гризик [4], Т. Н. Доронова [5], Н. А. Короткова [11], Н. Я. Михайленко [11], С. Л. Новоселова [13] и др.) отмечают, что традиционно в педагогической практике дошкольной образовательной организации в непосредственно образовательной деятельности использование дидактических игр осуществляется на усмотрение, желание воспитателя и в соответствии с уровнем его фантазии. Поэтому, на наш взгляд, для повышения результативности работы дошкольной образовательной организации в современных условиях педагогам необходимо уметь моделировать реальный образовательный процесс.
2. Модель и моделирование в дошкольном образовании
В широком смысле под моделированием следует понимать процесс адекватного отображения наиболее существенных сторон исследуемого объекта или явления с точностью, которая необходима для практических нужд. Моделирование - это процесс представления объекта исследования адекватной (подобной) ему моделью и проведения экспериментов с моделью для получения информации об объекте исследования.
5Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // ФГОС. Национальная ассоциация развития образования и науки. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 26.07.2019).
А. П. Панфилова полагает, что моделирование является «высшей формой наглядности для выявления и фиксации в легкообозримом виде существенных особенностей и отношений изучаемых явлений, позволяет использовать моделирование для построения и фиксации общих схем действий и операций» [14. с. 25].
Необходимо сказать, что в основе моделирования лежит «подобие, т. е. определенное соответствие между исследуемым предметом (оригиналом) и его моделью. Процесс моделирования помогает систематизировать знания об изучаемом явлении или процессе, предсказывать пути их более целостного описания, помогает увидеть полные связи между компонентами, открывает возможности для создания целостных классификаций. Моделирование позволяет не только сделать изучение наглядным, но и глубже раскрыть сущность исследуемого явления» [18, с. 33]. Итак, в основе моделирования лежит процесс создания модели.
Сегодня для термина «модель» существуют множество трактовок. Так, Н. В. Микляева определяет модель как упрощенное подобие объекта, которое «воспроизводит интересующие нас свойства и характеристики объекта-оригинала или объекта проектирования» [10, с. 219].
Модель может рассматриваться как отображение реального объекта или процесса, которое учитывает свойства, интересующие исследователя.
Наиболее полным будет, на наш взгляд, такое определение модели: некий объект-заместитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал, воспроизводя интересующие нас свойства и характеристики оригинала, причём имеет существенные преимущества удобства (наглядность, обозримость, доступность испытаний, лёгкость оперирования с ним и пр.).
Существуют три основные причины применения моделирования в НОД дошкольных образовательных учреждений. Первая причина - сложность реальных объектов. В этом случае моделирование позволяет упростить ситуацию и представить ее в таком виде, который будет наиболее понятен и прост. Вторая причина - необходимость проведения экспериментов. Здесь моделирование позволяет проводить экспериментирование, когда на реальных объектах это сложно или невозможно реализовать. Третья причина - необходимость прогнозирования. Моделирование помогает дать прогноз развития ситуации.
Моделирование позволяет педагогическим работникам владеть определенной программой или совокупностью последовательных действий, способами педагогического взаимодействия с детьми в разных ситуациях, в специально созданных условиях для достижения образовательной цели.
Моделируя непосредственно образовательную деятельность в дошкольной образовательной организации важно учитывать принципы, которые используют при ее организации.
1. Принцип амплификации развития ребенка, разработанный А. В. Запорожцем [6]. Амплификация - это концепция детского развития, которая основана не на принудительном стимулировании ребенка, а на его обогащении за счет полноценного проживания определенного возрастного периода. Это должна быть методика, в основе которой лежат игры, сказки, специфические виды детской деятельности, соответствующие развитию и возрастным особенностям детей дошкольного возраста, направленные на развитие личностных качеств, индивидуальности и умственных способностей.
2. Культурно-исторический принцип, представленный в трудах Л. С. Выготского [2], А. В. Запорожца [6], А. Н. Леонтьева [8] и др. Ядро культурно-исторической концепции составляет учение о высших психических функциях. Ключевым моментом для понимания процессов развития личности ребенка в культурно-исторической концепции является превращение низших, элементарных, или натуральных психических процессов в высшие, культурные. Основная идея этого принципа в организации процесса обучения «от человека образованного к человеку культурному». Культура позволяет детям дошкольного возраста более или менее одинаково понимать мир, закладывает фундамент развития личности ребенка в дальнейшей жизнедеятельности.
3. Личностно-ориентированный. Личностно-ориентированное образование в центр ставит, прежде всего, личность ребенка, ориентацию на познавательные и нравственные ценности. Предполагается обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия ее (личности) развития, реализацию природных потенциалов. В настоящее время существует понятие «личностное знание» (Н. Б. Крылова). Получение таких знаний предполагает открытое и инициативное пространство совместного творчества детей и взрослого, так как конструирование собственного знания - это познавательная активность ребенка иного качества, которое предполагает собственный выбор идеи, способа получения знаний, анализа своих проб и ошибок. Поэтому дошкольное образование с учетом лич-ностно-ориентированного принципа должно строиться на основе диалога и сотрудничества.
4. Развивающего образования. Идея развивающего обучения состоит в том, что обучение долж-
но быть опережающим развитием ребенка, основой развивающего обучения является ребенок, знания выступают как средства развития ребенка. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Л. С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития» [2, с. 325].
5. Деятельностного обучения. Деятельностный подход - это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника. Деятельностный подход предполагает соблюдение ряда условий: наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение детьми определенных действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение детьми способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания. Роль взрослого в рамках этого принципа заключается в том, что он выступает организатором исследовательской деятельности детей таким образом, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой познавательной задачи и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
6. Принцип природосообразности (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. В. Дистервег, К. Д. Ушинский и др.). В самом общем виде он означает отношение к человеку как части природы, опору на его природные силы и создание для его развития условий, почерпнутых из природы. Педагогу при организации непосредственно образовательной деятельности следует знать и учитывать естественные, природные факторы развития ребенка, т. е. особенности личностного развития, природный потенциал способностей.
7. Принцип тематичности. Принцип предполагает разработку соответствующих материалов в каждой теме непосредственно образовательной деятельности. Тематические занятия посвящены какой-либо одной теме в рамках выбранной образовательной области. Интерес детей вызывают сюжетные занятия: например, это могут быть путешествия в форме квеста, когда дети отвечают на вопросы и проходят на следующий уровень. При этом вопросы должны соответствовать возрасту детей и их познавательным возможностям. Выполнение таких заданий придает познавательному содержанию необычный игровой характер. В процессе таких занятий формируется активность и искренний интерес детей. Дети принимают активное участие в развитии сюжета, расширяют игровые действия, у них существует стремление получить конкретный результат (решить задачу, чему-то научиться).
3. Требования к реализации непосредственно образовательной деятельности. Этапы и условия НОД
При проведении НОД следует выполнять ряд требований.
1. Санитарно-гигиенические требования, суть которых заключается в учете возрастных, психофизиологических особенностей детей и в соблюдении гигиенических условий (помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны, оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям); а также в удовлетворении двигательной активности и соблюдении определенной длительности НОД, которая должна соответствовать установленным нормам и использовать время полноценно [15].
2. Дидактические требования: точное определение образовательных задач НОД, ее места в общей системе образовательной деятельности; творческое использование всех дидактических принципов в единстве при проведении НОД; определение оптимального содержания НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей; выбор наиболее рациональных методов и приемов обучения в зависимости от дидактической цели НОД; обеспечение познавательной активности детей и развивающего характера НОД; рациональное соотношение словесных, наглядных и практических методов в соответствии с целью занятия; использование в целях обучения дидактических игр; систематическое осуществление контроля качества усвоения знаний, умений и навыков [17].
4. Организационные требования: иметь в наличие продуманный план проведения НОД; четко определять цель и дидактические задачи НОД; грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том числе технические средства обучения, информационно-коммуникативные технологии; поддерживать дисциплину и организованность детей при проведении НОД; в дошкольной образовательной организации НОД не должна проводиться по школьным технологиям, ее следует проводить в определенной системе, связывать с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности); при организации процесса
обучения учитывать интеграцию содержания, позволяющую сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствующим эффективности их развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.
Перечислим этапы реализации непосредственно образовательной деятельности.
1. Мотивационный этап - водная часть: предполагает организацию детей, переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точную и четкую установку на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты). Важно использовать разные виды мотивации. Например, игровая мотивация дает лучшие результаты, т. к. детям это нравится. На каждом возрастном этапе игровая мотивация должна меняться и связываться с этапами игровой деятельности. Внешняя мотивация детей во время НОД может быть похожей, но внутреннюю (но психологически внутренняя и внешняя мотивации весьма разнятся): внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка (результаты НОД значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами). Это и мотивация общения, личной заинтересованности, а также проблемно-бытовая, сказочная мотивации и мотивация достижения успеха [13]. Так, в дошкольном возрасте непосредственная мотивация обусловливается, прежде всего, потребностью в новых впечатлениях, является базовой потребностью ребенка, возникающей в младенческом возрасте и являющейся движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней.
2. Содержательный этап - основная часть (практическая деятельность): направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач, на этом этапе осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение, создание условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата).
3. Рефлексивный этап - это заключительная часть (рефлексия, подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности). В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции, а в средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей, в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. Эффективность рефлексивной части - это отношение детей к НОД и мотивация их на перспективу НОД.
Успешность формирования НОД зависит от того, какими мотивами она побуждается, от определения содержания, направленности и характера деятельности. Выбор мотивации зависит от задач и целей при учете возрастных особенностей. Мотивация должна быть экономной: главное, обеспечить основной мотив участия ребенка в образовательном процессе, наличие у него интереса.
Педагогу необходимо создавать психолого-педагогические условия НОД. Они определены в ФГОС:
— обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
— поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
— установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми; развитие коммуникативных способностей детей и умения детей работать в группе сверстников6.
Современные подходы к организации НОД требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются сегодня эффективными в преследовании цели социальной успешности дошкольников на других ступенях образования. А достичь этого можно только в процессе правильной организации НОД, которая подразумевает активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. НОД с использованием дидактических игр способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс; способствуют формированию коллективных взаимоотношений; в результате образуется детско-взрослое сообщество.
6 ФГОС дошкольного образования. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 26.07.2019).
1. Типы и возможности игровых ситуаций в непосредственно образовательной деятельности дошкольников
Наиболее эффективным методом развития познавательных способностей дошкольников (особенно развития математических навыков) являются дидактические игры. Так, дидактические игры с палочками способствуют формированию у дошкольников элементарных математических представлений, логического мышления, творческих способностей, способностей к моделированию и конструированию. Во время игры дошкольники изучают цвета и их оттенки, названия и признаки геометрических фигур. Система занятий предусматривает сочетание индивидуальных форм работы с коллективными формами, а также взаимосвязь математического моделирования с другими видами детской деятельности. Занятия целесообразно проводить в сочетании с сюрпризными моментами, подвижными играми.
Занятия с палочками проводятся один раз в неделю, длительность каждого занятия составляет 15 минут. На первом занятии педагог рассказывает детям легенду о происхождении цветных палочек. Легенда следующая: однажды в сказочном лесу высохло древнее волшебное дерево, которое исполняло желания. От высохшего дерева остались одни щепки, с помощью которых маленькие гномы осуществляли волшебные превращения. Волшебные палочки попали в детский сад, они живут в маленьких домиках, хотят вырваться из домиков и поиграть.
Приведем примеры игровых ситуаций.
1. Игра в геометрию (моделирование геометрических фигур). Воспитатель закрепляет представления детей о геометрических фигурах, упражняет в составлении фигур на плоскости, формирует конструктивные умении.
2. Игра «Составление рисунка по картинкам». Воспитатель раскладывает перед ребенком картинку с изображением предмета. Ребенок должен по образцу сложить из палочек такой рисунок. Можно усложнить задание, попросив сложить картинку по памяти, также можно складывать буквы. Ребенок учится моделировать реальные предметы посредством цветных палочек. Развивается образное и пространственное мышление.
3. Игра «Добавь к рисунку то, чего не хватает». Цель игры - развитие воображения, памяти, интеллекта. Воспитатель предлагает детям составить из палочек рисунок по образцу. Особенность состоит в том, что сюжет на картинке дан не полностью.
4. Игра «Познавательные дорожки». Цель игры - познакомить детей с понятиями «широкий», «узкий», «длинный», «короткий». Воспитатель моделирует из палочек дорожки разной длины и ширины. Дети повторяют, тем самым посредством моделирования изучают понятия.
5. Игра «Логические цепочки». Цель игры - знакомство со схемами, развитие таких качеств, как внимательность, логическое мышление, формирование представлений о последовательности. Содержание игры состоит в выкладывании палочками логических цепочек, применяя определенный ритм. У этой игры два варианта: воспитатель выкладывает цепочку, ребенок должен сам выложить такую же. Другой вариант: воспитатель выкладывает цепочку с определенным ритмом, а ребенок продолжает ее. Ритм - это меняющаяся последовательность цветов палочек. Данный вариант является более сложным. Можно начать с простой цепочки: например, чередовать желтую и зеленую палочку. Постепенно задания усложняются.
6. Игра «Учимся считать». Цель игры - обучение счету в пределах пяти. Ребенок должен сам догадаться, какое количество палочек надо доложить до заданного числа.
7. Развивающие ритмические игры с палочками. Цель - дети учатся складывать несложный ритмический рисунок [16].
После того, как игры заканчиваются, все «волшебные» палочки возвращаются в свой «домик» (коробку). Это позволяет детям понять, что мир упорядочен. Каждый предмет занимает свое место. В такие игры можно играть и на природе, вместо палочек можно использовать сухие веточки.
Развитие интеллектуальных способностей детей обеспечивают такие игры, как логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры В. В. Воскобовича и игры-головоломки. Указанные типы игр развивают у детей интеллект, скорость мыслительных операций, способности к конструированию, что создает возможности для формирования разносторонней и полноценной личности ребенка.
Воспитатели дают возможность детям сначала самостоятельно познакомиться с игрой, а затем игры усложняются по содержанию и по способам взаимодействия. Все игры и упражнения имеют проблемно-практический характер. Использование блоков Дьенеша дает возможность изучать основные свойства геометрических фигур, включат подмножества в состав множества. Они развивают
мыслительную активность детей, логическое мышление, операции над множествами, творческие способности, речевую деятельность, а также позволяют детям в дальнейшем освоить основы математики и информатики. Воспитатели имеют возможность усложнять или упрощать задания благодаря использованию большего или меньшего количества признаков фигур.
Непосредственно образовательная деятельность, включающая в себя использование дидактических игр, должна обеспечивать наглядность, системность, доступность, смену деятельности. Педагог в группе по-разному использует возможности. Например, логические блоки используются:
- в подвижных играх в качестве предметных ориентиров, например, для обозначения домиков, дорожек и так далее;
- в качестве настольно-печатных игр, например, изготовить карты к игре «Рассели жильцов» и другие;
- в сюжетно-ролевых играх, например, в игре «Магазин» деньги могут обозначаться блоками.
Логические блоки воспитатели используют также в рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур. Они дают возможность легче ориентироваться в пространстве.
Воспитатели меняют в играх задачи, сюжеты и персонажи [15]. Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения. В этих задачах акцентируется внимание на цвете и длине; развивается активность и самостоятельность, расширяется спектр путей и способов решения мыслительных задач. В дошкольной образовательной организации дети благодаря палочкам Кюизенера получают возможность познакомиться с «цветной алгеброй», тем самым получая подготовку к изучению алгебры в школе. Во время игры с палочками дети не только манипулируют ими, как обыкновенными кубиками и палочками, но и открывают новые типы отношений отношения.
Дидактические игры также могут быть нетрадиционными. Например, это могут быть занимательные задачи, головоломки, игры на составление фигур-силуэтов. Они дают возможность формирования целенаправленности, настойчивости, самостоятельности. Благодаря дидактическим играм есть возможность оценить полученный результат.
Игры с предметами можно включать в непосредственно образовательный процесс. Воспитатели для этого используют игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия между предметами. Дошкольники с помощью дидактических игр знакомятся с такими свойствами предметов, как цвет, величина, форма. Например, дети могут определить предмет по какому-то одному качеству, выполняя задание найти мягкий или гладкий предмет. К играм с предметами можно отнести и сюжетно-дидактические игры, в которых дети выполняют роль почтальона или экспедитора, а также игры-инсценировки, которые помогают формирования представления о различных бытовых ситуациях [15].
Воспитатели группы с помощью дидактических игр получают возможность активизировать разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел игры, ее правила дошкольник должен внимательно выслушать и осознать объяснение воспитателя. При выполнении игровых задач необходима активная деятельность анализаторов. При этом ребенок должен уметь сосредоточить внимание, научиться сравнивать, обобщать и различать. Например, воспитатели применяют такие игры, как «Повтори по образцу» (списывание), «Видящие пальцы» (ощущения предмета и его описание), «Чудесный мешочек» и другие [17].
Во время дидактических игр развивается не только мышление, но и речь. Так, педагоги групп используют игры «Назови одним словом», чтобы развивать активное использование в речи родовых или видовых понятий. Такие словесные игры, как «Опиши предмет», «Назови ласково» или «Перевертыши» побуждают детей найти антонимы, синонимы или слова, которые сходны по звучанию. При этом происходит активизация словаря и развитие умения верно выразить свои мысли [15].
В непосредственно образовательной деятельности используются дидактические настольно-печатные игры. Воспитатели применяют такие виды игр, как «Парные картинки», лото, домино и другие. Так, используя подбор картинок по парам, сначала воспитатель дает детям простое задание: например, найти одинаковые картинки среди разных картинок (например, найти две шапочки, одинаковые по цветы и так далее), а затем усложняет задание: он просит объединить картинки еще и по смыслу (например, среди транспортных средств найти два самолета). Самолеты могут быть разными, но их объединяет принадлежность к одному виду предметов [17].
При подборе картинок по общему признаку воспитатели просят детей подобрать иллюстрации к какой-нибудь сказке, учитывая последовательность сюжета. В данной игре дети учатся обобщать и устанавливать связи между предметами. Здесь происходит интеграция с образовательной областью
«Художественно-эстетическое развитие». В дидактической игре по запоминанию состава, количества и расположения картинок, например, «Отгадай, какую картинку спрятали», дети должны определить, какую картинку перевернули вниз рисунком. Игра развивает внимание и память. Такие дидактические игры закрепляют у детей знания и количественном и порядковом счете. Дети получают представления о пространственном расположении картинок на столе. При этом они учатся связно рассказывать об изменении, которое происходит с картинками. Во время применения дидактической игры с рассказом о картине и показом действий, развивается не только внимание и речь, но также воображение и творчество.
Воспитатели применяют также такие дидактические игры, как составление разрезных картинок и пазлов. Такие игры развивают умение распределять внимание. Дети учатся составлять целый предмет из отдельных частей. При этом формируется логическое мышление дошкольников.
Заключение
Итак, при реализации новых образовательных задач в современных условиях возрастает роль педагогов, умеющих моделировать реальный образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Применение дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности является эффективным средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
В процессе дидактических игр дошкольники расширяют свои знания об окружающем мире, приобретают новые навыки и умения, учатся быть самостоятельными. Непосредственно образовательная деятельность с использованием дидактической игры в дошкольной образовательной организации становится не монотонной, а интересной, положительно эмоционально окрашенной и способствует решению образовательных задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Венгер Л. А. Игра как вид деятельности // Вопросы психологии. 1978. № 3. С. 163-165.
2. Выготский Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь. М. : Юрайт, 2020. 432 с.
3. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика : учебник и практикум. М. : Юрайт, 2019. 253 с.
4. Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2-8 лет : мир природы и мир человека: метод. пособие для воспитателей. М. : Прсвещение, 2015. 208 с.
5. Доронова Т. Н., Доронов С. Г. К вопросу о реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования // Современное дошкольное образование. 2019. № 3 (93). С. 36-45.
6. Запорожец А. В. Психическое развитие ребенка. Избранные психологические труды в 2-х т. Т. 1. М. : Педагогика, 1986. 320 с.
7. Короткова Н. А. Современные исследования детской игры // Вопросы психологии. 1985. № 2. С.163-169.
8. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. М. : Смысл ; Академия, 2010. 509 с.
9. Микерина А. С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в интегрированном образовательном процессе: авореф. дис. ... канд. пед. наук. ФГБОУ ВПО «ЧГПУ». Челябинск, 2013. 27 с.
10. Микляева Н. В. Расписание и план непрерывной образовательной деятельности в детском саду: метод. пособие. М. : Аркти, 2017. 256 с.
11. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М. : Академический Проект, 2002. 160 с.
12. Михайлова З. А. Активизация мыслительной деятельности ребенка в развивающих играх. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. СПб. : Детство-Пресс, 2007. 192 с.
13. Новоселова С. Л. Игра дошкольника. М. : Просвещение, 1989. 286 с.
14. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога. М. : Академия, 2008.
368 с.
15. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 2013. 96 с.
16. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск. 2011.
117 с.
17. Урунтаева Г. А. Специфика дидактической игры дошкольника // Дошкольное воспитание.
2016. № 2. С. 8-15.
18. Шепилова Н. А. Модель развития профессиональной готовности к инновационной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 3 (33). С. 32-39.
19. Якобсон С. Г., Доронова Т. Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 30-36.
N. A. Shepilova (Magnitogorsk, Russia)
MODELING OF DIRECT EDUCATIONAL ACTIVITIES USING DIDACTIC GAMES IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION
Abstract. Under the conditions of a dynamically developing society, preschool education pretends to be a starting point, that determines for the future the success of a person's life path. The pupil, being the object of effort in preschool education, is a constantly evolving and changing personality. The type and direction of these changes are largely determined by the teacher - pupil interaction of the preschool educational organization, the ability to organize the educational process. In order to solve new educational problems in a rapidly changing modern environment, the need arises for the ability of educators to model the real educational process in a pre-school educational organization. Based on the research of L. A. Venger, L. S. Vygotskii, A. V. Zaporozhets, A. N. Leontiev, S. G. Jacobson and other scientists, the author notes that the leading activity of children in preschool childhood is the game. The didactic games that the teacher uses for the all-round development of the preschooler's personality, including direct ones in educational activities play the essential role. Therefore, the article discusses the issue of modeling direct educational activities using didactic games in a pre-school educational organization. The significance of this issue is revealed in the main regulatory documents of the Concept of the Development of Education of the Russian Federation until 2020, the Federal Law «On Education in the Russian Federation», the Federal State Educational Standard for Pre-School Education. The characteristics of the basic concepts direct educational activity, such as modeling, a model is given; principles are presented; sanitary and hygienic, didactic, organizational requirements, stages, conditions and examples of game situations of the organization of direct educational activities in a pre-school educational organization.
Keywords: didactic game, direct educational activity, modeling, model, preschool educational organization.
REFERENCES
1. Venger L. A. Igra kak vid deyatel'nosti, Voprosy psikhologii, 1978, no 3, pp. 163-165.
2. Vygotskii L. S. Lektsii po psikhologii. Myshlenie i rech', Moskow, Yurait, 2020, 432 p.
3. Galiguzova L. N. Doshkol'naya pedagogika : uchebnik i praktikum, Moskow, Yurait, 2019, 253 p.
4. Grizik T. I. Poznavatel'noe razvitie detei 2-8 let : mir prirody i mir cheloveka: metod. posobie dlya vospitate-lei, Moskow, Prsveshchenie, 2015, 208 p.
5. Doronova T. N., Doronov S. G. K voprosu o realizatsii Federal'nogo gosudarstvennogo standarta dosh-kol'nogo obrazovaniya, Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie [Preschool Education Today. Theory and Practice], 2019, no. 3 (93), pp. 36-45.
6. Zaporozhets A. V. Psikhicheskoe razvitie rebenka. Izbrannye psikhologicheskie trudy v 2-kh t., vol. 1, Moskow, Pedagogika, 1986, 320 p.
7. Korotkova N. A. Sovremennye issledovaniya detskoi igry, Voprosy psikhologii, 1985, no. 2, pp. 163-169.
8. Leont'ev A. N. Lektsii po obshchei psikhologii : ucheb. posobie dlya studentov vysshikh ucheb. zavedenii, Moskow, Smysl; Akademiya, 2010, 509 p.
9. Mikerina A. S. Poznavatel'noe razvitie detei doshkol'nogo vozrasta v inegrirovan-nom obrazovatel'nom protsesse : аvoref. diss. kand. ped. nauk. FGBOU VPO «ChGPU», Chelyabinsk, 2013, 27 p.
10. Miklyaeva N. V. Raspisanie i plan nepreryvnoi obrazovatel'noi deyatel'nosti v detskom sadu: metod. posobie, Moskow, Arkti, 2017, 256 p.
11. Mikhailenko N. Ya., Korotkova N. A. Igra s pravilami v doshkol'nom vozraste, Moskow Akademicheskii Proekt, 2002, 160 p.
12. Mikhailova Z. A. Aktivizatsiya myslitel'noi deyatel'nosti rebenka v razvivayushchikh ig-rakh. Igra i dosh-kol'nik. Razvitie detei starshego doshkol'nogo vozrasta v igrovoi deyatel'nosti, Saint Petersburg, Detstvo-Press, 2007, 192 p.
13. Novoselova S. L. Igra doshkol'nika, Moskow, Prosveshchenie, 1989, 286 p.
14. Panfilova A. P. Igrovoe modelirovanie v deyatel'nosti pedagoga, Moskow, Akademiya, 2008, 368 p.
15. Sorokina A. I. Didakticheskie igry v detskom sadu, Moskow, Prosveshchenie, 2013, 96 p.
16. Udal'tsova E. I. Didakticheskie igry v vospitanii i obuchenii doshkol'nikov, Minsk, 2011, 117 p.
17. Uruntaeva G. A. Spetsifika didakticheskoi igry doshkol'nika, Doshkol'noe vospitanie [Preschool education], 2016, no. 2, pp. 8-15.
18. Shepilova N. A. Model' razvitiya professional'noi gotovnosti k innovatsionnoi deyatel'nosti pedagogov dosh-kol'noi obrazovatel'noi organizatsii, Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyi aspect [Contemporary higher education: innovative aspects], 2016, vol. 8, no. 3 (33), pp. 32-39.
19. Yakobson S. G., Doronova T. N. Psikhologicheskie printsipy formirovaniya nachal'nykh form uchebnoi deyatel'nosti u doshkol'nikov, Voprosy psikhologii, 1988, no. 3, pp. 30-36.
Шепилова Н. А. Моделирование непосредственно образовательной деятельности с использованием дидактических игр в дошкольной образовательной организации // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 1. С. 20-29
Shepilova N A. Modeling of Direct Educational Activities Using Didactic Games in Preschool Educational Organization, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2020, vol. 4, no. 1, pp. 20-29.
Дата поступления статьи - 28.11.2019; 0,97 печ. л.
Сведения об авторе
Шепилова Наталья Анатольевна - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия, [email protected].
Author:
Natalia A. Shepilova, Associate Professor, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of preschool and special education, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia; [email protected]