УДК 373. 24
РО!: 10. 23951/2307-6127-2018-3-16-23
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
А. В. Соколова
Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета в городе Нижнем Тагиле, Нижний Тагил
Описаны условия психолого-педагогического сопровождения дидактической игры дошкольников, которые могут быть учтены педагогами дошкольных образовательных организаций для повышения эффективности образовательного процесса. Охарактеризовано понятие «дидактическая игра» - это игра, специально создаваемая педагогом в целях воспитания и обучения детей. Выявлены виды дидактических игр по содержанию, виду познавательной деятельности, дидактического материала, характеру игровых действий. Описаны основные структурные компоненты дидактической игры: дидактическая и игровая задачи, игровые действия, игровые правила, результат, дидактический материал, сюжет и роль. Охарактеризованы основные этапы дидактической игры: подготовка к проведению, проведение и анализ игры. Представлена структура конструкта дидактической игры, который включает формулирование целей игры (дидактической и игровой), описание игровых действий, игровых правил и результата игры.
Ключевые слова: дидактическая игра, дидактическая задача, игровая задача, дидактический материал, игровые действия, игровые правила, виды дидактических игр, конструкт дидактической игры.
Многие педагоги дошкольной образовательной организации высказывают суждения о том, что действующий Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает отказ от обучения как целенаправленного процесса. Однако необходимо отметить, что данное суждение является необоснованным, так как еще исследования Л. С. Выготского свидетельствуют о том, что обучение является одним из важнейших условий развития ребенка. Л. С. Выготский, разводя понятия «обучение» и «развитие», подчеркивал, что в реальном взаимодействии с ребенком оба эти процесса неразрывно связаны, обогащают друг друга и выводят ребенка на качественно новый уровень развития. Именно эта неразрывность и взаимно усиливающее единство и позволили в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначить развитие как основополагающий процесс, но развитие системное, неизбежно включающее обучение, которое позволяет через взрослого, образовательную среду и деятельность вывести психические процессы ребенка на новую, высшую ступень. В связи с этим возникает необходимость выявления основных условий психолого-педагогического сопровождения дидактической игры дошкольников как эффективного средства организации обучения дошкольников [1, с. 112].
Под психолого-педагогическим сопровождением дидактической игры дошкольников будем понимать систему профессиональной деятельности педагога, направленную на создание условий для повышения эффективности использования потенциала дидактической игры в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Первым условием психолого-педагогического сопровождения дидактической игры дошкольников является понимание специфики структурных компонентов дидактической игры, таких как дидактическая и игровая задачи, игровые правила, игровые действия, результат, дидактический материал, сюжет и роль. Данное условие является важным, поскольку многие педагоги при организации дидактической игры не уделяют должного внимания осознанию структурных компонентов дидактической игры, что снижает эффективность применения дидактической игры в образовательном процессе.
Дидактическая игра - это игра, специально создаваемая педагогом в целях воспитания и обучения детей [2, с. 112].
В основном к структурным компонентам дидактической игры относят дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия (В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, О. Голе-цыова, Н. В. Захарюта, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова и др.). Однако структура дидактической игры должна быть представлена шире: дидактическая и игровая задачи, игровые действия, игровые правила, результат, дидактический материал, а также дополнительные, необязательные: сюжет и роль [3, с. 112].
В дидактической игре объединены два основных направления - игровое и обучающее (В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, А. И. Сорокина и др.). Специфика дидактической игры заключается в том, что в данной игре дидактическая задача формулируется перед детьми опосредованно, через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей (В. Н. Аване-сова), данный прием повышает интерес к игре и обеспечивает успешность решения дидактической задачи [4, с. 112].
При формулировании целей дидактической игры необходимо концентрировать внимание не столько на приобретении знаний, сколько на стимулировании интеллектуального развития ребенка, формировании его умственных способностей, которые позволят в дальнейшем ребенку решить новые познавательные задачи.
Успешность решения дидактической задачи зависит от четкого определения игровых действий, которые необходимы для освоения ребенком, правильного выбора средств, с помощью которых ребенок будет овладевать действиями, и определения характера связи между игровыми действиями и средствами (Л. А. Венгер, Ф. И. Блехер, А. В. Запорожец, Б. И. Хачапуридзе, К. Г. Мачабели и др.).
Проявление активности ребенка при реализации игровой цели принято называть игровым действием (Е. И. Удальцова). Игровые действия направлены на достижение конкретного результата и определяются игровыми правилами.
В процессе выполнения правил решаются дидактическая и игровая задачи. Разнообразие игровых действий помогает концентрировать детей на решении дидактической задачи. Е. И. Удальцова выделяет следующие виды игровых действий: предметные, ролевые, соревновательные, имитационные, загадывание и отгадывание. В. Н. Аванесова обозначает следующие виды игровых действий: выполнение поручений, загадывание и отгадывание, исполнение роли, т. е. изображение жизненных ситуаций, прятание и поиск, соревнование, игры в фанты или в запретный «штрафной» предмет.
При определении игровых действий также учитывают такие их параметры, как наличие связи с ролью (обусловлены или не обусловлены исполнением роли); характер организации деятельности (одинаковые или разные для всех участников игры; одновременные или поочередные); состав (простые или сложные); форма протекания (практические или умственные); содержание (игра в фанты или запретный предмет, выполнение поручений, загадывание и отгадывание, прятание и поиск, связанные с ответом, словом или действием, с торможением слова или действия; предметные, имитационные) [5, с. 13].
Игровые правила в дидактической игре способствуют организации игровых действий детей. Необходимо обращать внимание на то, чтобы игровое правило для ребенка становилось внутренним регулятором его деятельности, а не выступало как внешнее требование взрослого. Успешное решение дидактической и игровой задач достигается только при условии сознательного подчинения установленным правилам игры (А. К. Бондаренко, Н. Я. Михайленко, Н. И. Кустова, А. П. Усова и др.) [6, с. 11].
Игровые правила различают в зависимости от выбранного основания, так А. К. Бонда-ренко, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова выделяют следующие их виды: основные и дополнительные по отношению к дидактической задаче; простые и сложные по количеству элементов; коллективные и индивидуальные по характеру организации деятельности; конкретные и обобщенные по степени обобщенности; по выполняемой функции (направляющие действия детей по заданному пути; определяющие последовательность действий; делающие игру увлекательной; позволяющие взрослому косвенно воздействовать на детей, руководя игрой; регулирующие и формирующие взаимоотношения участников).
Еще одним компонентом дидактической задачи является дидактический материал (игрушки, игровые пособия, бытовые предметы, природоведческие материалы и т. д.), с которым дети производят необходимые действия. Дидактический материал должен соответствовать требованиям, выделенным К. Г. Мачабели, Б. И. Хачапуридзе: соответствие дидактической задаче; яркость, красочность, привлекательность, динамичность; исключение воздействия посторонних раздражителей; наличие вариантов для применения в разных условиях; разнообразие для использования его разных видов; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей [7, с. 13].
Результат игры заключается в решении игровой и дидактической задач посредством выполнения игровых действий в соответствии с игровыми правилами. Результат игры может быть материальным (составил картинку, выложил узор) или идеальным (выиграл, отгадал).
Сюжет и роль в дидактической игре выступают дополнительными, необязательными компонентами, помогающими ребенку принять дидактическую задачу через игровую, т. е. создать игровую ситуацию и скрыть дидактическую задачу [5, с. 14].
Дидактические игры принято разделять на виды:
1) основываясь на используемом дидактическом материале:
- игра с предметами и игрушками, игра-инсценировка;
- настольно-печатная игра, словесная игра [8, с. 23];
2) основываясь на содержании:
- математическая игра;
- речевая игра;
- музыкальная игра;
- природоведческая игра;
- игра для ознакомления с окружающим [9, с. 36];
3) основываясь на характере игровых действий:
- игра-путешествие, игра-предположение;
- игра-поручение, игра-загадка, игра-беседа [5, с. 103];
4) основываясь на познавательном интересе детей:
- интеллектуальная игра;
- эмоциональная игра, регулятивная игра;
- творческая игра;
- социальная игра [10, с. 112].
Вторым условием психолого-педагогического сопровождения дидактической игры дошкольников является умение спроектировать (т. е. создать конструкт дидактической игры, который включает: формулирование целей игры (дидактической и игровой), описание игровых действий, игровых правил и результата игры); организовать и провести дидактическую игру различных видов: по содержанию, познавательному интересу, виду дидактического материала, характеру игровых действий.
При подготовке к проведению дидактической игры педагогу следует четко сформулировать дидактическую задачу на основе программных требований и возраста детей, отобрать игру в соответствии с дидактической задачей, изучить содержание дидактической игры и осмыслить его, сформулировать игровую задачу, определить игровые действия, игровые правила. Выбрать дидактический материал, в случае необходимости разработать и подготовить его. Определить приемы руководства дидактической игрой, подготовить детей к игре (сформировать необходимые знания о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимых для решения игровой задачи).
При проведении дидактической игры следует учитывать последовательность следующих этапов: ознакомление детей с содержанием игры и дидактическим материалом; объяснение игровых правил, демонстрация игровых действий, определение роли педагога в игре, его участия в качестве играющего, болельщика или арбитра; подведение итогов игры.
Заранее продуманные структурные компоненты дидактической игры обеспечивают наиболее эффективную организацию данного вида игры, способствующей развитию дошкольников (табл. 1-3).
Таблица 1
Конструкт дидактической игры «Магазин»
| Задачи: дидактическая - развивать умение совершать покупки и считать до 5; игровая - приобрести ¡покупки в магазине............................................................................................................................................
Дидактический материал Игровые действия Игровые правила Результат
Загадки о товарах, товары, касса, прилавок, чеки, деньги, атрибуты кассира, продавца, покупателя Продавец отгадывает загадку, продает; покупатель загадывает загадку, оплачивает покупку; кассир принимает деньги, считает сдачу, выдает чек Продавец спрашивает у покупателя, что он хочет купить и сколько; покупатель загадывает загадку о желаемой покупке; продавец отгадывает загадку, определяет стоимость покупки и предлагает оплатить покупку; кассир рисует на чеке соответствующее количество палочек, выдает чек и сдает сдачу; покупатель подходит к продавцу с чеком и забирает покупку Продавец - продать как можно больше товара; кассир -выдать как можно больше чеков; покупатель - совершить желаемую покупку
Таблица 2 Конструкт дидактической игры «Разложи предметы по цвету»
| Задачи: дидактическая - развивать умение группировать предметы по цвету; игровая - выбрать картинку с ¡предметом и найти лист картона соответствующего цвета
Дидактический материал Игровые действия Игровые правила Результат
¡Листы цветного картона, карточки с ¡изображением цветов, ¡фруктов, овощей, животных Разложить представленные карточки в соответствии с цветом, называя изображенный предмет и его цвет Называть предметы и их цвет, рассказывать о назначении предмета; помогать друг другу при затруднении, только когда об этом попросят; соблюдать тишину Все карточки распределены по листам цветного картона
Таблица 3
Конструкт дидактической игры «Подбери словечко»
Задачи: дидактическая - развивать умение в выборе существительного к прилагательному; игровая -вспомнить и назвать, сошветствую.ще.е .с.ло.во.
Дидактический материал
Игровые действия Педагог кидает мяч ребенку и говорит прилагательное, ребенок ловит мяч и называет существительное, подходящее к названному прилагательному, затем кидает мяч следующему
Игровые правила
Результат
Мяч, карточки с качественными прилагательными:
размер предмета: большой, маленький, огромный, широкий; форма предмета: круглый, квадратный, плоский, прямой;
физические свойства предмета: жидкий,
вязкий, рассыпчатый;
цвет предмета: белый, желтый, красный;
вкус предмета: кислый, сладкий, горький,
соленый;
запах предмета: ароматный, пахучий, смрадный;
вес предмета: тяжелый, легкий, невесомый, увесистый;
температура предмета: холодный, горячий, прохладный, теплый; звук предмета: звонкий, оглушительный, тихий, громкий;
общая оценка предмета: вредный, полезный, важный и др.
Аккуратно кидать мяч, соблюдать тишину, подсказывать только по просьбе
затрудняющегося
Названы на каждое прилагательное минимум по 4 существительных
Зачастую предлагаемые в методических пособиях игры не содержат описания основных компонентов дидактической игры, в связи с этим возникает трудность с осмыслением назначения игры, игровыми действиями и в большей степени игровыми правилами.
Третьим условием психолого-педагогического сопровождения дидактической игры дошкольников является умение осуществить анализ проведенной дидактической игры.
Анализ проведенной игры направлен: 1) на выявление эффективности использованных игровых правил и игровых действий, соответствия их поставленным дидактической и игровой задачам; 2) определение соответствия используемого в дидактической игре дидактического материала дидактической и игровой задачам, игровым правилам и игровым действиям; 3) установление степени достижения результата дидактической игры; 4) выявление соблюдения этапов дидактической игры; 5) обозначение трудностей, возникающих у педагога и детей в процессе организации и проведения дидактической игры.
Рекомендуется проведение анализа проведенной игры осуществлять не только педагогу, но и детям посредством задавания примерных вопросов: какую задачу ты ставил перед собой в начале игры? какие действия ты осуществлял для решения поставленной задачи? что ты чувствовал, когда твои действия способствовали положительному результату? что ты чувствовал, когда твои действия способствовали отрицательному результату? тебе удалось решить задачу? что тебе помогло решить задачу? если не удалось решить задачу, что помешало? как ты думаешь, какие действия необходимо тебе совершать, чтобы успешно справиться с заданием?
Анализ психолого-педагогической литературы по психолого-педагогическому сопровождению дидактической игры позволил выделить его основные аспекты и представить информацию в систематизированном и упорядоченном виде (рисунок).
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
СТРУКТУРА
ЗАДАЧА ЗАДАЧА ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРОВАЯ МАТЕРИАЛ ДЕЙСТВИЯ
РЕЗУЛЬТАТ
ВИДЫ
ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛ
/\
—г—
СОДЕРЖАНИЕ
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
А А А А А /\ Д А !\ Д А А
I \ I \ I \ I \ I \ / \ / \ / \ / \ '» * \ , \ / \ / \ / \ / \
/ w I/ w w »/ \ / х/ \| \ \ м \/ \
' ' У У У ) 11 у V у I f V V V I
. \ Г 1
' <U ! § ц Л <и <U К <и
1 я . о \ = е м о <и л
Ч о ^ а К Я
1 S 1 л (D & м н О о
Рис . Схема структуры подвижной игры
Таким образом, к условиям психолого-педагогического сопровождения дидактической игры дошкольников относятся, во-первых, понимание специфики структурных компонентов дидактической игры, таких как: дидактическая и игровая задачи, игровые правила, игровые действия, результат, дидактический материал, сюжет и роль; во-вторых, умение спроектировать (т. е. создать конструкт дидактической игры, который включает: формулирование целей игры (дидактической и игровой), описание игровых действий, игровых правил и результата игры), организовать и провести дидактическую игру различных видов: по содержанию, познавательному интересу, виду дидактического материала, характеру игровых действий, в-третьих, осуществить анализ проведенной дидактической игры.
Список литературы
1. Выготский Л . С . Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии . 1966 . № 6 . С . 62-68.
2 . Исаева О . С . Методика организации дидактических игр // Дошкольник. 2015. № 8. URL: http://doshkolnik . ru/
pedagogika/13461-metodika-organizacii-didakticheskih-igr. html .
3 . Голецыова О . Игры в детском саду . М . : Просвещение, 1966 . 113 с .
4 . Аванесова В . Н . Дидактические игры / под ред . Н . Н . Поддьякова, В . Н . Аванесовой . М . : Просвещение, 1981.125 с .
5 . Урунтаева Г . Специфика дидактической игры дошкольника // Дошкольное воспитание . 2016 . № 2 . С . 8-15 .
6 . Усова А. П . Роль игры в воспитании детей / под ред . А. В . Запорожца . М . : Просвещение, 1976 . 135 с .
7 . Хачапуридзе Б. И . О построении дидактических материалов и игр . М . : Просвещение, 1966 . 115 с .
8 . Бондаренко А . К Дидактические игры в детском саду . М . : Просвещение, 1991. 223 с .
9 . Жолнерович Н . Игрушка: ее место и роль в воспитании ребенка // Пралеска . 2007 . № 12 . С . 35-37.
10 . Менджерицкая Д . В . Воспитателю о детской игре . М . : Просвещение, 1988. 150 с .
Соколова Анжела Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета в городе Нижнем Тагиле (Уральский проспект, 56, Нижний Тагил, Россия, 622049). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 03.05.2018
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-16-23
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PRESCHOOLERS' DIDACTIC GAMES
A. V Sokolova
Nizhny Tagil Branch of Russian State Vocational Pedagogical University, Nizhny Tagil,
Russian Federation
The article describes the conditions for the psychological-pedagogical accompanying of the didactic game of preschool children, which can be taken into account by educators of pre-school educational organizations. The concept of «didactic game» is a game specially created by the teacher for the purpose of education and training of children. Identified the types of didactic games: content (mathematical, speech, musical, natural history, to get acquainted with others), cognitive interest (intellectual, emotional, regulatory, creative, social), in the form of didactic material (games with objects and toys, printed games, verbal), by the nature of gaming action (games-travel; games-assumptions; games-errands; games-puzzles; games-conversations). Describes the major structural components of the didactic game: didactic games and tasks, actions, rules, result, didactic material, as well as additional, optional, the story and the role. The basic stages of didactic game are: preparation for carrying out, carrying out and the analysis of game. The structure of the construct of didactic game is presented, which includes: formulation of the goals of the game (didactic and game), description of game actions, rules and result of the game. Thus, to the conditions of psychological and pedagogical support of preschoolers' didactic game, we relate, firstly, understanding the specifics of the structural components of the didactic game, such as: didactic and game tasks, game actions, rules, result, didactic material, plot and role; secondly, the ability to design (i.e. create a design of a didactic game, which includes: formulation of the goal of the game (didactic and game), description of the game action, rules and the result of the game); and organize didactic games: content, according to the cognitive interest, by the type of didactic material, by the nature of game actions, thirdly, analyzing the conducted didactic game.
Key words: didactic game, didactic task, game problem, didactic material, game actions, game rules, types of didactic games, construct of didactic game.
References
1. Vygotskiy L . S . Igra i eye rol' v psikhicheskom razvitii rebenka [The game and its role in the mental development of the child] .
Voprosy psikhologii, 1966, no . 6, pp . 62-68 (in Russian) . 2 . Isaeva O . S . Metodika organizatsii didakticheskikh igr [Organization methods of didactic games] . Doshkol'nik, 2015, no . 8 (in
Russian) . URL: http://doshkolnik . ru/pedagogika/13461-metodika-organizacii-didakticheskih-igr. html . 3. Goletsyova O. Igry v detskom sadu [Games in kindergarten] . Moscow, Prosveshcheniye Publ . , 1966 . 113 p. (in Russian) . 4 . Avanesova V. N . Didakticheskiye igry [Didactic games] . Moscow, Prosveshcheniye Publ . , 1981.125 p . (in Russian) .
5 . Uruntaeva G . Spetsifika didakticheskoy igry doshkol'nika [The specificity of the preschooler's educational games] . Doshkol'noye
vospitaniye, 2016, no . 2, pp . 8-15 (in Russian) .
6 . Usova A . P Rol' igry v vospitanii detey [The role of the game in the upbringing of children] . Moscow, Prosveshcheniye Publ . ,
1976 . 135 p . (in Russian) .
7 . Khachapuridze B . I . O postroenii didakticheskikh materialov i igr [On the construction of didactic materials and games] . Moscow,
Prosveshcheniye Publ . , 1966 . 115 p . (in Russian) .
8 . Bondarenko A. K . Didakticheskiye igry v detskom sadu [Didactic games in kindergarten] . Moscow, Prosveshcheniye Publ . ,
1991. 223 p . (in Russian) .
9 . Zholnerovich N . Igrushka: eye mesto i rol' v vospitanii rebenka [Toy: its place and role in the upbringing of the child] . Praleska,
2007, no . 12, pp . 35-37 (in Russian) .
10 . Menzheritskaya D . V. Vospitatelyu o detskoy igre [To the teacher about the children's game] . Moscow, Prosveshcheniye Publ . ,
1988. 150 p . (in Russian) .
Sokolova A. V., Nizhny Tagil Branch of Russian State Vocational Pedagogical University (pr. Ural'skiy, 56, Nizhny Tagil, Russian Federation, 622049). E-mail: [email protected]