УДК 373.25
Т. С. Овчинникова
Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
В статье рассматриваются вопросы организации музыкального воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, интегрированных в общеразвивающие группы дошкольных организаций. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования коррекционная работа и инклюзивное образование детей с ОВЗ в группах компенсирующей и комбинированной направленности должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. Предметом анализа выступает содержание образовательной программы в разделе «Музыка», специфика планирования, а так же условия ее реализации.
In the article the questions of organization of musical education of preschool children with disabilities integrated in General groups of pre-school organizations. According to the requirements of Federal state educational standard of preschool education remedial works and inclusive education of children with special needs in groups of the compensating and combined orientation should take into account the peculiarities of development and specific educational needs of each category of children. The subject of analysis is the content of the educational program in section «Music», specificity of planning, and the conditions of its implementation.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, федеральный государственный образовательный стандарт, основная образовательная программа, адаптированная образовательная программа, образовательная область, музыкальное воспитание.
Key words: children with disabilities, Federal state educational standard, basic educational program, tailored educational program, an educational area, music education.
В связи с переходом дошкольного образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) возникла актуальная необходимость в создании адаптированных программ для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и определении ее специфики содержания обучения и воспитания этих детей в группах общеразвивающей направленности. В соответствии с ФГОС ДО, образование детей осуществляется в пяти образовательных областях, одна из которых «Музыка» [2].
Целью основной образовательной программы (ООП), согласно ФГОС ДО, представленной в разделе «Музыка», является развитие у ребенка активного слушания
© Овчинникова Т.С., 2015
96
музыкальных произведений и инициация самостоятельной музыкальной активности. Указанная цель достигается через решение следующих взаимосвязанных задач:
- развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений музыкального искусства;
- формирование элементарных представлений о видах музыкального искусства;
- реализацию самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей.
Результатом освоения ООП программы в образовательной области «Музыка»
следует считать:
• сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
• умение передавать выразительные музыкальные образы;
• воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;
• сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
• умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
• проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
Образовательная область «Музыка» органично проникает во все другие образовательные области и оказывает всестороннее гармоничное развитие детей (табл. 1).
Таблица 1
Взаимодействие образовательных областей
Физическое развитие Речевое развитие Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие
Развитие физических качеств для музыкальноритмической деятельности Музыкальное сопровождение различных видов детской деятельности и двигательной активности. Обучение релаксации и саморегуляции на основе музыкотерапии Развитие дикции, артикуляции, выразительности пения. Обогащение и расширение словарного запаса для закрепления результатов восприятия музыки Развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности. Практическое овладение детьми нормами речи. Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве, Формирование этических и эстетических ценности в реализации различных видов музыкальной деятельности Расширение кругозора в области музыки; формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства(опера, балет, мюзикл, симфоническая, народная музыка, эстрада). Сенсорное развитие через активизацию музыкальной отзывчивости
Согласно ст. 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяется адаптированной образовательной программой, принципы построения которой для инклю-
97
зивного образования в группах общеразвивающей направленности заключаются в следующем:
• соответствии содержанию общеобразовательной программы;
• усвоении детьми программы на разном уровне их образовательных возможностей;
• коррекции и компенсации нарушенных функций в специально организованной музыкальной деятельности [3].
Состав детей с ОВЗ в инклюзивных группах комбинированного вида, как правило, неоднородный и полиморфный, что, в свою очередь, обуславливает сложность организации образовательного процесса, содержание которого направлено на реализацию следующих дидактических принципов коррекционной и общей педагогики.
Согласно ФГОС ДО музыкальное воспитание осуществляется на основании следующих принципов общей педагогики:
- гуманизации - учет особенностей личности ребенка;
- сохранения уникальности и индивидуальности каждого ребенка;
- учета музыкальных интересов ребенка;
- свободы выбора, высказываний, самостоятельности;
- личностно-развивающего и гуманистического характера взаимоотношений взрослых и детей, поддержки и сотворчества;
- систематичности и последовательности;
- продуктивности (рисунок, танец, образ и т.д.);
- свободы эмоциональных проявлений.
Вместе с тем учет принципов коррекционной педагогики необходим для организации музыкального воспитания, не противоречащего здоровьесберегающей педагогике:
- структурно-системный принцип, согласно которому дефект рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое. Эффективность коррекционного процесса зависит от оптимально-рационального одновременного воздействия на всю систему, а не последовательно-изолированно на каждый ее элемент;
- принцип комплексности предполагает комплексное совместное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов;
- принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной психической недостаточности. С учетом данного принципа происходит объединение детей в подгруппы и их обучение;
- принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам - концентрам. Речевой материал располагается в пределах одной лексической темы, независимо
98
от вида деятельности. После усвоения материала первого концентра воспитанники должны уметь общаться в пределах этой темы. Каждый последующий концентр предусматривает закрепление изученного материала и овладение новыми знаниями. Отбор языкового материала в рамках концентра осуществляется в соответствии с разными видами речевой деятельности. В пределах концентров выделяются микроконцентры, имеющие конкретную цель. Характерные признаки микроконцентров - ограниченность пределами одного вида упражнений, простая структура операций, небольшое количество, относительная непродолжительность, получение результатов сразу же после окончания работы. Реализуя принцип концентризма, дефектолог и другие специалисты в течение одной недели ежедневно организуют изучение определенной лексической темы. Монотемная работа над лексикой способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях;
- цикличность в учебном процессе чрезвычайно важна для закрепления освоенного материала. Это имеет особенно большое значение для детей со сниженной мнемической деятельностью и недостаточным контролем поведения. Соблюдение данного принципа обусловливает: 1) высокую мотивированность речевого общения; 2) доступность материала, который располагается в соответствии с общедидактическим требованием «от легкого к трудному», от уже усвоенного к новому;
- принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложному и от известного к неизвестному.
- принцип коммуникативности. Реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. Этот принцип предполагает использование на занятиях ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, применение коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям и творческим видам занятий, предусматривающим вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация;
- принцип минимизации предполагает отбор необходимого минимума речевого материала (фонетического, лексического, грамматического), ситуаций и тем общения, соответствующих целям, задачам и этапам каждой ступени коррекционно-развивающего обучения;
- принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания;
- принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства формирующейся личности, как сфера желаний и интересов, эмоци-
99
онально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка;
- принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности), а также аудивизуальных методов обучения, мнемотехники, психокоррекции и пр.;
- принцип сознательности обеспечивается формированием чувства языка и языковых обобщений;
- принцип активности, обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности.
Обладая большой силой эмоционального воздействия, музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического и нравственного развития, воспитывая чувства человека и формируя его вкусы. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.
Особенности детей с ОВЗ выражаются в эмоционально-волевой незрелости, отставании разной степени выраженности психомоторного, когнитивного и креативного развития, проявлениях социальной дезадаптации, обусловленных несформированностью духовных и нравственных ценностей. Музыкальное воспитание детей в условиях инклюзивной группы необходимо организовать таким образом, чтобы решать не только общеобразовательные задачи, но и осуществлять необходимую для этих детей коррекцию.
Содержание адаптированной основной образовательной программы (АООП) в образовательной области «Музыка» осуществляется в различных видах музыкальной деятельности: пении, восприятии музыки, ритмике, музицировании и реализуется в разных формах с помощью специальных коррекционных технологий обучения.
Задачи раздела « Восприятие»
• ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
• развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
• развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности;
• формирование музыкального вкуса;
• развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи раздела «Пение»
• формирование у детей певческих умений и навыков;
100
• обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
• развитие музыкального слуха: различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
• развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Задачи раздела «Музыкально-ритмическое движение»
• развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;
• обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;
• обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
• развитие художественно-творческих способностей.
Задачи раздела «Музицирование»
• совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;
• развитие волевых качеств: выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости;
• развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;
• знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.
Задачи раздела «Творчество»: песенное, музыкально-
игровое, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах
• развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;
• способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;
• развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.
При создании АООп необходимо решать не только общеразвивающие, но и в обязательном порядке коррекционные задачи:
• обогащать эмотивный словарь детей и учить их не только рефлексировать, но и учить вербально передавать свои чувства, настроения и переживания;
101
• учить детей просодическим навыкам речи, интонированию и голосоведению через элементарную певческую деятельность; развивать чувство ритма, серийность движений;
• учить выразительности движений и инициировать детей к самовыражению чрез создание музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях;
• расширять опыт владения разнообразных действий с предметами во время танцев, музыкально-ритмических упражнений (с флажками, листьями, платочками, погремушками, мячами, шарами и др.);
Специфика содержания освоения образовательной области «Музыка» для детей с ОВЗ в инклюзивных группах отражается в рабочих программах музыкального руководителя во всех разделах программы.
Музыкальные занятия на всех возрастных ступенях обучения детей проводят совместно музыкальный руководитель и воспитатель под контролем коррекционного педагога, обеспечивающего здоровьесберегающую составляющую занятий. Элементы музыкально-ритмических занятий коррекционный педагог и воспитатели группы используют с детьми в непосредственной образовательной деятельности (НОД) и совместной образовательной деятельности (СОД).
В группах для детей трех-четырех лет имеет особое значение взаимодействие коррекционного педагога, музыкального руководителя и воспитателей. Необходимо отметить, что при интеграции детей с выраженными нарушениями коррекционный педагог выступает в роли тьютора на занятии, поскольку у детей значительное отставание в познавательной и моторной деятельности. Коррекционный педагог помогает в: работе с неречевыми (музыкальными) звуками; формировании у детей сосредоточения на звуке; упражнениях на определение местонахождения источника звука; обучении сравнению контрастных и близких по звучанию музыкальных звуков, - не отвлекая при этом всех остальных детей группы.
Музыкальная, физкультурная и коррекционная НОД имеют общую составляющую в плане выработки динамической координации движений: четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме; удержания двигательной программы при выполнении последовательно организованных движений. Для детей с ОВЗ в этом возрасте особое значение имеют упражнения по развитию движений кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (зрительного, слухового и тактильного анализаторов). Эти упражнения целесообразно проводить в СОД с использованием музыки: в режимных моментах, гимнастиках, физкультурных и динамических паузах.
Музыкальное воспитание детей на старшего возраста направлено на формирование у них способности эмоционально, адекватно воспри-
102
нимать разную музыку, развитие слухового внимания и сосредоточения, музыкального слуха (звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового), привлечение их к участию в различных видах музыкальной деятельности (пение, танцы, музыкально-дидактические и хороводные игры, игры на детских музыкальных инструментах). Большое внимание в этом возрасте уделяется самостоятельной деятельности детей в центрах музыкальной активности: обучению играм с музыкальными игрушками и инструментами, музыкально-дидактическими пособиями. Согласно плану рабочей программы музыкальный руководитель ежемесячно обновляет музыкальную предметно-развивающую среду в каждой группе: добавляя аудио материал для слушания и рисования, новые дидактические игры, задания для музыкального творчества. Музыка, рекомендованная для прослушивания может, использоваться специалистами в НОД во время рисования, в словесных, подвижных, театрализованных играх. Одни и те же мелодии, музыкальные инструменты и игрушки могут применяться в разных вариантах. Это позволяет не только вызывать у детей положительные эмоции, но и устанавливать связи между цветом и звуком, величиной и звуком, звуком и словом и т. п.
Таким образом, организация обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в настоящее время представляет ряд нерешенных проблем.
На уровне содержания:
- не разработано содержание АООП в разделе «Музыка» для детей с сенсорными, интеллектуальными и двигательными нарушениями, учитывающее специфику развития этих категорий детей, позволяющее уравновесить образовательный и коррекционный компоненты образовательной программы в соответствии с адресными потребностями воспитанников;
- представляется невозможным обеспечить высокий уровень дифференцированного обучения при высокой наполняемости групп и разнородности контингента по степени выраженности нарушений и разнообразии их структуры.
На уровне образовательной среды:
- не обеспечена диверсификация, полифункциональность и трансформируемость центров музыкальной активности, в которых решалась бы задача инициации самовыражения и активизации творческой активности;
- не обеспечена идеологическая целостность образовательного процесса, способствующая решению коррекционных и общеобразовательных задач;
- отсутствует координация программ всех специалистов и понимания, что музыкальное воспитание это не только досуг и развлечение, а одно из эффективных способов воздействия, оптимизирующего образование;
103
На уровне кадрового обеспечения и коммуникативных отношений:
- в инклюзивных группах работают педагоги не имеющие специального образования, не владеющие коррекционными технологиями в сфере музыкального обучения и воспитания.
Решение этих задач, представленное в настоящей публикации, возможно при качественно новом подходе к организации музыкального воспитания в условиях инклюзивного образования. Оно заключается в определении специфики, содержания музыкального воспитания дошкольников с ОВЗ, составления рабочей программы с учетом двигательных, музыкальных и когнитивных возможностей детей с ОВЗ, включенных в группу со здоровыми детьми.
Список литературы
1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования: приказ Минобрнауки РФ № 1014 от 30.08.2013 г.
2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.
3. Об образовании в Российской федерации: федер. закон № 273-ФЗ от 29.12.2012.
104