РАЗВИТИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР, ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Викторова Ю.А.,
студент ИНПО, 5 курс, группа ДИ-16 ФГБОУ ВО «ХГУ им.Н. Ф Катанова» Жуйкова Т.П.
Научный руководитель канд. пед. наук, доцент ХГУ, г. Абакан ФГБОУ ВО «ХГУ им.Н. Ф Катанова»
DEVELOPMENT OF COMPUTATIONAL ACTIVITY BY MEANS OF MATHEMATICAL GAMES
FOR OLDER PRESCHOOL CHILDREN
Viktorova Yu.,
INPO student, 5th year, group DI-16 Khsu named after N.F. Katanov Zhuikova T.
Supervisor
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of khsu, Abakan
Khsu named after N.F. Katanov
Аннотация
В статье представлен анализ проблемы обучения детей математике. Одна из проблем математической подготовки детей это проблема развития умения решать арифметические задачи, а также понимать компоненты, входящие в структуру арифметической задачи, умения составлять простые арифметические задачи. Овладение счетом у детей дошкольного возраста оказывает огромное влияние в умственном и интеллектуальном развитии ребенка. Также в работе представлены точки зрения разных авторов. Проанализированы условия развития вычислительной деятельности, средствами математических игр. Согласно проделанной работы, математические игры эффективно влияют на обучение решению задач детей старшего дошкольного возраста.
Abstract
The article presents an analysis of the problem of teaching children mathematics. One of the problems of mathematical training of children is the problem of developing the ability to solve arithmetic problems, as well as to understand the components included in the structure of an arithmetic problem, the ability to make simple arithmetic problems.
Learning to count in preschool children has a huge impact on the child's mental and intellectual development. The paper also presents the points of view of different authors. The conditions for the development of computational activity by means of mathematical games are analyzed. According to the work done, math games effectively affect the learning of problem solving for older preschool children.
Ключевые слова: вычислительная деятельность, задачи, математические игры.
Keywords: computing activities, problems, and math games.
В настоящее время в связи с введением новых стандартов начального общего образования существенно изменились требования к математической подготовке детей к обучению в школе. Современные педагогические исследования (А.В. Белоши-стая, Л.В. Воронина, В.А. Козлова, Л.Г. Петерсон и др.) выявили очевидные недостатки традиционно осуществляемой в детском саду работы по формированию математических представлений, обусловленные преимущественной ориентацией образовательного процесса на освоение детьми предметных знаний, умений и навыков, преобладанием репродуктивных методов обучения и использованием фронтальных занятий в качестве ведущей формы его организации, что актуализирует пересмотр целевых и содержательных аспектов образовательного процесса, поиск новых форм и способов взаимодействия педагога с детьми.
Одной из задач воспитания всесторонне и гармонично развитой личности является задача умственного воспитания детей дошкольного возраста. Большое влияние на этот процесс оказывает развитие у детей элементарных математически представлений, включая развитие вычислительной деятельности. Математика имеет уникальный развивающий эффект. Ее изучение развивает память, речь, воображение, эмоции; формирует терпение, настойчивость, творческий потенциал человека. Развитию у ребенка математических представлений способствует игровая деятельность, в частности дидактические игры
Игровая форма обучения привлекает ребёнка, вызывает большой интерес к обучению, помогает ребёнку приобрести прочные знания и оказывает положительное влияние на усвоение материала.
Н.Я. Михайленко писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - труд, серьёзная форма воспитания, способ познания, окружающего».
Овладение счетом у детей дошкольного возраста оказывает огромное влияние в умственном и интеллектуальном развитии ребенка. Одна из главных задач педагога - развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте
Вычислительное умение предполагает усвоение вычислительного приема. Любой вычислительный прием можно представить в виде последовательности операций, выполнение каждой из которых связано с определенным математическим понятием или свойством.
Игра - потребность развивающейся детской психики. В процессе игры развивается физическая сила и психика ребенка. В игре у детей вырабатываются выдержка и умение взвешивать обстоятельства, развиваются организационные навыки и т.д.
Для детей старшего дошкольного возраста игра получает дополнительный смысл: игра - это и учеба, и труд, и форма воспитания. Потребность в игре, желание играть у старших дошкольников необходимо грамотно использовать в целях решения образовательных задач, то есть от простой игры переходить к игре дидактических. Игра, таким образом, будет являться средством обучения и воспитания; но при условии, если игра будет интегрирована в педагогико-воспитательном процессе.
Проблема обучения детей математике интересовала ученых на протяжении многих веков. В ХУП-ХГХ вв. такие педагоги, как: Я.А. Коменский, Джордж Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, М. Монтессори и другие пришли к выводу о необходимости специальной подготовки детей дошкольного возраста.
Огромный вклад в методику математики внес И.Г. Песталоцци. «Он называл свою теорию образования «элементарной», так как считал, что развитие ребёнка должно начинаться с наипростейших элементов и двигаться уже к сложным.
Им была разработана система расположенных в определенной последовательности упражнений, с целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности. Вслед за Я. А. Коменским И. Г. Песталоцци придавал значение наглядности в обучении как средству развития у ребенка умения в процессе наблюдения сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними. С целью облегчить ребенку наблюдения и упорядочить их он выделил простейшие элементы, общие для всех учебных предметов и потому являющиеся исходными для любого предмета. Первоначальное обучение счету И. Г Песталоцци предложил начинать с единицы: на основе сочетания разъединения единиц давать детям наглядные представления о свойствах чисел.
Известный советский психолог Л. С. Выготский подчеркивал, что надо ориентироваться всегда «на зону ближайшего развития». Он писал: «...мы
можем учесть не только законченный уже на сегодняшний день процесс развития, не только уже завершенные его циклы, не только проделанные уже процессы созревания, но и те процессы, которые сейчас находятся в состоянии становления, которые только созревают, только развиваются». [2].
Н.М. Никитин (1952), Я.Ф. Чекмарев (1960), А.М. Леушина (1974) считают, что арифметические действия должны вводиться в связи с решением арифметических задач, раскрывающим ребенку смысл этих действий.
Сложение и вычитание чисел в ряде психологических и педагогических исследований трактуются как более совершенная по сравнению с пересчетом предметов форма счета, осуществляемая уже с числами. Отсюда естественное для представителей этой точки зрения описание уровней освоения этих действий: а) пересчет предметов; б) присчитывание по единице к заданному числу; в) операции сложения и вычитания чисел.
Важной задачей в старшей группе остается установление связей между смежными числами, понимание их отношений в пределах 10. Какое число следует за каким, какое из смежных чисел больше или меньше и как их сделать равными. Для этого все изучаемые детьми числа сравниваются на конкретном материале. Например, два мяча меньше, чем три квадрата. Знания закрепляются на разных группах предметах, чтобы дети убедились в постоянстве отношений между числами. Детей учат различать порядковый и количественный счет. Считая предметы по порядку, необходимо условиться с какой стороны надо считать. Так как именно от этого зависит результат счета. Например, если дети пересчитывают 10 игрушек слева направо, то матрешка будет третья, а если считать справа налево, то матрешка будет восьмая. Порядковый счет используется при определении того, которым, каким по счету стоит предмет. [1]
Такое представление подкрепляется наблюдением: к сложению и вычитанию чисел дети переходят после того, как овладевают пересчетом и присчитыванием. В методике А.С. Пчелко (1953) таблицу сложения и вычитания рекомендуется усваивать в процессе выполнения упражнений по присчитыванию предметов. Ф.Н. Блехер (1959), рассматривая вопрос об обучении дошкольников счету, позиционирует присчитывание как «ведущее звено в производстве арифметического действия сложения». По воззрению В.П. Андронова (1979), умственное действие сложения возникает из предметного действия пересчитывания вследствие особого сокращения последнего.
В научных работах А.М. Леушиной и Я.Ф. Чекмарева: «Арифметические действия рассматриваются в качестве средства осуществления такой деятельности как решение арифметической задачи. В соответствии с таким пониманием А.М. Леушина считает: самое главное при обучении детей выделить фиксируемый в знаковом выражении смысл арифметического действия. Поэтому дети, решая конкретные арифметические задачи, должны научиться при помощи взрослого
правильно использовать нужные арифметические знаки. Но, как выяснилось, подобное обучение не обеспечивает овладения ребенком смыслом арифметических действий. Оказалось, что дети ориентируются при выборе знака на побочные признаки, например, на особенности словесного оформления задачи. Так, наличие слова «прилетели» дети ассоциируют со сложением, а слова «улетели» -с вычитанием». [3]
«Формирование вычислительной деятельности в детском саду обусловливает необходимость применения новых форм развивающих занятий. Воспитатели детского сада должны умело варьировать формы и методы обучения. Должен осуществляться поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей» [4].
Кроме того, многообразие подходов к проблеме вычислительной деятельности у детей дошкольного возраста определило одну из задач нашего исследования. Исследуя психолого-педагогическую литературу, мы попытались выявить особенности усвоения детьми старшего дошкольного возраста сущности арифметических действий, т.к. критерием освоения детьми арифметических действий является их умение решать простые арифметические задачи.
Важное условие, обеспечивающее положительный результат в работе творческое отношение педагога к математическим играм: варьирование игровых ситуаций и вопросов, индивидуализация требований к воспитанникам, повторение игр в том же виде или с усложнением. Необходимым считается развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи. Воспитателю должен знать не только, методы обучения дошкольников, но и то, сам смысл (чему он их обучает), то есть ему должна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые он формирует у детей. Математические задания используются во всех сферах работы по формированию вычислительной деятельности: в утренней гимнастике; физкультурных занятиях; в повседневной жизни; интенсивном отдыхе и непосредственно, в самостоятельной поисковой деятельности. Игры математического содержания (словесные и с внедрением пособий), при верной организации и руководстве могут помочь развитию познавательных
способностей у детей, формированию внимания к работе с числами, решению задач, совершенствованию математических представлений.
Задача педагога — организовать деятельность детей, ибо только в деятельности совершается развитие ребенка. Когда перед ребенком ставится та или иная задача, у него появляется потребность ее решить. Но он может это сделать, лишь усвоив новые способы действия, поведения, мышления. И возникает противоречие между необходимостью и возможностями, между известным и неизвестным. Это противоречие и является движущей силой развития. Через деятельность, направляемую педагогом, обучение влияет на развитие ребенка».
Одна из проблем математической подготовки детей это проблема развития умениярешать арифметические задачи, а также понимать компоненты, входящие в структуру арифметической задачи, умения составлять простые арифметические задачи. Именно этому вопросу посвящена экспериментальная работа.
Мы использовали с детьми игры на вычислительную деятельность. Констатирующий этап показал, что развитие счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста находится в основном на низком и среднем уровнях.
Для наиболее успешного формирования вычислительной деятельности у детей, на формирующем этапе мы составили план работы. Были подобраны болге 20 математических игр по формированию вычислительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, которые проводились поэтапно.
Были подобраны игры по методике В.В. Зайцева.
1. Последовательность натуральных чисел в пределах 10
Детей упражняли в счете предметов в пределах 10 со сменой направления счета. Дети считали по порядку слева направо, справа налево в зависимости от условий, при этом убеждались, что количественный счет не зависит от направления, а порядковый - зависит.
Задание. Вставь пропущенные числа в ряду:
а) 1, 2, ..., 4, ..., 5, ..., 7, ...., 9, ...
б) 10, 9, ...,7, ....,....., 4, ...., ...., 1.
2. Задачи на нахождение остатка раскрывают конкретный смысл действия вычитания.
«В тарелке было 8 яблок. Три яблока взяли. Сколько яблок осталось в тарелке?». Например:
8
« -у V -у -»
t А I Л |
I ■ ■ • |
J \ ' . '
т' »__*
Рисунок 1 - Пример решения задач на нахождение остатка с использованием предметного множества
3. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Решение задач данного вида основывается на знании и умении применять следующее правило: «Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое». Как оказалось, дети не всегда осознанно используют это пра-
вило, и решение данного вида задач часто происходит формально. Поэтому, при решение этого вида задач мы использовали следующие средства:
1. Построение моделей в виде отрезков. Построим модель к следующей задаче: «В гараже было 5 грузовых и несколько легковых машин. Всего в гараже было 8 машин. Сколько легковых машин было в гараже? »
Рисунок 2 - Схема решения задачи на нахождение неизвестного слагаемого с использованием отрезков
4. Прибавление и вычитание чисел 2, 3 и 4 по частям.
5 + 2 = 7 - 2 = 6 + 3 = 8 - 3 = 5 + 4 = 9 - 4 =
5 + 1 + 1 7 - 1 - 1 6 + 2 + 1 8 - 2 - 1 5 + 2+ 2 9 - 2 - 2
В рамках этого этапа работы мы представили игры, благодаря которым, дети подробно анализировали условия задачи, подходя к вопросу (цели) самостоятельно решили поставленную проблему.
Таким образом, сделаем следующие выводы: вычислительная деятельность направлена на формирование счета у детей старшего дошкольного возраста и дает получить определенный объем знаний.
Список литературы
1. ЗайцгвВВ. Магемагикадлядетей дошкольного возраста / ВВ. Зайцев. - М.: Владос, 1999. -62 с.
2. Колесникова.Е.В Математика для детей 67 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2006
3. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1974
4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 2009
PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF INFORMATION TECHNOLOGIES OF MODERN SOCIETY
Dzhedzhula O.
Vinnytsia National Agrarian University, Head of the Department of Mathematics, Physics and Computer Technologies, Professor
Abstract
The priorities of 21st century education are aimed at personal development. In such conditions, the problem of using the problem of using information technology for professional and personal self-development of the student is becoming increasingly important. The article considers the features of educational information university environments, the creation of a web portfolio, the introduction into the educational process of modern forms of education that comprehensively provide professional and personal self-development of students.
Keywords: professional and personal self-development, information technologies, information educational environment.
Prospects for further successful development have only countries in which intellectual professions have become widespread, and investment in human development is a priority. However, the employment problems of university graduates, the imperfect system of university funding and the lack of a reliable and consistent system of higher education reform have a negative impact on the quality of training. Modern education is developing in the conditions of rapid informatization, globalization and integration of society, which radically change the labor market and the requirements for higher education. Economic and social problems at the global and national levels are exacerbated by a number of factors that can be addressed at the university level by updating the content of education, introducing innovative forms and technologies of learning. The main vector of educational reforms should be a change in the priorities of higher education pedagogy, which should be aimed at preparing a person for life, the development of his personal qualities.
A characteristic feature of modern society is its human-oriented orientation, according to which the most important indicator of progress is the individual development of the individual, his abilities, thinking, satisfaction of cognitive needs and wants. Therefore,
future professionals should be created to constantly update their knowledge, professional skills and abilities, enrich the experience of cognitive and practical activities, supported by relevant value orientations.
To date, the format of the educational process does not contribute to the comprehensive development of personality. The traditional focus of didactic tasks on the system of scientific knowledge, skills and abilities is outdated. In today's changing world, the training of future professionals for self-educational activities is becoming relevant. It is no coincidence that the paradigm of competence has become the conceptual basis of higher education in most countries of the world.
Studies of the problem of self-development attract the attention of many modern scientists and are widely studied in the works of L.S. Vyhotskoho, O.M. Leon-tyeva, S.L.Rubinshteyna, A. Maslou, K. Rodzhersa, V.I. Slobodchykova, H.A. Tsukerman, B.M. Master-ova, P.F. Kaptyeryeva, L.M. Kulikovoyi, V.H. Maral-ova, T.V. Tykhonovoyi, L.I. Zyazyun, H.K. Selevko, V.I. Andryeyeva, L M. Mitinoyi, K. Albukhanovoyi Slavskoyi, I. D. Bekha, S. B. Kuzikovoyi. However, the potential of information technology for professional and personal self-development of students while studying at the university requires detailed research.