КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА (СУРДОПЕДАГОГИКА И ТИФЛОПЕДАГОГИКА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА И ЛОГОПЕДИЯ)
Из опыта работы по обучению детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи решению элементарных
арифметических задач Бордунова О. В.
Бордунова Ольга Валерьевна /Bordunova Olga Valeryevna -учитель-дефектолог, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Специальная (коррекционная) школа № 1708, г. Москва
Аннотация: обучение элементарным арифметическим действиям детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) затруднено низким уровнем их познавательного развития, несформированностью речевой функции. В статье описаны четыре этапа обучения детей с ТНР для прочного формирования навыков элементарных арифметических действий.
Abstract: older preschool children with severe speech disorders (SSD) have their learning of elementary arithmetic operations complicated by their low level of cognitive development and unformed language function. This article describes the four stages of children with SSD education for formation of strong lasting skills of elementary arithmetic.
Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, дефектология, элементарные арифметические действия, арифметические задачи, задачи-драматизации, задачи-иллюстрации.
Keywords: heavy speech pathology, defectology, elementary arithmetic, arithmetic problems, problem-dramatization, problem-illustration.
Обучение элементарным арифметическим действиям детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) затруднено низким уровнем их познавательного развития, несформированностью речевой функции, развития мелкой моторики рук. Наиболее типичными для детей с ТНР являются трудности в усвоении числового ряда и его свойств, смысла счетного действия, написании цифр, неспособность перевода задачи из словесной формы в цифровую [3].
В государственном бюджетном образовательном учреждении города Москвы «Специальная (коррекционная) школа № 1708» накоплен опыт по обучению детей старшего дошкольного возраста с ТНР элементарным арифметическим действиям: вычислению, различению позиций цифр в системе чисел 23, 32, 12, 21 и знаков «+», «-», «=», операций «сложения» и «вычитания».
Мы обучаем детей в четыре этапа. Первый этап - подготовительный. Основной целью его является обучение действиям с множествами. Подготовительными упражнениями являются действия на выделение части множества «часть - целое», доводится до понимания смысл выражений «больше на...», «меньше на...». На этом этапе мы знакомим детей с цифрами; закрепляем знания по образованию чисел первого десятка; учим раскладывать число на два меньших и получать из двух меньших одно большее.
На втором этапе мы учим детей составлять задачи, понимать их отличие от рассказа и загадки; выделять структуру задачи; анализировать задачи, устанавливать отношения между данными и искомым.
При обучении составлению задач мы показываем детям, чем отличается задача от рассказа или загадки. Для этого используются игровые упражнения «Определи, где рассказ, а где задача?», «Задай вопрос к задаче», «Выбери верный вопрос к задаче» и др. Постепенно дети начинают понимать, что решать задачу означает понять и рассказать, какие действия нужно выполнить над данными в ней числами, чтобы получить ответ. Они начинают выделять в структуре задачи условие, вопрос, решение, ответ. Выяснив структуру задачи, дети могут переходить к выделению в ней отдельных частей.
Устанавливая связь между данными и искомым, ребенок учится выбирать для решения необходимое арифметическое действие. С этой целью мы предлагаем детям решать задачи, в которых вторым слагаемым или вычитаемым является число 1 [1].
Детей с ТНР следует упражнять в повторении простейшей задачи в целом и отдельных ее частей. Мы предлагаем одним детям повторить условие задачи, а другим поставить в этой задаче вопрос. Формулируя вопрос, они, как правило, употребляют слова «стало», «осталось». Поэтому мы употребляем глаголы, отражающие действия по содержанию задачи (прилетели, купили, выросли, гуляют, играют и т. д.). Когда дети научатся правильно формулировать вопрос, мы переходим к обучению анализировать арифметические задачи, устанавливать отношения между данными и искомым [4].С установлением этих отношений ребенок приходит к пониманию смысла арифметических действий «прибавить», «вычесть», «получится», «останется». Вначале мы помогаем детям с ТНР формулировать и записывать арифметическое действие, пользуясь цифрами и знаками «+», «-», «=», затем они справляются с этим самостоятельно.
На третьем этапе мы учим детей формулировать арифметические действия (сложение, вычитание), различать их, составлять задачи на заданное арифметическое действие.
После того как дети научатся находить ответ на вопрос задачи, опираясь на свои знания последовательности чисел, связей и отношений между ними, мы знакомим их с арифметическими действиями сложения и вычитания, раскрываем их смысл, учим формулировать их и «записывать» с помощью цифр и знаков в виде числового примера.
На первых занятиях словесная формулировка арифметического действия подкрепляется практическими действиями с предметами. Постепенно мы переходим к решению задач в абстрактном плане. После того как дети усвоят формулировку действия сложения, мы переходим к обучению формулировке вычитания.
На четвертом этапе мы обучаем детей с ТНР приемам вычисления -«Присчитывание и отсчитывание единицы». Если до этого вторым слагаемым или вычитаемым в решаемых задачах было число 1, то теперь мы показываем, как следует прибавлять или вычитать числа 2 и 3. Это позволяет разнообразить числовые данные задачи и углубить понимание отношений между ними, предупреждает автоматизм в ответах детей. При этом внимание детей обращаем на то, что нет необходимости при сложении пересчитывать по единице первое число, оно уже известно, а второе число (второе слагаемое) следует присчитывать по единице. Этот процесс напоминает детям то, что они делали, когда считали дальше от любого числа до указанного им числа. При вычитании же чисел 2 или 3 мы вычитали это число из уменьшаемого по единице.
Чтобы повысить эффективности процесса обучения детей с ТНР элементарным арифметическим действиям мы используем задачи-драматизации и задачи-иллюстрации. В задачах-драматизациях смысл арифметических вычислений раскрывается в наглядной форме. Дети начинают понимать, что в арифметической задаче отражается конкретная жизнь людей. Задачи этого типа особенно ценны на первом этапе обучения: дети учатся составлять задачи про самих себя, рассказывать о
действиях друг друга, ставить вопрос для решения, поэтому структура задачи на примере задач-драматизаций наиболее доступна детям.
Задачи-иллюстрации используются нами для развития воображения, памяти, формирования умение самостоятельно придумывать задачи. При решении задач-иллюстраций посредством игрушек, картинок, мультимедийных средств создается простор для разнообразия сюжетов [2].
Результатом нашей деятельности являются достаточно прочно сформированные навыки элементарных арифметических действий.
Литература
1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2003.
2. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / М.: Просвещение, 1988.
3. Калинченко А. В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод, пособие / А. В. Калинченко. М.: Айрис-пресс, 2005.
4. Каменченко А. В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод. пособие. М.: Айрис-пресс, 2005.
«Эбру» - искусство рисования на воде как средство познания мира и развития эстетического восприятия у детей с ограниченными возможностями Могильченко О. А.
Могильченко Оксана Анатольевна /Mogilchenko Oksana Anatolievna - воспитатель, Государственное казённое учреждение города Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Сколковский» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, г. Москва
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена особенностью воздействия Эбру (рисование на воде) на ребёнка без насилия над личностью, показывая необходимость самостоятельно понимать и решать свои проблемы. У ребёнка в процессе рисования на воде начинают согласовываться чувства, логическое мышление, память, движения и, в конечном итоге, ребенок успешно интегрируется в социальном обществе [1, 2].
Abstract: the relevance of the topic chosen due to the impact of feature Ebru (drawing water) to the child without violence against the person, showing the need to independently understand and solve their problems. The child in the process of drawing on the water begin to consistent feelings, logical thinking, memory, movement and, ultimately, the child is, successfully integrating a social society [1, 2].
Ключевые слова: арттерапия, эбру, эстетическое восприятие, гармонизация личности, нетрадиционные техники рисования.
Keywords: art therapy, ebru, aesthetic perception, harmonization of personality, non-traditional painting techniques.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Василий Александрович Сухомлинский