действиях друг друга, ставить вопрос для решения, поэтому структура задачи на примере задач-драматизаций наиболее доступна детям.
Задачи-иллюстрации используются нами для развития воображения, памяти, формирования умение самостоятельно придумывать задачи. При решении задач-иллюстраций посредством игрушек, картинок, мультимедийных средств создается простор для разнообразия сюжетов [2].
Результатом нашей деятельности являются достаточно прочно сформированные навыки элементарных арифметических действий.
Литература
1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2003.
2. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / М.: Просвещение, 1988.
3. Калинченко А. В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод, пособие / А. В. Калинченко. М.: Айрис-пресс, 2005.
4. Каменченко А. В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод. пособие. М.: Айрис-пресс, 2005.
«Эбру» - искусство рисования на воде как средство познания мира и развития эстетического восприятия у детей с ограниченными возможностями Могильченко О. А.
Могильченко Оксана Анатольевна /Mogilchenko Oksana Anatolievna - воспитатель, Государственное казённое учреждение города Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Сколковский» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, г. Москва
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена особенностью воздействия Эбру (рисование на воде) на ребёнка без насилия над личностью, показывая необходимость самостоятельно понимать и решать свои проблемы. У ребёнка в процессе рисования на воде начинают согласовываться чувства, логическое мышление, память, движения и, в конечном итоге, ребенок успешно интегрируется в социальном обществе [1, 2].
Abstract: the relevance of the topic chosen due to the impact of feature Ebru (drawing water) to the child without violence against the person, showing the need to independently understand and solve their problems. The child in the process of drawing on the water begin to consistent feelings, logical thinking, memory, movement and, ultimately, the child is, successfully integrating a social society [1, 2].
Ключевые слова: арттерапия, эбру, эстетическое восприятие, гармонизация личности, нетрадиционные техники рисования.
Keywords: art therapy, ebru, aesthetic perception, harmonization of personality, non-traditional painting techniques.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Василий Александрович Сухомлинский
Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему их реальному миру. Таким образом, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным [2; 3]. Эта статья о детях, которые от нас убегают, прячутся, а порой ищут защиты. Также речь пойдет о непоседах, постоянно суетящихся, о неумолкающих «птичках-говорунах» и «молчунах - партизанах», бросающих на вас свой недоверчивый взгляд. О детях, которые ведут себя очень тихо, и о тех, которые летают и постоянно кружатся сами с собой в только для них одних понятном вальсе [4; 3].
Помню, как однажды я гуляла по городу и увидела здание, огороженное огромным забором зеленого цвета, и за этим забором стояли дети, которые начали со мной беседовать. Подойдя к ним, я поняла, что это дети «особенные». Прекрасные ребятишки, разные по возрасту и развитию, разные по характеру и темпераменту, смотрят своими большими глазёнками и ждут от тебя ласки и тепла. В то время я ещё не знала, что судьба сведёт меня с детьми с ограниченными возможностями. Не думала я, что мне не просто придётся за ними наблюдать со стороны, а отдавать им частичку своего сердца, своей души, делиться с ними своими знаниями и умениями каждый день на протяжении вот уже 9 лет. Я долго думала о том, как и чем занять детей в свободное от учебы время, чем удивить этих ребят. И тут меня озарило: надо увлечь их таким занятием, которое будет им интересным, найти ту точку соприкосновения, которая будет близка детям. Мы решили заняться рисованием. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия [5; 3]. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой этого вида искусства, рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования. Ведь любое нарушение развития ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их неточны и несогласованны.
Все это говорит о том, что с детьми, страдающими общим недоразвитием, целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик (арттерапии). Использование в изобразительном искусстве нетрадиционных техник рисования позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества [5].
Главная цель арттерапии - гармонизация личности, поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге успешно интегрировать его в обществе. Арттерапевтический процесс можно представить как непрерывную трехстороннюю коммуникацию и взаимодействие между основными ее элементами или участниками: ребенком, взрослым, материалом или продуктом художественной деятельности.
Быстро растущий интерес к разнообразным направлениям терапии творчеством объясняется эффективностью ее применения в реабилитационных центрах, что обусловлено ориентацией арттерапии и артпедагогики на присущие каждому человеку потенциал мыслей, чувств, самоисцеления, стремления к гармонии, творчеству.
Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Одной из нетрадиционных техник рисования является Эбру.
Эбру — это древнее искусство рисования на воде. Рисование на воде - особый творческий процесс, заставляющий с трепетом наблюдать за происходящим. Без особого труда даже дети, имеющие ограничения по здоровью, могут создавать
32
шедевры, просто проведя палочкой по каплям краски на воде. Особый восторг возникает у детей, когда они узнают о том, что рисунок можно перенести на бумагу, и он останется им на память! «Танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумага с облаками», «волнообразная бумага» - так по-разному называют искусство Эбру в странах Востока. Зародилось Эбру, по некоторым предположениям, в Индии, потом было перенято персами, от которых перешло к османам, нынешним туркам, и здесь оно получило широкое распространение [1; 4]. По другим предположениям, зародилось оно в Бухаре, а после иранцев его переняли турки. Одно можно сказать точно — Эбру появилось на Востоке. Древнейшая официальная работа этой техники датируется 1539 годом. Для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Эбру — не только знакомство с древнейшим видом искусства и освоение этой необычайно интересной техники, но и один из способов погрузиться в мир цвета и форм, получить огромный позитивный заряд и массу приятных впечатлений. Для рисования Эбру не требуется никаких выдающихся способностей и умений, даже совершенно не умея рисовать, человек с первого раза создает нечто красивое. Тайна Эбру заключается в том, что тот, кто занимается данным видом искусством, одновременно является режиссером, художником и зрителем этой волшебной сказки. Просто нужно довериться своему настроению, эмоциям, руке и не боятся экспериментировать, тогда на свет появится уникальное чудо! Ведь создать две одинаковые картины просто невозможно!
Как помогает детям творчество рисование на воде «Эбру»
• Помочь в творческой форме выразить свои негативные эмоции (агрессию, гнев, обиду). Психологи называют это «контейнированием» эмоций.
• Эффект релаксации. После творческого действия ребёнок становится спокойнее.
• Самоактуализация. Посредством творческого акта ребёнок самовыражается, реализует свои возможности.
• Развивающая роль. Такие арт-сеансы способствуют гармоничному развитию личности ребёнка.
Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования.
Помогает научиться чувствовать, понимать и творить красоту, переключаться с интеллектуальной школьной нагрузки на другую активность - созерцание и создание чего-то уникального. Яркие краски на воде поднимают настроение, сотворчество с водой приближает ребенка к природе и к своему внутреннему миру.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества. Затем были совместные рисунки детей и их родителей, ведь ребятам хотелось не только показать умения, но и научить, своих близких рисовать подобным образом. Когда накопилось достаточное количество работ, мы сделали выставку и оформили альбомы юных художников, устроили мастер классы для педагогов из других групп и их воспитанников. А как приятно слышать восторженные отзывы о детских рисунках! Как приятно видеть, как дети гордятся своими успехами и обретают веру в собственные силы и возможности! И самое дорогое для меня детское «Я сам нарисовал! Я ещё много нарисую!» Как тут не вспомнить в слова великого классика Федора Михайловича Достоевского (Fyodor Mikhailovich Dostoevsky) о том, что «красота спасёт мир!». А я бы ещё добавила, что красота спасёт не только мир, но и человечество, веру человека в самого себя, в свои силы!
Литература
1. Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). Казань: Бук, 2016. С. 62-65.
2. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. СПб.: КАРО, 2010.
3. Башкирова Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 85-90.
4. Исханов С. В. Система диагностико-корррекционной работы с аутичными дошкольниками. Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС». 208 с.
5. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозайка-Синтез, 2006. 64 с.
6. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.:ТЦ Сфера, 2011. 128 с.
7. Медведева Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова и др. М. Академия, 2001.
Из опыта работы по обучению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи игре в шашки Дьякова Л. В.
Дьякова Людмила Викторовна /Diakova Ludmila Viktorovna - воспитатель, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Специальная (коррекционная) школа № 1708, г. Москва
Аннотация: в статье описана методика обучения детей с нарушениями речи игре в шашки. Наш опыт свидетельствует, что дети с единичными нарушениями и осложнённым дефектом при определенных педагогических условиях способны овладеть этой игрой.
Abstract: this article describes a method of teaching children with speech disorders by playing checkers. Our experience shows that children with single disorders and more complicated defect are able to master this game in certain pedagogical conditions.
Ключевые слова: нарушения речи, шашки, методика, коррекционное обучение. Keywords: speech disorders, checkers, method, special correctional education.
Шашки по праву признаны игрой, стимулирующей мыслительную деятельность детей, способствующей развитию логического мышления, развивающей пространственное воображение, память и внимание, подготовке ребенка к обучению в школе. Шашки воспитывают в детях такие важные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать, ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Игра в шашки стимулирует совместную деятельность, совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, усидчивость, развивает произвольное внимание [1].
Более пяти лет назад в ГБОУ № 1708 Специальная (коррекционная) школа мы стали обучать детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи игре в шашки. Наш опыт свидетельствует, что дети с единичными нарушениями и осложнённым дефектом при определенных педагогических условиях способны овладеть этой игрой.