Азимова Мушарраф Уткировна Навоийский государственный педагогический институт Республики Узбекистан Преподаватель кафедры дошкольного образования DOI: 10.24412/2520-6990-2021-1198-44-48
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Azimova Musharraf Utkirvna
Navoi State Pedagogical Institute of the Republic of Uzbekistan Lecturer at the Department of Preschool Education
FORMATION OF MATHEMATICAL CONCEPTS IN CHILDREN 6-7 YEARS OLD THROUGH
DIDACTIC GAMES
Аннотация.
В данной статье речь шла о том, на что обратить внимание для развития элементарных математических представлений у детей 6-7лет дошкольного возраста, о формировании познавательных способностей и познавательных интересов дошкольников, о значении математических игр для воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.
Abstract.
This article was about what to pay attention to for the development of elementary mathematical concepts in children of 6-7 years of preschool age, about the formation of cognitive abilities and cognitive interests of preschoolers, about the importance of mathematical games for the upbringing and development of a preschool child.
Ключевые слова: Усидчивость, терпение и творческий потенциал, ловкость, наблюдательность, воображение, память, мышление, анализ.
Keywords: Perseverance, patience and creativity, dexterity, observation, imagination, memory, thinking, analysis.
"Игра-это огромный свет, через который в
духовный
мир ребенка проникает жизненный поток представлений и понятий об окружающем
мире".
В.А. Сухомлинский
Дошкольная образовательная организация выполняет важную задачу подготовки детей к школе. От того, насколько хорошо и своевременно ребенок подготовится к школе, во многом зависит успешность дальнейшего обучения ребенка.
Одним из основных предметов в школе является математика. Поэтому математическая наука имеет свое развивающее влияние. Его изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует усидчивость, терпение и творческий потенциал личности. Основная цель обучения математике состоит в том, чтобы дать ребенку чувство уверенности в себе на основе порядка в мире и, следовательно, понятного, предсказуемого для человека. Обучение дошкольников математике невозможно без использования дидактических игр. Их использование способствует лучшему восприятию материала, а потому ребенок активно участвует в процессе познания. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезного отношения и использования мыслительного процесса. Игра раскрывает творческие способности ребенка к развитию, усваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, воображение, память, учится
мыслить, анализировать, преодолевать трудности, впитывает в себя бесценный опыт общения.
Важное место занимает обучение дошкольников математическим знаниям. Это обусловлено рядом причин: началом школьного обучения в шесть-семь лет, обилием информации, которую получает ребенок, повышенным вниманием к компьютеризации, стремлением к дальнейшей интенсификации учебного процесса и др. Дошкольники активно осваивают счет, пользуются числами, выполняют элементарные вычисления на наглядной основе и словесно, осваивают простейшие пространственные отношения, преобразуют предметы различной формы и величины. Ребенок, не осознавая этого, практически участвует в простой математической деятельности, одновременно усваивая свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровнях.
Игра-это не только веселье и радость для ребенка, она очень важна сама по себе. С его помощью мы можем развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка. Посредством игры ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, иногда оставаясь в неведении. К важнейшим свойствам игры относится умение детей действовать так, как они хотят, в пределах своих возможностей, в самых напряженных ситуациях, преодолевать трудности. При этом столь высокого уровня активности они достигают почти всегда добровольно, без принуждения.
Существуют следующие особенности игры для дошкольников:
1. Игра считается самым доступным и ведущим видом деятельности дошкольников.
2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его нравственных качеств.
3. Все психологические новообразования начинаются с игры
4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
5. Игра-важное средство умственного воспитания ребенка, с которым связана психическая деятельность, работа всех умственних процессов.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание обучения как одно из средств реализации программных заданий. Роль дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, их назначением, содержанием. Это может быть использовано в качестве учебной задачи. При формировании математи-
ческих представлений у детей широко используются различные дидактические игровые упражнения по форме и содержанию.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с числами и цифрами
2. Игры на воображение во времени
3. Игры на прицеливание в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Игры с числами и цифрами
Дидактическая игра «Собери цветочки»
Возраст 5-6 лет
Цель: закрепить состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Оборудование: лепестки с примерами на состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10, серединки с цифрами 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Методика проведения:
Воспитатель предлагает детям собрать красивые цветы. На столах раскладывает серединки цветов, карточки-лепестки раздаются детям. По сигналу дети должны найти нужную серединку и собрать цветок. Побеждает та команда, которая правильно и быстро соберет свою ромашку.
«Собери пирамидку»
1
Возраст 4-5 лет
Цели: Закрепить умение составлять изображение пирамидки из овалов разной величины в порядке убывания.Уточнить названия цветов.
Оборудование: овалы разного цвета и величины.
Методика проведения:
Воспитатель предлагает ребенку назвать величину разложенных на столе овалов и их цвет, составить пирамидку.
II. -
"Художники"
Эта игра предназначена для развития ориентации в пространстве, выводит на экран термины, определяющие пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Это делается с общей группой или небольшой группой. Роль руководителя выполняет воспитатель. Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, объясняет, где он должен находиться по отношению к другим предметам: город,
комната, зоопарк и т.д. Воспитатель дополняет рисунок предложенными детьми элементами, рисуя его мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть крупным и выделяющимся), сверху - крышу из домовой трубы. Дым поднимается по трубе. Перед низко стоящей избушкой сидит кот. В задании следует использовать следующие слова: вверх, вниз, влево, вправо, сзади,
впереди, посередине, рядом и т. д. В этой игре у детей развивается умение менять направление во время движения.
«Сказка по клеткам» Возраст 5-6 лет Цели:
* Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги по клеткам.
* Развивать образное мышление, воображение. Оборудование: карточка с клетками, фишки -
картинки с изображением предметов. Методика проведения:
Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку карточку, уточняет расположение цифр на ней, и
фишки с изображением предметов, предлагает назвать: кто на них изображен. Педагог объясняет задание, чтобы получилась сказка нужно внимательно слушать и ставить фишки на нужную клеточку.
Воспитатель начинает рассказывать сказку: «Жила была девочка Лобар (4,3), отправилась она гулять в сад (4,2). Высоко в небе парила птичка (1,2). Ласково светило солнце (1,4). На полянке Лобар увидела красивые цветы (3,5). Скоро Лобар увидела красивую бабочку (2,1). Хорошо летом в саду».
Если ребенок правильно выполнял задание, то получится вот такая сказка по клеткам.
Вариантов сказок может быть очень много, все Дидактическая игра «Фантазеры»
зависит от вас! Возраст 5-6 лет
Цели:
* Закрепить умение строить по схеме из деталей игры.
* Развивать образное мышление, воображение. Оборудование: схемы,
яйцо».
игра «Колумбово
Методика проведения:
1 вариант игры.
Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие, но для этого нужно построить корабли по схемам из деталей игры. Дети строят по схемам корабли.
2 вариант игры.
Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебный лес и построить животных и птиц, которые могут обитать в этом лесу из деталей игры.
В заключение можно сделать следующий вывод: формирование познавательных способностей и познавательных интересов дошкольников является одним из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Успешность обучения ребенка в школе и его развитие в целом зависит от того, насколько хорошо у ребенка развит познавательный интерес и познавательные способности. Ребенок, который заинтересован в
Дети придумывают изображения зверей и
птиц.
изучении новых вещей и преуспевает, всегда стремится узнать больше. Это, безусловно, положительно скажется на его умственном развитии.
Список использованной литературы:
1. Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеева Постановление от 29 декабря 2016 года № ПП-2707 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования в 2017-2021 годах".
2. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. - М.: Просвещение. - 1992.
3. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду. - М.: Просвещение, 1984.
4. Козлова В. А. Дидактические игры по математике для дошкольников. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 16 С.
5. Колесникова Э.В. Математика для детей 6-7 лет: учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Я шью до двадцатки". 3-е изд.,- М.: ЦДХ, 2012. — 96
6. Козлова В.А. Дидактические игры по математике для дошкольников. В 3-х книгах + методика серии: Дошкольное воспитание и обучение. М., 1996г.
7. Haydarova Shahlo Narzullayevna. MEHRIBONLIK UYI BOLALARININING IJTIMOIY HAYOTGA MOSLASHUV OMILLARI. "UzACADEMIA" SCIENTIFIC-METHODICAL JOURNAL. 30-DEKABR, 2020-YIL. 3-QISM. 163165.
8. Xaydarova Shaxlo Narzullaevna, (2021). Pedagogical Approach To The Preparation The Children Of The Orphanage For Family Life. The American Journal of Social Science and Education Innovations, 3(02), 23-27.
9. Давлатова РД. МАТН ДЕЙКСИСИ ВА УНИНГ УЗБЕК ТИЛИДА ИФОДАЛАНИШИ. //
СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ, НОВЫЕ ПАРАДИГМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2019. -С. 49.
10. Ermatova Gulnoz Pirimovna 2020. INNOVATIVE EXEMPLARY ABILITIES OF AMIR TEMUR IN THE ORGANIZATIONAL ABILITIES OF YOUTH FORMATION. European Scholar Journal. 1, 4 (Dec. 2020), 12-14.
11. Jabborova D. Object and subject of educational technology. // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. (EJRRES) - Great Britian, 2019. - Vol.7. No.12. -P.158-160. (13.00.00. №1).
12. 12. Утамуродова Ш.М. ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА. Colloquium-journal, 52-54 2020
13. Davlatova R.H. STUDIES FUNC STUDIES FUNCTIONAL-SEMANTIC FIELD OF DEI TIC FIELD OF DEIXIS IN THE XIS IN THE UZBEK LANGUAGE. Scientific Bulletin of Namangan State University: Vol. 2 : Iss. 3 , Article 77.
14. Азимова М. Педагогические основы использования различных народных культур в воспитании дошкольников. European science, 2020. 2-2 (51)
Бахриддинова Гавхар Ойдиновна
Узбекистан, Навоийский государственный педагогический институт, студентка факультета дошкольного образования DOI: 10.24412/2520-6990-2021-1198-48-49 О РОЛИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Bahriddinova Gavkhar Oydinovna
Uzbekistan, Navoi State Pedagogical Institute, student of the Faculty of Preschool Education
ABOUT THE ROLE OF TRAINING PRESCHOOLERS IN THE RULES OF THE ROAD
Аннотация.
В данной статье пойдёт речь о роли и необходимости обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Обращается внимание на информацию и сведения, необходимые при изучении правил дорожного движения.
Abstract.
This article will discuss the role and necessity of teaching preschool children the rules of the road. Attention is drawn to the information and information necessary when studying the rules of the road.
Ключевые слова. Правила дорожного движения, современные педагогические технологии и методы, дошкольный период, первичные знания о правилах дорожного движения.
Keywords. Traffic rules, modern pedagogical technologies and methods, preschool period, primary knowledge of traffic rules.
Очевидно, что проводимые сегодня в нашей стране реформы влекут за собой положительные изменения и в сфере дошкольного образования. Однако в этом направлении достаточно проблем, ждущих своего решения. В целях практического устранения имеющихся проблем и реформирования системы дошкольного образования , 29 декабря 2016 года было издано Решение Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию и улучшению системы дошкольного образования в период с 2017 по 2021 годы. Согласно
утверждённой программы, нужно создать необходимые условия для интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития детей. В своей работе педагоги и методисты постоянно повышают свою квалификацию, применяют передовой зарубежный опыт. На основе учебных планов и программ используются при обучении современные педагогические технологии и методы. Государство наметило дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений дошкольного