Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ / ВРЕМЕННЫЕ ПОНЯТИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбонова Зарина Ширинбековна

В данной статье освещен один из наиболее актуальных вопросов, имеющих место при обучении детей дошкольного возраста. На основе изучения и анализа программного материала по разделам «Формирование элементарных математических представлений» и «Ознакомление с природой и экологическое воспитание» в доступной форме обоснована взаимосвязь математических и экологических знаний необходимых, для закрепления знаний и построения более увлекательной формы обучения для детей дошкольного возраста. Цель статьи состоит в необходимости показать возможности использования интегрированных занятий по математике и экологии для формирования и развития интереса и закрепления знаний у детей. Кроме того, отслежена логическая связь между двумя, казалось бы, разными науками. На основе практического материала и использования конкретной методики автор приходит к выводу, что подобный взгляд будет наиболее интересен специалистам в области воспитания и обучения дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE GUESTION OF THE RELATIONSHIP OF MATHEMATICAL AND ENVIRONMENTAL KNOWLEDGE IN THE UPBRINGING AND TEACHING OF PRESCHOOL CHILDREN

This article highlights one of the most pressing issues in teaching preschool children. Based on the study of program material by sections the “Formation of elementary mathematical representations” and “Acdguaintance with nature and ecological education” the interrelation of mathematical, ecological knowledge is substantiated in an accessible from necessary to consolidate and build a more fun form of education for preschool children. Purpose of article is the need to show the possibilities of using integrated lessons in mathematical and ecology for the formation and development of interest and consolidation of knowledge in children. In addition, tracing the logical connection between the two would seem to be different sciences. On the basis of practical material, the use of a specific methodology, the author comes to the conclusion that such a view will be most interesting for specialists in the field of education and training of preschoolers.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

страдает от потери смысла жизни. В современному обществе самое главное должен знать значимое информация для реализации свои цели.

Ключевые слова: невроз, нервный, тревожный, индивид, манипулятор, активатор, переживание, гештальтерапия, психотерапия, гипноз, психоанализ, темперамент, информация.

SOME PSYCHOLOGICAL APPROACH TREATMENT OF NEUROSIS

The author in this article will clarify the psychologicalproblems of modern man. Everyfifth person suffersfrom a neurotic condition. Modern man does not pay attention to the feelings and emotions of other people and many of them have become manipulated by other people. Modern youth suffers from the loss of the meaning of life. In modern society, the most important thing is to know meaningful information to realize its goals.

Key words: neurosis, nervous, anxious, individual, manipulator, activator, experience, gestalt therapy, psychotherapy, hypnosis, psychoanalysis, temperament, information.

Сведение об авторах:

Кенджаева З.Х - кандидат педагогических наук, заведующий кафедры социальной психологии и семейной отношении Таджикского государственного педагогического университета имени САйни.

Ёрахмадов А.С -ассистенти кафедры психологии Таджикский национальнныйуниверситет

About the autors:

Kenjaeva Z.X - the candidate ofpedagogical sciences, head of the department of social psychology and family relationship Tajik State Pedagogical Universite named after S. Ayni. Yormahmadov A. S — assistant of the department of psychology Tajik national University

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Курбонова З.Ш.

Таджикский государственный педагогический университет им. САйни

Деятельность дошкольных учреждений всегда направлена на всестороннее развитие личности ребенка. В ней проявляются большие возможности для переплетения двух наук - математики и экологии. Следует отметить, что дети не особо любят математику, да и на экологию не обратят внимания, если их знакомить с ней путем принуждения. Но, хотелось бы особо остановиться на некоторых особенностях данного процесса.

Вопрос ознакомления дошкольников с природой всегда стоял на страже формирования и развития нравственных качеств личности дошкольника, а потому характеризовался как одно из воспитательно-образовательных направлений в деятельности дошкольных учреждений. Затем, расширив свои границы, оно включило и экологическое воспитание. Проникая внутрь образовательной системы, проблемы экологического воспитания детей, начиная с 2000 года, заняли твердую позицию и проникли во все области их жизнедеятельности, находя отражение в тех знаниях, которые дети приобретают в процессе воспитания и образования в дошкольном учреждении.

Мысль о конкретной роли природы находит отражение в произведениях Ушинского К.Д. Выделяя логические связи в природе, как наглядные и полезные для ребенка, он отмечал, что природа может представлять те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут сама собой логическая речь и понимание грамматических законов. [1]

Логическое мышление находит также свое отражение и в математической деятельности, которая помогает развить память, эмоции, учит наблюдательности, формирует умение замечать мельчайшие детали в наблюдаемом объекте.

Не секрет, что в семье большое значение придают развитию у детей математических навыков и умений, отводя для этого особое место как в развитии его личности, так и в будущей жизни ребенка. Очень часто можно услышать слова родителей, обращенные к детям: «Учи математику - она тебе в дальнейшем пригодится». И казалось бы - все! Этим можно ограничиться.

Но, разнообразие природных объектов, ее связей и зависимостей оказывается наиболее доступно детям, влияя непосредственно на их мыслительную деятельность. Происходит процесс овладения навыками нахождения и определения видов зависимостей - ребенок обучается элементарному описанию увиденного (составляет свои творческие рассказы), делает первые выводы, умозаключения.

Особо следует выделить незаменимое и самое действенное средство, которое воспитатель может применить в своей деятельности. Это игра. Ребенок любит играть. В игре он может воспринять и освоить как экологические, так и математические знания.

Обучение математике и ознакомление дошкольников с природой немыслимо без применения дидактических игр. Используемые педагогом методы и приемы помогают у детей формировать элементарные представления (временные и пространственные отношения, освоение счета, различение формы, целое и части, цвета, а также способность выделять и другие характеристики), необходимые при изучении обоих наук.

Воспитывая у детей интерес к чудесному и увлекательному познанию растений, детей знакомят с разными видами комнатных цветов, называют их, описывают существенные отличия (дети считают, сколько у них на окне горшков с цветами, сколько фиалок и какого цвета, сколько распустилось роз на кусте и т. д.). На занятии по экологии дети узнают, что растения относятся к живой природе, и они тоже питаются, пьют, греются и купаются, то есть нуждаются в почве, влаге, солнце, воздухе и уходе со стороны человека. Если обратиться к процессу экологического воспитания в дошкольном учреждении, можно отметить следующее: начиная со второй младшей группы, когда ребенка знакомят с комнатными растениями, дети впервые сталкиваются с логичным переплетением двух наук: экологией и математикой (размеры, количество и счёт).

В младшей группе детей знакомят с растениями, у которых ярко выражены основные части. Среди них можно назвать наиболее доступные - герань, фикус. Листья у них округлой формы (имеют форму круга).

Малыши учатся узнавать, а затем и называть три - четыре растения, обращая внимание при этом на листья, стебель и цветок. Как видим, снова проявляются элементы математики, то есть цифры и геометрические фигуры. Два-три цветка и дети начинают сравнивать. В математике тоже применяется метод сравнивания для различения свойств окружающих предметов и фигур.

Привлекая детей к уходу за растениями, воспитатель определяет дозировку воды, необходимую для полива. Если же, малышей знакомят с животными, то их учат различать и называть части тела, размеры, формы и применять сравнительные понятия (большой - маленький, меньше - больше, длинный - короткий и т.д.).

В средней группе дети учатся видеть разнообразие свойств, форм, величин, пользуются приемами сравнения, узнают, что растения растут («пространственные отношения»). Комнатные растения подбираются разной величины и формы. Их количество увеличивается до 5-6 видов. И как видим, дети вновь «общаются» с цифрами.

В старших группах количество растений увеличивается до 7-8 видов.

Возвращаясь к математике, следует отметить, что овладение математическими знаниями начинается с использования средств ознакомления, одним из которых является использование природных материалов. В ходе экскурсии на природу, дети не только знакомятся с природными объектами, но также собирают природный материал. После экскурсии, дети сортируют его, исходя из понятий «большой», «маленький», а затем используют его на занятиях по математике.

Почему выбор падает на природный материал? Знакомясь с природой и ее объектами более близко, дети не только отмечают их эстетические свойства, но и более внимательно рассматривают их, отмечают существенные отличия. Это, в свою очередь, развивает у них такие качества, как наблюдательность в комплексе с анализом и синтезом, являющиеся незаменимыми при осуществлении математических действий.

В подготовительной группе детского сада детей учат решать элементарные арифметические задачи. Для этого воспитатель опять обращается к рисункам, картинкам с изображением объектов природы (птиц, животных, овощей, фруктов). Опора на знакомые предметы позволяет детям, не отвлекаясь на второстепенные характеристики данных объектов, сосредоточиться лишь на решении задач или действий. Для примера приведем проведенное занятие по экологии под названием «Экологическая система - Море». На занятии перед детьми поставили задачу: проанализировать и подвести итоги влияния нерациональной деятельности человека на экологическую систему моря. Дети с большим интересом подсчитывали число родившихся и выловленных китов. В заключительной части занятия дети подвели итоги и каждый ребенок по имеющимся у него в наличии фигуркам, смог увидеть правильность проведенных им подсчетов. [2, с.37]

Интегрированные занятия по математике и экологии чаще проводятся в подготовительной группе. Решение таких арифметических задач, как: «Сколько зеленых птиц улетело, а синих прилетело?», или «Сколько в аквариуме желтых и золотых рыбок?», способствует формированию интереса к действиям математического характера. Использование природного материала как дидактического на занятии по математике облегчает восприятие, закрепление знаний, навыков и умений дошкольников.

Дальнейший педагогический процесс по формированию у детей соответствующих представлений позволяет одновременно «окунуться» как в математику, так и в экологию. Как на занятиях по природоведению, так и по математике, дети знакомятся с временными понятиями. Если в природе - это причинно-следственные связи (взошло солнце - утро, спряталось - ночь; знакомство с особенностями времен года и месяцами), то в математике эти отношения приобретают немного иной смысл (утро - время,

когда мы встаем (9.00), существует четыре времени года, в каждом по три месяца, четыре недели, тридцать-тридцать один день и т.д.). Опираясь на временные характеристики, детям объясняют особенности жизнедеятельности живых организмов (птиц, животных). Разъясняя цепи питания, существующие в природе, объясняют «как один может повлиять на много» и многое другое.

Затрагивая тему «Пространство», изучаемую в математике, на занятиях экологии, мы разъясняем детям круговорот веществ в природе, в жизни человека, а также показываем, влияние деятельности человека на природу.

Отдельная роль отводится сказке. Используя её как методический прием на занятиях по экологии и математике, в качестве примера можно привести следующие: «Козленок, который умел считать до десяти», «Коза с кудрявыми ножками», «Тыква» и многие другие. Слушая сказку, дети не только запоминают сюжет, но, и в то же время осваивают математические понятия и действия. Кроме того, у них формируются задатки экологического сознания, что в дальнейшем может перерасти в экологическое поведение.

Близкое общение с природой выработало у людей наблюдательность, чувство долга за ее сохранение. В результате «отшлифованы» общепринятые в народе традиции, имеющие особую значимость в воспитании, интеллектуальном развитии.

Рассматривая экологическое воспитание и процесс формирования у дошкольников элементарных математических представлений, исходя из анализа деятельности дошкольных учреждений, можно отметить, что в учебно-воспитательном процессе они представляют собой знания, постоянно накапливающиеся и изменяющиеся и, кроме того, формирующие опыт эмоционального и рационального отношения к окружающей действительности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верегенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой - М.: «Просвещение». 1978

2. Курбонова ЗШ., Таджибаева Л.М. Основы экологических знаний для дошкольников. Мегодпособие для воспитателя.

Душанбе, 2005, - 37 с.

3. Макаровская М.М. Уголок природы в детском саду. М., 1989

4. Рыжова Н. Наш дом - Природа

5. Саморукова С.А Ознакомление дошкольников с природой. Изд-е 2-е. М., 1973

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье освещен один из наиболее актуальных вопросов, имеющих место при обучении детей дошкольного возраста. На основе изучения и анализа программного материала по разделам «Формирование элементарных математических представлений» и «Ознакомление с природой и экологическое воспитание» в доступной форме обоснована взаимосвязь математических и экологических знаний необходимых, для закрепления знаний и построения более увлекательной формы обучения для детей дошкольного возраста.

Цель статьи состоит в необходимости показать возможности использования интегрированнытх занятий по математике и экологии для формирования и развития интереса и закрепления знаний у детей. Кроме того, отслежена логическая связь между двумя, казалось бы, разными науками.

На основе практического материала и использования конкретной методики автор приходит к выводу, что подобный взгляд будет наиболее интересен специалистам в области воспитания и обучения дошкольников.

Ключевые слова: экологическое воспитание, интеграционныге занятия, математические представления, пространственныге отношения, геометрические фигурыг, временные понятия, дидактические игрыг.

TO THE GUESTTON OF THE RELATIONSHIP OF MATHEMATICAL AND ENVIRONMENTAL KNOWLEDGE IN THE UPBRINGING AND TEACHING OF PRESCHOOL CHILDREN

This article highlights one of the most pressing issues in teaching preschool children. Based on the study of program material by sections the "Formation of elementary mathematical representations" and "Acdguaintance with nature and ecological education" the interrelation of mathematical, ecological knowledge is substantiated in an accessiblefrom necessary to consolidate and build a morefunform ofeducationfor preschool children.

Purpose of article is the need to show the possibilities of using integrated lessons in mathematical and ecology for the formation and development of interest and consolidation of knowledge in children. In addition, tracing the logical connection between the two would seem to be different sciences.

On the basis ofpractical material, the use of a specific methodology, the author comes to the conclusion that such a view will be most interestingfor specialists in thefield ofeducation and training of preschoolers.

Keywords: environmental education, integration classes, mathematical representations, spatial relationships, geometric shapes, temporary concepts, didactic games

Сведения об авторе:

Курбонова Зарина Ширинбековна—кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования факультета дошкольного и начального образования Таджикского государственного педагогического Университета имени САйни. Тел. (+992)919400958, E-mail: kzarinash@gmail.com

About the author:

Kurbonova Zarina Shirinbekovna - candidate of pedagogical sciences, dotsent of department of theory and methods ofpreschool education, faculty ofpreschool and primary education, Tajik State Pedagogical University named after S. Ayni, Address: Dushanbe, Rudaki street, 121/. Tel: (+992)919400958, E-mail: kzarinash@gmail.com.

МАНБАЪ^ОИ АСОСИИ ТАШАККУЛЁБИИ ЧАХОНБИНИИ А^МАДИ ДОНИШ ОИД БА ИСЛО^ОТИ НИЗОМИ ТАЪЛИМУ ТАРБИЯИ Ч,ОМЕА

Х<айдаров А.А.

Донишкадаи сайёщ сощбкорй ва хизмат

Баъди хамрохашавии Осиёи Миёна ба Русия ва тагаиротхои дар ин манотик; бавукуь пайваста зиёиёни махаллй ба гуруххо таксим гардиданд. Баьзехо ба такдир тан дода, мунтазир гардиданд, ки аз казо ба сари онхову мулки эшон чй меояд?

Гурухе дигар аз ояндаи ин мамлакат умеди худро канда, ба мамолики хорича рахти сафар бастанд.

Сеюуминхо руйдодхоро хамачониба омухта, иллатхои онхоро дарк намуда, аз фоида ва зарари онхо ба халку диёри хеш хулоса мебароварданд ва барои рахоиву пешрафти ватану миллату оинхои накуи ачдодй сайь менамуданд. Онхо сабабхои асосии кафомондагии давлати хеш ва кашшокии раияти мулки хешро дар бесаводии оммаи мардум ва чахолату бефархангии воломакомони давлат медонистанд.

Ба зумраи ин зиёиён, бемухобо, маорифпарварон ва сарвари эшон Ахмад Махдуми Донишро метавон шомил намуд. У аз методхои тадкикоти таьрихй, мукоисавй, тахлил, мушохида, меьёр ва гайра васеь истифода бурда, сабабхои таназзули маьрифат ва нодурустии низоми таьлиму тарбияро дар мактабу мадрасахо нишон дод ва барои ривочи таьлиму тарбия ба амир ислохоти сиёсй, иктисодй ва маьнавиро арза намуд.

Яке аз заминахое, ки барои ташаккули чахонбинии Дониш мусоидат намуд - ин тарбияи оила ва мухити зиндагии у ба хисоб меравад. Падари у Мулло Носир шахси фозил буд, модараш низ шахси босавод буда, дар мактаби хусусии хеш ба духтарон дарс мегуфт[5, с. 109].

Дониш маьлумоти ибтидоиро, хушнависиро айни тифлй аз модар омухта буд. Мувозибати неки падар буд, ки Ахмадро аз мактаби кориён, ки усулхои таьлими схоластики дошт ва барои писараш гайри кобили кабул буд, гирифт ва ба мадраса супорид. Чун фазои мактаб ва методхои тадрис дар мактаб барои донишомузй мувофик набуданд, Дониш аз хамон айём мукобили чунин усули таьлим гардида буд. Лек у ба омухтани дарсхои мадраса иктифо нанамуда, дар асоси осори мутафаккирони Шарк ва дигар олимон улуми нучум, риёзиёт, табииёт, хайат, таьрих, адабиёт ва фалсафаи табииро аз худ мекунад.

Заминаи дигаре, ки дар ташаккулёбии чахонбинии мутафаккир накш бозидааст, ин таьсири фалсафаи Шарк, огохй аз таьлимоти муаллимони башарият - Зардушт, Буддо ва дигарон мебошад. Таьсири маданияти исломй низ дар ривочи афкори тарбиявии адиб багаят назаррас аст. У зимни баёни афкори тарбиявй ва ахлокии хеш асархои ахлокй ва тарбиявии мутафаккирони гузаштаи халкхои точику форс, хинду араб ва Юнонро мутаккои хеш карор додааст. Дар «Наводир-ул-вакоеь»-и машхури адиб ручуи маллиф ба «Бахористон»- и Абдурахмони Ч,омй, «Гулистон»-и Саьдии Шерозй, «Насихатнома»-и Унсурулмаолии Кайковус, «Бадоеь-ул-вакоеь»-и Зайниддин Махмуди Восифй, «Ахлоки Никомахй» ва «Ахлоки Евдомовй»-и Арасту бараьло хис карда мешавад.

Воридшавй ба хизмати дарбор, шиносой ба тарзи хукуматдории амирон ва истифода аз баьзе имкониятхо низ яке аз он заминахое буданд, ки бешубха дар инкишофи чахонбинии Дониш оид ба тарбия кумак намудаанд. Ба кавли сиёсатшинос Шариф Чдбборов «сарфи назар аз баьзе мушкилоту махдудиятхо дарбор дар ташаккули Ахмади Дониш таьсири калон рашнд»[6, с.20].

Дониш махз аз руи хунари наккошиву хаттотии хеш ба тавсияи устодаш ба дарбори амир Насруллох рох ёфт ва бо нишон додани истеьдоди хеш аз соири улум баз хам бештар иштихор ёфт. Адиб дар ин бора чунин менависад: «Рузе дар маврид маро ба хазрати султон нишон дода, ки «фалон ном дар мисли ин бадоеь ва саноеь назиру хамто надорад ва сехри каламаш насхи эьчози монавй ва бехзодй мекунад ва ба аснофи хутути расмй ва гайрирасмй вукуфи тамом дорад». Султон маро талаб дошта ба хатти соддае китабате баргузид ва китобатхо аз тиббу масьала ва таворих мефармуд ва ба хар чузве то дах дирам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.