Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерматзода Олими Тилло, Шерматов Дусназар Саидович, Кодиров Бахтиёр Розикович

В данной статье рассматривается проблема формирования информационно-коммуникативной компетентности личности в психолого-педагогической литературе. Обосновывается идея о том, что сегодня социальный заказ современного общества требует подготовки специалистов с информационно-коммуникативной компетенцией, поэтому студентам-медикам необходимо владение информационно-коммуникативными навыками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шерматзода Олими Тилло, Шерматов Дусназар Саидович, Кодиров Бахтиёр Розикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A PERSONALITY IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL LITERATURE

This article discusses the problem of the formation of informational and communicative competence of a person in psychological and pedagogical literature. The idea is substantiated that today the social order of modern society requires the training of specialists with information and communication competence, therefore medical students need to have knowledge of information and communication skills.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

In the upbringing of the younger generation and youth, moral upbringing occupies a specialplace, starts in the family, for its implementation the role of parents and adults is very important. Only then parents and adults in the family can be an example of behavior, communication, kindness, honesty, hard work and relationships with each other.

Keywords: family, family education, adolescents, moral education, school, tradition, national values, the attitude of parents in the family, family traditions, radio, television.

Сведение об авторах:

Нуров Абдубоки - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни Тел: (+992) 918878141 E-mail: A.Nurov1953@mail.ru Адрес: город Душанбе, р.Фирдавси, улица Крупская-216/4

Чобулова Наргиза Мемондустовна - старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни Тел: (+992) 988-669896 E-mail: nargis_89chobulova@mail.ru Адрес: город Душанбе, р. Сино, улица Гисар 22, кв. 15.

About the authors:

Nurov Abdulbok- doctor of Pedagogical Sciences, professor of the Department of pedagogy and psychology of Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini Тел: (+992) 918878141 E-mail: A.Nurov1953@mail.ru Adress: Republic of Tajikistan, Dushanbe city, st. Krupskaya, 216/4. Chobulova Nargiza Memondustovna- senior theacher of the Department of pedagogy and psychology of Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini Тел: (+992) 988669896 E-mail: nargis_89chobulova@mail.ru Adress: Republic of Tajikistan, Dushanbe city, st.Gissar 22, fl.15.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Шерматзода О. Т., Шерматов Д. С., Кодиров Б. Р.

Таджикский государственный медицинский университет им. А.И. Сино

Сегодня, в век информатизации социума, информация - производственный ресурс. В профессиональной деятельности будущих специалистов формируются новые требования использования информационных материалов, выраженные в определенной самоорганизации пространства для развития и формирования личности, как активного субъекта профессионального процесса, создание индивидуального творческого типа мышления, воспитание духовных качеств личности. На сегодняшний день образование направлено на создание специалистов узких специальностей, которые, в свою очередь, не будут профессионально мобильными.

Информационные технологии, использующие Интернет, телекоммуникационные сети и интеллектуальные компьютерные системы, открывают возможность свободной передачи знаний, разнообразной информации и материалов. Возникает необходимость адаптироваться к новым социальным условиям, где научное знание и информация являются ведущими факторами, обусловливающими потенциал общества и его развитие. Единые мировые информационные сети способствуют развитию информационных образовательных технологий, формированию единого образовательного пространства. Возрастает потребность человека в общении, и получении доступа к общим информационным ресурсам, осмыслении и переработке больших объемов информации.

Термин «компьютеризация образования» сформирован в связи с включением в образовательную систему методов и средств информационно-коммуникационных технологий. Основы компьютеризации процесса образования представлены при формировании компьютерных технологий в рамках учебной деятельности. Общество предлагает повысить уровень информатизации в области педагогических наук, а научно-технические основы информатизации определять как процесс самого социально-экономического явления [1].

Наиболее точный подход к разграничению понятий «коммуникация» и «информация» предложил A. Соколов, который утверждал, что «информация - инструментальное понятие информационного подхода, содержание и объем которого изменчивы и зависят от изучения коммуникационных и организационных явлений» [9].

Под термином «коммуникация» словарь Ожегова понимает «сообщение» [7].

Коммуникация - передача материалов, процесс общения одного человека с другим. Передача данных может быть выражена в невербальной и вербальной форме, способствующей реализации процесса общения в рамках процесса познания.

Коммуникативность - от латинского - «соединяющий, сообщающий» - положительное нравственное качество индивида, выраженное в расположенности человека к взаимодействию с другими людьми,

умении устанавливать контакт, налаживать взаимоотношения. Выражается в таких качествах личности, как общительность, дружелюбность, умение заинтересовать других людей [6].

Коммуникативность - способность правильно передавать информацию, идеи, мысли. Умение логично формулировать свои мысли для понимания другими людьми. Способность находить эффективные методы для лучшего взаимодействия 13].

Коммуникабельность - способность взаимодействовать в обществе, легко находить общий язык, умение расположить собеседника к себе и к затронутой теме. Коммуникабельный человек способен легко связаться с другими людьми, он не стесняется, не волнуется и не теряется при разговоре, умеет находить темы для беседы, которые заинтересуют собеседника.

Таким образом, коммуникабельность способствует налаживанию контактов с другими людьми, завязать разговор, который заинтересует. Коммуникативность - умение понятно передавать свои идеи, информацию, понятным для собеседника образом. Не всегда человек, обладающий коммуникабельность, владеет и коммуникативностью и наоборот.

Человек, владеющий только коммуникативностью, обладает четкостью, ясностью речи, которая понятна собеседнику, но такое общение может быть скучным. Информативная речь без эмоциональной окраски отличается сухостью и скупостью. Коммуникабельный человек, необладающий коммуникативностью, понравится собеседнику, но свои мысли, идеи будет долго объяснять собеседнику.

Коммуникативность - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения[5].

Понятие коммуникативной компетентности, относящееся к характеристикам профессиональной деятельности, представляет собой языковой инструментарий, который образует важную основу для процесса языкового общения в конкретной профессии.

Формирование компетентностного подхода в процессе образования связано с разработкой ряда исследований по отдельным составляющим профессиональной компетентности: были рассмотрены проблемы компетентности военных специалистов - П.И. Образцов, А.Т. Иваницкий, А.И. Козачок и другие авторы; исследована языковая компетентность - Г.А. Китайгородская, О.М. Шиян, И.Л. Бим, Е.С. Полат; рассмотренная профессиональная компетентность педагогов вузов - Н.Е. Мажар, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, Е.П. Белозерцев, Д.С. Яковлева; определена дидактическая компетентность - В.А. Сластенин; творческая компетентность - В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский.

Компетентность, являясь профессиональным феноменом, исследована в психологии и педагогике отечественных и зарубежных авторов.

Педагогика дает свое представление понятий «компетенция» и «компетентность».

Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова дает следующее толкование термину «компетенция» - описание круга вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен [7]. Советский энциклопедический словарь трактует понятие компетенции уже как «знания или опыт в той или иной области». Однако с возникновением компетентностного подхода, начавшегося в Европейских странах на стыке XX и XXI вв., подходы к толкованию меняются.

В Толковом словаре Н Шведовой термин «компетенция» представлен как вопросы, которые известны ряду людей, круг чьих-то прав и полномочий. Данный термин берет свое начало из романо-германского языка, от латинского competentio - «соответствие, способность» [8].

Компетентный человек, профессионал своего дела - это знающий человек, профессионал в определенной области знаний, обладающий авторитетом.

Профессиональная компетенция - способность успешно работать на основе опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Под специальной компетентностью понимается способность человека совершать определенные действия в определенной области, включающая в себя высокий уровень специальных знаний, умений, способов мышления, а также стремление брать на себя ответственность за свои действия.

Коммуникативная компетенция - это умение передавать мысли и обмениваться информацией посредством языка с окружающими, используя грамматически правильную речь и принятые нормы поведения.

А.В. Хуторский отмечает, что заранее определенное социальное требование (стандарт) к подготовке студента необходимо для его эффективной производственной деятельности в данной области, владение компетенцией как особенность интегрированного качества подготовки студента, которая включает в себя его личностное отношение к ней и объекту его деятельности [12].

Е.В. Харитонова считает, что компентность - это способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями социальных ожиданий, в более широком смысле - способность к поиску и раскрытию процедур (знаний и действий), адекватных решению проблемы (рассматривается как проявление компетенции в личностном аспекте, соответствие субъекта занимаемой должности, времени) [11].

О.Ю. Ефремов определяет компетентность, как «знания, умения, навыки, способы действий и психологической готовности, которые необходимы для эффективного выполнения деятельности по

отношению к определенному кругу объектов и процессов», «качеством личности, подразумевающим, что человек владеет определенной компетентностью» [2]. По его мнению, « Компетентный человек -сведущий в какой-либо области, владеющий соответствующей компетенцией».

И.А. Зимняя описывает компетентность как «осваиваемое и освоенное», представляющее собой образы содержания знаний, программы их реализации, способы и алгоритмы действий прижизненно формируемые, этнически-культурно обусловленные, актуализируемые в процессе профессиональной деятельности, взаимодействия с другими людьми [3].

Компетентность, по мнению И.С. Халитовой [10], должна отражать конечный результат деятельности, который будет свидетельствовать об эффективности, способности работника достигать назначенных целей. Оценивание компетентности работника основывается на профессиональных стандартах, на его способности выполнять свои должностные обязанности.

В процессе обучения, дальнейшей профессиональной деятельности, студенты осуществляют непрерывную коммуникацию во «внутреннем профессиональном общении» и контактах с пациентами, что является необходимым условием формирования профессионального сознания, приобретения определенной языковой компетенции, которая естественным образом способствует развитию студентов. В этом контексте коммуникативная подготовка студентов является одной из важнейших задач высшего образования, поскольку именно использование профессионального языка общения, формирует профессиональную коммуникацию. В университетах многих стран эта задача решается введением собственных языковых дисциплин. Можно сказать, что, если эта задача прямо не определена, то она должна быть переплетена с более широкой задачей целенаправленного и органичного управления выбранной профессией.

Информационно-коммуникативная компетентность - это профессионально важное интегративное качество личности, характеризующее способность самостоятельно искать, отбирать, анализировать и представлять необходимую информацию [4].

Можно сделать вывод, что коммуникативность выражается в формировании таких компонентов, как коммуникативная активность, коммуникативная уверенность, коммуникативный объект.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берестова Л. И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя: автореф, дис. ... канд. психол. наук. - М., 1994. - 25 с.

2. Ефремов ОЮ. Военная педагогика: Учебник для вузов / Под ред. ОЮ. Ефремова. - СПб.: Питер, 2014. - С. 592-593.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня - 2003. - N° 5. - С. 34-42; Компетентностный подход... // Высшее образование сегодня. - 2006. - .№ 6. - С. 20-26.

4. Клименко Е. И. Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое понятие современного образования // Молодой ученый. — 2015. — .№22.—С. 816-818. — Ц^ Й^://то1шЬ.т/ аг±№е/ 102/22425/ (дата обращения: 13.10.2019).

5. Коммуникативность - https://syntone.ru/psy_lib/ kommunikativnoslt/ (дата обращения 12.08.2019).

6. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам -https://methodological_terms.academic.ru/ - (дата обращения 12.08.2018).

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой - М.: Русский язык, 1987.

8. Ожегов С.И., Шведова НЮ. Толковый словарь русского языка (С-Я)- http://Ub.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_s_q.txt (дата обращения 18.08.2019).

9. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: учеб.пособие. - СПб.: Изд-во В. А Михайлова, 2002. - С. 324.

10. Халитова, И. С. Формирование корпоративной компетенции студентов технического вуза в процессе внеучебной деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед наук / И. С. Халитова. - Казань, 2009. - 176 с.

11. Харитонова Е.В. Об определении понятий «компетентность» и «компетенция» / / Успехи современного естествознания. -2007. - № 3. - С. 67-68 [Электронный ресурс] - ШЬ: http://www.mtшd-sriences.ш/ш/ardde/wew?id=10999 (дата обращения: 30.01.2016)

12. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - .№ 2.

13. Яковлева, Н. В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале деятельности врача): дисс. ... канд. психол. наук /Е. А. Яковлева. Ярославль, 1994. 263 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В данной статье рассматривается проблема формирования информационно-коммуникативной компетентности личности в психолого-педагогической литературе. Обосновывается идея о том, что сегодня социальный заказ современного общества требует подготовки специалистов с информационно-коммуникативной компетенцией, поэтому студентам-медикам необходимо владение информационно-коммуникативными навыками.

Ключевые слова: информация, компьютеризация образования, коммуникативность, коммуникабельность, компетентность, компетенция, обучение, образование.

FORMATION OF INFORMATIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A PERSONALITY IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL LITERATURE

This article discusses the problem of the formation of informational and communicative competence of a person in psychological andpedagogical literature. The idea is substantiated that today the social order of modern society requires the training of specialists with information and communication competence, therefore medical students need to have knowledge of information and communication skills.

Keywords: information, computerization of education, communicativeness, sociability, competence, competence, training, education.

Сведения об авторах:

Шерматзода Олими Тилло - соискатель кафедры медицинской и биологической физики с основами информационной технологий ГОУ «Таджикского государственного медицинского университета имени Абуали ибни Сино». Тел. (+992) 938515553.

Шерматов Дусназар Саидович, доктор физико-математических наук, профессор, зав. кафедрой медицинской и биологической физики с основами информационной технологий ГОУ «Таджикского государственного медицинского университета имени Абуали ибни Сино». Тел. (+992) 919 044948. E-mail: erkin_sermatov@list.ru.

Кодиров Бахтиёр Розикович - доктор педагогических наук, профессор кафедры филиал ФГБОУ ВО «ВГТУ» в г. Борисоглебске, Тел. (+792) 90-08-47-98. E-mail: bakhtiyor_0663@mail.ru.

About the autors:

Shermatzoda OUmi TiHo - is an applicant of the Department of Medical and Biological Physics with the basics of information technology of the Tajik State Medical University named after Abuali ibri Sino. Ph. (+992) 938515553.

Shermatov Dusnazar Saidovich - Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Head. Department of Medical and Biological Physics with the basics ofinformation technology of the Tadik State Medical University named after Abuali ibm Sino. Ph (+992) 91. 904.49. 48. E-mail:erkin_sermatov@list.ru.

Kodirov Bakhtiyor Rozikovich - Professor of the Department of Doctor of Pedagogical Sciences, branch of FSBOU VSTUin Borisoglebsk, Tel. (+792) 90084798. E-mail: bakhtiyor_0663@mail.ru.

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ

Расулов С.Н., Кодиров Б.Р., Шерматов Д. С

Таджикский государственный медицинский университет им. А.И. Сино

В последние годы система нашей образовательной сферы испытывает, претерпевает особенные изменения:

- появляются государственные образовательные стандарты (ГОС)-ы;

- в образовании появляются и применяются на практике новые методы, средства и технологии обучения, воспитания и управления;

- планируется перевод образовательных организаций на новые системы оценки качества образования.

В системе образования важными и даже главными фигурами, которые приводят в исполнение

необходимые преобразования в эту научную сферу были и остаются на сегодняшний момент педагогические кадры. Для того, чтобы все вышеперечисленные изменения, новшества и методы принесли определенные существенные результаты, необходимо повысить качество самой педагогической деятельности и качество педагогических кадров. После определенных практических опытов, становится очевидно, что при переходе на требования стандартов в области образования одним из плюсов в данной области будет повышение квалификации педагогических работников. Современный учитель должен строить свою работу таким образом, чтобы подготавливать конкурентоспособных учеников в условиях постоянно изменяющегося мира. Именно поэтому непрерывное образование приобретает такую актуальность. Только при условии постоянного повышения квалификации, а также уровня профессиональной компетенции, возможно соответствовать современным требованиям образования.

На современном этапе развития общества, социума и образовательной системы в целом начинает активизироваться поиск новых возможностей для того, чтобы повысить профессиональный уровень педагогов, начинают создания, появляться и реализации соответствующих условий для его профессионального роста. Это происходит потому, что в наше время современный учитель должен быть способным и готовым изменить свое педагогическое мышление, свою педагогическую тактику, а также

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.