Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ'

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Расулов Сунатулло Неъматуллоевич, Кодиров Бахтиёр Розикович, Шерматов Дусназар Саидович

В свете формирования национальной системы профессионального роста учителей в настоящий период модернизации образования ключевым вопросом осуществления данных задач является определение стратегии управления развитием профессионализма педагогических работников отечественной школы. Автор продемонстрировал, как и на какой основе можно создать условий для профессионального развития современного учителя физики в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES THE CREATION OF CONDITIONS FOR THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A MODERN PHYSICS TEACHER AT SCHOOL

In the light of the formation of the national system of teachers' professional development in the current period of modernization of education, the key issue for the implementation of these tasks is the definition of a strategy for managing the development of professionalism of teachers in the national school. The author demonstrated how and on what basis it is possible to create conditions for the professional development of a modern physics teacher at school.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ»

Ключевые слова: информация, компьютеризация образования, коммуникативность, коммуникабельность, компетентность, компетенция, обучение, образование.

FORMATION OF INFORMATIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A PERSONALITY IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL LITERATURE

This article discusses the problem of the formation of informational and communicative competence of a person in psychological andpedagogical literature. The idea is substantiated that today the social order of modern society requires the training of specialists with information and communication competence, therefore medical students need to have knowledge of information and communication skills.

Keywords: information, computerization of education, communicativeness, sociability, competence, competence, training, education.

Сведения об авторах:

Шерматзода Олими Тилло - соискатель кафедры медицинской и биологической физики с основами информационной технологий ГОУ «Таджикского государственного медицинского университета имени Абуали ибни Сино». Тел. (+992) 938515553.

Шерматов Дусназар Саидович, доктор физико-математических наук, профессор, зав. кафедрой медицинской и биологической физики с основами информационной технологий ГОУ «Таджикского государственного медицинского университета имени Абуали ибни Сино». Тел. (+992) 919 044948. E-mail: erkin_sermatov@list.ru.

Кодиров Бахтиёр Розикович - доктор педагогических наук, профессор кафедры филиал ФГБОУ ВО «ВГТУ» в г. Борисоглебске, Тел. (+792) 90-08-47-98. E-mail: bakhtiyor_0663@mail.ru.

About the autors:

Shermatzoda OUmi TiUo - is an applicant of the Department of Medical and Biological Physics with the basics of information technology of the Tajik State Medical University named after Abuali ibni Sino. Ph. (+992) 938515553.

Shermatov Dusnazar Saidovich - Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Head. Department of Medical and Biological Physics with the basics ofinformation technology of the Tadik State Medical University named after Abuali ibni Sino. Ph (+992) 91. 904.49. 48. E-mail:erkin_sermatov@list.ru.

Kodirov Bakhtiyor Rozikovich - Professor of the Department of Doctor of Pedagogical Sciences, branch of FSBOU VSTUin Borisoglebsk, Tel. (+792) 90084798. E-mail: bakhtiyor_0663@mail.ru.

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ

Расулов С.Н., Кодиров Б.Р., Шерматов Д. С

Таджикский государственный медицинский университет им. А.И. Сино

В последние годы система нашей образовательной сферы испытывает, претерпевает особенные изменения:

- появляются государственные образовательные стандарты (ГОС)-ы;

- в образовании появляются и применяются на практике новые методы, средства и технологии обучения, воспитания и управления;

- планируется перевод образовательных организаций на новые системы оценки качества образования.

В системе образования важными и даже главными фигурами, которые приводят в исполнение

необходимые преобразования в эту научную сферу были и остаются на сегодняшний момент педагогические кадры. Для того, чтобы все вышеперечисленные изменения, новшества и методы принесли определенные существенные результаты, необходимо повысить качество самой педагогической деятельности и качество педагогических кадров. После определенных практических опытов, становится очевидно, что при переходе на требования стандартов в области образования одним из плюсов в данной области будет повышение квалификации педагогических работников. Современный учитель должен строить свою работу таким образом, чтобы подготавливать конкурентоспособных учеников в условиях постоянно изменяющегося мира. Именно поэтому непрерывное образование приобретает такую актуальность. Только при условии постоянного повышения квалификации, а также уровня профессиональной компетенции, возможно соответствовать современным требованиям образования.

На современном этапе развития общества, социума и образовательной системы в целом начинает активизироваться поиск новых возможностей для того, чтобы повысить профессиональный уровень педагогов, начинают создания, появляться и реализации соответствующих условий для его профессионального роста. Это происходит потому, что в наше время современный учитель должен быть способным и готовым изменить свое педагогическое мышление, свою педагогическую тактику, а также

должен уметь разработать путь дальнейшего непрерывного профессионального саморазвития, адекватного современной парадигме образования. Если говорить о одном из современных средствпрофессионального саморазвития учителей физики средних общеобразовательных школ, то необходимо упомянуть здесь об «Индивидуальной траектории профессионального развития». Под этим довольно новым понятием мы понимаем программу, которая в свою очередь ставит своей целью проект и дифференциацию, а также она формирует профессиональное развитие учителя, в общем данная траектория обладает способностью повысить уровень педагогического развития. Такую программу разработали с той целью, чтобы у педагогов была возможность ставить себе в качестве цели перспективу формирования, а в дальнейшем возможность вырасти в профессиональном плане, а также развить и открыть перед собой направления, средства, методы и формы профессионального развития современного учителя физики.

При применении такого средства как индивидуальная траектория профессионального развития современный учитель физики может обеспечивать процесс расширения возможностей образовательного пространства, а также учитель может сам выбрать самые эффективные и удобные способы непрерывного образования, роста профессиональной компетентности. Это дает возможность помочь учесть индивидуальные потребности и профессионально-личностные запросы, опыт, уровень подготовки, психофизиологические и когнитивные особенности, дает возможность систематизировать и оптимизировать профессиональную деятельность.

На данный момент в научной литературе ведется активная разработка такого понятия как «индивидуальная траектория». Сейчас уже существуют определенные накопленные знания, использование которых в педагогической деятельности является важным условием становления профессионально-компетентной личности педагога, способного совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Описание и применение данного опыта мы можем найти в следующих работах российских ученых Вершловского С.Г., Волковского А.Н., Крупина И.В., Левина М.М., Сластенина В.А. и др. Понятие «индивидуальная образовательная траектория» рассмотрены Бордовским Г.А., Вдовиной С.А., Климовым Е.А., Мерлиным В.С., Суртаевой Н.Н., Якиманской И.С. и др.

Попробуем разобрать понятие «условия обучения». При использовании такого метода мы должны иметь ввиду факторы, которые способны оказывать влияние на методы обучения, так как они могут поддерживать связь с тем или иным методом. Эти условия могут оказывать влияние на его относительную эффективность. Этими условиями учителю нельзя манипулировать, а более того, необходимо считаться при проектировании учебного процесса. Анализируя условия, учитель выбирает наиболее результативные приемы обучения, развивает у себя способность разбираться в конкретных ситуациях, тем самым осуществляется самоопределение учителя, осознание самого себя.

Развитие профессионального развития современного учителя физики- это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Исходя из современных требований, предъявляемых к современному учителю физики, школа определяет основные пути развития его профессионального развития.

Работа школы по созданию условий для профессионального роста учителя физики складывается из нескольких направлений: во-первых, это методическая тема, над которой работает образовательное учреждение. В соответствии с ней каждый учитель определяет для себя индивидуальную образовательную траекторию, планирует систему прохождения курсовой переподготовки и повышения квалификации, презентует свой опыт работы как на уровне педагогического коллектива, так и на уровне районного педагогического сообщества. Во-вторых, одной из эффективных форм профессионального роста педагога, на наш взгляд, является проведение еженедельного методического всеобуча. Педагоги школы представляют мастер - классы, тренинги, практико- ориентированные занятия и др.

Наша исследования доказала, что одним из основным условий для профессионального развития современного учителя физики в школе это создание сотрудничество учителей физики с другими учителями предметниками школ.

Учителя в школе всегда очень тесно взаимодействуют между собой при любой работе, связанной, непосредственно, с их профессиональной деятельностью.

Как считает Б.В. Куприянов, взаимодействие - это такое явление, которое мы с уверенностью можем отнести к одному из самых сложных и необычных процессов. Взаимодействие должно состоят из огромного, многочисленного количества компонентов. К таким компонентам мы относим дидактические, воспитательные и социально-педагогические, они должны взаимодействовать между собой взаимодействий. Оно обусловлено следующими факторами:

1) учебно-воспитательной деятельностью;

2) целью обучения;

3) воспитанием [1, с.29].

Ж.В. Григорьева утверждает, то что взаимодействие является процессом непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающее их взаимную работу с общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями [2, с.140]. УЛ. Холодновой мы можем найти такое утверждение, которое раскрывает суть, определяет взаимодействие как компонент, который раскрывает определенные его характеристики. Например, такие как срабатываемость и совместимость. Говоря о таком понятии как срабатываемость важно отметить, что срабатываемость является феноменом, при котором характеризуется совместная деятельность людей с точки зрения того насколько она успешна (здесь можно сказать о количестве, качестве, о скорости), а также насколько она оптимальна с точки зрения координации действий партнеров. Педагоги должны координировать между собой, а это означает, что они должны полагаться на взаимонаправленные действия, на слаженную, взаимную работу. А вот люди, которые не срабатываются вместе всегда способны показать наименьшую речевую продуктивность, наименьшее число эмоциональных высказываний типа «сомнение». Такое понятие как совместимость можно описывать и представлять с разных сторон, всячески освещая это понятие, но лучше всего можно его можно охарактеризовать, как максимально возможную удовлетворенность партнеров друг другом, значительными эмоционально-энергетическими затратами на взаимодействием, высокой когнитивной идентификацией. Для совместимости ведущим является эмоциональный компонент взаимодействия. При оптимальной срабатываемости главным источником удовлетворения взаимодействием является совместная работа, при оптимальной совместимости этим источником служит процесс общения [3, с.71] М.М. Рыбакова назвала некоторые признаки, элементы взаимодействия. Это, например, одновременное существование объектов; двусторонность связей; взаимопереход субъекта и объекта; взаимообусловленность изменения сторон; внутренняя само активность учеников [4, с.53].

Таким образом, педагогическое взаимодействие учителей физики между собой и учителями предметниками присутствует во всех видах деятельности. Часто это происходит в познавательной, трудовой, творческой деятельности и многих других. Сотрудничество является основой, одним из основных аспектов деятельности в педагогическом взаимодействии. И такое взаимодействие относится к одному из способов социализироваться, приспособиться к общественной жизни. Взаимодействие является одной из самых актуальных и важных аспектов при проектировании, создании и усовершенствовании индивидуальной траектории профессионального развития современного учителя физики, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия и т.д.

Когда происходит процесс взаимодействия, то тогда находит свое развитие каждая из сторон, которая участвовала в этом процессе без каких-либо исключений. В этом процессе участвуют и предоставляющая первоначально свой потенциал сторона, и сторона, которая может взять его для разрешения собственных проблем. При таком явлении происходит интересная и определенная метаморфоза: используемый потенциал социального института превращается в потенциал более высокого уровня благодаря опыту, который приобретается, появляется , поэтому выходит, что труд его специалистов выходит на более высокий уровень и становится более востребованным и более ценным. Это один из показателей роста потенциала данного уровня социума.

Одновременно возрастает потенциал специалистов, использовавших потенциал социальных институтов, в их способности находить и реализовать возможности специалистов другого профиля, возрастает потенциалличности, в интересах которой использовался данный потенциал, в виде разрешения ее проблем и появления у нее социальной активности - способности самостоятельно решать собственные проблемы и оказывать помощь в разрешении подобного рода проблем другим людям [5,с.18]. Важно уточнить, что успешное и профессиональное функционирование педагога предметника зависит не только от суммы знаний, в области которых он специализировался во время обучения, но и от умения общаться с людьми, видеть в собеседнике личность.

После анализа исследований на современном этапе мы заметили, что для того, чтобы была успешной педагогическая деятельность, учитель физики должен обладать такими профессиональными навыками как профессиональная готовность, педагогическая компетентность, профессиональное самосознание, готовность к педагогической деятельности, педагогическое общение, профессиональное саморазвитие, стремление к повышению квалификации. При условии, что педагог не будет стремиться выполнять данные требования, тогда он не сможет быть в полной мере профессионалом в своей деятельности, в своей сфере.

1. Таким образом, мы приходим к выводу, что для профессионального развития учителей физики будет логично и целесообразно предложить следующие, определенные и важные организационно-управленческие действия: определить стратегическую цель деятельности коллектива как «выращивание» новых учителей, способных к активному профессиональному саморазвитию; создать положительную мотивацию учителя физики к освоению новых функций педагогической деятельности через погружение в развивающую, инновационную, толерантную среду; стимулировать творческое сотрудничество учителей физики и других учителей предметников на основе полифункционального взаимодействия; организовать дифференцированное обучение учителей школы с учетом субъективного профессионального и личностного опыта на основе использования активных форм и методов профессиональной и самообразовательной деятельности; активно использовать технологии индивидуальной траектории развития и различные способы социально-педагогической поддержки учителя; с целью развития субъектной позиции и повышения личной ответственности за результаты деятельности привлекать учителей к управлению развития школы на основе соучастия, участия и партнерства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Куприянов Б.В. Взаимодействие классного руководителя с учителямипредметниками: журнал «Справочник классного руководителя», .№ 4/ апрель/2008. - 87 с.

2. Григорьева Ж. В. Сотрудничество классного руководителя и учителейпредметников в целях повышения качества образования: учеб.пособие. - М.: Молодой ученый, 2013. -676 с.

3. Холоднова Л. Сотрудничество классного руководителя и учителей: учеб.пособие. - М., 2006, 214 с.

4. Рыбакова М.М. Конфликты в образовательном учреждении: учеб. пособие. - М., 1996. - 234 с.

5. Курганский СМ. Планирование воспитательной работы вшколе: журнал «Справочник классного руководителя», .№5 /май / 2012. - 92 с.

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ

В свете формирования национальной системы профессионального роста учителей в настоящий период модернизации образования ключевым вопросом осуществления данных задач является определение стратегии управления развитием профессионализма педагогических работников отечественной школы. Автор продемонстрировал, как и на какой основе можно создать условий для профессионального развития современного учителя физики в школе.

Ключевые слова: индивидуальная траектория профессионального развития;

FEATURES THE CREATION OF CONDITIONS FOR THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A MODERN PHYSICS TEACHER AT SCHOOL

In the light of the formation of the national system of teachers'professional development in the currentperiod of modernization of education, the key issue for the implementation of these tasks is the definition of a strategy for managing the development ofprofessionalism of teachers in the national school. The author demonstrated how and on what basis it is possible to create conditions for the professional development of a modern physics teacher at school.

Keywords: individual trajectory of professional development;

Сведения об авторах:

Расулов Сунатулло Неъматуллоевич - старший преподаватель кафедры медицинской и биологической физики с основами информационной технологий ГОУ «Тадикского государственного медицинского университет имени Абуали ибни Сино». Моб. Тел. (+992) 918863459.

Кодиров Бахтиёр Розикович - профессор кафедры доктор педагогических наук филиал ФГБОУ ВО «ВГТУ» в г. Борисоглебске, Тел. (+992) 90084798E-mail: bakhtiyor_0663@niail.ru. Шерматов Дусназар Саидович - доктор физико-математических наук, профессор, зав. кафедрой медицинской и биологической физики с основами информационной технологий ГОУ «Тадикского государственного медицинского университет имени Абуали ибни Сино». Тел. (+992) 919044948. E-mail:erkin_sermatov@list.ru.

About the autors:

Rasulov SunatuHo Nematulloyevich - is a senior lecturer at the Department of Medical and Biological Physics with the basics of information technology at the Tadik State Medical University named after Abuali ibni Sino. Mob. Ph. (+992) 918863459.

Kodirov Bakhûyor Rozikovich - Professor of the Department of Doctor of Pedagogical Sciences, branch of FSBOU VSTUinBorisoglebsk, Tel. (+992) 90084798. E-mail: bakhtiyor_0663@mail.ru. Shermatov Dusnazar Saidovich - Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Head. Department of Medical and Biological Physics with the basics of information technology of the Tadik State Medical University named after Abuali ibni Sino. Ph. (+992) 919044948. E-mail:erkin_sermatov@list.ru.

НАЕЩИ ВАХДАТ ВА ХУДШИНОСИИ МИЛЛЙ ДАР ТАРБИЯИ НАСЛИ НАВРАС ВА ЧАВОНОН

Нуров А., Нурзода М.

Донишгоуи давлатии омузгории Тацыкистон ба номи С. Айнй

Fapw ваудат бош, агар осуда хощ зистан, Моинро, уар чй бошад, гайри дарё оташ аст.

Бедил

Вахдат вожаи арабй буда, маънои он «вохид», «як», «ягона» мебошад, ки дар осори бузургонамон ва адабиёти динй низ истифода мешуд, аз чумла, ашхосе, ки ба шархи К^урьони Мачид маштул буданд, чунин мисрахои Мавлоно Нуриддин Абдурахмони Чрмиро ба маънои дар боло зикршуда фахмида метавонанд:

Дарун аз на^шу касрат пое шуста,

Зи касрат сирри вахдат боз цуста

Яке цуй, Цомй, дуцуй макун,

Ба майдони вафат ду гуйи макун.

Асосгузори сулху вахдати миллй-Пешвои миллат-Президенти мамлакат мухтарам Эмомалй Рахмон ба таърихи бойи пурифтихор ва адабиёти чандинхазорсолаи форсу точик такя карда, 18 апрели соли 1998 дар анчумани чоруми Хрзби Халкии Деморктаии Точикистон ба таври возех таъкид намуданд: «Барои миллати точик борхо бар асари ихтилофоти гуногун пароканда шуда, давлатдории хешро аз даст дода буд, идеологиям ватандустй ва вахдати миллй, идеологии аз хама асосй мебошад». Бояд кайд кард, ки ватандустй, вахдати миллй, худшиносой ва худогохй, тамоми хислатхои неки инсониро дар худ тачассум менамояд. Агар нуксоне дар фикру акида, рафтору кирдор ва амали инсон, пеш аз хама насли наврас ва чавонон мушохида шавад, амалй гаштани ватандустй, вахдати миллй ва худшиносии миллй гайри имкон аст. Вахдат ин мачмуи хислатхои хамидаи одамй: ягонагаю хамдилй, хамрайъй, муттахидй, софдилй, ростиву росткавлй, инсонпарварию рахмдилй, мехру мухаббат нисбат ба инсон ба ояндаи неки у, ба хаёти осоиштаву шоистаи у мебошад. Бе ин сифатхо дар насли наврас ва чавонон хисси Вахдат ва худшиносии миллиро пайдо ва ташаккул додан аз имкон берун мебошад. Бояд тазаккур дод, ки зарурияти Вахдат ва худшиносии миллиро 29 сол мукаддам 12 декабри соли 1992 Раиси Шурои Олй мухтарам Эмомалй Рахмон дарк карда, дар аввалин Мурочиатномааш ба халки шарифи Точикистон таъкид намуданд: «Бародарон ва хохарони азиз! Хамватанони мухтарам! Ман ба хар яки Шумо дар давраи барои Ватан хеле душор мурочиат карда, ба аклу заковати Шумо, ки ворисони фарзандони баруманди точик хастед, бовар мекунам. Ман касам ёд мекунам, ки тамоми донишу тачрибаамро барои дар хар як хона ва хар оила баркарор шудани сулх равона карда, барои гулгулшукуфоии Ватани азизам садокатмандона хизмат мекунам. Барои ноил шудан ба ин нияти мукаддас агар лозим шавад, чоннисор мекунам, чунки ман ба ояндаи неки Ватанам ва хаёти хушбахтонаи халки азияткашидаам бовар дорам» [1, с.7]. Иродаи мустахкам, масъулияти баланд, далерию мардонагй, мухаббат ва самимият ба халку ватани азиз, дар атрофи худ муттахид намудани халки точик ва точикистониён ба Сарвари кишвар имконият дод, ки баъди панч сол Созишномаи умумии истикрори сулх ва ризоияти миллй дар Точикистон 27 июни соли 1997 ба имзо расид. Дар бораи ин санаи таърихй ва такдирсози миллати сарбаланди точик Сарвари кишвар ба таври возех таъкид кардаанд: «Ин санаи таърихй, ки 27 июни соли 1997 дар Москва ба имзо расид, пайгоми чонбахше аз фарорасии сулхи деринтизор буд. Дар он ормонхои халки мо бо камоли ширини Сулх ва Вахдат тачассум ёфта, дар як муддати кутох чомаи амал пушидани ин орзу гувохи тинати поку сулхпарвар, фарханги сиёсй ва заковати баланди мардуми точик аст». Инак 23 сол боз рузи Вахдати миллиро дар тамоми кишвари азиз мо бо тантана чашн мегиранд.

Давлат ва Хукумати Точикистон доимо ба насли наврас ва чавонон, ки аксарияти ахолии кишварро ташкил мекунанд, хамчун неруи созанда ва умедбахш эътироф гардидааст, аз ин ру ташаббусу пешниходхои онхоро хамеша дастгирй намуда ва барои дар хаёт татбик кардани андешахои созандаашон имкониятхои бештар фарохам меорад. Ин боварй ба чавонон аст, ки Асосгузори сулху вахдати миллй-Пешвои миллат, Президенти мамлакат мухтарам Эмомалй Рахмон дар Паёми худ ба Мачлиси Олии Чумхурии Точикистон 22 декабри соли 2016 пешниход карданд, ки соли 2017 Соли чавонон эълон карда шавад. Хамзамон таъкид намуданд, ки «Чдвонони имрузаи мо, яъне насли замони исшкдол аз наслхои пешина бо савияи илму дониш, маърифату чахонбинй, сатхи тафаккур ва одобу ахлок фарки куллй

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.