Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИГРЫ "СТАНДАРТНЫЕ КЛАССИКИ" НА ФОРМИРОВАНИЕ РИТМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ "СТАНДАРТНЫЕ КЛАССИКИ" НА ФОРМИРОВАНИЕ РИТМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УРОК / РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ / ШКОЛЬНИКИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Полевой Г.Г., Саблин А.Б., Чернышев С.В.

Цель исследования - определить влияние стандартных классиков на развитие показателей чувства ритма движений у детей 8-9 лет. Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте участвовали школьники из 2-х классов общеобразовательной школы № 60, г. Киров. Способность к ритму движений определялась с помощью теста «Бег в ритме». При статистической обработке использовался T-критерий Стьюдента. Результаты исследования и выводы. После окончания педагогического эксперимента показатели детей контрольной группы улучшились на 2,8% (р>0,05). Показатели детей экспериментальной группы улучшились на 24,7% (р<0,05). Такие результаты можно объяснить эффективностью выполнения комплекса упражнений с использованием стандартных классиков на уроках физкультуры в школе. Показатели чувства ритма движений значительно улучшатся, если дети в возрасте 8-9 лет будут дополнительно выполнять комплекс физических упражнений стандартные классики на уроках физкультуры в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE GAME "STANDARD CLASSICS" ON THE FORMATION OF THE RHYTHM OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Objective of the study was to determine the influence of standard classics on the development of indicators of the sense of the rhythm of movements in children 8-9 years old. Methods and structure of the study. Schoolchildren from the 2nd grade of the general education school No. 60, Kirov, participated in the pedagogical experiment. The ability to rhythm of movements was determined using the "Running in rhythm" test. Statistical processing used Student's T-test. Results and conclusions. After the end of the pedagogical experiment, the indicators of children in the control group improved by 2.8% (p>0.05). The performance of children in the experimental group improved by 24.7% (p<0.05). Such results can be explained by the effectiveness of performing a set of exercises using standard classics in physical education classes at school. Indicators of feeling the rhythm of movements will improve significantly if children aged 8-9 years additionally perform a set of physical exercises of standard classics at physical education lessons at school.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИГРЫ "СТАНДАРТНЫЕ КЛАССИКИ" НА ФОРМИРОВАНИЕ РИТМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ «СТАНДАРТНЫЕ КЛАССИКИ» НА ФОРМИРОВАНИЕ РИТМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УДК/UDC 378.147:793.319.5

Поступила в редакцию 21.02.2023 г.

Информация для связи с автором: g.g.polevoy@gmail.com

Кандидат педагогических наук, доцент Г.Г. Полевой1- 2 ORCID - 0000-0002-3300-3908 Кандидат педагогических наук, доцент А.Б. Саблин2 Кандидат педагогических наук, профессор С.В. Чернышев2 1Московский политехнический университет, Москва 2Московский технический университет связи и информатики, Москва

INFLUENCE OF THE GAME «STANDARD CLASSICS» ON THE FORMATION OF THE RHYTHM OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

PhD, Associate Professor G.G. Polevoy1- 2 PhD, Associate Professor A.B. Sablin2 PhD, Professor S.V. Chernyshev2

1Moscow Polytechnic University, Moscow

2Moscow Technical University of Communications and Informatics, Moscow

Аннотация

Цель исследования - определить влияние стандартных классиков на развитие показателей чувства ритма движений у детей 8-9 лет. Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте участвовали школьники из 2-х классов общеобразовательной школы № 60, г. Киров. Способность к ритму движений определялась с помощью теста «Бег в ритме». При статистической обработке использовался Т-критерий Стьюдента.

Результаты исследования и выводы. После окончания педагогического эксперимента показатели детей контрольной группы улучшились на 2,8% (р>0,05). Показатели детей экспериментальной группы улучшились на 24,7% (р<0,05). Такие результаты можно объяснить эффективностью выполнения комплекса упражнений с использованием стандартных классиков на уроках физкультуры в школе. Показатели чувства ритма движений значительно улучшатся, если дети в возрасте 8-9 лет будут дополнительно выполнять комплекс физических упражнений стандартные классики на уроках физкультуры в школе.

Ключевые слова: физическое воспитание, урок, развитие способностей, школьники, двигательные способности.

Abstract

Objective of the study was to determine the influence of standard classics on the development of indicators of the sense of the rhythm of movements in children 8-9 years old.

Methods and structure of the study. Schoolchildren from the 2nd grade of the general education school No. 60, Kirov, participated in the pedagogical experiment. The ability to rhythm of movements was determined using the "Running in rhythm" test. Statistical processing used Student's T-test. Results and conclusions. After the end of the pedagogical experiment, the indicators of children in the control group improved by 2.8% (p>0.05). The performance of children in the experimental group improved by 24.7% (p<0.05). Such results can be explained by the effectiveness of performing a set of exercises using standard classics in physical education classes at school. Indicators of feeling the rhythm of movements will improve significantly if children aged 8-9 years additionally perform a set of physical exercises of standard classics at physical education lessons at school.

Keywords: physical education, lesson, development of abilities, schoolchildren, motor abilities.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Несмотря на большое значение физического воспитания для человека, существует ряд проблем, которые существуют в процессе физического воспитания в школе. Одной из таких проблем является отсутствие спортивных залов или других помещений для занятий физкультурой, поскольку в течение учебного года суровые погодные условия в России не позволяют постоянно заниматься спортом на улице. Примером решения этой проблемы может стать разработка и внедрение инновационных методов и приемов в работе с детьми на уроках физкультуры в школе, направленных на развитие двигательных способностей. На сегодняшний день одним из наиболее важных для детей двигательных качеств является умение балансировать в динамических и статических условиях [4-7, 9, 10].

Всемирно известное упражнение - это стандартные классики, в которые можно играть как дома, так и в школе. При

этом важно, чтобы на занятиях в школе использовался игровой и соревновательный подход, которые доказали свою эффективность в работе с детьми младшего школьного возраста [3, 8].

Цель исследования - определить влияние использования стандартных классиков на развитие показателей ритма движений у детей 8-9 лет.

Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие дети начальной школы в возрасте 8-9 лет. Дети учились во 2-м классе обычной школы № 60 г. Киров, Российская Федерация. Из общего числа школьников (118 детей) в исследовании приняли участие 104 ученика. Эти дети были допущены врачом к урокам физкультуры в школе и не имели противопоказаний по здоровью. В то же время согласие на исследование было получено от каждого родителя (56 девочек и 48 мальчиков).

64

http://www.teoriya.ru

№6 • 2023 Июнь | June

Педагогический эксперимент проводился с 1 сентября по 30 мая 2021 года. Школьники занимались физкультурой два раза в неделю по 40 минут на каждом уроке. За девять месяцев исследования было проведено 72 урока. Дети из контрольной группы (классы 2А и 2Б) - 30 девочек и 22 мальчика занимались по стандартной школьной программе по физической культуре в школе [8]. Дети из экспериментальной группы (2В и 2Г) - 26 девочек и 26 мальчиков занимались по той же программе, но дополнительно в течение 5-6 мин во время урока выполняли упражнение стандартные классики (см. рисунок).

Схему упражнения можно нарисовать в школьном спортивном зале простым мелом. Основными требованиями являются прыжки и чередование упражнений правой и левой ног. После того как первый ученик выполнил прыжки на правой ноге, он вернулся в исходное положение и выполнил прыжки на левой ноге. В течение 5-6 мин в каждом рисунке участвовало пять-шесть учеников (не более), так чтобы двигательная нагрузка на каждого ученика была максимальной.

Контрольный норматив «Бег в ритме» определял уровень развития способности чувствовать ритм движений. На расстоянии 30 м друг от друга расположены 15 гимнастических обручей. Диаметр обруча составляет 1 м. Ученик должен пробежать дистанцию, не задев обруч. Он должен выбрать определенный ритм бега или изменить его, чтобы пробежать дистанцию как можно быстрее. Результатом является количество секунд, которые школьник потратил [8].

Результаты исследования и их обсуждение. До начала исследования не было достоверных статистических различий между контрольной и экспериментальной группами (р>0,05). В таблице приведены результаты применения тестов в начале и в конце исследования.

Дети из контрольной группы, обучавшиеся по стандартной программе, смогли улучшить свои показатели на 2,8%. Несмотря на положительную динамику результатов, достоверность результатов была незначительной (р>0,05). В экспериментальной группе показатели детей значительно улучшились (р<0,05). Дети, которые дополнительно выполняли упражнения по стандартным классическим упражнениям на уроках физкультуры, смогли улучшить свои показатели на 24,7%.

В программе показан не только комплекс упражнений, но и период, в течение которого должны быть развиты определенные физические качества. Это чувствительный (благоприятный) период для развития физических качеств. Если целенаправленно развивать определенные способности в течение сенситивного периода, то прирост показателей будет выше, а если пропустить этот период, то наверстать упущенное или получить максимальный результат будет невозможно [3].

Результаты исследования у детей контрольной группы показали, что обычная программа физического воспитания

Упражнение «Стандартные классики»

Результаты теста «Бег в ритме» в начале и в конце исследования

Показатели До После % p

Контрольная группа (n=52) 7,1±0,3 6,9±0,3 2,8 p>0,05

Экспериментальная группа (n=52) 7,3±0,6 5,5±0,5 24,7 p<0,05

составлена достаточно хорошо. Дети улучшили свои показатели, хотя и незначительно. Это может свидетельствовать о благоприятном периоде развития двигательных способностей в возрасте 8-9 лет и их естественном росте в течение периода обучения.

Результаты в экспериментальной группе показали значительное улучшение двигательных способностей, так как целенаправленное воздействие на эти способности помогло увеличить конечный результат. Выполнение упражнения занимает всего 5-6 мин от общей продолжительности урока.

Также большое значение имеет то, что упражнение стандартные классики не требует покупки дорогостоящего оборудования, такую схему можно нарисовать мелом на асфальте или липкой лентой в спортивном зале. Дети с удовольствием будут выполнять физические упражнения.

При этом используется индивидуально-дифференцированный подход, то есть каждый ребенок сам выбирает для себя скорость выполнения физических упражнений, ориентируясь на свое состояние, самочувствие [1, 2, 10].

Вывод. Подтверждена эффективность использования стандартной программы физического воспитания в школе, доказан чувствительный период для развития двигательных способностей. Впервые научно доказано внедрение упражнение стандартные классики в педагогический процесс физической культуры в школе для развития двигательных способностей детей в возрасте 8-9 лет. Исследование является многообещающим, поскольку можно изучить влияние стандартной классики на другие двигательные способности и физические качества.

Следует отметить эффективность внедрения стандартных классиков как физического упражнения в образовательный процесс младших школьников. Это имело решающее значение для развития чувства ритма у школьников в возрасте 8-9 лет. Важно, чтобы уроки физкультуры в школе были интересными, эмоциональными и развивающими.

Конфликт интересов. Авторы заявляют, что не существует никакого конфликта интересов.

References

1. Arseniev D.G., Bondarchuk I.L., Dyachenko G.B., Krasnoshche-kov V.V. Adaptation of foreign students to university education using differentiated approach to physical education. Teor. Prakt. Fiz. Kult. 2020;2020(5):39-41.

2. Ezechil L. Coordinates of a differentiated approach of physical education classes in compulsory school. J Phys Educ Sport 2011;11(4):443-448.

3. Fuentes-Barría H., Aguilera-Eguía R., González-Wong C. Motor skills, physical qualities and sensitive periods in the development schoolchildren. Andes Pediatr 2021;92(6):983-984. doi:10.32641/Andespediatr. V92I6.4101

4. Guskov M.V., Starodubtseva I.V., Manzheley I.V. Development of coordination abilities of boys in the process of mini-football. Teor Prakt Fiz Kult 2022;(6):23-25.

5. Ivashchenko O. Research program: Modeling of motor abilities development and teaching of schoolchildren. Teor Meto Fizic Viho 2020;20(1):32-41. doi:10.17309/tmfv.2020.1.05

6. Ivashchenko O. Research program: Modeling of motor abilities development and teaching of schoolchildren. Teor Meto Fizic Viho. 2020;20(1):32-41. doi:10.17309/tmfv.2020.1.05

7. Kainov A.N., Kuryerova G.I. Working Programs. Physical Culture. Grades 1-11. Comprehensive Program of Physical Education of School Children; Teacher: Moscow, Russia, 2019; p. 169.

8. Tarabrina N.Yu. Paired-connected development of motor qualities in aesthetic gymnastics. Science of Gymnastics Journal, 2021:13(3), pp. 385-397.

9. Tarabrina NYu., Wilczewski T., Potaniecka A. Peculiarities of the Influence of Fitness Special Means on the Speed and Strength and Coordination Indicators of Young Football Players // International Journal of Human Movement and Sports Sciencesthis link is disabled, 2022:10(3), pp. 462-468

№6 • 2023 Июнь | June

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.