Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ БЁРПИ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ И БЫСТРОТУ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ БЁРПИ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ И БЫСТРОТУ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
214
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Полевой Г.Г., Саблин А.Б., Чернышев С.В.

Цель исследования - определить влияние упражнения «Бёрпи» на показатели выносливости и быстроту движения детей 15-16 лет. Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился в течение четырех месяцев на базе общеобразовательной школы г. Кирова № 60. В исследовании приняли участие школьники 15-16 лет в количестве 52 человек. Дети из контрольной группы занимались по обычной программе, из экспериментальной группы дополнительно выполняли упражнение «Бёрпи». Выносливость определялась по тесту «2000 м», быстрота - «Бег на 30 м», а достоверность результатов по T-Стьюденту. Результаты исследования и выводы. После педагогического эксперимента показатели в контрольной группе в тесте «2000 м» улучшились на 1,9% (р>0,05), а в «Беге на 30 м» - на 3,7% (р>0,05). В экспериментальной группе показатели значительно улучшились в тесте «2000 м» на 9% (р<0,05) и в тесте «Бег на 30 м» - на 16,1% (р<0,05). Вывод: если 15-16-летние дети будут выполнять упражнение «Бёрпи» на физкультуре, то значительно улучшатся показатели выносливости и быстроты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Полевой Г.Г., Саблин А.Б., Чернышев С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF BURPIE ON ENDURANCE AND SPEED OF SCHOOLCHILDREN

Objective of the study was to determine the effect of the Burpee exercise on the indicators of endurance and speed of movement of children aged 15-16. Methods and structure of the study. The pedagogical experiment was carried out for four months on the basis of a comprehensive school in the city of Kirov No. 60. Schoolchildren aged 15-16 years old took part in the study in the amount of 52 people. Children from the control group were engaged in the usual program, from the experimental group additionally performed the exercise "Burpee". Endurance was determined by the test "2000 m", speed - "Running for 30 m", and the reliability of the results by T-Student. Results and conclusions. After the pedagogical experiment, the indicators in the control group in the "2000 m" test improved by 1.9% (p> 0.05), and in the "30 m Run" - by 3.7% (p> 0.05). In the experimental group, the performance improved significantly in the 2000m test by 9% (p<0.05) and in the 30m run test by 16.1% (p<0.05). Conclusion: if 15-16-year-old children perform the exercise "Burpee" in physical education, then the indicators of endurance and speed will improve significantly.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ БЁРПИ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ И БЫСТРОТУ ШКОЛЬНИКОВ»

ВЛИЯНИЕ БЕРПИ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ И БЫСТРОТУ ШКОЛЬНИКОВ

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 26.10.2022 г.

Информация для связи с автором: g.g.polevoy@gmail.com

Кандидат педагогических наук, доцент Г.Г. Полевой1- 2 ORCID - 0000-0002-3300-3908

Кандидат педагогических наук, доцент А.Б. Саблин3 Кандидат педагогических наук, профессор С.В. Чернышев2 1Московский политехнический университет, Москва 2Московский технический университет связи и информатики, Москва 3Московский городской педагогический университет, Москва

INFLUENCE OF BURPIE ON ENDURANCE AND SPEED OF SCHOOLCHILDREN

PhD, Associate Professor G.G. Polevoy1- 2 PhD, Associate Professor A.B. Sablin3 PhD, Professor S.V. Chernishev2

1Moscow Polytechnic University, Moscow

2Moscow Technical University of Communications and Informatics, Moscow 3Moscow City University, Moscow

Аннотация

Цель исследования - определить влияние упражнения «Бёрпи» на показатели выносливости и быстроту движения детей 15-16 лет. Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился в течение четырех месяцев на базе общеобразовательной школы г. Кирова № 60. В исследовании приняли участие школьники 15-16 лет в количестве 52 человек. Дети из контрольной группы занимались по обычной программе, из экспериментальной группы дополнительно выполняли упражнение «Бёрпи». Выносливость определялась по тесту «2000 м», быстрота - «Бег на 30 м», а достоверность результатов по Т-Стьюденту. Результаты исследования и выводы. После педагогического эксперимента показатели в контрольной группе в тесте «2000 м» улучшились на 1,9% (р>0,05), а в «Беге на 30 м» - на 3,7% (р>0,05). В экспериментальной группе показатели значительно улучшились в тесте «2000 м» на 9% (р<0,05) и в тесте «Бег на 30 м» - на 16,1% (р<0,05). Вывод: если 15-16-летние дети будут выполнять упражнение «Бёрпи» на физкультуре, то значительно улучшатся показатели выносливости и быстроты.

Ключевые слова: физическая культура, двигательная активность, школьники, физическая нагрузка.

Abstract

Objective of the study was to determine the effect of the Burpee exercise on the indicators of endurance and speed of movement of children aged 15-16. Methods and structure of the study. The pedagogical experiment was carried out for four months on the basis of a comprehensive school in the city of Kirov No. 60. Schoolchildren aged 15-16 years old took part in the study in the amount of 52 people. Children from the control group were engaged in the usual program, from the experimental group additionally performed the exercise "Burpee". Endurance was determined by the test "2000 m", speed - "Running for 30 m", and the reliability of the results by T-Student.

Results and conclusions. After the pedagogical experiment, the indicators in the control group in the "2000 m" test improved by 1.9% (p> 0.05), and in the "30 m Run" - by 3.7% (p> 0.05). In the experimental group, the performance improved significantly in the 2000m test by 9% (p<0.05) and in the 30m run test by 16.1% (p<0.05). Conclusion: if 15-16-year-old children perform the exercise "Burpee" in physical education, then the indicators of endurance and speed will improve significantly.

Keywords: physical culture, physical activity, schoolchildren, physical activity.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Введение. Спортсмены и тренеры всегда находятся в поиске упражнений, от которых организм получает максимум полезного. Одним из современных и популярных физических упражнений во всем мире является «Бёрпи». Автором упражнения является американский физиолог из Нью-Йорка Royal Nadleston Burpee, который изобрел его в начале 1930-х годов. Сегодня упражнение «Бёрпи» настолько популярно, что в Интернете проводятся онлайн-соревнования, в которых участники соревнуются за максимальное количество повторений.

«Бёрпи» - это функциональное упражнение, которое ускоряет работу сердцебиения и при этом в нем задействована довольно большая группа мышц: плечи, бицепсы, грудные мышцы, брюшной пресс, мышцы спины, ягодичные мышцы, четырехглавая мышца бедер. Преимуществом «Бёрпи» является возможность выполнять его в любом месте без наличия специального спортивного инвентаря и тренера [4, 6].

Для правильного и интенсивного выполнения упражнения «Бёрпи» требуется большое количество усилий и хороший уровень физической подготовки. На должном уровне должны быть развиты

большинство физических качеств. С учетом чувствительных периодов развития таких физических качеств, как сила, быстрота движений и выносливость, для исследования был определен возраст 15-16 лет, это 9-й класс в обычной общеобразовательной школе. В этом возрасте наблюдается достаточно интенсивное развитие мышечной массы школьников. Также следует отметить высокое значение силовых тренировок для детей 15-16 лет [2, 7].

Если в младшем школьном возрасте в обучении преобладает дифференцированный подход и развитие координации движения, то в старшем школьном возрасте чаще используется индивидуальный подход [3, 5].

Цель исследования - определить влияние упражнения «Бёрпи» на показатели выносливости и быстроты движений у детей в возрасте 15-16 лет.

Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие школьники 15-16 лет, которые учились в общеобразовательной школе № 60 города Кирова. Всего в исследовании приняли участие 52 ученика, это мальчики и девочки, которые учились в 9А и 9Б классах. В исследовании

78

http://www.teoriya.ru

№1 • 2023 Январь | Yanuar

Компоненты физической нагрузки при выполнении упражнения «Бёрпи» для детей 15-16 лет

Количество серий Активность Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

1-я Бёрпи 60 с 90 с 120 с 120 с

Отдых 60 с 60 с 90 с 60 с

2-я Бёрпи 60 с 90 с 120 с 120 с

Отдых 90 с 90 с 120 с 90 с

3-я Бёрпи 60 с 90 с 90 с 120 с

Отдых 120 с 120 с 120 с 120 с

Общее время 7 мин 30 с 9 мин 11 мин 10 мин 30 с

принимали участие только те школьники, которые были допущены врачом к занятиям физкультурой без каких-либо ограничений по состоянию здоровья.

Педагогический эксперимент проводился с 1 сентября по 30 декабря 2021 года. Все уроки физкультуры в школе проводились два раза в неделю по 45 мин. За период исследования в каждом классе было проведено 30 уроков физкультуры.

До начала педагогического эксперимента были сформированы две группы:

Школьники из 9А класса - контрольная группа. Всего в 9А классе учились 32 ученика, из которых к исследованию были допущены 25 человек (13 мальчиков и 12 девочек). Дети занимались по обычной программе физического воспитания в школе для учащихся 9 классов [1].

Школьники из 9Б класса - экспериментальная группа. Всего в 9Б классе учились 33 ученика, но в исследовании приняли участие 27 человек (13 мальчиков и 14 девочек). Дети учились по той же программе, но дополнительно на каждом уроке после разминки выполняли упражнение «Бёрпи».

Техника исполнения упражнения «Бёрпи»

Если разложить все упражнение по этапам, то оно состоит из более простых упражнений: приседаний, планки, отжиманий и выпрыгиваний. Техника выполнения традиционного упражнения «Берпи»:

1. Исходное положение: встаньте прямо, ноги на ширине плеч.

2. Согните ноги в коленях и, сидя на корточках, упритесь руками в пол. Перенесите вес тела на руки.

3. Выпрыгните, отведя ноги назад так, чтобы вы оказались в положении планки с прямыми руками.

4. Сделайте одно отжимание (сгибание и разгибание рук в положении лежа) и вернитесь в положение планки.

5. Подпрыгните, чтобы подтянуть ноги к рукам и оказаться в положении приседа.

6. Подпрыгните, поднимите руки и хлопните в ладоши над головой.

Компоненты физической активности были индивидуальными, поскольку у каждого ученика был свой уровень физической подготовки. Упражнение выполнялось в течение определенного времени, без учета повторений каждого ученика и подсчета учителя. Компоненты нагрузки представлены в таблице. Из нее видно, что время выполнения упражнения постепенно увеличивалась, а время отдыха сокращалось. При этом было важно, чтобы упражнение «Бёрпи» не мешало выполнению основной программы физического воспитания в школе.

До и после начала исследования все дети прошли два контрольных теста:

1. Общая выносливость определялась по тесту «Бег на 2000 м» [1]. Процедура: Испытание проводилось по беговой дорожке легкоатлетического манежа с высокого стартового положения. По команде «Старт!» учащиеся занимают свои места перед линией старта. После команды «Марш!» они начинают движение. Результат с точностью до 1 с.

2. Быстрота движения определялась по тесту «Бег на 30 м» [1].

Процедура: Бег выполняется по дорожкам стадиона с высокого старта. Участники стартуют по 2-4 человека в каждом. Результат с точностью до 0,1 с.

Математическая и статистическая обработка результатов: Показатели всех участников были записаны в таблицу Excel, были определены среднее значение и стандартное отклонение. Изменение показателей школьников определялось в процентах, а значимость - T-критерий Стьюдента (р>0,05).

Результаты исследования и их обсуждение. Перед началом педагогического эксперимента и после его завершения все учащиеся сдавали контрольные тесты. Результаты тестирования показали, что у детей из контрольной группы показатели в тесте «Бег на 2000 м» улучшились на 1,9% (р>0,05), а показатели в тесте «Бег на 30 м» стали выше на 3,7% (р>0,05), чем до начала исследования. У школьников в экспериментальной группе показатели в тесте «Бег на 2000 м» улучшились на 9% (р<0,05), а показатели в тесте «Бег на 30 м» стали выше на 16,1% (р<0,05), чем до начала исследования. Такие результаты свидетельствуют о безусловной эффективности использования упражнения «Бёр-пи» на уроках физкультуры в школе и его влиянии на физические качества 15-16-летних школьников.

Дискуссия. Каждый учитель и тренер должен стремиться наилучшим образом использовать время для развития физических качеств своих учеников. Популярное и несложное физическое упражнение «Бёрпи» можно назвать уникальным, так как оно не требует специального и дорогостоящего оборудования, не требует много места для своего выполнения и в то же время воздействует на большое количество мышц [4, 6].

Упражнение «Бёрпи» требует достаточно хорошего уровня физической подготовки, при этом само упражнение может быть в разных вариациях. Прежде всего, упражнение развивает выносливость, поэтому наиболее подходящий возраст - 15-16 лет. Выносливость человека - это способность организма выполнять любую работу в течение длительного времени без заметного снижения работоспособности. Не следует забывать и о естественном увеличении показателей в этом возрасте, это доказали дети из 9А класса, которые занимались по обычной программе физкультуры в школе. Данные о сенситивном периоде развития выносливости в 15-16 лет подтверждаются некоторыми другими исследованиями [2, 7]. Следует отметить важность тренировок на выносливость для школьников в возрасте 15-16 лет [3, 5]. Результаты в контрольной группе могут свидетельствовать о хорошем влиянии стандартной программы физического воспитания на физические качества детей в возрасте 15-16 лет.

Хотя в некоторых исследованиях затрагивается тема Бёрпи и Кросс-Фита, нет конкретных рекомендаций по компонентам физической нагрузки для людей разного возраста. Такая нагрузка должна быть индивидуальной, особенно в старшем школьном возрасте [1]. В нашем исследовании показаны примерные показатели нагрузки для упражнения «Бёрпи» для детей в возрасте 15-16 лет. Мы считаем, что использование меньшего количества времени будет неэффективным. Если на выполнение упражнения Бёрпи затратить больше времени, то ученики будут физически и психологически уставать и потеряют интерес к упражнениям, а времени на реализацию основной программы физического воспитания в школе будет недостаточно.

Выводы. В данном исследовании доказно, что «Бёрпи» значительно развивает как минимум два ведущих физиче-

№1 • 2023 Январь | Januar

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

ских качества в сенситивным период развития школьников. Если физическое упражнение «Бёрпи» использовать на каждом уроке физкультуры в школе, то показатели выносливости детей в возрасте 15-16 лет значительно улучшатся. В то же время показатели быстроты движения также значительно улучшатся. Физическая нагрузка для выполнения «Берпи» должна быть индивидуальной, в зависимости от уровня физической подготовки учащегося. В дальнейшем возможно исследовать влияние Бёрпи на другие физические качества или психические процессы, поиск новых, оптимальных вариантов физической активности для школьников разных возрастов.

Конфликт интересов. Авторы заявляют, что не существует никакого конфликта интересов.

Литература

1. Каинов А. Н. Физическая культура. 9 класс. Рабочая программа. / А. Н. Каинов, Г. И. Курьерова // Методическое пособие ФГОС, 2017. -56 с.

References

1. Kainov A.N., Kurierova G.I. Fizicheskaya kultura. 9 klass. Rabochaya programma [Physical Culture. 9th grade. Working program]. Teaching aid FSES, 2017. 56 p.

2. Fuentes-Barría H., Aguilera-Eguía R., González-Wong C. "Motor skills, physical qualities and sensitive periods in the development schoolchildren," Andes Pediatrica, vol. 92, no. 6, pp. 983-984, 2021. doi:10.32641/ANDESPEDIATR.V92I6.4101.

3. Gavin C., Tony P., Christine J., Starla M. C. "Differentiating Instruction in Physical Education: Personalization of Learning," Journal of Physical Education, Recreation & Dance. Vol. 88. pp. 44-50, 2017. DOI: 10. 1080/07303084.2017.1340205.

4. Mayr Ojeda E., Castro FADS, Reich M., Astorino T.A., Benítez-Flores S. Burpee Interval Training Is Associated With a More Favorable Affective Valence and Psychological Response Than Traditional High Intensity Exercise. Percept Mot Skills 2022;129(3):767-786. DOI: 10.1177/00315125221083180.

5. Nagovitsyn R.S., Osipov A.Y., Loginov D.V., Prikhodov D.S., Orlova I.I. "Differentiation of physical education lessons by body mass index of schoolchildren," Journal of Human Sport and Exercise, vol. 16, no. 2, pp. 172-181, 2021. doi:10.14198/jhse.2021.16.Proc2.02.

6. Tai JQJ, Wong SF, Chow SKM, Choo DHW, Choo HC, Sahrom S, et al. Assessing Physical Fitness of Athletes in a Confined Environment during Prolonged Self-Isolation: Potential Usefulness of the Test of Maximal Number of Burpees Performed in 3 Minutes. Int J Environ Res Public Health 2022;19(10). DOI: 10.3390/ijerph19105928.

7. Varghese M., Ruparell S., LaBella C. "Youth Athlete Development Models: A Narrative. Review," Sports Health: A Multidisciplinar Approach, vol. 14, no. 1, pp. 20-29, 2021. https://doi. org/10.1177/19417381211055396.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОМ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ МАССОВОГО СПОРТА

Доктор педагогических наук, профессор Т.В. Скобликова1 Кандидат филологических наук, доцент В.Ю. Андреева1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Скриплева2

1Юго-Западный государственный университет, Курск

2Курская государственная сельскохозяйственная академия, Курск

УДК/ШС 796.062

Ключевые слова: спортивная инфраструктура, численность занимающихся, физическая культура и спорт, финансирование.

Введение. Приоритетность развития спортивной инфраструктуры как основополагающего фактора Национального проекта «Спорт - норма жизни» обусловлена воплощением задачи по укреплению здоровья нации. Поэтому актуальным является рассмотрение динамики показателей федеральных округов, характеризующих социальные аспекты развития российской спортивной инфраструктуры, повышение уровня вовлеченности граждан в занятия физической культурой и спортом.

Цель исследования - выявить социальные аспекты развития российской спортивной инфраструктуры, повышения уровня вовлеченности граждан в занятия физической культурой и спортом.

Методика и организация исследования. В научной работе анализируется динамика количества спортивных сооружений в федеральных округах Российской Федерации как основополагающего фактора Национального проекта «Спорт - норма жизни», изменение численности систематически занимающихся спортом и объемов финансирования физической культуры и спорта в период 2018-2021 гг. на основе комплексного анализа научных и статистических источников информации.

Результаты исследования и их обсуждение. На основе исследования Н. А. Герасименко выявлены три группы федеральных округов, показывающих присущие им основные тренды динамики показателей социально-экономического развития. К первой группе отнесены округа, имеющие возрастающие темпы роста показателей социально-экономического развития по сравнению со средним уровнем в России: Уральский федеральный округ (УФО) и Центральный федеральный округ (ЦФО).

DEVELOPMENT OF SPORTS INFRASTRUCTURE AS A FACTOR OF ACTIVATION OF MASS SPORTS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dr. Hab., Professor T.V. Skoblikova1 PhD, Associate Professor V.Yu. Andreeva1 PhD, Associate Professor E.V. Skripleva2 1Southwest State University, Kursk 2Kursk State Agricultural I.I. Ivanov Academy, Kursk

Поступила в редакцию 05.12.2022 г.

темпами роста: Северо-Западный (СЗФО) и Дальневосточный (ДФО) федеральные округа. К третьей - округа, которые имеют отстающий спад показателей: Сибирский (СФО), Поволжский (ПФО), Южный (ЮФО) и Северо-Кавказский (СКФО) федеральные округа [1, с. 96].

Динамика доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом следующая: возрастающие темпы роста за период с 2018 по 2021 гг. по сравнению со средним уровнем в России в УФО, ДФО, ЮФО; средние -в СКФО, ПФО, СФО; ниже среднего показателя по России в ЦФО и СЗФО. При этом количество спортивных сооружений на 100 тыс. населения превышает средние показатели по России в четырех федеральных округах: ЦФО, ПФО, УФО и СФО. В среднем по РФ за рассматриваемый период можно констатировать значительный прирост финансирования физической культуры и спорта, который составил 30,7%, что соответствует приросту количества занимающихся ФКиС на 9,6% и на 34,6% финансирование ФКиС на одного жителя.

Выводы. По итогам исследования, тенденции развития спортивной инфраструктуры и социально-экономических показателей в федеральных округах Российской Федерации можно оценить с положительной стороны. Для перспективного развития физической культуры и спорта в целом по Российской Федерации и отдельным федеральным округам важны рост и взаимовлияние показателей развития отрасли и социально-экономических показателей как условий для достижения стратегических задач - улучшения здоровья и качества жизни всех категорий населения.

Литература

1. Герасименко Н. А. Динамика показателей социально-экономического развития федеральных округов России / Н. А. Герасименко // Вестник университета. - 2022. - № 5. - С. 90-99.

Ко второй отнесены округа с относительно незначительными Информация для связи с автором: skoblikova-t@mail.ru

80

http://www.teoriya.ru

№1 • 2023 Январь | Yanuar

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.