дифференцированное развитие скоростных способностей учащихся на уроках физической культуры
УДК/UDC 372.879.6:796.012.13
Поступила в редакцию 20.03.2020 г.
Информация для связи с автором: alenurov@mail.ru
Кандидат социологических наук, доцент Э.А. Аленуров1 Кандидат педагогических наук Д.А Казаков1 Доцент Н.Н. Маринина1 М.В. Некрасова1
1 Российский государственный социальный университет, Москва
INDIVIDUALIZATION OF SPEED TRAINING OF SCHOOLCHILDREN DURING PHYSICAL EDUCATION CLASSES
PhD, Associate Professor E.A. Alenurov1 PhD D.A. Kazakov1
Associate Professor N.N. Marinina1 M.V. Nekrasova1
1 Russian State Social University, Moscow
□ и
Аннотация
В работе представлена технология дифференцированного развития скоростных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Цель исследования - разработать технологию дифференцированного развития скоростных способностей у школьников в процессе учебных занятий по физической культуре.
Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие учащиеся в возрасте 15 лет общеобразовательной школы № 2054 (экспериментальная группа, мальчики, п=35 и девочки, п=40) и общеобразовательной школы № 1530 (контрольная группа, мальчики, п=39 и девочки, п=42) г. Москвы. Авторами проверялась возможность эффективного использования направленных средств скоростной подготовки школьников на развитие отстающего компонента спринтерского бега. Результаты исследования и выводы. На основе выявленных особенностей развития физических качеств разработана технология дифференцированного развития скоростных способностей у 15-летних школьников разного пола, которая предусматривала применение определенного алгоритма педагогических действий и использование специфических физических упражнений. Школьники экспериментальной группы были распределены на три подгруппы: 1-я - с отстающим уровнем развития максимальной скорости бега, а 2-я - спринтерской выносливости (соотношение показателей бега на 20 м с ходу и результатов бега на 100 м), 3-я - паритетное соотношение данных характеристик. У учащихся контрольной группы (традиционный способ организации учебного процесса) у девочек существенно улучшились только результаты бега на 60 м, а у мальчиков - бега на 30 и 60 м. У учеников экспериментальной группы достоверно изменились показатели бега на 20 м с ходу, 30 м, 60 м и 100 м), Показатели общей физической подготовленности более существенно изменились у учащихся экспериментальной группы (6 из 10 результатов), а в контрольной - всего 3 показателя.
Ключевые слова: технология, дифференцированное развитие, школьники, скоростная подготовка, спринтерская выносливость, максимальная скорость бега, физические качества.
Annotation
The article presents the technology of differential development of speed qualities in secondary school-age students during physical education classes. Objective of the study was to develop the technology of speed training of schoolchildren during physical education classes.
Methods and structure of the study. The educational experiment involved the 15-year-old students of the general education schools No. 2054 (Experimental Group, boys, n=35 and girls, n=40) and No. 1530 (Control Group, boys, n=39 and girls, n=42), Moscow. The authors tested the possibility of effective use of targeted means of speed training to develop the lagging component of sprint running.
Results of the study and conclusions. Based on the identified features of development of physical qualities, we developed a technology of speed training of the 15-year-olds of different sexes, which implied the application of a specific pedagogical action algorithm and the use of specific physical exercises. The Experimental Group schoolchildren were divided into three sub-groups: Group 1 - those tested with the low maximum running speed rates, Group 2 - with the low sprinter endurance rates (ratio between the 20 m and 100 m run test rates), and Group 3 - with the parity of these rates.
In the Control Group (with the traditional approach to the organization of the training process), the girls demonstrated significant progress in the 60 m run test only, while the boys - in the 30 m and 60 m run tests. In the Experimental Group, there was a significant increase in the 20 m from standing start, 30 m, 60 m, and 100 m run tests. The overall physical fitness rates changed more significantly in the Experimental Group schoolchildren (6 out of 10), while in the Control Group - in 3 subjects only.
The developed technology of speed training of secondary school-age students was proved to significantly enhance their performance in short-distance running by improving the lagging component of sprint running.
Keywords: technology, differential development, schoolchildren, speed training, sprint endurance, maximum running speed, physical qualities.
£ Г.
CL
4—
О OJ и
CL
' "О С
га
^
О (U .с H
Введение. Высокий уровень развития скоростных способностей во многом определяет достижение спортивных результатов в различных упражнениях школьной учебной программы, особенно в беге на короткие дистанции. Особое внимание развитию этих способностей должно быть уделено в подростковом возрасте [1-4].
Вместе с тем направленность на развитие скоростных способностей в тренировочном и учебном процессе име-
ет существенные различия. У учащихся среднего школьного возраста учебные занятия по физической культуре проводятся совместно у мальчиков и девочек. В связи с этим один учитель одновременно не может эффективно решать проблемы развития скоростных способностей у школьников различного пола. Необходимы новые технологические и организационно-методические подходы к развитию скоростных способностей у данного контин-
66
http://www.teoriya.ru
№ 8 • 2020 Август | August
гента учащихся, что обуславливает актуальность представленной работы.
Цель исследования - разработать технологию дифференцированного развития скоростных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Методика и организация исследования. Работа проводилась в общеобразовательных школах № 2054 и № 1530 г. Москвы в период 2018/2019 учебного года. В исследовании приняли участие 577 учеников в возрасте 10-15 лет (из них 236 мальчиков). Для оценки показателей физической подготовленности применялись следующие тесты: бег на 20 м с ходу, бег на 30 м, бег на 60 м, бег на 100 м, челночный бег 3х10 м, бег на 500 м (девочки), бег на 1000 м (мальчики), прыжок в длину с места, наклон туловища вперед, метание малого мяча.
По нашим данным, в возрасте 10-15 лет результаты мальчиков и девочек в беге на короткие дистанции достоверно улучшались только в отдельные возрастные периоды, и эти изменения были неравномерны, гетерохронны, имели разные периоды интенсивного роста.
У 10-15-летних учащихся показатели скоростных способностей в основном однородны (коэффициенты вариации менее 10 %). С возрастом у девочек отмечается устойчивая тенденция увеличения коэффициентов вариации в беге на короткие дистанции, указывая на «расслоение» скоростных характеристик бега у данного контингента обучающихся. Вместе с тем у мальчиков с возрастом выявлено снижение коэффициентов вариации показателей скоростных способностей, особенно в беге на 60 м (с 9,2 % до 6,4 %). Таким образом, у учащихся разного пола с возрастом проявляются разные тенденции изменения коэффициентов вариации в беге на короткие дистанции.
Анализ показывает, что у учащихся разного пола и возраста существуют индивидуальные соотношения уровней развития максимальной скорости бега и результатов спринтерской выносливости (соотношение показателей бега на 20 м с ходу и результатов бега на 100 м), которые следует учитывать на уроке физической культуры в процессе развития скоростных способностей учащихся.
Результаты исследований свидетельствуют о серьезных методических ошибках в процессе развития скоростных способностей у учащихся среднего школьного возраста.
Для разрешения названных проблем была разработана технология дифференцированного развития скоростных способностей у учащихся среднего школьного возраста, которая включала следующий алгоритм педагогических действий: оценка показателей скоростной подготовленности учащихся (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий), оценка компонентов скоростного бега (максимальная скорость бега, спринтерская выносливость), подбор рациональных средств физической подготовки, выбор эффективных средств коррекции показателей скоростного бега, результаты бега на короткие дистанции, сравнение исходных и конечных показателей физической подготовленности.
В педагогическом эксперименте приняли участие учащиеся в возрасте 15 лет общеобразовательной школы № 2054 (экспериментальная группа, мальчики, п=35 и девочки, п=40) и общеобразовательной школы № 1530 (контрольная группа, мальчики, п=39 и девочки, п=42) г. Москвы, нами проверялась возможность эффективного использования направленных средств скоростной подготовки школьников на развитие отстающего компонента спринтерского бега.
У каждого ученика экспериментальной группы по рассчитанным уравнениям регрессии определяли расчетные показатели бега на 20 м с ходу, на 30 м, на 60 м и на 100 м, затем их соответственно сравнивали с фактическими результатами и выявляли отстающие компоненты (максимальная скорость
бега или спринтерской выносливости). Учащиеся этой группы были распределены на 3 подгруппы: 1-я - с отстающим компонентом максимальной скорости бега, а 2-я - спринтерской выносливости, 3-я - паритетное соотношение данных характеристик.
Разработанная технология предусматривала применение на уроках физической культуры упражнений, направленных на развитие скоростных способностей. Для учеников с отстающим компонентом максимальной скорости бега использовались карточки-задания, содержащие преимущественно бег на короткие отрезки (20-50 м), прыжковые упражнения в максимальном темпе продолжительностью 5-6 с. Для учащихся с отстающим компонентом спринтерской выносливости использовались прежде всего беговые упражнения на отрезках 60-150 м, прыжковые упражнения продолжительностью 10-15 с. Школьники 3-й группы пробегали отрезки длиной от 20 до 100 м, выполняли прыжковые упражнения продолжительностью 7-12 с.
Все ученики контрольной группы выполняли одинаковые задания скоростной направленности. Содержание других уроков физической культуры у учащихся контрольной и экспериментальной групп существенно не различалось.
Результаты исследования и их обсуждение. За период исследования у девочек контрольной группы существенно улучшились только результаты бега на 60 м (4,4 %, р<0,05), у мальчиков - показатели бега на 30 м (4,9 0% р < 0,05) и 60 м (5,2 % р<0,05). У учеников экспериментальной группы изменения показателей скоростной подготовленности носят достоверный характер (5 %-ный уровень значимости) как у девочек (время бега на 30 м улучшилось на 5,1 %, 60 м -на 6,0 %, максимальная скорость бега увеличилась на 7,2 %), так и у мальчиков (бег на 30 м - на 6,8 %, 60 м - на 7,5 %, 100 м - на 6,7 %, максимальная скорость бега - на 9,9 %). Другие показатели физической подготовленности более существенно изменились у учащихся экспериментальной группы: 6 из 10 возможных, в контрольной группе достоверно изменились всего 3 показателя.
Вывод. Разработанная технология дифференцированного развития скоростных способностей у учащихся среднего школьного возраста позволяет значительно улучшать их результативность в беге на короткие дистанции за счет подтягивания отстающего компонента скоростного бега и более существенного развития физических качеств.
Литература
1. Губа В.П. Теория и методика современных спортивных исследований: монография / В.П. Губа, В.В. Маринич. - М.: Спорт, 2016. - 232 с.
2. Матвеев А.П. Содержание понятия «Здоровьесберегающие технологии» в контексте современного школьного образования / А.П. Матвеев, А.С. Махов, В.Ю. Карпов, А.В. Корнев // Теория и практика физ. культуры. - 2016.- № 9. - С. 59-61.
3. Никитушкин В.Г. Метаучение в воспитании двигательных способностей: монография / В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов, Р.И. Куп-чинов. - Воронеж: Элист, 2016. - 506 с.
References
1. Guba V.P., Marinich V.V. Teoriya i metodika sovremennykh sport-ivnykh issledovaniy [Theory and methodology of modern sports research]. M.: Sport, 2016. 232 p.
2. Matveyev A.P., Makhov A.S., Karpov V.Yu., Kornev A.V. Soder-zhanie ponyatiya «Zdorovesberegayuschie tekhnologii» v kontekste sovremennogo shkolnogo obrazovaniya [Meaning of health protection technologies in context of modern school education]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016, no. 9, pp. 59-61.
3. Nikitushkin V.G., Germanov G.N., Kupchinov R.I. Metauchenie v vos-pitanii dvigatelnykh sposobnostey [Meta-learning in building motor abilities]. Voronezh: Elist publ., 2016. 506 p.
4. Abramishvili G.A., Karpov V.Y., Eremin MV The technology of differentiated physical education of primary-age. Asian Social Science. 2015, v. 11. No. 19. pp. 329-334.
№ 8 • 2020 Август | August
http://www.teoriya.ru