Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ МОЛОДЫХ ЛЫЖНИКОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ МОЛОДЫХ ЛЫЖНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
93
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / БЫСТРОТА / МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ / ЛЫЖНИК-ГОНЩИК / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Герасимов Н.П., Ахметшина Э.И., Мутаева И.Ш., Соломахин О.Б.

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности методики воспитания скоростных качеств у лыжников-гонщиков 15-17 лет в подготовительный период. Методика и организация исследования. Проводимый педагогический эксперимент состоял из двух этапов. На 1-м этапе педагогического эксперимента все участники проходили подготовку по традиционной методике, свойственной для этого времени подготовительного периода. В эксперименте приняли участие 24 мальчика 15-17 лет. На 2-м этапе педагогического эксперимента дети были распределены на две группы: экспериментальную и контрольную. по 12 человек в каждой. Контрольная группа проходила подготовку по традиционной методике, а в экспериментальной группе применялись предлагаемые нами средства подготовки. Учебно-тренировочная программа для экспериментальной группы включала выполнение 5 занятий для развития быстроты в тренировочном процессе за время проводимого эксперимента. Результаты исследования и выводы. После выполнения учебно-тренировочной программы в экспериментальной группе наблюдалось достоверное улучшение результатов во всех тестах (p≤0,05). В контрольной группе также выявлена положительная динамика изменения результатов, но изменения недостоверны (p>0,05). Это свидетельствует о том, что применение краткосрочной учебно-тренировочной программы позволяет достичь достоверных положительных изменений показателей быстроты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Герасимов Н.П., Ахметшина Э.И., Мутаева И.Ш., Соломахин О.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW SPEED TRAINING MODEL FOR 15-17 YEAR-OLD CROSS-COUNTRY SKIERS

Objective of the study was to theoretically substantiate and test benefits of a new preparatory-period speed training model for the 15-17 year-old cross-country skiers. Methods and structure of the study. Based on analysis of the reference theoretical and practical study reports, physical fitness systems and practical training experiences, the new speed training model was developed. The new training model testing experiment included two stages. The first stage was designed to train the sample as required by the traditional training system. We sampled for the experiment the 15-17 year-old male cross-country skiers (n=24) who were split at the second stage into Experimental and Reference Groups of 12 people each. The Reference Group was trained by the traditional training method, and in the Experimental Group training was dominated by the new speed training model, with the theoretical and practical training including 5 speed training sessions. Every of the five sessions included the following seven groups of exercises. Results and conclusion. Comparative analysis of the post- versus pre-experimental test data showed a meaningful progress of the Experimental Group in every test (p≤0.05) - versus insignificant progress in the Reference Group (p> 0.05). The new speed training model testing experiment showed benefits of the model for progress in every speed quality. This finding gives us the grounds to recommend the new speed training model for application in trainings of the 15-17 year-old cross-country skier.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ МОЛОДЫХ ЛЫЖНИКОВ»

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ МОЛОДЫХ ЛЫЖНИКОВ

УДК/UDC 796.012

Поступила в редакцию 16.02.2021 г.

Информация для связи с автором: gernikos@mail.ru

Доцент Н.П. Герасимов1

Кандидат педагогических наук, доцент Э.И. Ахметшина2 Кандидат биологических наук, профессор И.Ш. Мутаева3 Кандидат педагогических наук, профессор О.Б. Соломахин4 ^абережночелнинский филиал Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева-КАИ (КНИТУ-КАИ), Набережные Челны 2Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, Казань 3Елабужский институт (филиал) ФГАО У ВО «Казанский (приволжский) федеральный университет», Елабуга 4Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань

NEW SPEED TRAINING MODEL FOR 15-17 YEAR-OLD CROSS-COUNTRY SKiERS

Associate Professor N.P. Gerasimov1 PhD, Associate Professor E.I. Ahmetshina2 PhD, Professor I.Sh. Mutaeva3 PhD, Professor O.B. Solomakhin4

1 Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev (KNRTU-KAI), Branch Naberezhnye Chelny

2Private Educational Institution of Higher Education «Kazan Innovative University named

after V.G. Timiryasov» (IEML), Kazan 3Elabuga Institute (branch) of FSAEIHPE «Kazan (Volga region) Federal University, Elabuga 4Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan

Аннотация

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности методики воспитания скоростных качеств у лыжников-гонщиков 15-17 лет в подготовительный период. Методика и организация исследования. Проводимый педагогический эксперимент состоял из двух этапов. На 1-м этапе педагогического эксперимента все участники проходили подготовку по традиционной методике, свойственной для этого времени подготовительного периода. В эксперименте приняли участие 24 мальчика 15-17 лет. На 2-м этапе педагогического эксперимента дети были распределены на две группы: экспериментальную и контрольную. по 12 человек в каждой. Контрольная группа проходила подготовку по традиционной методике, а в экспериментальной группе применялись предлагаемые нами средства подготовки. Учебно-тренировочная программа для экспериментальной группы включала выполнение 5 занятий для развития быстроты в тренировочном процессе за время проводимого эксперимента. Результаты исследования и выводы. После выполнения учебно-тренировочной программы в экспериментальной группе наблюдалось достоверное улучшение результатов во всех тестах (р<0,05). В контрольной группе также выявлена положительная динамика изменения результатов, но изменения недостоверны (р>0,05). Это свидетельствует о том, что применение краткосрочной учебно-тренировочной программы позволяет достичь достоверных положительных изменений показателей быстроты.

Ключевые слова: скоростные качества, быстрота, методика подготовки, лыжник-гонщик, спортивная тренировка, возрастная динамика.

Abstract

Objective of the study was to theoretically substantiate and test benefits of a new preparatory-period speed training model for the 15-17 year-old cross-country skiers.

Methods and structure of the study. Based on analysis of the reference theoretical and practical study reports, physical fitness systems and practical training experiences, the new speed training model was developed._The new training model testing experiment included two stages. The first stage was designed to train the sample as required by the traditional training system. We sampled for the experiment the 15-17 year-old male cross-country skiers (n=24) who were split at the second stage into Experimental and Reference Groups of 12 people each. The Reference Group was trained by the traditional training method, and in the Experimental Group training was dominated by the new speed training model, with the theoretical and practical training including 5 speed training sessions. Every of the five sessions included the following seven groups of exercises. Results and conclusion. Comparative analysis of the post- versus pre-experimental test data showed a meaningful progress of the Experimental Group in every test (p<0.05) - versus insignificant progress in the Reference Group (p> 0.05). The new speed training model testing experiment showed benefits of the model for progress in every speed quality. This finding gives us the grounds to recommend the new speed training model for application in trainings of the 15-17 year-old cross-country skier.

Keywords: speed qualities, response rate, speed training model, cross-country skier, sport training, age-specific progress.

Введение. В настоящее время характерными чертами современного спорта является значительное его омоложение и

неуклонный рост спортивных достижений. В системе управления подготовкой спортсменов большое распространение

получило моделирование различных сторон мастерства, методов тренировки [1-4]. В методологии моделирования применительно к системе подготовки юных спортсменов особое значение приобретает учёт особенности возрастной динамики развития физических качеств [5].

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности методики воспитания скоростных качеств у лыжников-гонщиков 15-17 лет в подготовительный период.

Методика и организация исследования. Анализ научно-методической литературы, практики физического воспитания и спорта позволил за основу разработки методики воспитания быстроты принять следующие положения:

- Упражнения для развития скоростных способностей должны проводиться в «свежем» состоянии занимающихся - до первых признаков утомления (после которых предлагаемые задания уже будут направлены на развитие скоростной выносливости), т.е. обычно в начале занятия учебной тренировки.

- Необходимо сочетать упражнения, направленные на различные разновидности скоростных способностей, так как они часто не зависят друг от друга.

- Целесообразно использовать условия выполнения упражнений, помогающие занимающемуся выполнить задание быстрее, с последующим выполнением этого же задания в обычных условиях.

- Учитывая то, что более мелкие звенья тела (руки) способны развивать большую быстроту движений, чем крупные (ноги), но в определённых упражнениях (например, в беге) и те, и другие двигаются согласованно, рационально начинать подобные упражнения с движений рук и после достижения максимальной частоты движений подключать и ноги.

Педагогический эксперимент состоял из двух этапов. На 1-м этапе педагогического эксперимента все участники проходили подготовку по традиционной методике, свойственной для этого времени подготовительного периода. В эксперименте приняли участие 24 мальчика 15-17 лет. На 2-м этапе педагогического эксперимента дети были распределены на две группы: экспериментальную и контрольную (12 человек -в контрольной и 12 - в экспериментальной).

Далее контрольная группа проходила подготовку по традиционной методике, а в экспериментальной группе применялись предлагаемые нами средства подготовки.

Учебно-тренировочная программа для экспериментальной группы включала выполнение 5 занятий для развития быстроты в тренировочном процессе за время проводимого эксперимента.

Программа каждого такого занятия включала выполнение 5 предложенных упражнений для развития быстроты.

В качестве основных средств методики при проведении эксперимента применялось семь групп упражнений:

1. Старты из различных положений после выполнения упражнений на частоту движений: перед выбеганием выполнялись частые движения руками, как в беге, «барабаня» пальцами, кистями, предплечьями по коленям, бёдрам, стене, полу; бег на месте с максимальной частотой.

2. Бег с горы под небольшой уклон с максимальной частотой, который чередовался с пробежками по ровной поверхности.

3. Бег по отметкам - отметки на расстоянии короче, чем оптимальная длина шага, задание: наступать на каждую отметку.

4. Выполнение упражнений с увеличивающейся частотой до максимальной - во время проведения общеразвивающих упражнений в подготовительной части занятия.

5. Быстрое выполнение двигательного задания по сигналу - от выполнения одиночных движений (прыжок) до стартов в беге.

6. Быстрое выполнение двигательного задания, соответствующего определённому сигналу - например, по свистку

прыгнуть вперёд, по хлопку - назад; по команде «хоп» пробежать 15 м.

7. Выполнение упражнений с максимальной частотой сначала в затруднённых, затем в нормальных или облегчённых условиях - бег с сопротивлением партнёра (в «упряжке») 10 м, затем без сопротивления; бег в гору или по лестнице. наступая на каждую ступеньку, переходящую в ровную поверхность.

При проведении педагогического эксперимента для определения уровня различных форм проявления быстроты у лыжников-гонщиков было проведено педагогическое тестирование, включающее в себя следующие виды тестов: «Бег на 30 м», «Бег на месте за 10 с», тест на определение скорости реакции, «Челночный бег».

В начале и в конце 1-го этапа педагогического эксперимента проводились тестирования, в которых приняли участие все 24 мальчика. В начале и в конце 2-го этапа педагогического эксперимента проводились тестирования, отдельно в контрольной и экспериментальной группе.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты тестирований уровня скоростных способностей и его динамики у мальчиков 15-17 лет, занимающихся лыжными гонками, на 1-м этапе эксперимента представлены в табл.1.

Из таблицы видно, что изменения различных форм проявления быстроты у мальчиков рассматриваемого возраста (1517 лет) выражены очень слабо: ни по одному из исследуемых показателей не обнаружено достоверных различий в результатах начала и конца эксперимента.

В начале 2-го этапа эксперимента показатели быстроты в экспериментальной и контрольной группах не имели достоверных различий (табл. 2).

После окончания эксперимента было проведено заключительное тестирование, которое показало значительно преимущество испытуемых из экспериментальной группы. Их результаты во всех тестах оказались достоверно лучше, чем у испытуемых контрольной группы (табл. 3).

Сравнительный анализ полученных результатов. После выполнения учебно-тренировочной программы в экспериментальной группе наблюдается достоверное улучшение результатов во всех тестах (р<0,05). В контрольной группе также от-мечаается положительная динамика изменения результатов, но изменения недостоверны (р>0,05). Это свидетельствует о том, что применение краткосрочной учебно-тренировочной

Таблица 1. Уровень различных форм проявления быстроты и его динамика у мальчиков 15-17 лет, занимающихся лыжными гонками

Тесты Результаты, x±m Достоверность различий, р

май июнь

Бег на месте 10 с 39±4,40 40±4,60 >0,05

Бег на 30 м, с 5,4±0,38 5,2±0,39 >0,05

Тест на определение скорости реакции, см 23±3,10 21±2,90 >0,05

Челночный бег 3х10 м, с 8,8±0,34 8,6±0,35 >0,05

Таблица 2. Уровень скоростных способностей у испытуемых контрольной и экспериментальной групп в начале развивающего эксперимента

Тесты Результаты, x±m Достоверность различий, р

Контроль. Эксперим.

Бег на месте 10 с. кол-во движений 40±4,60 40±4,30 >0,05

Бег на 30 м, с 5,3±0,42 5,2±0,40 >0,05

Тест на определение скорости реакции, см 24±3,40 23±3,20 >0,05

Челночный бег 3х10 м, с 8,6±0,34 8,5±0,35 р>0,05

Таблица 3. Уровень скоростных способностей у испытуемых контрольной и экспериментальной групп в конце развивающего эксперимента

Тесты Результаты, x±S Достоверность различий, р

Контроль. Эксперим.

Бег на месте 10, с. Кол-во движений 40±4,70 46±3,90 <0,05

Бег на 30 м, с 5,2±0,40 4,8±0,32 <0,05

Тест на определение скорости реакции, см 23±3,40 17±2,40 <0,05

Челночный бег 3x10 м, с 8,5±0,34 7,9±0,24 <0,05

программы позволяет достичь достоверных положительных изменений показателей быстроты.

Выводы. Применение средств целенаправленного воздействия на уровень различных элементарных форм проявления быстроты и быстроты целостного двигательного действия на фоне слабо выраженной природной динамики позволило добиться значительного их повышения. Это подтверждает целесообразность применения подобных средств воспитания быстроты в возрасте 15-17 лет.

Литература

1. Абатуров Р.А. Планирование тренировочной нагрузки в подготовительном периоде / Р.А. Абатуров, И.Г. Огольцов. - М.: Лыжный спорт, 1983. - 56 с.

2. Бутин И.М. Лыжный спорт: учеб. пособие / И.М. Бутин. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2013. - 192 с.

3. Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника: учеб. книга / Т.И. Раменская. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 228 с.

4. Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника: учебно-практ. пособие / Т.И. Раменская. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 264 с.

5. Раменская Т.И. Юный лыжник. Учебно-популярная книга о многолетней тренировке лыжников-гонщиков / Т.И. Раменская. - М.: СпорАкадемПресс, 2004. - 204 с.

References

1. Abaturov R.A., Ogoltsov I.G. Planirovanie trenirovochnoy nagruzki v podgotovitelnom periode [Training load planning in preparatory period]. Moscow: Lyzhny sport publ., 1983. 56 p.

2. Butin I.M. Lyzhny sport [Skiing]. Study guide. Moscow: Vlados-Press publ., 2013. 192 p.

3. Ramenskaya T.I. Spetsialnaya podgotovka lyzhnika [Special skier training]. Study guide. Moscow: SportAkademPress publ., 2001. 228 p.

4. Ramenskaya T.I. Tekhnicheskaya podgotovka lyzhnika [Skier technical training]. Teaching aid. Moscow: Fizkultura i sport publ., 2013. 264 p.

5. Ramenskaya T.I. Yuny lyzhnik. Uchebno-populyarnaya kniga o mnogoletney trenirovke lyzhnikov-gonshchikov [Junior skier. Popular educational book about long-term training of cross-country skiers]. Moscow: SporAkademPress publ., 2004. 204 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

диагностика силы нервных процессов юных футболистов в процессе адаптации к физическим нагрузкам

Кандидат медицинских наук, доцент И.С. Таможникова1 Кандидат педагогических наук, доцент Д.В. Таможников1 С.А. Давыдов2, А.С. Гладких2

1Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

2Волгоградский государственный технический университет, Волгоград

УДК/UDC 612.821:796

Ключевые слова: игровые виды спорта, теппинг-тест, тестирование.

Введение. В игровых видах спорта, характеризующихся моторной и психологической сложностью в тренировочно-соревновательной деятельности, роль психофизического статуса спортсмена особенно важна [1].

Цель исследования - выявление психофизических особенностей юных футболистов.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 73 мальчика-футболиста двух возрастных групп. В первую группу включили 35 человек 7-8 лет, во вторую - 38 человек 9-10 лет. Все дети, принимавшие участие в исследовании, регулярно занимаются спортом в СШ «Ротор» г Волгограда. Для исследования свойства нервной системы по психомоторным показателям был применен теппинг-тест. Тестирование проводилось на персональном компьютере с помощью программного комплекса «Лонгитюд-ЭДК». Анализ результатов - согласно методике Е.Н. Ильина [1].

Результаты исследования и их обсуждение. Преобладающим типом нервной системы в каждой возрастной группе является нисходящий (67% в младшей возрастной группе и 50% в старшей группе детей). При этом выявлено, что нисходящий тип нервной системы чаще встречается у детей младшей возрастной группы (67%) в сравнении со старшей возрастной группой (50%). На втором месте по распространенности - промежуточный тип нервной системы, который встречается у детей 7-8 лет в 15% случаев, и в 28% случа-

diagnostics of strength of nervous processes in junior footballers during adaptation to physical activity

PhD, Associate Professor I.S. Tamozhnikova1 PhD, Associate Professor D.V. Tamozhnikov1 S.A. Davydov2 A.S. Gladkikh2

Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd 2Volgograd State Technical University, Volgograd

Поступила в редакцию 15.03.2021 г.

ев в группе 9-10 лет. Такой тип нервной системы можно охарактеризовать как средне-слабый. Выпуклый тип динамики движений встречается относительно редко. Такой тип нервной системы продемонстрировали мальчики старшей возрастной группы в 8% случаев, младшей возрастной группы - в 3% соответственно и свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы. Среди детей группы начальной подготовки выпуклый тип кривой встречается чаще (8%) в сравнении с детьми спортивно-оздоровительной группы (3%). Вогнутый и ровный типы нервной системы также встречаются достаточно редко, при этом распределение по возрастным группам примерно одинаковое. Вогнутый тип зарегистрирован в 6% и 4%, ровный - в 9% и 10% в спортивно-оздоровительной и группе начальной физической подготовки соответственно. Данные типы характерны для средне-слабой нервной системы.

Вывод. В процессе спортивного совершенствования сила и выносливость нервной системы повышаются. В ходе тренировочного процесса необходимо учитывать психофизические особенности юных спортсменов и дозировать нагрузку в соответствии с возрастом и возможностями занимающихся.

Литература

1. Дорджиева Д.Б. Возрастные различия времени зрительно-моторной реакции у школьников / Д.Б. Дорджиева, И.А. Бадмае-ва, С.В. Карлова // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СиБАК, 2017. - № 7 (41). - С. 6-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация для связи с автором: d2264@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.