Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ ГЛОБАЛИЗМА НА СОВРЕМЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ФЕНОМЕНЫ'

ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ ГЛОБАЛИЗМА НА СОВРЕМЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ФЕНОМЕНЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
64
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗМ / ОБЩЕСТВО / ТЕРРОРИЗМ / МИРОВЫЕ УГРОЗЫ / ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ / GLOBALISM / SOCIETY / TERRORISM / WORLD THREATS / WORLD DEVELOPMENT TRENDS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Матвеева Евгения Сергеевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы взаимной обусловленности идей глобализма и государственно-правовых феноменов, которые формируются в современный период. Автор ставит цель определения основ, содержания, направления и принципов глобализации и влиянии их на развитие права ключевых мировых государств. Методологической основой работы являются общепринятые принципы, которые вытекают из поставленной задачи, куда включаются метод исследования, диалектический метод, сравнительно-правовой, системный и формально-логический методы. Автор приходит к выводу, что современные реалии обязывают государство думать не только о том, как жить в эпоху глобализации, но и о том, что сделать, чтобы потомки не оказались обмануты и унижены так же, как и большинство современников после крушения социалистического лагеря. Каждое государство, вовлеченное в необратимый процесс глобализации, должно думать, как развиваться, чтобы в постглобалистский период не потерять способность к продуктивному функционированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF GLOBALISM IDEAS ON MODERN STATE-LEGAL PHENOMENA

In the article, the author examines topical issues of the mutual dependence of the ideas of globalism and state-law phenomena, which are formed in the modern period. The author sets a goal in determining the foundations, content, direction and principles of globalization and their influence on the development of the law and economy of key world states. The methodological basis of the work is generally accepted principles, which arise from the task, which includes the research method, the dialectical method, the comparative legal, systemic and formal logical methods. The author comes to the conclusion that modern realities oblige the state to think not only about how to live with globalization, but also about what to do so that the descendants of their own country are not deceived and humiliated just like most contemporaries after the collapse of the socialist camp. Each state involved in the irreversible process of globalization should think how to improve itself, that in post-globalst period not to lose the ability to productively functioning.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ ГЛОБАЛИЗМА НА СОВРЕМЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ФЕНОМЕНЫ»

OVCHARENKO, EKATERINA D. - student of the Rostov Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice, Rostov-on-Don (katya. ovcharenko1999@mail.ru).

УДК 340.1

МАТВЕЕВА Е.С.

ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ ГЛОБАЛИЗМА НА СОВРЕМЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННО-

ПРАВОВЫЕ ФЕНОМЕНЫ

Ключевые слова: глобализм, общество, терроризм, мировые угрозы, тенденции мирового развития.

В статье рассматриваются актуальные вопросы взаимной обусловленности идей глобализма и государственно-правовых феноменов, которые формируются в современный период. Автор ставит цель определения основ, содержания, направления и принципов глобализации и влиянии их на развитие права ключевых мировых государств. Методологической основой работы являются общепринятые принципы, которые вытекают из поставленной задачи, куда включаются метод исследования, диалектический метод, сравнительно-правовой, системный и формально-логический методы. Автор приходит к выводу, что современные реалии обязывают государство думать не только о том, как жить в эпоху глобализации, но и о том, что сделать, чтобы потомки не оказались обмануты и унижены так же, как и большинство современников после крушения социалистического лагеря. Каждое государство, вовлеченное в необратимый процесс глобализации, должно думать, как развиваться, чтобы в постглобалистский период не потерять способность к продуктивному функционированию.

MATVEEVA, E.S.

INFLUENCE OF GLOBALISM IDEAS ON MODERN STATE-LEGAL PHENOMENA

Keywords: globalism, society, terrorism, world threats, world development trends.

In the article, the author examines topical issues of the mutual dependence of the ideas of globalism and state-law phenomena, which are formed in the modern period. The author sets a goal in determining the foundations, content, direction and principles of globalization and their influence on the development of the law and economy of key world states. The methodological basis of the work is generally accepted principles, which arise from the task, which includes the research method, the dialectical method, the comparative legal, systemic and formal logical methods. The author comes to the conclusion that modern realities oblige the state to think not only about how to live with globalization, but also about what to do so that the descendants of their own country are not deceived and humiliated just like most contemporaries after the collapse of the socialist camp. Each state involved in the irreversible process of globalization should think how to improve itself, that in post-globalst period not to lose the ability to productively functioning.

Любое управление, мы рассматриваем, как деятельность, в основе которой лежит сложное взаимодействие закономерностей волевого воздействия на систему и ее собственных самоуправляющих свойств. В этом сложность управления, делающего его высшим искусством, требующего определенного таланта. Это утверждение существует со времен Сократа, Платона и Аристотеля и подтверждено историей человечества. Применительно к Российской Федерации политика совершенствования - это одно из направлений повышения благосостояния общества, формирования гражданского общества и построения правового государства. Рассматривая опыт нашего государства, мы видим, что его история отмечена реформами, многие из которых не доводились до логического завершения [1]. В этом контексте, роль институтов государственного и муниципального управления состоит в том, чтобы продвигать общественное развитие, обеспечивая гармонию этого процесса на основе экономического роста и обеспечения социальных запросов. В настоящее время в стране реализуются реформы исполнительной и судебной власти. Это вполне логично, поскольку модернизация должна исключить противоречия между многочисленными структурами системы. Разделение властей, как известно со времен Ш. Монтескье, не предполагает их противоборство, а предусматривает создание такой системы сдержек и противовесов, которая была бы способна обеспечить взаимодействие между ними, сохраняя функциональную самостоятельность каждой из них. При этом государству целесообразно все больше функций переадресовывать местному самоуправлению. Такова логика развития государственных и муниципальных институтов демократического общества, сориентированного на полноту обеспечения прав, свобод личности, достойный для него уровень экономических возможностей.

Проходившие в нашей стране изменения последних лет осуществлялись не без влияния внешних факторов, содержание которых остается мало изученным. Эти внешние факторы консолидированы на современном этапе развития человечества в понятия «глобализм», «процесс глобализма», которые требуют активного осмысления юристами, экономистами, социологами, политологами, историками и др. Есть достаточно оснований для предположений, что процесс

глобализации стал новым этапом развития человеческой цивилизации. Очевидно, что глобализация оказывает влияние не просто на отдельные страны и континенты, но и на человеческий мир в целом, на образ и качество жизни каждого человека. Поэтому переосмысление основ глобализма должно проходить при понимании его основного значения и влияния в XXI веке, так же как капитализм в XIX веке и империализм (индустриального общества) в XX веке. Соответственно, глобальные изменения давно уже изучаются как на Западе, так и в России.

Характеризуя глобализм, отметим, во-первых, экономическую интеграцию, как главную его составляющую, связанную с усилением транснациональных корпораций, фактически не признающих границ национальных государств. Надо добавить, что не признаются последние также и транснациональными информационными системами (ТИС), теми, кто решил интернационализировать образовательный процесс. Однако это не означает полный уход государства с экономического пространства. Эта функция качественно изменяется, уступая часть функций и местному самоуправлению, и гражданскому обществу, оставляя за собой правовое и судебное воздействие. Во-вторых, мировой рынок вытесняет политическую деятельность, в классическом ее понимании, в пользу мирового сообщества информационной индустрии (всемирного гражданского общества). В-третьих, в качестве организационно-управленческой системы глобального мира выступают Мировой Валютный фонд, ВТО, ООН, Совет Европы, Европейский Союз, ОБСЕ, Европейский суд по правам человека, НАТО и другие. В четвертых, отдельные авторы не без основания отмечают особую значимость информации, «процесса коммуникативного сжатия мира» [2]. В-пятых, для глобализма характерно все более интенсивное взаимное проникновение различных культур. В-шестых, этот процесс подтверждается возрастающим числом межправительственных организаций. Кроме того, существуют универсальные, межрегиональные, региональные, субрегиональные организации.

В данном контексте происходит изменение одних, отмирание других и появление новых функций государства.

Ряд авторов делают акцент на такие черты глобализма, как прозрачность границ, «открытость» демократического общества, стандартизация и унификация общечеловеческих и межгосударственных институтов, наличие общего доминирующего Центра - Мировое правительство [3]. Есть также многоточечные и подвижные угрозы миру, которые являются началом многих локальных войн. Именно они стянули, так или иначе, нитями «холодной войны» большинство государств мира уже в ХХ веке. В качестве еще одной черты глобализма можно отметить выход интересов человечества за пределы не только Земли, но и солнечной системы. К этому можно добавить прогноз возможного прорыва человечества ХХ1 века к принципиально новым технологиям, которые приведут к совершенно иному, вовсе отличающемуся от глобализма, мировому порядку.

Существуют трактовки, которые отличаются от вышеозначенной оценки глобализации. Так, некоторые авторы называют глобализацию ближайшей родственницей интеграции [4]. Тем самым они ставят под сомнение то, что интеграция экономическая, информационная, политическая и т.д. является свойством, характерной чертой глобализма. Некоторые вообще считают, что глобализация - это субъективное явление и весьма усердно стараются в этом убедить и окружающих. Однако подавляющее большинство авторов, в том числе и отечественные, не ставят под сомнение тот факт, что процесс глобализации является объективным процессом, для которого характерны собственные признаки и черты.

Процесс современной глобализации имеет под собой достаточно объективную предопределенность при современных технологиях, обеспечивающих функционирование и развитие экономик различных государств и цивилизаций с ярко выраженной конвергенционной ориентацией. Такое понятие подтверждается наличием организационных структур, институционализация которых может привести в будущем к формированию мировых наднациональных систем управления или мирового правительства. Экспериментальной моделью такой системы в региональном масштабе можно считать органы Европейского Союза.

Определяя содержание глобализма можно констатировать следующие его черты:

1) всемирная экономическая интеграция, инициируемая различными интересами транснациональных корпораций;

2) выход транснациональных корпораций за пределы государственных границ;

3) общая попытка определения политической деятельности государства для пользы мировой политики и экономического сообщества, претендующего на статус всемирного гражданского общества;

4) глобальная дифференциация государств на секторальные миры: «первый мир»; «второй мир» и «третий мир», обреченный на отставание;

5) всеобщее признание как лидирующего центра глобализма США, а также его ближайших союзников, в первую очередь Великобритании;

6) наличие организационных структур (ООН, ЕС, МВФ, НАТО и др.), при обслуживании политико-правовых задач, обусловленных процессами глобализации [5];

7) идеи экономической, правовая, политическая, информационная, военно-полицейская и культурологическая интеграции, воспринимаемые государствами в общих целях для борьбы с международным терроризмом;

8) наличие террористических угроз;

9) увеличение численности межправительственных, универсальных, региональных, межрегиональных и субрегиональных организаций;

10) стремления к возникновению всемирного гражданского общества;

11) расширение различных полномочий и численности органов местного самоуправления; а так же обращение к местному самоуправлению там, где раньше отмечалось только государственное влияние;

12) трансформации религий в некоторую общность, либо их отмирание вообще под натиском новой мировой идеологии;

13) тенденция перерастания борьбы с международным терроризмом во всемирный террор, применяющей террористические методы ведения военных и политических операций;

14) появление условий, способствующих переходу к новым технологиям, основанным на совмещении информационных и электронных начал [6].

Возможно также провести классификацию факторов процесса глобализации:

1) естественный ход развития мировой экономики и связанных с ней процессов при современных технологиях.

2) повышение заинтересованности развитых стран в контроле за мировыми ресурсами, для поддержания их привычного образа жизни.

3) поступательно надвигающаяся опасность распространения всемирной экологической катастрофы.

4) угроза гуманитарной катастрофы, которая инициирует консолидацию усилий не просто многих, но всей цивилизации.

5) тенденции по переходу от постиндустриального общества к обществу информационного производства.

6) переход к качественно новому этапу в развитии мировой цивилизации, который объединён под общим термином - «глобальный цивилизм» (обществу всеобщего благоденствия).

7) разрастание всеобщего мирового кризиса и необходимость выхода из него конвергенционными усилиями.

8) убедительная реальность и масштабность, устойчивых террористических угроз в преступных сообществах (мирового политико-криминального интернационала) человеческой цивилизации.

9) значительный численный рост и возрастающая активность на различных уровнях международных общественных организаций, их взаимодействие с общественными организациями национальных государств. Вполне обоснованно, по нашему убеждению, эти группы факторов назвать условиями возникновения и развития глобализма [7].

Таким образом, глобализм сейчас имеет конкретные очертания, при общих условиях возникновения и развития в разных государствах. Он появился в капиталистическом обществе, которые одни называли индустриальным, другие - империалистическим. Новая стадия капиталистического общества коренным образом уже отличается от предыдущих стадий ее развития.

Выстраивание концепций и долгосрочных перспективных планов без учета нового

качественного состояния человеческого общества невозможно. Эффективное продвижение к экономическому росту возможно только при условии построения правового государства и формирования гражданского общества. Результат, в конечном счете, будет зависеть от успеха экономического развития. Однако следует уточнить, что авторитаризм, или режим личной власти, в конечном счете, обречен на неудачу. Поэтому система сдержек и противовесов в дифференциации полномочий трех ветвей власти должна служить надежной гарантией необратимости процесса развития российской демократии, эффективного функционирования институтов государственного и муниципального управления [8].

При этом следует отметить, что, логически развиваясь, многие события достаточно убедительно демонстрируют неизбежную при глобализме интернационализацию проблем многих национальных государств. Наглядное подтверждение этому - события на Балканах, в Афганистане, Ираке, Сирии, Израиле и Палестине. Атрибутом глобализма становится, и узурпация определенными мировыми силами права решать: где нарушаются права и свободы человека и какими методами их восстанавливать, насколько и в какой части света ускорить экспансию «демократии», какая страна или группа стран представляют угрозу мировой цивилизации и т.д. Невольно мы становимся свидетелями коренной трансформации понятия демократии в связи с необходимостью поиска понятий всемирной или глобальной демократии. Это не может не затронуть проблему методов государственного и муниципального управления. Не случайно, ряд авторов указывают, что «национальные управляющие системы пока еще не приспособлены к качественно новой экономической и политической реальности» [9]. Данный факт вызывает беспокойство. Поэтому необходимо найти правила и институты для более эффективного управления на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях с тем, чтобы сохранить преимущества глобальных рынков и одновременно создать необходимое пространство, в котором человеческие, общинные и природные ресурсы работали не только на прибыли, но и на людей.

Новые глобальные информационные процессы оказывают существенное воздействие на правовые, государственные и политические системы большинства стран мира, в том числе и Российской Федерации. До настоящего времени у нас нет ясного представления о том, как все это может быть реализовано на федеральном, региональном и местном уровнях. Какие новации эти информационные процессы и системы внесут в организационно-управленческие структуры государственного и муниципального управления. Достаточно напомнить, что к глобальной информации допущены тысячи межправительственных, универсальных, региональных независимых общественных организаций. Компьютерная сеть Государственной Думы РФ, к примеру, подключена к большому числу международных, общенациональных, региональных и ведомственных центров правовой и иной информации и содержит множество нормативных правовых актов.

Как отмечают некоторые авторы, в зарубежной и отечественной литературе нет однозначного ответа на возможные результаты воздействия глобализма на национальные государства. Спектр мнений имеет широкий разброс: «от утверждения о полном исчезновении национального государства и права» до предположения о сохранении национального государства и права на любом этапе процесса глобализации. Это - один из ключевых вопросов, затрагивающих интересы многих государств, в том числе США и ее ближайших союзников, хотя на ближайшую перспективу вполне очевидно, что возможности, представляемые глобализацией, ими используются сполна, позволяют им повсеместно наращивать свой экономический, социально-политический и военный потенциал.

Существует еще один уровень проблем, которые напрямую влияют на государственно-правовые институты национальных государств, на формирование гражданского общества и строительство правового государства, завершенность которого немыслимо без развитого местного самоуправления. Среди них следует выделить недостаточную изученность объективных и субъективных факторов этапов процесса глобализации. Ускоренная глобализация финансовых рынков, глобализация средств массовой информации и их направленность на межгосударственный уровень разделения труда, возрастающая безработица на мировом рынке труда - факторы, которые на данном этапе глобализации оказывают влияние на национальное государство и право. В будущем же они, по мере усиления, будут оказывать всё большее влияние

на развитие национальных государств и их правовые системы.

Обобщая, следует признать, что современный мир уже трудно представлять только в рамках классических государственных границ, которые пересекаются множеством экономических, политических, научных, информационных связей и потоков. Нужно признать, что глобальные изменения в мире привели к трансформации традиционных признаков государства и права. Иными становятся функции государства, которые частично адресуются местному самоуправлению, гражданскому обществу. Процесс глобализации оказывает влияние на современное государство, на внутренние экономические, политические и правовые процессы, что не может не влиять на формы и методы осуществления государственного и муниципального управления. На современном этапе одной из важнейших задач российской государственности является поддержание на основе верховенства права собственных экономических интересов в жесткой конкуренции на всемирном рынке. Различные модели в процессе развития глобализма, его конкурсные образцы, претендующие на наиболее точные проекты будущего мира человека, детерминированы состоянием современного мирового экономического пространства и противоречиями между основными игроками на политической карте мира. При перспективном моделировании следует исходить из ясного осознания того, что процесс глобализации имеет амплитуду затухания. Поэтому каждая страна не только вправе, но и обязана избирать такое интеллектуально-правовое поведение, которое позволит ей успешно развиваться в условиях глобализма и безболезненно, а, быть может, и с большими перспективами, продолжить свой путь уже в неизбежных постглобалистских реалиях.

Российская Федерация, как участник сложного процесса глобализации, является устойчивой, уникальной многонациональной целостной цивилизацией, для которой предопределенной целесообразностью является сохранение единства на основе федеративных начал. Достаточно очевидна тенденция совершенствования федерализма путем углубления демократии и формирования эффективной государственности на основе принципа верховенства права и понимания того, что сила государства - в сильных регионах, благоустроенности человека.

Литература и источники

1. Макуев Р.Х. Прошлое и настоящее в развитии российского государства // Право и государство: теория и практика. 2017. №1(145). С.9-14.

2. Лавров В. Глобализация и социальная безопасность // Безопасность Евразии. Журнал высших Гуманитарных технологий. 2001. С. 258.

3. Королёв В.И. «Император всея земли», или За кулисами «нового мирового порядка». М.: ВЕЧЕ, 2004. С. 178-179.

4. Степаненко, А.А. Национальные отношения, интеграция и глобализация в современном мире // Интеграция и опыт правовых преобразований в условиях вызова мировому правопорядку. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. М., 2017. С. 247.

5. Макуев Р.Х. Трансформация терроризма в условиях глобализации // Миграционное право. 2006. №4. С.44.

6. Макуев Р.Х. Инновации в процессе глобализации и совершенствования российского государства // Вестник государственного и муниципального управления. 2016. №3(22). С.58.

7. Макуев Р.Х. Трансформация терроризма в условиях глобализации // Миграционное право. 2006. №4. С.45.

8. Matveeva E., Malyavkina N. Formation of comprehensive evaluation of the efficacy of the legal status of a municipal officer // Modern European Researches. 2016. №1. С. 54.

9. Yastrebova, A.I., Stakhov, A.I., Merkulov, P.A., Suchkova, T.Y., Filonov, V.I., Matveeva, E.S. Constitutional-legal and administrative-legal aspects of statutory regulation and maintenance of public security in the russian federation by the state and private actors // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2017. Т.8. №1. С.272-290.

References and Sources

1. Makuev R.H. Proshloe i nastoyashchee v razvitii rossijskogo gosudarstva // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2017. №1(145). S.9-14.

2. Lavrov V. Globalizaciya i social'naya bezopasnost' // Bezopasnost' Evrazii. Zhurnal vysshih Gumanitarnyh tekhnologij. 2001. S. 258.

3. Korolyov V.I. «Imperator vseya zemli», ili Za kulisami «novogo mirovogo poryadka». M.: VECHE, 2004. S. 178-179.

4. Stepanenko, A.A. Nacional'nye otnosheniya, integraciya i globalizaciya v sovremennom mire // Integraciya i opyt pravovyh preobrazovanij v usloviyah vyzova mirovomu pravoporyadku. Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M., 2017. S. 247.

5. Makuev R.H. Transformaciya terrorizma v usloviyah globalizacii // Migracionnoe pravo. 2006. №4. S.44.

6. Makuev R.H. Innovacii v processe globalizacii i sovershenstvovaniya rossijskogo gosudarstva // Vestnik gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. 2016. №3(22). S.58.

7. Makuev R.H. Transformaciya terrorizma v usloviyah globalizacii // Migracionnoe pravo. 2006. №4. S.45.

8. Matveeva E., Malyavkina N. Formation of comprehensive evaluation of the efficacy of the legal status of a municipal officer // Modern European Researches. 2016. №1. S. 54.

9. Yastrebova, A.I., Stakhov, A.I., Merkulov, P.A., Suchkova, T.Y., Filonov, V.I., Matveeva, E.S. Constitutional-legal and administrative-legal aspects of statutory regulation and maintenance of public security in the russian federation by the state and private actors // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2017. T.8. №1. S.272-290.

МАТВЕЕВА ЕВГЕНИЯ СЕРГЕЕВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и международных отношений, Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС при Президенте РФ (evgmatveeva@bk.ru)

MATVEEVA, EVGENIA S. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of History and International Relations, Central Russian Institute of Management - Branch of the RANEPA under the President of the Russian Federation (evgmatveeva@bk.ru).

УДК 342.725 (438)«18/20»

ВАЛИУЛЛИНА И.Ф.

ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В ПОЛЬШЕ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Ключевые слова: языковая политика, национальные меньшинства, региональные языки, языки меньшинств, языковые права.\

В статье рассмотрена эволюция языковой политики в отношении национальных меньшинств в Польше на протяжении 19-20 веков. Автор описывает положение Польши до и после восстановления независимости. Проанализированы законодательные акты, касающиеся языковых прав национальных меньшинств Польши: Закон Польши от 7 апреля 1989 года об ассоциациях, Закон Польши о системе образования 1991 года, Закон Польши о радиовещании от 29 декабря 1992 года, Закон Польши о польском языке 1999 года, Закон об общей системе судов 2001 года, Закон Польши «О национальных и этнических меньшинствах и о региональных языках» от 6 января 2005 года, постановления министерств.

VALIULLINA, I.F.

THE LANGUAGE POLICY TOWARDS NATIONAL MINORITIES IN POLAND: HISTORICAL-LEGAL ASPECT

Keywords: language policy, national minorities, regional languages, minority languages, language rights.

In the article considered the evolution of language policy towards national minorities in Poland during the XIX-XX centuries. The author describes the situation of Poland before and after the restoration of independence. It analyzed the legislative acts relating to the languages rights of national minorities in Poland: the law of Poland of 7 April 1989 on associations, the law of Poland on the education system of 1991, the law of Poland on radio broadcasting of 29 December 1992, the law of Poland on the Polish language of 1999, the Law on the General system of courts of 2001, the law of Poland «on national and ethnic minorities and on regional languages: of 6 January 2005, ministerial decrees.

Польша является одной из самых этнически однородных стран Европы и мира. Тем не менее, по мнению Х. Коморовской, отношение к многоязычию здесь всегда основывалось на открытости и терпимости по отношению к другим этническим группам, причем это стало очевидным еще на рубеже XV века, когда еврейские беженцы и немцы поселились в Польше, где они пользовались многими привилегиями [14]. С 1385 по 1795 годы земли Литвы, Белоруссии, большая часть нынешней Украины и Польши были частью одного государства, и религиозная толерантность способствовала притоку иноэтнических элементов - чехов - потомков гуситов, русских - старообрядцев, евреев, немецких протестантов. В этой связи, для низших слоев взаимное понимание было навыком выживания. Для элиты с XIV в., помимо польского, обязательным было знание латыни. В конце XVIII в. территорию Польши разделили Пруссия, Австрия и Россия. Поляки были вынуждены использовать официальные государственные языки -русский и немецкий. Разговорный польский язык стал проявлением патриотизма и уважения к традиционным ценностям [13]. Среди польской знати, интеллигенции и буржуазии все еще было распространено многоязычие. Население общалось на родном польском, государственном языке, а также на французском или английском, который начал приобретать все большее значение как язык торговли. Эти языки преподавались как в учебных заведениях, так и дома, вместе с латинским и классическим греческим.

После восстановления независимости в 1918 году меньшинства составляли более трети населения. По результатам переписи 1921 г. поляки составляли 69,2 % от общей численности населения, украинцы - 14,3 %, евреи -7,8 %, белорусы и немцы - 3,9 % [9]. Две Конституции, принятые парламентом Польши в 1921 и 1935 годах, в принципе, нормализовали отношения между различными этническими группами. Первая вышеупомянутая конституция основывалась на компромиссе между национал-демократами и лидерами социалистических и народных партий. Причем если основные фракции в парламенте стремились свести права непольских граждан к абсолютному минимуму, пытаясь закрепить за поляками доминирующее положение, то члены левых партий хотели строить отношения с этническими меньшинствами на равноправной основе.

После Второй мировой войны союзники подписали договоры, на основании которых страна стала однородной. Меньшинства сократились примерно до 5% от всего населения. При

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.