Научная статья на тему 'Типологические признаки (факторы) российского государства и права на современном этап'

Типологические признаки (факторы) российского государства и права на современном этап Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6191
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА / ТИПОЛОГИЯ РОССИЙСКОГО ПРАВА / НАНО ОБЩЕСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / НАНОЦИВИЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / НАНО ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кочкалова Людмила Ивановна

Статья посвящена исследованию типологических особенностей современного Российского государства и права. Недостаточная изученность и отсутствие общих методологических основ дала основание определить типологию самостоятельно по внешним и внутренним признакам: политико-правовым, социально-экономическим, культурно-идеологическим, информационным, инновационным, глобализационным, нано признакам. Сформулированы выводы о том, как можно выявить принадлежность Российского государства и права к тому или иному типу. Предпринята попытка определения точного типа Российского государства и права в условиях глобализационных, информационных и иных процессах. Автор в своей работе использует современные методы дознания, утвержденные юридической наукой, методы научных исследований научных методов исследования, например, таких как, диалектический, сравнительно-правовой, исторический, типологический, анализ изучаемых явлений и синтез полученных результатов исследования, системно-структурный, функциональный, социологический и др. Глубокий анализ и осмысление государственно-правовых явлений и имеющейся нормативной базы, позволили сегодня выявить новый тип Российского государства и права развивающееся информационное общество, плавно перерастающее в перспективе своего развития в новый тип это информационно развитая наноцивилизация в условиях глобализации и зарождения нано-общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типологические признаки (факторы) российского государства и права на современном этап»

Л.И. Кочкалова*

Типологические признаки (факторы) российского государства и права на современном этапе

Аннотация. Статья посвящена исследованию типологических особенностей современного российского государства и права. Недостаточная изученность и отсутствие общих методологических основ дала основание определить типологию самостоятельно по внешним и внутренним признакам: политико-правовым, социально-экономическим, культурно-идеологическим, информационным, инновационным, глобализационным, нанопризнакам. Сформулированы выводы о том, как можно выявить принадлежность российского государства и права к тому или иному типу. Предпринята попытка определения точного типа российского государства и права в условиях глобализационных, информационных и иных процессов. Автор в своей работе использует современные методы познания, утвержденные юридической наукой: диалектический, сравнительно-правовой, исторический, типологический, анализ изучаемых явлений и синтез полученных результатов исследования, системно-структурный, функциональный, социологический и др. Глубокий анализ и осмысление государственно-правовых явлений и имеющейся нормативной базы позволили сегодня выявить новый тип российского государства и права — развивающееся информационное общество, плавно перерастающее в перспективе своего развития в новый тип — это информационно развитая наноцивилизация в условиях глобализации и зарождения нанообщества. Ключевые слова: типология российского государства, типология российского права, нанообщество, глобализация, информатизация, типологические признаки, информационное общество, наноцивилиза-ция, инновации, нанопроцессы.

В основе выявления типологии любого государства и ее правовых систем лежат определенные признаки (факторы), характеризующие его как государственно-правовое явление. Данные признаки утверждены социально-политической практикой на основе ее объективных критериев, что находит свое обоснование у М.Н. Марченко: «критерии типологии государства и правовых систем должны иметь объективный характер, всесторонне и адекватно отражать исследуемую, государственно-правовую материю, вбирать в себя наиболее важные и в то же время типичные для находящихся на определенном этапе развития государства и права признаки и черты, в максимальной степени учитывать и отражать экономические, политические, социальные и иные условия, в которых функционирует государство и право»1.

Учитывая многогранность современного российского государства и права, попытаемся определить его типологию по следующим основным внешним и внутренним признакам, выделив их самостоятельно: 1) политико-правовым; 2) со-

1 Проблемы теории государства и права / под ред. М.Н. Мар-

ченко. М.: Изд-во МГУ: Норма, 2008. С. 116.

циально-экономическим; 3) культурно-идеологическим; 4) информационным; 5) инновационным; 6) глобализационным; 7) нанопризнакам. Последние четыре типологических фактора (информационный, инновационный, глобализаци-онный и нанофактор) необходимо исследовать более детально в связи с их актуальностью и детальной не исследованностью в научных кругах.

Для понимания сложившихся типологических признаков российского государства и права, необходимо обратиться к исследованию истоков их формирования.

Переходный период в становлении российского государства и права берет общие начала с распада Советского государства — становления капитализма. Социалистическому государству были свойственны следующие характерные черты: «а) его экономическую базу составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система хозяйства;

б) социалистическое государство с момента своего рождения становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, ее порождающих;

в) оно имеет гораздо более широкую социалистическую базу, чем любое другое государство. В со-

© Кочкалова Л.И., 2015

* Кочкалова Людмила Ивановна — аспирант Поволжского института управления имени П.А. Столыпина, преподаватель кафедры гражданского права, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Балаковский филиал. [kochkalova@list.ru]

413865, Россия, Саратовская обл., г. Балаково, ул. Чапаева, д. 107.

циалистическом обществе государством управляют трудящиеся массы»2.

Но социальное «штампование» одного типа поведения в значительной степени сделала труд не добровольным, а принудительным. До начала 90-х гг. XX в. СССР основывалось на типе классового общества. Верхушкой власти был партийно-государственный аппарат, а права человек и гражданина были декларативными, а не судебно-защищенными. Данные и иные обстоятельства выступали предпосылками для фактического установления в Советском государстве авторитарного и тоталитарного политических режимов.

В таком виде общество отставало в своем развитии от стран с более развитой государственно-правовой системой, например стран Европы. Именно данные явления привели к распаду государства и права СССР. Эти явления выражались главным образом в отсутствии преемственности и степени похожести с капиталистическим (буржуазным) типом государства и права, и наличии их явных классовых признаков.

В 90-е гг. XX в. происходил переходный период от социалистического строя к современному российскому государству на основе вышеприведенных причин. Но данный переход происходил постепенно, а не одномоментно. На протяжении нескольких лет государство настойчиво и упорно трансформировалось в ныне складывающееся гражданское общество и правовое государство. Автор разделяет мнение профессора, доктора философских наук З.Ш. Гафурова: «Социально-правовое государство возникает в середине XX в. в результате длительного более полувекового процесса перерастания правового государства не просто в социальное, а именно в социально-правовое государство. Образовавшееся в результате подобной трансформации новое государство, став социальным, не перестает быть правовым»3.

В настоящее время российское государство направило усилия на развитие социально-ориентированного, правового, демократического, культурного общества.

Официальным нормативно-правовым источником, подтверждающим данный факт, является Конституция РФ, принятая на референдуме всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., провозгласившая права человека и гражданина высшей ценностью и обязавшая государство служить человеку: в ст. 1 говориться: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления»; в ст. 6: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена

на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»4.

На протяжении 20 лет со дня принятия Конституции РФ до настоящего времени российское государство наглядно доказывает, издавая различного рода нормативно-правовые акты, защищающие права и свободы человека и гражданина, что политика его направлена на создание «идеального» правового государства. Стоить отметить, что использование слова «идеальное» по отношению к государству — условно, обозначает лучшие его правовые качества по отношению к существовавшему прежде социалистическому государству.

Конечно, утверждать, что российское государство сегодня относится к типу «идеального» правового государства нельзя, так как еще достаточно общественных отношений, не урегулированных нормативно. И это нормально, так как право не может стоять на месте, оно постоянно трансформируется и подстраивается под определенные уже сформировавшиеся общественные явления.

Следовательно, российское государство характеризует его правовое отношение к процессам, происходящим в обществе, и типологически в большей степени является политико-правовым.

Исследуя политические характеристики российского государства и права, отметим, что политика, как внешняя, так и внутренняя, направлена на укрепление российского государства и права. Это прослеживается в направлении развитии политической идеологии. Так, например, «особое место в формировании общенациональной идеологии занимают государственные доктрины. Их появление на рубеже XX—XXI вв. следует рассматривать как принципиально новый феномен в политико-государственной жизни страны. Принятие доктрин на общегосударственном уровне, широкое внедрение их в государственную практику — отличительная черта переходного периода современной России... Дело идет к тому, что в ближайшей перспективе деятельность государств во всех значимых публичных сферах будет основываться на соответствующих доктринах. Государственные доктрины представляют собой принятую (или одобренную) высшим руководством страны систему официальных взглядов, которые определяют стратегию, направление политики государства в конкретных сферах его деятельности»5. Например, Концепция внешней политики РФ, одобренная 12.02.2013 г.6, во многом дополняет положения

2 Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права. М.: Высш. образ., 2011. С. 109.

3 Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство: причины возникновения, объективные основы, противоречивая сущность // Государство и право. 2009. № 4. С. 5.

4 Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2009. № 45. Ст. 445.

5 Василенко А.В. Современное российское государство (начало XXI в.) // Государство и право. 2009. № 6. С. 12.

6 Концепция внешней политики РФ: утверждена Президентом РФ 12.02.2012. Документ опубликован не был. URL: www.kremlin.ru.

предшествующей ей Концепции внешней политики РФ 15.06.2008 г.7 Существует Концепция национальной безопасности РФ8, Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.»9 и т.д. Типологические признаки российского государства и права, характеризующие его политическую структуру, выражаются в демократизации общества.

Анализируя социальные и экономические факторы типологии российского государства и права, выделим их особо:

1) Просматривается тенденция рыночного хозяйства: формируются новые внутренние и мировые торговые и финансовые системы. Так, например, внутриэкономическая тенденция проявляется в поддержке малого и среднего бизнеса: созданы различные комитеты в госструктурах, издаются нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу деятельности (например, Федеральный закон РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»10). Внешнеэкономическая тенденция проявляется во вступлении России во Всемирную торговую организацию, в связи с чем 23 июля 2012 г. был принят Федеральный закон от 21.07.2012 № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»11.

2) Экономика страны является смешанной; примером, служит факт наличия в экономике государственного и частного секторов.

3) Очевидно, просматривается социальная поддержка: установлен минимальный размер оплаты труда, который составляет 5554 руб.12; осуществляется поддержка материнства и детства, путем выдачи государственного сертификата на материнский капитал семьям, родившим второго и последующих детей, который ежегодно увели-

7 Концепции внешней политики РФ: утверждена Президентом РФ 12.06.2008. Документ опубликован не был. URL: www.kremlin.ru.

8 Концепция национальной безопасности РФ: утверждена Указом Президента РФ № 24 от 10.01.2000. URL: www. kremlin.ru.

9 Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

10 Федеральный закон РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.

11 Федеральный закон РФ от 21.07.2012 № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» // Собрании законодательства РФ. 2012. № 30. Ст. 4177.

12 Федеральный закон РФ от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О ми-

нимальном размере оплаты труда» // Собрание законода-

тельства РФ. 2000. № 26. Ст. 2729.

чивается на ставку банковского рефинансирова-ния13; формируется гражданское общества и т.д.

Конечно, утверждать, что тип современного российского государства и права отвечает всем критериям качественной социальной обеспеченности, нельзя. Сегодня остается достаточно нерешенных вопросов в социальной сфере. Но автор подходит к типологии государства и права России путем общего анализа государственно-правовых явлений, а именно: имеет ли место такое явление, как социальная сфера, в государстве вообще? А если оно есть, то меняется ли в лучшую сторону? Из этого следует, что факторы, характеризующие типологию государства и права, уже существуют. Следовательно, социальный тип российского государства существует.

Культурно-идеологические признаки типа российского государства и права в большей степени поддерживаются либерально-демократической идеологией. Вспомним, что в свое время марксистская идеология не нашла реализации в жизни и стала утопией. Воплощение социалистической (марксисткой) идеологии не дало никаких положительных результатов в советском государстве и праве. Культурно-идеологические факторы, характеризующие либеральную демократию, взяли верх над марксистской идеологией и нашли свое отражение в типе современного российского государства и права. Но стоит отметить, что полное отсутствие классовых признаков в государстве не ведет к созданию и укреплению правового государства. В этой связи автор разделяет мнение доктора юридических наук, профессора О.И. Цыбулевской, которая утверждает: «Идея абсолютного коллективизма в России сменилась идеей абсолютного индивидуализма, что является одной из причин неблагополучия в политической, экономической и нравственной жизни общества. Игнорирование интересов других людей приводит к разрыву общественных связей, порождает анархию неуважение к закону»14.

Конечно, здесь пропагандируется не переход к классовости общества, а, наоборот, к пониманию того, что права и свободы человека и гражданина являются приоритетными и должны защищаться. Но надо четко понимать, что обособленность личности никому не идет на пользу и тем более формированию гражданского общества. В сплоченности и общности наша сила. Так М.Б. Смоленкий справедливо утверждает: «Новая правовая культура не может быть навязана — она

13 Федеральный закон РФ от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 19.

14 Цыбулевская О.И. Правовые основы взаимодействия гражданского общества и государства // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2011. № 3. С. 239-244; См. также: Малько А.В., Струсь К.А. Правовые основы формирования гражданского общества в современной России (обзор материалов Всерос. науч.-практ. «круглого стола») // Государство и право. 2011. № 9. С. 112-121.

возникает только в результате осознанного принятия новой системы ценностей большинством населения, заинтересованного в том, чтобы поддерживать демократические правовые стандарты, обеспечивать гуманистические правила общежития и собственную социальную защиту»15.

Учитывая российскую территориальную расположенность, многонациональное разнообразие, исторические традиции, очевидно, что права и свободы человека и гражданина и его идеологические ценности стоят в российском государстве на одном из первых мест. По всем характеристикам российская демократия отличается от западной. В связи с этим напрашивается вывод, что развитие российского государства направлено на укрепление «суверенной демократии» (это отражается и в Конституции РФ, и в ряде нормативно-правовых актах). Но суверенная демократия никак не может согласоваться с капиталистическим (буржуазным) и тем более с социалистическим типом государства и права.

Для анализа информационных факторов (признаков), характеризующих тип российского государства и права обратим внимание в первую очередь на факт наличия информационных технологий, технологического прогресса в этой области. Стоит отметить, что сегодня практически у каждого россиянина, включая детей, которые учатся в школе, имеются сотовые телефоны, компьютеры и другие электронные приборы и устройства. Доступ к сети Интернет практически не ограничивается. Интернет проник во все сферы нашей жизни.

«Одной из самых первых была создана компьютерная сеть "Internet" ("Интернет"), являющаяся самой большой сетью в мире и насчитывающая сотни миллионов компьютеров»16. Россия стала неотъемлемой и важной частью мирового Интернета и бизнес-пространства. Развивается телевидение (за последние 10 лет значительно выросло число телеканалов), средства массовой информации, информационные технологии и т.д. Информатизируются коммерческие структуры, банки, заводы, органы управления государством, школы и т.д. Информационно-коммуникативные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества, а вместе с тем и государства, и права в нем.

«Очевидно, что любое общественное отношение по своей сути информационно, но выделяемый правоведами термин "информационные отношения" означает ту часть общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, которые складываются по поводу информации как обособленному феномену общественной жизни»17.

Наглядно прослеживается информатизация — это главная, даже стратегическая цель государства. Сегодня создана внушительная правовая база по регулированию информационного общества: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 07.02. 200818, Концепция федеральной целевой программы «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008—2015 гг.19, Государственная программа «Информационное общество (2011—2020 гг.)», утвержденная распоряжением Правительства от 20.10.2010 г.20 и т.д. Вышеперечисленное говорит о наличии уже имеющихся признаков информационного общества и, соответственно, принадлежности по типологии к развивающемуся информационному государству и праву.

Несмотря на внушительную правовую базу, регулирующую информационную сферу, существуют «потребности в развитии управленческих процессов в обществе на основе достижения научно-технического прогресса в области информатики и информационных технологий»21. Это очевидно и доказыванию не подлежит, так как прогресс движется на шаг вперед, а право не успевает за ним.

Обратимся к характеристикам исследования глобализационного типа российского государства и права. Здесь стоит отметить, что глобализация тесно переплетается с экономическим, информационными, инновационными и нанофакторами, определяющими тип государства и права.

Глобализация как процесс интеграции и унификации необходима для концентрации в своих руках суверенных полномочий внешнеполитического характера. Для России этот процесс полезен и необходим. Практически все государства для занятия доминирующего положения на мировой арене объединяются в различные содружества и союзы не только с целью урегулирования взаимоотношений и решения каких-либо проблем, но и с целью монополизации. Например: Россия вместе с Белоруссией составляют Союзное государство России и Белоруссии; сегодня имеется Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России от 2010 г. и т.д. Сегодня Россия является членом ВТО (об этом говорилось выше), начался приток капитала в масштабах всей страны, миро-

15 Смоленский М.Б. Правовая культура и идеи государственности // Государство и право. 2010. № 4. С. 15-21.

16 Грибанов Д.В. К вопросу о теории кибернетического пространства // Государство и право. 2010. № 4. С. 56.

17 Там же.

18 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 07.02.2008 (утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212) // Российская газета. 2008. 16 февр.

19 Распоряжение Правительства РФ от 23.07.2007 № 972-р «О Концепции федеральной целевой программы "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы"» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 32. Ст. 4157.

20 Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 «Государственная программа "Информационное общество (2011-2020 гг.)"» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 46. Ст. 46.

21 Ковалева Н.Н. Государственное управление в информационной сфере // Государство и право. 2013. № 2. С. 78.

вое разделение труда, миграция, стандартизация законодательства, информационных и других процессов. Стираются границы государства в информационным поле, а именно: сеть Интернет не имеет их в условиях пользования данным ресурсом. Происходит международный обмен опытом в разработке и применении нанотехнологий.

В условиях соперничества, развития инновационной деятельности, государства, в том числе и российское, шагают семимильными шагами: с каждым годом изобретается значительный объем новых технологий, удивляющих весь мир своими характеристиками. Российское общество в настоящее время постепенно внедряется в наносферу, то есть начинается процесс изобретения нанотех-нологий. Толчком к этому также служит процесс глобализации и стремление к улучшенным технологиям по отношению к соседним государствам, в экономической, политической заинтересованности других стран. «Инновационная деятельность в современной России связана с формированием новой предпринимательской культуры. Целью инновационной деятельности является повышение эффективности производства, создание конкурентно-способного продукта, обеспечивающего дополнительную прибыль»22. «Наиболее быстрые темпы научно-технологического развития характерны для сфер индустрии нано-систем и материалов, информационно-коммуникационных систем, а также живых систем. В этих сферах происходит интенсивное генерирование знаний, переход результатов фундаментальных исследований в конкретные технологии производства, задается принципиально новый формат технологической реструктуризации мировой экономики»23.

За счет уже имеющихся нанотехнологий и их внедрения в жизнь граждан РФ прослеживается переходный период от формирующегося информационного типа государства и права к формированию нанообщества. Сегодня в России действуют 20 нанотехнологических заводов. Впервые внедрили инновации на заводе монолитного твердосплавного инструмента с многослойными наноструктурированным покрытием. Этот завод был открыт в 2010 г. в г. Рыбинск. Для развития наносферы в России в 2007 г. была создана корпорация «Роснано». Принятый 28.09.2010 г. Федеральный закон № 244 «Об инновационном центре "Сколково"»24 открыл дорогу в российском

22 Ефимцева Т.В. Проблемы правового определения понятия инновационной деятельности // Государство и право. 2012. № 12. С. 91.

23 Руденский О.В., Рыбак О.П. Инновационная цивилизация XXI в.: конвергенция и синергия NBIC-технологии тенденции и прогнозы 2015-2030. М., 2010. С. 3. URL: http://www.csrs.ru/inform/IAB/inf3_2010.pdf

24 Федеральный закон РФ от 28.09.2010 г. № 244 «Об ин-

новационном центре "Сколково"» // Собрание законода-

тельства РФ. 04.10.2010. № 40. Ст. 4970.

государстве официальному законодательно-закрепленному развитию инновационных технологий. Наличие данных факторов говорит о том, что тип российского государства и права как нанотип начал зарождаться в начале XXI в. Сейчас идет его активное развитие. В последние годы российское государство и право взяло курс на развитие нано-индустрии.

«В качестве основных приоритетов реализации новой политической стратегии страны избраны модернизация экономики и технологическое развитие. Именно в сфере технологий и предполагается достижение лидерских позиций в развитии российской экономики»25.

Следствием приведенных характеристик является формирование «нановационного» типа современного российского государства и права. Государственная политика прослеживается в заинтересованности в развитии глобализацион-ных процессов.

Автор солидаризуется с мнением доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ Р.Х. Макуева о том, что в условиях стремительно развивающегося процесса глобализации «приоритетными функциями государства, полагаем, становятся социальная, политическая, экологическая охраны прав и свобод граждан, борьбы с международным терроризмом и преступностью, правового и финансового контроля. Что касается вопроса информационной функции, то, видимо, речь должна идти не о функции, а о задачах массированного информационного обеспечения функции»26.

Существуют мнения различных ученых о том, что глобализация негативно влияет на политическое развитие российского государства и права, так как она способствует стиранию границ между государствами, тем самым теряется «суверенитет» в чистом виде, государство становится зависимым от заключенных межгосударственных договоренностей, что ослабляет государственный суверенитет.

Но автор придерживается мнения, что только в условиях глобализации может происходить развитие и становление правового, либерально-демократического общества, активно развивающегося информационного, а также нанообще-ства, что характеризует российского государство и право как тип.

Сегодня тип российского государства и права относится к переходному типу и, наверное, будет таким всегда, пока не установиться стабилизационный (постоянный) тип, характеризующийся определенным равновесием и идеальными условиями сосуществования всего человечества.

25 Руденский О.В., Рыбак О.П. Указ. соч. С. 88.

26 Макуев Р.Х. Актуализация роли государства в обеспечении национальной безопасности в условиях глобализации // Государство и право. 2010. № 8. С. 33.

Библиография:

1. Василенко АВ. Современное российское государство (начало XXI в.) I/ Государство и право. 2009. № б. С. 12—19.

2. Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство: причины возникновения, объективные основы, противоречивая сущность II Государство и право. 2009. № 4. С. 5—14.

3. Грибанов Д.В. К вопросу о теории кибернетического пространства I/ Государство и право. 2010. № 4. С. 57—б2.

4. Ефимцева Т В. Проблемы правового определения понятия инновационной деятельности I/ Государство и право. 2012. № 12. С. 91-95

5. Ковалева Н.Н. Государственное управление в информационной сфере I/ Государство и право. 2013. № 2. С. 78-8б.

6. Малько АВ., Струсь KA. Правовые основы формирования гражданского общества в современной России (обзор материалов Всерос. науч.-практ. «круглого стола») I/ Государство и право. 2011. № 9. С. 112-121.

7. Макуев Р.Х. Aктуализация роли государства в обеспечении национальной безопасности в условиях глобализации II Государство и право. 2010. № 8. С. 33-42

8. Пиголкин АС., Головистикова АН., Дмитриев ЮА. Теория государства и права. М.: Высш. образ., 2011. б14 с.

9. Проблемы теории государства и права I под ред. М.Н. Марченко. М.: Изд-во МГУ: Норма, 2008. 784 с.

10. Руденский О.В., Рыбак О.П. Инновационная цивилизация XXI в.: конвергенция и синергия NBIC-технологии тенденции и прогнозы 2015-2030. М., 2010. URL: http:IIwww.csrs.ruIinformIIABIinf3_2010.pdf

11. Смоленский М.Б. Правовая культура и идеи государственности I/ Государство и право. 2010. № 4. С. 15-21.

12. Цыбулевская О.И. Правовые основы взаимодействия гражданского общества и государства I/ Вестник Поволжской академии государственной службы. 2011. № 3. С. 239-244.

References (transliteration):

1. Vasilenko A.V. Sovremennoe rossiiskoe gosudarstvo (nachalo XXI v.) II Gosudarstvo i pravo. 2009. № б. S. 12-19.

2. Gafurov Z.Sh. Sotsial'no-pravovoe gosudarstvo: prichiny vozniknoveniya, ob''ektivnye osnovy, protivorechivaya su-shchnost' II Gosudarstvo i pravo. № 4. 2009. S. 5-14.

3. Gribanov D.V. K voprosu o teorii kiberneticheskogo prostranstva I/ Gosudarstvo i pravo. 2010. № 4. S. 57-б2.

4. Efimtseva T.V. Problemy pravovogo opredeleniya ponyatiya innovatsionnoi deyatel'nosti I/ Gosudarstvo i pravo. 2012. № 12. S. 91-95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kovaleva N.N. Gosudarstvennoe upravlenie v informatsionnoi sfere I/ Gosudarstvo i pravo. 2013. № 2. S. 78-8б

6. Makuev R.Kh. Aktualizatsiya roli gosudarstva v obespechenii natsional'noi bezopasnosti v usloviyakh globalizatsii II Gosudarstvo i pravo. 2010. № 8. S. 33-42

7. Mal'ko A.V., Strus' K.A. Pravovye osnovy formirovaniya grazhdanskogo obshchestva v sovremennoi Rossii (obzor materialov Vseros. nauch.-praktich. «kruglogo stola») II Gosudarstvo i pravo. 2011. № 9. S. 112-121.

8. Pigolkin A.S., Golovistikova A.N., Dmitriev Yu.A. Teoriya gosudarstva i prava. M.: Vyssh. obraz., 2011. б14 s.

9. Problemy teorii gosudarstva i prava I pod red. M.N. Marchenko. M.: Izd-vo MGU: Norma, 2008. 784 s.

10. Rudenskii O.V., Rybak O.P. Innovatsionnaya tsivilizatsiya XXI v.: konvergentsiya i sinergiya NBIC-tekhnologii ten-dentsii i prognozy 2015-2030. M., 2010. URL: http:IIwww.csrs.ruIinformIIABIinf3_2010.pdf

11. Smolenskii M.B. Pravovaya kul'tura i idei gosudarstvennosti I/ Gosudarstvo i pravo. 2010. № 4. S. 15-21.

12. Tsybulevskaya O.I. Pravovye osnovy vzaimodeistviya grazhdanskogo obshchestva i gosudarstva I/ Vestnik Povolzhskoy akademii gosudarstvennoy sluzhby. 2011. № 3. С. 239-244.

Материал поступил в редакцию 10 марта 2014 г.

Typological characteristics (factors) of the Russian state and law at the current stage

KOCHKALOVA, Lyudmila Ivanovna — Postgraduate student of the Povolzhsky Administration Institution named after P. A. Stolypin, lecturer, Department of Civil Law, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Balakovsky Filial Office. [kochkalova@list.ru]

413865, Russia, Saratovskaya oblast, Balakovo, ul. Chapaeva, 107.

Review. The article is devoted to the study of the typological peculiarities of the modern Russian state and law. The insufficient state of exploration and lack of common methodological fundamentals allows the author to define the typology independently based upon internal and external characteristics: political legal, social economic, cultural ideological, information-based, innovative, globalization and nano-elements. The author then draws conclusion on establishing the type to which the Russian state and law belong. The author attempts to clearly establish the type of Russian state and law in the conditions of globalization, information-based and other processes. The author applies modern cognition methods used in the legal science and scientific research, such as dialectic, comparative legal, historical, typological, analysis of matters studied and synthesis of the results of studies, systemic structural, functional, sociological, etc. The in-depth analysis and perception of the public law matters and normative acts have allowed the author to single out a new type for the Russian state and law: a developing information society, which is being transferred into a new type — an informational developed nano-civilization in the conditions of globalization and forming nano-society.

Keywords: typology of the Russian state, typology of the Russian law, nano-society, globalization, information, typological elements, information society, nano-civilization, nano-processes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.