ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Взаимосвязь социального государства и гражданского общества в России
Кочкалова Людмила Ивановна
Старший преподаватель кафедры правового обеспечения управления Балаковского филиала РАНХиГС
Ludmila I. Kochkalova
Senior Lecturer at the Department of Legal Foundations of Public Administration of Balakovo branch of RANEPA
e-mail: [email protected] УДК 340.123
Interconnection of the social state and civil society in the Russian Federation
Статья посвящена особенностям взаимосвязи социального государства и гражданского общества в России на современном этапе. Теоретико-правовое измерение этих двух феноменов осуществляется через уяснение понятия, роли и функций, которые они выполняют. Автор делает акцент на том, что Российское государство может быть социальным при условии развитого гражданского общества и наоборот. В рамках статьи предложены способы решения общей проблемы социального государства и гражданского общества.
Ключевые слова: социальное государство, гражданское общество, справедливость, ценности, права и свободы.
The paper is devoted to the current interconnection of the social state and civil society in the Russian Federation. Theoretical and legal dimension of these phenomena is explained through the understanding of the notions, their roles and functions. The author explains that the Russian Federation can be a social state under the conditions of a development of a civil society and vice versa. The article suggests the ways of solving the issue of a social state and a civil society
Keywords: social state, civil society, fairness, values, rights and freedoms.
Проблемы социального государства и гражданского общества в современной России актуальны теоретически и практически. Данная тема является одной из приоритетных в гуманитарных науках. Ей посвящены исследования, конференции различного уровня, огромное количество научных статей, диссертаций и т.д.
Трансформирующиеся общественные отношения на пути к развитию демократии требуют поиска новых решений в возникающих отношениях между государством и гражданским обществом. Сегодня основным показателем развитости политической системы общества является уровень и качество жизни населения, удовлетворение социальных потребностей, а также гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Опыт развитых демократий свидетельствует о том, что достижение таких целей без правового и социального государства с развитыми институтами гражданского общества невозможно [10, с. 111]. В этой связи справедливо суждение О. Матвейчева, который утверждает, что «... неразвитому государству соответствует неразвитое гражданское общество.» [5, с. 134] и наоборот.
На протяжении всей истории развития человечества мыслители размышляли об идеальном государственном устройстве, обеспечивающем всеобщее благо для граждан. Социальная направленность и борьба за права и свободы была свойственна государству с глубокой древности. Поэтому исследование взаимосвязи социального государства и гражданского общества позволит определить стратегию дальнейшей Российской государственной политики.
Подчеркнем, что государство и гражданское общество находятся в тесной взаимосвязи, поскольку являются элементами и активными субъектами одной системы - общества. Кроме того, «... вся их деятельность, смысл их существования подчинены изменению и функционированию данной системы, а вся жизнь системы проходит в их постоянном взаимодействии» [11, с. 136]. Согласованное взаимодействие социального государства и гражданского общества - один из главных факторов развития общества в целом.
Но что же представляет собой «социальное государство» и «гражданское общество», и как они взаимодействуют. Следует отметить, что оба феномена не имеют легального определения, поэтому их трактуют по-разному.
Так, гражданское общество понимают как сферу реализации материальных нужд [9, с. 111]; негосударственную ассоциацию граждан, объединенных рядом различных признаков, в целях как удовлетворения их индивидуальных потребностей и интересов, так и реализации их потенциальных возможностей на благо всех и каждого [2, с. 142]; систему общественных институтов, выражающую разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества, активно взаимодействующую с государством, правящими элитами и дающую возможность человеку реализовать его гражданские права [4]. В целом, под гражданским обществом следует понимать особую сферу социума, выступающую за реализацию высоких показателей уровня и качества жизни всего населения страны, за гарантированность прав и свобод.
Под социальным же государством, на наш взгляд, следует понимать высокоразвитое государство, в котором обеспечивается достойный уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер общественной жизни, а также установлению в нем социальной справедливости. Приведенное определение основано на анализе ряда теоретических определений, а также исходя из ст. 7 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года, в которой Россия провозгласила себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1]. Однако, подчеркнем, что провозглашение Российской Федерации социальным государством не означает, что оно стало таковым в одночасье. Более верным было бы обозначить наше государство как страну, выбравшую такой путь (как многие европейские страны). Вместе с тем, положения Конституции РФ необходимо расценивать как основную цель российского государства, в сторону которой направлен вектор ее развития.
В этой связи уместно будет согласиться с мнением О.В. Опариной, которая говорит о том, что конституционное закрепление социального государства означает возложение на него общесоциальной функции. Государство для нее представляется фактором общественного благополучия, который основывается на принципах социального равенства, солидарности и взаимной ответственности членов общества. Закреплённые социальные права на конституционном уровне преследуют цели, которые достигаются посредством решения задач государством, раскрывают его социальную сущность, и тем более сущность «социального государства». Эти задачи служат ориентиром, целью государства, которое шаг за шагом в законодательстве и в управленческой деятельности должно приближать ситуацию в стране к такому уровню их полного осуществления [7].
Социальное развитие в Российском государстве происходит, в том числе, и в рамках столкновений интересов социальных идеалов, ценностей, и именно оно определяет дальнейшее возможное социальное устройство и отражает его уровень.
В свою очередь, гражданское общество как область частной жизнедеятельности сочетает в себе интересы и потребности различных социальных и политических субъектов, что довольно часто приводит к противоречиям и конфликтам между ними. Снимать остроту противоречия между субъектами гражданского общества, создавать определенную социальную гармонию и разрешать конфликты призваны не только сами граждане, но и, главным образом, демократическое государство, являющееся верховным арбитром.
Все сущностные процессы общества исследуются, как правило, во взаимодействии общественных интересов и раскрываются через конфликт, который требует поиска способов урегулирования (согласования). В этом случае, на наш взгляд, государство в лице определённых государственных структур должно выступать
Legal Aspects of the State Management
организатором согласования общественных социальных интересов между государством и институтами гражданского общества. Государство, с одной стороны, как аппарат публичной политической власти, возвышаясь над обществом, не должно дистанцироваться от него; а, с другой стороны, как политическая организация общества, являясь одним из сигментов социума, выступать за реализацию социальных благ.
Для социального государства справедливость является одновременно и принципом, и оконечной целью в сфере распределения общественных благ. Ради достижения справедливости в социальном государстве принимаются законы, регулирующие различные сферы общественных отношений. В свою очередь, гражданское общество также преследует главную цель - достижение справедливости.
Подчеркнем, что социологические исследования последнего времени показывают возросший общественный запрос на справедливость. Никто не считает неправедным богатство, заработанное своим трудом. Но люди крайне болезненно воспринимают необъяснимую и недоступную простому человеку роскошную жизнь чиновников и их родственников. Граждане протестуют против сословности везде - от медицины до юстиции, против привилегий, которые дают возможность кому-то обходить общие правила, попирать установленные нормы. Отметим, что еще миссия гражданского общества видится как раз в том, чтобы устранять такую несправедливость, ведь существующее неравенство стало тормозом в развитии страны.
Таким образом, гражданское общество является основой справедливости, а справедливость является фундаментом в построении социального государства. Доказательством тому являются материалы, послужившие основой для Доклада о состоянии гражданского общества за 2017 год: опубликованные результаты исследований, проводившихся различными научными центрами, данные государственной статистики, сообщения средств массовой информации, мнения лидеров общественных объединений, членов Общественной палаты Российской Федерации, доклады и предложения общественных палат регионов, а также десятки тысяч обращений граждан страны в Общественную палату Российской Федерации. Сегодня 61% россиян говорит, что современное российское общество устроено несправедливо [3].
Отметим, что в благополучные времена люди не обращают особого внимания на справедливость, но всегда замечают ее недостаточность и отсутствие в период спада и кризиса. Еще Ф. Хайек отмечал, если общество требует справедливости, значит оно не развитое [10]. В этой связи уместно будет отметить высказывание Т.В. Милушевой, которая утверждает, что интегрированная в право справедливость наряду с другими общечеловеческими ценностями (свободой, равенством, достоинством личности) является общеобязательным критерием оценки качества государства и права [6, с. 152]. Таким образом, именно справедливость занимает приоритетное место в критической оценке правовых, государственных, общечеловеческих институтов.
В своем Послании Федеральному Собранию РФ от 1 декабря 2016 года Президент РФ особо выделил значимость принципа справедливости, поставив его на первое место в числе общечеловеческих ценностей: «Любая несправедливость и неправда воспринимаются очень остро. Это вообще особенность нашей культуры. Общество решительно отторгает спесь, хамство, высокомерие и эгоизм, от кого бы всё это ни исходило, и всё больше ценит такие качества, как ответственность, высокая нравственность, забота об общественных интересах, готовность слышать других и уважать их мнение» [8].
Справедливость как нравственно-правовая категория является элементом механизма правового регулирования социального государства и гражданского общества, на которых основываются нормы права с целью преодоления пробелов и коллизий в праве. По мнению французского юриста М. Вилле, справедливость - есть конечная цель права, хотя об этом вовсе забыли [12, с. 134]. Считаем, что справедливость в аксиологическом аспекте для гражданского общества и социального государства есть ни что иное, как способность разрешать противоречия в системе общественных отношений с помощью права.
Таким образом, в рамках процесса взаимодействия гражданского общества и социального государства следует отметить наличие у каждого общей цели, и различных функции.
Общая цель - достижение справедливости. Здесь роль государства заключается в следующем: выявлять наиболее важные ценности в обществе и защищать их; устанавливать и закреплять их соотношение; обеспечивать активное взаимодействия для достижения баланса между различными структурами государства и общества и т.д. В итоге обеспечивать формирование единого нормативного пространства на базе отобранных ценностей и интересов.
Функция гражданского общества - взрастить и вырастить идеи, ценности, интересы, чтобы могли быть поняты и восприняты, а функция социального государства - регулировать общественные отношения, являясь
главным инструментарием координации общественных процессов, объединяющих сообщество людей в определённую целостность.
Таким образом, можно выделить одну основную глобальную проблему, объединяющую гражданское общество и социальное государство - низкий уровень справедливости в обществе. Для ее решения необходимо: повышать правовую культуру в обществе; обеспечивать нормальное функционирование платформы для согласования интересов, которая должна способствовать активному, взаимному диалогу между гражданским обществом и государство, а не приводить к их разрушению. Справедливость как ценностно-правовая категория, обладающая универсальными характеристиками, должна стать принципом в работе государственной системы в целом. Только при таких условиях Российское государство может стать поистине социальным с развитыми институтами гражданского общества.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года: в ред. законов о поправках к Конституции от 30 декабря 2008 г. N° 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ // Рос.газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Данченко-Морозова Л.В., Селезнев И.А. Перспективы взаимодействия гражданского общества и социального государства в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 4.
3. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2017 год https:// report2017.oprf.ru/0.html (дата обращения 06.02.2018).
4. Кочетков А.П. Государство и гражданское общество в России: стратегия взаимодействия // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2014. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/ n/gosudarstvo-i-grazhdanskoe-obschestvo-v-rossii-strategiya-vzaimodeystviya (дата обращения: 06.02.2018).
5. Матвейчев О. Гражданское общество и государство. Модели взаимодействия // Логос. 2005. № 3 (48).
6. Милушева Т.В. Пределы деятельности государственной власти в России: вопросы теории и практики / Т.В. Милушева; под ред. О.И. Цыбулевской; ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2011. - 300 с.
7. Опарина О.В. Концепция социального государства: истоки и современность // Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Серия. Экономика, управление, право (вып.2).
8. Послание Президента Российской Федерации 1 декабря 2016 год. http://kremlin.ru/events/president/ news/53379 (дата обращения 02.02.2018).
9. Толочко А.В. Инновационные механизмы социально-политического взаимодействия государства и институтов гражданского общества в современной России // PolitBook. 2012. № 2.
10. Хеффе О. Справедливость. Изд. «Праксис». 2007.
11. Цыбулевская О.И. Взаимодействие гражданского общества и государства в России: правовое измерение / кол. авт.; под ред. О.И. Цыбулевской. - Саратов: Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина, 2013.
12. Villey M. Philosophie du droit. T. 1. P. 1986.