Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
109
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INNOVATION ACCTIVITY / PHYSICAL CULTURE / SPORTS / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Степыко Д. Г., Грачёва Д. В., Голова А. А., Андрющенко О. Н.

Цель исследования - выявление организационно-методических основ создания федеральных инновационных площадок (ФЭП) в сфере физической культуры и спорта, направления, порядка признания и эффективности их деятельности за 2016-2020 гг. Методика и организация исследования. Были проанализированы современные формы и особенности государственного регулирования на основании данных, полученных из открытых источников информации за период 2013-2019 гг. для продвижения этой деятельности при реализации национальных проектов. В ходе исследования были использованы аналитические методы, статистические методы, юридический и контент-анализ. Использовались данные из открытых источников по проблеме исследования, официальные государственные документы, проведён анализ заявок и отчётов организаций, участвующих в экспериментальной инновационной деятельности, контент-анализ содержания официальных сайтов, нормативно-правовых документов по организации экспериментальной инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта. Результаты исследования и выводы. Осуществление экспериментальной (инновационной) деятельности путем реализации ФЭП эффективно. Из положительного опыта работы ФЭП следует отметить следующее: деятельность ФЭП позволяет говорить о наличии действенных механизмов мотивирования, стимулирования, поддержки и методического сопровождения инновационной и экспериментальной деятельности; наличие практического результата, конкретных продуктов инновационной и экспериментальной деятельности, осмысление, систематизация и их массовое распространение; вовлеченность профессиональных работников отрасли в экспериментальную и инновационную деятельность. Субъекты инновационной деятельности принимают участие в формировании государственной политики в области физической культуры и спорта в целом, а также в экспериментальной и инновационной деятельности отрасли. Возможность создания и успешной деятельности ФЭП зависит от специфики избранного направления и имеющегося ресурсного обеспечения, социально-экономического состояния и заинтересованности участвующих в проекте региона или регионов. наших научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Степыко Д. Г., Грачёва Д. В., Голова А. А., Андрющенко О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of state policy in development of experimental and innovation activities in physical education and sport sector

Objective of the study was to identify the organizational and methodological bases for the creation of federal innovation platforms in the field of physical culture and sport, their directions, procedure for their recognition, and effectiveness of their activity in the period from 2016 to2020. Methods and structure of the study. We analyzed current forms and features of government regulation based on the data from open sources for the period from 2013 to 2019 to promote these activities in the national projects. The study involved the analytical and statistical methods, legal and content analysis. We applied the open-source data on the research problem and official public documents, analyzed the requests and reports of the organizations involved in the experimental and innovation activities, content analysis of the official sites, normative legal documents devoted to the organization of educational and innovation activities in the field of physical culture and sport. Results and conclusions. The implementation of experimental and innovation activities through federal innovation platforms was proved effective. Among the positive results of work of the federal innovation platforms were: the presence of effective mechanisms of motivation, stimulation, scientific and methodological support of the innovation and experimental activities; the presence of practical effects, specific products of the experimental and innovation activities, conceptualization, systematization and their mass distribution; involvement of professional workers in this field. The experimental activity actors participate in the formulation of state policy in the field of physical culture and sport as a whole, as well as in the sector of experimental and innovation activities. The possibilities for the creation and successful operation of the federal innovation platforms depend on the specifics of the chosen direction and available resources, socio-economic status, and the interest of the participants of the project of the region(s).

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

влияние государственной политики на развитие экспериментальной инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта

УДК/UDC 796:32

Поступила в редакцию 20.03.2020 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Кандидат педагогических наук Д.Г. Степыко1

Д.В. Грачёва1

А.А. Голова2

О.Н. Андрющенко3

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

2 Центр спортивной подготовки сборных команд России, Москва

3 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

ROLE OF STATE POLICY IN DEVELOPMENT OF EXPERIMENTAL AND INNOVATION ACTIVITIES IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORT SECTOR

PhD D.G. Stepyko1 D.V. Gracheva1 A.A. Golova2 O.N. Andryushchenko3

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

2 Center for Sports Training of Russian national teams, Moscow

3 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

Аннотация

Цель исследования - выявление организационно-методических основ создания федеральных инновационных площадок (ФЭП) в сфере физической культуры и спорта, направления, порядка признания и эффективности их деятельности за 2016-2020 гг.

Методика и организация исследования. Были проанализированы современные формы и особенности государственного регулирования на основании данных, полученных из открытых источников информации за период 20132019 гг. для продвижения этой деятельности при реализации национальных проектов. В ходе исследования были использованы аналитические методы, статистические методы, юридический и контент-анализ. Использовались данные из открытых источников по проблеме исследования, официальные государственные документы, проведён анализ заявок и отчётов организаций, участвующих в экспериментальной инновационной деятельности, контент-анализ содержания официальных сайтов, нормативно-правовых документов по организации экспериментальной инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Результаты исследования и выводы. Осуществление экспериментальной (инновационной) деятельности путем реализации ФЭП эффективно. Из положительного опыта работы ФЭП следует отметить следующее: деятельность ФЭП позволяет говорить о наличии действенных механизмов мотивирования, стимулирования, поддержки и методического сопровождения инновационной и экспериментальной деятельности; наличие практического результата, конкретных продуктов инновационной и экспериментальной деятельности, осмысление, систематизация и их массовое распространение; вовлеченность профессиональных работников отрасли в экспериментальную и инновационную деятельность. Субъекты инновационной деятельности принимают участие в формировании государственной политики в области физической культуры и спорта в целом, а также в экспериментальной и инновационной деятельности отрасли. Возможность создания и успешной деятельности ФЭП зависит от специфики избранного направления и имеющегося ресурсного обеспечения, социально-экономического состояния и заинтересованности участвующих в проекте региона или регионов. наших научных исследований.

Ключевые слова: инновационная деятельность, физическая культура, спорт.

Annotation

Objective of the study was to identify the organizational and methodological bases for the creation of federal innovation platforms in the field of physical culture and sport, their directions, procedure for their recognition, and effectiveness of their activity in the period from 2016 to2020.

Methods and structure of the study. We analyzed current forms and features of government regulation based on the data from open sources for the period from 2013 to 2019 to promote these activities in the national projects. The study involved the analytical and statistical methods, legal and content analysis. We applied the open-source data on the research problem and official public documents, analyzed the requests and reports of the organizations involved in the experimental and innovation activities, content analysis of the official sites, normative legal documents devoted to the organization of educational and innovation activities in the field of physical culture and sport. Results and conclusions. The implementation of experimental and innovation activities through federal innovation platforms was proved effective. Among the positive results of work of the federal innovation platforms were: the presence of effective mechanisms of motivation, stimulation, scientific and methodological support of the innovation and experimental activities; the presence of practical effects, specific products of the experimental and innovation activities, conceptualization, systematization and their mass distribution; involvement of professional workers in this field. The experimental activity actors participate in the formulation of state policy in the field of physical culture and sport as a whole, as well as in the sector of experimental and innovation activities. The possibilities for the creation and successful operation of the federal innovation platforms depend on the specifics of the chosen direction and available resources, socio-economic status, and the interest of the participants of the project of the region(s).

Keywords: innovation acctivity, physical culture, sports.

Введение. В настоящее время для развития приоритетных направлений государственной политики в области физической культуры и спорта активно используется экспериментальная (инновационная) деятельность, целью которой является обеспечение модернизации и развития различных сегментов отрасли, в том числе подготовки спортивного резерва. Однако не все субъекты отрасли имеют чёткое представление об основах, механизмах и возможностях экспериментальной (инновационной) деятельности.

Цель исследования - выявление организационно-методических основ создания федеральных инновационных площадок (ФЭП) в сфере физической культуры и спорта, направления, порядка признания и эффективности их деятельности за 2016-2020 гг.

Результаты исследования и их обсуждение. Обзор и анализ имеющихся источников, в том числе нормативных и правовых актов, позволяет сделать ряд заключений: значимость экспериментальной(инновационной) деятельности (далее - ЭИД) закреплена на различных уровнях управления (федеральном, региональном и муниципальном); основой экспериментальной (инновационной) деятельности является реализация экспериментальных (инновационных) проектов (далее - ЭИП); ЭИП реализуются различными способами, в области физической культуры и спорта преобладает форма экспериментальной (инновационной) площадки (далее -ФЭП).

Говоря о государственном регулировании ЭИД, нельзя не обратить внимания на имеющуюся нормативно-правовую базу (см. таблицу). В таблице более подробно приведены сведения по документам, которые регулируют отношения в сфере физической культуры и спорта: Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г № 377 - утверждает государственную программу «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», в том числе Подпрограмму 4 - «Ис-

Экспериментальная и инновационная

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Экспериментальный (инновационный) ПРОЕКТ

Экспериментальная (инновационная) ПЛОЩАДКА

Рис. 1. Структура организации экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта

Акты Минспорта России, регулирующие деятельность ФЭП

следования, разработки и инновации...»; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» - Статья 20 описывает ориентиры и условия реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику; Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Статьи 6 и 8 содержат полномочия по осуществлению экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта, в том числе субъектов РФ; Приказы Минспорта России 2015-2019 гг. - регулируют порядок и основные аспекты осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта.

Таким образом, на основании полномочий, закреплённых на законодательном уровне, Министерством спорта Российской Федерации проводится работа по развитию ЭИД в области физической культуры и спорта.

Организационная пирамида по развитию ЭИД в области физической культуры и спорта представлена на рис. 1.

ЭИД проводится с целью модернизации отрасли физической культуры и спорта с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации и реализации приоритетных направлений государственной политики [9]. ФЭП - комплекс взаимосвязанных мероприятий по одному из направлений экспериментальной инновационной деятельности, целью которого является достижение уникальных результатов в области физической культуры и спорта в условиях временных и ресурсных ограничений. ФЭП осуществляют деятельность, выполняя задачу по реализации экспериментальных (инновационных) проектов, формированию и апробации новых подходов к организации

Рис. 2. Процедура создания ФЭП

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Правовой акт Сфера правового регулирования

Приказ Минспорта России от 27.08.2013 г. № 674 «Об организации работы по созданию федеральных (инновационных) площадок по вопросам совершенствования подготовки спортивного резерва» Определены направления и регионы деятельности федеральных экспериментальных (инновационных) площадок по вопросам совершенствования системы подготовки спортивного резерва

Приказ Минспорта России от 30.09.2015 № 914 «Об утверждении порядка осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта» Раскрывает понятие экспериментального и инновационного проекта, определяет принципы, направления и систему управления деятельностью ФЭП по вопросам совершенствования системы подготовки спортивного резерва

Приказ Минспорта РФ от28.09.2017 г. № 1017 «О внесении изменений в порядок осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта, утвержденный Приказом Минспорта России от 30 сентября 2015 г. № 914» Содержит поправки к предыдущему, направленные на расширение возможностей экспериментальной и инновационной деятельности, в том числе: закрепляет роль Министерства в процессе контроля реализации экспериментального (инновационного) проекта

Приказы Минспорта России о Координационной группе Министерства спорта Российской Федерации по экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта (2015-2018 гг.) Утверждают состав Координационной группы Минспорта России, которая принимает рекомендательное решение по признанию/непризнанию и деятельности ФЭП

Протоколы Координационной группы Минспорта России по экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта (2018 г.) Содержат перечень приоритетных направлений государственной политики в области физической культуры и спорта для осуществления экспериментальной (инновационной) деятельности, а также рекомендации по деятельности ФЭП

102

http://www.teoriya.ru

№ 6 • 2020 Июнь | Juпe

спортивном деятельности в современных условиях, осуществлению мониторинга на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, выявлению и распространению эффективных практик в области физической культуры и спорта [9]. Также отметим, что ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва» разработаны «Методические рекомендации по созданию субъектами Российской Федерации условий для осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта и внедрения достигнутых результатов в практику», которые можно найти на официальном сайте организации.

Анализ приведённых данных говорит о том, что первые ЭИП осуществляли деятельность исключительно в сфере подготовки спортивного резерва. В достаточной мере приемлемые результаты такой деятельности стали основанием для диверсификации Министерством спорта Российской Федерации направлений федеральных экспериментальных (инновационных) проектов в области физической культуры и спорта, что стало сигналом и для органов власти субъектов Российской Федерации. Кроме этого, сегодня мы можем наблюдать достаточно сформированную систему регулирования деятельности ФЭП. Также следует отметить и учёт опыта сферы образования и некоторую преемственность в организации экспериментальной и инновационной деятельности сферы физической культуры и спорта. Характер правовых изменений наглядно демонстрирует, что механизмы и система регулирования деятельности ФЭП постоянно развиваются и совершенствуются.

В исследовании была подробно изучена процедура создания ФЭП (рис. 2).

В настоящий момент официальный сайт Минспорта России предоставляет информацию о 16 действующих в области физической культуры и спорта ФЭП. Срок их действия различный и охватывает период с 2015 по 2028 г.

Как было отмечено выше, в деятельности ФЭП выделяется 2 этапа: первый до 2017 г - когда все ФЭП реализовывали проекты в сфере подготовки спортивного резерва, а в дальнейшем стали появляться ФЭП по другим направлениям, в том числе по адаптивной физической культуре, физической культуре по месту работы, реализации ВФСК ГТО. Статистика завершенных проектов ФЭП, установленных приказом Минспорта России от 27.08.2013 г. № 674, говорит о том, что из 12 ФЭП 7 проектов были успешно завершены, 3 проекта были продлены, а после завершены, 2 проекта не реализованы. Отчет о деятельности ФЭП, реализуемых с 2016 по 2020 г. показал, что не все организации успешно справляются с проектами. Так, например, только 6 из 14 рассмотренных организаций смогли предоставить ежегодный отчет, полностью соответствующий программе проекта, по 4 проектам мероприятия выполнены не в полной мере. Систематизировать общие рекомендации, органов исполнительной власти, направленные на повышение эффективности работы ФЭП, можно по следующим параметрам: продление сроков деятельности проекта; организация повышения квалификации кадров; изменение ответственной организации. На наш взгляд, причины прекращения деятельности ФЭП кроются в основном в недостаточной проработке и подготовке федерального экспериментального (инновационного) проекта заявляющей его организацией, а также недостаточной степенью согласованности действий группы организаций, которые признаются ФЭП. Также следует обратить внимание

на формирование внутренней системы контроля ФЭП для того, чтобы субъекты инновационной деятельности осознавали ответственность за проведение своего проекта и его влияние на отрасль.

Выводы. Осуществление экспериментальной (инновационной) деятельности путем реализации ФЭП эффективно. Из положительного опыта работы ФЭП следует отметить следующее: деятельность ФЭП позволяет говорить о наличии действенных механизмов мотивирования, стимулирования, поддержки и методического сопровождения инновационной и экспериментальной деятельности; наличие практического результата, конкретных продуктов инновационной и экспериментальной деятельности, осмысление, систематизация и их массовое распространение; вовлеченность профессиональных работников отрасли в экспериментальную и инновационную деятельность. Субъекты инновационной деятельности принимают участие в формировании государственной политики в области физической культуры и спорта в целом, а также в экспериментальной и инновационной деятельности отрасли. Возможность создания и успешной деятельности ФЭП зависит от специфики избранного направления и имеющегося ресурсного обеспечения, социально-экономического состояния и заинтересованности участвующих в проекте региона или регионов наших научных исследований. Использованная литература

1. Абрамов Э.Н. Координация и методическое обеспечение прикладной экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта / Э.Н. Абрамов, К.В. Вы-рупаев, Д.П. Антонов // «Вестник спортивной науки». - М. : Изд-во «Федеральный научный центр физической культуры и спорта», 2016. - № 3. - С. 3-6.

2. Андрющенко Л.Б. Разработка и реализация научно-методического обеспечения повышения квалификации педагогов и специалистов по физической культуре и спорту / Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимонова, Г.Б. Кондраков // Плехановский научный бюллетень. - 2019. - № 1 (15). - С. 5-18.

3. Андрющенко Л.Б. Разработка дополнительной профессиональной программы обучения тренеров / Л.Б. Андрющенко, Т.Н. Шутова, Т.П. Высоцкая //Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 6-9.

References

1. Abramov E.N., Vyrupaev K.V., Antonov D.P. Koordinatsiya i metodi-cheskoe obespechenie prikladnoy eksperimentalnoy i innovatsionnoy deyatelnosti v oblasti fizicheskoy kultury i sporta [Coordination and methodological support of applied experimental and innovative activities in physical education and sports]. «Vestnik sportivnoy nauki». Moscow: Federalny nauchny tsentr fizicheskoy kultury i sporta, 2016. No. 3. pp. 3-6.

2. Andryushchenko L.B., Filimonova S.I., Kondrakov G.B. Razrabotka i realizatsiya nauchno-metodicheskogo obespecheniya povysheniya kvalifikatsii pedagogov i spetsialistov po fizicheskoy kulture i sportu [Development and implementation of scientific and methodological support for advanced training of teachers and physical education and sport specialists]. Plehanovskiy nauchny byulleten. 2019. No. 1 (15). pp. 5-18.

3. Andryuschenko L.B., Shutova T.N., Vysotskaya T.P. Razrabotka do-polnitelnoy professionalnoy programmy obucheniya trenerov [Development of additional professional training program for trainers]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. No. 7 (173). pp. 6-9.

4. Andryushchenko L.B., Filimonova S.I. Fizicheskaya kultura i stu-dencheskiy sport v novykh sotsialno-ekonomicheskikh usloviyakh Rossii: sovremenny vzglyad i tochki rosta physical education and academic sports in new socio-economic national situation: modern vision and growth points]. Theory and Practice of Physical Culture.

2018. No. 2. p. 23.

5. Andryushchenko L.B., Filimonova S.I., Aksenov M.O., Pushkina V.N. Missiya i strategiya razvitiya fizicheskogo vospitaniya v ekonomi-cheskom vuze [Physical education service at university of economics: Mission and progress policies]. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury.

2019, no. 9, 2019, pp. 9-11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.