алгоритмизация инновационных проектов в сфере физической культуры и спорта
УДК/UDC 796.062
Поступила в редакцию 20.02.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент А.Е. Терентьев1
Доктор педагогических наук, профессор Л.А. Рапопорт1
Е.В. Харитонова1
1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,Екатеринбург
ALGORITHMIZATION OF INNOVATIVE PROJECTS IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORT SECTOR
PhD, Associate Professor A.E. Terentyev1
Dr.Hab., Professor L.A. Rapoport1
E.V. Kharitonova1
1 Ural Federal University named after First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg
Аннотация
Цель исследования - научно обосновать инновационный проект «Спорт-лидер» как фактор развития отрасли физической культуры и спорта на региональном уровне.
Методика и организация исследования. При разработке проекта авторами использовались общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение. Основанием для инициирования проекта стало включение Свердловской области в число экспериментальных площадок, обеспечивающих вовлечение «фокус-групп» в систематические занятия физической культурой и спортом в рамках федерального проекта «Спорт - норма жизни». Результаты исследования и их обсуждение. В рамках реализации проекта «Спорт-лидер» предусмотрена подготовка не только спортивных лидеров, но и наставников. Одним из основополагающих принципов данного проекта является индивидуализация обучения - выстраивание индивидуальной траектории подготовки лидера с учетом задатков обучающихся. В проекте предлагается использование системы наставничества при участии наставников из числа тренеров-преподавателей и(или) специалистов центров тестирования комплекса ГТО. Предполагается реализация двух образовательных программ: для обучающихся и для наставников. Результатом реализации проекта должно стать увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни и систематически занимающихся физической культурой и спортом, профилактика деструктивного поведения подростков, укрепление института семьи и популяризация семейных ценностей, расширение возможностей использования активных форм досуга для населения. Авторами делается вывод, что, несмотря на то что данный проект инициирован в рамках решения задач развития отрасли физической культуры и спорта, потенциал, заложенный в его основе, позволяет решать целый комплекс социальных задач. И в случае успешной апробации предлагаемых методик данный проект может быть использован не только на территории региона, но и на территории всей Российской Федерации.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, региональный проект, Свердловская область, лидерство, спорт-лидер.
Annotation
Objective of the study was to scientifically substantiate the innovative "Sports Leader" project as a factor of development of the physical culture and sports sector at the regional level.
Methods and structure of the study. When developing the project, the authors used the following general scientific methods: analysis, synthesis, and comparison. The project was initiated upon inclusion of the Sverdlovsk region in the number of experimental sites that ensure the involvement of focus groups in regular physical education and sports activities under the "Sport as Life Norm" federal project.
Results and discussion. The "Sports Leader" project was designed to train not only sports leaders but also mentors. One of the fundamental principles of this project is individualization of the training process - the development of an individual trajectory for training of sports leaders with due regard to students' talents. The project proposes the use of a mentoring system with the participation of instructors from among trainers-instructors and (or) specialists of the GTO Complex test centers. Two educational programs are planned to be implemented: for students and for mentors. The project implementation should lead to an increase in the share of citizens leading a healthy way of life and regularly engaged in physical education and sports activities, prevention of destructive behavior of adolescents, strengthening of the family institution and popularization of family values, expansion of opportunities for the use of active forms of leisure for the population.
The authors conclude that, despite the fact that this project was initiated within the framework of development of the physical culture and sports sector, the underlying potential enables to solve a set of social tasks. And in case of successful testing of the proposed methods, this project can be used not only in the Sverdlovsk region, but also in the entire Russian Federation.
Keywords: physical education, leadership, sports leader.
sports, regional project, Sverdlovsk region,
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
Введение. Одной из приоритетных задач развития, стоящих перед отраслью физической культуры и спорта в настоящее время, является решение проблемы увеличения численности населения, ведущего здоровый образ жизни и систематически занимающегося физической культурой и спортом. В соответствии с Указом Президента России от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» доля населения, систематически за-
нимающегося физической культурой и спортом, к 2024 г. должна составить 55 % [3]. Цели и задачи, обозначенные в Указе Президента, становятся определяющими при разработке федеральных и региональных проектов, направленных на социально-экономическое развитие страны в целом и отдельных регионов в частности. Так, региональный проект «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности
98
http://www.teoriya.ru
№5 • 2020 Май | May
населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва» («Спорт - норма жизни»), реализуемый в рамках национального проекта «Демография», содержит три целевых показателя, позволяющих оценить степень вовлеченности населения в занятия физической культурой. Дифференциация целевого показателя на основании возрастных характеристик становится определяющей в поиске и выработке механизмов решения поставленных задач.
Цель исследования - научно обосновать инновационный проект «Спорт-лидер» как фактор развития отрасли физической культуры и спорта на региональном уровне.
Методика и организация исследования. Основанием для инициирования проекта стало включение Свердловской области в число экспериментальных площадок, обеспечивающих вовлечение «фокус-групп» в систематические занятия физической культурой и спортом в рамках федерального проекта «Спорт - норма жизни» [2]. Такой фокус-группой для Свердловской области является «Спорт в школу».
Результаты исследования и их обсуждение. Проект «Спорт-лидер» направлен на решение следующих задач:
1) организационное и методическое сопровождение создания условий в образовательной организации для обучения детей самостоятельной организации занятий физической культурой и спортом в том числе через подготовку к выполнению нормативов комплекса ГТО и привлечения к ним членов своих семей;
2) создание в каждой школе «актива» среди обучающихся, обладающих организаторскими способностями и лидерскими качествами, проявляемыми в различных направлениях образовательной и спортивно-оздоровительной деятельности; 3) разработка и реализация механизма взаимодействия образовательной организации с центрами тестирования комплекса ГТО для обучения «актива» школы самостоятельной организации занятий физической культурой и спортом.
Субъектами проекта «Спорт-лидер» выступают: 1) координатор проекта - организация, осуществляющая методическое, организационное, информационное сопровождение реализации проекта; 2) организации, осуществляющие подготовку спортивного актива (спортивные школы, центры тестирования комплекса ГТО, общеобразовательные и физкультурно-спортивные организации);
3) обучающиеся.
Итогом освоения обучающимся программы подготовки в рамках данного проекта должно стать воспитание спорт-лидера, под которым нами понимается обучающийся, обладающий организаторскими способностями и лидерскими качествами, проявляемыми в различных направлениях образовательной и спортивно-оздоровительной деятельности.
Данный проект предполагает обучение «актива» и координацию его деятельности по самостоятельной организации занятий физической культурой и спортом. Для последнего в данном проекте предлагается использование системы наставничества.
В рамках реализации данного проекта у обучающихся формируются компетенции, позволяющие вовлекать членов семей и сверстников в организацию спортивно-массовых мероприятий и мотивировать к участию в них, привлекать население к занятиям физической культурой и спортом.
Наиболее оправданным и перспективным при реализации проекта представляется использование метода наставничества [1]: наставник не только передает опыт, но и выстраивает индивидуальную траекторию развития спорт-лидера.
Подготовка спорт-лидера включает в себя несколько этапов:
1. Отбор обучающихся на основании имеющихся предрас-
положенностей к лидерству, проявляющих активный интерес к спорту.
2. Подготовка спорт-лидеров (программа семи уровней).
3. Деятельность спорт-лидера по поиску и привлечению сверстников к участию в спортивно-массовых мероприятиях либо привлечению населения к занятиям физической культурой и спортом.
Программа 7 уровней подготовки спорт-лидера предполагает ступенчатое развитие у обучающегося лидерских качеств и, как следствие, постепенное расширение аудитории, охватываемой воздействием лидера: от самоорганизации на первом уровне к участию в организации мероприятий муниципального уровня на седьмом. В рамках данного проекта предполагается реализация двух образовательных программ: для обучающихся и для наставников. Образовательная программа для обучающихся предполагает освоение следующих теоретических модулей: теория физической культуры и спорта, психология лидерства, риторика и культура речи, проектный менеджмент, методика проведения занятий по физической культуре. Образовательная программа для наставников включает в себя изучение современных подходов в методике обучения физической культуре, психолого-педагогического сопровождения спорт-лидеров, оперативного менеджмента, развитие коммуникативных навыков. Результатом реализации данного проекта должно стать увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни и систематически занимающихся физической культурой и спортом, профилактика деструктивного поведения подростков, укрепление института семьи и популяризация семейных ценностей, расширение возможностей использования активных форм досуга для населения.
Вывод. Несмотря на то что данный проект инициирован в рамках решения задач развития отрасли физической культуры и спорта, потенциал, заложенный в его основе, позволяет решать целый комплекс социальных задач.
Литература
1. Дудина Е.А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура / Е.А. Дудина // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - Т.7. - № 5. - С.25-36.
2. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 01 марта 2019 года №175 «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации - экспериментальных площадок, обеспечивающих вовлечение «фокус-групп» в систематические занятия физической культурой и спортом в рамках федерального проекта «Спорт - норма жизни» (электронный ресурс) URL: http:// minsport.midural.ru/tmp_file/file_5cee1d39108bb.pdf
3. Указ Президента России от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (электронный ресурс) URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/57425
References
1. Dudina E.A. Nastavnichestvo kak osoby vid pedagogicheskoy deyatel-nosti: sushchnostnye kharakteristiki i struktura [Mentoring as special type of teaching activity: essential characteristics and structure]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta. 2017. v.7. no. 5. pp.25-36.
2. Prikaz Ministerstva sporta Rossiyskoy Federatsii ot 01 marta 2019 goda #175 «Ob utverzhdenii perechnya sub'ektov Rossiyskoy Fed-eratsii - eksperimentalnykh ploshchadok, obespechivayushchikh vovlechenie «fokus-grupp» v sistematicheskie zanyatiya fizicheskoy kulturoy i sportom v ramkakh federalnogo proekta «Sport - norma zhizni» [Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation dated March 01, 2019 No. 175 "On approval of the list of constituent entities of the Russian Federation - experimental sites that ensure the involvement of focus groups in systematic physical education and sports in the framework of the federal project" Sport as standard of living "[electronic resource] Available at: http://minsport.midural.ru/ tmp_file/file_5cee1d39108bb.pdf
3. Ukaz Prezidenta Rossii ot 7.05.2018 # 204 «O natsionalnykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda» [Decree of the President of Russia dated May 7, 2018 No. 204 "On National Goals and Strategic Tasks of the Development of the Russian Federation for the Period until 2024"] [electronic resource] Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/57425
№ 5 • 2020 Май | May
http://www.teoriya.ru