Научная статья на тему 'Реализация дисциплин по физической культуре и спорту в условиях учреждений высшего образования'

Реализация дисциплин по физической культуре и спорту в условиях учреждений высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / DISCIPLINES RELATED TO PHYSICAL EDUCATION AND SPORT / FSES 3+ / COMPETENCY TO DEVELOP PHYSICAL EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / ФГОС 3+ / ГОТОВНОСТЬ К РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрющенко Л.Б., Белецкий С.В., Внукова Е.Ю., Точигин М.Ю.

В статье представлен опыт реализации ФГОС3+ по дисциплинам физической культуры и спорта (направление 38.03.01 «Экономика») в период модернизации высшего образования (объединение и присоединение вузов). Изложенные в статье принципы организации учебного процесса по дисциплинам физической культуры и спорта позволили получить положительные результаты. Во-первых, полностью реализуется ФГОС3+; во-вторых, сняты рассогласования при планировании учебного процесса, распределении студентов и преподавателей по спортивным объектам, определены квоты в залах для самостоятельных занятий; в-третьих, у студентов всех курсов сформирована позитивная мотивация к урочным и внеурочным занятиям, к участию в соревнованиях, тестированиям и научно-исследовательской деятельности; в-четвертых, от модуля к модулю улучшаются показатели тестирования знаний (в 2015/2016 учебном году порог успешного освоения знаний прошли более 80,0% студентов); в-пятых, до 94,0% увеличилось количество студентов, имеющих оценки «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно», что свидетельствует о достаточно высоких показателях сформированной ОК-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрющенко Л.Б., Белецкий С.В., Внукова Е.Ю., Точигин М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация дисциплин по физической культуре и спорту в условиях учреждений высшего образования»

реализация дисциплин по физической культуре и спорту в условиях учреждений высшего образования

УДК/UDC 796.011

Информация для связи с автором: andryushenko-lil@mail.ru

Поступила в редакцию 16.06.2016 г.

Доктор педагогических наук, профессор Л.Б. Андрющенко1 Кандидат педагогических наук, доцент С.В. Белецкий1 Е.Ю. Внукова1 М.Ю. Точигин1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS DISCIPLINES IMPLEMENTATION WITHIN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Professor, Dr.Hab. L.B. Andryushchenko1

Associate Professor, PhD S.V. Beletsky1 E.Yu. Vnukova1 M.Yu Tochigin1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Аннотация

В статье представлен опыт реализации ФГОС3+ по дисциплинам физической культуры и спорта (направление 38.03.01 - «Экономика») в период модернизации высшего образования (объединение и присоединение вузов). Изложенные в статье принципы организации учебного процесса по дисциплинам физической культуры и спорта позволили получить положительные результаты. Во-первых, полностью реализуется ФГОС3+; во-вторых, сняты рассогласования при планировании учебного процесса, распределении студентов и преподавателей по спортивным объектам, определены квоты в залах для самостоятельных занятий; в-третьих, у студентов всех курсов сформирована позитивная мотивация к урочным и внеурочным занятиям, к участию в соревнованиях, тестированиям и научно-исследовательской деятельности; в-четвертых, от модуля к модулю улучшаются показатели тестирования знаний (в 2015/2016 учебном году порог успешного освоения знаний прошли более 80,0% студентов); в-пятых, до 94,0% увеличилось количество студентов, имеющих оценки «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно», что свидетельствует о достаточно высоких показателях сформированной ОК-8.

Ключевые слова: высшее образование, дисциплины по физической культуре и спорту, ФГОС 3+, готовность к развитию физической культуры, компетенции.

Annotation

The article presents the experience of implementation of the Federal State Educational Standard 3+ (FSES 3+) on the disciplines related to physical culture and sports (38.03.01 -Economics) in the period of modernization of higher education (unification of universities).

The described organization of the educational process in these disciplines produced good results. First, the FSES 3+ was fully implemented; second, the discrepancies in planning of the educational process, assignment of students and teachers to sport facilities and determination of time quotas for independent training in the gyms were eliminated; third, students were motivated to engage in academic and extracurricular training and participate in competitions, tests and research activities; fourth, the results of students improved from module to module (in the 2015-2016 academic year more than 80.0% of students passed the tests successfully); fifth, the number of students with "excellent", "good" and "satisfactory" grades increased to 94.0%, indicating a sufficiently high implementation of GC-8.

Keywords: higher education, disciplines related to physical education and sport, FSES 3+, competency to develop physical education, competences.

Введение. В условиях модернизации образовательных организаций (объединение или присоединение) кафедры физического воспитания становятся самыми многочисленными по составу профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава, так как они оказывают образовательные услуги по дисциплинам физической культуры и спорта 90 % студентов, обучающихся по программам бакалавриата (1-3-й курсы) очной и очно-заочной форм обучения. В РЭУ им. Г. В. Плеханова 11 250 студентов посещают занятия по физической культуре: в основном учебном отделении - 6750 человек; специальном учебном отделении -3900 человек; спортивном учебном отделении - 600 человек. В связи с большим количеством занимающихся возникают противоречия в планировании учебных занятий, где для физической культуры отводится время «по остаточному принципу».

Цель исследования - проектирование учебного процесса по физической культуре и спорту для формирования психофизической готовности будущего специалиста в условиях реализации федерального государственного стандарта 3+.

Результаты исследования и их обсуждение. При реализации программы бакалавриата по дисциплинам физической культуры и спорта (ФГОС3+) на основании ФГОС ВО, основной образовательной программы (ООП), учебного плана (УП) по направлениям подготовки бакалавров, графика учебного процесса сформировано сводное расписание для кафедры физического воспитания, которое позволяет рационально распределить всех студентов по дням занятий (2 раза в неделю), курсам и факультетам (см. таблицу).

Сформированные по курсам потоки позволяют рационально применять образовательные технологии оздоровительной

№ 9 • 2016 Сентябрь | September

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с I-

и соревновательной направленности с учетом возрастных и тендерных особенностей студентов, организовывать лекционные (потоки по факультетам) и семинарские (по группам) занятия, учебно-тренировочные занятия (по подгруппам) по видам спорта, современным двигательным и оздоровительным системам, создать преемственное дидактическое пространство в процессе модульного обучения.

Разработаны рабочие программы дисциплин (модулей):

Физическая культура и спорт. Базовый блок. Реализуется в объеме 72 ч (2 зачетные единицы) в форме лекций (16 ч) и семинарских занятий (56 ч) на 1-м курсе (1-11 семестры). Цель базового блока - формирование у студентов знаний и методических навыков для самостоятельных занятий фит-несом и участия в соревнованиях по видам спорта. В рамках модульной технологии организации учебного процесса в каждом модуле планируется по две лекции и семь семинарских занятий. Интерактивные технологии обучения реализуются в объеме 13,0 % в форме лекций и семинарских занятий с презентациями, лекций-конференций, конкурсов рефератов и учебно-научных работ, консультирования студентов по электронной почте. Методический материал на электронных носителях выложен в электронной базе университета: лекции-презентации, вопросы для тестирования, направления и темы докладов на студенческую научную конференцию, видеоролики мастер-классов. Формой контроля освоения дисциплины (модуля) считается «зачет», который проставляется в зачетной книжке студента в каждом семестре.

Физическая культура и спорт. Элективные дисциплины по видам спорта, современным двигательным и оздоровительным системам. Реализуются в объеме 328 ч в форме практических (учебно-тренировочных) и контрольных занятий (тестирование по общей физической подготовленности и др.) на трех курсах обучения (I—IV семестры). Цель изучения элективных дисциплин — формирование у студентов умений, навыков занятий и участия в соревнованиях по различным

Фрагмент расписания по дисциплинам физической культуры и спорта для студентов основного и специального учебных отделений

\Факультеты Дни и время занятий \ ФФ ФМЭСИ ГРТСИ ФЭП ФМе ФМа МШБ и МЭ ФПБ ФЭТТ

8.3010.00 1/5 1/12 1/3

нг ле ш т Ч 1-ее 10.1011.40 2/4 2/13 2/3

11.5013.20 2/6 2/12 3/4

О 1= 14.0015.30 3/7 3/12

15.4017.10 3/6 3/10

8.3010.00 1/10 1/12 1/9

10.1011.40 2/5 2/6 2/9

ка ^ и рн от 11.5013.20 2/5 2/6 3/12

тя СО 1= 14.0015.30 3/7 3/12 4/5

15.4017.10 3/7 3/12

Примечание. Символы, например 1/5, означают курс и количество групп.

видам спорта и направлениям фитнеса, гармоничного функционального развития, высокого уровня физической подготовленности, профессионально важных индивидуально-психических и социально-психологических качеств личности. В 12 модулей (4 модуля в год) включены 12—14 занятий. Формой контроля освоения модулей считается «зачет», который проставляется в зачетной книжке студента в каждом семестре. Элективные дисциплины для студентов очно-заочной формы обучения реализуются по их желанию в свободное от работы время на учебно-спортивной базе вуза. Студенты посещают спортивные залы, бассейн, участвуют в соревнованиях, научных конференциях, в волонтерском движении университета, проходят тестирование по физической подготовке. Таким образом, совокупная аудиторная нагрузка по дисциплинам (модулям) физической культуры и спорта составляет 400 академических часов для всех направлений подготовки бакалавриата при очной и очно-заочной формах обучения.

Образовательные технологии подбирались с учетом развития профессионально важных качеств личности: внимания, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости, дисциплинированности, высокого уровня психической работоспособности, устойчивости к стресс-факторам профессиональной деятельности, умения эффективно работать индивидуально, в коллективе, высокого уровня коммуникативных способностей, мобильности, переключения с одного вида деятельности на другой. Спортивные технологии построены на принципах соревновательной деятельности и подготовки к ней, виды спорта студенты выбирали самостоятельно. Оздоровительные технологии, современные двигательные и оздоровительные системы применяются преимущественно для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма и органов зрения (комбинированные оздоровительные программы (стретчинг, калланетика, бодифлекс (bodyflex), аквааэробика, оздоровительное плавание и игровые виды спорта).

Специфика организации занятий по физической культуре предполагает дифференцированный подход по полу, уровню физической подготовленности, наличию ограничений и противопоказаний по состоянию здоровья, что предполагает численность студентов в учебной группе при занятиях физической культурой до 15 человек. Поэтому важным моментом в организации учебного процесса является формирование учебных отделений. На основании результатов врачебно-педагогического обследования и интереса студентов к конкретным видам физической культуры формируются учебные отделения: основное учебное отделение — зачисляются студенты, не имеющие или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, с достаточным уровнем физической подготовленности (результаты входного тестирования на оценку не ниже «3 балла»); специальное учебное отделение — зачисляются лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды. Студенты, на длительный срок освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий, зачисляются в специальное учебное отделение для освоения доступных им разделов учебной программы; спортивное учебное отделение — зачисляются студенты, имеющие спортивную квалификацию, опыт занятий избранным видом спорта, показавшие хорошую общую физическую и спортивно-техническую подготовленность, желающие углубленно заниматься одним из видов спорта и выступать в соревнованиях различного уровня. Перевод студентов из одного учебного отделения в другое осуществляется по результатам медицинского обследования в любое время учебного года.

Обязательными условиями, обеспечивающими эффективную реализацию дисциплин по физической культуре

http://www.teoriya.ru

№ 9 • 2016 Сентябрь | September

и спорту, являются: высококвалифицированные кадры: заведующий кафедрой и профессорско-преподавательский состав кафедры физического воспитания, сформированный из специалистов с высшим профессиональным образованием в сфере физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры; система комплексного контроля (врачебной контроль - обязательное медицинское обследование студентов на каждом курсе: углубленный диспансерный осмотр студентов 1-го курса; ежегодный диспансерный осмотр всех студентов со 2-го курса и старше; периодические диспансерные осмотры после перенесенных заболеваний): педагогический контроль - тестирование знаний, развития основных двигательных качеств и сформированных компетенций; самоконтроль функционального состояния на основе популярных инновационных технологий в спорте - Naik running, Endomondo Sports Tracker, ABS Workout, Runtastic, Йога+ и др.); учебно-спортивная база (собственная и арендованная) - бассейн, бильярдный клуб, бойцовский зал, тренажерный зал, зал ОФП, фитнес-студия; дополнительно арендуются игровые залы для баскетбола, волейбола, футбольное поле, ледовый дворец (площадка для хоккея).

Выводы. Вышеизложенная организация учебного процесса по дисциплинам физической культуры и спорта позволила получить положительные результаты:

• устранены рассогласования при планировании учебного процесса, распределении студентов и преподавателей по спортивным объектам, определены квоты в залах для самостоятельных занятий;

• у студентов всех курсов сформирована позитивная мотивация к урочным и внеурочным занятиям, к участию в соревнованиях, тестированиям и научно-исследовательской деятельности;

• от модуля к модулю улучшаются показатели тестирования знаний (в 2015/2016 учебном году порог успешного освоения знаний прошли более 80,0 % студентов). Концепция легла в основу п.5 "Физическая культура и

спорт в образовательной организации" Методических рекомендаций по развитию студенческого спорта Министерства образования и науки РФ и Министерства спорта РФ от 29.06.2016 года.

Литература

1. Аверясова Ю.О. Формирование пространства физической культуры в системе профессиональной подготовки студентов: монография / Ю.О. Аверясова, Л.Б. Андрющенко, Т.Д. Алиев. - М.: Изд-во ТР-принт, 2015. - 170 с.

2. Андрющенко О.Н. Ценностное отношение студентов к соревновательному компоненту профессионального образования / О.Н. Андрющенко / Матер. междунар. науч.-практ. конф.. г. Волжский, 17-18 апреля 2008 года: «Физическая культура и спорт в XX веке». - Вып. IV. - Волжский, 2008. - С. 8-12.

3. Вялкина Т.Г. Методика физического воспитания студенток вузов на основе дифференцированного применения комплексов средств психорегуляции, дыхательной и ритмической гимнастики: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Г. Вялкина. - Волгоград: ВНИИФК, 2002. - 24 с.

4. Кондраков Г.Б. Релевантность педагогических задач интеллектуальной активности студентов в процессе физического воспитания в вузе / Г.Б. Кондраков, М.В. Алаев // Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей вузов: Матер. XII междунар. очно-заочной науч.-практ. конф., 3 апреля 2014 года, г. Москва / Под ред. А.В. Карасева, В.А. Собины. - М.: ИНЭП, 2014. - 423 с.

5. Кондраков Г.Б. Совершенствование образовательной составляющей занятий фитнесом / Г.Б. Кондраков, Т.Н. Шутова, О.В. Везеницин // Матер. XVIII региональной студ. науч.-практ. конф. с междунар. участием факультета психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «ОмГПУ». - Омск: Издатель-Полиграфист, 2015. - С. 96-100.

6. Лубышева Л.И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов: автореф.

дис. ... докт. пед. наук / Л.И. Лубышева. - М.: ГЦОЛИФК. - 1992.

7. Лукьяненко А.Г. Оздоровительный фитнес в системе физического воспитания учащихся колледжа: автореф. дис. ... канд. пед.. наук / А.Г. Лукьяненко. - Ейск: ВНИИФК, 2002. - 24 с.

8. Орлан И.В. Методика физического воспитания студентов основного отделения вузов на основе спортивно ориентированной проблемно-модульной технологии обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.В. Орлан. - Волгоград: ВГАФК, 2002. - 24 с.

9. Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура: учебник для вузов / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. - Минск: Тесей, 2003. -521 с.

10. Цуцаева М.В. Организация комплексного контроля за уровнем физкультурного образования студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.В. Цупаева. - Волгоград: ВНИИФК, 2004. - 24 с.

11. Шутова Т.Н. Формирование основ физической культуры личности у младших школьников в процессе валеологического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Н. Шутова. - Челябинск: Челябинск, 2003. - 24 с.

3.

4.

References

Averyasova J.O. Formirovanie prostranstva fizicheskoy kulturyi v sisteme professionalnoy podgotovki studentov: monografiya (Formation of physical education space in university vocational training system: monograph) / J.O. Averyasova, L.B. Andryushchenko, T.D. Aliev. -Moscow: TR-print, 2015. - 170 p.

Andryushchenko O.N. Tsennostnoe otnoshenie studentov k sorevnovatelnomukomponentu professionalnogo obrazovaniya(Value attitude of students to competitive aspect of vocational education) / O.N. Andryushchenko / Mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Fizicheskaya kul'tura i sport v XX veke» (Proc. Intern. res.-practical conf. "Physical Culture and Sports in XX century") Volzhsky, 17-18 April, 17-18 2008. - Is. IV. - Volzhsky, 2008. - P. 8-12. Vyalkina T.G. Metodika fizicheskogo vospitaniya studentok vuzov na osnove differentsirovannogo primeneniya kompleksov sredstv psihoregulyatsii, dyihatelnoy i ritmicheskoy gimnastiki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk (Methods of physical training of female university students based on differentiated application of psychoregulation complexes, respiratory and rhythmic gymnastics: Abstract of PhD thesis) / T.G. Vyalkina. - Volgograd: VNIIFK, 2002. - 24 p. Kondrakov G.B. Relevantnost' pedagogicheskih zadach intellektualnoy aktivnosti studentov v protsesse fizicheskogo vospitaniya v vuze (Relevance of pedagogical problems of intellectual activity of students in university physical education) / G.B. Kondrakov, M.V. Alaev // Zdorovy obraz zhizni i fizicheskoe vospitanie studentov i slushateley vuzov: Mater. HII mezhdunar. ochno-zaochnoy nauch.-prakt. konf. (Healthy lifestyle and physical education of university students and trainees: Proc. XII Intern. part-time res.-practical conf., April 3, 2014, Moscow / Ed. .by AV. Karasev, V.A. Sobina. - Moscow: INEP, 2014. - 423 p.

5. Kondrakov G.B. Sovershenstvovanie obrazovatelnoy sostavlyayuschey zanyatiy fitnesom (Educational component of fitness classes: ways of improvement) / G.B. Kondrakov, T.N. Shutova, O.V. Vezenitsyn // Mater. XVIII regionalnoy stud. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem fakulteta psihologii i pedagogiki FGBOU VPO «OmGPU» (Proc. XVIII regional student res.-practical conf. with int. participation of the Faculty of Psychology and Pedagogics OSPU). - Omsk: Izdatel'-Poligrafist, 2015. - P. 96-100.

6. Lubysheva L.I. Teoretiko-metodologicheskie i organizatsionnyie osnovyi formirovaniya fizicheskoy kulturyi studentov: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk (Theoretical, methodological and organizational grounds of formation of students' physical culture: Abstract of doctoral thesis (Hab.) / L.I. Lubysheva. - Moscow: GTsOLIFK. - 1992.

7. Lukiyanenko A.G. Ozdorovitelnyiy fitnes v sisteme fizicheskogo vospitaniya uchaschihsya kolledzha: avtoref. dis. ... kand. ped..nauk (Fitness in college physical education system: Abstract of PhD thesis) / A.G. Lukiyanenko. - Eysk: ARSRIPC (VNIIFK), 2002. - 24 p.

8. Orlan I.V. Metodika fizicheskogo vospitaniya studentov osnovnogo otdeleniya vuzov na osnove sportivno orientirovannoy problemno-modulnoy tehnologii obucheniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk (Technique of physical training of students of main branch of higher schools based on sports-centered problem-modular training technology: Abstract of PhD thesis ) / I.V. Orlan. - Volgograd: VGAFK, 2002. - 24 p.

9. Furmanov A.G. Ozdorovitelnaya fizicheskaya kultura: uchebnik dlya vuzov (Recreational Physical Education: textbook for universities) / A.G. Furmanov, M.B. Yuspa. - Minsk: Tesey, 2003. - 521 p.

10. Tsutsaeva M.V. Organizatsiya kompleksnogo kontrolya za urovnem fizkulturnogo obrazovaniya studentov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk (Organization of complex monitoring of level of university physical education: Abstract of PhD thesis) / M.V. Tsupaeva. - Volgograd: ARSRIPC (VNIIFK), 2004. - 24 p.

Shutova T.N. Formirovanie osnov fizicheskoy kulturyi lichnosti u mladshih shkolnikov v protsesse valeologicheskogo obrazovaniya: avtoref. dis. . kand. ped. nauk (Formation of bases of personal physical culture in primary pupils within valeological education: Abstract of PhD thesis) / T.N. Shutova. - Chelyabinsk, 2003. - 24 p.

11

№ 9 • 2016 Сентябрь | September

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.