влияние физических упражнении различном интенсивности на психоэмоциональное состояние
женщин в возрасте 35-45 лет
УДК/UDC 371.78
Поступила в редакцию 25.05.2021 г.
Кандидат биологических наук С.В. Шабашева1 Кандидат педагогических наук Н.В. Минникаева1
кемеровский Государственный университет, Кемерово
CONTROLLED-INTENSITY PHYSICAL TRAINING MODEL FOR 35-45-YEAR-OLD WOMEN: PSYCHOEMOTIONAL HEALTH BENEFITS
PhD S.V. Shabasheva1 PhD N.V. Minnikaeva1
1 Kemerovo State University, Kemerovo
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - определить влияние физических упражнений различной интенсивности на психоэмоциональное состояние женщин 35-45 лет. Методика и организация исследования. В работе принимали участие 10 женщин, занимающихся оздоровительной гимнастикой. Было проведено 15 тренировок различной интенсивности, всего 300 измерений. Оценку психоэмоционального статуса женщин проводили с использованием модифицированного восьмицветного теста Люшера.
Результаты исследования и выводы. Показано, что рационально спланированные занятия оздоровительной гимнастикой, сочетающие упражнения различной интенсивности и направленности, соответствующие уровню подготовленности и интересам женщин, не только снижают психоэмоциональное напряжение женщин, положительно влияют на их самочувствие и настроение, но и способствуют более быстрой адаптации к физическим нагрузкам, уменьшению утомляемости, укреплению психического и соматического здоровья.
Ключевые слова: женщины, зрелый возраст, гимнастические упражнения, интенсивность, тест Люшера, психоэмоциональное состояние.
Abstract
Objective of the study was to analyze psychoemotional state benefits of the controlled-intensity physical training model for the 35-45-year-old women. Methods and structure of the study. We sampled for the study the 35-45-year-old women for a recreational gymnastics group (n=10) subject to 15 controlled-intensity trainings with around 300 psychoemotional state tests using a modified eight-color Lusher test scale.
Results and conclusion. The study data and analyses showed benefits of the recreational gymnastics practices prudently customized to the individual fitness and health needs - as verified by the group progress not only in the psychoemotional state tests, but also in the well-being, mood, physical adaptability, stress/ fatigue tolerance and somatic health.
Keywords: women, mature age, gymnastics practices, intensity, Lusher test, psychoemotional state.
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Введение. Физические упражнения способны оказывать позитивное психологическое воздействие, особенно на женщин, находящихся в состоянии стресса, психоэмоционального напряжения, депрессии и тревоги. Регулярные физические упражнения с адекватной нагрузкой помогают снять усталость и напряженность в мышцах [3, 4, 8]. Глубокое дыхание и хорошее кровообращение стимулирует лучшее снабжение мозга, органов и тканей кровью и кислородом, что способствует активизации работы и оздоровлению физиологических систем организма. Это особенно важно для психоэмоционального состояния женщин зрелого возраста, чтобы снять нервно-психическую напряженность, которые могут накапливаться вследствие недосыпа, стрессовых ситуаций, переутомления и т. д. [1, 7].
Цель исследования - определить влияние физических упражнений различной интенсивности на психоэмоциональное состояние женщин 35-45 лет.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе Дома йоги Мудра, г Кемерово, в работе принимали участие 10 женщин, занимающихся оздорови-
тельной гимнастикой. Было проведено 15 тренировок различной интенсивности, всего 300 измерений.
В первом случае в программу тренировок включали высокоинтенсивные упражнения, способствующие временному увеличению пульса до 160-170 и более ударов в мин. Тренировки средней интенсивности включали динамические переходы и силовые упражнения с эспандером - пульс 140-150 ударов в мин. При проведении тренировок низкой интенсивности использовали упражнения на растяжку, релаксационные упражнения. Пульс не превышал 100-110 ударов в мин. В конце тренировок обязательно проводили комплексы упражнений на расслабление, растяжку.
Исследование проводили при помощи модифицированного восьмицветного теста Макса Люшера, который основан на предположении, что выбор цвета отражает направленность человека на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние. Оценку психоэмоционального состояния оценивали по специальным интерпретационным таблицам [2, 5, 6].
22
http://www.teoriya.ru
№12^ 2021 Декабрь | December
Решение задачи определения преимущественной интенсивности физической нагрузки на занятиях физической культурой предполагало использование метода пульсометрии. Для этого учитывались пульсовые значения, регистрируемые в начале, середине и конце занятия.
Результаты исследования и их обсуждение. В процессе тренировок женщины демонстрировали пульс от 90 уд/мин до 180 уд/мин. По нашему мнению, для целесообразности педагогических воздействий необходимо рациональное использование физических нагрузок различной интенсивности в недельном цикле. Их планирование должно осуществляться на основе принципов теории адаптации. И прежде всего должен учитываться принцип адекватности педагогических воздействий, то есть соответствие физических нагрузок уровню морфофункционального организма, реальному состоянию физического и функционального состояния женщин.
На представленном ниже рисунке средние значения физической нагрузки имеют вариативный характер, то есть чередуются, волнообразно изменяя направленность влияния используемых средств оздоровительной гимнастики на организм занимающихся.
Анализ результатов тестирования психоэмоционального состояния женщин показал, что в большинстве случаев цветовой расклад до тренировки и после не содержит цветов, указывающих на признаки стресса и переутомления.
В целом по всем тренировкам наблюдается статистически значимое различие рангов основных и ахроматических цветов до и после тренировок: уменьшение активности синего (р<0,05), черного (р<0,01) и серого (р<0,01) цветов и увеличение активности красного (р<0,05), желтого (р<0,01), зеленого (р<0,05) цветов. Изменения в порядке выбора дополнительных цветов -уменьшение активности фиолетового и увеличение активности коричневого статистически недостоверно (р>0,05).
Следует отметить, что в основном до тренировок по степени предпочтения первые четыре позиции занимают серый, фиолетовый, синий цвета. Расположение этих цветов символизирует цели и средства, указывает, с одной стороны, на нацеленность на достижение успеха и самоутверждение, желание произвести впечатление, увлеченность, с другой стороны - чувствуется некоторая неустойчивость мотиваци-онной направленности, повышенная эмоциональная напряженность. Расположение зеленого и желтого цвета на низких позициях до тренировки может означать неудовлетворенность существующим положением дел и желанием его улучшить, повысить уверенность в себе, в своих силах.
Весьма активен серый цвет, особенно до тренировок, когда в 16,5 % случаев его располагали на первом и втором местах, что может означать сдержанность, скрытность и стремление к отгораживанию и социальной изоляции. После тренировок активность серого цвета заметно уменьшается, и он занимает в основном 5-7-ю позиции, что указывает на появление эмоциональной готовности к общению и участию в происходящем.
Кроме того, некоторые до тренировки черный цвет помещали на четвертые-пятые позиции, что может означать противодействие сложившейся ситуации, пессимистический настрой, стремление освободиться от напряженности, к ограничению контактов.
Несколько испытуемых до тренировки на последние позиции размещали основные цвета: красный, желтый и зеленый. Нахождение зеленого цвета в конце выборки указывает на то, что сила воли, жизнестойкость и способность противостоять сопротивлению находятся на пределе из-за слишком высокого напряжения.
Нахождение красного цвета на последних местах означает сдерживание раздражения, вызываемого каким-либо
воздействием, перевозбуждением, что ведет к ослаблению, раздражительности.
Желтый в конце ряда может сигнализировать о том, что вызванный разочарованием стресс из-за того, что надежды и ожидания не сбываются, привел к перевозбуждению, появлению неуверенности и настороженности.
Таким образом, приходя на тренировку, группа тестируемых имеет некоторую эмоциональную напряженность, неустойчивость, неудовлетворенность, усталость после напряженного трудового дня и в то же время они мотивированы на активные занятия физическими упражнениями, чтобы снять психическое напряжение и стрессовое состояние.
После тренировок в исследуемой группе наиболее активен красный цвет (73,3 % поставили красный на первое или второе место), особенно после тренировок высокой интенсивности. Это можно объяснить стремлением проявлять активность, жить полной жизнью; волей к победе; желанием успеха.
Следует отметить, что после тренировок низкой интенсивности на первые четыре места в основном поставили красный - зеленый - фиолетовый - желтый.
Нахождение на первом и втором месте красного и зеленого может указывать на то, что человек упорно стремится к поставленной перед собой цели и не позволяет себе никаких отклонений от намеченного пути, преодолевая все трудности, которые встают перед ним. Характерными чертами являются активное стремление к цели, высокая мотивация достижения, стремление к доминированию, целенаправленность действий, высокая самооценка, потребность в самореализации, противодействие обстоятельствам к преодолению всех трудностей, стремление к высокой оценке своей деятельности, сопротивление воздействиям внешней среды.
Фиолетовый и желтый на третьем - четвертом месте указывают на то, что все необычное, новое вызывает заинтересованность и энтузиазм.
После тренировок средней интенсивности на первых четырех местах цветового выбора располагаются следующие цвета: красный - желтый - фиолетовый - зеленый, что указывает на стремление к успеху, активной, насыщенной, полной впечатлений жизни, свободно использовать свои возможности и беспрепятственно развивать свои способности, желание новых знакомств, выраженная общительность (деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление к контактам, расширение сферы деятельности).
В то же время фиолетовый и зеленый на третьем и четвертом месте могут указывать на то, что человек считает, что требования, которые предъявляют ему, достаточно трудные, требующие слишком больших усилий.
Вывод. Таким образом, проведенные исследования группы занимающихся оздоровительной гимнастикой с использованием восьмицветного теста Люшера показали, что в результате рациональной организации тренировочного процесса с учетом распределения средней интенсивности физической нагрузки в недельном цикле, психоэмоцио-
180 160 140 120 100 80 60
и и
ЧСС в покое
пн - 1
ср -2
пт -3
сб
Средняя ЧСС во время тренировок различной направленности в режиме недельного цикла
№12 • 2021 Декабрь | December
http://www.teoriya.ru
нальное состояние занимающихся улучшается. Если до тренировок наблюдается раздражительность, напряженность и усталость, накопленная в течение рабочего дня, то после тренировок занимающиеся чувствуют удовлетворение, спокойствие и радость.
Литература
1. Беляева С.В. Развитие психического здоровья женщин средствами оздоровительно-физкультурной деятельности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / С.В. Беляева. - Ставрополь, 2004. - 165 с.
2. Люшер М. Цветовой тест Люшера / М. Люшер. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. - 190 с.
3. Минникаева Н.В. Исследование физической подготовленности, функционального и психоэмоционального состояния лиц 50- 60 лет, занимающихся фитнесом / Н.В. Минникаева, Е.А. Буданова, С.В. Шабашева // Теория и практика физ. культуры. -2019. - № 12. - С. 59-61.
4. Московченко О.Н. Оптимизация физических и тренировочных нагрузок на основе индивидуального адаптивного состояния человека: монография / О.Н. Московченко. - М.: ФЛИНТА, Наука, 2012. - 312 с.
5. Пищелко А.В. Реадаптация и ресоциализация / А.В. Пищелко, Д.В. Сочивко. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 208 с.
6. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модификация восьмицве-тового теста Люшера / Л.Н. Собчик. - Санкт-Петербург; М.: Речь, 2018. - 127 с.
7. Чирушкина А.Г. Индивидуальная программа занятий гимнастическими упражнениями с женщинами среднего возраста: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А.Г. Чирушкина. - Санкт-Петербург, 2014. - 148 с.
8. Шабашева С.В. Антропометрические, психологические показатели и параметры физической подготовленности женщин, занимающихся функциональным тренингом BestFit / С.В. Шабашева, А.В. Сапего, Н.В. Минникаева // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта. - 2016. - Т. 14. - № 1. - С. 105-107.
References
1. Belyaeva S.V. Razvitie psikhicheskogo zdorovya zhenshchin sredst-vami ozdorovitelno-fizkulturnoy deyatelnosti [Health and fitness activity to develop women's mental health] PhD: 19.00.13. Stavropol, 2004. 165 p.
2. Lyusher M. Tsvetovoy test Lyushera [Luscher color test]. Moscow: AST publ.; St. Petersburg: Sova publ., 2005. 190 p.
3. Minnikaeva N.V., Budanova E.A., Shabasheva S.V. Issledovanie fizicheskoy podgotovlennosti, funktsionalnogo i psikhoemotsional-nogo sostoyaniya lits 50-60 let, zanimayuschihsya fitnesom [Analysis of physical fitness, functional and psychological status of 50-60 year-old individuals engaged in fitness]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 12. pp. 59-61.
4. Moskovchenko O.N. Optimizatsiya fizicheskikh i trenirovochnyih nagruzok na osnove individualnogo adaptivnogo sostoyaniya che-loveka [Optimization of physical and training loads based on individual adaptive state]. Moscow: FLINTA, Nauka publ., 2012. 312 p.
5. Pishchelko A.V., Sochivko D.V. Readaptatsiya i resotsializatsiya [Re-adaptation and resocialization]. Moscow: PER SE publ., 2003. 208 c.
6. Sobchik L.N. Metod tsvetovykh vyborov. Modifikatsiya vosmitsveto-vogo testa Lyushera [Color selection method. Modification of eight-color Luscher test]. Saint-Petersburg; Moscow: Rech publ., 2018. 127 p.
7. Chirushkina A.G. Individualnaya programma zanyatiy gimnas-ticheskimi uprazhneniyami s zhenshchinami srednego vozrasta [Individual program of gymnastic exercises with middle-aged women]. PhD diss.: 13.00.04. Saint-Petersburg, 2014. 148 p.
8. Shabasheva S.V., Sapego A.V., Minnikaeva N.V. Antropometri-cheskie, psikhologicheskie pokazateli i parametry fizicheskoy pod-gotovlennosti zhenshchin, zanimayushchikhsya funktsionalnym treningom BestFit [Anthropometric, psychological indicators and parameters of physical fitness of women practicing BestFit functional training]. Problemy i perspektivy razvitiya fizicheskoy kultury i sporta. 2016. V. 14. No. 1. pp. 105-107.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
обучение сотрудников полиции приемам борьбы лежа на основе интегративного подхода
Кандидат педагогических наук, доцент Е.И. Троян1 Р.А. Муслимов1
"Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Тюмень
УДК/ШС 796.052.244
Ключевые слова: физическая подготовка, сотрудники патрульно-постовой службы полиции, боевые приемы борьбы, борьба лежа, ситуационный метод, ситуации.
Введение. В настоящее время актуализируется поиск методов обучения, позволяющих интегрировать знания, умения и навыки физической подготовки и правовых дисциплин и на этой основе моделировать ситуации профессиональной деятельности сотрудников полиции.
Цель исследования - выявление возможности и условий использования ситуационного метода для обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции применению приемов борьбы лежа.
Методика и организация исследования. Исследование было проведено в 2019-2021 г. на базе Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД. В исследовании участвовали слушатели, обучающиеся по программам профессионального обучения.
Разработанный комплекс типовых ситуаций задержания правонарушителя, в которых сотрудник в процессе единоборства с правонарушителем оказывается в положении лежа, был апробирован в рамках освоения вариативной дисциплины «Актуальные вопросы деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции». Разработанные ситуации использовались для подготовки слушателей экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп. В конце периода обучения слушателей ЭГ и КГ
TRAINING POLICE OFFICERS IN GROUNDWORK TECHNIQUES BASED ON INTEGRATIVE APPROACH
PhD, Associate Professor E.I. Troyan1 R.A. Muslimov1
1Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Tyumen
Поступила в редакцию 01.11.2021 г.
проводилось тестирование навыков и умений применения приемов борьбы лежа.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования разработан комплекс ситуаций: «Нападение на сотрудника полиции при проверке документов, удостоверяющих личность»; «Пресечение распития спиртных напитков в общественном месте»; «Нападение на сотрудника полиции с целью завладения оружием. Особенностью данных ситуаций является единоборство сотрудника с правонарушителем в положении лежа.
В конце периода обучения в результате итогового тестирования было выявлено, что в ЭГ слушатели успешно справились с ситуациями единоборства в положении лежа на 18,6% больше, чем в КГ.
Вывод. Основными условиями использования ситуационного метода являются: использование межпредметной интеграции физической, тактической подготовки и правовых дисциплин программы профессиональной подготовки; дифференциация ситуаций по уровням опасности противодействия правонарушителя; минимальный объем ситуационного обучения - 10 ч.
Литература
1. Наставление по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 1 июля 2017 г. №450 // URL: http://publication.pravo.gov.ru: 10.04.2019 г.
Информация для связи с авторами: [email protected]
24
http://www.teoriya.ru
№12^ 2021 Декабрь | December