УДК 796.4 DOI 10.14526/31_2014_31
К ВОПРОСУ О НОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА ЗАНЯТИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКОЙ С ЖЕНЩИНАМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
А.Г. Чирушкина - младший научный сотрудник Федеральное государственное учреждение «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры» Санкт-Петербург
THE QUESTION OF PHYSICAL ACTIVITY RATIONING AT THE LESSONS OF HEALTH - IMPROVING GYMNASTICS WITH MIDDLE-
AGED WOMEN
А-G. Chirushkina - scientific assistant Federal State Establishment "Saint Petersburg Scientific Research Institute of
Physical Culture" St. Petersburg
e-mail: nyska68@mail. ru
Ключевые слова: физическое состояние, двигательная подготовленность, мотивация, индивидуализация, групповые занятия, здоровье.
Аннотация: подбор и регулирование физической нагрузки на занятиях оздоровительной гимнастикой осложняется тем, что состав группы занимающихся непостоянный, недостаточно учитываются индивидуальные особенности и исходный уровень физического состояния занимающихся. Соблюдение принципа индивидуализации тренировочного процесса является необходимым условием для сохранения и укрепления здоровья женщин среднего возраста.
Методы исследования - анализ и обобщение научно-методической литературы; анкетирование; антропометрические измерения; соматоскопия; оценка физического развития; функциональная диагностика; педагогическое тестирование; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; методы математического анализа и статистики.
Материалы. С целью индивидуализации программы разработана методика проведения занятий, учитывающая исходный уровень физического состояния и мотивации. Проводилось комплексное тестирование с использованием компьютерной программы. По результатам комплексного тестирования каждой занимающейся выдавался протокол с результатами и рекомендациями по двигательному режиму для самостоятельных работ или под руководством тренера.
Результаты. Учет исходного уровня физического состояния, мотивации, целей занятий, индивидуального профиля морфофункционального состояния позволило повысить показатели физического и психоэмоционального состояния женщин среднего возраста.
Заключение. Предложенная методика занятий обеспечивает повышение работоспособности занимающихся и может быть рекомендована для использования в фитнес клубах, оздоровительных центрах для тренеров - преподавателей.
Keywords: physical fitness, motional readiness, motivation, individualization, group training, health.
Annotation. The choice and regulation of the physical activity at the lessons of health-improving gymnastics is difficult because the members of the group are not constant, individual characteristics and the initial level of physical fitness are not taken into account. In these conditions the principle of the training process individualization is important for health preservation and strengthening of middle-aged women.
Research methods: scientific - methodical literature analysis and generalization; survey; anthropomorphic measurements; somatoscopy; physical development evaluation; functional diagnostics; pedagogical testing; pedagogical observations; pedagogical experiment; methods of mathematical analysis and statistics.
Materials. In order to realize the program individualization the methodology of lessons holding was created. It takes into account the initial level of physical fitness and motivation. A complex test was held using the computer program. According to the complex test results each woman was given a report with the results and recommendations on motional regimen for independent training or with the trainer.
Results. Taking into account the initial level of physical fitness, motivation, aims of the lessons, individual profile of morphofunctional state allowed to increase the indices of physical and psychoemotional state of middle-aged women.
Conclusion. The offered methodology of lessons provides working capacity increase of those who train and can be recommended for use in fitness clubs, health-improving centers for trainers - teachers.
Introduction. The amount of fitness clubs grows. But not in all of them enough attention is paid to the questions ofphysical activity individualization and the monitoring of clients' physical fitness [1]. As the practice shows the clients should solve themselves the problems of physical fitness level determination and the intensity of physical activity, they don't receive competent professional help [4]. The choice and regulation of the physical activity at the lessons of health-improving gymnastics is difficult because the members of the group are not constant that is why the instructor can't form the training program for more or less long period of time and is guided by averaged parameters. Smirnov S.I. [3] pays attention to the fact that the instructor should not only hold a lesson but should competently improve the health of those who train. The urgency of our research work is in solving the problem of contradiction between the necessity to create the conditions for middle-aged women's health preservation and strengthening, by means ofphysical health-improving culture, and poor methodical supply of this process individualization. The effort to find the solution to this contradiction defined the problem of our research work.
. Введение. В последнее время увеличивается количество оздоровительных клубов, фитнес-клубов. Однако в этих организационных структурах недостаточно внимания уделяется вопросам индивидуализации физической нагрузки и мониторингу физического состояния клиентов [1]. Как показывает практика, в вопросах определения уровня своего физического состояния, объема и интенсивности физической нагрузки занимающиеся предоставлены сами себе и не получают компетентного профессионального сопровождения [4]. Подбор и регулирование физической нагрузки на занятиях оздоровительной гимнастикой осложняется тем, что состав группы занимающихся непостоянный, поэтому инструктор не имеет возможности выстроить программу тренировки на более или менее длительный срок и при определении содержания занятия ориентируется на некие усредненные параметры. Смирнов С.И. [3] обращает внимание на то, что инструктор должен не только проводить занятия, но и грамотно и целенаправленно оздоравливать организм занимающихся. Актуальность нашего исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью создания условий для сохранения и укрепления здоровья женщин среднего возраста, в том
числе средствами оздоровительной физической культуры, и недостаточным методическим обеспечением индивидуализации данного процесса. Попытка найти пути разрешения этого противоречия и определила проблему нашего исследования.
Методы исследования - анализ и обобщение научно-методической литературы; анкетирование; антропометрические измерения; соматоскопия; оценка физического развития; функциональная диагностика; педагогическое тестирование; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; методы математического анализа и статистики.
Организация исследования - исследование проводилось с ноября 2004г. по апрель 2010 г. на базе колледжа шейпинга, фитнес залов, детской городской поликлиники г. Санкт-Петербурга N 14. С целью выявления потребностей и мотивации к занятиям оздоровительной гимнастикой проведено анкетирование 160 женщин от 35 до 55 лет. Для определения исходного уровня морфофункционального состояния и двигательной подготовленности было проведено первичное тестирование 80 женщин с использованием компьютерной программы, разработанной в СПбНИИФК. Эта программа предназначена для проведения массовых обследований с целью определения уровня физического развития, двигательной подготовленности и формирования индивидуальных рекомендаций для самостоятельных и групповых занятий физическими упражнениями [2,5]. Тестирование проведено по 30 показателям. Стаж занятий у тестируемых - более 2 лет. Проведено 210 занятий оздоровительной гимнастикой 2 раза в неделю продолжительностью 60 минут.
Результаты и их обсуждения. Анализ научно-методической литературы показал, что существующая практика занятий оздоровительной гимнастикой для женщин направлена на коррекцию телосложения и повышение физической работоспособности. Установлено, что в предлагаемых системах гимнастических упражнений недостаточно учитываются индивидуальные особенности занимающихся и исходный уровень физического состояния. Поэтому при разработке экспериментальной методики занятий оздоровительной гимнастикой с женщинами среднего возраста мы руководствовались, прежде всего, тем, что применяемые средства и методы занятий должны быть адекватными возможностям занимающихся. При этом необходимо учитывать исходный уровень физического, функционального состояния, двигательной подготовленности, нервно-психического напряжения и мотивацию к занятиям. На основании изучения опыта построения программ и строгой последовательности педагогических приемов для достижения поставленной цели, нами была разработана методика проведения занятий с целью индивидуализации программы.
Особенностью предлагаемой методики является:
- проведение анкетирования, на основании которого оцениваются основные приоритеты и цели при занятиях, необходимые при составлении индивидуальной программы тренировки;
- проведение тестирования, по результатам которого определяется исходный уровень двигательной подготовленности и производится оценка нервно-психического состояния, типа телосложения и состава тела по методике Майе§ка, определяются проблемные зоны;
- дается оценка уровня физического развития, функционального состояния, двигательной подготовленности, нервно-психического напряжения;
- определяется индивидуальный профиль морфофункционального состояния на основании результатов тестирования и антропометрических измерений; определяется режим занятий (продолжительность и количество занятий в неделю, энерготраты, интенсивность нагрузки по ЧСС);
- составляется индивидуальная программа, в зависимости от мотивации добавляются средства направленные на решение поставленных задач;
- с помощью введения в подготовительную, основную и заключительную части занятий дополнительных упражнений и специальных приемов повышается эффективность тренировочного воздействия; регулирование нагрузки осуществляется на протяжении занятия;
- проводятся повторные тестирования через 2-3 месяца занятий с целью коррекции программы тренировки.
По результатам комплексного тестирования каждой занимающейся выдавался протокол с результатами и рекомендациями по двигательному режиму для самостоятельных занятий или под руководством тренера. Работа в группе предполагает индивидуальный подход с учетом полученных рекомендаций при составлении программы тренировки. Способ выполнения упражнений: поточный.
В ходе анкетирования была выявлена направленность занятий гимнастическими упражнениями - коррекция телосложения и улучшение функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем, психоэмоционального напряжения, повышение физической работоспособности.
В зависимости от целей занятий по результатам анкетирования женщины среднего возраста условно были разделены на 2 возрастные подгруппы, в соответствии с возрастной классификацией.
По результатам тестирования и анкетирования были созданы 2 экспериментальные группы и 2 контрольные: в 1-й подгруппе (35-44 года), занятия направлены на снижение уровня психоэмоционального напряжения, коррекцию телосложения и осанки; во 2-й подгруппе (45-54 лет) - на улучшение функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем и повышения работоспособности. Было установлено, что экспериментальные и контрольные группы двух подгрупп были одинаковы по показателям морфофункционального состояния.
По результатам тестирования строился индивидуальный профиль двигательной подготовленности и морфофункционального состояния. Это позволило выйти на формирование индивидуальной программы: определение режима занятий - интенсивность нагрузки по ЧСС; продолжительность, количество занятий в неделю и энерготратам; с включением дополнительных средств в подготовительную, основную и заключительную части занятий.
Каждой занимающейся выдавали протокол с результатами тестирования и рекомендациями по двигательному режиму: интенсивность нагрузки, продолжительность и кратность занятий для самостоятельных занятий или занятий под руководством тренера. По истечении 1,5 -2 месяцев занятий проводили повторное тестирование с целью коррекции тренировочной программы.
В качестве средств применялись программы по аэробике и шейпингу. В контрольных группах женщины занимались шейпингом по обычной программе, а в экспериментальных группах - по предлагаемой методике. Для всех занимающихся были созданы одинаковые требования и условия для занятий, наблюдений и тестирования.
Регулирование нагрузки проводилось индивидуально в соответствии с показателями силовой выносливости основных групп мышц, с учетом физического состояния занимающихся и поставленных задач. Все занимающиеся были разделены по трем уровням физической подготовленности: низкий, средний и высокий. Во время занятий осуществлялся врачебно-педагогический контроль.
На всех этапах эксперимента проводили анализ физического состояния занимающихся оздоровительной гимнастикой с использованием компьютерной системы тестирования. На завершающем этапе работы было проведено сравнение результатов исследований в двух подгруппах и сделаны выводы об их эффективности и возможности внедрения в практику.
В результате основного педагогического эксперимента (210 занятий продолжительностью по 60 минут каждое) произошли достоверные изменения.
В подгруппе 1, основная задача которой состояла в улучшении психоэмоционального состояния и коррекции телосложения, произошли достоверные положительные изменения
в показателях вегетативного коэффициента, мышечной выносливости, гибкости, координации, ЧСС в ортопробе, пробе Штанге, индексе функциональных изменений, аэробной выносливости, быстроте, общем уровне физической подготовленности, оценке физического здоровья (по Апанасенко). В показателях ситуативной и личностной тревожности по Спилбергу-Ханину произошли изменения, однако они не достоверны.
На рисунке 1 представлена динамика показателей психоэмоционального состояния экспериментальной группы по АТ-норме, вегетативному коэффициенту (по цветовому тесту Люшера) и самооценке здоровья (по Войтенко). В экспериментальной группе произошли положительные изменения во всех показателях. В контрольной группе произошли положительные изменения в показателях субъективной оценки здоровья.
5
5
S 4
^ о
3
л
»о 2 1 0
4,6
4,5
АТ-норма Вегетативный коэффициент Субъективная оценка
здоровья
■ до эксперимента ■ после эксперимента
Рис. 1. Динамика показателей оценки психоэмоционального состояния женщин 35-44 лет
экспериментальной группы В подгруппе 2 (45 - 55 лет), ориентированной на улучшение функционального состояния сердечнососудистой, дыхательной систем и повышения работоспособности, произошли достоверные изменения в показателях: ЧСС покоя, аутогенной нормы (по Люшеру), мышечной выносливости, координации, уровня физической подготовленности, оценке физического здоровья. В остальных показателях также произошли положительные изменения, однако различия их не достоверны.
На рисунке 2 представлена оценка физического здоровья женщин 45-55 лет экспериментальной подгруппы 2. В понятие физическое здоровье по Апанасенко входят показатели: индекс Кетле; силовой, жизненный индекс, аэробная выносливость, двойное произведение (индекс Робинсона).
контрольная группа экспериментальная группа
до ■ после
Рис. 2. Оценка физического здоровья по Апанасенко женщин 45-55 лет
экспериментальной группы
Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что учет исходного уровня физического состояния, мотивации, целей занятий, индивидуального профиля морфофункционального состояния позволило определить методику занятий и уточнить его содержание. Все это позволило повысить показатели физического и психоэмоционального состояния женщин среднего возраста. Продуманный подбор упражнений и включение в тренировочный процесс апробированных дополнительных средств обеспечивает повышение работоспособности занимающихся. Предложенная методика занятий может быть рекомендована для использования в фитнес клубах, группах здоровья, оздоровительных центрах для тренеров-преподавателей.
Литература
1. Лихачев, О.Е. Мотивы занятий оздоровительной физической культурой женщин 35-45 лет / Олег Евграфович Лихачев, Ирина Михайловна Лавриненко ; Смоленская гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 56-59.
2. Особенности мониторинга физического состояния населения / Д.Н. Гаврилов, А.В. Комков, А.В. Малинин, Е.Е. Романова, М.А. Савенко // Теория и практика физической культуры. - 2006.- N 3.- С. 6062.
3. Смирнов С.И. Организационно-педагогические факторы управления фитнес-услуг: дис. ... канд. пед. наук / С.И.Смирнов. -СПб., 2013. - 188с. : ил.
4. Соболева Н.Ю. Определение популярности видов оздоровительной аэробики в фитнес-клубах Санкт-Петербурга / Н.Ю. Соболева, М.В. Дядичева // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Физическая активность подрастающего поколения и взрослого населения России: вовлечение в физкультурно-спортивную деятельность». - Санкт-Петербург, 2010. - С. 98-100.
5. Фомина, О.Г. Индивидуальные особенности занятий физическими упражнениями в воде с женщинами разных возрастных групп : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.Г. Фомина. - Санкт-Петербург, 2009. - 27 с.
Bibliography
1. Likhachev, O.E. The motives of attending the lessons of health-improving physical culture by the women of 35-45/ Oleg Efgrafovich Likhachev, Irene Mikhailovna Lavrinenko; Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism // Scientific notes of P.F. Lesgaft University. - 2008. - № 11 (45). - P. 56-59.
2. The peculiarities of physical state monitoring of population / D.N. Gavrilov, A.V. Komkov, A.V.Malinin, E.E. Romanova, M.A. Savenko // Theory and practice of physical culture. - 2006.- N 3.- P. 60-62.
3. Smirnov, S.I. Organizational - pedagogical factors of fitness services control: thesis of the candidate of pedagogics / S.I. Smirnov. - Saint Petersburg, 2013. - 188p. : illustrated.
4. Soboleva, N.Y. The determination of popular kinds of health-improving aerobics in fitness clubs of Saint Petersburg / N.Y. Soboleva, M.V. Dyadicheva // The collection of materials from All-Russian scientific-practical conference "Physical activity of the next generation and adults in Russia: involving in physical - sports activity". - Saint Petersburg, 2010. - P. 98-100.
5. Fomina, OG. Individual peculiarities of physical exercises fulfillment in water with the women of different age groups: abstaract from the thesis of the candidate of pedagogics / O.G. Fomina. - Saint Petersburg, 2009. - 27 p.
Статья поступила в редакцию: 22.01.2014 г.