Научная статья на тему 'Структура и содержание методики комплексирования разных программ фитнеса на базовом этапе занятий для женщин 30-40 лет'

Структура и содержание методики комплексирования разных программ фитнеса на базовом этапе занятий для женщин 30-40 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
690
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММЫ ФИТНЕСА / КОМПЛЕКСИРОВАНИЕ / МЕТОДИКА / ЖЕНЩИНЫ 30-40 ЛЕТ / FITNESS PROGRAMS / COMPLEXATION / METHODOLOGY / 30-40 YEAR-OLD WOMEN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Перевалина Е.А., Шестаков М.М., Аникиенко Ж.Г.

В статье показано, что в современном обществе двигательный режим женщин 30-40 лет характеризуется недостаточной физической активностью, следствием чего являются: избыточный вес, ожирение, низкая общая работоспособность, выносливость, различные заболевания сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, нарушение обменных процессов. Известно, что изменить эту проблемную ситуацию может использование арсенала средств и методов физической культуры, которые максимально соответствуют потребностям, особенностям и предпочтениям данного контингента. В составе современных средств оздоровительной тренировки специалисты выделяют фитнес-программы, которые наиболее популярны среди женщин этого возраста. Вместе с тем все эти программы фитнеса имеют узконаправленное действие на занимающихся и не могут обеспечить всестороннего оздоровительного воздействия, что необходимо для данного контингента женщин. Отсюда очевидна научная проблема, заключающаяся в необходимости разработки методики комплексирования разных программ фитнеса в процессе физкультурно-оздоровительных занятий с женщинами зрелого возраста. Основываясь на сложившемся в науке понимании методики как совокупности методов и методических приемов, а также правил и форм организации занятий, обеспечивающих эффективное решение конкретной задачи или достижение поставленной цели, для женщин 30-40 лет была разработана методика комплексирования разных программ фитнеса на базовом этапе занятий. Данная методика представлена проективным, компетентностным, содержательно-информационным, процессуально-технологическим и контрольным компонентами, элементы которых раскрывают проективные установки, а также условия и содержание процесса их эффективного достижения. Реализация основных процессуальных компонентов разработанной методики позволит обеспечить условия для устойчивого повышения уровня физического здоровья, развития физических качеств, функционального и морфологического состояния женщин 30-40 лет на основе комплексирования разных программ фитнеса в соответствии с задачами, определяемыми на основе учета индивидуальных особенностей их мотивационно-потребностной сферы, физического здоровья, развития физических качеств, функционального состояния основных систем организма и морфологического статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Перевалина Е.А., Шестаков М.М., Аникиенко Ж.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND CONTENT OF COMPLEXATION METHODOLOGY OF DIFFERENT FITNESS PROGRAMS AT THE BASIC STAGE OF CLASSES FOR 30-40 YEAR-OLD WOMEN

The article shows that in modern society the motor regime of 30-40 year-old women is characterized by insufficient physical activity, the consequence of which are overweight, obesity, low overall performance, endurance, various diseases of the cardiovascular system and musculoskeletal system, metabolic disorders and others. It is known that the set of means and methods of physical education, that best meet the needs, characteristics and preferences of this contingent can be used in order to change this problem situation. As part of the modern means of fitness training, experts identify fitness programs, which are the most popular among women of this age. At the same time, all these fitness programs have a narrowly targeted effect on the involved and cannot provide comprehensive health benefits which are needed for this contingent of women. Hence the scientific problem is obvious, consisting in the need to develop complexation methods for different fitness programs in the process of physical education and health classes with women of mature age. The complexation methodology of different fitness programs at the basic stage of classes based on the current understanding of methodology as a complex of methods and teaching tools in science, as well as the rules and forms of organization of classes, which provide an effective solution to a specific problem or a goal achievement for 30-40 year-old women, has been developed. This methodology is represented by projective, competence, content-information, procedural-technological and control components, elements of which reveal projective orientation, as well as the conditions and the content of the process of their effective achievement. The implementation of the main procedural components of the developed methodology will provide the conditions for the sustainable improvement of the level of physical health, development of physical qualities, functional and morphological state of 30-40 year-old women based on the integration of different fitness programs according to the tasks, determined on the basis of taking into account individual features of their motivation needs, physical health, development of physical qualities, functional state of the main body systems and morphological status.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание методики комплексирования разных программ фитнеса на базовом этапе занятий для женщин 30-40 лет»

УДК: 796.035

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСИРОВАНИЯ РАЗНЫХ ПРОГРАММ ФИТНЕСА НА БАЗОВОМ ЭТАПЕ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ЖЕНЩИН 30-40 ЛЕТ

Е.А. Перевалина, аспирант кафедры теории и методики футбола и регби,

М.М. Шестаков, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики футбола и регби,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, Ж.Г. Аникиенко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: shmm@mail.ru.

В статье показано, что в современном обществе двигательный режим женщин 30-40 лет характеризуется недостаточной физической активностью, следствием чего являются: избыточный вес, ожирение, низкая общая работоспособность, выносливость, различные заболевания сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, нарушение обменных процессов.

Известно, что изменить эту проблемную ситуацию может использование арсенала средств и методов физической культуры, которые максимально соответствуют потребностям, особенностям и предпочтениям данного контингента.

В составе современных средств оздоровительной тренировки специалисты выделяют фитнес-программы, которые наиболее популярны среди женщин этого возраста. Вместе с тем все эти программы фитнеса имеют узконаправленное действие на занимающихся и не могут обеспечить всестороннего оздоровительного воздействия, что необходимо для данного контингента женщин.

Отсюда очевидна научная проблема, заключающаяся в необходимости разработки методики комплексирования разных программ фитнеса в процессе физкультурно-оздоровительных занятий с женщинами зрелого возраста.

Основываясь на сложившемся в науке понимании методики как совокупности методов и методических приемов, а также правил и форм организации занятий, обеспечивающих эффективное

решение конкретной задачи или достижение поставленной цели, для женщин 30-40 лет была разработана методика комплекси-рования разных программ фит-неса на базовом этапе занятий.

Данная методика представлена проективным, компетентностным, содержательно-информационным, процессуально-технологическим и контрольным компонентами, элементы которых раскрывают проективные установки, а также условия и содержание процесса их эффективного достижения.

Реализация основных процессуальных компонентов разработанной методики позволит обеспечить условия для устойчивого повышения уровня физического здоровья, развития физических качеств, функционального и морфологического состояния женщин 30-40 лет на основе комплек-сирования разных программ фитнеса в соответствии с задачами, определяемыми на основе учета индивидуальных особенностей их мотивацион-но-потребностной сферы, физического здоровья, развития физических качеств, функционального состояния основных систем организма и морфологического статуса.

Ключевые слова: программы фитнеса, комплекси-рование, методика, женщины 30-40 лет.

Для цитирования: Перевалина Е.А., Шестаков В.В., Аникиенко Ж.Г. Структура и содержание методики ком-плексирования разных программ фитнеса на базовом этапе занятий для женщин 30-40 лет // Физическая

культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 2. -С. 51-57.

For citation: Perevalina Е., Shestakov М., Anikienko Z. Structure and content of complexation methodology of different fitness programs at the basic stage of classes for 30-40 year-old women. Fizicheskaja kul'tura, sport -nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2019, no 2, pp. 51-57 (in Russian).

Введение. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, только 13% населения регулярно занимается различной двигательной активностью, из которых 33,3% составляют женщины зрелого возраста.

Известно, что возрастной период 30-40 лет для женщин является переломным в аспекте функционального состояния основных систем организма, репродуктивной функции, а также физической активности, которая у них характеризуется низким темпом и недостаточным объемом [7, 8]. Следствием гипокинезии и гиподинамии у женщин этого возраста являются: избыточный вес, ожирение, снижение общей работоспособности и выносливости, заболевания сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нарушение обменных процессов и другие проблемы [6, 10].

Улучшить состояние физического здоровья и развития физических качеств женщин 30-40 лет позволяет использование арсенала средств и методов физической культуры, которые максимально соответствуют потребностям, особенностям и предпочтениям данного контингента [1, 3].

В составе современных средств оздоровительной тренировки, которые предлагаются женщинам для удовлетворения потребностей в физической активности, широко представлены популярные у них разнообразные фитнес-программы [2, 5, 8]. Однако все эти программы имеют разное, но узконаправленное воздействие на организм занимающихся. Поэтому по отдельности они не могут обеспечить разносторонний оздоровительный эффект, который необходим и востребован у женщин зрелого возраста [11].

Осознавая эту проблему, специалистами были предприняты попытки объединить в комплексы несколько программ фитнеса в процессе занятий, что привело к определенному положительному эффекту [4, 9, 11]. Однако эти методики не позволяли осуществлять целенаправленное комплексирование разнообразных программ фитнеса в зависимости от состава индивидуальных оздоровительных задач.

Таким образом, в системе знаний о содержании оздоровительных занятий сложилось научное противоречие между многообразием фитнес-программ и отсутствием методики их комплексирования для женщин 30-40 лет.

Таким образом, представляется очевидной проблема, заключающаяся в необходимости разработки методики комплексирования разных программ фитнеса

в процессе физкультурно-оздоровительных занятий с женщинами зрелого возраста.

Результаты исследования. Разработка методики комплексирования разных программ фитнеса на базовом этапе занятий для женщин 30-40 лет основывалась на сложившемся в науке понимании ее как совокупности методов и методических приемов, а также правил и форм организации занятий, обеспечивающих эффективное решение конкретной задачи или достижение поставленной цели.

Основываясь на этих теоретико-методических позициях, была разработана экспериментальная многокомпонентная методика комплексирования разных программ фитнеса на базовом этапе занятий для женщин 30-40 лет (рисунок 1).

При этом основные элементы проективного, ком-петентностного, содержательно-информационного, процессуально-технологического и контрольного компонентов разработанной методики в совокупности призваны обеспечить устойчивое повышение уровня физического здоровья, развития физических качеств, функционального и морфологического состояния женщин 30-40 лет в процессе занятий фитнесом на базовом этапе.

В частности, в проективном компоненте, исходя из его предназначения, раскрывается содержание главной целевой установки, задач по ее достижению и ожидаемого эффекта от реализации разработанной методики.

Целью реализации разработанной методики ком-плексирования различных программ фитнеса на базовом этапе занятий для женщин 30-40 лет является создание условий для устойчивого повышения уровня физического здоровья, развития физических качеств, функционального и морфологического состояния занимающихся.

Успешное достижение целевой установки реализации разработанной методики предусмотрено путем решения нескольких групп задач:

- оздоровительных (формирование гармоничного телосложения, улучшение состояния физического здоровья женщин, обеспечение должного суммарного двигательного режима, всестороннее развитие физических качеств, повышение физической работоспособности и др.);

- социально-психологических (повышение уровня заинтересованности и ответственности к собственному здоровью и физическому совершенствованию, влияние на мотивационно-потребностную сферу в части регулярной физической активности, социализация женщин, формирование навыков межличностного общения, реализация потребности в высокой самооценке и самоуважении, улучшение самочувствия, активности, настроения и др.);

- образовательных (формирование здорового образа жизни и физической культуры личности, расширение основ рационального и эффективного выполнения упражнений при использовании специальных

Проективный компонент

Л

У_

Цель

Задачи

Планируемый эффект

Компетентностный компонент

£

V

Повышение квалификации тренеров по освоению методики комплексирования фитнес-программ

Общ етеоретические

знания

Методически е знания

Методико-практические занятия

Содержательно-информационный компонент

'База данных о

программах фитнеса

Материально-технические возможности фитнес-клуба

т

А

1\1

Особенности занимающихся:

- морфофункциональные

- развития физических качеств

Процессуально-технологический компонент

Уровень

подготовленности занимающихся:

- начинающий

- продвинутый

- эксперт

Анкетирование и начальное тестирование

Постановка задач и введение исходны х данных в компьютерную программу

Определение компьютерной программой индивидуального соотношения объема направлений и состава ранжированных программ фитнеса и разработка тренером

программы тренировок

Реализация программы тренировок и контроль эффективности

Контрольный компонент

Оперативный контроль

Текущий контроль

Этапный контроль

До занятия:

- ЧСС

- АД

- САН

До занятий 1 раз в 2 недели

- масса тела

- обхватные размеры звеньев тела

В день отдыха 1 раз в 2 месяца или 1раз в 4 месяца:

- кожно-жировые складки

- функциональные пробы

- физические качества

- функциональные показатели

Углубленное медицинское обследование

В физкультурно-спортивном диспансере 1 раз в 12 месяцев

Рисунок 1. Структура методики комплексирования разных программ фитнеса на базовом этапе занятий для женщин 30-40 лет

физкультурно-оздоровительных программ, формирование правильного пищевого поведения и рационального режима питания,расширение объема знаний по проведению восстановительных и оздоровительных мероприятий с цельюукреплення и поддержания здоровья и др.);

- воспитательных (воспитание ответственности перед коллективом, воспитание сознательного отношения к тренировочным заняти ям, формиоование силы воли, настойчивости и упорства при индивидуальных и групповых занятиях, содействие физическому воспитанию занимающихся, воспитание ответственности за

результаты и соблюдение всех рекомендаций и правил и др.).

Планируемый эффект реализации разработанной методики представлен в виде целевых ориентиров: массовое привлечение женщин к здоровому образу жизни; усиление интереса женщин к регулярным занятиям фитнесом; повышение уровня физической подготовленности; улучшение функциональных показателей и уровня физического здоровья; коррекция морфологических недостатков; повышение профессиональной компетенции тренеров.

Компетентностный компонент разработанной методики ориентирован на повышение квалификации тренеров и инструкторов по фитнесу с целью освоения методических и технологических основ комплексиро-вания различных программ фитнеса. При этом повышение профессиональной компетентности этих специалистов рассчитано на 46 часов и включает в себя общетеоретические, методические и методико-прак-тические знания.

Общетеоретические занятия рассчитаны на 16 часов и включают следующие темы:

1. Фундаментальные закономерности развития физических качеств (виды и взаимосвязь, виды и типы мышечных волокон) - 4 часа.

2. Основные принципы методики комплексирова-ния различных фитнес-программ (проблема интеграции фитнес-программ, пути решения особенности ком-плексирования) - 4 часа.

3. Принципы построения тренировочного процесса при комплексировании фитнес-программ (подбор средств и методов, выбор формы занятия, дозирование объема и интенсивность) - 4 часа.

4. Принцип работы базы программ фитнеса - 2 часа.

5. Создание тренировочных программ с помощью методики комплексирования различных программ фитнеса - 2 часа.

Методические занятия рассчитаны на 20 часов и включают следующие темы:

1. Методика оценки и расчет морфофункциональ-ных показателей - 4 часа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Методика оценки уровня развития физических качеств - 4 часа.

3. Выбор ведущих мотивационно-потребностных задач - 2 часа.

4. Определение объема, интенсивности нагрузки, выбор средств и методов - 4 часа.

5. Выбор средств фитнеса с учетом реализации поставленных задач - 2 часа

6. Планирование тренировочного процесса с учетом методики комплексирования различных программ фитнеса - 4 часа.

Практические занятия рассчитаны на 10 часов и включают следующие темы:

1. Проведение замеров морфофункциональных показателей - 2 часа.

2. Организация и проведение тестирования физических качеств, для неподготовленных женщин и для ранее занимавшихся фитнесом - 2 часа.

3. Проведение анкетирования, определение моти-вационно-потребностных задач и их ранжирование -2 часа.

4. Создание индивидуальной или групповой программы с применением методики комплексирования различных программ фитнеса - 4 часа.

Содержательно-информационный компонент определяет условия эффективной реализации экспериментальной методики и включает полную базу данных: о популярных фитнес-программах всех направлений; о материально-технических возможностях фитнес-клу-ба; об уровне физического здоровья, развития физических качеств, функционального и морфологического состояния занимающихся; о квалификационном уровне подготовленности занимающихся (начинающий, продвинутый, эксперт).

База данных о фитнес-программах, необходимая для составления индивидуальных программ занятий, включает пять основных направлений (аэробное, силовое, функциональное, психорегулирующее и занятия на тренажерах), программы которых дифференцированы по степени возможности решения конкретных задач от 1 до 4 баллов.

Материально-технические возможности фитнес-клуба определяют состав программ, которые могут быть реализованы на данном этапе и являются лимитирующим фактором содержания базы данных, заложенных в компьютерную программу.

Сведения об уровне физического здоровья, развития физических качеств, функционального и морфологического состояния занимающихся обеспечивают конкретизацию оздоровительных, личностных, социальных и задач физической подготовки занятий фит-несом, а также позволяют выбрать соответствующих возможностям занимающихся уровень сложности программы занятий (начинающий, продвинуты или эксперт).

Процессуально-технологический компонент разработанной методики обеспечивает последовательное выполнение операций, позволяющих осуществлять управление процессом непосредственного комплексирования различных программ фитнеса, а также процессом реализации программы тренировок и включает: исходное анкетирование; начальное тестирование уровня физического здоровья, развития физических качеств, функционального и морфологического состояния; постановку задач; подбор соответствующих средств фитнеса; разработку программы тренировок с использованием компьютерной программы; реализацию программы тренировок; контроль эффективности решения задач программы тренировок; итоговое тестирование.

Анкетирование занимающихся проводится с целью определения у них побудительных мотивов и личност-но значимых задач, возраста и стажа занятий фитнесом.

Начальное тестирование решает задачу определения исходного уровня здоровья, развития физических качеств, морфологического статуса и функционального состояния основных систем организма занимающихся.

Постановка индивидуальных задач занятий фит-несом осуществляется на основе результатов анкетирования и начального тестирования, которые дифференцируются на оздоровительные, личностные, социальные и физической подготовки.

Выбор средств фитнеса осуществляется на основе определения соответствия между возможностями имеющихся в информационной базе программ и требуемыми особенностями воздействия на занимающихся в соответствии с поставленными индивидуальными задачами занятий фитнесом.

Создание программы тренировок осуществляет специально созданная компьютерная программа, которая в совокупности учитывает результаты анкетирования и начального тестирования занимающихся, а также коэффициент значимости конкретных программ фитнеса в решении оздоровительных, личностных, социальных и задач физической подготовки.

Определение эффективности реализации составленной индивидуальной программы занятий фитне-сом осуществляется на основе системы оперативного, текущего и этапного контроля и оценки соответствия показателей реального и должного тренировочных эффектов.

Итоговое тестирование решает задачу определения эффективности воздействия на занимающихся реализованной в полном объеме составленной индивидуальной программы занятий фитнесом на основе степени соответствия тренировочного эффекта и поставленных исходных задач занятий фитнесом.

Контрольный компонент разработанной методики предназначен для получения информации о срочном, текущем и кумулятивном тренировочном эффекте реализации программы занятий фитнесом на основе элементов оперативного, текущего и этапного контроля, а также углубленного медицинского обследования, необходимой для оценки результатов тренировок и коррекции содержания последующих нагрузок. При этом:

- оперативный контроль проводится перед каждым занятием и включает: определение САН (самочувствие, активность, настроение); измерение ЧСС и АД;

- текущий контроль проводится до занятий 1 раз в 2 недели после дня отдыха и включает: измерение массы тела, измерение обхватных размеров звеньев тела;

- этапный контроль проводится 1 раз в 2 или 4 месяца в день отдыха и включает: измерение толщины кож-но-жировых складок, ЖЕЛ и силы кисти сильнейшей руки; тестирование физических качеств; проведение функциональных проб;

- углубленное медицинское обследование проводится 1 раз в год в физкультурно-спортивном диспансере.

Представляется, что реализация совокупности компонентов и входящих в них элементов разработанной методики комплексирования разных программ фитнеса позволит эффективно решать задачи улучшения физического здоровья, развития физических качеств,

функционального и морфологического состояния женщин 30-40 лет.

Заключение. Разработанная методика комплекси-рования разных программ фитнеса на базовом этапе занятий для женщин 30-40 лет является многокомпонентным системным образованием, представляющим собой совокупность взаимосвязанных структурно-функциональных элементов, включающих главные проективные установки, а также организационные, методические, процессуальные и технологические условия и содержание процесса их эффективного достижения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аникиенко Ж.Г. Потребности, интересы и мотивы занятий физическими упражнениями студенток ВУЗОВ, осваивающих экономические специальности / Ж.Г. Аникиенко. - Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - №4. - С. 43-45.

2. Енченко И.В. Анализ привлекательности услуг сферы физической культуры и спорта среди населения / И.В. Енченко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013. - №2. - С. 33-38.

3. Зароднюк Г.В. Методика физкультурно-оздоровительных занятий для женщин зрелого возраста / Г.В. Зароднюк, М.Н. Ларионова, В.Ф. Костюченко, С.С. Козлов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 41-44.

4. Иваненко О.А. Влияние занятий фитнесом на физическое состояние и мотивацию женщин / О.А. Иваненко // Теория и практика физической культуры. - 2010. -№ 1. - С. 32-34.

5. Кадыкова Н.К. Фитнес-тренировки в различные периоды жизни женщин / Н.К. Кадыкова, Л.Е. Фридель, М.А. Шорохова // Vedecko vydavatelske ctntrum Sociosfera - CZ s.r.o. (Прага): Сборники конференции НИЦ соци-осфера. - 2016. - №56. - С. 538-543.

6. Кудяшев М.Н. Формирование физкультурно-оздоровительной мотивации у женщин первого периода зрелого возраста в процессе занятий в фитнес-клубе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / М.Н. Кудяшев. - Набережные Челны, 2011. - 24 с.

7. Куница Ю.Б. Особенности проведения занятий по фитнесу с женщинами среднего возраста / Ю.Б. Куница // Наука-2020. - 2016. - №3 (9). - С.133-138.

8. Ланская О.В. Аквааэробика как средство реабилитации женщин 30-40 лет с ожирением I-II степени / О.В. Ланская, Л.А. Сазонова, Т.Г. Герасимова // Научный вестник. - 2017. - №2(12). - С.79-90.

9. Романенко Н.И. Содержание физической подготовки женщин 35-45 лет с использованием различных видов фитнеса на основе учета соматотипа: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Н.И. Романенко. -Краснодар, 2013. - 24 с.

10. Самсонова Е.П. Комплексные физкультурно-оздоровительные занятия на основе фитнес-йоги с женщинами среднего возраста: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / Е.П. Самсонова. - Смоленск, 2010. - 25 с.

11. Федорова О.Н. Комплексное применение средств пилатеса и аквааэробики на занятиях с женщинами второго периода зрелого возраста: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / О.Н. Федорова. - Санкт-Петербург, 2012. - 23 с.

STRUCTURE AND CONTENT OF COMPLEXATION METHODOLOGY OF DIFFERENT FITNESS PROGRAMS AT THE BASIC STAGE OF CLASSES FOR 30-40 YEAR-OLD WOMEN

Е. Perevalina, Post-graduate student of the Theory and Methodology of Football and Rugby Department, М. Shestakov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Theory and Methodology of Football and Rugby Department,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar,

Z. Anikienko, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Physical Education and

Sports Department,

State Maritime University named after Admiral F. F. Ushakov, Novorossiysk.

Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161,

e-mail: shmm@mail.ru.

The article shows that in modern society the motor regime of 30-40 year-old women is characterized by insufficient physical activity, the consequence of which are overweight, obesity, low overall performance, endurance, various diseases of the cardiovascular system and musculoskeletal system, metabolic disorders and others.

It is known that the set of means and methods of physical education, that best meet the needs, characteristics and preferences of this contingent can be used in order to change this problem situation.

As part of the modern means of fitness training, experts identify fitness programs, which are the most popular among women of this age. At the same time, all these fitness programs have a narrowly targeted effect on the involved and cannot provide comprehensive health benefits which are needed for this contingent of women.

Hence the scientific problem is obvious, consisting in the need to develop complexation methods for different fitness programs in the process of physical education and health classes with women of mature age.

The complexation methodology of different fitness programs at the basic stage of classes based on the current understanding of methodology as a complex of methods and teaching tools in science, as well as the rules and forms of organization of classes, which provide an effective solution to a specific problem or a goal achievement for 30-40 year-old women, has been developed.

This methodology is represented by projective, competence, content-information, procedural-technological and control components, elements of which reveal projective orientation, as well as the conditions and the content of the process of their effective achievement.

The implementation of the main procedural components of the developed methodology will provide the conditions for the sustainable improvement of the level of physical health, development of physical qualities, functional and morphological state of 30-40 year-old women based on the integration of different fitness programs according to the tasks, determined on the basis of taking

into account individual features of their motivation needs, physical health, development of physical qualities, functional state of the main body systems and morphological status.

Keywords: fitness programs, complexation, methodology, 30-40 year-old women.

References:

1. Anikienko J.G. Needs, Interests and Motives of Physical Exercises of The Students of UNIVERSITIES Studying Economics. Fizicheskaia kultura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sport - Science and Practice], 2012, no. 4, pp. 43-45. (in Russian)

2. Yenchenko I.V. The Analysis of The Attractiveness of Services of Sphere of Physical Culture and Sports Among The Population. Fizicheskaia kultura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sport - Science and Practice], 2013, no. 2, pp. 33-38. (in Russian)

3. Zarodnyuk G.V., Larionova M.N., Kostyuchenko V.F., Ko-zlov S.S. Methods of physical culture and health classes for women of Mature age. Teoriia i praktika fizicheskoi kultury [Theory and Practice of Physical Culture]. - 2014. - № 2. - P. 41-44. (in Russian)

4. Ivanenko O.A. Influence of Fitness Classes on The Physical Condition and Motivation of Women. Teoriia ipraktika fizicheskoi kultury [Theory and Practice of Physical Culture], 2010, no. 1, pp. 32-34. (in Russian)

5. Kadykova N.K., Friedel L.E., Shorokhova M.A. Fitness training in different periods of women's life. Sborniki konferentsii NITs sotsiosfera [Vedecko vydavatelske ctn-trum Sociosfera - CZ s.r.o. (Prague): Proceedings of the SIC sociosphere conference], 2016, no. 56, pp. 538-543. (in Russian)

6. Kudashev M.N. The formation of a sports and improving motivation among women of the first Mature age period during the lessons in the fitness club. Extended abstract of candidate's thesis. Naberezhnye Chelny, 2011, 24 p. (in Russian)

7. Kunitsa Y.B. Conducting Fitness Classes With Middle-Aged Women. Nauka-2020 [Science-2020], 2016, no. 3 (9), pp. 133-138. (in Russian)

8. Lanskaya O.V., Sazonova L.A., Gerasimova T.G. Water aerobics as a means of rehabilitation of women 30-40 years old with obesity of I-II degree. Nauchnyi vestnik [Scientific Bulletin], 2017, no. 2(12), pp. 79-90. (in Russian)

9. Romanenko N.I. The contents of physical preparation of women between 35 and 45 years using various types of fitness on the basis of somatotype. Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 2013, 24 p. (in Russian)

10. Samsonova E.P. A comprehensive physical culture, health classes based on the fitness of yoga with the mid-

dle-aged women. Extended abstract of candidate's thesis. Smolensk, 2010, 25 p. (in Russian) 11. Fedorova O.N. Complex application of pilates and water aerobics in the classroom with women of the second period of adulthood. Extended abstract of candidate's thesis. St. Petersburg, 2012, 23 p. (in Russian)

Поступила / Received 15.04.2019 Принята в печать / Accepted 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.