Научная статья на тему 'Педагогические условия, определяющие эффективность реализации системы занятий фитнесом с глухими женщинами (25 -35 лет)'

Педагогические условия, определяющие эффективность реализации системы занятий фитнесом с глухими женщинами (25 -35 лет) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГЛУХИЕ ЖЕНЩИНЫ (25 35 ЛЕТ) / СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ФИТНЕСОМ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / DEAF WOMEN (25-30 YEARS OLD) / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION / SYSTEM OF FITNESS LESSONS / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осокина Е. А.

В статье приведен перечень педагогических условий эффективной реализации системы занятий фитнесом, а так же представлены структурные фитнес-блоки одного занятия и результаты эффективности предложенной системы занятий. Цель работы сформулировать и научно обосновать педагогические условия, обусловливающие эффективность занятий фитнесом с глухими женщинами первого периода зрелого возраста. Новизна работы заключается в определении педагогических условий повышения эффективности занятий фитнесом с глухими женщинами за счет индивидуализации фитнес-программ; комплексного использования фитнес-технологий; наличия педагогов, компетентных в вопросах организации и проведения занятий фитнесом с лицами, имеющими нарушения слуха; субъект-субъектного взаимодействия педагогов и занимающихся; мотивационной поддержки ведения здорового образа жизни; создания и подержания благоприятного морально-психологического климата на занятиях; наличия инфраструктуры и материально-технической базы, обеспечивающих возможность полноценных организации и проведения занятий фитнесом с инвалидами по слуху. В ходе исследования доказана эффективность предложенных педагогических условий занятий фитнесом в решении задач коррекции двигательных и функциональных нарушений, нормализации показателей физической подготовленности и психоэмоционального состояния неслышащих женщин первого периода зрелого возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осокина Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL CONDITIONS WHICH DEFINE THE EFFICIENCY OF THE REALIZATION OF THE SYSTEM OF FITNESS LESSONS WITH DEAF WOMEN (25-30 YEARS OLD)

The article provaides list of pedagogical conditions for effective implementation of fitness, as well as presents the structural of fitnessclasses and the results of the proposed activities. The aim of the research is formulate and justify the pedagogical conditions that cause the effectiveness of fitness with deaf women of the first period of age. The novelty of work is to identify the pedagogical conditions improve fitness with deaf women through the individualization of the fitness programs, the presence of teachers with expertise in arranging and conducting fitness to people with hearing loss, a subject-subject interaction between teachers and engaged, the motivational support of healthy lifestyles, build and maintain a favorable, moral and psychological climate in the classroom, presence of infrastructure and logistics, providing the opportunity to organizing and conducting full fitness with a invalid on hearing. The study proved the effectiveness of the proposed pedagogical conditions of fitness in solving the problems of correction of motor and functional impairment, the normalization of physical fitness and mental and emotional condition of the deaf women of the first period age.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия, определяющие эффективность реализации системы занятий фитнесом с глухими женщинами (25 -35 лет)»

УДК 596.4:616.28 - 008.15 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕСОМ С ГЛУХИМИ ЖЕНЩИНАМИ (25 -35 лет)

Осокина Е.А.

В статье приведен перечень педагогических условий эффективной реализации системы занятий фитнесом, а так же представлены структурные фитнес-блоки одного занятия и результаты эффективности предложенной системы занятий.

Цель работы - сформулировать и научно обосновать педагогические условия, обусловливающие эффективность занятий фитнесом с глухими женщинами первого периода зрелого возраста.

Новизна работы заключается в определении педагогических условий повышения эффективности занятий фитнесом с глухими женщинами за счет индивидуализации фитнес-программ; комплексного использования фитнес-технологий; наличия педагогов, компетентных в вопросах организации и проведения занятий фитнесом с лицами, имеющими нарушения слуха; субъект-субъектного взаимодействия педагогов и занимающихся; мотивационной поддержки ведения здорового образа жизни; создания и подержания благоприятного морально-психологического климата на занятиях; наличия инфраструктуры и материально-технической базы, обеспечивающих возможность полноценных организации и проведения занятий фитнесом с инвалидами по слуху.

В ходе исследования доказана эффективность предложенных педагогических условий занятий фитнесом в решении задач коррекции двигательных и функциональных нарушений, нормализации показателей физической подготов-

ленности и психоэмоционального состояния неслышащих женщин первого периода зрелого возраста.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, глухие женщины (25 - 35 лет), система занятий фитнесом, педагогические условия.

THE PEDAGOGICAL CONDITIONS WHICH DEFINE THE EFFICIENCY OF THE REALIZATION OF THE SYSTEM OF FITNESS LESSONS WITH DEAF WOMEN (25-30 YEARS OLD)

Osokina E.A.

The article provaides list of pedagogical conditions for effective implementation of fitness, as well as presents the structural of fitnessclasses and the results of the proposed activities.

The aim of the research is formulate and justify the pedagogical conditions that cause the effectiveness of fitness with deaf women of the first period of age.

The novelty of work is to identify the pedagogical conditions improve fitness with deaf women through the individualization of the fitness programs, the presence of teachers with expertise in arranging and conducting fitness to people with hearing loss, a subject-subject interaction between teachers and engaged, the motivational support of healthy lifestyles, build and maintain a favorable, moral and psychological climate in the classroom, presence of infrastructure and logistics, providing the opportunity to organizing and conducting full fitness with a invalid on hearing.

The study proved the effectiveness of the proposed pedagogical conditions of fitness in solving the problems of correction of motor and functional impairment, the normalization of physical fitness and mental and emotional condition of the deaf women of the first period age.

Keywords: adaptive physical education, deaf women (25-30 years old), system of fitness lessons, pedagogical conditions.

Введение. Рост инвалидности продолжает оставаться одной из самых социально-значимых проблем в настоящее время. Правильно организованное физическое воспитание создаёт основу для укрепления здоровья глухих женщин, развивает их активность, повышает работоспособность, становится базой для успешного проведения коррекционно-образовательной работы [1,4,5].

Поэтому для коррекции психофизического развития и интеграции этой группы людей в современную социальную среду усилия специалистов в области адаптивной физической культуры должны быть направлены на активный поиск эффективных программ, способствующих укреплению здоровья лиц с ограниченными возможностями, восстановлению их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Однако организация процесса физического воспитания с традиционным подходом не может в полной мере решить проблему улучшения показателей психофизического развития и повышения уровня физической подготовленности у людей с нарушением слуха [1,5].

Обладая значительными адаптационными и интегративными возможностями, фитнес является феноменом современной физической культуры, имеющим полифункциональное значение для различных сфер общественной жизни. Это способствует его интеграции во все виды физической культуры и, в частности, и в адаптивную физическую культуру. Фитнес завоевал огромную популярность в мире за счёт того, что предполагает построение идеального тела, как для мужчин, так и для женщин, и допускает любительский подход к занятиям

[2,3].

В то же время результаты анализа специальной литературы свидетельствуют о том, что использование фитнес-программ в адаптивном физическом воспитании глухих женщин молодого возраста еще не выступало предметом специально организованного исследования. Отсутствуют системные представления о содержании и специфике занятий фитнесом с глухими женщинами 2535 лет, требуют разработки и научно-практического обоснования система заня-

тий фитнесом с данным контингентом и педагогические условия ее эффективной реализации.

Для решения этой задачи использовались следующие методы исследования: анализ специальной литературы по проблеме организации и проведения занятий физическими упражнениями с глухими людьми; обобщение опыта адаптивного физического воспитания глухих; многолетние педагогические наблюдения за профессиональной деятельностью педагогов (в том числе, инструкторов и тренеров по фитнесу), работающих в системе адаптивного физического воспитания лиц с нарушениями слуха; исследования профессиональных трудностей педагогов, работающих в системе адаптивного физического воспитания инвалидов по слуху; анализ мнений педагогов о целесообразности, перспективах, трудностях и особенностях реализации фитнес-технологий в системе физического воспитания глухих; диагностика нарушений в двигательной, познавательной и психо-эмоциональной сфере глухих женщин 25-35 лет; изучение мотивации к занятиям физическими упражнениями, а так же требований, запросов и пожеланий глухих женщин 25-35 лет к организации и проведению занятий фитнесом.

Результатом проделанной работы стала совокупность организационно- и дидактико-методических условий, характеризующих специфику и обусловливающих успешность реализации программы занятий фитнесом с глухими женщинами молодого возраста.

Организационно-методические условия:

1) комплектование групп, планирование учебного материала, и графика (режима) занятий с учетом возраста, мотивации, психологических и коммуникативных особенностей, уровня физической кондиции, двигательного опыта и возможностей, степени патологии занимающихся;

2) организация выполнения физических упражнений под музыкальное сопровождение;

3) проведение занятий фитнесом одновременно двумя педагогами: один

(тренер или инструктор групповых упражнений) ведет занятие (объясняет и показывает упражнения), другой контролирует выполнение упражнений, указывает занимающимся на ошибки, при необходимости оказывает направляющую помощь и корректирует технику двигательных действий;

4) применение на занятиях широкого спектра средств и методов обеспечения наглядности: сигналов, ориентиров и материальных ограничителей движений как источника срочной информации о точности выполнения упражнений; видеозаписей, графических изображений (карточек, плакатов) положений или схем движения частей тела человека; качественного показа (преподавателем) упражнений, который позволял бы глухим копировать двигательные действия и быстрее усваивать их; направляющей помощи педагога при выполнении упражнений и коррекции техники их выполнения;

5) организация процессов контроля и самоконтроля (в режиме мониторинга) за динамикой спортивных результатов (в том числе, освоения изучаемых фитнес-программ и уровня приобретенных валеологических знаний и умений), сдвигов в показателях мотивации, физической кондиции, функционального и психо-эмоционального состояния, удовлетворенности занимающихся достигнутыми результатами и процессом занятий фитнесом.

Дидактико-методические условия:

1) применение широкого круга и значительного объема (количества повторений) подготовительных и подводящих упражнений, отведение большего количества времени разучиванию новых упражнений и движений (по сравнению с лицами, не имеющими нарушений слуха);

2) преимущественное выполнение упражнений: а) с направляющей помощью, б) с использованием дополнительных (зрительных, материальных и иных) ориентиров, в) с применением сигналов (световых и вибрационных), информирующих о начале, изменении и окончании движения;

3) использование педагогом следующих способов общения с занимающимися: дактильной речи (с помощью пальцев), спортивной жестикуляции и

терминологии, акцентированной мимики, активного речевого сопровождения упражнений: хорошо считывающихся с губ словесных объяснений, команд, замечаний, просьб;

4) положение преподавателя - лицом к занимающимся, лицо педагога должно быть хорошо освещено, отсюда - преимущественно зеркальный показ упражнений;

5) использование преимущественно фронтального способа расположения занимающихся на групповых занятиях: в колоннах, шеренгах, в шахматном порядке (лицом или полубоком к преподавателю);

6) сочетание показа наиболее сложных движений (в процессе разучивания новых упражнений) с одновременным показом поэтапного выполнения данного действия на схеме или рисунке, а также со словесными инструкциями и пояснениями;

7) осуществление педагогом показа упражнений, выполняемых во фронтальной плоскости - лицом к занимающимся (зеркальный показ); упражнений, выполняемых в сагиттальной плоскости - боком к занимающимся; упражнений, выполняемых во фронтальной и сагиттальной плоскостях - сначала лицом к занимающимся, а затем боком или полубоком к ним;

8) использование прямого подсчета при выполнении упражнений на подготовительном этапе групповых занятий; начиная с основного этапа следует постепенно вводить обратный подсчет;

9) использование при выполнении ритмичных движений хлопков, обозначающих, например, подсчет, смену исходных положений или направления движения; проговаривание (там, где это возможно) занимающимися вслух счета, выполняемых движений, ключевых моментов техники выполняемых упражнений (основных опорных точек);

10) обращение пристального внимания на исправление ошибок, уточнение отдельных элементов техники изучаемого двигательного действия;

11) исправление ошибок и дача корректирующих указаний лишь при условии прекращения выполнения упражнения.

В дополнение к вышеперечисленным условиям, имеющим преимущественно частный (конкретно-методический) характер, приведем перечень педагогических условий, которые в целом обусловливают эффективность занятий фитнесом с глухими людьми:

■ проведение мониторинга: состояния здоровья (включая нозологию, степень патологии, наличие иных заболеваний, а также двигательных, функциональных и психо-эмоциональных нарушений), физической и функциональной подготовленности, телосложения, качества освоения фитнес-программ, моти-вационно-потребностной сферы инвалидов по слуху для последующих подбора и творческой реализации фитнес-технологий, средств, методов и методических приемов обучения и оздоровительной тренировки, определения логики построения и содержания системы занятий фитнесом, установления критериев эффективности и оценки эффективности занятий фитнесом; удовлетворенности занимающихся достигнутыми результатами и процессуальной стороной занятий фитнесом, готовности к дальнейшему продолжению физкультурной деятельности;

■ реализация максимально индивидуализированных фитнес-программ (имеется в виду, прежде всего, групповая индивидуализация), построенных с учетом мотивов, потребностей и индивидуальных склонностей занимающихся, их индивидуальных (гендерных, возрастных, нозологических, психофизических, интеллектуальных, коммуникативных и иных) особенностей, а также с учетом прошлого (образовательного, двигательного, социального и иного) опыта и имеющегося потенциала;

■ комплексное (сочетанное) использование фитнес-технологий (как в рамках одного занятия, так и на протяжении всего периода занятий фитнесом);

■ наличие педагогов, компетентных в вопросах организации и проведения занятий фитнесом с лицами, имеющими нарушения слуха, и готовых к эффективной работе с данным контингентом;

■ мотивационная поддержка (педагогом) ведения здорового образа жизни, необходимости занятий физическими упражнениями на регулярной основе;

■ субъект-субъектное взаимодействие педагогов и занимающихся, которое осуществляется через: проявление педагогом ценностного отношения к личности занимающихся (заинтересованная реакция на предложения, пожелания, замечания (мнение) каждого; «считывание» эмоционального и физического состояния отдельных занимающихся и реагирование на него; акцентирование важности ведения здорового образа жизни и участия каждого в физкультурно-оздоровительной деятельности; поощрение инициативы; одобрение за малейшие успехи при выполнении упражнений); выполнение педагогом таких функций (ролей), как исследователь, собеседник, психотерапевт, эксперт, как человек, создающий условия для обучения, духовного и телесного совершенствования; использование педагогом такого стиля общения, который предполагает обеспечение равного статуса всех занимающихся, проявление доброжелательности, доверия и внимания к каждому; содействие повышению сплоченности группы (постановка общей цели, взаимопомощь, взаимопонимание, симпатия);

■ создание и подержание благоприятного морально-психологического климата на занятиях (приветливое и радушное отношение к занимающимся, позитивный эмоциональный настрой, атмосфера успеха, радости новых открытий и достижений);

■ наличие инфраструктуры и материально-технической базы, обеспечивающих возможность полноценных организации и проведения занятий фитнесом с инвалидами по слуху;

■ наличие и реализация научно-обоснованной и экспериментально апробированной системы занятий фитнесом с лицами, имеющими нарушения слуха,

структурными компонентами которой выступают отдельные физические упражнения и тематические (фитнес-) блоки физических упражнений с присущими им параметрами нагрузки и отдыха.

Для подтверждения приведенных условий приведем раскроем структуру и содержание одного занятия фитнесом с глухими женщинами 25-35 лет.

Занятие начинается с подготовительной части, в которую входят: теоретический раздел включает приветствие и установление контакта с группой, описание содержания занятия и основ техники изучаемых двигательных действий с помощью наглядных (карточки, слайды, мультимедийные технологии) средств и живого показа; практический раздел - разминка, в задачи которой входит: подготовка основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной, центральной нервной и т.д.) к последующей работе более высокой интенсивности, разогревание и растягивание мышц. Упражнения выполняются с постепенно увеличивающейся (от небольшой до средней) амплитудой.

Основная часть занятия состоит из четырех фитнес-блоков.

Первый фитнес-блок включает упражнения аэробного характера (элементы классической аэробики, танцевальной аэробики, элементы степ-аэробики, элементы шейпинга, кардиоупражнения на тренажерах (беговой дорожке, велотренажере, степпере, эллиптическом тренажере). Задачами этого фитнес-блока являются улучшение деятельности кардиореспираторной системы, повышение уровня общей и силовой выносливости, координации движений, снижение массы тела, совершенствование телосложения, коррекция двигательных и функциональных нарушений, нормализация психоэмоционального состояния занимающихся.

Второй фитнес-блок составлен из упражнений повышенной координационной сложности и эмоциональности (элементы степ-аэробики более высокого, чем в предыдущем блоке уровня координационной сложности, аэробика с элементами боевых искусств (тай-бо, ки-бо, капоэйро), упражнения на нестабиль-

ных поверхностях (фитболах - резиновых мячах большого размера, полусфере «босу»). Основные задачи данного фитнес-блока: развитие ловкости, координации, скоростно-силовых качеств, способности к сохранению равновесия, преодоление стрессовых состояний, повышение эмоционального фона и нормализация психологического состояния занимающихся.

Третий фитнес-блок включает упражнения, призванные решать задачи развития силовых способностей, силовой выносливости, совершенствования пропорций тела, формирования правильной осанки, укрепления мышечного корсета(элементы силовой аэробики и шейпинга - упражнения с собственным весом, эспандером, мини-штангой, гантелями, манжетами-утяжелителями; силовые упражнения на тренажерах и полусфере «босу»).

Четвертый фитнес-блок включает в себя упражнения из фитнес-программ, объединенных общим названием «тело и разум». В этот блок входят: элементы стретчинга, элементы пилатеса и калланетики, элементы фитнес-йоги, элементы бодифлекса (комплекс несложных дыхательных упражнений, в том числе, с задержкой дыхания и диафрагмальным дыханием). В четвертом фитнес-блоке решаются задачи развития гибкости и силовой выносливости, улучшения осанки, профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, нормализации деятельности дыхательной и нервной систем, преодоления стрессовых состояний и обретения психологического равновесия, развития ки-нестезических ощущений.

В заключительной части занятия (заминке) используются упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе в сочетании с дыхательными упражнения, элементы дыхательной гимнастики.

В конце 10-месячного педагогического эксперимента, посвященного оценке эффективности предложенной системы занятий, в котором приняли участие глухие женщины 25 - 35 лет занимающихся в спортивно-

оздоровительном клубе инвалидов «Пингвин», организованном при Шуйском государственном педагогическом университете, масса тела испытуемых снизи-

лась в среднем на 4,5 кг (Р<0,01) и вошла в норму. У занимающихся значительно улучшились показатели телосложения, что выразилось в уменьшении обхватов талии на 4,0 см, таза - на 3,0 см, бедер - на 2,6 см (Р<0,05). У участниц эксперимента на 116 мл (Р<0,01) выросли показатели жизненной емкости легких, на 4 уд/мин (Р<0,05) снизилась ЧСС в состоянии покоя, систолическое АД уменьшилось на 2,64 мм.рт.ст. (Р<0,05), диастолическое - на 1,44 мм.рт.ст (Р<0,05). Значительно улучшились результаты функциональных тестов: в пробе Штанге - на 6,1 сек (Р<0,01), в тесте с приседаниями - на 25,7 сек (Р<0,05). Занимающиеся повысили свои результаты в тестовых упражнениях, позволяющих оценить их различные стороны физической подготовленности (Р<0,05;

0,01) (по Ю.П. Вавилову). Кроме того, у глухих женщин достоверно (Р<0,05) вырос уровень самооценки (по Н.П. Пейсахову), на 50,8% (Р<0,01) улучшилось эмоциональное состояние, на 82,5% (Р<0,01) повысилась уверенность в собственных силах, на 74,7% (Р<0,01) - удовлетворенность достигнутыми результатами занятий

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что реализация вышеперечисленных педагогических условий позволила существенно повысить уровень психофизической кондиции, а также приобщения к физически активному образу жизни и, как следствие, более глубокой интеграции глухих женщин в современную социальную среду.

Список литературы

1. Махов А. С. Адаптивный спорт в России и за рубежом: становление, организация, регулирование: монография. М.: РУДН, 2011. 179 с.

2. Савин С. В. Педагогическое проектирование занятий фитнесом с женщинами зрелого возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: МШУ, 2008. 23 с.

3. Сайкина Е. Г. Фитнес в системе физической культуры // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: психолого-педагогические науки. 2008. № 11 (68). С.

182-190.

4. Селезнев В. С. Физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры и адаптивного спорта: доклад на круглом столе Общественной палаты РФ (25 мая 2010 года). М.: Общественная палата РФ, 2010. 18 с.

5. Хода Л. Д. Методология социальной интеграции неслышащих людей в различных видах адаптивной физической культуры: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб.: СПбГУФК, 2008. 40 с.

References

1. Mahov A. S. Adaptivnyj sport v Rossii i za rubezhom: stanovlenie, organi-zacija, regulirovanie: monografija [Adaptive sports in Russia and abroad: formation, the organization, regulation: the monography]. Moscow, 2011. 179 p.

2. Savin S. V. Pedagogicheskoe proektirovanie zanjatij fitnesom s zhenwina-mi zrelogo vozrasta: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical designing of employment by fitness with women of mature age: the author's abstract of the dissertation of the candidate of the pedagogical sciences]. Moscow, 2008. 23 p.

3. Sajkina E. G. Izvestija RGPU im. A.I. Gercena: psihologo-pedagogicheskie nauki 68, no. 11 (2008): 182-190.

4. Seleznev V. S. Fizicheskaja reabilitacija i social'naja adaptacija invalidov i lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorovja sredstvami adaptivnoj fizicheskoj kul'tury i adaptivnogo sporta: doklad na kruglom stole Obwe-stvennoj palaty RF (25 maja 2010 goda) [Physical rehabilitation and social adaptation of invalids and persons with the limited possibilities of health means of adaptive physical training and adaptive sports: the report on a round table of Public chamber of the Russian Federation (on May, 25th, 2010)]. Moscow, 2010. 18 p.

5. Hoda L. D. Metodologija social'noj integracii neslyshawih ljudej v raz-lichnyh vidah adaptivnoj fizicheskoj kul'tury: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Metodo-

logija of social integration of not hearing people into various kinds of adaptive physical training: the author's abstract of the dissertation of the doctor of pedagogical sciences]. St.-Petersburg, 2008. 40 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Осокина Елена Александровна, старший преподаватель кафедры здоровьесберегающих технологий и адаптивной физической культуры, аспирант кафедры теории и методики физической культуры и спорта

Шуйский государственный педагогический университет ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия e-mail: os_elena@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Osokina Elena Alexandrovna, senior teacher chair restorative adaptive physical training, the advanced student of the department thods of physical education and sport

Shuya State Pedagogical University

24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: os_elena@mail. ru

Рецензент:

Правдов М. А., заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор

Научный руководитель:

Степанова Ольга Николаевна, д.п.н., профессор кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания федерального ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

technologies and of theory and me-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.