УДК: 796.035
влияние МЕТОДИКИ занятий АКБААЭРОБИКОй НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕНЩИН 36-45 ЛЕТ
О.С. Трофимова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физкультурно-оздоровительных технологий,
Е.И. Ончукова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физкультурно-оздоровительных технологий,
А.А. Килимник, кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии и спортивной медицины, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, д. 161, e-mail: [email protected].
В статье представлены результаты исследования влияния методики коррекции психофизического состояния женщин 36-45 лет на основе применения аквааэробики в условиях фитнес-клуба.
В современной системе оздоровления, среди многообразия фитнес-программ, одним из главных потребителей фитнес-услуг являются женщины в возрастном диапазоне 36-45 лет. Это связано, прежде всего, с продолжающим возрастанием популярности занятий оздоровительной физической культурой, посещения фитнес-клубов, разнообразием и модификациями известных фитнес-программ.
Наиболее популярной групповой фитнес-программой у женщин второго периода зрелого возраста является аквааэробика. Именно аквааэробика обладает широким арсеналом средств и методов не только для повышения физической подготовленности женщин данной возрастной группы, но и для коррекции их психического состояния.
Педагогический эксперимент был проведен на базе филиала г. Краснодара сети фитнес-клубов «Дом физкультурника». Контингент исследуемых составили 32 женщины в возрасте 36-45 лет, которые в течение девяти месяцев посещали занятия акваэробикой.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности применения методики занятий ак-вааэробикой с женщинами второго периода зрелого возраста. Достоверно установлены положительные изменения в психическом состоянии, оценивающие уровень реактивной и личностной тревож-
ности, вегетативный коэффициент и суммарное отклонение от аутогенной нормы занимающихся женщин экспериментальной группы.
Выявлены достоверные изменения в показателях физической подготовленности женщин по параметрам силы, быстроты, выносливости и гибкости, что свидетельствует о правильном применении методики занятий на основе аквааэробики для женщин 36-45 лет. Отмеченные положительные изменения психофизического состояния женщин контрольной группы были несколько снижены.
Результаты педагогического эксперимента позволяют сделать вывод, что регулярные занятия по разработанной методике занятий аквааэробикой для женщин зрелого возраста позволяют достоверно повысить уровень психофизического состояния. Следовательно, разработанную методику занятий аквааэроби-кой для женщин 36-45 лет можно рекомендовать к применению в фитнес-клубах и оздоровительных центрах.
Ключевые слова: аквааэробика, фитнес, психическое состояние, физическая подготовленность, женщины 36-45 лет.
Для цитирования: Трофимова О.С., Ончукова Е.И., Килимник А.А. Влияние методики занятий аквааэроби-кой на психофизическое состояние женщин 36-45 лет // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 3. - С. 55-61.
For citation: Trofimova O., Onchukova E., Kilimnik A. Influence of method of aqua aerobics sessions on
psychophysical condition of 35-45 year-old women. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2018, no 2, pp. 55-61 (in Russian).
Актуальность исследования. В современных социально-экономических условиях возрастает роль женщины как важной трудовой единицы. Именно женщины в возрасте 36-45 лет составляют основу трудоспособного населения, поскольку данный возрастной диапазон является наиболее работоспособным среди женского населения, так как женщина уже располагает широким арсеналом трудовых знаний, умений и опыта [8, с. 143; 13, с. 68].
Однако наряду с трудовой деятельностью, женщина вынуждена выполнять целый ряд социальных функций, таких как семейные, социальные, воспитательные, репродуктивные. В связи с большим количеством функций, возложенных на женщину, необходимо прежде всего уделять внимание проблеме ее полноценного физического развития, соматического и психического здоровья. Поэтому особое внимание следует уделять вопросам повышения психофизического состояния женщин зрелого возраста, их стрессоустойчивости и профессионального долголетия [9, с. 8].
Рядом авторов отмечаются причины снижения общего психофизического состояния женщин в начале второго периода половой зрелости. К ним относят: снижение двигательной активности и профессиональную гиподинамию, несбалансированное питание и отсутствие режима приема пищи, появление вредных пристрастий (употребление алкоголя и табакокурение), нервное перенапряжение и стрессы [7, с. 76; 12, с. 52]. Все эти факторы в комплексе приводят к понижению уровня физического состояния, психоэмоциональным расстройствам, что способствует быстрой утомляемости и преждевременному старению женщин.
Эффективным способом снижения темпов старения, сохранения трудового долголетия являются регулярные занятия двигательной активностью. Особенно это актуально для женщин среднего возраста, в связи с тем, что именно в этот период начинаются возрастные физиологические и биохимические изменения, замедляются обменные процессы, что приводит к значительному снижению психофизического состояния [3, с. 17; 10, с. 125; 11, с. 56]. Современная оздоровительная физическая культура обладает широким арсеналом средств и методов, способствующих снижению негативных последствий гиподинамии женщин, а также повышению их психического здоровья. В последнее время, женщины 36-45 лет все чаще выбирают групповые фитнес-программы направленные не только на улучшение физического развития, но и на повышение эмоциональной стабильности, снижение стресса и улучшение психического здоровья [1, с. 258; 2, с. 37; 4, с. 50, 5, с. 14].
Акваэробика как фитнес-технология имеет комплексное воздействие на все стороны здоровья, повы-
шая уровень развития основных физических качеств, а также способствует повышению стрессоустойчивости. Однако исследований, связанных с комплексностью воздействия аквааэробики на психофизическое состояние женщин периода 36-45 лет, недостаточно. Данный тезис и определил важность педагогического исследования эффективности занятий аквааэробикой на коррекцию психофизического состояния женщин 36-45 лет.
Цель исследования - обосновать эффективность использования разработанной методики занятий аква-эробикой на коррекцию психофизического состояния женщин 36-45 лет в условиях фитнес-клуба.
Методика и организация исследования.
Педагогический эксперимент был проведен на базе филиала г. Краснодара сети фитнес-клубов «Дом физкультурника». Контингент исследуемых составил две группы, контрольную и экспериментальную, по 16 женщин 36-45 лет в каждой. Для оценки эффективности занятий проводили контрольное тестирование в начале и по окончании педагогического эксперимента.
Женщины контрольной группы занимались групповыми программами в соответствии с концепцией фитнес-клуба, с использованием общепринятой методики занятий.
При занятиях с женщинами экспериментальной группы использовали разработанную методику занятий аквааэробикой на основе преимущественного избирательного влияния упражнений на конкретные мышечные группы. Занятия проводили два раза в неделю, продолжительностью 60 минут. Все подобранные упражнения были объединены по блокам целевого мышечного воздействия. Во время занятий каждый последующий блок упражнений был направлен на тренинг отдельной мышечной группы, последовательно включались в процесс тренировки мышцы плечевого пояса, мышцы спины, брюшного пресса и ног (таблица 1).
Для повышения интенсивности занятий по предложенной методике использовали специальный дополнительный инвентарь для занятий водным фитнесом: нудлы, водные ботинки, пояса для аквааэробики, перчатки, гантели для аквааэробики, мячи. При проведении занятий выбирали упражнения с высоким уровнем вовлечения всех мышечных групп в период тренинга и обладающие высоким уровнем энергоемкости в воде (рисунок 1).
Распределение физической нагрузки на занятии происходило волнообразно - четыре пика, согласно количеству блоков упражнений, значение частоты сердечных сокращений увеличивалось до предельных значений для данной возрастной категории занимающихся - 145-155 уд/мин. Использовался непрерывный способ выполнения упражнений, которые проводились в зоне низкой и средней интенсивности, пульс соответствовал 130-135 уд/мин, 65-75% ЧСС max, не превышая границ 150-158 уд/мин.
Таблица 1
Структура построения занятий аквааэробикой в экспериментальной группе
^^^^^^^ Блоки Часть ^^^^^^ 1 2 3 4
Подготовительная (10-15 мин) Подводящие упражнения для разогрева мышц. Подготовка к использованию специального оборудования для занятий в воде (пояса-утяжелители, перчатки, нудлы, ботинки, гантели)
Основная (35-45 мин) Упражнения для мышц плечевого пояса Упражнения для мышц ног Упражнения для мышц пресса Упражнения для мышц спины
Заключительная (5-10 мин) Упражнения на растягивание мышц, упражнения на восстановление дыхания.
Рисунок 1. Занятие аквааэробикой с использованием специального оборудования (пояса-утяжелители, мячи)
Результаты исследования. Для оценки эффективности влияния методики занятий аквааэробикой на психофизическое состояние женщин 36-45 лет проводили контрольные срезы по показателям психического состояния и физической подготовленности занимающихся в обеих группах. На начало педагогического эксперимента статистически значимых различий между двумя группами по исследуемым параметрам выявлено не было.
Для определения личностных характеристик, психической готовности к занятиям, субъективной оценки своего состояния женщин проводилась оценка их психологического состояния. Оценка вегетативного коэффициента и суммарного отклонения от аутогенной нормы производилась по восьмицветовому тесту М. Люшера и его модификации «Попарные сравнения» [6]. Суммарное отклонение от аутогенной нормы цветовых предпочтений служит эталоном для интеграль-
ной оценки психофизического состояния. Оценка уровня реактивной и личностной тревожности проводилась по методике Ч.Д. Спилбергера, Ю.Ханина, предназначенной для самооценки уровня тревожности в данный момент - реактивная тревожность как состояние и личностная как устойчивая характеристика человека (таблица 2).
В экспериментальной группе женщин выявлено снижение личностной и реактивной тревожности, где уровень понизился и достиг границ умеренного. В контрольной группе занимающихся данные показатели также снизились до умеренного уровня (Р<0,05).
Показатели вегетативного коэффициента достоверно изменились с уровня «усталости и склонности к накоплению сил» к уровню «работоспособности», что говорит о сравнительно повышенном тонусе симпатической нервной системы занимающихся.
Таблица 2
Динамика показателей психического состояния женщин до и после педагогического эксперимента (М±m)
Показатели Контрольная группа А, % Экспериментальная группа А, %
исходные данные итоговые данные исходные данные итоговые данные
Реактивная тревожность, усл.ед. 42,65 ±3,18 высокий 35,8±2,54* умеренный 15 44,63±1,07 высокий 35,25±1,05* умеренный 20
Личностная тревожность, усл.ед 44,35±3,46 высокий 38,41 ±2,76* умеренный 13 46,31±1,68 высокий 39,8±1,01* умеренный 14
Вегетативный коэффициент, усл. ед. 0,76±0,07 усталость 1,11 ±0,09* работоспособность 45 0,81 ±0,05 усталость 1,18±0,05* работоспособность 46
Суммарное отклонение от аутогенной нормы, усл.ед. 13,88±1,28 комфорт-дискомфорт 11,29±0,82* комфорт 19 14,88±0,87 комфорт-дискомфорт 10,81 ±0,45* комфорт 27
Примечания: * - достоверность при Р < 0,05
Таблица 3
Показатели физической подготовленности женщин контрольной и экспериментальной групп до и после
педагогического эксперимента (М±m)
Показатели Контрольная Д, % Экспериментальная Д, %
исходные данные итоговые данные исходные данные итоговые данные
Сила (кистевая динамометрия), кг 25,1±1,13 24,76±1,12 2 22,42±0,89 25,79±1,08* 14,3
Быстрота (эстафетный тест), см 16,12±0,7 14,34±0,47*. 12,5 17,65±0,69 13,9±0,92* 21
Гибкость (наклон вперед стоя), см 5,41±0,76 7,63±0,81** 42 4,36±2,32 8,21±1,79** 88
Выносливость (сгибание туловища из положения лежа на спине), раз/мин. 13,26±1,39 16,28±1,31* 33 12,86±1,89 20,76±1,9** 59
Координация (проба Ром-берга), с 7,05 ±0,48 11,05±0,74** 57 7,87±0,86 13,3±1,87** 71
Сила (сгибание-разгибание рук в упоре лежа), раз 7,14±0,67 12±0,5** 67 6,73±0,51 12,5+0,53** 71
Примечания: * - достоверность при Р <0,05; ** - достоверность при Р < 0,01
Показатели суммарного отклонения от аутогенной нормы показывают влияние экспериментальной методики на состояние «комфорта-дискомфорта» занимающихся женщин. В результате повторного тестирования было выявлено, что произошло достоверное улучшение по данному параметру в сторону психического комфорта. На период начала педагогического эксперимента женщины в обеих группах определяли свое
состояние как промежуточное и находились в зоне «комфорта-дискомфорта».
После педагогического эксперимента были выявлены положительные изменения при оценке психического состояния у женщин экспериментальной группы. Следовательно, можно сделать предположение, что разработанная методика занятий аквааэробикой способствует стабилизации психического состояния жен-
щин зрелого возраста, способствует снижению реактивной и личностной тревожности, а также способствует повышению вегетативного коэффициента до уровня «работоспособность». Можно предположить, что переход женщин экспериментальной группы в состояние психического комфорта в результате педагогического эксперимента будет способствовать качественному выполнению возложенных на них социально-бытовых функций, а также стабилизирует состояние их психического здоровья.
Эффективность воздействия разработанной методики занятий аквааэробикой на физическую подготовленность женщин 36-45 лет оценивали при помощи стандартных контрольных упражнений: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, наклон вперед стоя, сгибание туловища из положения лежа на спине за 60 с, кистевая динамометрия, проба Ромберга, эстафетный бег (таблица 3).
Перед проведением педагогического тестирования все женщины получали допуск врача к занятиям физической культурой, противопоказаний к занятиям не имели.
При оценке показателей физической подготовленности в контрольной и экспериментальной группе была выявлена положительная динамика - достоверно улучшились показатели гибкости, силы, быстроты, координации и выносливости (Р<0,05), но показатель силы сгибателей кисти достоверного прироста достиг только в экспериментальной группе.
Выводы. На основе полученных данных по результатам педагогического эксперимента можно заключить, что применение методики занятий аквааэробикой для женщин 36-45 лет, направленной на повышение психофизического состояния, эффективно способствует улучшению показателей физической подготовленности и психического состояния занимающихся экспериментальной группы. Выявленная динамика всех показателей в экспериментальной группе значительно выше по сравнению с результатами в контрольной группе.
Доказанная эффективность влияния методики занятий аквааэробикой на основе преимущественного избирательного влияния упражнений на конкретные мышечные группы, воздействуя на психофизическое состояние занимающихся, может способствовать ее внедрению в физкультурно-оздоровительный процесс женщин 36-45 лет в условиях фитнес-клуба.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Булгакова Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. пособие для студентов / Н.Ж. Булгакова. - М.: Academia, 2005. - 429 с.
2. Быков А.Т. Гидротерапия: роль погружения в воду и физических упражнений в ней / А.Т. Быков и др. // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2009. - № 1 (28). - С. 30-42.
3. Васильева И.В. Содержание и методика занятий водной аэробикой с женщинами зрелого возраста: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / И.В. Васильева. - М., 2004. - 23 с.
4. Головина Е.А. Аквааэробика в фитнес-клубе как одна из физкультурно-оздоровительных технологий для женщин второго зрелого возраста / Научный форум: педагогика и психология, сборник статей по материалам X международной заочной научно-практической конференции. - 2017. - С. 48-52.
5. Дворкин Л.С. Естественно-научные основы спортивно-оздоровительной деятельности человека: учебное пособие / Л.С. Дворкин, А.А. Тарасенко, О.С. Трофимова, Н.И. Дворкина. - Краснодар: ФГОУ ВО КГУФКСТ, 2017. - 376 с.
6. Люшер М. Сигналы личности / М. Люшер. - Воронеж, 1995. - 173 с.
7. Малкина-Пых И.Г. Женские проблемы. Зачем тебе болеть?/ И.Г. Малкина-Пых, И.В. Стефанович, И.Х. Малкина-Пых. - СПб.: Изд-во БХВ. - СПб, 2006. - 128 с.
8. Романенко Н.И. Теория и методика избранного вида спорта: учебное пособие / Н.И. Романенко, О.С. Трофимова, Н.И. Дворкина. - Краснодар: КГУФКСТ, 2017.
- 260 с.
9. Савин С.В. Педагогическое проектирование занятий фитнесом с женщинами зрелого возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.В. Савин. - М, 2008. - 24 с.
10. Теоретические основы физкультурно-оздоровительной деятельности: учебное пособие / Н.И. Дворкина, Е.И. Ончукова. - Краснодар: ФГБОУ ВО КГУФКСТ, 2018. - 174 с.
11. Трофимова О.С. Влияние занятий фитнес-йогой на физическое состояние женщин 30-35 - летнего возраста / О.С. Трофимова, Е.И. Ончукова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар. -2017. - № 3. - С. 55-58.
12. Трофимова О.С. Мотивация к занятиям фитнесом женщин первого периода зрелого возраста / О.С. Трофимова, А.А. Тюнин // Международный научно-исследовательский журнал №10 (64). - Октябрь 2017.
- С. 51-54.
13. Филимонова О.С. Современные физкультурно-оздоровительные технологии: учебно-методическое пособие / О.С. Филимонова, Н.И. Романенко - Краснодар: ФГБОУ ВПО КГУФКСТ, Парабеллум, 2015. - 104 с.
14. Швец С.В. Фитнес - вызов нового времени / С.В. Швец // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 1. - С. 77-79.
INFLUENCE OF METHOD OF AQUA AEROBICS SESSIONS ON PSYCHOPHYSICAL CONDITION OF 35-45 YEAR-OLD WOMEN
O. Trofimova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Physical Education and Health Technologies Department,
E. Onchukova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Physical Education and Health Technologies Department,
A. Kilimnik, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Anatomy and Sport Medicine Department,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161,
e-mail: [email protected].
The article presents the study results of the influence of the correction method of psychophysical condition of 3645 year-old women on the basis of the use of aqua aerobics in a fitness club.
In the modern health improvement system among the variety of fitness programs, one of the main consumers of fitness services are women in the 36-45 year age range. This is primarily due to the continued increase in the popularity of health activities, fitness clubs, variety of modifications of famous fitness programs.
The most popular group of fitness program for women of the second period of mature age is aqua aerobics. It is aqua aerobics which has a wide arsenal of tools and methods not only to improve physical preparedness of women of this age group, but also to correct their mental condition.
The pedagogical experiment has been conducted at the branch of Krasnodar network of fitness clubs «House of a recreational athlete». The studied contingent was 32 women aged 36-45 years old, who had attended water aerobics classes for nine months. The obtained results testify the effectiveness of the use of the water aerobics method with women of the second period of mature age. The reliable positive changes in the psychophysical condition, assessing the level of reactive and personal anxiety, the vegetative coefficient and the total deviation from autogenous norm of the practicing women of the experimental group have been revealed. The significant changes in the indicators of physical preparedness of women in the parameters of strength, speed, endurance and flexibility have been found, which indicate the correct implementation of the training method on the basis of aqua aerobics for 36-45 year-old women. The observed positive changes of women's psychophysical condition of the control group have been slightly reduced.
The results of the pedagogical experiment allow to conclude that regular classes with the use of the developed method of water aerobics for women of mature age can significantly improve the level of psychophysical condition. Therefore, the developed method of water aerobics
for 36-45 year-old women can be recommended for use in fitness clubs and health centers.
Keywords: aqua aerobics, fitness, mental condition, physical preparedness, 35-45 year-old women.
References:
1. Bulgakov N. Ozdorovitel'noe, lechebnoe iadaptivnoepla-vanie [Health, medical and adaptive swimming]. M, Academia, 2005, 429 p. (in Russian).
2. Bykov A.T. et al. Hydrotherapy: the role of immersion in water and exercise in it. Fizkul'tura vprofilaktike, lechenii i reabilitacii [Physical Education in prevention, treatment and rehabilitation], 2009, no. 1 (28), pp. 30-42. (in Russian).
3. Vasilyeva I.V. Content and methodology of the water aerobics class with the women of Mature age Candidate's thesis. M., 2004, 23 p. (in Russian).
4. Golovina E.A. water Aerobics in a fitness club as one of the sports and health technologies for women of the second adulthood. Nauchnyj forum: pedagogika i psi-hologiya, sbornik statej po materialam X mezhdunarod-noj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [In the collection: scientific forum: pedagogy and psychology, a collection of articles on the materials of the X international correspondence scientific and practical conference], 2017, pp. 48-52. (in Russian).
5. Dvorkin L.S., Tarasenko A.A., Mills O.S., Dvorkin N. Es-testvenno-nauchnye osnovy sportivno-ozdorovitel'noj deyatel'nosti cheloveka [Natural science foundations of sports and recreational activities of a person], Krasnodar, FGOU IN CGOPXD, 2017, 376 p. (in Russian).
6. Luscher M. Signaly lichnosti [Signals personality], Voronezh, 1995, 173 p. (in Russian).
7. Malkina-Pykh I.G., Stefanovich V., Malkina-Pykh I.H. Zhen-skie problemy. Zachem tebe bolet? [Women's problems. Why would you root for?], Publishing house of BHV-SPb, 2006, 128 p. (in Russian).
8. Romanenko N., Mills O.S., Dvorkin N. Teoriya i metodika izbrannogo vida sporta [Theory and methodology of chosen sport], Krasnodar, KGUFKST, 2017, 260 p. (in Russian).
9. Savin S.V. Pedagogical design of fitness classes with women of Mature age: Extended abstract of candidate's thesis. M, 2008, 24 p. (in Russian).
10. Dvorkina N.I., Onchukova E.I. Teoreticheskie osnovy fizkul'turno-ozdorovitel'noj deyatel'nosti: uchebnoe poso-bie [Theoretical foundations of physical activity]. Krasnodar, FGOU IN CGOPXD, 2018, 174 p. (in Russian).
11. Trofimova O.S., Onchukova E.I. The influence of fitness yoga on the physical condition of women 30-35 years of age. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2017, no 3, pp. 55-58 (in Russian).
12. Trofimova O.S., Tyunin A. Motivation for fitness training of women of the first period of adulthood. Mezhdunar-odnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International research journal], № 10 (64), October 2017, pp. 51-54. (in Russian).
13. Filimonova O.S., Romanenko N. Sovremennye fizkul'turno-ozdorovitel'nye tekhnologii [Modern sports and recreation technology], Krasnodar, FGBOU VPO CGOPXD, Parabellum, 2015, 104 p. (in Russian).
14. Shvets S.V. Fitness challenge of the new time. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical education: education, training], 2013, no. 1, pp. 77-79. (in Russian).
Поступила / Received 15.06.2018
Принята в печать / Accepted 13.09.2018