Научная статья на тему 'Влияние финансового кризиса на развитие малого и среднего предпринимательства в республике Адыгея'

Влияние финансового кризиса на развитие малого и среднего предпринимательства в республике Адыгея Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
934
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ешугова Светлана Кадирбечивна, Кумпилова Анжелика Руслановна

В статье рассматриваются результаты мониторинга развития малого и среднего предпринимательства на территории РА в целях выявления факторов влияющих на развитие бизнеса, разработки прогнозов, подготовки аналитической информации, необходимой для принятия решений о мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ешугова Светлана Кадирбечивна, Кумпилова Анжелика Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние финансового кризиса на развитие малого и среднего предпринимательства в республике Адыгея»

УДК [338.22:336] (470.621)

ББК 65.050 Е-96

Ешугова Светлана Кадирбечивна, кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита финансово-экономического факультета Майкопского государственного технологического университета, т.: (8772)571218;

Кумпилова Анжелика Руслановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и логистики финансово-экономического факультета Майкопского государственного технологического университета, т.: (8772)523242.

ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ

(рецензирована)

В статье рассматриваются результаты мониторинга развития малого и среднего предпринимательства на территории РА в целях выявления факторов влияющих на развитие бизнеса, разработки прогнозов, подготовки аналитической информации, необходимой для принятия решений о мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: мониторинг, субъекты малого предпринимательства, финансовый кризис, налогообложение, государственная поддержка.

Eshugova Svetlana Kadirbechivna, Candidate Of Economics, professor of the department of Finance and Credit of Finance and Economics Faculty, Maikop State Technological University, tel.: (8 772) 571218;

Kumpilova Angelica Ruslanovna, Candidate Of Economics, associate professor of Marketing and Logistics Department of Finance and Economics Faculty, Maikop State Technological University, tel: (8772) 523242.

IMPACT OF FINANCIAL CRISIS ON THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM

BUSINESS IN THE REPUBLIC OF ADYGEA

The article discusses the results of monitoring the development of small and medium enterprises on the territory of the Republic of Adygea in order to identify factors influencing the development of business, to develop projections, to prepare analytical information for decision-making on measures of state support for small and medium businesses.

Keywords: monitoring, small businesses, the financial crisis, taxation, government support.

Развитие малого бизнеса становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы малого предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период.

Развитие малого предпринимательства позволяет решать такие социальные задачи, как создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы и социальной напряженности, формирование среднего класса и повышение уровня жизни жителей республики.

Мировая практика показывает, что при благоприятных условиях малое предпринимательство способно стать основой экономики. Эти условия могут быть созданы властными структурами лишь при наличии полной, достоверной и своевременной информации о состоянии дел в данном секторе экономики в целом, а также по отдельным проблемным блокам. Без указанной информации невозможно формирование и проведение эффективной политики поддержки малого предпринимательства.

В рамках Республиканской программы развития малого и среднего предпринимательства [1] на 2009-2011 годы, утвержденной Постановлением Государственного Совета-Хасэ Республики

Адыгея от 29 октября 2008 года №976-ГС, финансово-экономическим факультетом ГОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет» проведен мониторинг развития малого и среднего предпринимательства. Мониторинг призван отследить изменения, происходящие под влиянием кризиса во внешнем окружении субъектов малого и среднего бизнеса РА, и реакцию предпринимателей на эти изменения [2].

Финансовый кризис вызывает изменения во внешнем окружении компаний, обусловленные доступностью финансовых средств, персонала и недвижимости, поведением покупателей и поставщиков, административным и криминальным давлением. Изменения во внешнем окружении затрагивают различные аспекты деятельности самих компаний: меняются объемы продаж и рентабельность, компании реагируют изменением численности и зарплаты сотрудников, отпускных цен и объемов задолженностей.

Фактор государственной поддержки малого предпринимательства заключает в себе серьезный потенциал содействия развитию данного сектора. Вместе с тем, при оценке перспектив развития малого предпринимательства следует также иметь в виду влияние, оказываемое на него общим бизнес-климатом в стране и величиной административных, экономических и организационных барьеров.

Следует учитывать, что результативность государственной поддержки малого предпринимательства состоит в прямой связи с общей величиной административных, экономических и организационных барьеров: положительный эффект от последовательной реализации продуманной и обеспеченной необходимыми финансовыми ресурсами политики поддержки малого

предпринимательства может быть нивелирован негативными характеристиками институциональной среды, в которой функционирует малый бизнес.

Эффективность мер по поддержке малого предпринимательства органами исполнительной власти зависит от наличия информации о наиболее важных проблемах.

Мониторинг свидетельствует, что в настоящее время в Республике Адыгея, во многом благодаря проведенным мероприятиям по поддержке субъектов малого предпринимательства, ситуация в секторе малого и среднего бизнеса достаточно стабильна.

Анализ полученной информации позволил выявить основные проблемы, волнующие

предпринимателей, и определить направления, на которые, в первую очередь, должна быть

направлена поддержка республиканской и муниципальной власти.

Среди опрошенных индивидуальные предприниматели составляют 67%, общества с ограниченной ответственностью - 27%, закрытые акционерные общества - 4%, крестьянско-фермерские хозяйства - 2%.

Доминирующим сектором деятельности среди опрашиваемых предпринимателей практически во всех городах и районах Республики Адыгея является торговля. Значительная часть субъектов малого бизнеса (66%) представлена предпринимателями, работающими на рынке более 3 лет, что свидетельствует о динамике рынка - от роста к стабилизации.

Несмотря на тяжелые экономические условия 48,3% респондентов сохранили положительную динамику производства. На наш взгляд, это не только отражение стабильности экономической и политической ситуации в республике, но и результат эффективной государственной поддержки предпринимательства.

Поддержка и развитие малого и среднего бизнеса являются одним из приоритетных направлений республиканской антикризисной программы. В нынешней ситуации очень важно помочь субъектам МСП сохранить рабочие места. Социальную эффективность малого предпринимательства на региональном уровне можно оценивать системой показателей, таких, как снижение уровня безработицы, рост доходов, увеличение поступлений в бюджет за счет субъектов малого бизнеса. Достижение этих важнейших целей в определенной степени можно принять за основной социальный результат государственной поддержки. Вместе с тем, административное насаждение социально значимых видов деятельности в малом предпринимательстве неправомерно и неэффективно.

Основными проблемами в условиях экономического кризиса предприниматели считают снижение покупательского спроса (47%), недостаток оборотных средств (46,2%), высокие налоговые ставки (23,5%). Порядка 40% предпринимателей оценивают действия властей по преодолению экономического кризиса положительно.

Развитие рынков сбыта продукции субъектов малого и среднего бизнеса является приоритетным направлением при реализации мероприятий государственной поддержки в условиях кризиса. Принятие действенных мер по импортозамещению и экспортному (включая

межрегиональный экспорт) продвижению товаров малых и средних производственных предприятий поможет решить задачу снижения импортозависимости и расширения присутствия продукции малых и средних предприятий на региональных рынках, как в текущий момент времени, так и в долгосрочной перспективе. Именно поэтому мероприятия по стимулированию экономической активности МСП в условиях кризиса должны обеспечивать: сохранение и развитие рынков сбыта продукции; улучшение условий для производственной деятельности субъектов МСП; создание наиболее благоприятных условий для повышения конкурентоспособности групп инновационнопроизводственных субъектов МСП (поддержка кластеризации).

Положительные результаты достигнуты в кадровом, информационном, методическом обеспечении субъектов малого бизнеса. Органами государственной власти республики проделана большая работа в части совершенствования законодательной базы, расширения доступа к финансовым ресурсам, снижения административных и организационных барьеров. Однако 80% руководителей малых предприятий считают законодательство в сфере развития малого предпринимательства несовершенным. Из них 41,4% указывают на несовершенство налогообложения.

С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Около 65% опрошенных предпринимателей знакомы с основными статьями закона. Данный нормативный акт регламентирует проведение проверок организаций и частных предпринимателей различными контролирующими органами и направлен на снижение необоснованного административного вмешательства в сферу малого и среднего бизнеса. Наиболее действенным положением закона предприниматели считают обязательное уведомление о проведении проверок (30,2%).

Результаты проведенного мониторинга свидетельствуют о том, что ситуация в сфере контроля деятельности субъектов малого предпринимательства в связи с принятием закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не претерпела серьезных изменений. Вместе с тем, предприниматели настроены на позитивные изменения в работе контролирующих организаций. В этой связи особую важность приобретает необходимость масштабной ревизии полномочий контролирующих органов, упорядочения разрешительных, контрольных и надзорных функций государства по отношению к хозяйствующим субъектам. Представляется целесообразным сократить число и четко регламентировать порядок проведения проверок предприятий различными ведомствами. Применение государственных регулирующих механизмов нужно ограничить только задачами обеспечения безопасности производимой продукции, защиты интересов социально уязвимых групп населения, пресечения практики введения в заблуждение потребителей.

В процессе своей деятельности субъекты МСП сталкиваются с рядом существенных проблем, в решении которых поддержка органов местного самоуправления играет очень важную роль. Сформирована инфраструктура поддержки малого предпринимательства, обеспечивающая комплексный подход к удовлетворению потребностей малого бизнеса в финансовой, имущественной, информационной и иных видах поддержки.

Несмотря на существование различных форм поддержки малого и среднего предпринимательства, наиболее значимой предприниматели считают финансовую поддержку. Незначительна доля маркетинговой поддержки, что свидетельствует о неосведомленности субъектов малого бизнеса о наличии подобных услуг или о нежелании их использования.

Основные проблемы субъектов малого предпринимательства в условиях экономического кризиса носят финансовый характер. Это - недостаток оборотных средств, а также затрудненный доступ к банковским кредитным услугам как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов. Снижение спроса на продукцию при неизменном уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса. Риск неплатежей от контрагентов приведет к отказу от работы с некоторыми из них, снижению нормы прибыли, повышению затоваривания. Как показал опрос, 48,6% предпринимателей имели опыт привлечения необходимых финансовых средств в кредитных организациях. Представляется целесообразным увеличить эффективность использования механизма лизинга оборудования и технологий для поддержки малого бизнеса. Лизинг как метод инвестирования используют лишь 3,4% опрошенных предпринимателей. Особенно

важно при этом участие местных властей. Часть лизинговых платежей должна субсидироваться государством или покрываться за счет льготы по уплате налогов.

Одной из наиболее актуальных в развитии малого и среднего бизнеса является проблема налогообложения. Государство периодически облегчает налоговое бремя для субъектов МСП. Тем не менее, 30,3% предпринимателей считают существующие налоговые условия неблагоприятными. Наиболее острой проблемой респонденты считают нечеткость, сложность, противоречивость налоговых формулировок (31,2%).

Таким образом, общие показатели развития малого предпринимательства в республике отражают позитивные тенденции его развитии.

Развитие малого и среднего предпринимательства и переход его на качественно новый уровень участия в формировании валового регионального продукта республики требуют существенного расширения возможностей для субъектов малого и среднего предпринимательства в вопросах формирования благоприятной внешней среды для развития МСП, поддержки субъектов предпринимательства в производственной и инновационной сферах, жилищно-коммунальном хозяйстве, производстве и переработке сельхозпродукции, здравоохранении, сфере защиты окружающей среды, бытовых услуг и ремесленничестве.

Литература:

1. Республиканская программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009-2011 гг.

2. Ешугова С.К., Кумпилова А.Р. Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Адыгея. Майкоп: Магарин О.Г., 2009. 36 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.