Научная статья на тему 'Совершенствование системы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в нестабильных экономических условиях'

Совершенствование системы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в нестабильных экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1200
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОД-ДЕРЖКА / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ГОСУДАРСТ-ВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / GOVERNMENT REGULATION / STATE SUPPORT / SMALL BUSINESS / PROGRAM-TARGET APPROACH / GOVERNMENT PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ешугова Светлана Кадирбечивна, Хамирзова Саида Казбековна

В статье рассматривается необходимость формирования эффективной системы государственного регулирования и поддержки субъектов малого предпринимательства с целью реализации действенных мер по стимулированию их развития. Кроме того, в статье исследуется эффективность реализуемых государственных мер по развитию малого предпринимательства с точки зрения их функциональной и экономической результативности, обозначены основополагающие принципы их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ешугова Светлана Кадирбечивна, Хамирзова Саида Казбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the system of state regulation and support of small business in volatile economic environment

The article discusses the need to form an effective system of state regulation and support of small businesses in order to implement effective measures to stimulate their development. In addition, the article examines the effectiveness of implemented state measures for the development of small businesses in terms of their functional and economic performance, outlines fundamental principles for their implementation.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в нестабильных экономических условиях»

УДК 338.22 ББК 65.290-2 Е-96

Ешугова Светлана Кадирбечивна, кандидат экономических наук, доцент, декан факультета экономики и сервиса ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»; 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 191; тел.: 8(8772)521155;

Хамирзова Саида Казбековна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»; 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 191; тел.: 8(8772)521155

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В НЕСТАБИЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

(рецензирована)

В статье рассматривается необходимость формирования эффективной системы государственного регулирования и поддержки субъектов малого предпринимательства с целью реализации действенных мер по стимулированию их развития. Кроме того, в статье исследуется эффективность реализуемых государственных мер по развитию малого предпринимательства с точки зрения их функциональной и экономической результативности, обозначены основополагающие принципы их реализации.

Ключевые слова: государственное регулирование, государственная под-держка, малое предпринимательство, программно-целевой подход, государст-венные программы.

Eshugova Svetlana Kadirbechivna, Candidate of Economics, an associate professor, Dean of the Faculty of Economics and Service of FSBEI HE "Maikop State Technological University"; 385000, Maikop, 191 Pervomayskaya str.; tel: 8 (8772) 521155;

Khamirzova Saida Kazbekovna, Candidate of Economics, an associate professor of the Department of Finance and Credit of FSBEI HE "Maikop State Technological University"; 385000, Maikop, 191 Pervomayskaya str.; tel: 8 (8772) 521155

IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF STATE REGULATION AND SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN VOLATILE ECONOMIC

ENVIRONMENT

(reviewed)

The article discusses the need to form an effective system of state regulation and support of small businesses in order to implement effective measures to stimulate their development. In addition, the article examines the effectiveness of implemented state measures for the development of small businesses in terms of their functional and economic performance, outlines fundamental principles for their implementation.

Keywords: government regulation, state support, small business, program-target approach, government programs.

Необходимость создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства, а также формирования эффективной системы его государственного

регулирования и поддержки является одним из приоритетных направлений российской экономики в современных экономических условиях. Однако, реализуемые в настоящее время государственные меры по поддержке малых предприятий (такие как снижение фискальной нагрузки, ограничение административных барьеров, изменение требований к регистрации и лицензированию конкретных видов деятельности) не привели к существенному росту предпринимательских структур в экономической системе России [4]. Доля малого предпринимательства в валовом национальном продукте остается низкой по сравнению с подавляющим числом развитых стран, также как и численность занятых в данном секторе экономики (примерно 25% экономически активного населения России, что в 2,5 раза ниже аналогичного показателя в развитых странах).

Несмотря на активизацию федеральных мер по поддержке малого предпринимательства, в настоящее время наблюдается сокращение общего числа малых предприятий, часть из которых уходит в «тень», что отражается на динамике региональных бюджетов, а также необеспеченности решений социально-экономических проблем регионов. Согласно представленной и утвержденной распоряжением Правительства России от 2 июня 2016 г. №1083-р Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года, малый и средний бизнес является базой для создания 22 млн. рабочих мест, как на условиях владения, так и самозанятости [1]. Именно поэтому задача управления развитием предпринимательского потенциала на всех уровнях власти становится приоритетно важной и стратегически значимой.

В процессе управления развитием сектора малого предпринимательства реализуются региональные государственные программы (подпрограммы), которые разрабатываются исполнительными органами власти с учетом имеющегося в регионе ресурсного обеспечения. При этом региональные программы должны коррелировать с федеральными целями устойчивого социально-экономического развития страны.

В Республике Адыгея создана государственная система регулирования и поддержки малого предпринимательства, основной задачей которой является увеличение региональных социально-экономических показателей развития данного сектора экономики, а именно: общей численности зарегистрированных малых предприятий, количества работников малых предприятий, инвестиций в основной капитал малых предприятий, годового оборота малых предприятий, объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона и др.

При этом предпринимаемые государством меры по развитию малого предпринимательства рассматриваются с двух позиций:

- меры, реализуемые при стабильном социально-экономическом развитии экономики, - предполагают выработку стратегических решений, направленных на долгосрочное устойчивое развитие (включая имущественную, инфраструктурную, информационную поддержку и т.д.);

- меры, реализуемые при кризисном функционировании экономики, -представлены тактическими мерами, созданием благоприятных условий для поддержки и развития предпринимательства, таких как льготное налогообложение, финансовая

поддержка (предоставление грантов, субсидирование процентных ставок по кредитам и др.) и т.д.

Оценка результативности мероприятий государственного регулирования и поддержки развития малого предпринимательства производится в соответствии с Указами Президента РФ №596 и №1276, а также распоряжением Правительства РФ от 10.04.2014 №570-р на основе следующих показателей:

- приращение оборота производимой малыми предприятиями продукции и услуг в процентах к предыдущему году;

- прирост числа субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории региона, в процентах к предыдущему году.

При оценке результативности и эффективности необходимо учитывать объемы финансовых ресурсов, направляемых на государственную поддержку малого бизнеса из источников всех уровней (федерального, регионального, муниципального бюджетов). Так, в 2017 году на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» было направлено 431,99 млн. руб., в том числе 46,5 млн. руб. из республиканского бюджета Республики Адыгея; 209,1 млн. руб. из федерального бюджета; 176,4 млн. руб. - возвратные средства объектов инфраструктур поддержки малого и среднего предпринимательства. Государственную поддержку (финансовую, имущественную, образовательную и консультационную) получили 1796 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе финансовую - 176 субъектов на сумму 204,6 млн. руб. [2].

Региональные органы власти несут прямую административную ответственность за целевое расходование, а также обеспечение эффективности и результативности использования государственных бюджетных средств при реализации мероприятий поддержки малого предпринимательства.

Несмотря на снижение числа малых предприятий в Республике Адыгея с 4498 в 2016 г. до 3772 в 2017 г., их оборот вырос за тот же период в 48793,4 млн. руб. до 57423,7 млн. руб., что свидетельствует об эффективности деятельности региональных властей в сфере развития малого предпринимательства.

Рис. 1. Динамика показателей деятельности малых предприятий в Республике Адыгея в 2013-2017 гг. [3] Эффективность государственных мер поддержки малого предпринимательства определяется количественно, с учетом оказываемого воздействия на улучшение основных показателей деятельности малых предприятий. В этой связи все государственные меры поддержки малого предпринимательства, исходя из их эффективности в кризисных условиях, оцениваются как: имеющие минимальную эффективность, среднюю эффективность или высокую эффективность.

В таблице 1 представлены результаты анализа государственных мер по регулированию и поддержке малого предпринимательства. Приведенные государственные меры развития малого предпринимательства не изолированы друг от друга и находятся в комплексной взаимосвязи друг с другом [5].

Таблица 1 - Анализ государственных мер по развитию малого предпринимательства

Перечень государственных мер Эффективность

1. Институциональные факторы

1.1. Совершенствование налогового законодательства (ограничение роста фискальной нагрузки; уменьшение налоговой нагрузки на начальном этапе реализации бизнес-плана; применение специальных налоговых режимов; улучшение функционирования системы оплаты страховых взносов. высокая

1.2. Совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности малых предприятий, уменьшение административного воздействия на малый бизнес, упрощение процедур выдачи лицензий и сертификатов, защита прав предпринимателей. высокая

1.3. Совершенствование системы обязательного и добровольного страхования деятельности малых предприятий. средняя

1.4. Совершенствование налогообложения и таможенной регламентации внешнеторговой деятельности малых предприятий. высокая

1.5. Расширение системы государственных закупок с участием малых предприятий. высокая

1.6. Лицензирование деятельности малых предприятий в сфере интеллектуальной деятельности. низкая

1.7. Развитие института - бизнес-омбудсмена в целях защиты прав предпринимателей. средняя

1.8. Стимулирование развития малых предприятий в приоритетных отраслях экономики. средняя

2. Материальные факторы

2.1. Совершенствование системы предоставления государственных гарантий и страхования кредитных обязательств малых предприятий. высокая

2. Государственная поддержка коммерческих банков, кредитующих малый бизнес. высокая

2.3. Совершенствование деятельности Фондов поддержки предпринимательства. средняя

2.4. Создание специальных экономических зон с льготными условиями деятельности малых предприятий, в том числе с привлечением иностранных инвестиций. средняя

2.5. Совершенствование системы кредитования и микрофинансирования малых предприятий. высокая

Продолжение таблицы 1

3. Информационные факторы

3.1. Развитие информационной инфраструктуры поддержки деятельности малых предприятий, создание региональных информационно-аналитических центров. средняя

3.2. Разработка специальной методической литературы по вопросам организации бизнеса, лицензирования, изменений законодательства о малых предприятиях. средняя

3.3. Унификация государственной статистической отчетности о текущей деятельности малых предприятий. низкая

3.4. Пропаганда предпринимательской деятельности среди молодежи (разработка и реализация программ молодежного предпринимательства). средняя

3.5. Активизация выставочной деятельности малых предприятий. средняя

3.6. Разработка мероприятий по повышению престижа предпринимательской деятельности. низкая

3.7. Мониторинг эффективности государственной поддержки малого бизнеса с учетом международных стандартов. средняя

4. Технические факторы

4.1. Активизация финансирования деятельности малых предприятий по лизинговым договорам и банковскому кредитованию. высокая

4.2. Совершенствование инфраструктурной поддержки деятельности малых предприятий: бизнес-инкубаторы, технополисы, технограды и т.д. средняя

4.3. Совершенствованию технического обеспечения малых инновационных предприятий. высокая

4.4. Расширение объемов имущественной поддержки малых предприятий. средняя

4.5. Внедрение программ энергосбережения для малых предприятий. низкая

5. Организационные факторы

5.1. Расширение объемов внешнеторговой деятельности малых предприятий. средняя

5.2. Повышение доступности для малых предприятий инженерно-технологических сетей. высокая

5.3. Совершенствование инструментов продвижения продукции малых предприятий на существующих и новых рынках. высокая

5.4. Стимулирование взаимодействия малых предприятий в рамках кластеров в приоритетных отраслях российской экономики. высокая

5.5. Привлечение малых предприятий к закупкам работ, товаров, услуг у крупного бизнеса через систему субконтрактации. высокая

6. Человеческие факторы

6.1. Совершенствование системы образования в целях развития необходимых компетенций для реализации предпринимательской инициативы. низкая

6.2. Адаптация соответствующих учебных стандартов для ВУЗов и СУЗов, реализующих подготовку, переподготовку, повышение квалификации в сфере малого предпринимательства. низкая

6.3. Государственное стимулирование организаций к осуществлению обучения и переподготовки кадров для малых предприятий. низкая

6.4. Внедрение учебных программ для повышения квалификации работников малых предприятий. низкая

6.5. Повышение финансовой грамотности предпринимателей. средняя

6.6. Мотивация выпускников зарубежных технических вузов к открытию своего бизнеса в России. средняя

При отборе приоритетных мер по развитию малого предпринимательства органам государственной власти необходимо сделать рациональный выбор с точки зрения функциональной и экономической эффективности планируемых к внедрению мероприятий. Функциональная эффективность конкретных мероприятий выражается в их способности эффективно воздействовать на остальные факторы и ресурсы, на формирование благоприятных условий для поддержки и развития малого предпринимательства. Так, например, совершенствование системы образования в целях развития необходимых компетенций для реализации предпринимательской инициативы (человеческий фактор) способствует пропаганде и популяризации предпринимательской деятельности среди молодежи (информационный фактор), что, в свою очередь, стимулирует развитие малых предприятий в приоритетных отраслях экономики (институциональный фактор).

Наибольшей экономической эффективностью обладают те меры государственного регулирования и поддержки развития малого предпринимательства, на реализацию которых оказывают меньше влияния (или вообще не влияют) остальные факторы, ресурсы и меры. Например, формирование системы образования по повышению финансовой грамотности населения (человеческий фактор) не требует дополнительных затрат по субсидированию лизинговых и кредитных договоров (технический ресурс). Подобные исследования взаимосвязи и взаимообусловленности рассмотренных факторов при формировании системы государственного регулирования и поддержки развития малого предпринимательства должны проводиться не только учеными-экономистами, но и представителями органов государственной власти, ответственными за разработку и реализацию программ развития малого бизнеса.

Наиболее затратными по человеческим ресурсам являются организационные, информационные и институциональные факторы и ресурсы процесса управления развитием малого предпринимательства, а по финансам - материальные, человеческие и технические факторы и ресурсы государственной поддержки и регулирования малых предприятий.

Оптимизация механизма государственного управления развитием малого предпринимательства предполагает рациональное освоение имеющихся в распоряжении факторов и ресурсов, исходя из прогнозируемой максимальной функциональной и экономической эффективности планируемых к реализации мероприятий.

На федеральном и региональном уровнях власти в целях улучшения инвестиционного климата и активизации развития сектора малого предпринимательства используются

«дорожные карты», которые разрабатываются Агентством стратегических инициатив и утверждаются распоряжениями Правительства Российской Федерации.

В контексте рассмотренных приоритетов процесс построения системы государственного регулирования и поддержки в современных экономических условиях должен иметь следующий вид (рис. 2).

Рис. 2. Формирование процесса управления развитием малого предпринимательства на мезоуровне

Таким образом, совершенствование системы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства предполагает необходимость формирования координационного органа по развитию малого бизнеса, а также наделения региональных органов исполнительной власти соответствующими функциональными полномочиями, основными из которых будут: регулирование развития сектора малого бизнеса, внедрение стандарта по мониторингу предпринимательского климата, координация инвестиций и внешнеторговой деятельности субъектов малого бизнеса и др. [6].

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что основополагающими принципами совершенствования системы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в современных условиях развития экономики должны стать следующие:

- оптимальное соотношение федеральных и региональных индикаторов реализации целей и стратегий развития предпринимательства;

- дифференциация компетенций и власти в рамках стратегического планирования развития экономики региона;

- достижение максимальной эффективности и результативности в условиях недостаточности ресурсов для стимулирования развития предпринимательства в социально-экономическом пространстве региона;

- использование программно-целевого подхода на основе комплексного вертикального управления программами на всех уровнях власти и четкой оценки имеющихся региональных ресурсов [7].

Литература:

1. О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. №1083-р. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71318202/#ixzz5WpeTtu8q.

2. Сводный годовой доклад о ходе и оценке эффективности реализации государственных программ Республики Адыгея в 2017 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.adygheya.ru/ministers/departments/ministerstvo-ekonomicheskogo-razvitiya-i-torgovli/strategiche/gosud/.

3. Республика Адыгея 2013-2017 годы / Управление федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. Майкоп. 2018.

4. Доронина И.Э. Роль соблюдения приоритетов в развитии предпринимательского потенциала регионов // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18, №3. С. 223-230.

5. Коробов С.А. Развитие системы государственной поддержки и регулирования российского малого и среднего предпринимательства: потенциал ресурсно-ориентиро-ванного подхода // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17, №19. С. 2451-2464.

6. Кумпилова А.Р. Ключевые направления государственной поддержки малого предпринимательства // Экономическая безопасность Российской Федерации: сегодня и завтра: сборник научно-аналитических статей / М-во образования и науки РФ, ФГБОУВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева-КАИ». Казань, 2013. С. 80-84.

7. Хамирзова С.К. Предпринимательство как институционально-рыночный фактор развития экономики Республики Адыгея // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Общественные науки. 2003. №1. С. 83-86.

Literature:

1. On the Strategy for the development of small and medium business in the Russian Federation for the period up to 2030 and the plan of measures ("the road map") for its implementation [Electronic resource]: Order of the Government of the Russian Federation of June 2, 2016 No. 1083-r. Access mode:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71318202/#ixzz5WpeTtu8q.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Consolidated annual report on the progress and evaluation of the effectiveness of the implementation of state programs of the Republic of Adygea in 2017 [Electronic resource]. Access mode: http:/www.adygheya.ru/ministers/depar№ents/ministerstvo-ekonomicheskogo-razvitiya-i-torgovli/strategiche/gosud/.

3. The Republic of Adygea 2013-2017 / Office of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea. Maikop. 2018.

4. Doronina I.E. The role of compliance with the priorities in the development of the entrepreneurial potential of the regions // Russian Entrepreneurship. 2017. Vol. 18, No. 3. P. 223-230.

5. Korobov S.A. Development of the system of state support and regulation of Russian small and medium business: potential of a resource-oriented approach // Russian Entrepreneurship. 2016. V. 17, No. 19. P. 2451-2464.

6. Kumpilova A.R. Key areas of state support for small business // Economic security of the Russian Federation: today and tomorrow: a collection of scientific and analytical articles / Ministry of Education and Science of the Russian Federation, FSBEI HPE "Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev-KAI". Kazan, 2013. P. 80-84.

7. Khamirzova S.K. Entrepreneurship as an institutional-market factor in the development of the economy of the Republic of Adygea // News of higher educational institutions. The North Caucasus region. Social Sciences. 2003. No. 1. P. 83-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.