Научная статья на тему 'Долгосрочное прогнозирование социально-экономического развития региона в условиях перехода на инновационную модель экономики'

Долгосрочное прогнозирование социально-экономического развития региона в условиях перехода на инновационную модель экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
948
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ДОЛГОСРОЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хамирзова Саида Казбековна, Кумпилова Анжелика Руслановна

Реализация государственной стратегии устойчивого развития при переходе на инновационную модель хозяйствования предполагает активное использование методов и принципов долгосрочного прогнозирования и стратегического планирования социально-экономи-ческого развития региона аграрной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хамирзова Саида Казбековна, Кумпилова Анжелика Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Долгосрочное прогнозирование социально-экономического развития региона в условиях перехода на инновационную модель экономики»

УДК 332.1 ББК 65.9(2)

Х-18

Хамирзова Саида Казбековна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита финансово-экономического факультета Майкопского государственного технологического университета, т. :(8772)525500;

Кумпилова Анжелика Руслановна, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой маркетинга и логистики финансово-экономического факультета Майкопского государственного технологического университета, т. :(8772)523242.

ДОЛГОСРОЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ИННОВАЦИОННУЮ

МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ

(рецензирована)

Реализация государственной стратегии устойчивого развития при переходе на инновационную модель хозяйствования предполагает активное использование методов и принципов долгосрочного прогнозирования и стратегического планирования социально -экономи-ческого развития региона аграрной направленности.

Ключевые слова: региональная экономика, региональная политика, региональное управление, социально-экономическое развитие, инновационное развитие, модернизация, долгосрочное прогнозирование, стратегическое планирование.

Khamirzova Saida Kazbekovna, Candidate of Economics, assistant professor of the department of Finance and Credit of Finance and Economics Faculty, Maikop State Technological University, tel.: (8772)525500;

Kumpilova Angelica Ruslanovna, Candidate of Economics, head of Marketing and Logistics Department of Finance and Economics Faculty, Maikop State Technological University, tel: (8772) 523242.

LONG-TERM FORECASTING OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION IN THE TRANSITION TO INNOVATIVE MODEL OF ECONOMY

Implementing the national strategy for sustainable development in the transition to innovation model of economy requires the active use of methods and principles of long-term forecasting and strategic planning of socio-economic development of agrarian orientation.

Keywords: regional economy, regional policy, regional management, socio-economic development, innovative development, modernization, long-term forecasting and strategic planning.

Инновационный сценарий прогноза социально-экономического развития региона при стратегическом планировании и дальнейшем воплощении в жизнь через программные механизмы предполагает, прежде всего, модернизацию хозяйственного комплекса, а также повышение эффективности управления процессом его социально-экономического развития со стороны законодательных и исполнительных органов федеральной, региональной и муниципальной власти. От прогнозирования и успешности реализации сформулированной на основе прогноза стратегии напрямую зависит эффективность принимаемых решений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и, соответственно, динамика социально-экономического развития каждого конкретного территориального образования.

Основными проблемами стратегического управления территориальным образованием любого масштаба являются: отсутствие оперативной, достоверной информации о его социально-экономическом состоянии; отсутствие единой универсальной методики комплексного планирования программных мероприятий по достижению стратегической цели социально-эко-номического развития территорий с учетом их специфики; недостаточность исследований и методологических разработок по учету и противодействию глобальным и локальным региональным и муниципальным финансовым и экономическим кризисам.

ll

Для решения перечисленных проблем необходимо исследовать теоретические, методологические и практические аспекты долгосрочного прогнозирования и стратегического планирования устойчивого социально -экономического развития региона на инновационных принципах с учетом специфических особенностей его территории, хозяйственного комплекса, социальной и экологической сфер с целью достижения прогнозируемых результатов.

В России, отличающейся огромными территориями регионов, сложностью административно-территориального деления, остротой проблем выстраивания и укрепления вертикали власти, обеспечения целостности государства при региональной индивидуальности, необходимости снижения дифференцированности уровня жизни, обеспечения определенной экономической самостоятельности и выхода на траекторию устойчивого социально -экономического развития на инновационных принципах, следует учитывать как общую отечественную научную историю, так и историю региональных исследований в сфере дальнесрочного, долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного прогнозирования социальноэкономического развития.

По оценкам ведущих ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, которые отличаются лишь гипотезами о конкретных видах связей, соотношений и закономерностей, существующих в базисном периоде и распространяемых на перспективу. В качестве основных методов прогнозирования на практике используется лишь 15-20 (рис. 1). По существу, эти методы для целей моделирования социально -экономического развития региона можно свести в три основные группы: экспертная оценка; нормативный метод; экстраполяция. Развитие информатики и средств вычислительной техники создает возможность расширения круга используемых методов прогнозирования и планирования их совершенствования. На первый план возвращаются экономико-математические модели на основе комбинаций методов.

Составление прогнозных значений критериальных показателей и индикаторов влечет за собой неопределенность оценок таких значений. Существует множество способов, позволяющих снижать риски от неопределенности оценок при принятии решений, производить верификацию прогнозных данных. Прежде всего, рекомендуется применение следующих взаимодополняющих шагов: обосновать размеры инвестиций; представить возможные

результаты с указанием основных допущений их достижения или вероятности (оценки риска); принять во внимание представления и предпочтения регионального и муниципального социально-экономи-ческого развития на принципах устойчивости; разработать соответствующие правила принятия решений и стратегии инвестирования в модернизацию и инновационные преобразования.

Экспертная оценка

Метод «интервью»

Аналитический метод

Метод коллективной генерации идей «Мозговой штурм»

Метод «Дельфи»

Метод «комиссий»

Метод морфологи-

ческого анализа

Метод написания сценариев

Метод «Форсайт»

Метод оценки средней

Метод «635»

Эвристический метод

Метод списков

Метод медиан

Метод анализа и оценки рисков

Метод суммарных оценок

Система методов прогнозирования и планирования

Моделирование

Матричная модель

Имитационная

модель

Модель оптимального планирования

Сетевая модель

Экономикостатистические модели

Модель взаимодействия полюса и окружения

Модель диффузии нововведений

Модель устойчивого развития

Модель дерева целей

Модель инновационного устойчивого развития

Демографическая

модель

Модель межотраслевого баланса

Корреляционнорегрессионная модель

Т

Нормативные

методы

Метод

экономического

анализа

Балансовый

метод

Нормативный

метод

Программноцелевой метод

Статистический

метод

Бюджетный

прогноз

Прогноз денежных потоков

Индикативный

прогноз

Метод рейтингов

Экономико-

математическая

модель

Линейное

программирование

Целочисленное

программирование

Экстраполяция

Методы исторических аналогий и прогнозирования по образцу

Метод подбора функций

Метод скользящих средних

Метод

экспоненциального

Метод адаптивного сглаживания

Построение тренда

Метод опережения

Метод огибающих

Метод динамических рядов

Метод циклов НТП и деловой активности

Метод группового учета аргументов

___ Метод факторного

анализа

Метод наименьших квадратов

Рис. 1. Классификация методов прогнозирования и планирования социально-экономического развития региона

Основная стратегическая цель, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, заключается в превращении ее в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выходе на уровень высокоиндустриальных стран. К 2020 г. Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи - производству ВВП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики догнать развитые страны мира по уровню благосостояния населения и эффективности производства возможно только за счет осуществления прорыва в тех секторах экономики, в которых Россия специализируется в мировом хозяйстве.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., определен подход, требующий реализации региональных стратегий одновременно в четырех направлениях:

- активное использование глобальных конкурентных преимуществ в сферах энергетики, транспорта, аграрном секторе;

- формирование мощного научно-технологического комплекса, его развитие и эффективное использование для глобальной специализации на высокотехнологичных рынках;

- структурная диверсификация экономики в направлении повышения конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей и «отраслей знаний»;

- развитие демократии и обеспечение защиты прав и свобод личности, создание социально-экономических условий для реализации творческого потенциала человека.

Вместе с тем, необходимо добавить в перечень направлений активное развитие внутреннего потребительского рынка, ориентированного на отечественного производителя, создание благоприятных условий для выгодного регионам промышленного освоения территорий резидентами и нерезидентами на основе организации конечных производств и жесткого экологического и миграционно-иммиграционного регулирования.

В Республике Адыгея имеются все необходимые ресурсы для успешного осуществления данных стратегических направлений. Разрабатываемая в настоящее время стратегия долгосрочного развития Республики Адыгея должна включать приоритетные направления развития и обеспечивать сбалансированный рост всех представленных в регионе отраслей и сфер деятельности на принципах устойчивого развития, модернизации, развития человеческого потенциала и инновационных подходов.

В настоящее время важнейшей задачей администрации Республики Адыгея является поиск эффективных источников финансирования ускоренного развития ее инфраструктуры с целью создания выгодных условий для вложения инвестиций со стороны крупного, среднего и малого производственного бизнеса, а также ведущих коммерческих банков (Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк и др.). Особое внимание при этом уделяется разработке среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического развития региона.

Очередность соответствия прогнозов социально-экономического развития по уровням территориальных образований вертикально интегрирована сверху вниз, что направлено, прежде всего, на выравнивание социально-экономического положения регионов, внутри регионов и далее вниз по уровням территориального деления, т.е. цели и задачи, определяемые для регионального центра, должны быть приведены в соответствие с целями и задачами региона. В этой связи следует говорить о приоритетности равномерного развития региона в целом по сравнению с региональным центром, однако именно от уровня его развития во многом зависят уровень и качество развития региона, так как в региональном центре сосредоточены органы управления как регионом в целом, так и всеми отдельными входящими в него районами, городами, поселениями.

В прогнозе социально-экономического развития региона должны учитываться не только материалы существующих международных, федеральных и местных действующих и заявленных программ развития, относящихся к данному региону, но и макроэкономические, международные и миро-системные прогнозы развития мирового сообщества и глобальные мировые территориальные, экологические, продовольственные, климатические, террористические и другие угрозы.

В современных методиках прогнозирования социально-экономического развития регионов в основном предлагается следующий алгоритм: объективная оценка существующего социальноэкономического положения в регионе; оценка ресурсной базы региона; составление вариантного сценарного прогноза; разработка стратегических (приоритетных) направлений развития экономики региона на долгосрочный период; разработка программы мероприятий и механизмов поэтапного выполнения конкретных задач; представление индикаторов достижения прогнозных показателей.

Для обеспечения новых инновационных методов и способов сбора и обработки информации и дальнейшего оперативного реагирования необходима система законов и нормативных актов, регулирующих данный процесс.

Инновационный подход в социально-экономическом развитии регионов касается, прежде всего, совершенствования средств производства с учетом экологических, технологических, экономических и социальных критериев. Данный подход накладывает определенную специфику на долгосрочное прогнозирование социально-экономического развития территорий, отдельных предприятий, органов власти и населения регионов страны.

Модель инновационного устойчивого развития должна обладать механизмами, структурирующими имеющиеся производственные мощности региона в направлении скорейшего достижения основной цели социально-экономического развития - повышения уровня и качества

жизни его населения (рис. 2). При этом основными позициями модели должны быть развитие человеческого капитала, модернизация экономики, сохранение и восстановление окружающей среды и инновационное развитие в условиях повышения конкурентоспособности на международных рынках.

Рис. 2. Схема модели инновационного устойчивого социально-экономического развития Республики Адыгея

Таким образом, инновационная устойчивая модель развития региона - это совокупность эффективно взаимодействующих механизмов развития человеческого потенциала, модернизации экономики, устойчивого социально-экономического развития и поддержки экосистемы, а также инновационного механизма, при активном геоэкономическом сотрудничестве с международным сообществом.

Литература:

1. Валлерстайн И. Геополитические миро-системные изменения: 1945-2025 годы / И. Валлерстайн // Вопросы экономики. -2006. -№4. - С. 67-83.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учеб. для вузов / А.Г. Гранберг. -М.: ГУ ВШЭ, 2000.- 495 с.

3. Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований: учеб.-метод. пособие / В.И. Иванков и др.; под ред. Т.В. Псаревой.- Новосибирск, 2005.

4. Экономическая оценка проектов и направлений политики в области окружающей среды: практ. руководство. - М.: Ин-т экон. развития Всемирного банка, 1997.- С. 139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.