Научная статья на тему 'Особенности процессов регионального развития и управления на современном этапе'

Особенности процессов регионального развития и управления на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1625
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ / REGIONAL ECONOMY / REGION / ECONOMIC SPACE / REGIONAL POLICY / REGIONAL DEVELOPMENT / ECONOMIC GROWTH / MODERNIZATION OF ECONOMY / INNOVATIVE DEVELOPMENT / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хамирзова Саида Казбековна, Кумпилова Анжелика Руслановна

В статье рассматриваются особенности регионального развития и управления как воспроизводственного процесса в социально-экономической системе региона; указывается, что региональное развитие должно быть направлено на достижение стратегических целей и обусловлено ресурсной обеспеченностью, а также воздействием совокупности внутренних и внешних факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Хамирзова Саида Казбековна, Кумпилова Анжелика Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of regional development and management processes at present stage

The article considers features of regional development and management as a reproduction process in the regional socio-economic system; it is pointed out that regional development should be aimed at achieving strategic goals and is conditioned by the resource provision, as well as the impact of a combination of internal and external factors.

Текст научной работы на тему «Особенности процессов регионального развития и управления на современном этапе»

УДК 332.1 ББК 65.9(2) Х-18

Хамирзова Саида Казбековна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»; 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 191; тел.: 8(8772)521155;

Кумпилова Анжелика Руслановна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой маркетинга, сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»; 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 191; тел.: 8(8772)523242

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССОВ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

(рецензирована)

В статье рассматриваются особенности регионального развития и управления как воспроизводственного процесса в социально-экономической системе региона; указывается, что региональное развитие должно быть направлено на достижение стратегических целей и обусловлено ресурсной обеспеченностью, а также воздействием совокупности внутренних и внешних факторов.

Ключевые слова: региональная экономика, регион, экономическое пространство, региональная политика, региональное развитие, экономический рост, модернизация экономики, инновационное развитие, стратегическое планирование, стратегирование.

Khamirzova Saida Kazbekovna, Candidate of Economics, an associate professor of the Department of Finance and Credit of FSBEI HE "Maikop State Technological University"; 385000, Maykop, 191 Pervomayskaya str.; tel.: 8 (8772) 52 11 55;

Kumpilova Anzhelika Ruslanovna, Candidate of Economics, an associate professor, head of the Department of Marketing, Service and Tourism of FSBEI HE "Maikop State Technological University"; 385000, Maykop, 191 Pervomayskaya str.; tel.: 8 (8772) 52 11 55.

PECULIARITIES OF REGIONAL DEVELOPMENT AND MANAGEMENT PROCESSES AT PRESENT STAGE

(reviewed)

The article considers features of regional development and management as a reproduction process in the regional socio-economic system; it is pointed out that regional development should be aimed at achieving strategic goals and is conditioned by the resource provision, as well as the impact of a combination of internal and external factors.

Keywords: regional economy, region, economic space, regional policy, regional development, economic growth, modernization of economy, innovative development, strategic planning.

Особенности регионального развития во многом определяются эффективностью функционирования социально-экономической системы региона, а также спецификой экономического пространства и местом региона в нем. Регион как субъект

экономического пространства с присущими ему специфическими особенностями играет значимую роль в его развитии.

В качестве региона рассматривается территория, имеющая административные границы и выполняющая управленческие функции, либо субъект Российской Федерации. В «Основных положениях региональной политики Российской Федерации» регион определяется как составная часть территории России, обособившаяся в результате общности территориально-географических, природно-климатических факторов, а также социально-экономических, национально-культурных и других условий [1].

Сложившаяся еще в советский период практика управления регионами как объектами регулятивного воздействия государства не предполагает развития внутреннего потенциала и самостоятельности самого региона, что не соответствует национальным интересам страны и общемировым трендам регионального развития [2].

Для обеспечения устойчивости в долгосрочном периоде в регионе необходимо наладить процессы количественных и качественных изменений в социально-экономической системе с целью достижения стратегических целей в условиях расширенного воспроизводства ресурсов.

Для экономики РФ характерна неравномерность распределения деятельности, при которой экономическая активность сосредоточена в небольшом числе территорий страны; при этом государственное регулирование регионального развития исходит из необходимости сглаживания различий в социальном развитии, а не в экономическом. В этом отношении российская экономика относится к числу моноцентричных, поскольку четверть российского ВВП приходится на Москву [3].

В сложившихся условиях региональное развитие РФ должно быть нацелено на рост экономики всех регионов с использованием потенциала каждого из них. При этом концентрация экономических ресурсов может осуществляться как на территориях с высоким уровнем экономического развития, так и на отстающих территориях, что предполагает некоторое сглаживание межрегиональной неравномерности в деловой активности.

Региональное развитие РФ может также заключаться в смягчении пространственных проблем безработицы посредством обеспечения занятости в общественном секторе экономики в дотационных регионах, где рынок не может обеспечить экономический рост [4].

Одной из проблем регионального развития России является заимствование зарубежного опыта без должной адаптации к российским особенностям. Именно этим объясняется частая смена в последние годы концепций регионального развития: от концепции выравнивания к созданию «локомотивов развития»; от концепции зон опережающего развития к кластерной политике и т.д. Подобная частая смена парадигм развития свидетельствует об отсутствии системности в пространственном развитии экономики страны и не может способствовать устойчивому развитию национальной экономики [5].

Модернизация реального сектора экономики России возможна с учетом пространственного развития на основе следующих подходов (являющихся по сути противоположными). Первый подход предполагает учет конкурентных преимуществ территории, конкурентоспособность отдельных регионов и их соответствующее

стимулирование. Однако такой подход будет усиливать дифференциацию регионального развития при недостаточной мобильности населения и трудовой миграции.

Второй подход, напротив, направлен на сглаживание межрегиональных диспропорций, т.е. связан с неравномерностью социально-экономического развития [2].

Следует отметить, что в России преобладает государственная политика регионального развития со стимулирующим характером, несмотря на сложность ее практической реализации при сложившейся в настоящее время существенной дифференциации в экономическом развитии регионов страны.

Действующая система межбюджетных отношений в России не носит стимулирующего характера и не мотивирует регионы к расширению источников собственных доходов и ускорению темпов социально-экономического развития. В этой связи необходимо обоснованное распределение полномочий и ответственности между федеральным центром, регионами и местной властью с целью справедливого распределения финансовых ресурсов и достижения самоокупаемости большей части регионов. Поэтому целесообразно обратиться к зарубежной практике бюджетного федерализма, согласно которой ощутимый стимулирующий эффект может быть достигнут при замещении дотаций федерального бюджета системой отчислений от ряда налогов, в результате чего появляются стимулы к увеличению налоговой базы и обеспечению высокой собираемости налогов на территории.

При подобной стимулирующей системе собственные региональные ресурсы и возможности становятся источником социально-экономического развития. В этих условиях ключевым фактором обеспечения благополучного развития региона выступает управленческий фактор, а стратегический характер управления служит основой долгосрочного успеха.

Таким образом, можно обобщить, что региональное развитие должно основываться на согласованности интересов между федеральным центром и регионами, принятии скоординированных решений при условии учета позиций и различных интересов регионов.

Региональное развитие во многом определяется качеством стратегического управления, которое предполагает наличие серьезного обоснования возможности его использования. Необходимость ориентации региона на стратегическое планирование усиливается объективными процессами глобализации, подразумевающими интеграцию международной экономики.

В результате глобализации происходит объединение национальных экономик и одновременное укрепление региональных границ, что отражается на повышении уровня конкурентности экономического пространства для региональных структур. Отсюда роль стратегического управления на уровне региона еще более усиливается, а актуальной задачей становится разработка конкурентной стратегии региона [6].

В условиях перехода российской экономики к рынку системы прогнозирования, планирования, стратегирования, служившие в советский период основой эффективного управления на региональном уровне, утратили свою значимость.

Разрушение централизованной системы планирования в России, снижение роли государства в развитии экономики предопределило не только кризис в девяностых годах

прошлого столетия, но и деградацию многих несырьевых отраслей, масштабную деиндустриализацию экономики и инновационную отсталость [5].

На сегодня очевидна необходимость создания новой системы долгосрочного прогнозирования и стратегического планирования на национальном и региональном уровнях. Для решения этой задачи целесообразно создание межведомственного органа по координации этой работы с целью разработки долгосрочного прогноза социально-экономического, научно-технологического и территориального развития России до 2030 года.

С учетом национальных целей и приоритетов необходимо наличие четкой системы стратегических и тактических документов ориентационного плана на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, которые должны быть логически увязаны и могут уточняться каждые 5 лет. Прежде всего, речь идет о разработке долгосрочных стратегических планов на 25-30 лет, основой которых послужат национальные программы и проекты с длительными сроками реализации (15-20 лет). При таком подходе также необходима четно налаженная система индикативного планирования на среднесрочную (3-5 лет) и краткосрочную (1 год) перспективу [7].

Стратегическое планирование развития российских регионов направлено на выполнение ряда взаимоувязанных задач. С одной стороны, это непосредственно стратегическое планирование, которое предполагает определение цели развития конкретного региона и оптимального пути ее реализации в соответствии с природно-ресурсными и инвестиционными возможностями. При этом требуется проведение SWOT-анализа, предполагающего оценку влияния факторов внешней и внутренней среды, выявление конкурентных преимуществ, определение места и роли региона в глобальном конкурентном пространстве, выбор стратегических альтернатив развития и т.д.

С другой стороны, региональные стратегии должны соответствовать заданным сверху стандартам, поскольку встраиваются в систему федеральных документов социально-экономического планирования, управления, охватывающих пространственное развитие страны в целом [8].

Предпосылки развития регионов связаны главным образом с трансформацией модели современной экономической системы, а также со стремительным процессом глобализации. Ключевой проблемой в региональном развитии всегда являлись региональные диспропорции в уровне доходов, ресурсов, занятости и т.п.

В современных условиях на передний план выходит проблема низкой региональной конкурентоспособности, «недоиспользованного» регионального потенциала. Цель регионального развития меняется от идеи равенства через выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированное региональное развитие к равенству через развитие конкурентоспособности. При этом временные границы меняются от краткосрочного горизонта планирования к долгосрочному.

Основной парадигмой развития регионов становится выявление их «неиспользованного» потенциала и применение превентивных мер воздействия через региональное планирование и программирование. Такая концепция в корне отличается от прежней модели регионального управления, которая основывалась на компенсационном подходе, суть которого заключалась в поддержке отстающих регионов, решении возникающих проблем (таких как снижение производства, рост безработицы и т.п.).

Управленческое воздействие государства раньше было направлено на поддержку отстающих регионов, новый же управленческий подход предусматривает в качестве целевых объектов воздействия всю совокупность российских регионов.

Также меняются и используемые инструменты региональной политики: если раньше использовались субсидии, субвенции, трансферты и другие виды финансовой помощи из внешних источников и ресурсов, то сегодня необходимо проведение активной смешанной инвестиционной политики с преимущественной ориентацией на внутренние региональные активы.

При этом необходимо учитывать, что каждый регион обладает своими экономическими активами и ресурсами, уникальными возможностями расширения предпринимательской активности и проведения инновационной деятельности. В этой связи необходимо формирование и продвижение инноваций как в социально-экономическом пространстве региона, так и в масштабах национальной экономики в целом.

Процессы глобализации вытесняют прежние экономические модели управления регионами, которые основывались на ценовой конкурентоспособности, а также экстенсивном характере использования природных ресурсов и организации промышленного производства в регионе. Прежде всего, это проявляется в обострении конкуренции регионов за привлечение бизнеса и размещение производственных предприятий на своей территории. В условиях открытой мировой экономики открытие новых промышленных производств в регионе может быть оправдано только после сравнительного анализа стоимости размещения этих производств в других регионах. В то же время снижение издержек производства не является гарантией экономического успеха ввиду возможности их еще большего снижения в других регионах, а также повышения роли технологий и инноваций при внедрении и реализации бизнес-проектов.

Таким образом, если до конца прошлого века цели и задачи регионального экономического развития были направлены на развитие инфраструктуры, наращивание капитальных ресурсов и предложение рабочей силы как основных инструментов регионального роста, то в настоящее время ключевыми параметрами роста является создание и аккумуляция технологий, а также внедрение инноваций в региональную бизнес-среду. Сегодняшние модели регионального роста основываются на инновационной составляющей.

Однако, следует признать нереалистичным (несмотря на наличие научного обоснования в региональных программных документах) переход каждого российского региона в постиндустриальную стадию развития, основанную на инновациях и новейших технологиях. Инновационные сценарии развития не могут быть достижимы во всех регионах. Это связано с формированием в российских регионах отраслей специализации, составляющих основу их стратегического развития (например, добывающая промышленность, оборонная промышленность, агропромышленный сектор и т.д.).

М. Портер при исследовании конкурентных преимуществ отдельных стран отмечал не столько важность наследственных факторов (например, наличие природных ресурсов, производственных мощностей, рабочей силы), сколько способность страны в целом модернизировать свою экономику, генерировать и внедрять инновации и технологии /8/. Проецируя данный подход на региональный уровень, можно отметить, что обеспечение

экономического роста и достижение лидерства на рынке возможно посредством разработки и практической реализации инновационного пути развития.

Инновационное развитие предусматривает активную управленческую позицию со стороны региональных властей, в которой регион является ключевым субъектом развития страны, а не выступает пассивным объектом финансовой помощи центральной власти [10]. Такой подход предполагает формирование предпринимательского типа регионального управления, суть которого заключается не только в непосредственном предоставлении общественных благ и эффективных государственных услуг, дополнительных преимуществ и выгод населению, бизнесу региона, а также в использовании эффективных подходов в региональном инновационно-ориентированном развитии.

Таким образом, выявленные изменения в региональном развитии и управлении свидетельствуют о формировании новой роли регионов в пространственном развитии экономики, которая проявляется в их самостоятельности, адаптивности и активности, что приводит к обострению конкурентных процессов. Поэтому приоритетным является такое региональное развитие, которое направлено на формирование собственного потенциала, а также разработку и реализацию эффективной стратегии обеспечения роста экономики и конкурентоспособности региона.

Литература:

1. Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации: указ Президента РФ от 03.06.1996 №803.

2. Минакир П.А., Демьяненко А.Н. Пространственная экономика: эволюция подходов и методология // Пространственная экономика. 2010. №2. С. 3-17.

3. Миролюбова Т.В. Пространственная неравномерность рыночного потенциала регионов России // Экономика и управление собственностью. 2014. №4. С. 54-64.

4. Калюжнова Н.Я. Конкурентная парадигма пространственного развития // Экономические науки. 2013. №11. С. 251-255.

5. Зубаревич Н.В. Региональное развитие и региональная политика в России // ЭКО. 2014. №4. С. 7-27.

6. Растворцева С. Н. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации экономики: монография. Москва: Экон-информ, 2013. 335с.

7. Ахунов Р.Р. Оценка конкурентоспособности региона на основе структурных элементов воспроизводственного потенциала // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 2(425). С. 107-124.

8. Хамирзова С.К., Кумпилова А.Р. Долгосрочное прогнозирование социально-экономического развития региона в условиях перехода на инновационную модель экономики // Новые технологии. 2010. Вып. 3. С. 34-39.

9. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. Москва: Вильямс, 2005. 608 с.

10. Доргушаова А.К. Формирование экономического каркаса региональной инновационной системы // Региональная экономика. Юг России. 2016. №1(11). С. 81-88.

Literature:

1. On the main provisions of regional policy in the Russian Federation: Decree of the President of the RF No. 803 of 03.06.1996.

2. Minakir P.A., Demyanenko A.N. Spatial economy: evolution of approaches and methodology // Spatial Economy. 2010. № 2. P. 3-17.

3. Mirolyubova T. V. Spatial unevenness of the market potential of Russian regions // Economics and property management. 2014. № 4. P. 54-64.

4. Kalyuzhnova N.Ya. Competitive paradigm of spatial development // Economic sciences. 2013. No. 11. P. 251-255.

5. Zubarevich N. V. Regional development and regional policy in Russia // ECO. 2014. № 4. P. 7-27.

6. Rastvortseva S.N. Competitiveness of Russian regions in the context of economic globalization: a monograph. Moscow: Econ-inform, 2013. 335p.

7. Akhunov R.R. Assessment of a region's competitiveness on the basis of structural elements of the reproductive potential // Regional economy: theory and practice. 2016. No. 2 (425). P. 107-124.

8. Khamirzova S.K., Kumpilova A.R. Long-term forecasting of social and economic development of the region in the conditions of transition to the innovative model of economy // New technologies. 2010. Issue 3. P. 34-39.

9. Porter M. Competition / trans. from English. Moscow: Williams, 2005. 608p.

10. Dorgushaova A.K. Formation of an economic framework of the regional innovation system //Regional economy. South of Russia. 2016. No. 1 (11). P. 81-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.