Научная статья на тему 'Современные тенденции модификационной изменчивости региональной системы поддержки малого и среднего бизнеса'

Современные тенденции модификационной изменчивости региональной системы поддержки малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
779
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / REGIONAL ECONOMY / REGIONAL AUTHORITY / ENTREPRENEURSHIP / SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / LOCAL GOVERNMENT / INTERNAL AND EXTERNAL METHODS OF MANAGEMENT / REGIONAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришин И. А., Утюшева Л. Д.

В статье анализируется проявляющаяся направленность изменения подходов к организации поддержки малого и среднего бизнеса на региональном уровне. На основе выявления и идентификации современных тенденций в реализации региональных программ поддержки малых фирм произведена классификация методов поддержки малого и среднего бизнеса по критерию эффективности. Даны рекомендации по реорганизации поддержки малого и среднего бизнеса с учетом дифференцированного подхода при реализации программных мероприятий по развитию предпринимательства в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гришин И. А., Утюшева Л. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS OF MODIFICATION VARIABILITY IN REGIONAL SUPPORT SYSTEMS FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

The article analyzes the emerging trend of changes in attitudes to support organization for small and medium-sized businesses at the regional level. On the basis of detection and identification of current trends in regional programs to support small businesses, the article offers a classification of supporting methods for small and medium-sized enterprises based on their performance criteria. The article provides recommendations for reorganization of small and medium-sized businesses with the account of the differentiated approach in the implementation of program activities of business development in the region.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции модификационной изменчивости региональной системы поддержки малого и среднего бизнеса»

© Гришин И.А., Утюшева Л.Д., 2013

УДК 332.025(470.45)

ББК 65.9(2Р-4Вог)-131

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МОДИФИКАЦИОННОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

И.А. Гришин, Л.Д. Утюшева

В статье анализируется проявляющаяся направленность изменения подходов к организации поддержки малого и среднего бизнеса на региональном уровне. На основе выявления и идентификации современных тенденций в реализации региональных программ поддержки малых фирм произведена классификация методов поддержки малого и среднего бизнеса по критерию эффективности. Даны рекомендации по реорганизации поддержки малого и среднего бизнеса с учетом дифференцированного подхода при реализации программных мероприятий по развитию предпринимательства в регионе.

Ключевые слова: региональная экономика, региональная власть, предпринимательство, поддержка малого и среднего бизнеса, местное самоуправление, внутренние и внешние методы управления, региональная интеграция.

Повышение эффективности всесторонней поддержки предприятий малого и среднего бизнеса (далее - МСБ) на региональном уровне является важнейшим приоритетом экономической политики России, предполагающей создание наиболее благоприятных условий для предпринимательской деятельности, особенно в тех направлениях, где ожидается наибольший социально-экономический эффект. Деятельность высших органов власти страны уже на протяжении ряда лет демонстрирует последовательный курс на достижение малым предпринимательством, представляющим собой отдельный сектор экономики, нового качества ведения бизнеса и выполнение несвойственных ему ранее задач по модернизации региональной экономики. Эти постепенно приобретаемые свойства должны проявляться в сочетании с повышением эффективности, инновационной активности и постепенным формированием градообразующей функции МСБ.

При анализе причин, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), следует учитывать, что его интересы, обусловленные коммерческой целесообразностью, могут не всегда совпадать с приоритетами регионального развития. В этих условиях преодоление влияния негативных факторов совместными усилиями бизнеса и власти должно создавать необходимые предпосылки для роста доли МСБ в производстве валового регионального продукта. Для этого необходимы меры поддержки предпринимательского сектора, увязанные со стратегией развития регионов и муниципальных образований.

Бурный рост малого бизнеса в российской экономике, начавшийся на рубеже 80-х и 90-х гг. ХХ в., явился следствием политических и социально-экономических реформ, сформировавших приоритеты частной собственности, коммерческой целесообразности и предпринимательской инициативы. В настоящее время малый бизнес вносит большой вклад в развитие экономической, социальной и других сфер общества, разрешая проблемы занятости, функционирования частного сектора, сферы услуг, повышения качества жизни. Не ме-

нее важным является то, что развитие малого бизнеса формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом социальной и политической стабильности [2].

Для Волгоградской области поддержка предпринимательства является одной из стратегических задач. Ее решение должно привести к устранению излишних административных барьеров, сохранению и приумножению потенциала МСБ, существенному росту числа граждан, занятых в сфере предпринимательской деятельности, повышению качества жизни и социальному развитию гражданского общества в целом по региону.

Достижение высокого уровня развития МСБ в регионе стало возможным благодаря последовательным и целенаправленным программам, направленным на поддержку предпринимательства. При этом практика реализации самих программ в последние годы стала самостоятельным системным направлением социально-экономической политики Волгоградской области. Главным аспектом этой деятельности является создание благоприятных условий для предпринимательства, особенно в тех направлениях, где малые и средние предприятия дают максимальный социально-экономический эффект.

Но резкое сокращение доли предпринимательского сектора в макроэкономических показателях регионального развития в условиях кризиса обусловило необходимость поиска новых подходов к организации поддержки малых и средних предприятий, так как многие, кто развивался на волне активного роста рыночной экономики, не имея возможности проводить капитализацию бизнеса, неизбежно понесли серьезные потери. В связи с этим необходимо оценить способность системы поддержки МСБ к модификационной изменчивости в условиях возникновения новых факторов развития предпринимательства и реализации социально-экономических программ стратегической направленности на уровне региона.

Как указано в ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N° 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», поддержкой считаются деятельность органов власти и функционирование инфраструктуры поддержки малых предприятий, направленные на реализацию мероп-

риятий, предусмотренных программами развития малого бизнеса. В этой же статье отмечено, что региональные программы развития малого бизнеса - это перечни мероприятий, направленных на развитие малых предприятий, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов власти, ответственных за реализацию указанных мероприятий.

Согласно данной логике можно предположить, что иные действия и мероприятия, не включенные в программу развития малых предприятий, к системе поддержки не относятся. Следующее важное обстоятельство мы находим в категории «результативности органов власти, ответственных за реализацию программных мероприятий», что может предполагать отсутствие всякого стремления к достижению положительного эффекта тех проводимых мероприятий и действий со стороны органов власти, которые не были предусмотрены программой.

Реализация поддержки развития малых предприятий согласно ст. 16 закона № 209-ФЗ выражается в таких основных формах, как финансовая, имущественная, информационная, консультационная, кадровая, а также поддержка отдельных отраслей деятельности малых предприятий. Наряду с вышеназванными формами закон предоставляет право субъектам Федерации вводить иные формы поддержки малых предприятий за счет средств регионального бюджета, то есть проявлять инициативу в отношении стимулирования предпринимательства в региональной экономике.

Таким образом, даже при рассмотрении базовых понятий и положений, используемых в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», логичен вывод об актуализации деятельности органов региональной власти для организации эффективной поддержки МСБ, смысл которой в действиях и мероприятиях, предусмотренных программными документами регионального уровня, по финансовой, имущественной, консультационной, информационной и иных формах содействия.

В связи с этим целесообразно выявить, в какой степени находит свое практическое развитие комплексная реализация основных форм поддержки и мер государственной под-

держки в области развития МСБ на региональном уровне в рамках программно-целевого подхода на примере Волгоградской области, находящейся на территории Южного федерального округа, а также на основе оценки эффективности реализуемых мер по развитию предпринимательства определить необходимый уровень модификационной изменчивости системы региональной поддержки МСБ. Непосредственно под модификационной изменчивостью мы понимаем изменения в характере мер и мероприятий, направленных на активизацию предпринимательства, в том или ином регионе вследствие особенностей социально-экономического развития. При этом мо-дификационная изменчивость системы поддержки МСБ предполагает адаптивные модификации, вызванные реакцией на воздействие факторов внешней среды региона, не меняя сути и смысла самой системы поддержки предпринимательства.

Если анализировать региональную практику реализации мер поддержки субъектов малого бизнеса, то обнаруживается явное доминирование прямых форм регулирования (субсидии, дотации, компенсации, выплаты из фондов поддержки предпринимательства, имущественная и консультационная поддержка и др.), которые предполагают точечный и фрагментарный характер по сравнению с косвенными методами.

С целью обеспечения условий для развития предпринимательских структур в хозяйственной практике используются косвенные методы (либерализация налогового режима, развитие государственного и муниципального заказа и т. д.), которые не предполагают заявительного характера оказания поддержки, адресности. В отличие от прямых методов косвенное регулирование ориентировано на формирование благоприятной среды, основная цель которой - создание стимулов для устойчивого развития субъектов малого бизнеса [1].

Именно косвенные методы стимулирования предпринимательства в целях реализации государственной политики развития малого бизнеса предусматриваются ст. 7 закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Но в результате исследования системы поддержки малых предприятий на территории

Южного федерального округа за период 2009-

2011 гг. было выявлено, что не все субъекты Федерации эти меры включают и развивают в рамках региональных программ в области развития субъектов малого бизнеса. Например, мероприятия, направленные на проведение мониторинга, а также способствующие вовлечению субъектов малого бизнеса к участию в государственном и муниципальном заказе, были отмечены только в региональных программах Республики Калмыкия и Ростовской области.

Мероприятия, связанные с организацией деятельности функций Координационного совета по вопросам развития малого бизнеса как механизма, обеспечивающего диалог между предпринимателями и властью, были отражены в программах поддержки и отчетах по ним в Краснодарском крае и Ростовской области. В Волгоградской области деятельность Координационного совета выделена в программных мероприятиях и отчетах в рамках областной программы развития конкуренции в Волгоградской области на 2010-2012 годы [8].

Среди мероприятий, способствующих кооперации и интеграции малых предприятий с крупным бизнесом, в республиканской целевой программе развития малого бизнеса Республики Адыгея были отмечены создание и обеспечение условий для кластерного развития. На территории республики проводится комплекс мер, направленных на развитие кластеров агропромышленного, туристического и строительного комплексов [10].

В рамках областной программы поддержки малого бизнеса с 2011 г. реализуются приоритетные направления инновационных кластеров развития Ростовской области. В Астраханской области был создан центр кластерного развития для субъектов МСП. В качестве приоритетных кластеров были выделены кластер информационных технологий, кластер биофармацевтики и медицинских услуг, сельскохозяйственный кластер, кластер рыбо-добычи и рыбопереработки, туристский кластер и судостроительный кластер.

Практически все региональные программы развития малого бизнеса предусматривают оказание финансовой, имущественной, образовательной поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки малых

предприятий. Однако к таким организациям в регионе относят только учреждения бизнес-инкубаторов, фонды поддержки малого бизнеса, промышленные парки, а также центры, созданные на базе имеющихся бизнес-инкубаторов, и т. д. В этом плане выделяется только Ростовская областная программа, где реализуется поддержка в адрес общественных организаций инновационной сферы в виде предоставления субсидий на закупку основных средств, программного обеспечения, участие в семинарах и обучение сотрудников организации [7].

На сегодняшний день почти всем регионам Южного федерального округа выделяются средства из федерального бюджета в целях компенсации части затрат субъектов Российской Федерации на поддержку действующих малых предприятий, производящих и реализующих товары, предназначенные для экспорта. Компенсация затрат в соответствии с федеральным законодательством осуществляется по трем направлениям: 1) участие в бизнес-миссиях представителей действующих экспортно-ориентированных малых предприятий; 2) участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, семинарах, конференциях, круглых столах и других международных мероприятиях, связанных с продвижением товаров на зарубежные рынки; 3) создание и развитие региональных центров координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП [9].

В пределах Южного федерального округа все три направления реализуются только в Ростовской области, а в Краснодарском крае отдельно действует краевая целевая программа «Поддержка экспорта Краснодарского края 2010-2012 гг.», в соответствии с которой осуществляется целый комплекс мер для экспортно-ориентированных малых предприятий.

В Астраханской и Волгоградской областях среди направлений по поддержке экспортно-ориентированных субъектов малого бизнеса пока реализуется только третье: создание и развитие региональных центров координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП.

В настоящий момент участие малого бизнеса в хозяйственном секторе Волгоградской области является неотъемлемым эле-

ментом и одним из ведущих факторов социально-экономического развития региона. Но говорить о его устойчивом развитии пока не приходится, поскольку масштабные кризисные явления способствовали резкому снижению основных показателей деятельности малого бизнеса, таких как объем выручки, численность работников, инвестиционная деятельность.

Одним из ключевых экономических инструментов государственной поддержки МСП является программно-целевой метод. Спецификой системы поддержки малого бизнеса на территории Волгоградской области в период 2000-2011 гг. является ее фактическая реализация в рамках четырех областных программ государственной поддержки малого предпринимательства: на 20012005, 2005-2010, 2007-2011 и 2009-

2012 годы. К 2011 г. Волгоградская область сумела сформировать серьезный ресурс и высокий потенциал мер государственной поддержки предпринимательства. Стабильно и устойчиво росли такие важнейшие показатели, характеризующие экономическую сферу предпринимательства, как оборот и налоги малых и средних предприятий.

Так, долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области на 2009-2012 гг.» определила реализацию четырех основных блоков мероприятий:

1. Создание и развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого бизнеса. Получателями поддержки явились организации: волгоградский бизнес-инкубатор, региональный гарантийный фонд, региональный микрофинансовый центр, представительство в Волгоградской области Европейского информационного консультационного (корреспондентского) центра в России, а также технологический центр коллективного пользования агропромышленного комплекса в Быковском районе Волгоградской области.

2. Финансовая поддержка субъектов малого бизнеса (субсидирование), в том числе отдельных видов деятельности: инновации, экспорт и т. д., и софинансирование муниципальных программ.

3. Повышение уровня профессионального образования и просвещения предпринимателей.

4. Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность [3].

В действительности из перечисленных мероприятий программы многие меры государственной политики, в осуществлении которых субъектам Федерации предоставлены все необходимые права и полномочия, в полной мере не могли быть реализованы (мероприятия по приватизации, государственный заказ, развитие имущественной поддержки, поддержка общественных организаций, выражающих интересы малого бизнеса и т. д.). Но уже в

2010 г. стартовала еще одна областная программа «Программа развития конкуренции в Волгоградской области» на 2010-2012 гг., включающая в себя направление «Развитие конкуренции на товарном рынке малого и среднего предпринимательства области», в рамках которой решались две основные задачи:

1) создание благоприятных условий для начала и ведения предпринимательской деятельности: консультационная работа с органами местного самоуправления по формированию, реализации и мониторингу муниципальных программ развития малого бизнеса, оказание консультационной и организационной поддержки субъектам малого предпринимательства (одновременно в первой программе предусматривается их софинансирование); мониторинг передачи в аренду и отчуждения объектов из перечня государственного и муниципального имущества;

2) минимизирование вмешательства государственных и муниципальных органов власти в деятельность малого бизнеса: организация деятельности Координационного совета; организация разъяснительной работы для субъектов малого бизнеса при проведении проверок со стороны контрольно-надзорных органов [8].

По сути, поставленные задачи и перечисленные мероприятия областной программы развития конкуренции на товарном рынке субъектов МСП в прямом смысле содержат в себе основные цели, предусмотренные непосредственно политикой поддержки малого бизнеса, и не предусматривают особенности и специфику товарного рынка. Более того, отчет по реализации этой программы дублирует собой отчеты по реализации областной программы поддержки и развития МСП Волгог-

радской области на 2009-2011 гг., кроме информации о деятельности Координационного совета [8].

Поэтому можно сделать вывод о том, что разделение ключевых мероприятий по поддержке МСБ Волгоградской области на две программы имеет своим следствием отсутствие принципа комплексности при их реализации и, что важнее, препятствует обеспечению комплексной оценки эффективности проведенных мероприятий.

Развитие практики государственной поддержки малого бизнеса должно способствовать ускоренному переходу к поддержке государственно-общественной. Речь идет о поддержке, в значительно большей мере использующей возможности и стимулы общественной самоорганизации предпринимательской среды.

Развитие указанного направления интересно в двух аспектах: во-первых, эти организации могут оказывать содействие своим членам за счет собственных экономических, организационных, институциональных и иных ресурсов (форма самоподдержки, самоконтроля); во-вторых, общественные организации, выражающие интересы МСБ, являясь членами местного Координационного совета, могут оказывать влияние на разработку и реализацию региональных программ поддержки, обеспечить диалог между бизнесом и властью в организационно-правовом порядке [1, с. 170-175].

В Волгоградской области имеется серьезный потенциал общественной саморегуляции деятельности МСБ. Помимо представительств общественных организаций федерального уровня, таких как «ОПОРа России», Российский союз промышленников и предпринимателей, Российская торгово-промышленная палата, имеющих прямые выходы на органы власти всех уровней, на территории области действует более 60 отраслевых и профессиональных общественных организаций регионального значения и 31 - на уровне Волгограда [6, с. 5-33]. Однако их значение в практике разработки и реализации комплекса мер на территории области, стимулирующих деятельность малых хозяйственных структур, пока не учтено.

Результаты проведенного исследования позволяют уверенно говорить о недостаточ-

ном уровне использования, а в некоторых случаях - о полном игнорировании различных мер экономической политики в области развития малого бизнеса, на фоне усиленного напора на непосредственные формы поддержки и увеличения объемов финансирования. Поддержка малого бизнеса является не просто составляющей этой политики, а ее стержнем, на нее ориентированы практически все меры государственного регулирования (макроэкономическая и финансовая политика, налогообложение, научно-техническое развитие, региональное планирование, внешнеэкономическое регулирование) [5].

Соответственно если система поддержки малых предприятий не будет находиться в зоне влияния и действий мер государственной политики, то ее результаты будут неэффективными. С другой стороны, меры государственной, региональной и муниципальной политики без организации поддержки также не дадут должных результатов. Гармоничное сочетание основных форм поддержки, развитие механизмов ее оказания (привлечение иных средств, способов и источников оказания такой поддержки, иными словами, инфраструктура поддержки, помимо средств бюджетов) с мерами экономической политики создают устойчивую, гибкую систему поддержки малого бизнеса и поддерживают условия, необходимые для активной деятельности малых хозяйствующих субъектов.

К таким условиям относят поддержание и развитие конкуренции, выравнивание шансов для успешного предпринимательского старта, создание стимулов для реализации инновационного потенциала, устранение многообразных форм дискриминации малых фирм со стороны как более крупных конкурентов, так и органов власти, обеспечение равного доступа к местным ресурсам [4, с. 206-208].

Перечисленные выше проблемы реализации системы поддержки МСБ позволяют полагать, что степень эффективности его функционирования в регионе зависит не только от усилий руководства и собственников малых предприятий, но и от качества и последовательности программных мероприятий поддержки МСП в регионе и муниципальных образованиях. В связи с этим нами произведена классификация методов повышения эффектив-

ности МСБ с целью выявления наиболее результативных способов поддержки малых предприятий на основе дифференцированного подхода, сочетающих в себе прямые формы поддержки и косвенные методы экономического регулирования (см. рисунок). В данной классификации существующие методы повышения эффективности МСБ нами разделены на внутренние и внешние. Внутренние методы полностью опираются на самоорганизацию и самофинансирование, а внешние ориентированы на государственную и муниципальную поддержку.

Внутренние методы делятся на вненор-мативные, в составе которых - уклонение от налогов, увод в тень части бизнеса, ведение двойной бухгалтерии, использование схем обналичивания денежных средств, дробление предприятия с целью отсрочек платежей, умышленное банкротство и др.; нормативные, среди которых снижение издержек производства и обращения, аутсорсинг, субподряд, франчайзинг, лизинг, участие в муниципальных и государственных заказах, привлечение венчурного капитала, кооперация и интеграция с крупным бизнесом и др.

Внешние методы повышения эффективности малого бизнеса нами условно разделены на инфраструктурные и институциональные. К инфраструктурным мы относим совокупность методов государственной поддержки МСБ (финансовые, налоговые, имущественные и т. д.); создание бизнес-инкубаторов, технопарков, зон технологического развития, инновационных центров; использование программ и мероприятий Торгово-промышленной палаты через систему региональных и муниципальных палат, взаимное сотрудничество на уровне общероссийской общественной организации МСП «ОПОРа России», проведение конкурсов на муниципальный и государственный заказ, создание региональных кластеров и т. д.

Под институциональными, на наш взгляд, следует понимать методы государственного макроэкономического регулирования; совершенствование нормативно-правовой базы малого предпринимательства; методы содействия малым предприятиям, реализуемые добровольными объединениями предпринимателей, отраслевыми и корпоративными союза-

ми; лоббирование интересов МСБ по линии министерств, ведомств, органов законодательной и исполнительной власти; другие методы в рамках диалога бизнеса и власти.

Данная классификация позволяет детализировать политику содействия развитию МСП с целью оказания дифференцированной поддержки малым и средним предприятиям в зависимости от тех проблем, которые снижают эффективность их предпринимательской деятельности. Вместе с тем использование указанной выше классификации позволяет отсечь ряд предприятий, использующих «серые схемы» ведения бизнеса, что негативно влияет на качество предпринимательской среды в регионе. Предлагаемая система методов на практике может использоваться в работе органов региональной и местной власти в целях повышения эффективности МСБ в регионе и его муниципальных образованиях.

Таким образом, повышение эффективности МСБ в экономике региона представляет собой комплексную задачу. В ее структуре наряду с реализацией программных стратегичес-

ких мер поддержки малого бизнеса в условиях общегосударственной и региональной политики содействия предпринимательству важное место отводится последовательной целенаправленной работе с отдельными группами предприятий МСБ. Адресность мер и правильный выбор прямых и косвенных методов воздействия на различные сегменты малого бизнеса обеспечивают больший эффект поддержки предпринимательства в целом, что, в свою очередь, увеличивает вклад малых и средних предприятий в развитие региональной экономики. Для достижения результативности мероприятий по активизации предпринимательства региональная система поддержки МСБ, не меняя принципов своего функционирования, должна быть адаптивной в отношении воздействия факторов, обусловленных изменениями в социальной и экономической среде региона. На практике это должно найти выражение в использовании модификационного подхода при организации отдельных мероприятий в рамках реализации стратегической программы поддержки МСБ на региональном уровне.

Методы повышения эффективности малого и среднего бизнеса

Внутренние

(самоорганизация и самофинансирование)

Вненормативные Нормативные

| |

- Уклонение от налогов - Снижение издержек

- Увод в тень части производства и

бизнеса обращения

- Двойная бухгалтерия - Аутсорсинг

- Схемы по - Участие в

обналичиванию муниципальных и

денежных средств госзаказах

- Дробление - Субподряд,

предприятий с целью франчайзинг, лизинг

отсрочек платежей - Привлечение

- Умышленное венчурного капитала

банкротство - Кооперация и интеграция с крупным бизнесом

Внешние

(государственная и муниципальная поддержка)

Инфраструктурные Институциональные

1 1

- Г осударственная - Госрегулирование

поддержка малого экономического

бизнеса развития

- Бизнес-инкубаторы, - Совершенствование

технопарки и т. д. законодательной

- Использование базы малого бизнеса

программ и - Добровольные

мероприятий ТПП объединения

- Членство в предпринимателей

организации - Отраслевые и

«ОПОРа России» корпоративные

- Проведение союзы

муниципального и - Лоббирование

госзаказа интересов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Создание - Диалог бизнеса и

региональных власти

кластеров (координационные советы)

Рисунок. Классификация методов повышения эффективности предприятий малого и среднего бизнеса *

* Составлено авторами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бухвальд, Е. М. Возможности координационно-совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства / Е. М. Бухвальд, А. В. Виленский // Общество и экономика. -2011. - № 1.- С. 160-176.

2. Гришин, И. А. Особенности и проблемы развития малого бизнеса: региональный аспект / И. А. Гришин, С. Ю. Соболева, Л. В. Объедкова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 31. - С. 34-37.

3. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области» на 2009-2012 гг. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://urp.volganet.ru/folder_4/folder_ 1 Л0Шег_1/ - Загл. с экрана.

4. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / под ред. Е. Г. Ясина, А. Ю. Чепуренко, В. В. Буева. - М. : Фонд «Либеральная миссия», 2003. - 218 с.

5. Малый бизнес: проблемы и перспективы / под ред. А. Д. Иоффе. 1996. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.smb.ru /amlitics.html?id=mb_pp&part=p5. - Загл. с экрана.

6. Общественные объединения Волгоградской области / Волгоградстат. - Волгоград, 2012. - 195 с.

7. Отчет о ходе работ по областной долгосрочной целевой программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 годы по результатам за

2011 год. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.donland.ra/Default.aspx?pageid= 110722. - Загл. с экрана.

8. Перечень программных мероприятий, направленных на развитие конкуренции на товарном рынке малого и среднего предпринимательства Волгоградской области. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://urp.volganet.ru/folder_4/ ВэИе^МоШе^/. - Загл. с экрана.

9. Рекомендации по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и по поддержке малых форм инновационного предпринимательства. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// urp.volganet.ru/folder_4/folder_5/. - Загл. с экрана.

10. Республиканская целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009-2011 годы» Республики Адыгея. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.adygheya.ru/economics/strategy/ index.shtml. - Загл. с экрана.

MODERN TRENDS OF MODIFICATION VARIABILITY IN REGIONAL SUPPORT SYSTEMS FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

I.A. Grishin, L.D. Utyusheva

The article analyzes the emerging trend of changes in attitudes to support organization for small and medium-sized businesses at the regional level. On the basis of detection and identification of current trends in regional programs to support small businesses, the article offers a classification of supporting methods for small and medium-sized enterprises based on their performance criteria. The article provides recommendations for reorganization of small and medium-sized businesses with the account of the differentiated approach in the implementation of program activities of business development in the region.

Key words: regional economy, regional authority, entrepreneurship, support for small and medium-sized businesses, local government, internal and external methods of management, regional integration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.