Научная статья на тему 'Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Адыгея в предкризисный период'

Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Адыгея в предкризисный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
899
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / ENTERPRISE / GOVERNMENT SUPPORT / INNOVATION ACTIVITY / ANTI-CRISIS MEASURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карамушко Галина Владимировна

В работе представлены конкретные инструменты государственной поддержки малого и среднего бизнеса Республики Адыгея, реализация которых позволяет субъектам малого и среднего предпринимательства стать главным рычагом развития региональной экономики, резервом создания новых рабочих мест и источником пополнения бюджетов разных уровней. Однако экономический кризис конца 2014 года затронул абсолютно все сферы деятельности и, безусловно, негативно отразился на развитии сферы малого предпринимательства. В сложившейся негативной ситуации в стране роль местных органов исполнительной власти состоит в том, чтобы с помощью различных антикризисных мероприятий и программ поддержки сохранить на плаву такой важный элемент экономической системы, как предприятия малого и среднего бизнеса, который поможет региону, справится с кризисом и повысить общее благосостояние населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карамушко Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Measures of state support for small and medium business in the Republic of Adyghea in the pre-crisis period

The article presents the specific tools of state support for small and medium business of the Republic of Adyghea the implementation of which allows small and medium-sized enterprises to become the main lever for the regional economic development, the reserve for the creation of new jobs and source of replenishment of budgets of different levels. However, the economic crisis of 2014 affected absolutely all spheres of activity and certainly had a negative impact on the development of small business. In the current negative situation in the country, the role of local authorities is to maintain afloat such an important element of the economic system as small and medium-sized businesses through a variety of anti-crisis measures and support programs to help the region cope with the crisis and improve the overall welfare.

Текст научной работы на тему «Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Адыгея в предкризисный период»

УДК 338.22(470.621) ББК 65.050.5 К-21

Карамушко Галина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и региональной экономики ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», тел.: 8(918)420-53-53.

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ В ПРЕДКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

(рецензирована)

В работе представлены конкретные инструменты государственной поддержки малого и среднего бизнеса Республики Адыгея, реализация которых позволяет субъектам малого и среднего предпринимательства стать главным рычагом развития региональной экономики, резервом создания новых рабочих мест и источником пополнения бюджетов разных уровней. Однако экономический кризис конца 2014 года затронул абсолютно все сферы деятельности и, безусловно, негативно отразился на развитии сферы малого предпринимательства. В сложившейся негативной ситуации в стране роль местных органов исполнительной власти состоит в том, чтобы с помощью различных антикризисных мероприятий и программ поддержки сохранить на плаву такой важный элемент экономической системы, как предприятия малого и среднего бизнеса, который поможет региону, справится с кризисом и повысить общее благосостояние населения.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство, государственная поддержка, инновационная активность, антикризисные мероприятия.

Karamushko Galina Vladimirovna, Candidate of Economics, associate professor, assistant professor of the Department of Management and Regional Economy of FSBEI HPE “Maikop State Technological University ”, tel.: 8(918) 420-53-53.

MEASURES OF STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE REPUBLIC

OF ADYGHEA IN THE PRE-CRISIS PERIOD

(Reviewed)

The article presents the specific tools of state support for small and medium business of the Republic of Adyghea the implementation of which allows small and medium-sized enterprises to become the main lever for the regional economic development, the reserve for the creation of new jobs and source of replenishment of budgets of different levels.

However, the economic crisis of 2014 affected absolutely all spheres of activity and certainly had a negative impact on the development of small business. In the current negative situation in the country, the role of local authorities is to maintain afloat such an important element of the economic system as small and medium-sized businesses through a variety of anti-crisis measures and support programs to help the region cope with the crisis and improve the overall welfare.

Keywords: small and medium business, enterprise, government support, innovation activity, anticrisis measures.

Формирование и развитие малого бизнеса для РФ представляет собой жизненно важной задачей, так как малый бизнес является той первостепенной помощью, на основе которой будет

осуществлен повтор к позитивным процессам в экономике и организации предпринимательской хозяйственной среды. Между тем для того чтобы малое предпринимательство смогло выполнить все задачи, для решения которых он предназначен и могло в полном объеме реализовать заложенный в нем потенциал и использовать все преимущества, необходима поддержка его со стороны государства.

Создание благоприятных условий для развития предпринимательства является одним из приоритетов социальной и экономической политики, обозначенных в Стратегии социальноэкономического развития Республики Адыгея до 2025 года. Динамичное развитие экономики, насыщение рынка товарами и услугами, улучшение бизнес-среды и повышение инвестиционной привлекательности республики во многом зависит не только от деятельности предприятий крупного бизнеса, свой значительный вклад вносят и субъекты малого и среднего предпринимательства.

Вклад малого и среднего предпринимательства в экономику Республики Адыгея - это третья часть валового регионального продукта республики, всех занятых в экономике, 47 % налоговых поступлений, более 45 % общего оборота организаций по республике. Весомые показатели. За 2014 год от субъектов малого и среднего предпринимательства поступило более 4 млрд. рублей налогов, что превышает уровень 2013 года в 1,3 раза (или на 700 млн. рублей). Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в 2014 году по отношению к 2013 году выросла на 6,2 п.п.

В сфере предпринимательства в Республике Адыгея задействованы: 16,8 тысяч

индивидуальных предпринимателей 3,8 тысячи предприятий (малых и средних), на которых трудятся 46 тысяч человек.

В течение последних лет структура предприятий малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей Республики Адыгея по экономическим видам деятельности практически не меняется (рис. 1).

Предприятия малого и среднего бизнеса

12%

Индивидуальные предприниматели

Рисунок 1. Структура предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей по экономических видам деятельности

Территориальное распределение предприятий малого и среднего бизнеса в Республике Адыгея разрозненное. Основная часть сосредоточена в столице республики г. Майкопе (51%).

Увеличение размера страховых взносов в 2013 году, уплачиваемых во внебюджетные фонды для самозанятого населения, конечно же, отразилось на бизнесе и нашей республики - 4616 индивидуальных предпринимателей прекратили деятельность, тогда как зарегистрировались почти в три раза меньше - 1640. Наибольшее количество индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность, в сфере торговли (44 %), транспорта и связи (16 %), сельском хозяйстве (13 %).

За последнее время ситуация в республике несколько стабилизировалась. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея количество индивидуальных предпринимателей в 2014 году увеличилось на 300 единиц и составляет 16,8 тыс. единиц [1].

По результатам составленного аналитиками агентства деловой информации Top-RF.ru рейтинга регионов России по предпринимательской активности, рассчитанному по доле индивидуальных предпринимателей в экономически активном населении региона, Республика Адыгея занимает второе место (8,21 %) после Краснодарского края (8,78%) [2]. Из чего можно сделать вывод, что интерес к предпринимательству в Республике Адыгея растет и сфера малого и среднего бизнеса активно развивается.

В сложившейся отраслевой структуре численности занятых на малых и средних предприятиях доминирует неторговый сектор экономики (производственная деятельность, где сосредоточено 29 % работников всех отраслей малого и среднего бизнеса, в сфере услуг занято 23%, в сфере оптовой и розничной торговли - 19 %, в строительстве - 15 %, в сельском хозяйстве - 10 %, на долю транспорта и связи приходится 6 %), что отвечает задачам модернизации экономики России.

В целях государственной поддержки малого и среднего предпринимательства с 2014 года в республике реализуется подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства»

государственной программы Республики Адыгея «Развитие экономики» на 2014-2018 годы». Основной целью реализации подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» в Республике Адыгея является повышение качества и количества производимых услуг, привлечение граждан в сферу предпринимательства и увеличение числа рабочих мест. Таким образом, подпрограмма решает ряд проблем, в том числе, проблему трудоустройства. В рамках подпрограммы в 2014 году на реализацию мероприятий по финансовой, имущественной, информационной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, развитию объектов инфраструктуры, поддержке молодежного предпринимательства было предусмотрено 336,1 млн. рублей, в т.ч. из республиканского бюджета - 67,1 млн. рублей.

В 2014 году на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства направлено 200,1 млн. рублей, в том числе 58,8 млн. рублей из республиканского бюджета; 52,1 млн. рублей из федерального бюджета; 89,2 млн. рублей - возвратные средства объектов инфраструктур поддержки малого и среднего предпринимательства.

По результатам 2014 года в рамках мероприятий подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственная поддержка предоставлена 501 субъекту предпринимательской деятельности, в том числе финансовая - 328 субъектам на сумму 162,6 млн. рублей по программам микрокредитования, предоставления гарантий, грантов начинающим предпринимателям, субсидирования затрат производственных компаний.

Для достижения поставленных задач государство реализует меры по поддержке малого и среднего бизнеса, с целью повышения их активности, увеличения производства, повышения их конкурентоспособности (табл. 1).

В настоящее время государство оказывает серьезную поддержку предпринимательству. Для обеспечения комплексного подхода к потребностям малого и среднего бизнеса во всех видах поддержки сформирована специализированная инфраструктура поддержки предпринимательства, в которую входят: Некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства Республики Адыгея», Автономное учреждение Республики Адыгея «Республиканский бизнес-инкубатор», 9 муниципальных бизнес-центров поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.

Разработана целая программа мер по привлечению в предпринимательскую деятельность, в которой задействованы средствах массовой информации, издаются всевозможные пособия, информационные и презентационные материалы, касающиеся развития малого и среднего бизнеса.

Проводятся конкурсы инновационной направленности, реализуются программы поощрения талантливой молодежи, организуются выставки-ярмарки с участием молодых предпринимателей. На начальной стадии развития бизнеса оказывается весомая помощь и поддержка.

Таблица 1 - Меры государственной поддержке субъектов малого и среднего бизнеса за 2014 год в разрезе территорий Республики Адыгея [3]

Наименование городов и районов Получатели поддержки в том числе по программам:

СD X X сз 03 0 н X 4 Он 1 о & К 5 Субсидирование процентных ставок Компенсация выставок Гарантийный фонд Гранты Лизинг первый взнос Модернизация Поддержка в рамках муниципальных программ Молодежные инновации

Всего по Республике Адыгея 328 95 7 3 2 53 15 19 131 3

в том числе:

город Майкоп 100 59 2 2 2 22 4 8 1

город Адыгейск 22 2 3 1 16

Гиагинский район 40 9 1 29 1

Кошехабльский район 23 6 13 1 1 1 1

Красногвардейский район 16 1 5 1 2 7

Майкопский район 14 2 2 1 3 6

Тахтамукайский район 65 1 1 2 4 2 55

Теучежский район 24 4 2 4 3 11

Шовгеновский район 24 12 4 1 1 6

С целью повышения качества жизни сельского населения и привлечения его в сферу агропредпринимательства, путем самозанятости, развития сельского хозяйства и задействования свободных земель (в том числе в личных подсобных хозяйствах), в Республике Адыгея продолжена работа по созданию Агро Бизнес Инкубатора.

По результатам проведенного мониторинга предприятий малого и среднего предпринимательства, получившими финансовую поддержку в 2014 году, допол-нительно создано 280 рабочих мест. По информации Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея сумма налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государствен-ную финансовую поддержку в 2014 году составила 146,4 млн. рублей (сумма предоставленной финансовой поддержки - 162,6 млн. рублей), т.е. на 1 рубль оказанной прямой государственной финансовой поддержки получено 0,90 руб. налогов.

Однако указанные положительные тенденции развития малого и среднего предпринимательства Республики Адыгея наверняка будут снижены под воздействием как общих (падение ликвидности, неплатежи, невысокая инвестиционная активность), так и специфических факторов (ограниченность доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям инвестирования; высокая зависимость малого и среднего бизнеса от внутреннего спроса; увеличение риска приостановки или даже ликвидация инфраструктуры поддержки малого бизнеса; уход субъектов малого и среднего предпринимательства в теневой сектор экономики), обусловленных кризисными явлениями в экономике Российской Федерации, зафиксированных в четвертом квартале 2014 года.

Безусловно, кризис повлияет не на все предприятия малого и среднего предпринимательства. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов малого и среднего бизнеса будет не значительным. К таким предприятиям, прежде всего, относятся предприятия:

- производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;

- производящие товары/услуги с неэластичным спросом;

- не использующие в своей работе заемные средства;

- имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент;

- имеющие административную поддержку и работающие по государственному / муниципальному заказу.

Органами исполнительной власти Республики Адыгея в настоящее время разработан комплекс мероприятий государственной поддержки, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в условиях экономического кризиса. Проведенные исследования данного комплекса мероприятий позволяют разделить их на три блока (табл. 2).

Таблица 2 - Мероприятия государственной поддержки, направленные на развитие малого и среднего

предпринимательства в условиях экономического кризиса

Наименование блоков Мероприятия

1. Меры господдержки в области налогового регулирования 1. Предоставить «налоговые каникулы» для начинающих предприятий и производств малого и среднего бизнеса, созданных в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений (например, временное освобождение от налогов ОСН, ЕНВД, УСН). 2. Сократить общую налоговую нагрузку на малые и средние предприятия с продолжительным опытом работы на рынке за счет снижения отдельных налогов (ОСН и ЕНВД в первую очередь) с целью высвобождения у малых и средних предприятий дополнительных средств. В целом снижение налогов для субъектов малого и среднего бизнеса послужит стимулом к росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора. Расширение видов деятельности применения патентной системы также способно сыграть положительную роль в деле легализации малого и среднего бизнеса и стимулировать занятость населения.

2. Меры господдержки в области сокращения административных барьеров 1. Ускорить принятие пакета законопроектов, направленных на сокращение давления на бизнес за счет упорядочения государственного и муниципального контроля, замены лицензирования страхованием гражданской ответственности, и обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия. Прежде всего, требуется дальнейшее упорядочение принципов и регламентация порядка проведения проверок малых предприятий, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого и среднего бизнеса. 2. Расширить возможности доступа малых и средних предприятий к закупкам, создать реестр поставщиков из числа малого и среднего бизнеса (в том числе инновационных и производственных, отвечающих установленным требованиям для выполнения гособоронзаказа). Данная мера значительно бы упростила подтверждение статуса компании при участии в закупках. 3. Активизировать поддержку инновационных предприятий, так как они наиболее зависимы от господдержки на этапе разработки и первичной коммерциализации продуктов.

3. Меры господдержки в области кадровой поддержки малых предприятий 1. Привлечь на малые предприятия уволенных с крупных и средних предприятий в период кризиса сотрудников и тем самым увеличить производительность труда в сегменте малого бизнеса. Важнейшую роль в данном процессе может сыграть активизация работы государственных и муниципальных служб занятости с конкретными малыми предприятиями по трудоустройству на них новых работников.

Однако стоит отметить, что конкретный выбор механизмов и инструментов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства определяется в первую очередь состоянием и структурой производства, наличием ресурсов в распоряжении органов исполнительной власти региона.

Литература:

1. www.adg.gks.ru Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея.

2. www.Top-RF.ru

3. www.sbra.ru Малый бизнес Республики Адыгея References:

1. www.adg.gks.ru Territorial body of the Federal State Statistics Service in the RA

2. www.Top-RF.ru

3. www.sbra.ru Small business of the RA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.