Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
1
УДК 353.2: 338.242.2
08.00.00 Экономические науки
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Зелинская Мария Владимировна д. э. н., профессор
профессор кафедры государственного и муниципального управления SPIN-код: 5696-3487 Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
Краснодарский край занимает лидирующие позиции в рейтингах регионов России по уровню предпринимательской активности. Однако его предприниматели сталкиваются с экономическими и институциональными барьерами. В статье проведено исследование институциональных правил, в рамках которых функционируют предприниматели в регионе, изучены механизмы оценки поведения участников рынка, разрешения возникающих споров, адаптации к неожиданным изменениям. Выяснено, что особое внимание органы государственной власти и местного самоуправления региона должны уделять формированию и поддержке условий функционирования малого бизнеса, как основной формы предпринимательства. Для обеспечения условий эффективного развития малого и среднего предпринимательства органам государственного управления и местного самоуправления Краснодарского края предложено реализовать в своей работе ряд мероприятий: изменить процедуру распределения выдаваемых Г арантийным фондом поручительств по территории региона, увеличить объем кредитования с помощью этого фонда; активизировать все каналы информационного обеспечения субъектов малого и среднего бизнеса об экономических условиях и механизмах их поддержки; развивать доступные инструменты банковского кредитования, лизинговые инструменты обновления элементов основного капитала
Ключевые слова: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РЕЙТИНГ, МАЛЫЙ БИЗНЕС, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
UDC 353.2: 338.242.2 Economical sciences
STATE SUPPORT OF ENTREPRENEURSHIP OF THE KRASNODAR REGION
Zielinskaya Maria Vladimirovna Dr.Sci.Econ., professor
professor of the Department of state and municipal
management
SPIN-ID: 5696-3487
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
The Krasnodar region has a leading position in the ratings of Russian regions in terms of entrepreneurial activity. However, its entrepreneurs face economic and institutional obstacles.
In this article we have conducted a study of institutional rules under which the entrepreneurs in the region studied mechanisms to evaluate the behavior of market participants, the resolution of disputes, to adapt to unexpected changes. It was found that special attention to the state authorities and local governments in the region should be given to the formation and support of small businesses operating conditions as the main form of entrepreneurship. To ensure the conditions for effective development of small and medium-sized businesses, governments and local authorities of the Krasnodar region it has been proposed to implement a number of activities in their work: change the procedure for allocating Guarantee Fund issued guarantees for the region, to increase lending by this Fund; activate all channels of information support of small and medium-sized businesses on economic conditions and mechanisms for their support; develop tools available in bank lending, leasing updates elements of fixed capital
Keywords: ENTREPRENEURSHIP, BUSINESS EFFICIENCY, RATING, SMALL BUSINESS, KRASNODAR REGION, INSTITUTIONAL FACTORS, GOVERNMENT SUPPORT, SUSTAINABLE DEVELOPMENT
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/37.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
2
Предпринимательство является одной из детерминант инновационной экономики, а также важнейшим стратегическим ресурсом ее развития. На сегодняшний день оценка эффективности и активности предпринимательской деятельности проводится разнообразными способами. Одним из инструментов, позволяющим позиционировать субъекты предпринимательской деятельности в системе интегральных экономических координат, выступают рейтинги. В январе 2015 года аналитики агентства деловой информации Top-RF.ru- Рейтинги & новости опубликовали рейтинг федеральных округов и регионов России по предпринимательской активности (см. таблицу 1).
Таблица 1 - Рейтинг федеральных округов России
по уровню предпринимательской активности
№ в рейтинге Федеральный округ Экономически активное население, тыс. человек Число ИП, прошедших государственную регистрацию на 1 октября 2014 года, человек Число ИП по отношению к экономически активному населению, %
8 Центральный 21265,2 898291 4,22
7 Северо-Западный 7549,7 323183 4,28
1 Южный 6927,4 475943 6,87
4 Северо-Кавказский 4549,9 236282 5,19
6 Приволжский 15700,9 681499 4,34
5 Уральский 6556,4 317413 4,84
2 Сибирский 9881,7 462317 5,45
3 Дальневосточный 3415,8 185710 5,44
В качестве базы для составления этого рейтинга использовался только один показатель - процентное отношение числа индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию на 1 октября 2014 года, и количества экономически активного населения в регионе в среднем в августе-октябре 2014 года (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости). Для проведения исследования экспертами использовались данные Росстата. Среди
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/37.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
3
федеральных округов на первом месте оказался Южный округ с показателем 6,87 %, причем он существенно опережает конкурентов [1].
В разрезе федеральных округов лидерами рейтинга регионов РФ стали: Центральный федеральный округ - Белгородская область (5,68%); Северо-Западный федеральный округ - Калининградская область (5,47%); Южный федеральный округ - Краснодарский край (8,78%); СевероКавказский федеральный округ - Ставропольский край (6,21%); Приволжский федеральный округ - Пермский край (5,36%); Уральский федеральный округ - Ханты-Мансийский авт. округ - Югра (5,58%); Сибирский федеральный округ - Республика Алтай (7,08%);
Дальневосточный федеральный округ - Республика Саха (Якутия) (7,6%).
В составе же самого Южного федерального округа лидирующие позиции занимает Краснодарский край (см. таблицу 2).
Таблица 2 - Рейтинг предпринимательской активности регионов ЮФО
№ Регион Экономически активное население, тыс. человек Число ИП, прошедших государственную регистрацию на 1 октября 2014 года, человек Число ИП по отношению к экономически активному населению, %
1 Краснодарский край 2563,4 225050 8,78
2 Республика Адыгея 199,5 16388 8,21
3 Республика Калмыкия 146,9 9681 6,59
4 Ростовская область 2138,1 137379 6,43
5 Астраханская область 531,1 28269 5,32
6 Волгоградская область 1348,4 59176 4,39
Согласно данным Росстата, в крае количество индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию, составляет 225 050 человек. Это 8,78% экономически активного населения региона -больше, чем в каком-либо ином субъекте РФ. Конкуренцию региону на уровне всей страны составили не Москва или Санкт-Петербург, а Республика Адыгея, где экономически активное население насчитывает
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/37.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
4
всего 199,5 тысяч человек, а государственную регистрацию прошли 8,21% от числа жителей республики в возрасте 15-72 лет. Третью строчку рейтинга в России заняла Республика Алтай. Там 7 247 индивидуальных предпринимателей приходится на 102,4 тысяч человек экономически активного населения - 7,08%. В топ-5 вошли также Республика Саха (7,6%) и Магаданская область (7,3%). Для сравнения, в Санкт-Петербурге этот показатель составил 3,68%, а в Москве - 3,06%, что является наименьшим в России.
По нашему мнению, только одного показателя недостаточно для определения реального состояния предпринимательской активности. Необходимо системное изучение способов взаимодействия власти и собственности, структуры хозяйствующих субъектов. С этой точки зрения Россия заняла более скромные позиции в другом рейтинге — Индексе экономической свободы (Index of Economic Freedom 2014), проводимом американским исследовательским центром «Фонд наследия». В данном исследовании экономическая свобода предпринимательской деятельности в стране определялась по совокупному показателю в таких категориях, как права собственности, свобода от коррупции, фискальная свобода, участие правительства, свобода предпринимательства, свобода труда, монетарная свобода, свобода торговли, свобода инвестиций, финансовая свобода. Составители рейтинга при оценке успешности того или иного государства не использовали реальные макроэкономические показатели — темпы роста, степень технологической модернизации, уровень развития инфраструктуры и так далее, а ориентировались, преимущественно, на степень экономического либерализма. По результатам данного рейтинга, в 2014 году Россия с индексом 52,1 балла оказалась на 143-м месте из 178 стран. По оценке американских аналитиков, за год наша страна улучшила свои показатели в сферах, связанных со свободой торговли, правительственными расходами, фискальной свободой и свободой труда.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/37.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
5
Однако эти улучшения были нивелированы за счёт снижения свободы инвестиций, финансовой свободы, свободы бизнеса и прав собственности
[2].
Особого внимания при анализе предпринимательской активности страны или территории заслуживает оценка условий функционирования малого бизнеса, как основной формы предпринимательства. Например, в структуре валового регионального продукта (ВРП) Краснодарского края в 2014 году продукция малых предприятий составляет более 20 %, по ряду видов деятельности удельный вес сотрудников малых предприятий превышает половину занятых (туризм, рекреация, торговля,
строительство). За последние три года увеличивается доля малого бизнеса в выручке организаций Кубани. Однако по показателю инвестиций в основной капитал доля этих предприятий невелика (8,5 %), а в ретроспективе наблюдается тенденция к ее снижению.
Нами было проведено исследование институциональных правил, в рамках которых функционируют предприниматели в Краснодарском крае. Также изучены специальные механизмы, которые используются для оценки поведения участников рынка, разрешения возникающих споров, адаптации к неожиданным изменениям. Для этого проанкетированы представители малого бизнеса Кубани. В качестве респондентов выступили руководители и главные бухгалтеры малых и средних предприятий. Такой выбор респондентов обусловлен тем, что данная категория является непосредственным субъектом предпринимательского процесса, в силу своего статуса и полномочий решает (как правило, лично) большинство проблем функционирования малых и средних предпринимательских структур.
Одним из главных результатов исследования можно считать выявление следующих наиболее актуальных проблем малого предпринимательства Краснодарского края:
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/37.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
6
1) Оценивая текущее финансовое состояние малого бизнеса в 20132014 годах, 85 % опрошенных заявили, что положение неустойчивое. Основной проблемой названо то, что для развития бизнеса нет финансовых ресурсов. Причем ситуация обостряется макроэкономическим кризисом в российской экономике. Финансирование малых предприятий лишь в небольшой степени связано с кредитованием, в основном бизнес вынужден рассчитывать на собственные силы. 70 % респондентов заявили, что главным источником финансирования предприятия выступают личные средства собственника. 75 % опрошенных заявили об опыте использования банковских кредитов для финансирования своего бизнеса, но условия кредитования оказались невыгодными. Среди причин, по которым малый бизнес отказывается от кредита, чаще всего называют высокие процентные ставки.
2) 59 % опрошенных считают неблагополучной конкуренцию в регионе. Большую часть ответственности за это, судя по мнению респондентов, несет администрация, создающая преференции «своему» бизнесу. 80 % респондентов убеждены, что в случае проблем с контролирующими органами предприниматели региона не станут обращаться в суд, а постараются решить проблемы обращением к посредникам из властных структур.
Кубанское предпринимательство в значительной степени интересуют институциональные факторы - функциональность институтов и стоимость их услуг. Также ему нужна своевременная и достоверная информация об изменениях условий хозяйствования в регионе. По результатам опроса субъектов малого бизнеса региона, а также обобщая информацию проведенных ранее исследований, показавших накопление физического износа используемых в крае фондов, незначительную долю
инновационных продуктов в ВРП, высокую ресурсоемкость ВРП, мы
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/37.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
7
можем сделать вывод об инерционной модели развития предпринимательства Краснодарского края [4].
Среди проблем экономического характера в Краснодарском крае основное место занимает недостаточный объем инвестиций в развитие малого и среднего предпринимательства. Причем на перспективу, учитывая макроэкономические кризисные условия, прогнозы экономистов неутешительны - в целом по стране вложения в малый и средний бизнес в 2015 году сократятся по различным оценкам от 5-до 25%. Сокращение объема инвестиций означает стагнацию в экономическом развитии, поскольку ранее, в 2010-2014 гг., за счет субсидиарных средств федерального бюджета осуществлялось софинансирование расходов на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.
Значительным барьером развития предпринимательства выступает недоступность кредитных ресурсов. Непомерно высокая ключевая ставка, установленная Банком России в начале 2015 года (17%), делает невозможным создание конкурентной среды и благоприятного предпринимательского климата в сфере предпринимательской деятельности. Несмотря на то, что количество кредитных продуктов, предлагаемых банками края, в последнее время значительно возросло, заемные средства продолжают оставаться дорогими для малого бизнеса. Высокие кредитные ставки не позволяют конкурировать малым организациям с крупным бизнесом и государственными структурами. В инфраструктуре малого и среднего бизнеса Краснодарского края не сформированы венчурные фонды, что в значительной степени обусловлено высокой стоимостью кредитных средств.
Барьером на пути развития предпринимательства является высокий уровень налоговой нагрузки и бюрократизации в налоговом администрировании. Ряд предпринимателей края отмечают, что высокие ставки по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество затрудняют
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/37.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
8
развитие бизнеса. Актуальной проблемой экономического блока продолжает оставаться несправедливая конкуренция и монополизация рынков. Малые рыночные структуры не могут получить доступ к информационным ресурсам, подвержены давлению крупных игроков, функционируют в постоянном недостатке средств.
Однако можно отметить, что органы управления регионом за последние несколько лет стали уделять больше внимания вопросам развития малого и среднего бизнеса. Нормативное регулирование этот вопрос получил с выходом в свет Закона Краснодарского края от 4 апреля 2008 года N 1448-КЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае», который регламентировал целенаправленную работу органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития предпринимательской активности жителей Кубани, оказанию государственной поддержки субъектам предпринимательства, увеличению их вклада в развитие экономики и социальной сферы, повышение качества жизни населения региона.
Отметим, что в ходе реализации закона в крае проведены мероприятия по упрощению процедуры открытия бизнеса, приняты меры по снижению административных барьеров, сокращению количества проверок субъектов малого и среднего бизнеса. На официальных сайтах и интернет-порталах органов государственной власти Краснодарского края, а также органов местного самоуправления созданы информационноконсультационные разделы, в которых размещаются нормативно-правовые акты и информационные материалы, способствующие оказанию помощи физическим лицам в открытии предпринимательской деятельности и предоставлению государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/37.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
9
Так как Кубань является «Житницей России», то особого внимания в регионе заслуживает вопрос поддержки предпринимательской
деятельности в агропромышленном комплексе. По состоянию на 1 января 2014 года в данной отрасли экономики зарегистрировано 12732 крестьянских (фермерских) хозяйства и 888 тысяч личных подсобных хозяйств [3]. Государственная поддержка предпринимателям малых форм хозяйствования на селе предоставляется в виде субсидирования части затрат на приобретение животных, на услуги по искусственному осеменению, на строительство теплиц. Предусмотрены доплаты за реализованную малыми предпринимательскими структурами продукцию животноводства. Для многих личных подсобных хозяйств государственная поддержка дала возможность основать семейный бизнес и
зарегистрировать свою деятельность как предпринимательскую. По состоянию на 1 января 2014 года в организованный сектор экономики было переведено 3996 личных подсобных хозяйств. В результате принятых мер в рамках реализации закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» малыми формами хозяйствования произведено 38 % краевого объема молока, 29 % объема мяса, 49 % яиц, 32 % плодово-ягодной продукции, 70 % овощей, 91 % картофеля.
В регионе реализуется целевая программа «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы». В ее рамках для оказания помощи начинающим предпринимателям на Кубани образована некоммерческая организация «Гарантийный фонд поддержи субъектов малого предпринимательства Краснодарского края». Целевым назначением фонда является расширение доступа субъектов малого бизнеса к кредитным ресурсам. Гарантийный фонд предоставляет поручительства в объеме до 70 % от суммы кредита, получаемого субъектами малого и среднего предпринимательства
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/37.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
10
Краснодарского края в кредитных организациях. С начала деятельности им было предоставлено 195 поручительств на сумму 649,1 миллиона рублей. За счет этих гарантий и другого обеспечения субъекты малого и среднего предпринимательства получили в коммерческих банках Краснодарского края кредитные средства на общую сумму 1,2 миллиарда рублей.
Однако анализ работы Гарантийного фонда в 2013 году показал имеющиеся значительные резервы в части увеличения объемов выданных под поручительство фонда кредитов. Так, количество выданных в 2013 году поручительств в сравнении с 2012 годом сократилось в 2,7 раза. Кроме того, в 18 муниципальных районах Краснодарского края предпринимателями вообще не была использована возможность получения кредитных ресурсов под поручительство Гарантийного фонда с момента начала его образования. В общем объеме поручительств, выданных Гарантийным фондом, доля поручительств, выданных занятым торговой деятельностью предпринимателям, составила 65,3 %. В приоритетные же отрасли экономики Краснодарского края - сельское хозяйство и производство - направляется менее 30 % общего количества выдаваемых Гарантийным фондом поручительств.
Вместе с тем анализ объемов оказанной в 2013 году предпринимателям малого и среднего бизнеса Краснодарского края государственной поддержки показал, что запланированные целевые индикаторы программы не выполнены. По данным министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической
деятельности региона, на 1 января 2014 года было освоено только 75,1 % от выделенных объемов бюджетных средств на реализацию программы. Органам власти края необходимо изменить процедуру распределения выдаваемых Гарантийным фондом поручительств по территории региона и увеличить объем кредитования.
Отдельного внимания заслуживают вопросы организации контроля за
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/37.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
11
деятельностью предпринимателей, получивших государственную
поддержку. Например, в ходе контрольных мероприятий администрацией края установлено, что многие предприниматели, получившие поддержку в рамках долгосрочной целевой программы «Содействие занятости населения Краснодарского края на 2011 - 2013 годы», уже на следующий год закрыли бизнес. По данным проверок, в Мостовском районе из 21 человека, открывшего собственное дело в 2012 году и получившего средства краевого бюджета, в 2013 году 16 человек прекратили осуществление предпринимательской деятельности, а в Калининском районе из 11 безработных, получивших субсидию на развитие собственного дела, продолжили осуществлять деятельность только 3 предпринимателя. Такая ситуация свидетельствует о недостаточно тщательном отборе претендентов на получение государственной поддержки предпринимательской деятельности и недостаточно эффективном использовании бюджетных средств.
Кроме того, установлено, что часть объектов муниципальной собственности, выделенных для сдачи в аренду исключительно субъектам малого и среднего предпринимательства, по различным причинам пустует. Всего в муниципальных районах и городских округах Краснодарского края имеются 66 невостребованных объектов недвижимого имущества, предназначенных для сдачи в аренду субъектам предпринимательства, общей площадью 3822,5 квадратного метра.
Часто причиной неэффективного использования указанных объектов муниципальной собственности является недостаточная
информированность предпринимателей о наличии таких объектов, поэтому органам местного самоуправления в регионе следует активнее распространять посредством имеющихся информационных ресурсов сведения о свободных объектах недвижимого муниципального имущества, предназначенных для передачи субъектам предпринимательства.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/37.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
12
С учетом нарастающего потока угроз региональной экономике Краснодарского края необходимо использовать воспроизводственный подход к защите от них, то есть для каждой вновь возникшей угрозы должны своевременно готовиться инструменты защиты. Дефицит собственного оборотного капитала предпринимательских структур края следует преодолевать с помощью повышения эффективности
государственной поддержки, создания институциональных условий для финансовой устойчивости и платежеспособности региональных
товаропроизводителей. С высоким уровнем физического износа и технологической отсталости элементов основного капитала следует бороться путем развития доступности инструментов банковского кредитования, лизинговых инструментов обновления элементов основного капитала. С нехваткой квалифицированного персонала справится налаженная система подготовки и повышения квалификации кадров, способных реализовать задачи инновационной модели развития экономики региона с учетом требований продовольственной безопасности.
Отметим, что в условиях нестабильной макроэкономической ситуации в стране, органам государственной власти и местного самоуправления Краснодарского края следует особое внимание уделять разработке и реализации мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в регионе в 2015 году. В готовящемся сегодня краевом антикризисном плане следует предусмотреть меры, стимулирующие развитие предпринимательства во всех отраслям экономики. Особое внимание необходимо уделить поддержке агропромышленного комплекса и мероприятиям, направленным на решение вопросов импортозамещения. Поддержка предпринимательства в сельском хозяйстве требует не только увеличения финансирования, но и оказания практической, организационной и информационной помощи предпринимателям.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/37.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
13
Литература:
1. Официальный сайт агентства деловой информации Top-RF.ru- Рейтинги & новости / http://top-rf.ru/places.html
2. Постановление Законодательного собрания Краснодарского края от 25 июня 2014 г. N 1122-п «О ходе реализации закона Краснодарского края «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае».
3. Рейтинг стран мира по уровню экономической свободы. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 2009.12.10 (последняя редакция: 2015.01.27). URL: http://gtmarket.ru/ratings/index-of-economic-freedom/index-of-economic-freedom-info
4. Зелинская М.В., Болтава А.Л. Особенности состояния региональной экономики Краснодарского края // Экономика и предпринимательство. - М., 2014. - № 11-3. - С. 223-227.
References:
1. Oficial'nyj sajt agentstva delovoj informacii Top-RF.ru- Rejtingi & novosti/ http://top-rf.ru/places.html
2. Postanovlenie Zakonodatel'nogo sobranija Krasnodarskogo kraja ot 25 ijunja 2014 g. N 1122-p «O hode realizacii zakona Krasnodarskogo kraja «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Krasnodarskom krae».
3. Rejting stran mira po urovnju jekonomicheskoj svobody. Gumanitarnaja jenciklopedija [Jelektronnyj resurs] // Centr gumanitarnyh tehnologij. — 2009.12.10 (poslednjaja redakcija: 2015.01.27) URL: http://gtmarket.ru/ratings/index-of-economic-freedom/index-of-economic-freedom-info
4. Zelinskaja M.V., Boltava A.L. Osobennosti sostojanija regional'noj jekonomiki Krasnodarskogo kraja // Jekonomika i predprinimatel'stvo. M., 2014. - № 11-3. - S. 223-227.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/37.pdf