УДК 338.22:332.1 ББК 65.050.5 К-26
Карпович Наталья Константиновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита финансово-экономического факультета ФГБОУ ВПО Майкопский государственный технологический университет, тел.: 8(918)427-65-40
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
(рецензирована)
В данной статье проанализированы результаты развития малого и среднего бизнеса на региональном уровне, определены тенденции и некоторые направления усиления государственной поддержки указанных субъектов хозяйствования.
Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства, развитие и
совершенствование инфраструктуры, государственная поддержка, комплексное решение, регион, социально-экономическое развитие.
Karpovich Natalya Konstantinivna, Candidate of Economics, assistant professor of the Department of Finance and Credit of the Financial and Economic Faculty of Maikop State Technological University, tel.: 89184276540.
REGIONAL ASPECTS OF DEVELOPMENT AND SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS
(Reviewed)
This article analyzes the results of the development of small and medium-sized businesses at the regional level, trends, and some areas of the state support for these entities have been defined.
Keywords: small and medium-sized enterprises, development and improvement of infrastructure, government support, comprehensive solution, region, socio-economic development.
В современных непростых условиях, связанных с внешнеэкономическими факторами, развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства очень своевременна и актуальна, т.к. именно этот сектор способен дать импульс интенсивному подъему экономики, особенно в таких отраслях как сельское хозяйство, производство продуктов питания и даже в освоении инноваций.
Субъекты малого и среднего бизнеса мобильны в изменяющихся условиях хозяйствования (более быстрыми темпами происходит наладка и освоение производства), требуют меньших объемов инвестиций и более быстры в отдаче.
Вместе с тем они характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью по сравнению с крупными предприятиями, в связи с этим для поддержания рыночной конкуренции, обеспечения внутренней стабильности и саморазвития данного сектора государство должно оказывать ему содействие и поддержку [5, с. 135].
Широко известно, что представители малого бизнеса составляют основу среднего класса, который выступает главным стабилизирующим фактором общественных отношений. Рост малого бизнеса способствует повышению уровня и качества жизни самих малых предпринимателей, а за счет создания дополнительных рабочих мест на малых предприятиях появляется возможность для
бедных слоев населения улучшать свое материальное положение. Эти процессы способствуют смягчению социального неравенства и снижению социальной напряженности, как в стране в целом, так и в ее регионах [4].
На региональном уровне поддержка и развитие предпринимательской инициативы происходит повсеместно. Осуществляется реализация этого направления социально-экономической политики государства на основе разработки долгосрочных целевых программ, позволяющих комплексно решить поставленную задачу.
В Республике Адыгея (РА) такая Программа включена в Стратегию социальноэкономического развития до 2025 года. В ней предусмотрено проведение кредитной и имущественной поддержки малого и среднего бизнеса, развитие и совершенствование инфраструктуры, необходимой для организации этих форм хозяйствования, а также использование информационно-образовательных программ для указанных субъектов.
За предшествующие несколько лет в РА количество субъектов малого предпринимательства постепенно увеличивалось. Сегодня - это 3,7 тысяч малых и средних предприятий и 17 тысяч индивидуальных предпринимателей, где трудится более 46 тысяч человек (третья часть всех занятых в экономике).
В 2013 году на реализацию программы было направлено 254,1 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета - 60,8 млн. рублей, из федерального бюджета - 101,4 млн. рублей, возвратные средства Агентства развития малого предпринимательства и муниципальных бизнесцентров составили 91,9 млн. рублей.
Финансовая поддержка в сумме 25,5 млн. рублей предоставлена 13 субъектам малого и среднего предпринимательства на приобретение в лизинг основных средств общей стоимостью более 130 млн. рублей [2, 3].
Финансовую поддержку в виде компенсации затрат на создание собственного бизнеса (грант) получили 144 предпринимателя на сумму 43,0 млн. рублей. Приоритеты отданы производителям промышленной продукции, безработным и молодежи до 30 лет, в частности: 58 % получателей грантов - промышленные предприятия, 30 % - предприятия сельского хозяйства.
Сектор среднего и малого бизнеса составил треть в структуре валового регионального продукта, обеспечил 47 % налоговых поступлений в бюджет. За 2014 год от субъектов малого и среднего предпринимательства поступило более 4 млрд. рублей налогов, что превышает
уровень 2013 года в 1,3 раза.
Структура предприятий этого сектора по экономическим видам деятельности практически не меняется в течение последних лет. Подавляющее большинство малых и средних предприятий занимаются торговлей и общественным питанием - 37 %, производственным бизнесом - 14 %, строительством - 12 %, сельским хозяйством - 5,0 %, более 32 % предприятий сосредоточено в сфере услуг. Сохраняется резкая дифференциация в территориальном размещении малых и средних предприятий, основное количество которых сосредоточено в республиканском центре (51 %) [2, 3].
□торговля и общественное питание
■ производственный бизнес □строител ьство □сельское хозяйство ■сфера услуг
Рисунок 1. Структура предприятий малого и среднего бизнеса РА по экономическим видам деятельности
Несмотря на существенные успехи в развитии малого и среднего предпринимательства остаются не до конца решенными следующие вопросы:
- доступность банковского кредита для вновь создаваемых субъектов ограничена;
- не хватает производственных площадей, высока арендная плата;
- сужена возможность получения средств из местных бюджетов для реализации программ развития из-за недостатка соответствующих доходов;
- остается проблема нехватки квалифицированных кадров.
В процессе разработки Программы применялся программно-целевой метод, позволяющий учитывать многовариантность путей поддержки и развития предпринимательской инициативы с учетом темпа реализации, механизма господдержки, объема и структуры финансирования.
Комплексная оценка факторов дальнейшего развития малого и среднего бизнеса определила оптимальный вариант. Исходя из цели Программы - обеспечение благоприятных условий функционирования указанных субъектов - предусмотрено решение задач по стимулированию предпринимательской активности населения, развитию инфраструктуры поддержки и популяризации предпринимательства.
Реализация Программы осуществлялась в 2012-2014 годы в один этап, обеспечивающий непрерывность решения проблемы. С целью обеспечения доступности кредитных ресурсов используется система микрокредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.
Республика участвует в программе по предоставлению грантов для открывающих свое дело, субсидированию части затрат на уплату процентов по кредитным договорам при осуществлении инновационной деятельности и модернизации производства, развитии бизнес-инкубаторов и др.
В 2014 году господдержка была ориентирована в первую очередь на предприятия, которые уже работают и нуждаются в модернизации производства, в приобретении оборудования для увеличения объёмов производства и повышения конкурентоспособности.
Особое внимание уделяется и тем предприятиям, бизнес которых направлен на создание и сохранение новых рабочих мест. Основная задача программы - увеличить количество субъектов малого и среднего бизнеса в республике, численность работников на предприятиях, а также объёмы производства товаров и услуг.
Для сравнения рассмотрим ситуацию по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса в соседнем Краснодарском крае, рейтинг которого в этой сфере высок.
Активно развивается малый и средний бизнес в основном в сфере торговли, операций с недвижимостью, аренды и предоставления услуг транспорта и связи. Но в крае также имеются схожие проблемы, требующие решения. Например, не все вновь создаваемые малые предприятия могут получить кредит, финансовые ресурсы местных бюджетов ограничены; недостаточно специализированных консультационных центров; сохраняется недостаток квалифицированных работников.
Существующие проблемы носят комплексный характер и не могут быть решены в течение одного финансового года. Программно-целевой метод позволяет в крае обеспечить согласованность, своевременность, финансирование и полноту реализации задач, эффективно используя средства и требуемый результат.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач: увеличение доли участия субъектов малого и среднего предпринимательства в общем обороте хозяйствующих субъектов Краснодарского края; развитие системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
По итогам реализации Программы в 2014 году выделенные средства освоены на 97,3%, в т.ч. на софинансирование расходных обязательств в части затрат субъектов малого бизнеса из краевого и федерального бюджетов получили средства 166 начинающих предпринимателей, на субсидирование части затрат по уплате первого взноса при заключении договора лизинга освоены средства в сумме 29,200 млн. рублей. [7]
Малый и средний бизнес стал неотъемлемой частью экономики Краснодарского края, а созданные на сегодняшний день условия для его развития позволяют краю регулярно находиться в тройке лидеров в России и доминировать среди субъектов ЮФО в данном секторе экономики.
Тем не менее, в 2013 году отмечалось снижение числа субъектов малого и среднего бизнеса, что обусловлено более чем двукратным увеличением страховых взносов, отчисляемых ими во внебюджетные фонды.
В 2014 году ситуация усилиями правительства исправлена, фискальная нагрузка на индивидуального предпринимателя была снижена, но прирост количества субъектов в данном секторе экономики был незначительным. Такая же тенденция наблюдалась и в других регионах России, в том числе и в Адыгее.
По результатам составленного аналитиками агентства деловой информации Top-RF.ru рейтинга регионов Росси по предпринимательской активности, рассчитанному по доле индивидуальных предпринимателей в экономически активном населении региона, Адыгея занимает второе место (8,21 %) после Краснодарского края (8,78 %).
В 2014 году на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства направлено 200,1 млн. рублей, в том числе 58,8 млн. рублей из республиканского бюджета; 52,1 млн. рублей из федерального бюджета; 89,2 млн. рублей - возвратные средства объектов инфраструктур поддержки малого и среднего предпринимательства [2, 3].
Весомый вклад вносят объекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. В Фонде поддержки предпринимательства предоставляются микрозаймы под низкий процент и гарантии предпринимателям, не имеющим достаточного залогового обеспечения при привлечении банковских кредитов.
В республиканском бизнес-инкубаторе предпринимателям на льготных условиях предоставляют в аренду производственные и офисные помещения, оказывают консалтинговые услуги, создана инфраструктура поддержки предпринимательства - Агентство развития малого предпринимательства, Республиканский бизнес-инкубатор, бизнес-центры в муниципальных образованиях, Гарантийный фонд.
С начала деятельности гарантийного фонда выдано 46 поручительств на сумму 204,3 млн. рублей, общая сумма кредитов, выданных под поручительство гарантийного фонда, - 400,7 млн. рублей. По целевому назначению поручительства выданы на приобретение основных средств, пополнение оборотных средств, строительство [2, 3].
В Республиканском бизнес-инкубаторе в течение года было размещено 16 резидентов, которым по льготной цене предоставлены в аренду производственные площади и офисные помещения.
Информационная поддержка субъектов предпринимательства также важна. С этой целью расширяется сфера консультационных услуг, расширяется доступ к Интернет-ресурсам, организуются выставки. В республике создан цикл телепередач о малом бизнесе, открыт сайт «Малый бизнес Республики Адыгея» (http://www.sbra.ru), где регулярно обновляется информация о возможностях господдержки.
В Адыгее внедряется интересный проект - «Агробизнес-инкубатор». Эго уникальный объект инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, ему в стране нет аналогов. В составе этого проекта предусматривается создать демонстрационные объекты с современными технологиями выращивания овощей, содержания животных и производства животноводческой продукции, переработки продукции, ее хранения, кормопроизводства. Работающие в агробизнес-инкубаторе специалисты будут обучать фермеров современным технологиям, позволяющим в дальнейшем модернизировать уже имеющееся производство, а начинающие предприниматели могут организовать собственное дело, продолжая при этом сотрудничать с ним.
В рамках проекта можно предусмотреть кооперацию агробизнес -инку-батора с фермерами, что может привести к возникновению эффективных мини-хозяйств агробизнеса на основе инновационного подхода. Одновременно это будет способствовать росту импортозамещения продукции аграрного сектора.
Кроме того, необходимо использовать положительный опыт соседних регионов, в частности, Краснодарского края, по поддержке малых субъектов хозяйствования в форме Общественного совета по защите прав предпринимательства при правоохранительных органах или в форме «горячей линии» поддержки малого и среднего бизнеса, что повысит профессиональную составляющую такой защиты. Не менее важна более мощная популяризация успешного опыта работы уже существующих субъектов в этой сфере бизнеса.
Таким образом, на региональном уровне активно продолжается процесс поддержки малого и среднего бизнеса. Для дальнейшего роста этого сектора экономики важно принимать решения, способствующие ускоренному развитию малых и средних субъектов предпринимательства.
Литература:
1. Бурцев Н.Н. Промышленность России в условиях развития конкурентной среды: региональный аспект. М.: Наука, 2003. 318 с.
2. Государственная программа Республики Адыгея "Развитие экономики на 2014-2018 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.sbra.ru.
3. Долгосрочная целевая программа Республики Адыгея "Развитие малого и среднего предпринимательства" на 2012-2014 годы: пост. каб. Министров Респ. Адыгея от 12 окт. 2011 г. №206. Майкоп, 2011.
4. Осипов Е.М. Институционализация социального партнерства как условие развития малого бизнеса в России: дис. ... д-ра социолог. наук: 22.00.04. Москва, 2013.
5. Шведова М.Ф. Структура государственной поддержки малого бизнеса: теоретический аспект системного подхода // Фундаментальные исследования. 2012. №9. С. 135-139.
References:
1. Burtsev N.N. Industry of Russia in the development of a competitive environment: the region dimension. M.: Nauka, 2003. 318p.
2. The State Programme of the Republic of Adyghea “Economic development” for 2014-2018 [electronic resource]. URL: http://www.sbra.ru.
3. Long-term target program of the Republic of Adyghea “Development of Small and Medium Enterprises” for 2012-2014. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Adyghea of October 12, 2011. № 206, Maikop, 2011.
4. Osipov E.M. The institutionalization of the social partnership as a condition for the development of small business in Russia: diss. ... Dr. of Sociology: 22.00.04. Moscow, 2013.
5. Shvedova M.F. The structure of state support to small business: theoretical aspects of the system approach //Basic Research. 2012. № 9-1. P. 135-139.