Научная статья на тему 'Совершенствование системы мониторинга выполнения «Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года»'

Совершенствование системы мониторинга выполнения «Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / СТРАТЕГИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / КЛАСТЕР / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ / ИНФОРМАЦИОННО-КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ / СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / MONITORING / STRATEGY / INVESTMENTS / CLUSTER / STRUCTURE-FUNCTIONAL MECHANISM / CLEARING-HOUSE COUNSEL / SUPPORT FOR INVESTMENT PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашинова Марина Казбековна, Доргушаова Асият Каплановна

Представлена оценка стратегических направлений Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея, в частности, рассмотрены инвестиционный климат, динамика промышленного и сельскохозяйственного производства, динамика индексов промышленности строительных материалов и строительства. Представлены основные финансово-экономические показатели туристских и санаторно-курортных предприятий, динамика показателей развития малого и среднего предпринимательства, а также доля налоговых и не налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Адыгея. Обоснованы элементы стратегии развития региональной экономики и экономический механизм их реализации. В качестве важнейшего ресурса управления предлагается рассматривать формирование устойчивых институциональных структур (информационно-координационный совет; подсистема поддержки и сопровождения инвестиционных проектов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ашинова Марина Казбековна, Доргушаова Асият Каплановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the monitoring system of the implementation of the “strategy of social and economical Development of Adyghea up to 2025”

Assessment of the strategic directions of the Strategy of socio-economic development of the Republic of Adyghea has been given, in particular, the investment climate, the dynamics of industrial and agricultural production, the dynamics of the index of industrial building materials and construction. The main financial and economic indicators of tourism and health resort enterprises, dynamics of the development of small and medium-sized businesses, as well as the share of tax and non-tax revenues of the consolidated budget of the Republic of Adyghea have been considered. The elements of the strategy for regional economic development and economic mechanism of their implementation have been grounded. The formation of stable institutional structures (Information and Coordination Council; subsystem of support and maintenance of investment projects) has been considered to be a vital resource management.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы мониторинга выполнения «Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года»»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК [338.2:316.334.2] (470.621) ББК 65.9(2)

А-98

Ашинова Марина Казбековна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», тел.: 8(8772)52-11-55; e-mail: ashinova [email protected];

Доргушаова Асият Каплановна, кандидат экономических наук, декан факультета информационных систем в экономике и юриспруденции ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет»; тел.: 8(8772)52-33-17.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ВЫПОЛНЕНИЯ «СТРАТЕГИИ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ДО 2025 ГОДА»

(рецензирована)

Представлена оценка стратегических направлений Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея, в частности, рассмотрены инвестиционный климат, динамика промышленного и сельскохозяйственного производства, динамика индексов промышленности строительных материалов и строительства. Представлены основные финансово-экономические показатели туристских и санаторно-курортных предприятий, динамика показателей развития малого и среднего предпринимательства, а также доля налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Адыгея.

Обоснованы элементы стратегии развития региональной экономики и экономический механизм их реализации. В качестве важнейшего ресурса управления предлагается рассматривать формирование устойчивых институциональных структур (информационно-координационный совет; подсистема поддержки и сопровождения инвестиционных проектов).

Ключевые слова: мониторинг, стратегия, инвестиции, кластер, структурно-

функциональный механизм, информационно-координационный совет, сопровождение инвестиционных проектов.

Ashinova Marina Kazbekovna, Doctor of Economics, Professor, professor of the Department of Finance and Credit of FSBEIHPE “Maikop State Technological University”, tel.: 8 (8772) 52-11-55; email: [email protected];

Dorgushaova Asiet Kaplanovna, Candidate of Economics, dean of the Faculty of Information Systems in Economics and Law of FSBEI HPE “Maikop State Technological University”; tel.: 8 (8772) 5233-17.

IMPROVING THE MONITORING SYSTEM OF THE IMPLEMENTATION OF THE “STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMICAL DEVELOPMENT OF ADYGHEA UP TO 2025”

(Reviewed)

Assessment of the strategic directions of the Strategy of socio-economic development of the Republic of Adyghea has been given, in particular, the investment climate, the dynamics of industrial and agricultural production, the dynamics of the index of industrial building materials and construction.

The main financial and economic indicators of tourism and health - resort enterprises, dynamics of the development of small and medium-sized businesses, as well as the share of tax and non-tax revenues of the consolidated budget of the Republic of Adyghea have been considered.

The elements of the strategy for regional economic development and economic mechanism of their implementation have been grounded. The formation of stable institutional structures (Information and Coordination Council; subsystem of support and maintenance of investment projects) has been considered to be a vital resource management.

Keywords: monitoring, strategy, investments, cluster, structure-functional mechanism, clearinghouse counsel, support for investment projects.

Мониторинг ключевых проблем развития экономики Республики Адыгея, решение которых возможно только на основе полномасштабного применения принципов устойчивого развития, позволяет выявить основные проблемные зоны социально-экономического развития региона, предупредить негативные тенденции и внести корректировки стратегических ориентиров и мероприятий, сформулировав основные рекомендации по внедрению принципов устойчивого развития в практику управления регионом. При этом разнородность и функциональная разноориентированность составляющих региональной экономики требует использования в процессах мониторинга и управления универсальной системы индикаторов, позволяющих количественно оценивать состояния региональной экономики и эффективность реализуемых стратегических направлений[ 1 ].

В Республике Адыгея разработана «Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года». Однако, отсутствует система мониторинга Стратегии, что затрудняет процесс контроля за реализацией стратегических приоритетов.

Основные стратегические направления развития экономики республики Адыгея:

- повышение уровня жизни населения за счет роста денежных доходов и обеспеченности общественными финансами;

- повышение отдачи вложенных ресурсов в социальную, производственную и инженерную инфраструктуру.

Для достижения этих целей необходимо решать следующие основные задачи:

- создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики;

- обеспечение поддержки развития действующих и создания перспективных промышленных производств (точек и зон инвестиционного роста);

- создание условий для формирования и развития агропромышленного кластера;

- создание условий для формирования и развития строительного кластера;

- создание условий для формирования и развития санаторно-туристичес-кого кластера;

- поддержка и развитие предпринимательской инициативы;

- развитие инженерной дорожной и складской инфраструктуры для обеспечения устойчивого роста валового регионального продукта;

- увеличение доходов и оптимизация расходов бюджета.

- совершенствование системы стратегического управления регионом;

- совершенствование системы государственного управления и местного самоуправления;

- развитие института государственно-частного партнерства;

- развитие институтов гражданского общества;

- интеграция стратегической политики Республики Адыгея, Краснодарского края и других регионов Российской Федерации;

- развитие международного сотрудничества.

Для оценки эффективности достижения поставленных целей, предупреждения негативных последствий, а также корректировки стратегических ориентиров и мероприятий целесообразно проведение мониторинга стратегии развития региональной экономики.

Рассмотрим второе стратегическое направление - обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста и повышение конкурентоспособности предприятий Республики Адыгея.

Основная цель данного направления - повышение уровня жизни населения за счет роста денежных доходов и обеспеченности общественными финансами.

Задача 1. Создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики.

Доля инвестиций в основной капитал в ВРП в 2012 году составила 23,4% и снизилась по сравнению с 2011 годом на 10,5 процентных пункта (рис. 1). По итогам 2013 года ожидается снижение уровня показателя до 22,2%.

Рисунок 1. Доля инвестиций в основной капитал в ВРП, (%) [2]

Спад объема инвестиций в целом по республике обусловлен завершением проекта ООО «Южгазэнерджи» в 2012 году.

Также влияет на снижение инвестиционной активности, существующие инфраструктурные ограничения, которые препятствуют исполнению планов экономического развития предприятий и реализации новых инвестиционных проектов.

Уровень активности инвесторов в республике в 2012 году был ниже, чем в ведущих регионах России. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения в республике в 2,3 раза ниже общероссийского уровня (рис. 2). Аналогичное соотношение показателей ожидается и по итогам 2013 года.

Рисунок 2. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения, руб. [3]

По итогам 2012 года Республика Адыгея заняла 78 место среди субъектов Российской Федерации по объему инвестиций на душу населения (по рейтингу регионов РИА-Рейтинг).

Активная работа в направлении внедрения «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе», разработанного Агентством стратегических инициатив, ведется в республике с 2013 года. Внедрен институт оценки регулирующего воздействия, принят единый регламент сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых на территории Республики Адыгея, по принципу «одного окна». Функционирует сайт инвестиционных предложений. Разработан план создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Республики Адыгея, который будет преобразован в интерактивную карту. Это позволит создать открытую базу данных для инвесторов, которая дает оценку текущих возможностей обеспечения инфраструктурой и ее развития со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Создана специализированная организация ОАО «Корпорация развития Республики Адыгея» для привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов.

Принятая в 2011 году долгосрочная целевая программа «Обеспечение инвестиционной привлекательности экономики Республики Адыгея на 2012-2016 годы» в 2012 году практически не финансировалась. Объем финансирования программы в 2013 году составил лишь 60 тыс. рублей. Средства направлены на создание инвестиционного портала республики Адыгея.

Задача 2. Обеспечение поддержки развития действующих и создания перспективных промышленных производств (точек и зон инвестиционного роста).

Инструментами реализации данной задачи в отчетном году являлись республиканские целевые программы «Развитие малого и среднего предпринимательства» на 2012-2014 годы» и «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Рисунок 3. Динамика промышленного производства по приоритетным отраслям, в % к уровню 2009 года [3]

В рамках реализации указанных программ в республике государственную поддержку получили 42 промышленных предприятия на общую сумму 122 млн. рублей, в том числе по программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» 71,3 млн. рублей, программе долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства» на 2012-2014 годы» - 50,7 млн. рублей. Объёмы оказанной господдержки в 2012 году составили 68,6% от уровня 2011 года.

Ощутимую господдержку в республике получают лишь предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Как следствие, эта отрасль промышленности и развивается более высокими темпами (см. рис. 3) Предприятия стройиндустрии в отчетные годы оставались за рамками господдержки и демонстрируют более низкие темпы роста производства, а в 2013 году -сокращение производства.

По объему производства товаров и услуг на душу населения Республика Адыгея занимает 75 место среди регионов России.

Задача 3. Создание условий для формирования и развития агропромышленного кластера.

Реализация данной задачи в 2012-2013 годах осуществлялась в рамках республиканской целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», и аналогичной Государственной программы Российской Федерации.

С 2009 года наблюдается устойчивая динамика роста производства пищевых продуктов и стабильный уровень производства продукции сельского хозяйства (рис. 4).

Рисунок 4. Динамика производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов [3]

Создание кластерных форм в АПК в 2012-2013 годах не осуществлялось.

Задача 4. Создание условий для формирования и развития строительного кластера.

Динамика индексов промышленности строительных материалов и строительства представлена на рис. 5.

Доля строительства в ВРП республики в 2011 году составила 9 %.

Инструменты реализации данной задачи в республике в настоящее время отсутствуют. Объемы господдержки промышленных предприятий в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства» ввиду своей незначительности не могут оказать серьезного влияния на развитие отрасли.

1J 'Vt О *231.3 Индекс добычи

полезных

200 ▼ П,9 ископаемых, кроме топлив но* энергетических

150 _ 122.4 _ У1352 в 13‘.6 > Индекс

~ 126.3 производства

100 ■ ТГГ: прочих неметаллических

100 Х 93.1 " “ 99 * 96.3 продуктов

50 ■ "» Индекс проюводава

виду деятельности

0 2009 2010 2011 2012 2013 "С'трошельство»

Рисунок 5. Динамика индексов промышленности строительных материалов и строительства,

в % к уровню 2009 года [2]

Задача 5. Создание условий для формирования и развития санаторно-тури-стического кластера.

Таблица 1 - Основные финансово-экономические показатели туристских и санаторно-курортных

предприятий Республики Адыгея [3]

Наименование показателя Ед. изм. 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год

Объем оказанных туристских, санаторнокурортных услуг млн. руб. 191,9 210,0 315,0 346,5 370,0

Количество туристов, экскурсантов и отдыхающих тыс. чел. 238,3 212,8 256,0 286,6 315

Количество мест размещения - всего ед. 3413 3937 4227 4570 5259

Перечислено налогов в бюджет всех уровней млн. руб. 21,0 24,7 28,0 30,2 33,0

По итогам 2012 года республику посетило 286,7 тыс. туристов и экскурсантов, что на 48,4 тыс. человек или 20,3 % больше, чем в 2009 году. Объем оказанных туристских услуг составил 346,5 млн. рублей и возрос по сравнению с 2009 годом на 80,5 процента. Положительная динамика показателей сохраняется и по итогам 2013 года.

По направлению развития инженерной (обеспечивающей) инфраструктуры в рамках ФЦП «Юг России 2008-2013 годы» в 2012 году было освоено на сумму более 306 млн. рублей, в 2013 году объем бюджетных инвестиций оценочно составил 997 млн. рублей. Перечень объектов указан в разделе «Развитие инженерной дорожной и складской инфраструктуры для обеспечения устойчивого роста валового регионального продукта».

Задача 6. Поддержка и развитие предпринимательской инициативы.

Инструментом решения данной задачи в республике являлась долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства» на 2012-2014 годы» и отдельные мероприятия программ «Снижение напряженности на рынке труда» и «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

В 2012 году на реализацию программы «Развитие малого и среднего предпринимательства» на 2012-2014 годы» направлено 311,3 млн. рублей, из них: 55,9 - из республиканского бюджета,

136,8 - из федерального, 118,7 млн. рублей - возвратные средства объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса.

В рамках мероприятий программы государственную поддержку получили 1424 субъекта малого и среднего предпринимательства, в т.ч. финансовую по программам микрокредитования, предоставления поручительств гарантийного фонда, субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным в банках, субсидирования затрат инновационных предприятий и предоставления грантов начинающим предпринимателям - 662 субъекта малого и среднего бизнеса на сумму 250,4 млн. рублей.

В течение 2013 года на реализацию Программы из всех источников направлено 254,1 млн. рублей. Объем финансирования за счет средств респуб-ликанского бюджета составил 60,8 млн. рублей.

В 2013 году поддержку получили 970 субъектов малого и среднего бизнеса. В результате сохранено около 3,4 тысяч рабочих мест.

Показатели задачи «Поддержка и развитие предпринимательской инициативы» имеют растущие тренды. В динамике за 2010-2013 годы обеспечен рост показателей (рис. 6), значения целевых индикаторов превышают запланированные индикаторы на 2015 год, что требует корректировки последних. Следует учесть, что базовые целевые индикаторы установлены по результатам деятельности за 2007 год, а, начиная с 2008 года, принципы статистического наблюдения за секторами малого и среднего предпринимательства изменились.

Рисунок 6. Динамика показателей развития малого и среднего предпринимательства [3]

По уровню развития предпринимательства Республика Адыгея заняла 71 место среди субъектов России.

Таким образом, стратегическая задача «Поддержка и развитие предпринимательской инициативы» реализовывалось в республике активно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задача 7. Увеличение доходов и оптимизация расходов бюджета.

Доходы консолидированного бюджета Республики Адыгея в 2012 году составили 15639,3 млн. рублей или 116,7 % от уровня 2011 года.

Доля налоговых и неналоговых доходов в общих доходах консолидирован-ного бюджета Республики Адыгея составила в 2012 году 49,2 процента (рис. 7). Целевое значение индикатора в 2015 году превышено, что требует его корректировки.

В основе увеличения поступлений налоговых доходов в бюджет республики находится рост налогооблагаемой базы, который напрямую зависит от экономической ситуации в регионе. Кроме того, постоянно осуществлялась работа по совершенствованию налогового администрирования, повышению уровня собираемости налогов и проведению работы с недоимщиками по погашению задолженности в консолидированный бюджет Республики Адыгея.

Рисунок 7. Доля налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Адыгея, % [3]

Увеличение доли налоговых и неналоговых доходов в консолидированном бюджете Республики Адыгея в 2009-2012 годах произошло, в том числе, за счет снижения объемов

финансовой помощи республике из федерального бюджета.

■ Расходы республиканского бюджета Республики Адыгея.°о

■ Доля расходов республиканского бюджета Республики Адыгея, формируемых в рамках программ, °о

Рисунок 8. Доля расходов республиканского бюджета Республики Адыгея, формируемых в рамках программ, % [3]

Увеличение доли расходов консолидированного бюджета Республики Адыгея, формируемых в рамках программ, сложилось в связи с переходом на программно-целевой метод исполнения расходов бюджета (рис. 8). В дальнейшем планируется увеличивать долю расходов, формируемых в рамках программ.

Таким образом, результаты проведенных выше исследований позволяют сделать следующие обобщающие выводы:

Задачи по поддержке и развитию предпринимательской инициативы, а также по увеличению доходов и оптимизации расходов бюджета реализуются, кроме того, демонстрируют рост большинства индикаторов.

Что касается задачи по обеспечению поддержки развития действующих и создания перспективных промышленных производств (точек и зон инвестиционного роста), можно сказать, что не по всем показателям наблюдается положительная динамика - задача реализуется недостаточно эффективно.

По поводу создания условий для формирования и развития агропромышленного, строительного и санаторно-туристического кластеров видно, что индикаторы демонстрируют стабильный рост, однако создание кластерных форм организации производства (услуг) не осуществлялось. Следовательно, задачи реализуются неэффективно.

Задачи по созданию благоприятного инвестиционного климата для развития экономики и развитию инженерной, дорожной и складской инфраструктуры для обеспечения устойчивого роста валового регионального продукта реализуются неэффективно.

Необходима планомерная работа по обеспечению благоприятного инвестиционного климата и благоприятных условий ведения бизнеса в республике.

Организацию процесса систематического или непрерывного сбора информации о реализации «Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 г.» необходимо проводить на основе мониторинга. Далее представим структурно-функциональный механизм мониторинга «Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 г.» (рис.

9).

По содержанию рисунка видно, что структурно-функциональный механизм реализации стратегии устойчивого развития региональной экономики предполагает осуществление следующих мероприятий:

1) создание информационно-координационного совета - научно-исследовательский орган, обеспечивающий разработку, внедрение и контроль за системой стратегического планирования социально-экономического развития региона;

2) разработка регламента информационно-координационного совета с министерствами и ведомствами по поводу предоставления данных и порядка обработки информационных запросов;

3) разработка подсистемы сопровождение инвестиционных проектов по организации текущей работы специальной группой сопровождения по содействию инвесторам в реализации инвестиционных проектов, контролю за своевременным получением инвесторами необходимых согласований и разрешений в государственных и муниципальных органах и организациях Республики Адыгея.

Таким образом, предложенный структурно-функциональный механизм реализации стратегии развития экономики региона даст возможность предупредить негативные тенденции и внести корректировки стратегических ориентиров и мероприятий, тем самым способствуя обеспечению высоких темпов устойчивого экономического роста и повышение конкурентоспособности предприятий Республики Адыгея.

Рисунок 9. Структурно-функциональный механизм мониторинга «Стратегии социально-экономического развития региональной экономики

Литература:

1. Ашинова М.К., Доргушаова А.К. Совершенствование механизма координации в системе стратегического планирования региональных социально-экономических систем // Компьютерные технологии и телекоммуникации. КТиТК-2014: сб. материалов Всерос. молодежной науч.-практ. конф. (18-20 июня 2014 г.). Грозный: АЛЕФ, 2014. С. 338-342.

References:

1. Ashinova M.K., Dorgushaova A.K. Improving the coordination mechanism in the system of strategic planning of regional socio-economic systems // Computer technologies and telecommunications.

KTTC- 2014: proceedings of the Russian Youth Scientific and Practical Conference: conference materials / (18 June - 20 June, 2014). Grozny: ALEPH, 2014. P. 338-342.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.