УДК 338.22(470.621)
ББК 65.050.5 Х-98
Хупов Рустам Бесланович, старший преподаватель кафедры экономических и математических дисциплин, Филиал ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет» в а. Кошехабль Республики Адыгея, тел.: 8(918)4257862.
ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
(рецензирована)
Рассматривается важнейший фактор развития малого бизнеса -институциональная среда. Необходимым условием для эффективного функционирования малого бизнеса является институциональная среда как совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которые образуют основу для производства, обмена и распределения. В работе сформирован институциональный профиль малого бизнеса Республики Адыгея, под которым понимается совокупность наиболее значимых видов экономической, политической и идеологической деятельности в сфере малого бизнеса, которые соотнесены с целями социально-экономического развития региона.
Ключевые слова: институциональная среда, институциональный профиль,
институциональная инфраструктура, малый бизнес, региональная экономика, система государственного управления, система управления развитием и поддержкой малого бизнеса.
Khupov Rustam Beslanovich, senior lecturer of the Department of Economic and Mathematical disciplines of the Koshehabl Branch of FSBEI HPE “Adyghe State University”, tel.: 89184257862.
FEATURES OF INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF SMALL BUSINESS SUPPORT OF ADYGHEA
(Reviewed)
The most important factor in the development of small businesses - the institutional environment has been considered.
A prerequisite _ for the effective functioning of small business is the institutional environment as a set of fundamental political, social and legal rules, which form the basis for production, exchange and distribution.
The institutional profile of small business in the Republic of Adyghea has been formed, which is a combination of the most significant forms of economic, political and ideological work in small businesses, which are correlated with the objectives of socio-economic development of the region.
Keywords: institutional environment, institutional profile, institutional infrastructure, small business, regional economics, public administration, management of the system of development and support of small business.
Особое влияние на процесс формирования региональной среды развития малого бизнеса оказывает совокупность факторов, обозначившихся в результате формализации условий, элементов, взаимосвязей и взаимодействий параметров экономической, социальной, политической и институциональной действительности. Под их воздействием малый бизнес, являющийся элементом структуры воспроизводственного комплекса региона, приспосабливается и формирует собственную систему внешней среды, которая является неотделимой частью регионального рынка.
По отношению к малому бизнесу стратегическая политика государства подразумевает создание соответствующего организационно-экономического механизма, который должен включать в себя подходы, принципы и методы формирования системы регулирующих мер, позволяющих создать социально-экономические условия, необходимые для его устойчивой деятельности и развития. Важнейшая роль правительства РФ - достижение экономической,
социальной и политической стабильности. Органы законодательной власти страны, министерства и ведомства непосредственно воздействуют на процессы и условия развития малого бизнеса (принятие законов, положений, ограничений). Важнейшей целью на мезоуровне в управлении экономической деятельностью субъектов малого предпринимательства региональными органами власти является увеличение общей производительности на микроуровне на базе формировании соответствующей инфраструктуры, предоставления квалифицированной рабочей силы и обеспечения достоверной и своевременной информацией.
Роль органов власти всех уровней управления состоит в утверждении эффективных правил для формирования результативной институциональной инфраструктуры обеспечения субъектов малого бизнеса, социальной среды взаимодействия общественных институтов и граждан, а также мониторинг их влияния на рост социально-экономического состояния как региона, так и страны в целом. Сотрудничество субъектов малого бизнеса и органов власти гарантирует необходимый результат лишь в том случае, если оно будет прогрессировать на всех иерархических уровнях. Малый бизнес представляет собой явление региональное, так как наибольшее количество предприятий малого бизнеса осуществляет свою деятельность на локальных рынках, сконцентрировано на местных потребителях, использует для своей деятельности ресурсы в непосредственной близости от своего местонахождения.
Первостепенной функцией региональной политики является поиск конвенции между экономической эффективностью и социальной справедливостью, тогда на региональном уровне формирование требуемых законодательных и налоговых правил для развития малого бизнеса является не менее важным, чем на федеральном [3].
Система государственного управления основывается на полноте, всесторонности и эффективности правового обеспечения указанных аспектов реформирования, где сектор малого бизнеса, выступая объектом государственной поддержки, должен считаться также и объектом правового регулирования.
Трансформация российской экономики происходит на фоне фундаментальных институциональных сдвигов, в связи с этим целесообразно вести рассмотрение проблем экономических субъектов в контексте институциональных преобразований. В связи с тем, что малый бизнес тесно связан с государственным регулированием и поддержкой, то значение внешних факторов для него приобретает особую актуальность.
Если говорить о системе поддержки малого бизнеса в Республике Адыгея в целом, то следует отметить, что в ней функционируют следующие субъекты: 8 Муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства и АУ Республики Адыгея «Республиканский бизнес-инкубатор».
Поддержкой малого бизнеса, оказанием ему финансовой и консалтинговой помощи занимаются также Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея, АУ Республики Адыгея «Агентство развития малого предпринимательства», Торговопромышленная палата Республики Адыгея, Некоммерческое партнерство «Ассоциация Содействие бизнесу Республики Адыгея», АУ Республики Адыгея «Республиканский бизнес-инкубатор и другие организации. Сформированы фонды, общественные организации, объединения и другие, специализирующиеся: на предоставлении субъектам малого
предпринимательства информационных и маркетинговых услуг, на продвижении разработок на рынок, на организации конференций, ярмарок и выставок (Региональное объединение работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Республики Адыгея», Региональное отделение «Деловая Россия», Некоммерческий фонд бизнес-центра «Партнер», Ассоциация крестьянских фермерских хозяйств «Насып», Профсоюз частных предпринимателей г. Майкопа, Адыгейский региональный фонд поддержки и развития крестьянских (фермерских) хозяйств «Фермер», Региональное отделение ОПОРА, Бизнес-инкубатор Адыгейского государственного университета и другие).
Согласно закону №209-ФЗ и законодательству Республики Адыгея уполномоченным органом в сфере развития малого и среднего предпринимательства на территории Республики Адыгея Автономное учреждение Республики Адыгея «Агентство развития малого предпринимательства».
Основной целью деятельности АУ РА «Агентство развития малого предпринимательства» является содействие занятости населения путем создания условий для развития малого предпринимательства в Республике Адыгея.
С целью финансовой поддержки предприятий малого бизнеса принята Программа микрокредитования субъектов малого предпринимательства на территории Республики Адыгея. Реализация данной программы позволяет начинающим и развивающимся предпринимателям получать в банках льготные краткосрочные кредиты, в тех случаях когда они не имеют возможности получить кредиты из-за отсутствия залога, кредитной истории и др.
Так 2009 году микрокредиты получили 239 предпринимателей на сумму 50,5 млн. рублей, в 2010 году микрокредиты получили 469 предпринимателей на сумму 114,0 млн. рублей, в 2012 году получил 331 предприниматель на сумму 97,7 млн. рублей, в том числе в рамках муниципальных программ - 199 предпринимателей на сумму 47,2 млн. рублей. Среднегодовая процентная ставка - 11 процентов, что значительно ниже предложений коммерческих банков.
В целях оказания финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства путем обеспечения доступа к банковским ресурсам принято постановление Кабинета Министров Республики Адыгея «О порядке формирования и использования гарантийного фонда для кредитования субъектов малого предпринимательства». Уполномоченным юридическим лицом по предоставлению гарантий (поручительств) субъектам малого и среднего предпринимательства является Автономное учреждение Республики Адыгея «Агентство развития малого предпринимательства», учредитель которого - Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея [6].
Гарантийный фонд предоставляет поручительства субъектам малого предпринимательства, реализующим приоритетные бизнес проекты, но не имеющих в своем распоряжении полного объема имущества для залога.
С целью определения кредитной организации для размещения средств гарантийного фонда проведен конкурс в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Победителями конкурса стали Акционерные коммерческие банки «Новация» и «Майкопбанк» АКБ «Московский Индустриальный Банк», КБ «Газтрансбанк», АКБ «Банк Москвы», с которыми заключен государственный контракт по размещению средств гарантийного фонда [4].
Гарантийным фондом АУ Республики Адыгея «Агентством развития малого предпринимательства» в 2009 г. предоставлено 13 поручительств на сумму 53,8 млн. рублей, в 2010 году предоставлено 10 поручительств (это на 3 поручительства меньше, чем в 2009 году) на сумму 23,4 млн. рублей, что позволило дополнительно привлечь 46,7 млн. рублей кредитных ресурсов. Гарантийным фондом в 2011 году предоставлено 7 поручительств на сумму 59,4 млн. рублей, а в 2012 году предоставлено 6 поручительств на сумму 43,3 млн. рублей, что позволило дополнительно привлечь 66,7 млн. рублей кредитных ресурсов.
Также благодаря деятельности инфраструктуры поддержки малого бизнеса, координируемой Министерством экономического развития и торговли республики Адыгея и АУ Республики Адыгея «Агентство развития малого предпринимательства» предоставляется более 20000 консультаций, оказывается более 10000 бухгалтерских и 1000 юридических услуг, обучается более 1000 предпринимателей.
С 1994 года в Адыгее действует Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Адыгея». Основы правовой базы создания и развития малых предприятий определяются законами Республики Адыгея «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», «О едином налоге на вмененный доход» и другими нормативно-правовыми актами.
В Республике Адыгея в настоящее время основой нормативно-правовой базы в системе государственной поддержки малого бизнеса является Распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея от 29 марта 2007 г. №86-р «О вопросах государственной
поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Адыгея» (с изменениями от 10 апреля, 2 июня 2008 г.), внесший заметный вклад в развитие малого бизнеса [7].
Государственная политика поддержки и развития малого бизнеса Республики Адыгея также описана в Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года «Обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста и повышение конкурентоспособности предприятий Республики Адыгея» [8].
Основной из элементов государственной системы развития малого предпринимательства - прямая адресная поддержка предприятий малого и среднего предпринимательства. Механизмы ресурсной поддержки малого бизнеса обобщены и прописаны в программах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на всех уровнях управления - федеральном, региональном и муниципальном. Реализация мероприятий программ всех уровней должна ежегодно обеспечиваться бюджетным финансированием (федеральным, региональным, муниципальным) в соответствии со статьей №7 ФЗ-88 от 12.05.1995 г. «Государственные программы поддержки малого предпринимательства».
Так на «Государственную поддержку малого предпринимательства в Республики Адыгея» общий объем финансирования Республиканской программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2006-2008 годы составил 107,9 млн. рублей, общий объем финансирования Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009-2011 годы составил 210 млн. рублей [4]. Сейчас в Республике Адыгея действует уже третья программа - Долгосрочная целевая программа Республики Адыгея «Развитие малого и среднего предпринимательства» на 20122014 годы общий объем финансирования составит 228,2 млн. рублей [5].
Анализируя в динамике республиканские программы поддержки малого бизнеса, на лицо прогрессивные тенденции. В первую очередь наблюдается значительный рост бюджетного финансирования, которое приносит возрастающую отдачу. Некоторые прогнозируемые показатели роли малого бизнеса в экономике региона, в частности создания новых рабочих мест, практически достигнуты. Как и прежде проводятся меры по развитию инфраструктуры поддержки малого бизнеса, повышению их конкурентоспособности.
Новые приоритеты и тенденции развития малого бизнеса в долгосрочной перспективе требуют обновлений инструментария его поддержки, перенаправить акцент с одних форм на другие, интенсификации целевого характера поддержки. Для совершенствования механизмов взаимодействия малого предпринимательства, государства и институтов инфраструктуры, требуется применение методик оценки эффективности предприятий малого бизнеса, учитывающих их специфику, а также повышенные риски их работы.
Проведенный анализ институциональной среды и эффективности развития предприятий малого бизнеса в разрезе территорий Республики Адыгея позволил сформировать институциональный профиль малого бизнеса, основе которых лежит концепция институциональных матриц разработанная профессором Кирдиной С.Г. [9], устанавливающий взаимосвязь основных видов экономической, политической и идеологической деятельности в сфере малого предпринимательства. Сформированный институциональный профиль развития малого бизнеса позволяет оценить институциональную среду Республики Адыгея, провести сравнительный анализ основных институтов поддержки малого предпринимательства.
Институциональный профиль деятельности и развития малого бизнеса Республики Адыгея представлен на рисунке 1.
Максимальный интерес представляет экономическая составляющая институционального профиля, которая является наиболее детальной. Она состоит из таких, оказывающих наибольшее влияние на малый бизнес, элементов, как: финансовая, правовая и налоговая системы, крупный бизнес, инфраструктура поддержки.
Система управления развитием и поддержкой малого бизнеса является подсистемой системы управления регионом, основным звеном которой является высший орган
исполнительной власти, который формирует политику в области поддержки и развития малого предпринимательства и распределяет необходимые для ее реализации ресурсы.
Политика в области поддержки и развития малого предпринимательства определяет цели и задачи деятельности Министерства экономического развития и торговли республики Адыгея, как специального органа исполнительной власти, являющегося основным, управляющим элементом системы управления и развития малого предпринимательства территории. Функциями данного Министерства являются анализ и оценка ситуаций происходящих в деятельности малого бизнеса региона, руководство и принятие решений по реализации мероприятий связанных поддержкой и развитием малого предпринимательства, а также контроль за реализацией данных мероприятий.
Исполнительными элементами системы являются структуры поддержки малого бизнеса, реализующие функции поддержки, соответствующие их профилю, путем оказания целенаправленных воздействий на внешнюю среду развития бизнеса и собственно на субъекты малого бизнеса и организации финансовой инфраструктуры, работающие с субъектами малого бизнеса Республики Адыгея.
В создавшихся условиях экономически целесообразно также взаимодействие малых предприятий с крупными коммерческими организациями.
В настоящее время существует неравномерность развития инфраструктуры в муниципальных образованиях республики, которая связана не только с аметрией развития самого малого бизнеса, но и позиции администраций и местных объединений к данной проблеме. Большинство организаций, учреждений инфраструктуры поддержки малого бизнеса региона концентрируются в столице Республики Адыгея.
Властные и политические
1. Федеральные органы власти (исполнительная и законодательная власть).
2. Органы власти Субъекта Федерации (исполнительная и законодательная власть):
- Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея;
- Кабинет министров Республики Адыгея;
- Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея;
- Министерство финансов Республики Адыгея;
- Адыгейское территориальное управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства;
- Управление государственной службы занятости Республики Адыгея.
3. Администрация МО «Город Майкоп и районов Республики Адыгея:
- Заместители Глав Администрации по вопросам управление развития малого и среднего предпринимательства и потребительского рынка;
- Комитеты по экономике в муниципальных образованиях;
- Совет народных депутатов муниципальных образований.
4. Контролирующие органы:
- Роспотребнадзор по РА;
- Комитет по защите прав потребителей.
5. Политические партии
Идеологические
1. Система ценностей.
2. Обеспечение достойного уровня жизни.
3. Независимость положения.
4. Мотивация к инициативной (предпринимательской) деятельности.
5. Нормы и правила (культура) деловых отношений.
Региональное объединение работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Республики Адыгея».
Профсоюз частных предпринимателей г. Майкопа. Региональное отделение «Деловая Россия».
Экономические
Финансовая
система
Бюджетная
система
Кредитная
система
Прочие
финансовые
институты
Налоговая
система
Формы функционирования и взаимодействий
Законодательные акты, регулирующие деятельность малого бизнеса
Инфраструктура поддержки малого бизнеса
Г осударственные и муниципальные фонды поддержки малого бизнеса
Малый бизнес
Правовая система
Министерство экономического развития и торговли РА
АУ РА «Агенство развития малого предпринимательства»
Торгово-промышленная палата РА
НП «Фонд развития предпринимательства РА»
НФ бизнес-центр «Партнер»
Муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства РА
Бизнес-
инкубаторы,
технопарки
АУ РА «Республиканский бизнес-инкубатор»
Бизнес-инкубатор
Адыгейского
государственного
университета
формы взаимодействия
Отраслевые фонды, ассоциации и союзы
=П
Ассоциация КФХ «Насып»
Адыгейский региональный фонд поддержки и развития крестьянских (фермерских)
I
Субконтрактинг
I
Аутсорсинг
Франчайзинг
1
Агенства, отделения, ассоциации, союзы малого
НП
«Ассоциация
Содействие
РОР «Союз промышленнико в и
предпринимател
РО «Опора», РО «Деловая Россия»
Формирование кластеров
Крупный бизнес
Рисунок 1. Институциональный профиль функционирования и развития малого бизнеса Республики Адыгея (составлено автором)
Таким образом, основой активизации развития малого бизнеса в регионе и создании долгосрочного устойчивого развития малого предпринимательства, должно стать формирование стратегий развития предприятий малого бизнеса, соответствующих социально-экономическим приоритетам развития территории, с применением форм взаимодействия с органами власти, субъектами инфраструктуры и крупным бизнесом.
Литература:
1. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».
3. Корниенко А.И. Малый и средний бизнес: особенности функционирования / А.И. Корниенко // Экономика здравоохранения. - 2009. - №2. - С. 48-51.
4. www//sbra.ru.
5. Долгосрочная целевая программа Республики Адыгея «Развитие малого и среднего предпринимательства» на 2012-2014 годы.
6. Постановление Кабинета Министров РА «О порядке формирования и использования гарантийного фонда для кредитования субъектов малого предпринимательства».
7. Распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея от 29 марта 2007 г. №86-р «О вопросах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Адыгея» (с изменениями от 10 апреля, 2 июня 2008 г.).
8. Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года «Обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста и повышение конкурентоспособности предприятий Республики Адыгея».
9. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАД 2001. См. также <www.kirdina.ru>. С.Г. Кирдина, 2003.
References:
1. The Federal Law of 24.07.2007 № 209-FL “On the development of small and mediumsized enterprises in the Russian Federation”.
2. The Federal Law of26.07.2006 № 135-FL “On the Protection of Competition”.
3. Kornienko A.I. Small and Medium Business: peculiarities of functioning / A.I. Kornienko //Health Economics. 2009. № 2. P. 48-51.
4. www //sbra.ru
5. The long-term target program of the Republic of Adyghea “Development of Small and Medium Enterprises” for 2012-2014.
6. Resolution of the Cabinet of Ministers of the RA “On the formation and use of the guarantee_fund _for small business lending”.
7. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Adyghea of March 29, 2007 N 86-p "On the matters of state support of small and medium-sized enterprises in the Republic of Adyghea” (amendedon April 10, June 2, 2008).
8. Strategy for Socio-Economic Development of the Republic of Adyghea up to 2025 “Providing high rates of sustainable economic growth and the competitiveness of the enterprises of the Republic of Adyghea”.