ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Казанский Павел Александрович, аспирант ФГОУ ВПО «Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф.Ушакова»
Аннотация. Малый бизнес выступает как фактор устойчивого роста экономики региона.
Сектор малого предпринимательства напрямую зависит от сформированных в регионе институциональных условий развития.
Приоритетными направлениями институциональной поддержки малого бизнеса должны стать: доступность имущества как для сдачи в аренду малым компаниям, так и для его приватизации; решение проблемы поручительства для предпринимателей малого бизнеса по предоставляемым банками кредитам; поддержка субъектов малого бизнеса в сфере госзакупок; формирование эффективной системы поддержки экспортно-ориентированных малых предприятий.
Ключевые слова: регион, малый бизнес, институциональная поддержка, устойчивый рост.
INSTITUTIONAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE KRASNODAR TERRITORY
Kazanskiy Pavel, a graduate student FGOU VPO «Maritime State Academy of Admiral Ushakov»
Annotation. Small Business serves as a factor for sustainable economic growth region The small business sector directly depends on the region formed in the institutional environment of The priority areas of institutional support to small business should be: the availability of property for lease to small businesses, as well as for its privatization, the problem of guarantee for small business for loans granted by banks, support the small businesses in the area of public procurement, the formation of an effective system support export-oriented small businesses.
Keywords: region, small business, institutional support, sustained growth.
В современной экономике Краснодарского края малое предпринимательство занимает значительное место, способствуя развитию инновационного процесса в регионе. По количеству субъектов малого предпринимательства край входит в четверку лидеров в Российской Федерации, по Южному федеральному округу Краснодарский край занимает лидирующие позиции по трем основным показателям: количеству малых предприятий, численности работающих и объему реализации товаров и услуг.
С начала 2009 года оборот предприятий малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае достиг 960 млрд. рублей и вырос на 5,2% по сравнению с прошлым годом. Количество субъектов малого и среднего бизнеса увеличилось в крае почти на 3% по сравнению с 2008 годом и насчитывает более 273 тысяч единиц. Данные статистики свидетельствуют о социаль-
ной значимости сектора малого бизнеса в регионе, так на малых предприятиях работает почти треть занятого в экономике Кубани населения, тогда как по стране в целом данный показатель немногим превышает 16 процентов. В настоящее время в малом и среднем бизнесе края занято более 921 тысячи человек, это почти на 3% больше, чем в 2008 году.
В сложившихся непростых условиях мирового финансово-экономического кризиса власти Краснодарского края решают задачу поддержки уже состоявшихся предприятий и предпринимателей и создания таких условий, чтобы люди не боялись развивать собственный бизнес.
Институциональные условия развития малого бизнеса в социально-экономической системе края развивают так называемые «правила игры» на рынке, формируют определённые ограничения в масштабах предметной области реального менеджмента малого бизнеса и способствуют координации практически любого количества хозяйствующих единиц - предпринимателей, инвесторов, посредников, смежников и т.д. В регионе приняты и функционируют закон от 4 апреля 2008 года N 1448-КЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае"; долгосрочная краевая целевая программа "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы и целый ряд других нормативных документов.
Приоритетными направлениями институциональной поддержки малого бизнеса в крае стали: доступность имущества как для сдачи в аренду малым компаниям, так и для его приватизации; решение проблемы поручительства для предпринимателей малого бизнеса по предоставляемым банками кредитам; поддержка субъектов малого бизнеса в сфере госзакупок; формирование эффективной системы поддержки экспортноориентированных малых предприятий.
Важной проблемой для региональных органов власти является доступность в крае имущества как для сдачи в аренду малым компаниям, так и для приватизации арендуемых длительное время государственных и муниципальных помещений. В качестве продавца выступает государственное или муниципальное унитарное предприятие, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, и передающий его в собственность Заемщику за определенную плату на основании заключенного Договора купли-продажи и в соответствии с Федеральным законом №159- ФЗ. Приобретаемый объект должен отвечать требованиям Статьи 3 Федерального закона №°178- Фз и Статьи 3 Федерального закона №°159- ФЗ, субъект малого бизнеса должен обладать преимущественным правом на приобретение арендуемого им Объекта недвижимости. Порядок оплаты Заёмщиком по заключённому Договору купли-продажи объекта недвижимости должен предусматривать оплату в рассрочку, что значительно облегчит возможности приватизации для субъектов малого бизнеса.
Актуальным для малого бизнеса в крае в этом случае становится вопрос кредитования на цели приобретения арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или муниципальной собственности.
В настоящее время Краснодарское отделение N° 8619 СБ РФ вошло в число банков, на территории обслуживания которых Сбербанком России реализуется пилотный проект по запуску нового кредитного продукта для субъектов малого предпринимательства, ориентированного на государственную программу поддержки малого бизнеса - "Приватизация". Срок кредитования здесь определён до 10 лет, сумма кредита - до 80% от стоимости объекта недвижимости, но не более 30,0 млн. руб. Ограничителем предоставления кредитов в рамках программы "Приватизация для малого бизнеса" выступает объём годовой выручки -не более 150,0 млн. руб., и сумма кредита не может превышать :
- для торговли - 30% от объёма годовой выручки,
- для производства и сферы услуг - от 30% до 70% от объёма годовой выручки в зависимости от рентабельности бизнеса.
Как нам представляется, с учетом объекта кредитования, ссуды должны выдаваться на более значительный срок - до 15-20 лет и сумма кредита должна составлять до 80 - 90 % от стоимости объекта недвижимости, без ограничения размера суммы кредита. В качестве обеспечения может выступать ипотека приобретаемого объекта недвижимости по стоимости в размере 60 - 70% от стоимости, указанной в договоре купли-продажи. На остальную сумму можно оформлять залог ликвидного имущества (транспортных средств, оборудования, товаров, объектов недвижимости, ценных бумаг), а также гарантии муниципального образования.
Одним из направлений поддержки предпринимателей малого бизнеса в Краснодарском крае должно стать решение проблемы поручительства по предоставляемым банками кредитам. В соответствии с распоряжением губернатора Краснодарского края от 03.07.2009 N° 498- р "О создании некоммерческой организации "Гарантийный фонд поддержки субъектов малого предпринимательства Краснодарского края", администрация Краснодарского края, в лице руководителя департамента инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края учредила указанный фонд. Аналогичные организации существуют во многих регионах России, в том числе в Южном Федеральном округе: Ростовской, Волгоградской областях, Ставропольском крае и т.д.
Создание регионального гарантийного фонда даёт возможность оформлять кредит в банке даже при недостаточной залоговой базе. Следует отметить, что средства фонда доступны и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего бизнеса Краснодарского края. Залоговой базой по выдаваемым банками кредитам служат денежные средства, предоставленные из краевого и федерального бюджетов.
Основными целями и задачами деятельности некоммерческой организации "Гарантийный фонд поддержки субъектов малого предпринимательства Краснодарского края" являются:
- расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края к кредитным и иным финансовым ресурсам;
- развитие системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Краснодарском
крае, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга;
- создание более благоприятных условий для функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края.
Основным видом деятельности Фонда является предоставление поручительств по обязательствам (договорам кредита, займа, лизинга и т.д.) субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края.
В качестве банков-партнеров, заключивших соглашение о сотрудничестве с фондом, включая структурные подразделения (дополнительные офисы и филиалы) на территории Краснодарского края, выступили крупные банки: Краснодарское отделение N° 8619 Сбербанка России; ОАО "Крайинвестбанк"; Краснодарский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк"; оАо КБ "Центр-Инвест".
Сотрудничество предпринимателей края с фондом дает им следующие преимущества:
- возможность получить кредит при отсутствии достаточного собственного обеспечения по кредиту;
- простота схемы получения поручительства, поскольку в этом случае не требуется специального предварительного обращения в Фонд;
- оперативность принятия решения о предоставлении поручительства, так решение принимается в срок до 7 рабочих дней после поступления заявки на предоставление поручительства, в отличие от банковской гарантии, не требуется решения кредитного комитета;
- отсутствие дополнительного обеспечения в отличие от банковской гарантии, когда дополнительное обеспечение предоставляется заемщиком не только банку, выдающему кредит, но и банку-гаранту;
- не проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности субъекта малого предпринимательства при предоставлении поручительства Фонда в отличие от банковской гарантии;
- отсутствие необходимости сбора большого объема документов для Фонда - субъект малого предпринимательства составляет только заявку на предоставление поручительства Фонда и прикладывает копии учредительных документов, копии ИНН, ОГРН и справку налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и сборам в бюджеты всех уровней;
- поручительство фонда не требует дополнительных затрат на страхование имущества и долгую процедуру зачета залога в качестве обеспечения в отличие от залога;
- гибкий подход к обеспечению Заемщика (по кредитным договорам принимается обеспечение в размере не менее 30 % от суммы кредитных обязательств);
- возможность компенсации за счет государственных субсидий части уплачиваемых по кредиту процентов (в случае участия в программе по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае).
В условиях падения спроса со стороны населения на товары и услуги государственный заказ становится одной из главных антикризисных мер поддержки сектора малого бизнеса со стороны региона. По словам заместителя министра экономического развития Анны Поповой, объем госзаказа в 2009 году составит 4 трлн. руб. с учетом оборонной отрасли. При этом объем государственных закупок у предприятий малого бизнеса будет равен 800 млрд. руб. Эта сумма значительно превосходит все остальные программы поддержки малого бизнеса.
Несмотря на сложности, существующие в практике применения любого закона, Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд» много дал для развития конкуренции и даст еще больше для компаний малого и среднего бизнеса.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N° 94- ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Способами, предусмотренными для размещения заказа среди субъектов малого предпринимательства, являются: открытый конкурс, открытый аукцион, запрос котировок. Открытые процедуры аукционов гораздо лучше закрытых конкурсов. Переход на электронные аукционы станет еще одним шагом в борьбе с коррупцией.
Отметим, что главным достижением закона о госзакупках является то, что власти Краснодарского края, как и любого другого региона, получают возможность оперативного подведения финансовых итогов года. Как показывает ранее существующая практика, когда фактически каждый третий договор заключался без конкурса, выполнение этих договоров давало неожиданные результаты, например, в первом квартале следующего года выяснялось, что есть долги перед поставщиками, о которых не было заявлено на новый финансовый год.
Реформа госзаказа и развитие электронных торгов позволят региональным и муниципальным органам власти произвести больший объем общественных благ и повысить эффективность работы госаппарата.
В настоящее время в крае предусмотрена информационная поддержка размещения краевого государственного заказа. Имеет место реклама адреса официального сайта Краснодарского края в сети Интернет, где представлена информация о размещении заказов. На сайте имеется поисковая система, позволяющая любому пользователю найти информацию об интересующем его конкурсе, аукционе или котировке. Раздел сайта "Проведение котировок" оснащен опцией, предназначенной для создания поискового запроса о заказах, размещаемых у субъектов малого предпринимательства.
Официальным печатным изданием администрации Краснодарского края для размещения информации по региональному заказу является журнал "Конкурсные торги и аукционы Краснодарского края". В нем также размещается информация и о муниципальных торгах, проводимых муниципальными заказчиками края.
При размещении заказа путем проведения торгов, запроса котировок у субъектов малого предпринимательства информация о проведении таких торгов, запроса котировок содержится в извещении о проведении открытого конкурса, открытого аукциона, в извещении о проведении запроса котировок.
Участие малого бизнеса в программах госзакупок предполагает необходимость поддержания его конкурентоспособности, в том числе за счет новых кредитных программ.
Краснодарское отделение N° 8619 СБ РФ вошло в число банков, на территории обслуживания которых Сбербанком России реализуется пилотный проект по запуску нового кредитного продукта для субъектов малого предпринимательства, ориентированного на го-
сударственную программу поддержки малого бизнеса
- ""Госзаказ".
Кредит "Госзаказ" предоставляется на цели:
- пополнения оборотных средств для финансирования Затрат на выполнение Контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом Ы°Э4- ФЗ;
- пополнения оборотных средств для рефинансирования Затрат по Исполненным Контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом №Э4- ФЗ.
Срок кредитования определён до 18 месяцев (включительно) с датой погашения не позднее даты окончания действия Контракта. Максимальная сумма кредита
- до 70% суммы контракта, но не более 10,5 млн. руб. В качестве обеспечения принимаются имущественные права по контракту и залог ликвидного имущества (транспортных средств, оборудования, товаров, объектов недвижимости, ценных бумаг), а также гарантии муниципального образования.
Условия предоставления кредитов в рамках программы "Госзаказ" соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона N° 94- ФЗ, а именно:
- заёмщиком выступают - юридическое лицо и индивидуальные предприниматели:
- объём годовой выручки не более 150,0 млн. руб.;
- срок ведения деятельности не менее 12 месяцев.
По условиям кредитования максимальная сумма кредита не может превышать:
а) 25% от объёма годовой выручки заёмщика;
б) 10,5 млн. руб.;
в) 70% суммы контракта;
с) затрат на выполнение Контракта, уменьшенных на сумму полученного аванса.
В то же время мы исходим из того, что практика выдачи кредита показывает необходимость корректировки в сторону увеличения максимальной суммы кредита по критериальным пунктам а, б, в. Это увеличит возможности субъектов малого бизнеса участвовать в конкурсах размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для региональнных и муниципальных нужд.
Обобщая приведённые выше положения, отметим, что практика исполнения Федерального закона N94^3 в части поддержки субъектов малого бизнеса показывает наличие ряда серьёзных проблем, требующих своего решения. Закон можно и нужно корректировать в отношении ряда процедур, которые не вписываются в тривиальные рамки, но в целом его унифицированные процедуры должны сохраняться, а базовые понятия должны быть защищены. Система выстроена, механизм по ее обслуживанию запущен и повернуть назад невозможно.
Как нам представляется, совершенствование правовой работы в рамках Федерального закона N94^3 может идти в следующих направлениях:
- отмена предела 20%-го барьера госзаказа, предназначенного для размещения среди субъектов малого бизнеса;
- отмена верхнего предела цены госконтракта с субъектами малого бизнеса;
- освобождение поставщиков от платы за участие в аукционах и конкурсах, что очень важно для малого бизнеса;
- повышение доступности информации о торгах в Интернете на официальных сайтах госзаказчиков, этим обеспечивается прозрачность торгов и, соответственно, доступность для участия в них субъектов малого бизнеса, не имеющих возможности, чаще всего искать обходные пути;
- организация статистического мониторинга самих торгов и исполнения госконтрактов; (ввода мониторинга исполнения госконтрактов).
- более чёткие правовые механизмы субконтрактации и электронного способа госзакупок, ввод института субконтрактации и мониторинга исполнения госконтрактов.
- введение механизма контроля за соблюдением нормы о поддержке малого бизнеса;
- обеспечение контроля за соблюдением процедур на электронных торгах в части качества лингвистических программ, которые не должны позволять подменять русские буквы латинскими с тем, чтобы данные торги нельзя было обнаружить контекстным поиском.
Для развития экономики Краснодарского края большое значение имеет экспортная деятельность в том числе с участием малого бизнеса. В настоящее время в крае наблюдается преимущественная реализация транзитного потенциала при недостаточном использовании экспортного потенциала собственных производств, ухудшение структуры экспорта, так если в 2004 году 91% экспорта формировали 15 товарных групп, то в 2007 - 2008 гг. - только 9 товарных групп тН ВЭД, причем доля сырья и товаров с низкой добавленной стоимостью в структуре экспорта в последние годы увеличивалась.
Анализ показывает, что в крае отсутствует эффективная система поддержки экспортно-
ориентированных малых предприятий. В рамках плана антикризисных мер, принятого администрацией Краснодарского края, разрабатывается краевая целевая Программа поддержки экспорта на 2010-2012 г.г. Программа рассчитана на поддержку предприятий-экспортеров, производящих продукцию и зарегистрированных на территории Краснодарского края. Проект документа содержит перечень условий и методов выхода предприятий Краснодарского края на мировые рынки, а также меры государственной финансовой поддержки экспорта. В качестве ожидаемого экономического эффекта от реализации Программы обозначен ряд позитивных изменений, среди которых выделен рост числа малых и средних предприятий - участников внешнеэкономической деятельности. Однако в Программе отсутствует механизм достижения поставленной цели, в то время как действительно через этот индикатор - количество малых компаний, экспортирующих продукцию, - можно судить и о качестве малого бизнеса в стране, и об уровне технологического развития.
Без сомнения создание условий для выхода на зарубежные рынки малых компаний необходимо для расширения участия организаций Краснодарского края в системе мировой торговли, совершенствования товарной структуры экспорта в пользу высокотехнологичной продукции и иных товаров с высокой долей добавленной стоимости. Решение этих задач по развитию регионального экспорта, в том числе за счет малых предприятий, является важным условием повышения конкурентоспособности экономики края. При формировании в Программе мер государственной поддержки регионального экспорта, в части материальной поддержки региональных предприятий-экспортеров и информационно-консультативных мер никаким образом не выделяются малые предприятия, нуждающиеся в особой системе поддержки. Как показывает мировая практика, в большинстве стран есть организации, оказывающие содействие в продвижении экспорта, причем, сориентированные не на крупные компании, которые сами имеют возможности пробиться, а именно на малый бизнес. Выстраивание системы поддержки включает функционирование агентств страхования экспортных операций, переориентацию деятельности торговых представительств РФ на поддержку малого бизнеса, усиление тематики экспорта со стороны малых и средних компаний в межправительственных двусторонних комиссиях, прямую финансовую под-
держку малых компаний - субсидирование процентных ставок, субсидирование патентования за рубежом и так далее. Все это должно привести к увеличению числа экспортно-ориентированных малых компаний. Как нам представляется, в окончательном варианте Программы должны найти место вопросы прямой поддержки региональными органами власти именно малых предприятий, ориентированных на экспорт.
Список литературы:
1.Закон от 4 апреля 2008 года N 1448-КЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае".
2. Долгосрочная краевая целевая программа "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы.
3. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26 августа 2008 г. N° 839 "Об условиях и порядке предоставления бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат субъектов малого предпринимательства Краснодарского края"
4. www.allmedia.ru
РЕЦЕНЗИЯ
Исследование Казанского П.А. посвящено актуальным проблемам повышения эффективности функционирования предприятий малого бизнеса. Исключительная значимость этих проблем в современных условиях связана с необходимостью повышения эффективности управления такими предприятиями за счет формирования региональных институциональных условий. Именно этим объясняется актуальность и значимость представленной научной статьи.
Автор в ходе анализа особенностей становления и развития малого бизнеса в регионе последовательно рассматривает причины как способствующие, так и сдерживающие его развитие. В статье приводится статистика и анализ развития малого бизнеса в Краснодарском крае, одном из ведущих регионом страны в области малого предпринимательства. На наш взгляд, автор правомерно выделяет в качестве приоритетных направлений институциональной поддержки малого бизнеса в регионе: доступность имущества как для сдачи в аренду малым компаниям, так и для его приватизации; решение проблемы поручительства для предпринимателей малого бизнеса по предоставляемым банками кредитам; поддержку субъектов малого бизнеса в сфере госзакупок; формирование эффективной системы поддержки экспортноориентированных малых предприятий.
Исследуя причины и возможные последствия имеющихся проблем, автор обосновано предлагает пути их решения, что предает исследованию не только теоретическую, но и практическую значимость.
В представленной научной статье поднимаются актуальные вопросы, имеющие научную и практическую значимость. Считаем возможным, рекомендовать статью к открытой публикации в научных изданиях.
д.э.н., доцент, Зав. Кафедрой менеджмента И региональной экономики Майкопского государственного Технологического университета Задорожная Л.И.