Научная статья на тему 'Гоcударственная политика поддержки развития малого и среднего предпринимательства в регионе'

Гоcударственная политика поддержки развития малого и среднего предпринимательства в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / государственная поддержка / государственное регулирование / государственные программы / региональная политика поддержки предпринимательства. / small and medium business / state support / state regulation / state programs / regional pol- icy of supporting entrepreneurship.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Наталья Викторовна, Богатова Татьяна Александровна, Шигильчева Светлана Анатольевна

В статье рассматриваются особенности реализации государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в современных условиях. Особое внимание уделяется вопросам государственного регулирования и поддержки развития малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. На основе проведенного исследования состояния и развития предпринимательского сектора Чувашской Республики предлагаются основные приоритетные направления государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексеева Наталья Викторовна, Богатова Татьяна Александровна, Шигильчева Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY OF SUPPORTING THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESSES IN THE REGION

The article examines the specifics of the implementation of the state policy of supporting small and medium-sized businesses in modern conditions. Particular attention is paid to issues of state regulation and support for the development of small and medium-sized businesses at the regional level. Based on the conducted research of the state and development of the entrepreneurial sector of the Chuvash Republic, the main priority areas of state support for small and medium-sized businesses are proposed.

Текст научной работы на тему «Гоcударственная политика поддержки развития малого и среднего предпринимательства в регионе»

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 1(31)

4

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338.242

ГОCУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ

Н.В. Алексеева, Т.А. Богатова, С.А. Шигильчева

В статье рассматриваются особенности реализации государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в современных условиях. Особое внимание уделяется вопросам государственного регулирования и поддержки развития малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. На основе проведенного исследования состояния и развития предпринимательского сектора Чувашской Республики предлагаются основные приоритетные направления государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; государственная поддержка; государственное регулирование; государственные программы; региональная политика поддержки предпринимательства.

N.V. Alexeyeva, Т.А. Bogatova, S.A. Shigilcheva. STATE POLICY OF SUPPORTING THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESSES IN THE REGION

The article examines the specifics of the implementation of the state policy of supporting small and medium-sized businesses in modern conditions. Particular attention is paid to issues of state regulation and support for the development of small and medium-sized businesses at the regional level. Based on the conducted research of the state and development of the entrepreneurial sector of the Chuvash Republic, the main priority areas of state support for small and medium-sized businesses are proposed.

Keywords: small and medium business; state support; state regulation; state programs; regional policy of supporting entrepreneurship.

Развитие малого и среднего предпринимательства является важнейшим фактором политической и экономической стабильности, обеспечивающим раскрытие предпринимательского потенциала населения, повышение внутреннего спроса, рост налоговых поступлений, формирование рабочих мест, диверсификацию экономики, развитие конкуренции и снижение зависимости от сырьевого экспорта.

Согласно постановлению Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 316 (в ред. от 17.08.2017 г) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» в 2017 г. предусматривает объем финансирования в размере 7,5 млрд руб. (рис. 1), в том числе: 5,5 млрд руб. на оказание финансовой

поддержки (10,2 млрд руб. в 2016 г.); 1,66 млрд руб. на софинансирование объектов капитального строительства (1,65 млрд руб. в 2016 г.); 0,22 млрд руб. на содействие развитию молодежного предпринимательства [1].

В результате снижения финансирования Федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства субсидии субъектам Российской Федерации значительно сокращены по сравнению с 2015 г. (в 3 раза).

В 2017 г. в соответствии с подпрограммой «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике» государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие Чувашской Республики» на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) всего выделено 154,4 млн руб., что более чем в

25

2005 2006 200 7 200 5 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016* 2017* 2013*

* плановые показатели

Рис. 1. Динамика объема финансирования Федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства, млрд руб.

500

Ш Бюджет Чувашской Республики □ Федеральный бюджет

Рис. 2. Объемы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике, млн руб.

2 раза ниже уровня финансирования 2016 г [3] (рис. 2).

Следует отметить, что совокупный эффект на российский бюджет от реализации Программы поддержки МСП составляет 153 млрд руб. в год (на 1 руб. инвестиций 7 руб. прироста). Эта сумма достигается за счет дополнительных налоговых поступлений от роста выручки самих МСП, обеспеченных поддержкой, а также мультипликативного роста экономики в результате оказания поддержки МСП.

Субъекты Российской Федерации, в том числе и Чувашская Республика, разработали «дорожные карты», направленные на развитие малого и среднего предпринимательства. Так, распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 06.04.2015 г. № 206-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2015-2016 годы и целевых показателей эффективности его исполнения» определены следующие задачи поддержки развития малого и среднего предпринимательства: 1) уменьшение уровня налоговой

нагрузки для субъектов малого предпринимательства; 2) оказание финансовой поддержки за счет средств бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства; 3) формирование инфраструктурных объектов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 4) устранение административных барьеров для бизнеса; 5) организационная, инфраструктурная и информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства [4].

За последние 5 лет проведена большая работа по созданию институтов поддержки бизнеса. Действующие на территории Чувашии формы и меры государственной поддержки субъектов МСП охватывают практически все моменты создания и развития бизнеса - от консультаций, правового обеспечения, помощи в написании бизнес-проектов и выстраивании стратегии начинающего бизнеса (бизнес-планов) до прямой финансовой поддержки.

Гарантийным фондом Чувашской Республики и Агентством по поддержке малого бизнеса предоставлено микрозаймов и поручительств 610 субъектам МСП на общую сумму

555,2 млн руб., из них: предоставление поручительств - поддержка предоставлена 60 субъектам МСП (в 2015 г. - 68) на сумму 242,4 млн руб. (в 2015 г. - 235,3 млн руб.); предоставление микрозаймов - поддержка предоставлена 432 субъектам МСП (в 2015 г. - 542) на сумму 524,8 млн руб. (в 2015 г. - 319,9 млн руб.) [2].

Среди организаций, получивших господдержку в 2016 г., лидирующее положение занимают «НПП Динамика», ООО «Завод инновационных технологий», АО НПО «Каскад», ООО «Бирс Арматура», ООО «Центр плазменной резки», ООО «ПромЛитСнаб», ООО «Чуваштеплокабель», ООО «Группа компаний «Эстет», ООО «Рэмис». В результате только указанными организациями в 2016 г. созданы 118 рабочих мест, увеличен оборот организаций в среднем на 25,1 %.

В Чувашской Республике в рамках оказания информационной, консультационной и правовой поддержки субъектам МСП в 2016 г. осуществлены следующие мероприятия: оказана консалтинговая и правовая поддержка 849 субъектам МСП по вопросам порядка получения государственной поддержки; подготовлены и изданы 3024 информационных издания по основным аспектам осуществления предпринимательской деятельности; организовано и проведено 8 обучающих семинаров для субъектов МСП и граждан, желающих открыть собственный бизнес, по различным аспектам ведения предпринимательской деятельности, в которых приняло участие 386 субъектов МСП; Евро Инфо Консультационным Центром - Чувашская Республика 160 субъектам МСП ока-зоны коасулнтaции по содействию в установлении международного и межрегионального сооаудничеснва, а также были оргаоизованы

деловые миссии в Узбекистан, Китайскую Народную Республику, Азербайджан.

В целом органами государственной власти Чувашской Республики была проделана значительная работа по развитию МСП. В то же время наиболее востребованным остается финансовое направление поддержки (рис. 3).

Усилия государственных органов власти по поддержке предпринимательства дают свои результаты. Несмотря на сложное экономическое состояние в стране, за последние годы количество малых и средних предприятий в республике постоянно растет. Согласно данным статистики по состоянию на 1 января 2017 г., в республике действует 49,7 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства и трудится более 142 тыс. человек, почти 1/3 занятых в экономике Чувашии. Объем налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджеты всех уровней в 2017 г. оценочно составит 3,63 млрд руб., что на 10 % выше уровня 2016 г. (3,3 млрд руб.).

В современном состоянии развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике прослеживаются как положительные, так и негативные тенденции. К положительным можно отнести увеличение субъектов малого и среднего предпринимательства, улучшение экономических показателей деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей; к отрицательным - снижение численности занятых в сфере малого и среднего бизнеса, особенно это касается малых предприяоий и микропредприятий; ухудшение результатов деятельности микропредприятий, преобладание субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торгоели.

■ Количество МСП, которым оказана финансовая поддержка

■ Количество МСП, которым оказаны все формы поддержки

■ Создано рабочих мест

■ Количество сохраненных рабочих мест

Рис. 3. Результаты оказания государственной поддержки субъектам МСП в Чувашской Республике

Наиболее значимой проблемой для малого и среднего предпринимательства остаются высокие процентные ставки по кредитам. Кредитные организации неохотно рассматривают кредитные заявки от предприятий малого и среднего бизнеса, не обладающих значительной материальной базой, предпочитая работать с предприятиями, имеющими высокий денежный оборот. Другой проблемой выступает налоговая нагрузка. Организации, уплачивая налоги, не всегда достаточно проинформированы об изменениях в законодательстве и о наличии преференций, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса [5]. В число актуальных проблем также входит недостаточность собственных денежных средств для внедрения новых технологий, особенно это актуально для микропредприятий, где наблюдается снижение инвестиций в основной капитал. Внедрение новых технологий необходимо для повышения качества производимой продукции и повышения конкурентоспособности предприятия на рынке, поэтому помощь государства в привлечении финансовых средств для малого и среднего бизнеса именно на развитие и внедрение новых технологий является актуальной.

Основным приоритетным направлением государственной поддержки в 2017-2020 гг. должно стать развитие предпринимательства в таких сферах экономики, как производство, строительство, инновации, сельское хозяйство. Необходимо активно внедрять программы поддержки импортозамещающих производств, технологического обновления производственных фондов, вывод продукции малых и средних предприятий на межрегиональные и международные рынки. Такие приоритеты связаны с необходимостью развития промышленно-

го инновационного производства, способного конкурировать с западными производителями, а также создания условий для привлечения инвестиций в данный сектор.

Список литературы

1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства»): постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 316 (в ред. от 17.08.2017 г. № 978). URL: http://www.constitution.ru.

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике: закон Чувашской Республики от 19.10.2009 г. № 51 (ред. от 14.12.2015 г.). URL: http://www.garant.ru/ hotlaw/chuvashia/210476.

3. О государственной программе Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2020 годы»: постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.09.2011 г. № 398 (в ред. от 30.07.2015 г. № 280). URL: http://www.constitution.ru.

4. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2015-2016 годы и целевых показателей эффективности его исполнения: постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 06.04.2015 г. № 206-р (ред. от 12.11.2015 г.).

5. Проблемы предпринимательства в Чувашской Республике (материалы социологического исследования) // Официальный портал органов власти Чувашской Республики. URL: http://gov. cap.ru/UserFiles/orgs/GrvId_142 (дата обращения: 30.10.2017).

АЛЕКСЕЕВА Наталья Викторовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита. Чувашская государственная сельскохозяйственная академия. Россия. Чебоксары. E-mail: ferkel93@mail.ru.

БОГАТОВА Татьяна Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента. Чебоксарский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Россия. Чебоксары. E-mail: bo-gatt@mail.ru.

ШИГИЛЬЧЕВА Светлана Анатольевна - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики и менеджмента. Чебоксарский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Россия. Чебоксары. E-mail: economics11@mail.ru.

ALEXEYEVA, Natalya Viktorovna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Finance and Credit. Chuvash State agricultural Academy. Russia. Cheboksary. E-mail: fer-kel93@mail.ru.

BOGATOVA, Tatyana A^androvna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management. Cheboksary branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. Russia. Cheboksary. E-mail: bogatt@mail.ru.

SHIGILCHEVA, Svetlana Anatolyevna - Candidate of Economics, Head of the Department of Economics and Management. Cheboksary branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. Russia. Cheboksary. E-mail: eco-nomics11@mail.ru/

УДК 336.22

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

А.Н. Белогорская, Д.Г. Назаров, Ю.А. Соколова

В статье рассмотрены специальные налоговые режимы, применяемые субъектами малого предпринимательства. Изучены основные направления налогового планирования в организациях малого бизнеса и проведен сравнительный анализ размера налоговых платежей и налоговой нагрузки при различных режимах налогообложения на материалах конкретной организации.

Ключевые слова: субъекты малого предпринимательства; специальные налоговые режимы; налоговое планирование; налоговая оптимизация.

A.N. Belogorskaya, D.G. Nazarov, Yu.A. Sokolova. TAX PLANNING IN THE WORK OF SMALL BUSINESSESS

The article considers special tax regimes applied by small businesses, examines the main directions of tax planning in small business organizations and offers comparative analysis of the size of tax payments and tax burden for different tax regimes on the materials of a specific organization.

Keywords: small businesses; special tax regimes; tax planning; tax optimization.

Российская рыночная экономика существенным образом влияет на сформировавшуюся систему экономических взаимоотношений и служит фундаментом для развития малого предпринимательства. Своевременно откликаясь на изменение конъюнктуры рынка, характеризуясь быстрой оборачиваемостью капитала, субъекты малого бизнеса влияют на развитие национальной экономики, способствуя стабильному поступлению налоговых доходов в бюджеты разных уровней. В связи с этим важным фактором дальнейшего развития экономики на сегодняшний день является такой вектор налоговой политики, который будет служить динамичному развитию малого бизнеса, повышению его деловой активности и увеличению налоговых поступлений от указанных субъектов в бюджет [5].

Значимой задачей любого предприятия, в том числе малого, в условиях глобализации экономических отношений становится управление финансами независимо от масштабов и вида деятельности. Неотъемлемой составляющей финансового менеджмента выступает налоговый менеджмент. При этом важной структурной частью корпоративного налогового менеджмента являются налоговое планирование и оптимизация налоговых обязательств хозяйствующих субъектов.

На основе данных налогового планирова-

ния производится предварительное рассмотрение и оценка решений в области финансово-хозяйственной деятельности организации с учетом величины возможных налоговых платежей, на базе которых происходит осуществление выбора наилучших решений с позиций общих целевых установок организации [4].

Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта представляет собой совокупность действий, направленных на максимальный учет возможностей оптимизации налоговых платежей в рамках общего стратегического, в том числе финансового, планирования фирмы [3].

Налоговое планирование для субъектов малого бизнеса, ввиду незначительной величины налогового бремени, заключается, в первую очередь, в выявлении оптимальной системы налогообложения. При ее выборе малому предприятию необходимо найти компромиссное решение, позволяющее получить наиболее высокую прибыль с учетом реально возможной оптимизации налогообложения посредством:

- выбранной организационно-правовой формы (может быть, лучше регистрировать юридическое лицо, чем индивидуальную предпринимательскую деятельность);

- применяемого варианта налогообложения;

- договорной политики с контрагентами;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.