Научная статья на тему 'Влияние факторов утомляемости, физической активности и рациональности использования времени на успеваемость студентов политехнического университета'

Влияние факторов утомляемости, физической активности и рациональности использования времени на успеваемость студентов политехнического университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
253
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОМЛЯЕМОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВРЕМЕНИ / УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ / FATIGUE / PHYSICAL ACTIVITY / TIME MANAGEMENT / ACADEMIC PERFORMANCE OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мушников Дмитрий Львович, Квашнин Михаил Викторович, Шишкова Ольга Владимировна

В статье представлен анализ факторов утомляемости, физической активности и рациональности использования времени на успеваемость студентов политехнического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of fatigue, physical activity and time management on students polytechnic university

This article presents an analysis of the factors of fatigue, physical activity and time management on the progress of students Polytechnic University.

Текст научной работы на тему «Влияние факторов утомляемости, физической активности и рациональности использования времени на успеваемость студентов политехнического университета»

Э у\ек vv\pz>cf hi hi &1(л научно-о^/зйзобательнеяы

Вссгрник

Здоровье и образование в XXI веке

2014, том 16 [3]

IMPACT OF FATIGUE, PHYSICAL ACTIVITY AND TIME MANAGEMENT ON STUDENTS POLYTECHNIC UNIVERSITY

2 1 1 Mushnikov D.L., Kvashnin M. V. Shishkova O. V.

1Ivanovo Polytechnic University, Ivanovo 2Ivanovo State Medical Academy, Ivanovo

Summary: This article presents an analysis of the factors of fatigue, physical activity and time management on the progress of students Polytechnic University.

Keywords: fatigue, physical activity, time management, academic performance of students.

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ УТОМЛЯЕМОСТИ, ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И РАЦИОНАЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВРЕМЕНИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2 1 1 Мушников Д.Л., Квашнин М.В., Шишкова О.В.

1 Ивановский политехнический университет, Иваново 2Ивановская государственная медицинская академия пр. Ф. Шереметьевский ,8, Иваново

Резюме: в статье представлен анализ факторов утомляемости, физической активности и рациональности использования времени на успеваемость студентов политехнического университета.

Ключевые слова: утомляемость, физическая активность, рациональность использования времени, успеваемость студентов.

Охрана физического здоровья студентов вуза является одним из приоритетных направлений формирования гармонично разви-

тых личностей — будущих специалистов. Физической культуре уделяется большое внимание в государственных стандартах обу-

~ 13 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

Электронный научно-обрлзобдтельнмм

Весщник

Здоровье и образование в XXI веке

2014, том 16 [3]

чения высшего профессионального образования нового поколения. Однако, вопросам влияния утомляемости, использования времени, физической активности на успеваемость студентов в публикациях последнего времени уделяется недостаточно внимания.

Цель исследования: определить влияние факторов утомляемости, физической активности и рациональности использования времени на успеваемость студентов политехнического университета.

Методика исследования. Программа исследования предусматривала использование метода опроса по специально составленной анкете. Объем выборочной совокупности формировался методом слух.

Результаты исследования. Анализ распределения студентов медицинского училища по фактору «образ жизни» в группах сравнения показал, что среди студентов с высоким уровнем манипуляционной компетентности достоверно выше доля лиц с высоким уровнем медицинской активности, чем в группе с низкой компетентностью (частота фактора соответственно 97,8, против 88,9 на 100 студентов), доля ведущих здоровый образ жизни (соответственно: 78,5, против 66,5 на 100 студентов), доля занимающихся физической культурой (соответственно: 50,2, против 44,5 на 100 студентов).

Анализ распределения студентов медицинского училища по фактору «уровень резистентности» в группах сравнения показал, что каждый третий студент в группе с низкой манипуляционной компетентностью имел

низкий уровень резистентности, что достоверно выше, чем в группе студентов с высокой компетентностью (частота фактора соответственно 26,7, против 19,8 на 100 студентов) (Р < 0,05).

Анализ распределения студентов медицинского училища по фактору «недомогание, усталость» в группах сравнения показал, что среди студентов с низкой компетентностью в 2 раза выше доля лиц испытывающих ежедневное чувство усталости, чем в группе студентов с высокой компетентностью (частота фактора соответственно 14,5, против 7,2 на 100 студентов) (р < 0,05) Анализ распределения студентов медицинского училища по фактору «время наступления усталости» в группах сравнения показал, что в группе студентов с низкой манипуляционной компетентностью признаки усталости наступают быстрее (уже через 4 часа занятий), чем в группе с высоким уровнем компетентности (преимущественно через 5—6 часов занятий).

Проведен фотохронометраж времени, учащегося за учебную неделю. Установлена структура временных затрат, определена доля полезного времени.

Выделены четыре модели использования времени:

1. 1-я модель использования времени «равновесная, развивающая): учебное время — 6—8 часов (25—0%), альтернативное время (3 часа — самосовершенствование, 3 часа активный отдых, 2 часа пассивный отдых) — 6—8 часов (25—30%), сон — 7,5—8 часов (25—30%), прием пищи,

~ 14 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

Электронным научно —образовіятельнмм

Весщник

Здоровье и образование в XXI веке

2014, том 16 [3]

гигиенические процедуры —1,5 часа (5— 10%).

2. 2-я модель «преимущественно пассивная, не развивающая): учебное время — 6— 8 часов (25-30%), альтернативное время (0,5—1 час — самосовершенствование,

1 час активный отдых, 8 часов пассивный отдых) — 6—10 часов (30—40%), сон — 8—10 часов (20%), прием пищи, гигиенические процедуры — 1,5 часа (5—10%).

3. 3-я модель «стрессовая»: учебное время — 6—8 часов (25—30%), альтернативное время (0,5—3 часа — самосовершенствование, 5—8 часов пассивный отдых или трудовая деятельность) — 8—12 часов (30—50%), сон — 5—7 часов (10—15%), прием пищи, гигиенические процедуры — 1,5 часа (5—10%).

4. 4-я модель (преимущественно активная, не развивающая): учебное время — 6— 8 часов (25—30%), альтернативное время (0,5—1 час — самосовершенствование,

8—10 часов активный отдых) — 6—

11 часов (25—45%), сон — 6-8 часов (25— 30%), прием пищи, гигиенические процедуры — 1,5 часа (5—10%).

Анализ использования времени в группах сравнения показал, что первую модель использования времени, позволяющую гармонично развиваться студенту как личности и специалисту достоверно чаще реализуют студенты с высокой манипуляционной компетентность, чем с низкой (частота фактора соответственно 56,5, против 12,5 на 100 студентов).

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2013. Т. 15. № 1—4.

2. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2013. Т. 15. № 12.

—--------------------------------—

~ 15 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518

Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.