Научная статья на тему 'Здоровьесбережение – основная задача учителя'

Здоровьесбережение – основная задача учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесбережение – основная задача учителя»

Электронный ндучно ¿»¿рдзовдтсл^к^й

Вссгоник

Здоровье и оброзозоние е XXI веке

2013, том 15 [7]

СйС«0»9-

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ - ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ.

Капелина Н.Е.

ГБОУ СОШ№2009 г. Москва, учитель биологии и химии

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Интенсивность учебного процесса нарастает с каждым годом. Уменьшение часов по предмету при сохранении объёма материала ведёт к увеличению нагрузки и объёма домашнего задания.

Медицинские осмотры детей в школах показывают, что здоровых детей с каждым годом становится меньше. Самыми распространенными являются болезни позвоночника, нервные расстройства и нарушения зрения - показатели неправильно организованного урока, учебного процесса в школе в целом, что еще раз доказывает о необходимости широкого применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Концепция модернизации Российского образования предполагает не только формирование ЗУН, но и формирование у подрастающего поколения телесного, духовного и социального здоровья, воспитание позитивного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей (Стандарт основного общего образования по биологии). Понятно, что ни один школьный предмет не имеет такой возможности, как биология, в

раскрытии данной проблемы, но научить ребенка осознать ценность здоровья, управлять собственным здоровьем - задача каждого учителя-предметника.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Но... древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Таким образом, на моих уроках биологии применяются следующие здоровьесберегающие технологии:

• Урок начинается с создания положительных эмоций - комплименты детям, приятные пожелания, шутка, улыбка на лице учителя (результат - интерес к предмету и учителю, отсутствие нервозности, скованности, комфортная психологическая обстановка и, как следствие, повышение активности и работоспособности учащихся.) Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями, удивлением в результате чего, процессы запоминания информации, осмысления идут более интенсивно.

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

Электронный ндучно ¿»¿рдзовдтсл^к^й

Весщник

Здоровье и оброзовоние в XXI веке

2013, том 15 [7]

СйС«0»9-

• Часто меняются виды учебной деятельности на уроке (в результате - снижение утомляемости).

• Осуществляется контроль над соблюдением санитарно-гигиенических норм. Как результат - снижение уровня заболеваемости учащихся.

• Применяются информационные технологии, что приводит к повышению уровня успеваемости по предмету, появлению стойкого интереса и здорового психологического климата на уроке.

• Проводятся физкультминутки: гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, релакс-паузы, во время которых учащиеся вслушиваются в шум дождя, пение птиц на рассвете, шум прибоя и т.д. Результатом таких занятий является снятие напряжения, расслабление, кратковременный отдых, направленный на восстановление сил.

• Постоянно во время урока осуществляется контроль за правильной осанкой учащихся, что приводит к уменьшению их утомляемости.

• Теоретический материал выстраивается таким образом, чтобы у учащихся формировалось понятие ценности здорового образа жизни и потребности в нем, а также правильное и грамотное отношение к своему здоровью.

• В качестве основной системы оценивания используется система педагога В.Ф. Шаталова с помощью листов взаимоконтроля, что приводит к минимальному

стрессу ребёнка, отсутствию страха и боязни в процессе опроса,

• Используются разноуровневые задания на уроках, в результате наблюдается отсутствие нервного перенапряжения, положительные эмоции от возможности работать и успешно выполнять посильный материал, ситуация личного успеха.

• Дозируются объём изучаемого материала и объём домашней работы. Если ребёнок не может самостоятельно справиться с домашними заданиями, это приводит к нервному перенапряжению, полной потере веры в свои силы, и как следствие, стойкому отвращению к учёбе.

Процесс обучения биологии, выстроенный с использованием здоровьезберегаю-щих технологий и обращение к эмоциональной сфере ребёнка, способствует повышению уровня успеваемости по предмету, появление стойкого интереса к нему и не наносит вред здоровью детей.

Каждый учитель должен знать реальные возможности ребёнка и не забывать о его здоровье в погоне за результатом или успехом. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» - слова Василия Ключевского.

—---------------------------------

2

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ N° ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.