Научная статья на тему 'Моторная зрелость учащихся начальных классов'

Моторная зрелость учащихся начальных классов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
185
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ / МОТОРНЫЕ ФУНКЦИИ / ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ / ЛЕВОРУКИЕ ДЕТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белова Ольга Анатольевна, Карпикова Елена Владимировна

В статье приводятся результаты двухлетних исследований, проведенных в общеобразовательной школы города Рязани. Рассмотрена проблема «школьных трудностей» у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы. В работе использовалась тесты описанные М. Безруких и Л. Морозовой в работе «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей»:1. «Фигуры» оценка формы; 2. «Спрятанные картинки»;3. «Прямые линии»;4. «Горки».5. «Одинаковые фигуры» 6. Воспроизведение картинок по памяти. Полученный материал подвергнут статистической обработке, и является достоверным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моторная зрелость учащихся начальных классов»

Злек кронным ндумно о^рдзобдтсАьмь/й

Весщник

Здоровье и образование в ХХІ веке

2013, том 15 [6]

----£^С»0»9--

МОТОРНАЯ ЗРЕЛОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

1Белова Ольга Анатольевна, 2 Карпикова Елена Владимировна

1ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина», кандидат медицинских наук, доцент, Естественно-географический факультет, кафедра Биологии и методики её преподавания, г. Рязань, 390.000, ул. Свободы, 46, Эл. Почта 2ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина», студентка, Естественно-географического факультета, г. Рязань, 390.000, ул. Свободы, 46, Эл. Почта

В статье приводятся результаты двухлетних исследований, проведенных в общеобразовательной школы города Рязани. Рассмотрена проблема «школьных трудностей» у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы. В работе использовалась тесты описанные М. Безруких и Л. Морозовой в работе «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей»:1. «Фигуры» - оценка формы; 2. «Спрятанные картинки»;3. «Прямые линии»;4. «Горки».5. «Одинаковые фигуры» 6. Воспроизведение картинок по памяти. Полученный материал подвергнут статистической обработке, и является достоверным.

Ключевые слова: учащиеся общеобразовательной школы, моторные функции, школьная зрелость, пространственное представление и восприятие, леворукие дети.

Р ассматривая проблему школьных трудностей, их причины и характер, нельзя обойти один из аспектов этой проблемы -умственной и моторной готовности детей к школьному обучению. Проблемы становления личности ребенка отражены в фундаментальных философских

исследованиях. Выгодского Л.С, Леонтьева А.Н, Басовой А.Г., Корсунской Б.Д., Морозовой Н.Г. (60-е годы XX века), российских психофизиологов прошлого века: Громовой В.И., Егоровой Т.И. (1983г.) и др.. Начальный уровень «школьной

зрелости» зависит от успешности дальнейшего обучения в школе. В связи с изменениями в социальной и экономической политики России, вопросы «школьной зрелости» стали широко освещаться во многих научных трудах. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное

становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского

индекса научного цитирования (РИНЦ).

Элекил^<?ннь#и ндучно с>і5рдзовдтсл^к^й

Вссгоник

Здоровье и оброзозание в XXI веке

2013, том 15 [6]

СйС«0»9-

определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».Вопросы

психофизиологической готовности к

обучению в школе рассматривают педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец , А.Р. Лурия , В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн и многие др. Авторами дается не только анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при поступлении в школу, но и рассматриваются вопросы дифференцированного подхода при подготовке детей, методики определения готовности, а также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с этим рекомендации по работе с детьми и их родителями. Анализ психофизиологической и педагогической литературы, а также, и школьной практики определяет тему исследования, общепризнанно, что готовность к школьному обучению -многокомпонентное образование, которое требует комплексных психофизиологических исследований.

Цель работы - оценить уровень умственной работоспособности и моторной зрелости учащихся начальных классов общеобразовательной школы при

дифференцированном подходе в обучении.

Исследования конкретизируется в следующих задачах:

1. Установить уровень моторной зрелости у детей начальных классов общеобразовательной школы, с

использованием дифференцированного

подхода в обучении. 2.Выявить уровень развития зрительного восприятия,

пространственных представлений у учащихся; 3. Определить степень соответствия интеллектуального развития и пространственных представлений

возрастным нормативам у младших

школьников;4. Разработать выводы и рекомендации для оптимизации учебного процесса в начальной школе.

Методики: Во время проведения

исследования использовались тесты, описанные М. Безруких и Л. Морозовой в работе «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей»:1. «Фигуры» - оценка формы; 2. «Спрятанные

картинки»;3. «Прямые линии» ;4. «Горки».5. «Одинаковые фигуры» 6. Воспроизведение картинок по памяти

Теоретическая значимость

исследования заключалась в том, что были получены дополнительные сведения о психофизиологическом развитии детей 4-х классов, которые позволят более детально разобраться в уровне умственной работоспособности и моторной зрелости данной группы учащихся.

Результаты: Анализ результатов,

полученных в ходе выполнения заданий леворукими учениками, позволил

определить наиболее распространенные ошибки по каждой серии экспериментов. В экспериментальной группе при

обследовании возможности представлений о форме, величине и цвете предметов у

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского

индекса научного цитирования (РИНЦ).

Элекил^<?ннь#и ндучно с>і5рдзовдтсл^к^й

Вссгоник

Здоровье и оброзовоние в XXI веке

2013, том 15 [6]

СйС«0»9-

леворуких учеников наблюдалось

преимущественно выполнение фигуры, с единичными ошибками, которые ребенок исправляет самостоятельно. При выполнени заданий следующей серии по выявлению возможных трудностей восприятия

пространственных отношений между предметами и нарушений пространственной ориентировки позволил выявить следующие тенденции в процессе осуществления

заданий одни дети - правильно указала фигуры и группы фигур, обводок и сильных искажений нет; Другие - рисунок

выполнили правильно, но в ходе работы делали исправления в расположении элементов, либо фигуры дорисовали

правильно, но при этом обводили уже

нарисованные линии. Лишь один мальчик -все фигуры указал неправильно, что говорит о трудности восприятия пространственных отношений между предметами, нарушении пространственной ориентировки.

Диагностика состояния зрительнопространственных функций позволила наметить приоритетное направление в работе. В одном случае это развитие зрительно-двигательной координации

движений, в другом случае, упор

необходимо сделать на формирование и

развитие пространственной ориентировки, а в третьем случае - необходимо проводить больше упражнений, направленных на развитие зрительной памяти и внимания. Весь материал был подвергнут статистической обработке и имеет вторую

характеристика

раскрываются

психологических

в

которой развития являющихся

степень достоверности.

Выводы:

1. Успешное решение задач развития

личности ребенка, повышение

эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению;

2. Готовность к обучению в школе

рассматривается как комплексная

ребенка, уровни качеств,

наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Согласуясь с выявленным уровнем готовности к обучению, с учетом задатков и способностей учащихся, необходима система определенных мер, обеспечивающих развитие младших школьников в оптимальном режиме. Такой системой, может быть дифференциация. Специфика организации дифференцированного подхода будет зависеть:

Дифференциация способностей и склонностей ребенка обеспечивается за счет специально организованной коррекционно -развивающей работы и подбора педагогических технологий под конкретного ребенка

В результате проведенного

исследования выявлено, что структура

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского

индекса научного цитирования (РИНЦ).

Весщник

Здоровье и оброзовоние в XXI веке

2013, том 15 [6]

СйС«0»9-

процесса умственной и моторной зрелости леворуких учащихся начальных классов и их праворуких сверстников существенно различается по таким компонентам как

отношение к школе, учеб ная мотивация и самостоятельность.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Безруких М.М., Мачинская Р.И., Сугробова Г.В. Комплексная оценка факторов риска в функциональном развитии детей 6-7 лет // Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. СПб., 1999. - С. 121-125.

[2] Белова О.А. Связь социального контакта глухих и слабослышащих подростков с

личностными психофизиологическими характеристиками//В Сб.: Социально-

психологическая поддержка адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде города/под.ред. Б.М.Когана и С.М.Валявко., МГПУ, Москва,2011.-С.74-79.

—-----------------------------------

~ 4 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского

индекса научного цитирования (РИНЦ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.