Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГАНДБОЛИСТОВ'

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГАНДБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корецкая И.А., Фомина С.Н., Мизонова О.В., Синицына Н.О.

Цель исследования - определить влияние эмоционального выгорания на показатели межличностного взаимодействия спортсменов-гандболистов. Методика и организация исследования. Экспериментально-психологическое исследование проходило на базе Федерации гандбола в г. Москве. В эксперименте приняли участие 62 спортсмена в возрасте от 17 до 24 лет, профессионально занимающихся гандболом. Спортсмены были разделены на две группы: с эмоциональным выгоранием и без. Далее были изучены личностные психологические особенности спортсменов. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе 62 спортсмена, занимающихся гандболом, были разделены на 2 группы: с признаками СЭВ и без признаков СЭВ (методика В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания»). В группу с уже сложившимся и только складывающимся синдромом выгорания вошло 42 человека, в группу без признаков СЭВ - 20 человек. Для исследования способности гандболистов к эффективному взаимодействию с окружающими людьми в системе межличностных отношений использовался опросник социально-коммуникативной компетентности. Результаты исследования и выводы. Источником СЭВ у гандболистов являются особенности спортивной деятельности, высокая мотивированность и направленность волевых усилий, оперативность мыслительных действий, высокая цена индивидуальной ошибки, страх получить травму, частые отъезды из дома, межличностные конфликты (с тренером, членами команды и т.д.). Синдром эмоционального выгорания гандболистов способствует снижению способности к эффективному взаимодействию в системе межличностных отношений, что подтверждает гипотезу исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTS OF EMOTIONAL BURNOUT ON INTERPERSONAL INTERACTION IN PROFESSIONAL HANDBALL

Objective of the study was to determine the effects of emotional burnout on interpersonal interaction of handball players. Methods and structure of the study. The controlled psychological experiment was run on the basis of the Handball Federation of Russia, Moscow. Sampled for the study were 62 professional handball players aged 17-24 years. Their individual psychological characteristics were studied in two stages. At the first stage, 62 handball athletes were divided into two groups: those with and without the signs of the emotional burnout syndrome (V.V. Boyko’s Emotional Burnout Test). The group with already formed and developing emotional burnout syndrome included 42 subjects, the group without any indications of the emotional burnout syndrome - 20 subjects. The level of development of the handball players’ interpersonal communication qualities and skills were assessed using a sociocommunicative competency questionnaire. Results and conclusions. The sources of the emotional burnout syndrome in handball are as follows: specifics of sports activity, high level of motivation and conation, mental agility, high cost of an individual error, fear of injury, frequent departures, interpersonal conflicts (with the coach, team members, etc.). Emotional burnout in handball players reduces their ability to effectively interact within the system of interpersonal relationships, which validates the research hypothesis.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГАНДБОЛИСТОВ»

психология СПОРТА

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГАНДБОЛИСТОВ

УДК/UDC 796:658

Поступила в редакцию 20.12.2020 г.

Информация для связи с автором: ikoretskay@mail.ru

Кандидат исторических наук, доцент И.А. Корецкая1 Доктор педагогических наук, доцент С.Н. Фомина2 Кандидат философских наук, доцент О.В. Мизонова3 Экс-вице-президент Адидас СНГ Н.О. Синицына4

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

2 Российский государственный социальный университет, Москва,

3 Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск

4 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва

EFFECTS OF EMOTIONAL BURNOUT ON iNTERPERSONAL INTERACTION iN PROFESSIONAL HANDBALL

PhD, Associate Professor I.A. Koretskaya1 Dr. Hab., Associate Professor S.N. Fomina2 PhD, Associate Professor O.V. Mizonova3 Former vice-president of Adidas CIS N.O. Sinitsyna4

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

2 Russian State Social University, Moscow,

3 Ogarev Mordovia State University, Saransk

4 Lomonosov Moscow State University, Moscow

Аннотация

Цель исследования - определить влияние эмоционального выгорания на показатели межличностного взаимодействия спортсменов-гандболистов. Методика и организация исследования. Экспериментально-психологическое исследование проходило на базе Федерации гандбола в г. Москве. В эксперименте приняли участие 62 спортсмена в возрасте от 17 до 24 лет, профессионально занимающихся гандболом. Спортсмены были разделены на две группы: с эмоциональным выгоранием и без. Далее были изучены личностные психологические особенности спортсменов. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе 62 спортсмена, занимающихся гандболом, были разделены на 2 группы: с признаками СЭВ и без признаков СЭВ (методика В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания»). В группу с уже сложившимся и только складывающимся синдромом выгорания вошло 42 человека, в группу без признаков СЭВ - 20 человек. Для исследования способности гандболистов к эффективному взаимодействию с окружающими людьми в системе межличностных отношений использовался опросник социально-коммуникативной компетентности. Результаты исследования и выводы. Источником СЭВ у гандболистов являются особенности спортивной деятельности, высокая мотивированность и направленность волевых усилий, оперативность мыслительных действий, высокая цена индивидуальной ошибки, страх получить травму, частые отъезды из дома, межличностные конфликты (с тренером, членами команды и т.д.). Синдром эмоционального выгорания гандболистов способствует снижению способности к эффективному взаимодействию в системе межличностных отношений, что подтверждает гипотезу исследования.

Ключевые слова: спортсмены, психологические особенности, межличностные отношения, социально-коммуникативная компетентность.

Annotation

Objective of the study was to determine the effects of emotional burnout on interpersonal interaction of handball players.

Methods and structure of the study. The controlled psychological experiment was run on the basis of the Handball Federation of Russia, Moscow. Sampled for the study were 62 professional handball players aged 17-24 years. Their individual psychological characteristics were studied in two stages. At the first stage, 62 handball athletes were divided into two groups: those with and without the signs of the emotional burnout syndrome (V.V. Boyko's Emotional Burnout Test). The group with already formed and developing emotional burnout syndrome included 42 subjects, the group without any indications of the emotional burnout syndrome - 20 subjects. The level of development of the handball players' interpersonal communication qualities and skills were assessed using a sociocommunicative competency questionnaire.

Results and conclusions. The sources of the emotional burnout syndrome in handball are as follows: specifics of sports activity, high level of motivation and conation, mental agility, high cost of an individual error, fear of injury, frequent departures, interpersonal conflicts (with the coach, team members, etc.). Emotional burnout in handball players reduces their ability to effectively interact within the system of interpersonal relationships, which validates the research hypothesis.

Keywords: athletes, psychological characteristics, interpersonal relations, sociocommunicative competency.

Введение. В современном спорте огромную роль играет психологическая подготовка спортсменов, занимающихся командными видами спорта, включающая в себя эффективное взаимодействие членов одной команды. Психологическая под-

готовка в спорте так же важна, как физическая и специальная подготовка [1, 3, 4]. На соревнованиях высокого уровня, где выступают команды с прекрасной физической подготовкой и спортивным мастерством, выигрывает та, у которой игроки об-

№3 • 2021 Март | March

http://www.teoriya.ru

психология СПОРТА

Сравнительный анализ показателей межличностного взаимодействия у гимнасток с разным уровнем СЭВ

Соц.-комму- Нетерпимость Стремле- Повышенное Ориентация Фрустраци-

Группы никативная кнеопределен- ние к кон- стремление на избега- онная нетоле-

неуклюжесть ности формизму к статусу ние неудач рантность

1 2 3 4 5 6

Группа с признаками СЭВ, балл 10,9 20,0 8,3 6,73 22,7 14,33

Группа без признаков СЭВ, балл 8,00 6,60 8,00 6,40 6,33 5,80

иэмп 28 1 30 94 0 0

Р< 0,01 0,01 0,01 Незн. 0,01 0,01

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

о

(U .с Н

ладают сильной и уравновешенной психикой, умеют эффективно взаимодействовать друг с другом на площадке [2].

Цель исследования - определить влияние эмоционального выгорания на показатели межличностного взаимодействия спортсменов-гандболистов.

Методика и организация исследования. Экспериментально-психологическое исследование проходило на базе Федерации гандбола в г Москве. В эксперименте приняли участие 62 спортсмена в возрасте от 17 до 24 лет, профессионально занимающихся гандболом. Спортсмены были разделены на две группы: с эмоциональным выгоранием и без. Далее были изучены личностные психологические особенности спортсменов.

Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе 62 спортсмена, занимающихся гандболом, были разделены на 2 группы: с признаками СЭВ и без признаков СЭВ (методика В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания»). В группу с уже сложившимся и только складывающимся синдромом выгорания вошло 42 человека, в группу без признаков СЭВ - 20 человек. Для исследования способности гандболистов к эффективному взаимодействию с окружающими людьми в системе межличностных отношений использовался опросник социально-коммуникативной компетентности.

Результаты исследования и их обсуждение. С целью определения влияния СЭВ на способность к эффективному взаимодействию в системе межличностных отношений был произведен сравнительный анализ показателей взаимоотношений гандболистов с признаками и без признаков СЭВ.

На представленной диаграмме мы видим, что показатели гандболистов с признаками и без признаков СЭВ отличаются друг от друга. Данные сравнительного анализа представлены в таблице.

Сравнительный анализ полученных результатов позволяет говорить о значимых различиях в 4 из 6 исследуемых показателей.

Спортсмены с признаками СЭВ и без признаков СЭВ имеют различия по следующим показателям: «Социально-коммуникативная неуклюжесть»; «Нетерпимость к неопределенности»; «Стремление к конформизму»; «Ориентация на избегание неудач»; «Фрустрационная нетолерантность». Гандболисты с признаками СЭВ:

• во взаимоотношениях с другими имеют высокий уровень социально-коммуникативной неуклюжести (высокие значения показателя 1 «Социально-коммуникативная неуклюжесть» равны 10,9 б.);

• нетерпимы к неопределенности (высокие значения показателя 2 «Нетерпимость к неопределенности» равны 20 б.);

• направлены на избегание неудач (высокие значения показателя 5 «Ориентация на избегание неудач» равны 22,7 б.);

• проявляют фрустрационную нетолерантность (высокие значения показателя 6 «Фрустрационная нетолерантность» равны 14,3 б.).

Гандболисты без признаков СЭВ:

• обладают способностью устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, обладают необходимыми знаниями и умениями, обеспечивающими эффективное общение (низкие значения показателя 1 «Социально-коммуникативная неуклюжесть» равны 4,3 б.);

• проявляют необходимую терпимость и выдержку в неопределенных ситуациях общения (низкие значения показателя 2 «Нетерпимость к неопределенности» равны 6,6 б.);

• не боятся совершить ошибок (низкие значения показателя

5 «Ориентация на избегание неудач» равны 6,3 б.);

• обладают гибкой способностью к принятию социально-коммуникативных ситуаций (низкие значения показателя

6 «Фрустрационная нетолерантность» равны 5,8 б.). Выводы. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ)

относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Источником СЭВ у гандболистов являются особенности спортивной деятельности, высокая мотивированность и направленность волевых усилий, оперативность мыслительных действий, высокая цена индивидуальной ошибки, страх получить травму, частые отъезды из дома, межличностные конфликты (с тренером, членами команды и т.д.). Синдром эмоционального выгорания гандболистов способствует снижению способности к эффективному взаимодействию в системе межличностных отношений, что подтверждает гипотезу исследования.

Использованная литература

1. Васякин Б.С. Проблема стресса и исследование степени стрес-соустойчивости сотрудников с использованием существующих методик / Б.С. Васякин, Е.Л. Пожарская, Н.А. Дебердеева // Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки и образования». - 2016. - № 3. - Т. 2.

2. Кокоулова О.П. Основные мотивационные направления развития физической культуры и спорта в современном обществе / О.П. Кокоулова, Ю.В. Бажданова // Физическая культура и спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т.1. - № 2. - С. 17-24.

3. Корецкая И.А. Эмоциональное выгорание как фактор изменения личностных особенностей (на примере профессиональных спортсменов) / И.А. Корецкая, Н.В. Днепровская, И.В. Шевцова и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 10. - С. 99-100.

4. Корецкая И.А. Функциональные состояния как показатель эффективности деятельности / И.А. Корецкая, О.А. Куприна, С.Ю. Ману-хина // Вестник ГУУ. - 2014. - № 9. - С. 264-266

References

1. Vasyakin B.S., Pozharskaya E.L., Deberdeeva N.A. Problema stressa i issledovanie stepeni stressoustoychivosti sotrudnikov s ispolzo-vaniem sushchestvuyushchikh metodik [Problem of stress and personnel's degree of stress resistance studied using actual methods]. Uspekhi sovremennoy nauki i obrazovaniya, 2016, vol. 2, no. 3. V. 2.

2. Kokoulova O.P., Bazhdanova Yu.V. Osnovnye motivatsionnye napravleniya razvitiya fizicheskoy kultury i sporta v sovremennom obshchestve [Key motivational directions of development of physical education and sports in modern society]. Fizicheskaya kultura i sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreatsiya. 2016. V.1. no. 2. pp. 17-24.

3. Koretskayal.A., Dneprovskaya N.V., Shevtsoval.V.et al.Emotsionalnoe vygoranie kak faktor izmeneniya lichnostnykh osobennostey (na primere professionalnykh sportsmenov) [Emotional burnout as contributor to negative personality changes in professional athletes]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. No. 10. pp. 99-100.

4. Koretskaya I.A., Kuprina O.A., Manukhina S.Y. Funktsionalnye sostoyaniya kak pokazatel effektivnosti deyatelnosti [Functional states as indicator of efficiency of activity]. Vestnik GUU, 2014, no. 9, pp. 264-266.

52

http://www.teoriya.ru

№3^ 2021 Март | March

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.