Научная статья на тему 'Особенности проявления ответственности у подростков, занимающихся гандболом'

Особенности проявления ответственности у подростков, занимающихся гандболом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
347
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / ВИНА / GUILT / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE / КОНСТРУКТИВНЫЕ (ГАРМОНИЧЕСКИЕ) И ДЕСТРУКТИВНЫЕ (АГАРМОНИЧЕСКИЕ) КАЧЕСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ / CONSTRUCTIVE AND DESTRUCTIVE QUALITIES OF RESPONSIBILITY / САМОУПРАВЛЕНИЕ / SELF-MANAGEMENT / СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ / COPING STRATEGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дементьева И. М.

В статье рассматривается феномен ответственности и его личностные регуляторы у спортсменов-гандболистов подросткового возраста, представлены результаты исследования ответственности у спортсменов-подростков, занимающихся гандболом. Показатели и уровень ответственности исследовался по опроснику в. П. Прядеина, так как ответственность проявляется в сложных или непривычных ситуациях. выбор остальных методик связан с регуляторами поведения, такими как формы вины Е. В. Белинской, копинг-стратегии Р. Лазаруса, психологические защиты X. Келермана Р. Плутчика, опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева и способность к самоуправлению М. Н. Пейсахова. Полученные данные исследования по группе имеют средние значения, что говорит о ситуативности проявления ответственности у подростков. Поэтому, под влиянием сложных для подростка ситуаций, от него можно ожидать и конструктивных, и деструктивных форм поведения, выражающихся как в принятии ответственности на себя в деятельности, так и в отказе от нее ввиду непосильности. Так же в результате исследования были выявлены личностные качества, предрасполагающие к формированию конструктивных и деструктивных проявлений ответственности. Конструктивные качества ответственности у спортсменов-подростков характеризуются самостоятельным, целенаправленным стремлением к изменению ситуации, самостоятельностью в постановке целей, использованием творчества при поиске новых решений и средств достижения цели с положительным отношением к себе. Деструктивные качества ответственности характеризуются преимущественно отрицательным отношением к себе, зависимым поведением, использованием при стрессовых ситуациях ослабления дискомфорта пассивными поведенческими механизмами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General and applied psychology features of responsibility manifestation at the teenagers who are engaged in handball

The article discusses the phenomenon of responsibility and its personal regulators in handball players who are teenagers. It also presents the results of the responsibility study in teenage handball players. Indicators and level of responsibility were investigated by questionnaire V. P. Predaina, as responsibility is manifested in complex or unusual situations. The selection of other methods is associated with regulators of behavior, such as forms of guilt of E. V. Belinsky, coping strategies of R. Lazarus, psychological defense of H. Kellerman R. Plutchik, questionnaire of self-evaluation of V. Stolin, S. R. Panteleev and the ability to self-management of M. N. Pashova. The obtained data of the study in the group have average values, which indicate the temporality of existence of responsibility in teenagers. Therefore, under the influence of situations difficult for teenagers, it can be expected both constructive and destructive forms of their behavior, expressed in acceptance of responsibility or in refusal of it due to its difficulty. Personal qualities predisposing to the formation of constructive and destructive manifestations of responsibility were also revealed during the study. Structural qualities of responsibility in teenage athletes are characterized by independent, dedicated effort to change the situation, autonomy in setting goals, using creativity in finding new solutions and means to achieve goals with a positive attitude. Destructive qualities of responsibility are mainly characterized by negative attitudes towards themselves, dependent behavior, and passive behavior in stressful situations.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления ответственности у подростков, занимающихся гандболом»

УДК 796.01:159.9

особенности проявления ответственности

у подростков, занимающихся гандболом

Соискатель кафедры психологии, сотрудник НИИ ПФКС И. М. Дементьева, Научно-исследовательский институт проблем физической культуры и спорта Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается феномен ответственности и его личностные регуляторы у спортсменов-гандболистов подросткового возраста, представлены результаты исследования ответственности у спортсменов-подростков, занимающихся гандболом. Показатели и уровень ответственности исследовался по опроснику в. П. Прядеина, так как ответственность проявляется в сложных или непривычных ситуациях. выбор остальных методик связан с регуляторами поведения, такими как формы вины Е. В. Белинской, копинг-страте-гии Р. Лазаруса, психологические защиты X. Келермана - Р. Плут-чика, опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева и способность к самоуправлению М. Н. Пейсахова. Полученные данные исследования по группе имеют средние значения, что говорит о ситуативности проявления ответственности у подростков. Поэтому, под влиянием сложных для подростка ситуаций, от него можно ожидать и конструктивных, и деструктивных форм поведения, выражающихся как в принятии ответственности на себя в деятельности, так и в отказе от нее ввиду непосильности. Так же в результате исследования были выявлены личностные качества, предрасполагающие к формированию конструктивных и деструктивных проявлений ответственности. Конструктивные качества ответственности у спортсменов-подростков характеризуются самостоятельным, целенаправленным стремлением к изменению ситуации, самостоятельностью в постановке целей, использованием творчества при поиске новых решений и средств достижения цели с положительным отношением к себе. Деструктивные качества ответственности характеризуются преимущественно отрицательным отношением к себе, зависимым поведением, использованием

при стрессовых ситуациях ослабления дискомфорта пассивными поведенческими механизмами.

Ключевые слова: ответственность; вина; подростковый возраст; конструктивные (гармонические) и деструктивные (агармонические) качества ответственности; самоуправление; стратегии совладаю-щего поведения.

Занятия спортом и подготовка юных спортсменов предполагает выход спортсменов на высокие достижения. Чтобы приобрести спортивное мастерство, необходима предельная самоотдача, которая возможна при личной значимости деятельности. Если деятельность значима, то субъект деятельности стремится к ответственному отношению и поведению в деле. Ответственность является сложным качеством личности, характеризует взрослого, сформировавшегося человека и включает в себя: осознание своих действий, высокую активность, самоконтроль, целеполагание и др., что характеризует личность как субъект.

Быть ответственным, значит, быть «неоспоримым автором события или вещи». Осознавать ответственность, значит, быть творцом самому себе, своей жизнедеятельности, своих эмоций, чувств и неприятностей, т. е. управлять жизнью. Ответственное действие - это переход от осознания к действию, состоящий из понимания и знания своего желания, принятия решения, которое приводит к действию [13].

Для некоторых людей процесс принятия решения может быть болезненным и сложным из-за того, что он связан с чувством вины. «Вина» обозначает эмоциональное состояние, связанное с переживанием неправильных действий, дискомфортное состояние, сопровождаемое тревогой и ощущением своей «плохости». Рассматривая вину, Д. Вайсс представляет ее в качестве помощника при поддерживании таких социальных от-

ношений, как преданность, взаимосвязь, а также как малоадаптивную, когда она преувеличена или связана со стыдом, например, вина ненависти к себе, проявляющаяся в негативной оценке себя и в чувстве негодности [2].

В подростковом возрасте личностные качества не стабильны и еще формируются [3]. У юных спортсменов-подростков происходит приобретение жизненного опыта, становление самостоятельности, вопреки зависимости от внешних условий, формирование самопринятия, идентичности, ответственности и др. В своих исследованиях К. Хелькам (1982) показывает, что уровня субъективной ответственности дети достигают к 12 годам, но достаточного уровня социальной ответственности у подростков еще не наблюдается [9].

В своей работе мы опирались на системный подход В. П. Прядеина, который изучал ответственность в разных возрастных группах включая следующие компоненты:

- динамический компонент, представленный активностью и пассивностью поведения (эргичность - аэр-гичность);

- эмоциональный компонент - положительные или отрицательные эмоции при выполнении ответственных дел (стеничность - астеничность);

- регуляторный компонент - способность брать на себя ответственность (интернальность - экстерналь-ность);

- мотивационный компонент - социально или лич-ностно значимая мотивация (социоцентричность - эгоцентризм);

- когнитивный компонент - углубленное или поверхностное понимание ответственности (осмысленность - осведомленность);

- результативный компонент - добросовестность при выполнении коллективных дел (предметность -субъектность).

В своих исследованиях В. П. Прядеин показал, что подростки меньше всего из других возрастных групп хотят брать на себя ответственность. Осмысление ответственности у них начинается при достижении субъ-ектно-личностного результата, но если подростки испытывают положительные эмоции, то они хотят достичь общественно значимого результата [12].

Цель нашего исследования состоит в изучении ответственности и ее личностных регуляторов у спортсменов-гандболистов подросткового возраста.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие юные гандболисты в возрасте 14-17 лет (41 юноша и 20 девушек). При подборе психодиагностических методик, необходимых для решения задач исследования, принималось во внимание то обстоятельство, что личностными регуляторами ответственности у подростков могут быть особенности самоотношения, способность управлять собственным поведением при достижении цели, характер реакций на стрессовые ситуации, проявляющиеся в предпочитаемых копинг-стратегиях и психологических защитах.

Предполагалось, что принятие на себя ответственности у подростков в силу их недостаточной личностной зрелости может быть связано с чувством вины. По такой же причине ответственность у подростков может проявляться как в конструктивных, так и в деструктивных формах.

Исходя из изложенного выше, в исследовании были применены следующие методики психодиагностики. Методика диагностики ответственности В. П. Прядеина, методика диагностики малоадаптивных форм вины Е. В. Белинской, методика диагностики копинг-стратегий Р. Лазаруса, методика диагностики психологических защит Х. Келермана - Р. Плутчика, методика диагностики самоотношения Р. С. Пантелеева, тест «способность к самоуправлению» М. Н. Пейсахова.

Результаты исследования. На первом этапе исследования была проведена диагностика исходного уровня ответственности у подростков-спортсменов по опроснику В. П. Пряденина и проанализированы средние значения по всей выборке. Результаты представлены в таблице 1.

Полученные средние значения показателей ответственности по Прядеину соответствуют нейтральным, т. е. проявление ответственности у подростков носит ситуативный характер. Поэтому под влиянием сложных для подростка ситуаций можно ожидать и конструктивных, и деструктивных форм поведения, выражающихся как в принятии ответственности на себя в деятельности, так и в отказе от нее ввиду непосильности.

По большинству параметров показатели конструктивного проявления ответственности выше, чем показатели ее деструктивных проявлений. Это говорит о том, что подростки имеют склонность к принятию ответственности при благоприятных для них обстоятельствах.

Вероятность типа реакции на ситуации принятия ответственности может зависеть от того, как параметры ответственности взаимосвязаны с особенностями самоотношения и показателями регуляторных компонентов поведения. О справедливости высказанного предположения свидетельствуют данные корреляционного анализа исследуемых показателей, приведенные в таблицах 2 и 3.

Полученные результаты показывают, что готовность прилагать усилия для самостоятельного выполнения трудных, ответственных дел (ДЭ) связана в первую очередь со способностью к самоуправлению, а при стрессовых ситуациях - с бессознательной реакцией рационализации, т. е. преобразования содержания ситуации в форму, с которой можно справиться и планировать решение проблемы. Переживание положительных эмоций при выполнении ответственных дел (ЭС) связано с использованием конструктивных стратегий совладания с трудными ситуациями, самоуверенностью, способностью самоуправления, а также с виной отделения, которая указывает на наличие своих целей, отличных от целей своих близких. Принятие на себя ответственности (РИ) при выполнении сложных дел

Средние значения конструктивных и деструктивных качеств ответственности спортсменов-подростков

Конструктивные показатели ответственности Деструктивные показатели ответственности

показатели средние значения показатели средние значения

Динамическая эргичность 22±4,7 Динамическая аэргичность 17,9±4,6

Мотивация социоцентрическая 20±3,1 Мотивация эгоцентрическая 17,9±4,6

Когнитивная осмысленность 23,7±4,6 Когнитивная осведомленность 18±4,8

Результативность предметная 21,9±3,8 Результативность субъектная 22±3,8

Эмоциональность стеническая 23,6±4,3 Эмоциональность астеническая 20±4,3

Регуляторная интернальность 23±4 Регуляторная экстернальность 18,6±3,9

Таблица 2

Достоверные корреляционные взаимосвязи показателей конструктивных параметров ответственности и показателей регуляции поведения спортсменов-подростков (р<0,05, п=61)

№ Название методики Шкалы ДЭ ЭС РИ МС КО

Выживание 0,28

1 Формы вины Отделение Гиперответственность 0,37 0,51 0,44

Принятие ответственности 0,29 0,25

2 Копинг-стратегии Планирование решения проблемы Положительная переоценка 0,34 0,47 0,26 0,26 0,30 0,26

3 Психологические Гиперкомпенсация 0,27

защиты Рационализация 0,42 0,27

Анализ противоречий 0,46 0,31 0,26 0,31

Прогнозирование 0,40 0,28 0,33

Целеполагание 0,28 0,25

Планирование 0,28 0,42

4 Самоуправление Оценка качества Принятие решения Самоконтроль Коррекция 0,42 0,37 0,40 0,30 0,44 0,54 0,37 0,26 0,26 0,32 0,32

Общий показатель 0,58 0,33 0,57 0,32 0,32

Открытость 0,28

5 МИС Самоуверенность Саморуководство 0,35 0,41

Самоценность 0,30 0,25 0,32 0,27

в первую очередь имеет сильную связь с самоуправлением, т. е. умением себя контролировать и целенаправленно изменять свое поведение. Преобладание социально значимой мотивации (МС) связано в первую очередь с виной отделения, где преследование своих целей может рассматриваться как переориентирование на общественные интересы, а также с виной гиперответственности, которая ведет к альтруистическому поведению. Способность к самоуправлению позволяет корректировать свое поведения по отношению к изменяющимся обстоятельствам для достижения цели. Положительное самоотношение, придающее уверенность в своих силах и способностях к преодолению сложных ситуаций, и ресурсы самоуправления как анализ события и принятие решения способствуют глубокому пониманию ответственности (КО).

Результаты, приведённые в таблице 3, показывают, что нерешительность и поведенческая пассивность при выполнении ответственного дела (ДАЭ) в первую очередь связана с манипулятивным поведением, т. е. демонстрацией беспомощности, зависимости, внутренней конфликтности и неуверенности в себе, наличием самообвинения и тревоги. Но все же подростки признают свою роль в возникновении проблемы, что говорит о частичном принятии ответственности, а также, возможно, о стремлении снижать влияние стрессовых ситуаций с помощью применения мысленного или поведенческого дистанцирования. Переживание отрицательных эмоций при выполнении сложных дел (ЭА) в первую очередь связано с негативной оценкой себя и ощущением собственной бесполезности, что может проявляться в стрессовых ситуациях в форме

Достоверные корреляционные взаимосвязи показателей деструктивных параметров ответственности и показателей регуляции поведения спортсменов-подростков (р<0,05, п=61)

№ Название методики Шкалы ДАЭ ЭА РЭ МЭ КО

Выживание 0,26 0,25

1 Формы вины Отделение Гиперответственность 0,33 0,28

Ненависть к себе 0,34 0,59 0,50 0,44

2 Межличностные зависимости Эмоциональная опора на других Неуверенность в себе 0,41 0,43 0,39 0,38 0,30 0,54 0,39 0,28 0,42

Зависимость 0,49 0,41 0,30 0,57 0,40

Конфликтность 0,37

Дистанцирование 0,29

Самоконтроль 0,27 0,38

3 Копинг-стратегии Поиск социальной поддержки Принятие ответственности 0,27 0,34 0,46

Бегство 0,31 0,36 0,39

Планирование решения проблемы 0,25 0,38

Положительная переоценка 0,38

4 Психологические Регрессия Замещение 0,52 0,25 0,46 0,55 0,44 0,32 0,48 0,26 0,31

защиты Отрицание Компенсация 0,32 0,25 0,41 0,43 0,33 0,34

Общая тревога 0,31 0,29

5 Тревога личностная Школьная Межличностная Магическая 0,31 0,28 0,26 0,28 0,31

6 МИС Внутренняя конфликтность Самообвинение 0,45 0,35 0,40 0,33 0,55 0,45 0,45 0,31 0,42

регрессивного поведения, отрицания, демонстрации зависимости и внутренней конфликтности. Но и здесь есть попытки подростков принять ответственность. Перекладывание ответственности при выполнении ответственного дела (РЭ) в первую очередь связано с внутренней конфликтностью, регрессивным поведением и виной ненависти к себе, проявляющейся в недоверии к себе с демонстрацией зависимости. В стрессовых ситуациях преобладает снятие тревоги с помощью отрицания или замещения, т. е. переноса реакции с недоступного объекта на доступный, а также возможно дистанцирование от ситуации. Преобладание личных интересов над общественными (МЭ) связано в первую очередь с зависимостью и эмоциональной опорой на других, и в стрессовых ситуациях используется весь спектр совладающего поведения над ситуацией по Р. Лазарусу и С. Фолкману, а также психологические защиты с отсутствием переработки информации, искажением содержания или манипуляции. На личностном уровне имеется связь с внутренней конфликтностью и виной. Поверхностное понимание ответственности (КОСВ) связано с проявлениями зависимого поведения, внутренней конфликтностью, стремлением к избеганию проблемных ситуаций с помощью блокирования внимания на стадии восприятия или перехода на более ранние стадии развития.

Результативный компонент ответственности мы решили вывести в отдельную таблицу 4, так как, по нашим данным, его невозможно разделить на отрицательную и положительную составляющие. Как результативность предметная, так и результативность субъектная имеют корреляционные связи с параметрами, характеризующими конструктивное реагирование на ситуации принятия ответственности.

Добросовестное выполнение ответственных дел (РП) связано со способностью самоуправления личности, что проявляется в контроле своего состояния и поведения при решении проблемы. Выполнение ответственного дела при личностно-значимом результате (РС) связано с эффективными стратегиями поведения в стрессовых ситуациях, проявляющимися в самостоятельном изменении ситуации и самоконтролем, чему способствуют развитые навыки самоуправления, а также вины отделения, показывающей наличие своих личных целей.

Таким образом, наше исследование показало, что:

- проявление ответственности у спортсменов подросткового возраста, занимающихся гандболом, неустойчивое, в связи с чем, при сложных ситуациях, можно ожидать как принятия ответственности на себя, так и отказа от нее в силу непосильности;

- личностные качества, предрасполагающие к фор-

Достоверные корреляционные взаимосвязи показателей корреляционного анализа результативного компонента ответственности спортсменов-подростков (р<0,05, п=61)

№ Название методики Шкалы Результативная

предметность субъектность

1 Формы вины Отделение 0,33

2 Копинг-стратегии Принятие ответственности Планирование решения проблемы Положительная переоценка 0,31 0,27 0,39 0,30

3 Психологические защиты Гиперкомпенсация Рационализация 0,30 0,27

4 Самоуправление Прогнозирование Оценка качества Коррекция Общий показатель 0,43 0,40 0,38 0,30 0,28

5 МИС Самоуверенность 0,33

мированию конструктивных качеств ответственности: способность к самоуправлению, вина отделения, адаптивные стратегии поведения, психологическая защита - рационализация и положительное самоотношение;

- личностные качества, предрасполагающие к формированию деструктивных качеств ответственности: вина ненависти к себе, зависимое поведение, внутренняя конфликтность, регрессия как психологическая защита.

Результаты нашего исследования демонстрируют необходимость в поддержке становления ответственности у спортсменов-подростков, так как в основном воспитательный и обучающий процессы носят авторитарный характер, где часто отсутствует возможность приобретения опыта принятия ответственности. Дефицит опыта ответственного поведения ведет к неуверенности в своих силах перед сложными ситуациями и уклонению или бегству от них.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни: монография // К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Вайсс, Д. Как работает психотерапия / Д. Вайсс. - М.: Класс, 1998. - 240 с.

3. Горская, Г. Б. Ранняя профессионализация в спорте: психологический аспект / Г. Б. Горская // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2007. - № 1-4. -С. 33-37.

4. Горская, Г. Б. Конструктивность реагирования высококвалифицированных тхэквондистов на стрессовые ситуации: психологические предпосылки / Г. Б. Горская, Ю. М. Босенко, А. С. Распопова // Физическая

культура, спорт - наука и практика. - 2010. - № 4. -С. 41-48.

5. Гринь, Е. И. Личностные факторы, обусловливающие развитие профессионального выгорания у спортсменов разного пола / Е. И. Гринь // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2009. - С. 33-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Дементий, Л. И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности: автореф. дис... д-ра. ... психол. наук / Л. И. Дементий. - М., 2005. - 36 с.

7. Моросанова, В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции / В. И. Моросанова. - М.: Наука, 2001. - 192 с.

8. Моросанова, В. И. Личностные особенности саморегуляции и личностные защиты / В. И. Моросанова, А. О. Агафонова // Психология психических состояний. - Казань: Набережные Челны, 2001. - С. 64-85.

9. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муз-дыбаев. - Ленинград: Наука, 1983. - С. 240.

10. Мэй, Р. Новый взгляд на свободу и ответственность / Р. Мэй // Экзистенциальная традиция. - 2005. -№ 2. - С. 52-65.

11. Прихожан, А. М. Тревожность детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.

12. Прядеин, В. П. Ответственность как системное качество личности / В. П. Прядеин. - Екатеринбург: Ур ГПУ, 2001. - 209 с.

13. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Су-меркибогов - М., 1989. - 147 с.

14. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. - СПб.: ООО «Речь», 2003. - С. 350.

15. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом. -М.: Независимая фирма. «Класс», 1999. - С. 576.

features of responsibility manifestation at the teenagers who are engaged in handball

Dementieva I. M., Applicant of Psychology Department of Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.

Scientific-Research Institute of Physical Education and Sports Problems of Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism.

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161; e-mail: [email protected]

The article discusses the phenomenon of responsibility and its personal regulators in handball players who are teenagers. It also presents the results of the responsibility study in teenage handball players. Indicators and level of responsibility were investigated by questionnaire V. P. Predaina, as responsibility is manifested in complex or unusual situations. The selection of other methods is associated with regulators of behavior, such as forms of guilt of E. V. Belinsky, coping strategies of R. Lazarus, psychological defense of H. Kellerman - R. Plutchik, questionnaire of self-evaluation of V. Stolin, S. R. Panteleev and the ability to self-management of M. N. Pashova. The obtained data of the study in the group have average values, which indicate the temporality of existence of responsibility in teenagers. Therefore, under the influence of situations difficult for teenagers, it can be expected both constructive and destructive forms of their behavior, expressed in acceptance of responsibility or in refusal of it due to its difficulty. Personal qualities predisposing to the formation of constructive and destructive manifestations of responsibility were also revealed during the study. Structural qualities of responsibility in teenage athletes are characterized by independent, dedicated effort to change the situation, autonomy in setting goals, using creativity in finding new solutions and means to achieve goals with a positive attitude. Destructive qualities of responsibility are mainly characterized by negative attitudes towards themselves, dependent behavior, and passive behavior in stressful situations.

Keywords: responsibility, guilt, adolescence, constructive and destructive qualities of responsibility, self-management, coping strategies.

References:

1. Abul'khanova-Slavskaia K. A. Strategiia zhizni: monografi-ia [The strategy of life: a monograph]. Moscow, Thought, 1991, 299 p. (in Russian).

2. Vaiss D. Kakrabotaetpsikhoterapiia [How psychotherapy works]. Moscow, Class , 1998, 240 p. (in Russian).

3. Dementii L. I. The responsibility of the individual as a property of the subject of life. Extended abstract of Doctor's thesis. Moscow, 2005 (in Russian).

4. Gorskaia G. B. Early professionalization in sport: the psychological aspect. Fizicheskaia kul'tura i sport - nauka i praktika [Physical culture and sport - science and practice], 2007, no 1-4, pp. 33-37 (in Russian).

5. Gorskaia G. B., Bosenko lu. M., Raspopova A. S. Constructive response qualified taekwondoists in a stressful situation: psychological prerequisites. Fizicheskaia kul'tura, sport - nauka ipraktika [Physical culture, sport - science and practice], 2010, no 4, pp. 41-48 (in Russian).

6. Grin' E. I. Personal factors that contribute to the development of professional burnout in athletes of different gender. Fizicheskaia kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical culture, sport - science and practice], 2009, no 1, pp. 33-37 (in Russian).

7. Morosanova V. I. Individual'nyi stil' samoreguliatsii [Individual style of self-regulation]. Moscow, Science, 2001, 192 p. (in Russian).

8. Morosanova V. I., Agafonova A. O. The personal characteristics of self-control and personal protection. Psik-hologiia psikhicheskikh sostoianii. [The psychology of mental States]. Kazan, Naberezhnye Chelny, 2001, pp. 64-85. (in Russian).

9. Muzdybaev K. Psikhologiia otvetstvennosti [Psychology of responsibility]. Leningrad, Nauka 1983, 240 p. (in Russian).

10. Mei R. A new perspective on freedom and responsibility. Existential tradition. 2005, no 2, pp. 52-65. (in Russian).

11. Prikhozhan A. M. Trevozhnost' detei ipodrostkov:psikho-logicheskaiapriroda i vozrastnaia dinamika [Anxiety children and adolescents: psychological nature and age dynamics]. Moscow psychology-social Institute, Voronezh: Izd. THE NGO MODEK", 2000, 304 p. (in Russian).

12. Priadein V. P. Otvetstvennost'kaksistemnoe kachestvo li-chnosti [Responsible as system a person's quality]. Ekaterinburg, Ur GPU, 2001, 209 p. (in Russian).

13. Sartr Zh.-P. Ekzistentsializm - eto gumanizm [Existentialism is a humanism]. Moscow, Sumergibles, 1989. (in Russian).

14. Sidorenko E. V. Metody matematicheskoi obrabotki v psikhologii [Methods of mathematical processing in psychology]. SPb.: LLC "Speech", 2003, 350 p. (in Russian).

15. Ialom I. Ekzistentsial'naia psikhoterapiia [Existential psychotherapy]. Moscow, Nezavisimaia firma «Klass», 1999, 576 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.