УДК 796.01:159.9+796.322
РЕСУРСЫ И БАРЬЕРЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СПОРТСМЕНОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
И.М. Дементьева, ведущий психолог научно-исследовательской лаборатории психологических проблем физической культуры и спорта,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected].
В статье проверялось предположение, что на становление ответственности могут влиять личностные качества, выступающие как барьеры и ресурсы. На основе изученной литературы мы предположили, что внутренняя мотивация, саморегуляция, самоуправление, самоактуализирующие качества могут выступать как ресурсы проявления ответственности, а внешняя мотивация, амотивация, вина, тревожность, межличностная зависимость, психологические защиты, копинг-стратегии - как барьеры.
В обследовании приняли участие - 61 спортсмен, занимающийся гандболом, и группа сравнения 61 учащийся лицея от 14 до 16 лет. Установление закономерных связей и достоверности результатов проводилось статистико-математическими методами.
Результаты исследования показали, что проявление ответственности у спортсменов подросткового возраста ситуативно, применимо к посильным и подконтрольным ситуациям. Корреляционный анализ выявил, что в становлении ответственности для гандболистов подросткового возраста к ресурсным личностным качествам относятся самоуправление, адаптивные стратегии поведения, психологическая защита «рационализация», положительное самоотношение, а к барьерным - вина «ненависти к себе», зависимое поведение, внутренняя конфликтность, психологическая защита «регрессия».
Специфичность среды для становления ответственности проявилась в том, что подростки, занимающиеся спортом, нацелены на достижение результата в деятельности, что требует развития управления собой и своими действиями, применения адаптивных копинг-стратегий и переработки
информации в посильную форму, зависимости друг от друга в достижении цели. Препятствиями становления ответственного поведения являются личностная нестабильность, свойственная возрастному периоду, и жесткие требования спортивной среды, проявляющиеся во внутренней неуверенности в себе, в демонстрации беспомощной позиции в стрессовых ситуациях. Учащиеся лицея обладают меньшим включением ресурсных качеств для реализации ответственности, преимущественно акцентированных на самоотношении личности.
Данные исследования позволяют вести целенаправленную работу по развитию конструктивных форм ответственности и снижению проявления деструктивных явлений.
Ключевые слова: ответственность, ресурсы, барьеры, подростки, спортсмены, социализация.
Для цитирования: Дементьева И.М. Ресурсы и барьеры становления ответственности у спортсменов подросткового возраста // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 1. - С. 84-89.
For citation: Dementieva I. Resources and barriers for the formation of responsibility among adolescent athletes. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2019, no 1, pp. 84-89 (in Russian).
Введение. Современные условия жизни, с одной стороны, предъявляют молодежи требование быть готовыми к самостоятельному принятию ответственности за свою жизнь [1, 6]. С другой стороны, современное воспитание и условия жизни показывают, что молодые люди не всегда осознают свою ответственность и не готовы к ней. Дефицит социализирующих
влияний на подрастающее поколение подкрепляет интерес к включению молодежи в занятия спортом как в массовом, так и в профессиональном направлении [5]. Занятия спортом позволяют на практике опробовать и развить свои способности, получить опыт ответственного поведения, позволяющего реализовываться личности в спортивной среде. Однако до сих пор в науке имеется недостаток исследовательской информации о влиянии спорта на личностное развитие подростков, занимающихся спортом [2, 4]. Все больше работ показывают неоднозначное влияние спорта в разные периоды становления личности спортсмена, где могут развиваться личностные качества, выступающие как барьеры или ресурсы принятия ответственности [2]. В качестве положительного воздействия выступает наличие положительной мотивации к спортивному процессу, поддерживаемому общественным мнением, а отрицательным моментом выступают большие требования к достижению высокого результата, которые могут восприниматься как чрезмерный груз.
Цель исследования выявить личностные качества, выступающие как барьеры и ресурсы для формирования ответственности у подростков, занимающихся гандболом.
Методика и организация исследования. В обследовании приняли участие 61 спортсмен (обозначение в таблицах как «спорт»), занимающийся гандболом, и группа сравнения, состоящая из 61 учащегося лицея (обозначение в таблицах «лицей») от 14 до 16 лет. Группа учащихся лицея была выбрана для установления специфики влияния занятий спортом на проявление ответственности.
В исследовании изучались личностные качества,
которые отражены в научной литературе как имеющие значение для становления ответственности. Мы предположили, что из них внутренняя мотивация, саморегуляция, самоуправление, самоактуализирующие качества могут выступать как ресурсы проявления ответственности, а внешняя мотивация, амотивация, вина, тревожность, межличностная зависимость, психологические защиты, копинг-стратегии - как барьеры. На этой основе был выбран диагностический материал: многомерно-функциональная диагностика ответственности (ОТВ-70), разработанная В.П. Пряде-иным, опросник J. Vallerand «Почему я учусь» и «Почему я занимаюсь спортом», методика В.И. Мороса-новой «Стиль саморегуляции поведения», методика Н.М. Пейсахова «Способность самоуправления», методика Р.С. Пантелеева МИС, самоактуализационный тест Э. Шострома в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гоз-ман, М.В. Загика и М.В. Кроз, «Опросник для измерения малоадаптивных форм вины», разработанный изначально L.E. O'Connor, J.W. Berry, J. Weiss, адаптированный Е.В. Белинской, «Шкала личностной тревожности» А.М. Прихожан, опросник межличностных зависимостей Р. Гиршфильда в адаптации О.П. Макушиной, методика исследования психологических защит Х. Ке-лермана - Р. Плутчика, методика исследования копинг-стратегий, адаптированная Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой [3].
Установление закономерных связей и достоверности различий результатов проводилось статистико-ма-тематическими методами: сравнительным анализом и корреляционным анализом.
Результаты исследования. На первом этапе мы определили показатели ответственности, личностных
Таблица 1
Медианы показателей конструктивных и деструктивных форм ответственности подростков,
занимающихся гандболом, и учащихся лицея
Конструктивные формы ответственности Медиана Деструктивные формы ответственности Медиана
спорт лицей спорт лицей
Динамическая эргичность (ДЭ) 22 22 Динамическая аэргичность (ДАЭ) 19 16
Эмоциональная стеничность (ЭС) 23 25* Эмоциональная астеничность (ЭА) 20 19
Регуляторная интернальность (РИ) 23 25* Регуляторная экстернальность (РЭ) 19 17
Мотивация социоцентрическая (МС) 20 21 Мотивация эгоцентрическая (МЭ) 19 19
Когнитивная осмысленность (КО) 24 25 * Когнитивная осведомленность (КОСВ) 18 18
Результативность предметная (РП) 22 23 Результативность субъктная (РС) 22 25**
Примечание: * - р <0,05; ** - р <0,001 - достоверность различий между показателями ответственности в группах «спорт» и «лицей». Полужирным шрифтом выделены значения, относящиеся к выраженной характеристике качества.
качеств в обеих группах и сравнили их, чтобы увидеть различия и выделить особенности групп. Данные сравнительного анализа показателей ответственности приведены в таблице 1.
Полученные данные показали ситуативность проявления ответственности у спортсменов, что указывает на принятие ответственности в посильных ситуациях, а в ситуациях отсутствия опыта отказ от нее. У гандболистов подросткового возраста преобладают конструктивные формы ответственности над деструктивными, что отражает склонность спортсменов к принятию ответственности на себя при благоприятных условиях среды. Данные учащихся лицея показали выраженность таких конструктивных форм ответственности, как глубокое понимание сути ответственности (КО) и принятия ее на себя (РИ), переживание положительных эмоций (ЭС) в процессе ответственных дел, а также стремление доводить до результата преимущественно личностно-значимые дела (РС). Проявление ответственности на уровне устойчивого качества у лицеистов может быть связано с меньшей сложностью ее реализации, которая ограничивается учебой и семьей.
На основании литературных данных были выделены личностные качества, которые, как предполагается, влияют на становление ответственности в подростковом возрасте. Среди них были выявлены достоверные различия показателей у группы «спорт» и группы «лицей». Данные сравнительного анализа в группах «спорт» и «лицей», приведенные в таблице 2 и 3, позволили выделить соотношение определенных нами ресурсных и барьерных личностных качеств.
Данные таблицы 2 показали, что спортсменам подросткового возраста больше свойственно проявление
личностных качеств - вина «гиперответственности» и «отделения», тревожность, неуверенность в себе, внутренняя конфликтность, межличностная зависимость, отражающих регулярное испытание своих возможностей гандболистами в сложных не всегда посильных ситуациях соперничества и соревнований. Учащимся лицея больше свойственны проявления личностных качеств - амотивация, психологическая защита «регрессия», что говорит о нарушении связи между деятельностью и получаемым результатом, а в трудных ситуациях лицеисты склонны ощущать себя беспомощными.
Полученные данные сравнительного анализа предполагаемых ресурсных личностных качеств, проявления ответственности у гандболистов и учащихся лицея представлены в таблице 3.
Данные таблицы 3 показали следующее соотношение предполагаемых ресурсных для проявления ответственности личностных качеств у спортсменов и лицеистов подросткового возраста. У подростков, занимающихся спортом, преобладающими личностными качествами оказались представление о природе человека, синергия, а у лицеистов - стремление к автономии, самоконтроль, проявление волевых качеств, положительное самоотношение, контактность, гибкость поведения.
Данные сравнительного анализа показали, что группа гандболистов-подростков обладает качествами, ориентированными на взаимодействие в команде, для которого важны эмоциональная опора на другого, зависимость, синергия, что подчеркивает специфику деятельности в игровом виде спорта. Активность в занятии спортом позволяет получить спортсменам боль-
Таблица 2
Медианы качеств личности, отнесенных к барьерным для проявления ответственности, у гандболистов и
учащихся лицея подросткового возраста
№ Методика Название переменной Медианы Достоверность
спорт лицей различия
1 Формы вины Отделения Гиперответственности 49 51 45 44 0,0236 0,0000
Межличностные зависимости Эмоциональная опора на других 45 40 0,0005
2 Неуверенность в себе 36 34 0,0264
Зависимость 53 44 0,0000
3 Психологическая защита «регрессия» 6 8 0,0395
4 Почему я учусь: «амотивация» 10 13 0,0046
Общая тревожность 42 26 0,0002
Межличностная тревожность Школьная тревожность 10 8 0,0436
5 Самооценочная тревожность 10 7 0,0005
Межличностная тревожность 11 8 0,0052
Магическая тревожность 10 5 0,0003
6 Самоотношение Внутренняя конфликтность 7 4 0,0252
Таблица 3
Медианы качеств личности, отнесенных к ресурсным для проявления ответственности, у гандболистов и
учащихся лицея подросткового возраста
№ Методика Название переменной Медианы Достоверность
спорт лицей различия
1 Межличностные зависимости: «стремление к автономии» 28 31 0,0146
2 Копинг-стратегия «самоконтроль» 10 12 0,0057
Выраженность смелости, решительности 18 20 0,0036
3 Самооценка волевых качеств Выраженность инициативы, самостоятельности 18 20 0,0200
Генерализованность выдержки 18 20 0,0069
4 Самоотношение Самоценность 9 10 0,0066
Гибкость поведения 11 13 0,0398
Самопринятие 10 11 0,0151
5 Самоактуализация Представление о природе человека 6 5 0,0003
Синергия 4 3 0,0014
Контактность 9 10 0,0052
ше информации о природе человека на собственном опыте и расширяет возможности проверки способностей личности. Регулярная спортивная борьба, опыт удач и неудач в спортивной деятельности, постоянная демонстрация и совершенствование своих физических возможностей способствуют наличию тревожности, неуверенности, внутренней конфликтности, проявлению вины, отражающих осознание гандболистами своих трудностей, преодолению которых способствуют ритуалы, спортивные суеверия. Подростки, учащиеся в лицее, характеризуются принятием себя, своих планов, желаний, действий, согласием с собой. Лицеисты проявляют стремление к автономии, самоконтролю своих действий и эмоций, склонны к быстрому установлению контакта с людьми, гибки во взаимодействии с окружающими. В деятельности лицеисты применяют волевые качества, чаще испытывают затруднения в видении связи своих действий и получаемого результата, при стрессе склонны прибегать к регрессивному, беспомощному поведению.
Корреляционный анализ позволил нам достоверно установить связи личностных качеств, которые выступают либо ресурсными, либо барьерными, и форм ответственности. Это дало возможность подтвердить наше предположение о роли личностных качеств, способствующих проявлению ответственности у подростков.
Личностные качества, повышающие вероятность проявления конструктивных форм ответственности и выступающие как ресурсы у спортсменов подросткового возраста, - это способность к самоуправлению (0,58), адаптивные стратегии поведения (0,34), психологическая защита «рационализация» (0,27) и положительное самоотношение (0,29). Личностные качества,
повышающие вероятность проявления деструктивных форм ответственности и выступающие как барьеры у спортсменов, - вина «ненависти к себе» (0,50), зависимое поведение (0,43), внутренняя конфликтность (0,55), психологическая защита «регрессия» (0,55).
Личностные качества, повышающие вероятность проявления конструктивных форм ответственности и являющиеся ресурсами у учащихся лицея, - это общая саморегуляция (0,35), положительное самоотношение (0,40), вина «отделения» (0,32). Личностные качества, повышающие вероятность проявления деструктивных форм ответственности и выступающие как барьеры у лицеистов, - личностная тревожность (0,29), отрицательное самоотношение (0,40), психологическая защита «проекция» (0,35).
Данные корреляционного анализа показали, что связей форм ответственности и ресурсных личностных качеств у гандболистов больше, чем у учащихся лицея, что говорит о большей вероятности включения спортсменов в сложные ситуации, требующие мобилизации ресурсных личностных качеств для реализации ответственности, чем у лицеистов.
Выводы:
1. Проявление ответственности у спортсменов подросткового возраста ситуативно, применимо к посильным и подконтрольным ситуациям.
2. Корреляционный анализ выявил те личностные качества, которые являются ресурсными либо барьерными по их вкладу в становление ответственности у гандболистов подросткового возраста. К ресурсным качествам относятся самоуправление, адаптивные стратегии поведения, психологическая защита «рационализация», положительное самоотношение. К барьерным отнесены вина «ненависти к себе», зависимое по-
ведение, внутренняя конфликтность, психологическая защита «регрессия».
3. Полученные данные исследования показали специфичность среды, в которой находятся подростки, для становления ответственности. Подростки, занимающиеся спортом, нацелены на достижение результата в деятельности, что требует развития управления собой и своими действиями, применения адаптивных копинг-стратегий и переработки информации в посильную форму, командной сплоченности и зависимости друг от друга в достижении цели. Препятствиями становления ответственного поведения являются личностная нестабильность, свойственная возрастному периоду, и жесткие требования спортивной среды, проявляющиеся во внутренней неуверенности в себе, своих способностях и проявлении в стрессовых ситуациях беспомощной позиции.
Учащиеся лицея обладают меньшим включением ресурсных качеств для реализации ответственности, основанном преимущественно на самоотношении личности.
4. Результаты нашего исследования позволяют вести целенаправленную работу по развитию конструктивных форм ответственности и снижения проявления деструктивных явлений.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Весна Е.Б. Развитие взаимоотношений с миром взрослых как определяющее условие личностного становления подростков: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук / Е.Б. Весна. - М., 1991. - 26 с.
2. Горская Г.Б. Теория психического развития Д.Б. Эль-конина как основание прогнозирования психологических эффектов ранней профессионализации детей в спорте // Человек. Сообщество. Управление. - 2008. - № 4. - С. 56-63.
3. Дементьева И.М. Взаимосвязи деструктивных форм ответственности и субъектных качеств личности гандболистов подростков // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. Краснодар, 2018. - № 20. - С. 115-123.
4. Кузьмин М.А. Методологические проблемы адаптации спортсменов к условиям соревновательной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6(100). - С. 72-79.
5. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике // Теория и практика физической культуры и спорта. - Москва, 2017. - 200 с.
6. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ Т.С. Драбкиной. - М., 2008. - 608 с.
RESOURCES AND BARRIERS FOR THE FORMATION OF RESPONSIBILITY AMONG ADOLESCENT ATHLETES
I. Dementieva, Leading Psychologist of the Research Laboratory of Psychological Problems of Physical Education and Sports.
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism.
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161,
e-mail: [email protected].
The article has tested the assumption that the development of responsibility can be influenced by personal qualities, acting as barriers and resources. Based on the studied literature, we have assumed that intrinsic motivation, self-regulation, self-control, self-actualizing qualities can act as resources of responsibility and extrinsic motivation, amotivation, guilt, anxiety, interpersonal dependence, psychological defenses, coping strategies can act as barriers. 61 athletes took part in the investigation (marked in the tables as «sport»), engaged in handball and a comparison group of 61 lyceum students (marked in the tables as «lyceum»), from 14 to 16 years old. The establishment of natural relationships and the reliability of the results have been conducted by statistical and mathematical methods.
The results of the study showed that the manifestation of responsibility among adolescent athletes was situational, applicable to feasible and controlled situations. The
correlation analysis revealed that in the development of responsibility for the adolescent handball players, the resource of personal qualities include self-control, adaptive behavioral strategies, psychological defense «rationalization», positive self-attitude. The barriers include the fault of self-hatred, dependent behavior, internal conflict, psychological defense «regression».
The specificity of the environment for the development of responsibility, manifested in the fact that the adolescents involved in sports are aimed at results achievement in their activities, which requires the development of self-management and their actions, applying adaptive coping strategies and processing information into a feasible form, depending on each other in the goal achievement.
The obstacles to the development of responsible behavior are personal instability, peculiar to age period and the strict requirements of the sports environment, mani-
fested in internal self-doubt, in stressful situations demonstrating a helpless attitude.
The lyceum students have less inclusion of resource qualities for the implementation of responsibility, mainly focused on self-attitude of an individual.
These studies allow us to conduct a purposeful work to develop constructive forms of responsibility and reduce the manifestation of destructive phenomena.
Keywords: responsibility, resources, barriers, adolescents, athletes, socialization.
References:
1. Vesna E.B. The development of relationships with the world of adults as the determining condition for the personal development of adolescents. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 1992, 26 p. (in Russian)
2. Gorskaya G.B. The Theory of Mental Development D.B. Elkonina as a basis for predicting the psychological effects of early professionalization of children in sports. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie [Man. Community. Control.], 2008, no 4, pp. 56-63 (in Russian).
3. Dementieva I.M. Interconnection of destructive forms of responsibility and subjective personality traits of handball players of adolescents. Aktual'nye voprosy fizicheskoj kul'tury isporta [Actual problems of physical culture and sport], 2018, no 20, pp. 115-123 (in Russian).
4. Kuzmin M.A. Methodological problems of adapting athletes to the conditions of competitive activity. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. [Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta.], 2013, no 6(100), pp. 7276 (in Russian).
5. Lubysheva L.I. Sportizaciya v sisteme fizicheskogo vospi-taniya: ot nauchnoj idei k innovacionnoj praktike [Sporti-zatsiya in the system of physical education: from scientific ideas to innovative practice]. Moscow, Theory and practice of physical culture and sports, 2017, 200 p.
6. 6. Yalom I. Existential psychotherapy [Existential psychotherapy]. 2008, 608 p.
Поступила / Received 15.01.2019 Принята в печать / Accepted 06.03.2019