УДК 796.322:159.9 ББК 75.576 Д 30
И.М. Дементьева
Ведущий психолог лаборатории психологических проблем физической культуры и спорта Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, соискатель кафедры психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; Е-mail: [email protected]
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ГАНДБОЛИСТОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ И АДАПТАЦИИ
(Рецензирована)
Аннотация. Рассмотрены результаты гендерного исследования личностных особенностей спортсменов юношеского возраста и их сверстников, не занимающихся спортом. Были получены внутригрупповые гендерные различия у занимающихся спортом и не занимающихся спортом юношей. В группе учащихся, не занимающихся спортом, гендерных различий гораздо меньше, что указывает на более сглаженное формирование стереотипных характеристик половой принадлежности. В группе спортсменов различий больше, что говорит о влиянии занятий спортом на формирование как положительных, так и отрицательных гендерных особенностей. Наше исследование показало, что занятия гандболом увеличивают проявление гендерных различий за счет предъявления жестких требований к физическим и психическим особенностям спортсменов, не всегда соответствующих социально принятым стереотипам женственности. Это отражается на самоотношении спортсменок и применении в стрессовых ситуациях психологических защит, что может быть связано с несоответствием полу вида спорта и осложнением становления гендерной идентификации. В то же время мужской стереотип подчеркивается и проявляется в принятии себя и реализации самоуправления в деятельности.
Ключевые слова: юношеский возраст, гендерные различия, спортсмены-гандболисты, учащиеся лицея, регуляторные формы поведения.
I.M. Dementeva
Leading Psychologist of Laboratory of Psychological Problems of Physical Culture and Sports, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism Postgraduate of the Department of Psychology of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism; Е-mail: [email protected]
GENDER DIFFERENCES IN PERSONAL DEVELOPMENT OF HANDBALL TEEN-AGE PLAYERS
Abstract. The paper presents the results of gender studies of personality development in teen-age athletes and their peers not involved in sports. Intra-group gender differences have been obtained among handball teen-age players and their peers not involved in sports. Gender differences available in the group of students not involved in sports are much smaller, indicating a uniform formation of the stereotypical characteristics of the gender. In the group of athletes, there are far more differences, indicating the influence of sport on the formation of
both positive and negative gender features. Our research has shown that handball occupations lead to an increase in gender differences due to the high requirements for physical and mental characteristics of athletes, not always appropriate for socially accepted stereotypes of femininity. This is manifested on sense of self and psychological protection used in stressful situations, which can be related to the complication of gender identity. At the same time, the male stereotype emphasizes and manifests itself in self-acceptance and implementation of self-control in the activities.
Keywords: Teen-age, gender differences, handball athletes, students of the Lyceum, regulatory behaviors.
Спорт оказывает социализирующее воздействие на включенных в него людей. Это известный факт, однако, недостаточно изученный в контексте формирования гендер-ной идентичности. Современные исследования демонстрируют неоднозначный вклад спорта в становление и развитие личности спортсмена. г.Б. горская в программе психологического обеспечения многолетней подготовки спортсменов юношеского возраста рекомендует предотвращение формирования дисгармоничной личности и приводит достаточное количество примеров сужения «Я»-концепции спортсменов, сложностей гендерной социализации юных спортсменов [1]. В более поздних исследованиях отмечается недостаточное внимание спортсменов к профессиональному самоопределению, которое нарушает социальную адаптацию после завершения карьеры [2]. С повышением популярности и зре-лищности видов спорта увеличилось и количество участвующих в них женщин, которые занимаются не только женскими видами спорта, но и осваивают традиционно относящиеся к мужским. Такое равенство полов, пришедшее к нам из 20 века, вызывает неоднозначное отношение организаторов, ученых, что подтверждается современными исследованиями и их результатами. А.С. Дамадаева в своей работе обращает внимание на маскулинизацию женщин по сравнению с мужчинами, не занимающимися спортом. Но при сопоставлении маскулинности женщин-спортсменок
и мужчин-спортсменов обнаруживается превосходство последних [3]. О.П. Макушина и И.В. Щербакова показывают смещение гендерных стереотипов, при котором женская половина конкурирует с мужской в профессиональной сфере и теряет женскую сущность, что ведет к межличностным и внутриличност-ным конфликтам [4]. С.К. Багади-рова в своем исследовании о формировании гендерной идентичности у спортсменов, занимающихся дзюдо, не обнаружила значительного влияния на гендерную социализацию вида спорта [5].
Таким образом, гендерное развитие личности спортсменов является одной из проблем становления личности, гендерной социализации и адаптации в юношеском возрасте. гандбол считается мужской игрой, достаточно требовательной к психическим и физическим качествам человека, где достижение успеха основывается на предельной мобилизации физических и психологических ресурсов спортсменов. К ведущим характеристикам игры относятся взаимодействие в команде, сотрудничество, командная ответственность, напористость, применение силовых приемов, высокая выносливость и темп игры, дающий возможность реальной оценки себя и своих возможностей за счет соревновательных испытаний.
Таким образом, целью исследования стало изучение влияния занятий спортом на гендерные различия и социализацию гандболистов юношеского возраста.
Методика и организация исследования. В исследовании принимали участие 122 человека. Из них 61 (41 юноша, 20 девушек) спортсмен, занимающиеся гандболом, и 61 (41 юноша, 20 девушек) учащийся лицея в возрасте 14-16 лет. В дальнейшем для краткости выборка спортсменов будет описана как группа «спорт», а группа не занимающихся спортом - как «лицей».
При подборе диагностических методик мы руководствовались параметрами возрастных особенностей юношеского возраста, формирующимися особенностями становления взрослости личности, которые могут препятствовать социализации и адаптации или способствовать ей. К выбранным для изучения параметрам относятся: вина (опросник Е.В. Белинской); тревожность (Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан); проявления зависимого поведения (Опросник межличностных зависимостей Р. Гиршфильда); копинг-стратегии (опросник Р. Лазаруса); психологические защиты (методика Х. Келлермана - Р. Плутчика);
мотивация (опросники «Почему я учусь», «Почему я занимаюсь спортом» Р.Дж. Валеранда); проявление ответственности (опросник В.П. Прядеина); проявление волевых качеств (методика Н.Б. Стам-буловой); уровень саморегуляции (методики В.И. Моросановой и М.Н. Пейсахова); самоотношение (методика Р.С. Пантелеева); уровень самоактуализации (тест Э. Шострома).
Полученные первичные данные по указанным методикам были проанализированы непараметрическими методами, описывались показатели медиан, а достоверность результатов рассчитывалась по критерию Манна-Уитни. Нами описывались только достоверные данные по группам.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты сравнительного анализа в группе «лицей» между девушками и юношами показали достоверные различия по параметрам психологических защит, тревожности, мотивации, волевых качеств и саморегуляции (таблица 1).
№ Показатели индивидуально—личностных Медиана Достоверность
особенностей юноши девушки различий
1 Вытеснение 5 3 0,0133
2 Проекция 7 8 0,0411
3 Общая тревожность 22,5 38 0,0282
4 Школьная тревожность 7 11 0,0451
5 Магическая тревожность 4 7 0,0194
6 Генерализованность смелости, решительности 20 21 0,0282
7 Генерализованность инициативы, самостоятельности 18 22 0,0161
8 Программирование 6 7 0,0256
9 Оценка результата 5 7 0,0058
10 Принятие решения 4 3 0,0529
Таблица 1
Достоверные гендерные различия показателей индивидуально-личностных
особенностей в группе «лицей»
Из приведенных в таблице данных мы видим, что у девушек-учащихся лицея - преобладает психологическая защита «проекция», проявляющаяся при фру-стрирующих ситуациях в форме перекладывания ответственности за собственные неприемлемые чувства, желания на других людей. К тому же они более склонны к проявлению тревожности в учебной деятельности, которая подчеркивает преимущественное самовыражение в этой сфере, и имеют большую склонность к суеверию и иносказаниям, что может отражать подражательную способность взрослым, относящуюся к временному опыту. Данные саморегуляции поведения показали, что девушки превосходят своих сверстников-юношей в проявлении таких качеств, как «оценка результата» и «программирование», что говорит о сформированности у них субъективных критериев оценки своих результатов деятельности и осознанного продумывания поведения для достижения цели. Также у девушек больше проявляются качества «решительность» и «инициативность» в ситуациях и видах деятельности. При этом девушки уступают юношам в применении своего плана к действию, что может отразиться в «оттягивании» реализации задуманного. Юноши больше демонстрируют пассивную позицию в проявлении себя и используют, кроме психологической защиты проекции, и вытеснение для избегания внутреннего конфликта, связанного с расхождением в нравственных ценностях. Они уступают девушкам по параметрам программирования и оценки результата, но более, чем девушки, готовы к принятию решений. Полученных достоверных различий в группе «спорт» между девушками и юношами значительно больше, чем в группе «лицей» (таблица 2).
В группе спортсменов гендер-ные различия были получены по всем изучаемым индивидуально-
личностным показателям.
Девушки-спортсменки характеризуются более зависимым поведением, отражающимся в потребности эмоциональной опоры и социальной поддержке, переживании вины при отсутствии заботы, с достаточным контролем в проявлении чувств и поведении. Данные характеристики подчеркивают у девушек воспитанную принадлежность к команде и их вклад во внутреннюю сплоченность, подчеркивающуюся адаптивной гибкостью и стремлением к самостоятельности. Выраженной мотивацией у девушек-спортсменок является спортивная мотивация «идентификация», что указывает на важность спортивной деятельности в достижении их личных целей, однако девушки не всегда видят взаимосвязь между своими действиями и получаемыми результатами. Полученные показатели ответственности девушек показывают преобладание деструктивных форм при выполнении важных дел, ситуативную зависимость от обстоятельств на проявление активной позиции с наличием личностно-значимых мотивов. При фрустрирующих обстоятельствах они чаще проявляют регрессивные, инфантильные реакции и демонстрируют свою беспомощность, что может быть связано с расцениванием ситуации как непосильной. Девушки-гандболистки склонны при неудачах обвинять себя, испытывать внутренние сомнения и неудовлетворенность собой, что может провоцироваться высокими требованиями спортивной среды в противовес социально одобряемому стереотипному женскому поведению.
Юноши-спортсмены относят свое поведение к социально одобряемому, ценят свои достоинства, но при этом более ригидные к изменениям. Также у них более сформированы структуры самоуправления своей деятельностью, отражающиеся в ориентации в ситуации, удержании цели и перехода к действиям,
Таблица 2
Достоверные гендерные различия показателей индивидуально-личностных
особенностей в группе «спорт»
№ Показатели индивидуально-личностных особенностей Медиана Достоверность различий
юноши девушки
1 Вина гиперответственности 50 54 0,0237
2 Эмоциональная опора на других 43 48 0,0161
3 Зависимость 49,5 57 0,0092
4 Самоконтроль (копинг-стратегия) 10 12 0,0015
5 Поиск социальной поддержки 8,5 11 0,0021
6 Регрессия 5 7 0,0427
7 Замещение 3 4 0,0049
8 Влияние школы 4 5 0,0133
9 Идентификация спортивная 16,5 22 0,0467
10 Амотивация спортивная 10 16 0,0442
11 Школьная тревожность 12 8 0,0389
12 Гибкость 6 7 0,0119
13 Самостоятельность 5 6 0,0288
14 Анализ противоречий 4 3 0,007
15 Планирование 3 2 0,0018
16 Принятие решения 4 3 0,0041
17 Самоконтроль 4 3 0,0064
18 Общий показатель самоуправления 27,5 24 0,0057
19 Открытость 7 5 0,0459
20 Зеркальное «Я» 7 5 0,0361
21 Самопривязанность 7 6 0,0139
22 Внутренняя конфликтность 6 8 0,002
23 Самообвинение 4 6 0,0025
24 Ориентация во времени 8,5 6 0,0006
25 Самоуважение 10,5 8 0,0053
26 Динамическая эргичность 22,5 20 0,0175
27 Динамическая аэргичность 18 20 0,0128
28 Мотивация эгоцентрическая 17,5 20 0,009
29 Регуляторная экстернальность 18 20 0,01
ее достижения с текущим отсле- тревожность, что может быть свя-живанием реального поведения. зано с их ведущей спортивной дея-У юношей преобладает школьная тельностью, а не учебной, в которой
они сомневаются за счет нехватки времени к подготовке. У них более представлена такая конструктивная форма ответственности, как готовность прилагать усилия для самостоятельного выполнения трудных, ответственных дел. При фрустрирующих обстоятельствах используется психологическая защита «регрессия», что отражает жесткость спортивной среды и ее высокую конкурентность.
Наше исследование показало, что занятия гандболом увеличивают проявление гендерных различий за счет предъявления жестких
требований к физическим и психическим особенностям спортсменов, не всегда соответствующих социально принятым стереотипам женственности. Это отражается на самоотношении спортсменок и применении в стрессовых ситуациях психологических защит, что может быть связано с несоответствием полу вида спорта и осложнением становления гендерной идентификации. В то же время мужской стереотип подчеркивается и проявляется в принятии себя и реализации самоуправления в деятельности.
Примечания:
1. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: учебное пособие. Краснодар: Изд-во КГУФКСТ, 2008. 220 с.
2. Ахметов С.М., Горская Г.Б., Чернышенко Ю.К. Ранняя профессионализация одаренных детей: ресурс развития или источник дисгармоний // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2013. Вып. 3. С. 111-119.
2. Дамадаева А.С. Психология гендерного развития личности спортсмена: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2013. 20 с.
3. Макушина О.П., Щербакова И.В. Гендерные особенности самоактуализации личности в современном обществе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 37-2. С. 52-57.
4. Багадирова С.К. Формирование гендерной идентичности в условиях профессионализации личности в спорте // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2014. Вып. 2. С. 114-119.
References:
1. Gorskaya G.B. Psychological support for long-term training of sportsmen: a manual. Krasnodar: KGUFKST Publishing House, 2008. 220 pp.
2. Akhmetov S.M., Gorskaya G.B., Chernyshenko Yu.K. Early professionaliza-tion of gifted children: the resource of development or the source of disharmonies // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2013. No. 3. P. 111-119.
3. Damadaeva A.S. Psychology of gender development of an athlete. Diss. for the Dr. of Psychology degree. M., 2013. 20 pp.
4. Makushina O.P., Shcherbakova I.V. Gender peculiarities of person's self-actualization in modern society // Persona, family and society: issues of Pedagogy and Psychology. 2014. No. 37-2. P. 52-57.
5. Bagadirova S.K. Formation of gender identity in the conditions of person's professionalization in sports // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2014. No. 2. P. 114-119.