Научная статья на тему 'Особенности регуляторных свойств у спортсменов разного пола, квалификации, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта'

Особенности регуляторных свойств у спортсменов разного пола, квалификации, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
191
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОЗНАННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ / УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ / СПОРТСМЕНЫ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ / СПОРТСМЕНЫ МАССОВЫХ РАЗРЯДОВ / КОМАНДНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / REALIZED REGULATION OF BEHAVIOUR / LEVELS OF SUBJECTIVE CONTROL / ATHLETES OF TOP QUALIFICATION / ATHLETES OF MASS GRADES / TEAM AND INDIVIDUAL SPORTS TYPES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Босенко Ю.М.

Исследование посвящено изучению особенностей осознанной саморегуляции и локуса контроля поведения спортсменов разного пола, квалификации, занимающихся командным и индивидуальными видами спорта. По мере того как спортсмен повышает свой профессиональный уровень, выходит на новый этап профессионального и личностного развития происходит формирование регуляторных свойств личности, а влияние позитивных и негативных факторов оценивания его личностных и профессиональных достижений зависит от степени учета закономерностей субъектных свойств личности в тренировочном и соревновательном процессе, знание и учет которых позволяют раскрыть новые направления раскрытия потенциальных ресурсов спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIATIES OF REGULATORY QUALITIES IN ATHLETES OF DIFFERENT SEXES, QUALIFICATION, PRACTICING TEAM AND INDIVIDUAL SPORTS TYPES

The research is devoted to studying of peculiarities of the selfregulation being realized and the locus control of the behaviour of different sexes, qualification, practicing team and individual sports type. As an athlete increases his professional level and enters a new stage of his professional and personal development the formation of a person's regulatory qualities takes place, and the influence of positive and negative factors of the estimation of his personal and professional achievements depends on the taking into account regularities of a person's subject qualities in the training and competitive process. The Knowledge and reckoning of them allow to reveal new directions of finding athletes' potential resources.

Текст научной работы на тему «Особенности регуляторных свойств у спортсменов разного пола, квалификации, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта»

УДК 796.01:159.9

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯТОРНЫХ СВОЙСТВ У СПОРТСМЕНОВ РАЗНОГО ПОЛА, КВАЛИФИКАЦИИ, ЗАНИМАЮщИХСЯ КОМАНДНЫМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА

Кандидат психологических наук, старший преподаватель Ю. М. Босенко,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

Исследование посвящено изучению особенностей осознанной саморегуляции и локуса контроля поведения спортсменов разного пола, квалификации, занимающихся командным и индивидуальными видами спорта.

По мере того как спортсмен повышает свой профессиональный уровень, выходит на новый этап профессионального и личностного развития происходит формирование регуляторных свойств личности, а влияние позитивных и негативных факторов оценивания его личностных и профессиональных достижений зависит от степени учета закономерностей субъектных свойств личности в тренировочном и соревновательном процессе, знание и учет которых позволяют раскрыть новые направления раскрытия потенциальных ресурсов спортсменов.

Ключевые слова: осознанная регуляция поведения, уровня субъективного контроля; спортсмены высокой квалификации; спортсмены массовых разрядов; командные и индивидуальные виды спорта.

Проблема саморегуляции и регуляции поведения является одной из центральных в психологии. Большинство личностных и социальных проблем уходят корнями в нарушения саморегуляции. Особенно данные проблемы обостряются в таких видах деятельности, как спорт, где к регуляторным умениям и способностям предъявляются особые требования. На соревнованиях у высококвалифицированных спортсменов нередко наблюдаются случаи срыва деятельности, обусловленные психической напряженностью, в связи с чем проблема саморегуляции занимает особое место в практике подготовки, обучения и воспитания высококвалифицированных спортсменов и лиц, чья

деятельность связана с высокой степенью риска (Е. А. Пархоменко, 2013). В связи с обострением спортивной конкуренции и повышением требований к уровню выступлений спортсменов на соревнованиях роль «психологического фактора» в спорте становится все более значимой (В. М. Мельников, 1998; Г. Б. Горская, 2004).

Кроме того, на специфику спортивной деятельности накладываются возрастные особенности спортсменов, что проявляется в бурном физическом и психическом развитии, в личностной нестабильности, эмоциональной лабильности, протестности, тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, колебаниях самооценки. От того как будет развиваться способность регуляции поведения в этом возрасте, зависит не только способность решать трудные профессиональные и жизненные задачи, но и в целом благополучие личности.

В процессе исследования применялись следующие методы: анализ научно-методической литературы, методы психодиагностики: методика диагностики уровня субъективного контроля Е. Ф. Бажина, С. А. Голынкиной, А. М. Эткинда (Н. П. Фетискин, 2004), методика «Стиль саморегуляции поведения - 98» В. И. Моросановой (2000). В исследовании приняли участие 405 респондентов обоего пола в возрасте от 18 до 30 лет, из которых: 110 человек - спортсмены высокой квалификации, представляющие командные и индивидуальные виды спорта; 137 человек - спортсмены массовых разрядов, представляющие командные и индивидуальные виды спорта; 158 респондентов не занимающихся спортом.

В связи с выявленной значимостью субъектных свойств личности в психологической устойчивости спортсменов нам необходимо определить, какими фактическими ресурсами располагают спортсмены разно-

го пола, квалификации, занимающиеся командными и индивидуальными видами спорта, насколько развиты субъектные свойства личности как элемент осознания собственных возможностей.

Чтобы рассмотреть особенности регуляторных профилей у спортсменов, мы провели анализ средних показателей, используя метод анализа достоверности различий по критерию Стьюдента.

В результате исследования средних показателей регуляторных свойств спортсменов, без учета их пола и спортивной квалификации, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта, и не занимающихся спортом респондентов, больше всего различий было определено в группе спортсменов - представителей индивидуальных видов спорта (табл.1).

У спортсменов - представителей индивидуальных видов спорта, по сравнению с представителями командных видов спорта и не занимающихся спортом респондентами, достоверно меньше развит такой ре-гуляторный компонент, как самостоятельность. Следовательно, они более чувствительны и зависимы от мнений и оценок окружающих.

Гибкость у спортсменов - представителей индивидуальных видов спорта, ниже, чем у не занимающихся спортом испытуемых, следовательно, они хуже приспосабливаются к изменившимся внешним и внутренним условиям, в то время как показатель планирования у них развит выше, чем в двух других представленных

выборках. Таким образом, индивидуальные виды спорта формируют способность к целеполаганию и удержанию целей.

У спортсменов - представителей индивидуальных видов спорта, достоверно выше, чем у не занимающихся спортом респондентов, выражен показатель планирования, что объясняется включенностью в деятельность, направленную на достижения, которая требует постоянной постановки задач и планирования своих действий.

Обнаружены достоверные различия в показателях локуса контроля между спортсменами в индивидуальных и командных видах спорта: у спортсменов в командных видах спорта менее развита интернальность в семейных отношениях, тогда как в индивидуальных более сформирована интернальность в производственных отношениях.

Представители командных видов спорта превосходят не занимающихся спортом по всем компонентам локуса контроля за исключением интернальности в межличностных отношениях.

Спортсмены в командных видах спорта обладают более развитой интернальностью в области достижений, неудач, семейных отношений, межличностных отношениях по сравнению с не занимающимися спортом респондентами.

Таким образом, больше всего различий по показателям саморегуляции и локуса контроля обнаружено

Таблица 1

Средние значения показателей осознанной саморегуляции, локуса контроля поведения и мотивации спортсменов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта и не занимающихся

спортом (баллы) (Cср±d)

шкалы Спортсмены Не занимающиеся спортом (п = 158)

командные виды спорта (п = 110) индивидуальные виды спорта (п=137)

Компоненты саморегуляции

Планирование 5,89±1,79 6,13±1,81** 5,75±1,72

Гибкость 6,92±1,60 6,46±2,11** 6,96±1,48

Самостоятельность 5,92±1,56* 5,21±1,80** 6,29±1,71

Локус контроля

Интернальность в области достижений 6,21±1,63 5,67±1,44** 5,13±1,19***

Интернальность в области неудач 4,86±1,84 4,96±1,93** 4,51±1,71***

Интернальность в семейных отношениях 6,00±1,71* 6,44±1,79** 5,37±1,13***

Интернальность в производственных отношениях 5,20±1,94* 4,53±1,64 4,47±1,18***

Интернальность в межличностных отношениях 6,03±1,79 5,66±1,43** 6,05±1,05

Интернальность в области здоровья 5,77±2,35 5,24±2,10 4,75±1,66***

Примечание: знак (*) - достоверные различия между показателями командных и индивидуальных видов спорта, при р<0,05; знак (**) - достоверные различия между показателями спортсменов индивидуальных видов спорта и не занимающихся спортом при р<0,05; знак (***) - достоверные различия между показателями спортсменов командных видов спорта и не занимающихся спортом при р<0,05.

у представителей индивидуальных видов спорта по сравнению со спортсменами, занимающимися командными видами спорта и не занимающимися спортом, что говорит об их уязвимости в ситуации оценивания.

Юноши-спортсмены превосходят девушек по сфор-мированности моделирования, тогда как девушки обладают более развитой способностью к оцениванию результатов деятельности (табл. 2).

Девушки-спортсменки обладают более развитым программированием и навыком оценивания результатов, тогда как не занимающиеся спортом девушки превосходят спортсменок по показателям гибкости и самостоятельности. Спорт требует от спортсменок действий по заданному образцу, в связи с этим более сформирован навык поэтапного программирования собственных действий и связан с наличием ситуаций оценивания, именно поэтому спортсменки превосходят не занимающихся спортом девушек по сформиро-ванности такого компонента саморегуляции, как оценивание результатов.

Гибкость и самостоятельность менее сформированы у спортсменок в связи с тем, что они более подвержены необходимости выполнять установки тренера и вынуждены действовать в рамках установленных

ими способов выполнения деятельности, так как спорт предполагает строгое соответствие социально заданным стандартам успеха.

Юноши, как занимающиеся, так и не занимающиеся спортом, обладают более сформированной общей интернальностью, а также интернальностью в области семейных отношений.

Юноши-спортсмены превосходят спортсменок по показателям интернальности в области неудач и семейных отношений.

Юноши-спортсмены превосходят не занимающихся спортом юношей по показателям интернальности в области неудач, семейных, производственных отношений и здоровья, но обладают менее развитой интернально-стью в межличностных отношениях.

Девушки-спортсменки превосходят не занимающихся спортом по показателям интернальности в области достижений и семейных отношений.

Тхэквондистки высокой квалификации (табл. 3) обладают более высоким по сравнению с юношами показателем оценивания результатов, но при этом гибкость у девушек менее сформирована.

Спортсменки массовых разрядов обладают более развитым по сравнению с юношами программированием.

Таблица 2

Средние значения показателей осознанной саморегуляции, локуса контроля поведения спортсменов разного пола и не занимающихся спортом (баллы) (Cср±d)

шкалы Спортсмены Не занимающиеся спортом

юноши (п= 137) девушки (п =110) юноши (п=64) девушки (п= 95)

Компоненты саморегуляции

Моделирование 6,23±1,77 5,60±1,71 5,80±1,67 5,62±1,79

Программирование 5,74±1,61 6,10±1,43* 5,38±1,57 5,56±1,84

Оценивание результатов 4,99±1,55 5,89±1,50* 5,20±1,38 4,97±1,92

Гибкость 6,85±1,70 6,44±2,14* 6,72±1,29 7,12±1,58

Самостоятельность 5,72±1,86 5,29±1,53* 6,00±1,79 6,48±1,63

Локус контроля

Интернальность общая 5,69±1,71 5,04±1,33 5,92±0,90 4,89±1,40

Интернальность в области достижений 5,80±1,60 6,05±1,47* 5,50±1,05 4,87±1,22

Интернальность в области неудач 5,56±1,91** 4,12±1,52 4,92±1,64 4,23±1,71

Интернальность в семейных отношениях 6,47±1,83** 5,95±1,66* 5,58±1,15 5,23±1,11

Интернальность в производственных отношениях 5,04±1,89** 4,56±1,66 4,36±1,20 4,54±1,17

Интернальность в межличностных отношениях 5,79±1,71** 5,86±1,48 6,11±1,11 6,01±1,01

Интернальность в области здоровья 5,72±2,34** 5,18±2,05 4,42±1,50 4,97±1,73

Примечание: жирным шрифтом выделены достоверные различия между показателями юношей и девушек, занимающихся и не занимающихся спортом при р<0,05; знак (*) - достоверные различия между показателями девушек-спортсменок и не занимающихся спортом при р<0,05; знак (**) - достоверные различия между показателями юношей-спортсменов и не занимающихся спортом при р<0,05.

У тхэквондистов высокой квалификации планирование менее развито по сравнению с юношами массовых разрядов, но при этом высококвалифицированные тхэквондисты более гибкие, а у девушек высокой квалификации более развит показатель оценивания результатов.

У юношей-тхэквондистов высокой квалификации более развита по сравнению с девушками интерналь-ность в области производственных отношений и неудач.

У тхэквондисток массовых разрядов выше, чем у юношей, интернальность в производственных и межличностных отношениях, тогда как у юношей выше интернальность в области неудач и семейных отношений.

У юношей-спортсменов высокой квалификации выше интернальность общая и в области производственных отношений. У девушек-спортсменок высокой квалификации более выражена интернальность в области и неудач и семейных отношений, тогда как у спортсменок массовых разрядов выше интерналь-ность в межличностных отношениях.

Следовательно, ситуация оценивания в индивидуальных видах спорта создает больше дискомфорта у юношей, так как девушки более стремятся переложить ответственность на внешний фактор и проявляют меньше регуляторных умений. С ростом квалификации девушки - представительницы индивидуальных видов

спорта, стремятся взять на себя ответственность в сфере неудачи, профессиональных и межличностных отношений, умеют оценивать свои результаты.

У юношей-спортсменов высокой квалификации в командных видах спорта (табл. 4) выше по сравнению с девушками показатели программирования и моделирования, тогда как у девушек более развито оценивание результатов.

У спортсменок массовых разрядов выше развиты программирование и оценка результатов по сравнению с юношами. Юноши-спортсмены высокой квалификации превосходят спортсменов массовых разрядов по общему уровню саморегуляции, моделированию и программированию, тогда как спортсмены массовых разрядов обладают более выраженным показателем оценивания результатов. У юношей-спортсменов высокой квалификации по сравнению со спортсменами массовых разрядов выше показатели интернальности общей, в области неудач и здоровья. Из чего следует, что квалификация мужчин и женщин - представителей командных видов спорта, по-разному влияет на регу-ляторные умения. Так, в массовых разрядах у женщин более развиты регуляторное планирование и оценивание, а у высококвалифицированных спортсменов развитыми регуляторными умениями обладают мужчины.

В командных видах спорта прослеживается сходная тенденция с представителями индивидуальных видов

Таблица 3

Средние значения показателей осознанной саморегуляции, локуса контроля поведения спортсменов разной квалификации, занимающихся индивидуальными видами спорта (баллы) (Cср±d)

шкалы Спортсмены высокой квалификации (тхэквондо) Спортсмены массовых разрядов (тхэквондо)

юноши (n=34) девушки (n = 33) юноши (n=45) девушки (n = 25)

Компоненты саморегуляции

Планирование 5,65±1,92** 6,09±1,88 6,62±1,28 5,96±2,21

Программирование 5,79±1,63 6,39±1,34 5,51±1,49 6,04±1,02

Оценивание результатов 4,82±1,47 6,00±1,09* 5,53±1,70 5,28±1,62

Гибкость 7,53±1,67** 6,12±1,95 6,29±1,82 5,76±2,83

Локус контроля

Интернальность общая 6,26±2,09** 5,52±1,12 5,02±1,47 5,16±1,25

Интернальность в области достижений 5,82±1,66 5,61±1,09 5,20±1,38 6,40±1,35

Интернальность в области неудач 5,97±2,53 4,79±1,88* 5,09±1,33 3,60±0,91

Интернальность в семейных отношениях 7,18±2,21 6,64±1,88* 6,29±1,44 5,44±1,04

Интернальность в производственных отношениях 5,32±1,70** 4,33±1,31 4,20±1,79 4,28±1,34

Интернальность в межличностных отношениях 5,82±1,45 5,48±0,87* 5,24±1,67 6,40±1,29

Примечание: жирным шрифтом выделены достоверные различия между показателями юношей и девушек высокой спортивной квалификации и массовых разрядов при р<0,05; знак (*) - достоверные различия между показателями спортсменок высокой квалификации и массовых разрядов при р<0,05;знак (**) - достоверные различия между показателями спортсменов высокой квалификации и массовых разрядов при р<0,05.

Таблица 4

Средние значения показателей осознанной саморегуляции, локуса контроля поведения и мотивации спортсменов, занимающихся командными видами спорта разной квалификации (баллы) (Cср±d)

шкалы Спортсмены высокой квалификации (гандбол) Спортсмены массовых разрядов (гандбол)

юноши (n= 22) девушки (n =21) юноши (n=31) девушки (n =36)

Компоненты саморегуляции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Моделирование 7,23±1,48** 5,48±1,83 5,89±1,80 5,71±1,19

Программирование 7,05±1,25** 5,57±1,63 5,17±1,54 6,19±1,62

Оценивание результатов 3,77±0,81** 6,19±1,12 5,19±1,37 6,06±1,90

Общий уровень саморегуляции 33,18±4,72** 31,14±2,33 29,67±4,87 30,55±6,65

Локус контроля

Интернальность общая 6,32±1,64 4,62±1,24 5,61±1,32 4,71±1,51

Интернальность в области неудач 5,95±1,79 4,48±1,12 5,53±1,86 3,58±1,41

Интернальность в семейных отношениях 5,82±1,65 5,95±1,40 6,44±1,83 5,65±1,78

Интернальность в производственных отношениях 6,50±1,99** 5,24±1,84 4,92±1,56 4,58±2,01

Интернальность в области здоровья 7,09±2,18** 4,33±2,52 5,64±2,34 5,97±1,83

Примечание: жирным шрифтом выделены достоверные различия между показателями юношей и девушек высокой спртивной квалификации и массовых разрядов при р<0,05; знак(**) - достоверные различия между показателями спортсменов высокой квалификации и массовых разрядов при р<0,05.

спорта: мужчины по сравнению с женщинами склонны брать на себя ответственность, и с ростом квалификации эта тенденция возрастает.

Сравнительный анализ эмпирических данных выявил различия в регуляторных свойствах у не занимающихся спортом и спортсменов - представителей командных и индивидуальных видов спорта, разного пола и квалификации. Полученные нами данные свидетельствуют о том, что в индивидуальных видах спорта вне зависимости от пола и квалификации более сформировано стремление к контролю ситуации спортивной деятельности в связи с отсутствием возможности разделить ее с членами команды. Спортсмены вне зависимости от вида спорта явно превосходят не занимающихся по сформированности внутреннего локуса контроля.

Значения интернальности в целом у спортсменов находятся в диапазоне средних значений, указывающих на осторожную оценку подконтрольности значимых ситуаций и на то, что спортсмены признают достаточно сильное влияние на свою жизнь внешних, неподконтрольных им факторов. Спортсмены, как в командных, так и в индивидуальных видах спорта, имеют более высокие показатели внутреннего локуса контроля, чем спортсменки. У девушек отмечены более высокие, чем у юношей, показатели компонента осознанной саморегуляции «оценка результатов».

По показателям осознанной саморегуляции поведения установлены различия между спортсменами и

не занимающимися спортом лицами по показателям планирования, гибкости и самостоятельности. Примечательны более низкие показатели гибкости и самостоятельности спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта, по сравнению показателями не занимающихся спортом. Показатель самостоятельности у спортсменов - представителей индивидуальных видов спорта, ниже, чем у спортсменов, занимающихся командными видами спорта. Снижение гибкости и самостоятельности можно расценить как индикатор стремления спортсменов к снижению ответственности за события спортивной жизни за счет подчинения предъявляемым требованиям.

Рост спортивного мастерства влияет на уровень саморегуляции поведения и интернальность спортсменов как в командных, так и в индивидуальных видах спорта, формируя у них специфические регуляторные свойства.

Гендерные роли вне зависимости от включенности в спорт оказывают влияние на формирование интернальности в большей степени у мужчин; женщины чувствуют, что в ситуации оценивания они могут разделить ответственность и принять поддержку. Мужчины-спортсмены могут испытывать дискомфорт от ситуации оценивания в силу оказывающего на них давления гендерного стереотипа мужественности, предполагающего проявление силы, уверенности, самостоятельности, решительности в ситуациях, связанных с достижениями и социальной оценкой.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Горская Г. Б. Развитие субъективных свойств личности в условиях спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 8. - С. 47-49.

2. Мельников В. М., Танаев В.П. Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы // Психологический журнал - 1998. - Т. 19. - № 6. - С. 133-134.

3. Моросанова В. И., Коноз Е. М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 118-128.

4. Пархоменко Е. А. Особенности саморегуляции поведения юных спортсменов в подростковом возрасте // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013. - № 1. - С. 43-46.

5. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: изд-во Института психотерапии, 2002.- 490 с.

PECULIATIES OF REGULATORY QUALITIES IN ATHLETES OF DIFFERENT SEXES, QUALIFICATION, PRACTICING TEAM AND INDIVIDUAL SPORTS TYPES

Yu. Bosenko, Candidate of Psychology, Junior Teacher,

Kuban state university of physical education, sport and tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo St., 161.

The research is devoted to studying of peculiarities of the selfregulation being realized and the locus control of the behaviour of different sexes, qualification, practicing team and individual sports type. As an athlete increases his professional level and enters a new stage of his professional and personal development the formation of a person's regulatory qualities takes place, and the influence of positive and negative factors of the estimation of his personal

and professional achievements depends on the taking into account regularities of a person's subject qualities in the training and competitive process. The Knowledge and reckoning of them allow to reveal new directions of finding athletes' potential resources.

Key words: realized regulation of behaviour; levels of subjective control; athletes of top qualification; athletes of mass grades; team and individual sports types.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.