уДК 796.01:159.9
особенности саморегуляции поведения юных спортсменов в подростковом возрасте
Кандидат педагогических наук, доцент Е. А. Пархоменко,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
исследование посвящено особенностям саморегуляции поведения спортсменов-подростков, включенных в условия ранней профессионализации.
По мере вхождения спортсменов в раннюю профессионализацию на разных этапах их подготовки происходит формирование индивидуального стиля саморегуляции поведения личности, а соотношение позитивных и негативных факторов профессионализации зависит от степени учета закономерностей субъектных свойств личности в учебно-тренировочном процессе, знание и учет которых позволяют раскрыть новые направления личностно-ориентированного обучения спортсменов.
Ключевые слова: субъектность; саморегуляция поведения; стилевые особенности саморегуляции; подростковый возраст; ранняя профессионализация.
Одной из важнейших социально-психологических характеристик личности являются степень активности человека в достижении своих целей, мера независимости и самостоятельности его поведения. Уровень развития чувства личной ответственности за происходящие с человеком события играет важную роль в разрешении разнообразных жизненных ситуаций: формировании межличностных отношений, способе разрешения конфликтных ситуаций семейного и производственного характера, в отношении к болезни [2].
Успешность овладения конкретным видом деятельности (игровой, спортивной, учебной, трудовой и общественное поведение) во многом зависит от способности субъекта сформировать стиль саморегуляции, который характеризуется высокой развитостью целостной системы саморегуляции и тесной взаимосвязанностью реализующих ее регуляторных процессов. При наличии выраженной индивидуальной специфики в профиле саморегуляции и несовпадении с регулятор-ной спецификой деятельности, ее успешность во мно-
гом будет зависеть от стремления и возможности субъекта сформировать такой стиль саморегуляции, в котором будет преодолена недостаточная развитость отдельных регуляторных процессов [6].
Особенности личностного вхождения в профессиональную деятельность, её способность к саморегуляции и самопрограммированию трудовой деятельности раскрываются в работах Б. Г. Ананьева [2], К. А. Абульхановой-Славской [1], В. И. Моросанова [6], О. К. Ко-нопкина [4] и других психологов.
Стилевыми особенностями саморегуляции человека, как считает В. И. Моросанова, являются планирование, программирование, моделирование, оценивание результатов, самостоятельность, надежность, гибкость и т. д. [6].
В процессе подготовки спортсменов в условиях ранней профессионализации целенаправленно раскрываются психологические ресурсы личности человека, в том числе особенности саморегуляции поведения личности, что способствует достижению максимальных спортивных результатов.
Для исследований спортивной карьеры в условиях ранней профессии характерно то, что в них констатируется факт смещения нормативных фаз профессионального развития на более ранние возрастные периоды, а также неизбежность влияния этого смещения на психическое развитие детей, вовлеченных в нее [3, 7].
Это позволяет нам говорить о наличии актуальной теоретической и эмпирической потребности в изучении особенностей саморегуляции поведения юных спортсменов в подростковом возрасте, на что указывают особенности социализации, личностного и профессионального самоопределения.
Методы и организация исследования. Индикатором становления субъектности служил уровень саморегуляции поведения личности, определяемый по опроснику В. И. Моросановой [5].
В исследовании принимали участие спортсмены подросткового возраста обоего пола (п=76), занимаю-
щиеся командными (футбол, гандбол) и индивидуальными (гребля) видами спорта, а также учащиеся того же возраста и пола, не занимающиеся спортом (п=62).
Результаты и их обсуждение. Для выявления различий между исследуемыми показателями в подростковом возрасте был проведен сравнительный анализ с помощью программы «Statistica», использовался критерий Стьюдента.
Сравнительный анализ девочек 12-15 лет, занимающихся командными (футбол, гандбол) и индивидуальными (народная гребля) видами спорта, показал, что девочки специализации «футбол» достоверно превосходят как девочек специализации «гандбол», так и девочек специализации «народная гребля» по следующим показателям: «планирование» и «самостоятельность», которые находятся в зоне среднего уровня (табл. 1).
Можно говорить о том, что девочки-футболистки более автономны в организации своей активности, более самостоятельно способны планировать свою деятельность и поведение, а так же более самостоятельно реагировать на изменение условий, выдвижение и достижение цели, в отличие от девочек-гандболисток. При этом между девочками-гандболистками и девочками, занимающимися греблей, никаких различий не было обнаружено. По остальным показателям различия между девочками 12-15 лет, занимающимися командными (футбол, гандбол) и индивидуальными (гребля) видами спорта, не значительны, и поэтому им также присущи все вышеперечисленные качества, но в меньшей мере.
Сравнительный анализ результатов девочек 12-15 лет, занимающихся и не занимающихся спортом, показал, что девочки специализаций как «футбол» и «гандбол», так и «гребля» достоверно превосходят девочек, не занимающихся спортом, по следующим показателям саморегуляции: «моделирование», «программирование», «гибкость» и «общий уровень», которые находятся в зоне среднего уровня (табл. 2, 3).
Таким образом, девочки 12-15 лет, занимающиеся как командными (футбол, гандбол), так и индивидуаль-
ными (гребля) видами спорта, при возникновении непредвиденных обстоятельств демонстрируют способность более легко перестраивать планы и программ исполнительских действий и поведения, быстрее оценить изменение значимых условий и перестроить программу своих действий. А гибкость регуляторики позволяет им адекватно реагировать на быстрое изменение событий и успешно решать поставленную задачу в ситуации риска, в отличие от сверстниц, не занимающихся спортом.
При этом мы наблюдаем у девочек, не занимающихся спортом, достоверно выше показатель «самостоятельность», чем у девочек, занимающихся спортом (табл. 2, 3).
Возможно, это связано с тем, что девочки, не занимающиеся спортом, более автономны в организации своей активности, то есть способны более самостоятельно планировать свою деятельность и поведение, в то время как девочки, занимающиеся спортом, зачастую более подвержены влиянию окружающих (тренер).
Объясняется это большим влиянием и авторитетом тренера на спортсменок, который полностью берёт на себя разработку и планирование тренировок, стратегию ведения борьбы на соревнованиях, а так как спортсменки обязаны выполнять рекомендации тренера, они и подвержены его влиянию.
Сравнительный анализ результатов мальчиков 1215 лет, занимающихся командными (футбол) и индивидуальными (гребля) видами спорта, показал, что мальчики, занимающиеся греблей, достоверно превосходят мальчиков специализации «футбол» по следующим показателям саморегуляции: «планирование», «моделирование», «программирование» и «общий уровень», которые находятся в зоне среднего уровня, в отличие от девочек данных специализаций, у которых эти различия не существенны (табл. 4).
Таким образом, мы наблюдаем, что мальчики специализации «гребля» демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств они легче перестраивают пла-
Таблица 1
Средние показатели саморегуляции поведения у девочек 12-15 лет, занимающихся спортом
Показатели саморегуляции Командный вид спорта Индивидуальный вид спорта Р
поведения группа 1 - футбол группа 2 - гандбол группа 3 - гребля 1-2 2-3 1-3
Планирование 6,2±1,1 5,1 ±1,3 5,2±1,8
Моделирование 5±1,6 5,5±1,9 5,5±1,6
Программирование 5,6±1,6 6,1 ±1,6 5,7±2,01
Оценка результатов 5,2±1,5 5,6±1,7 4,8±1,9
Гибкость 6,5±1,9 6,4±1,6 7,1 ±1,6
Самостоятельность 5,5±1,3 4,6±1,7 4,3±1,7 ■
Общий уровень саморегуляции 28,5±4,2 28,1 ±5,0 28,1 ±6,2
Примечание: * достоверность различий ф <0,05).
44
№1 I 2013
Таблица 2
Средние показатели саморегуляции поведения у девочек 12-15 лет, занимающихся командными видами
спорта и не занимающихся спортом
Показатели саморегуляции Командный вид спорта Не занимающиеся спортом Р
поведения группа 1 - футбол группа 2 - гандбол группа 3 1-2 2-3 1-3
Планирование 6,2±1,1 5,1 ±1,3 5,2±3,2
Моделирование 5±1,6 5,5±1,9 2,7±0,8
Программирование 5,6±1,6 6,1±1,6 4,7±0,9
Оценка результатов 5,2±1,5 5,6±1,7 5,5±1,7
Гибкость 6,5±1,9 6,4±1,6 4,9±0,8
Самостоятельность 5,5±1,3 4,6±1,7 7,6±1,9
Общий уровень саморегуляции 28,5±4,2 28,1 ±5,0 25,1 ±4,0
Примечание: * достоверность различий (р <0,05).
Таблица 3
Средние показатели саморегуляции поведения у девочек 12-15 лет, занимающихся индивидуальными
видами спорта и не занимающихся спортом
Показатели саморегуляции по- Индивидуальный вид спорта Не занимающиеся спор- Р
ведения гребля том
Планирование 5,2±1,8 5,2±3,2
Моделирование 5,5±1,6 2,7±0,8 ■■
Программирование 5,7±2,01 4,7±0,9
Оценка результатов 4,8±1,9 5,5±1,7
Гибкость 7,1 ±1,6 4,9±0,8 ■■
Самостоятельность 4,3±1,7 7,6 1,9 1Щ
Общий уровень саморегуляции 28,1 ±6,2 25,1 ±4,0 ЦЦ
Примечание: р <0,05 - достоверность различий.
Таблица 4
Средние показатели саморегуляции поведения у мальчиков 12-15 лет
Занимающиеся спортом Не занимающиеся спортом
Показатели саморегуляции поведения командный вид спорта индивидуальный вид спорта Р
группа 1 -футбол группа 2 -народная гребля группа 3 1-3
Планирование 4,9±2,03 6,4± 1,1 4,5±2,4
Моделирование 4,6±1,3 5,9±1,1 5,9±1,4
Программирование 5,0±1,3 6,5±1,3 3,9±1,5
Оценка результатов 5,3±0,9 5,5±0,9 4,6±1,7
Гибкость 5,2±1,3 5,9±1,8 5,4±1,5
Самостоятельность 5,5±2,3 4,8±1,9 4,6±2,4
Общий уровень саморегуляции 25,7±4,5 30,4±4,1 24,1 ±3,4
Примечание: р <0,05 - достоверность различий.
ны и программы исполнительских действий и поведения, способны быстрее оценить изменение значимых условий и перестроить программу свих действий, чем мальчики специализации «футбол» (табл. 4).
Это связано с тем, что в ходе спортивной деятельности спортсменам профессионально необходимо уметь гибко адаптироваться к изменениям в окружающей среде, постоянно сравнивать, совпадают ли их результаты с намеченной целью, а если нет, то своевременно вносить коррективы, так как от этого напрямую зависят их шансы на победу. При этом мальчикам специализации «гребля» сделать это намного легче, так как они самостоятельно принимают решения и отвечают за конечный результат, в отличие от мальчиков специализации «футбол», которые занимаются командным видом спорта, где от правильной оценки значимых внутренних условий и внешних обстоятельств зависит общий результат.
Сравнительный анализ результатов мальчиков 12-15 лет, занимающихся и не занимающихся спортом, показал, что мальчики специализаций как «футбол», так и «гребля» достоверно превосходят мальчиков, не занимающихся спортом, только по двум показателям саморегуляции: «программирование» и «общий уровень», в отличие от девочек данных специализаций, у которых эти различия более выражены. У мальчиков, занимающихся спортом, данные показатели находятся стабильно в зоне среднего уровня. А вот у мальчиков, не занимающихся спортом, данный показатель находится в зоне верхней границы нижнего уровня. При этом у мальчиков, занимающихся греблей, мы наблюдаем самый высокий балл по показателю «общий уровень саморегуляции», то есть, чем менее они зависимы от ситуации и мнения окружающих людей, тем стабильнее их успехи, в отличие от других сверстников, занимающихся и не занимающихся спортом (табл. 4).
Возможно, мальчикам и девочкам 12-15 лет, занимающимся спортом, приходится подчинять свою жизнь определенному режиму, вносить в неё ряд ограниче-
ний, без которых невозможно поддержание необходимой профессиональной формы, с одной стороны, а приобретение их спортивного мастерства совпадает во времени с процессом формирования личности и интеллектуального развития, с другой стороны. Достаточно раннее включение в спортивное совершенствование накладывает определенный отпечаток на уровень саморегуляции поведения спортсменов-подростков как в командных (футбол, гандбол) видах спорта, так и в индивидуальных (гребля), формируя у них специфический профиль саморегуляции.
Всё, что мы выяснили в ходе исследования, говорит о том, что включение в занятия спортом накладывает определенный отпечаток на профили осознанной саморегуляции активности человека, и ее нельзя рассматривать как позитивный или негативный фактор влияния на формирование и развитие субъектной позиции подростков.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абульханова-Славская, К. А. и др. Проблемы исследования индивидуального сознания / К. А. Абульханова-Славская, М. И. Воловикова, В. А. Елисеев // Психологический журнал. - 1991. - № 4. - С. 27-40.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
3. Горская Г. Б. Прогнозирование психологических эффектов ранней профессионализации детей в спорте: теоретические основания. - 2009. - № 1. - С.3-6
4. Конопкин О. А. Психология саморегуляции произвольной активности человека // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 5-12.
5. Моросанова В. И. Индивидуальная саморегуляция и характер человека // Вопросы психологии. - 2007. - №. 3. - С. 59-68.
6. Моросанова, В. И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - С. 121127.
7. Brettschneider W.-D. Adolescent involvement in top level sport. Developmental tunnel or benefit for life. // 2004 Pre-Olympic Congress. Proceedings. V.1. Thessaloniki, 2004, p. 44-45.
PECULIARITIES OF SELF-REGULATION OF YOUNG athletes-teenagers' behavior
E. Parhomenko, Assistant Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information: 350015, Krasnodar city, Budyennogo str., 161.
The investigation is devoted to peculiarities of self-regulation of athletes-teenagers' behavior in conditions of early professional orientation.
As the athletes are choosing the early professional orientation on different levels of their education, the formation of individual self-regulation way of person's behavior occurs. And relation of positive and negative factors of professional orientation depends on accounting
degree of fundamental patterns of subjective personal qualities in educational process. The knowledge and accounting of these fundamental patterns allows unveiling new ways of athletes' personally oriented education.
Key words: subjectivity; self-regulation of behavior; peculiarities of self-regulation way; teen age; early professional orientation.
46
№1 l 2013