Научная статья на тему 'Стилевые особенности саморегуляции поведения спортсменов высокой квалификации'

Стилевые особенности саморегуляции поведения спортсменов высокой квалификации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
488
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ / КОМАНДНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / СПОРТ ВЫСОКИХ ДОСТИЖЕНИЙ / SUBJECTIVITY / EARLY PROFESSIONALIZATION / STYLE FEATURES OF SELF-REGULATION / INDIVIDUAL AND TEAM TYPES OF SPORT / HIGH-ACHIEVEMENT SPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пархоменко Елена Александровна

Данная статья посвящена изучению возможностей спорта как среды, способствующей формированию стилевых особенностей саморегуляции поведения спортсменов и способов реализации этих возможностей в профессиональной деятельности. Проведенное исследование позволяет утверждать, что изучение возможностей спорта высоких достижений расширяет представление о спортивной деятельности как о среде, способствующей развитию субъектности личности спортсмена, в том числе социально-психической направленности, что способствует достижению максимальных спортивных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLE SPECIFICS OF THE BEHAVIOUR SELF-REGULATION OF THE ATHLETES WITH HIGH PROFESSIONAL QUALIFICATION

The article considers sport as an environment contributing to the formation of athletes’ self-regulation of the behaviour, and modes of these resources’ application in the vocational activities. The undertaken research shows that study of sport opportunities broadens interpretation of the sport as an environment promoting development of subjectivity of the athlete’s personality, including social and mental areas, which contributes to the achievement of the highest sport results.

Текст научной работы на тему «Стилевые особенности саморегуляции поведения спортсменов высокой квалификации»

УДК 796.01 : 159.9 Пархоменко Елена Александровна

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры общей и профессиональной

педагогики,

докторант кафедры психологии Кубанского государственного университета физической культуры спорта и туризма dom-hors@mail.ru

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Parkhomenko Elena Aleksandrovna

PhD in Education Science, Assistant Professor of the General and Vocational Education Science Subdepartment, D.Phil. applicant of the Psychology Subdepartment, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism dom-hors@mail.ru

STYLE SPECIFICS OF THE BEHAVIOUR SELF-REGULATION OF THE ATHLETES WITH HIGH PROFESSIONAL QUALIFICATION

Аннотация:

Данная статья посвящена изучению возможностей спорта как среды, способствующей формированию стилевых особенностей саморегуляции поведения спортсменов и способов реализации этих возможностей в профессиональной деятельности. Проведенное исследование позволяет утверждать, что изучение возможностей спорта высоких достижений расширяет представление о спортивной деятельности как о среде, способствующей развитию субъектности личности спортсмена, в том числе социально-психической направленности, что способствует достижению максимальных спортивных результатов.

Ключевые слова:

субъектность, ранняя профессионализация, стилевые особенности саморегуляции, командные и индивидуальные виды спорта, спорт высоких достижений.

Summary:

The article considers sport as an environment contributing to the formation of athletes’ self-regulation of the behaviour, and modes of these resources’ application in the vocational activities. The undertaken research shows that study of sport opportunities broadens interpretation of the sport as an environment promoting development of subjectivity of the athlete’s personality, including social and mental areas, which contributes to the achievement of the highest sport results.

Keywords:

subjectivity, early professionalization, style features of self-regulation, individual and team types of sport, high-achievement sport.

Особенности личностного вхождения в профессиональную деятельность, ее способность к саморегуляции и самопрограммированию трудовой деятельности раскрываются в работах Б.Г. Ананьева [1], К.А. Абульхановой-Славской [2], В.И. Моросанова [3], О.К. Конопкина [4] и других психологов.

В процессе подготовки спортсменов в условиях ранней профессионализации целенаправленно раскрываются психологические ресурсы личности человека, в том числе особенности саморегуляции поведения личности, то это способствует достижению максимальных спортивных результатов.

«Методы и организация исследования». Стилевые особенности саморегуляции личности устанавливались по опроснику В.И. Моросановой [5].

В исследовании принимали участие спортсмены высокой квалификации обоего пола (п=57), занимающиеся командными (футбольный клуб «Торпедо», футбольный клуб «Кубаночка», гандбольный клуб «Кубань») и индивидуальными видами спорта (гребля на байдарке -МСМК), а также мужчины и женщины того же возраста, не занимающиеся спортом (п=68).

«Результаты и их обсуждение». Сравнительный анализ женщин 25-30 лет, занимающихся командными (футбол, гандбол) и индивидуальными (гребля на байдарке) видами спорта, показал, что женщины специализации футбол достоверно превосходят как женщин специализации гандбол, так и женщин специализации гребля на байдарке, почти по всем показателям саморегуляции поведения (таблица 1).

Можно говорить о том, что женщины специализации футбол демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств они легче перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, чем женщины специализации гандбол и гребля на байдарке. При этом у женщин специализации гандбол достоверно выше показатель Моделирование, который находится в зоне среднего уровня, то есть они более

реалистично оценивают значимые внутренние условия и внешние обстоятельства, в отличие от женщин специализации гребля на байдарке, у которых - в зоне низкого уровня (таблица 1).

Таблица 1 - Средние показатели саморегуляции поведения у женщин 25-30 лет, занимающихся спортом

Показатели саморегуляции поведения командный вид спорта индивидуальный вид спорта Р

Группа 1: футбол Группа 2: гандбол Г руппа 3: гребля на байдарке 1-2 2-3 1-3

Планирование 7,7+1,2 5,8+1,7 4,8+1,9 * *

Моделирование 5,8+1,8 6,3+1,3 4,0+1,5 *

Программирование 6,9+0,9 6,5+0,9 6,2+1,1

Оценка результатов 6,1 +1,7 6,4+0,9 5,0+1,4 *

Г ибкость 7,2+0,9 6,5+1,6 5,8+1,8 *

Самостоятельность 6,1+1,3 4,8+2,4 5,2+1,6 *

Общий уровень саморегуляции 34,9+3,4 31,9+4,1 26,0+1,6 * * *

Примечание: * - достоверность различий (р <0,05).

Показатель - общего уровня саморегуляции - у женщин специализации футбол находится в зоне высокого уровня, а у женщин специализации гандбол и гребля на байдарках - в зоне среднего уровня (таблица 1).

Сравнительный анализ женщин 25-30 лет, занимающихся командными (футбол, гандбол) видами и не занимающихся спортом показал, что женщины специализации футбол достоверно превосходят женщин, не занимающихся спортом, по следующим показателям саморегуляции поведения - «Планирование», «Гибкость» и «Общий уровень саморегуляции». При этом мы наблюдаем у женщин, не занимающихся спортом, достоверно выше показатель «Оценка результатов», чем у женщин, занимающихся командными видами спорта. Хотя по результатам исследования различия между женщинами, специализации футбол и не занимающимися спортом, были выявлены только по одному показателю саморегуляции - «Оценка результатов» (таблица 2).

Возможно, это связано с тем, что у женщин, не занимающихся спортом, более адаптированы, более самокритичны, более устойчивы к субъектным критериям оценки результатов деятельности, более гибки к изменяющимся условиям деятельности, в отличие от женщин, занимающихся командными видами спорта, у которых субъектные критерии успешности недостаточно устойчивы при возникновении внешних трудностей (таблица 2).

Таблица 2 - Средние показатели саморегуляции поведения у женщин 25-30 лет, занимающихся командными видами и не занимающихся спортом

Показатели саморегуляции поведения Занимающиеся командным видом спорта Не занимающиеся спортом Р

Г руппа 1 -футбол Группа 2 -гандбол Группа 3 1-2 2-3 1-3

Планирование 7,7+1,2 5,8+1,7 6,4+1,7 * *

Моделирование 5,8+1,8 6,3+1,3 5,8+1,75

Программирование 6,9+0,9 6,5+0,9 6,8+1,7

Оценка результатов 6,1 +1,7 6,4+0,9 7,1+1,2 * *

Г ибкость 7,2+0,9 6,5+1,6 6,1+1,4 *

Самостоятельность 6,1+1,3 4,8+2,4 5,5+1,9 *

Общий уровень саморегуляции 34,9+3,4 31,9+4,1 32,5+4,9 * *

Примечание: р <0,05 - достоверность различий.

Объясняется это большим влиянием и авторитетом тренера на спортсменок, которые обязаны выполнять рекомендации тренера, поэтому они и подвержены его влиянию, особенно это влияние заметно у женщин специализации гандбол. При этом у женщин специализации футбол развиты индивидуально-типичные особенности планирования и гибкости (таблица 2).

Женщины, не занимающиеся спортом, продемонстрировали достоверное превосходство над женщинами специализации гребля на байдарке, по показателям «Планирование», «Моделирование», «Оценка результатов» и «Общий уровень саморегуляции» (таблица 3).

Анализ группы мужчин 25-30 лет, занимающихся и не занимающихся спортом, продемонстрировал несколько иную картину, в отличие от женщин (таблица 4).

Таблица 3 - Средние показатели саморегуляции поведения у женщин 25-30 лет, занимающихся индивидуальными видами и не занимающихся спортом

Показатели саморегуляции поведения Занимающиеся индивидуальным видом спорта (гребля на байдарке) Не занимающиеся спортом Р

Планирование 4,8+1,9 6,4+1,7 <0,05

Моделирование 4,0+1,5 5,8+1,75 <0,05

Программирование 6,2+1,1 6,8+1,7

Оценка результатов 5,0+1,4 7,1+1,2 <0,05

Г ибкость 5,8+1,8 6,1+1,4

Самостоятельность 5,2+1,6 5,5+1,9

Общий уровень саморегуляции 26,0+1,6 32,5+4,9 <0,05

Примечание: р <0,05 - достоверность различий.

Таблица 4 - Средние показатели саморегуляции поведения у мужчин 25-30 лет

Показатели саморегуляции поведения Занимающиеся спортом Не занимающиеся спортом Р

командный вид спорта индивидуальный вид спорта

Группа 1 -футбол Г руппа 2 -гребля на байдарке Г руппа 3 1-2 2-3 1-3

Планирование 6,6+1,9 5,8+1,2 6,7+0,5

Моделирование 5,3+1,9 2,1 +0,9 5,7+1,8 * *

Программирование 5,8+1,4 5,5+1,1 5,7+0,5

Оценка результатов 5,9+1,5 3,8+1,2 6,33+1,8 * *

Г ибкость 5,7+1,7 4,8+1,7 6,33+0,9 * *

Самостоятельность 5,1+1,7 5,8+1,3 5,0+2,2

Общий уровень саморегуляции 29,75+5,9 23,5+2,6 31,6+1,3 * *

Примечание: р <0,05 - достоверность различий.

Мужчины, специализации футбол и не занимающиеся спортом, превосходят мужчин специализации гребля на байдарке, по одинаковым показателям саморегуляции «Моделирование», «Оценка результатов», «Гибкость» и «Общий уровень саморегуляции». При этом по результатам исследования достоверных различий по показателям саморегуляции между мужчинами, специализации футбол и не занимающимися спортом, не было установлено (таблица 4).

Показатель «Общего уровня саморегуляции» у мужчины специализации футбол и мужчины, не занимающиеся спортом, находится в зоне среднего уровня, а у мужчин специализации гребля на байдарках - в зоне низкого уровня (таблица 4).

Это связано с тем, что в ходе спортивной деятельности, спортсменам профессионально необходимо гибко адаптироваться к изменениям в окружающей среде, постоянно сравнивать совпадают ли их результаты с намеченной целью, а если нет, то своевременно вносить коррективы, так как от этого напрямую зависят их шансы на победу. При этом мужчинам специализации гребля это сделать намного легче, так как они самостоятельно принимают решения и отвечают за конечный результат, в отличие от мужчин специализации футбол, которые занимаются командным видом спорта, где от правильной оценки значимых внутренних условий и внешних обстоятельств зависит общий результат (таблица 4).

Все, что мы выяснили в ходе исследования, говорит о том, что включение в занятия спортом, накладывает определенный отпечаток на профили осознанной саморегуляции активности человека, и ее нельзя рассматривать как позитивный или негативный фактор влияния на формирование и развитие субъектной позиции спортсменов высокой квалификации.

Ссылки:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

2. Абульханова-Славская К.А. и др. Проблемы исследования индивидуального сознания / К.А. Абульханова-Славская, М. И. Воловикова, В. А. Елисеев // Психологический журнал. 1991. № 4. С. 27-40.

3. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 121-127.

4. Конопкин О.А. Психология саморегуляции произвольной активности человека // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5-12.

5. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 121-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.