Научная статья на тему 'Возрастные аспекты влияния специфики вида спорта на социальную адаптацию спортсменов'

Возрастные аспекты влияния специфики вида спорта на социальную адаптацию спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
293
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / СПЕЦИФИКА ВИДА СПОРТА (КОМАНДНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ) / SPORTS TYPE SPECIFICATION (TEAM AND INDIVIDUAL) / РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ / EARLY PROFESSIONALISATION / PERIOD OF AN EARLY ADULTNESS / TEENAGERS'' AND JUVENILE AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пархоменко Е. А.

В статье рассматриваются особенности влияния специфики вида спорта на социальную адаптацию спортсменов во временных рамках, соответствующих типичной спортивной карьере. в условиях ранней профессионализации констатируется факт смещения нормативных фаз профессионального развития на более ранние возрастные периоды, а также неизбежность влияния этого смещения на психическое развитие детей, вовлеченных в нее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE ASPECTS OF THE INFLUENCE OF SPORTS TYPE SPECIFICATION ON ATHLETES'' SOCIAL ADAPTATION

Some peculiarities of the influence of sports type specification on the athletes' social adaptation are considered in the paper. The consideration is done within the time frames corresponding to the typical sporting carier. In the conditions of an early professionalization the fact of the shifting of professional development normative phases to earlier aged periods is established. Besides, the inevitabil ity of the influence of this shift on the children's psychical development who are involved into this process has been proved.

Текст научной работы на тему «Возрастные аспекты влияния специфики вида спорта на социальную адаптацию спортсменов»

УДК 796.01:159.9

возрастные аспекты влияния специфики вида спорта на социальную адаптацию спортсменов

Кандидат педагогических наук, доцент Е. А. Пархоменко,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

в статье рассматриваются особенности влияния специфики вида спорта на социальную адаптацию спортсменов во временных рамках, соответствующих типичной спортивной карьере.

в условиях ранней профессионализации констатируется факт смещения нормативных фаз профессионального развития на более ранние возрастные периоды, а также неизбежность влияния этого смещения на психическое развитие детей, вовлеченных в нее.

Ключевые слова: социальная адаптация; специфика вида спорта (командные и индивидуальные); ранняя профессионализация; подростковый и юношеский возраст; период ранней взрослости.

Включение молодого поколения в жизнь современного общества, с одной стороны, создает широкие возможности для реализации человеком своих способностей, а с другой - не может обеспечить социальную адаптацию, требует от молодого поколения быть готовыми к решению собственных проблем. Предпосылки и механизмы формирования субъектных свойств личности позволяют молодому поколению быть творцом своей жизни, активно взаимодействующим с непосредственным и широким социальным окружением [1].

В условиях ранней профессионализации целенаправленно раскрываются психологические ресурсы личности человека, в том числе социально-психической направленности, что может способствовать достижению максимальных спортивных результатов.

Одним из направлений нашего исследования было изучение влияния специфики вида спорта (например, командные, индивидуальные виды спорта) и возраста, а также взаимовлияния этих факторов на показатели социальной адаптации спортсменов в условиях ранней профессионализации.

Методы и организация исследования. Основным

индикатором становления личности как субъекта деятельности является показатель социальной адаптации, который мы определяли по опроснику Роджерса и Даймонда, адаптированному А. К. Осницким [2].

Исследованная выборка составила около 209 человек и была разделена на три возрастные группы: подростковый, юношеский и период ранней взрослости, включала спортсменов обоего пола, занимающихся командными (футбол, гандбол) и индивидуальными (гребля на байдарках) видами спорта.

С помощью программы «Statistica» нами был проведен дисперсионный анализ для выявления связей между исследуемыми показателями специфики вида спорта (например, командные, индивидуальные виды спорта), возрастом и социальной адаптацией.

Результаты и их обсуждение. Результаты дисперсионного анализа, представленные в таблице 1, показали, что специфика вида спорта оказывает влияние на «адаптированность», «дезадаптированность», «адаптацию», «принятие себя», «непринятие себя», «принятие других», «непринятие других», «эмоциональная дискомфортность», «внешний контроль», «интерналь-ность» (табл. 1).

Возраст оказывает влияние как на общие показатели социальной адаптации, так и на интегральные показатели - «дезадаптированность», «адаптация», «непринятие себя», «непринятие других», «эмоциональная дискомфортность», «внешний контроль», «интерналь-ность» (табл. 1).

В результате дисперсионного анализа было выявлено, что на уровень социальной адаптации личности оказывают влияние как специфика вида спорта, так и возраст; а сочетание показателей специфики вида спорта и возраста влияет на формирование показателей социальной адаптации - «адаптированность», «дезадаптированность», «адаптация», «непринятие себя», «принятие других», «эмоциональная диском-

Результаты дисперсионного анализа влияния специфики вида спорта и возраста у спортсменов на

социальную адаптацию

Социальная адаптация Специфика вида спорта возраст Специфика вида спорта *возраст

F Sig. F Sig. F Sig.

Адаптированность 7,98 0,01 1,47 0,23 3,25 0,04

Дезадаптированность 22,46 0,00 5,34 0,01 5,93 0,00

Адаптация 16,74 0,00 4,79 0,01 4,40 0,01

принятие себя 7,65 0,01 1,49 0,23 1,84 0,16

непринятие себя 30,12 0,00 7,41 0,00 4,76 0,01

Самопринятие 44,09 0,00 4,53 0,01 3,27 0,04

принятие других 8,51 0,00 1,53 0,22 3,55 0,03

непринятие других 9,57 0,00 3,82 0,02 1,49 0,23

Принятие других 8,67 0,00 3,99 0,02 1,05 0,35

эмоциональная комфортность 0,021 0,89 0,12 0,88 0,63 0,53

эмоциональная дискомфортность 15,55 0,00 4,09 0,02 6,49 0,00

Эмоциональная комфортность 8,44 0,00 4,04 0,02 2,25 0,11

внутренний контроль 1,78 0,18 1,26 0,28 2,03 0,13

внешний контроль 15,60 0,00 3,46 0,03 9,13 0,00

Интернальность 10,16 0,00 3,79 0,02 7,10 0,00

доминирование 0,77 0,38 1,02 0,36 2,08 0,13

ведомость 4,84 0,03 1,23 0,29 1,47 0,23

Стремление к доминированию 2,77 0,10 1,87 0,16 1,71 0,18

Эскапизм (уход от проблем) 1,46 0,23 3,76 0,02 2,81 0,06

Примечание: знак (*) - достоверные различия при р<0,05.

фортность», «внешний контроль», «интернальность» и «стремление к доминированию» (табл. 1).

Для более детального выявления влияния специфики вида спорта на социальную адаптацию спортсменов в образовательной среде нами был проведен сравнительный анализ возрастных групп респондентов 12-15, 16-18 и 25-30 лет, занимающихся командными (футбол, гандбол) и индивидуальными (гребля на байдарке) видами спорта (табл. 2).

Сравнительный анализ возрастной группы респондентов 12-15 лет, занимающихся командными (футбол, гандбол) и индивидуальными (гребля на байдарке) видами спорта, показал, что спортсмены, занимающиеся командными видами спорта, достоверно превосходят спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта, только по одному показателю социальной адаптации - «самопринятие» (табл. 2).

По-видимому, занятия командными видами спорта (например, футбол, гандбол) выступают для подростка на начальном этапе как более привлекательная среда для общения [3]. В связи с этим установлено, что спортсмены данной специфики вида деятельности более довольны собой и ориентированы на других, больше имеют предпосылок для приобретения социального

опыта, в меньшей степени это относится к занятиям индивидуальными видами спорта (например, гребля на байдарке).

Сравнительный анализ возрастной группы 16-18 лет показал достоверное превосходство респондентов, занимающихся командными видами спорта (футбол, гандбол), по всем показателям социальной адаптации, кроме показателя эскапизма, над респондентами, занимающимися индивидуальными (гребля на байдарке) видами спорта (табл. 2).

Это связано с тем, что в ходе спортивной деятельности спортсменам профессионально необходимо гибко адаптироваться к изменениям в окружающей среде, постоянно сравнивать, совпадают ли их результаты с намеченной целью, а если нет, то своевременно вносить коррективы, так как от этого напрямую зависят их шансы на победу. При этом респондентам, занимающимся индивидуальными видами спорта, это сделать намного легче, так как они самостоятельно принимают решения и отвечают за конечный результат, в отличие от респондентов, которые занимаются командными видами спорта, где от правильной оценки значимых внутренних условий и внешних обстоятельств зависит общий результат. Таким образом, спортсмены, занима-

Установленные многофакторным дисперсионным анализом различия средних показателей социальной адаптации у респондентов, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта (Cср±d)

СПА Специфика вида спорта (п=209)

12-15 лет (п=73) 16-18 лет (п=85) 25-30 лет (п=51)

команд.вид индив.вид команд.вид индив.вид команд.вид индив.вид

А 63,7±9,4 61,9±12,0 69,6±10,3** 63,6±9,1 68,8±13,9*** 52,6±6,9

F=1,47; Sig.=0,25 F=16,74; Sig.=0,00 F=16,74; Sig.=0,00

S 69,5±12,2* 62,8±14,8 79,5±13,2** 65,1±10,2 76,6±16,4*** 53,6±9,3

F=7,65; Яд.=0,01 F=7,65; Sig.=0,01 F=7,65; Sig.=0,01

L 67,7±11,1 64,9±14,8 70,2±11,1** 64,7±12,6 66,7±13,9*** 55,2±13,2

F=8,67; Sig.=0,00 Р=8,51; Sig.=0,00 Р=8,51; Sig.=0,00

E 63,8±13,7 61,1±15,2 70,1±16,9** 65,2±13,5 68,1±20,2*** 52,0±7,7

F=8,44; Sig.=0,00 F=15,55; Sig.=0,00 F=15,55; Sig.=0,00

I 65,2±10,1 66,8±13,6 74,4±12,6** 68,1±13,3 75,1±17,0*** 56,0±5,0

Р=1,78; Яд.=0,18 Р=10,16; Sig.=0,00 Р=10,16; Sig.=0,00

D 50,8±14,7 51,5±10,7 59,3±12,1** 51,7±10,9 55,9±14,3 51,0±4,7

F=2,77; 51д.=0,1 F=1,71; Sig.=0,18 F=2,77; Sig.=0,1

G 15,2±5,1 16,4±6,1 13,8±5,1 12,6±3,6 12,9±5,2 16,3±2,3***

F=1,46; Sig.=0,23 F=1,46; Sig.=0,23 F=1,46; Sig.=0,00

Примечание: знак (*) - достоверные различия между показателями возрастных групп спортсменов 12-15 и 1618 лет при р<0,05; знак (**) - достоверные различия между показателями в возрастных групп спортсменов 16-18 и 25-30 лет при р<0,05; знак (***) - достоверные различия между показателями в возрастных группах 12-15 и 25-30 лет при р<0,05. А - адаптация; S - самопринятие; L - принятие других; Е - Эмоциональная комфортность; I - интер-нальность; D - стремление к доминированию; G-эскапизм.

ющиеся командными видами спорта, более довольны собой, более ориентированы на других, имеют больше предпосылок для приобретения социального опыта и развития уровня ответственности у личности как субъекта деятельности (табл. 2).

Сравнительный анализ возрастной группы 25-30 лет показал достоверное превосходство респондентов, занимающихся командными видами спорта (футбол, гандбол), по всем показателям социальной адаптации, кроме показателя «стремление к доминированию», над респондентами, занимающимися индивидуальными (гребля на байдарке) видами спорта (табл. 2).

Возможно, зависимость успехов от взаимоотношений с товарищами по команде побуждает к активному поиску путей и способов конструктивного взаимодействия с социальным окружением. Особенно это заметно в группе спортсменов, занимающихся командными видами спорта, в юношеском возрасте. При этом спортсмены, занимающиеся индивидуальными видами спорта, чем менее зависимы от ситуации и мнения окружающих людей, тем более стабильны их успехи.

По мере углубления профессионализации конкурентность взаимоотношений вызывает настороженное, недоверчивое отношение к окружающим. Поэтому мы наблюдаем снижение показателей «самопринятие» и «принятие других» с возрастом у спортсменов как занимающихся командными видами спорта, так и индивидуальными.

Для более детального выявления влияния специфики вида спорта на социальную адаптацию спортсменов нами был проведен многофакторный дисперсионный анализ различия средних показателей социальной адаптации в зависимости от возраста занимающихся командными и индивидуальными видами спорта (табл. 3).

С возрастом у респондентов, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта, наблюдается разная возрастная динамика изменения показателей социальной адаптации. На это указывает тенденция увеличения показателей социальной адаптации с возрастом у респондентов, занимающихся командными видами спорта, и снижение показателей социальной адаптации с возрастом у респондентов, занимающихся индивидуальными видами спорта. Вместе с тем у респондентов, занимающихся командными видами спорта, с возрастом имеется больше предпосылок для социальной адаптации, а уровень личностного развития в большей степени соответствует возрастной норме, в отличие от респондентов, занимающихся индивидуальными видами спорта (табл. 3).

Ранняя профессионализация вносит изменения в нормативное течение личностного развития, но не нарушает его, поскольку показатели социально-психологической адаптации спортсменов, занимающихся как командными, так и индивидуальными видами спорта, находятся в пределах возрастной нормы.

Установленные многофакторным дисперсионным анализом возрастной динамики средних показателей социальной адаптации в зависимости от возраста у респондентов, занимающихся командными и

индивидуальными видами спорта (Cср±d)

Специфика вида спорта (п=209)

СПА командный вид спорта индивидуальный вид спорта

12-15 лет 16-18 лет 25-30 лет 12-15 лет 16-18 лет 25-30 лет

63,7±9,4* 69,6±10,3 68,8±13,9*** 61,9±12,0 63,6±9,1** 52,6±6,9***

А F=16,74; Р=1,47; F=16,74; Р=1,47; F=16,74; Sig.=0,00

Sig.=0,00 Sig.=0,25 Sig.=0,00 Sig.=0,25

69,5±12,2* 79,5±13,2 76,6±16,4*** 62,8±14,8 65,1±10,2** 53,6±9,3***

S F=7,65; Sig.=0,01 F=44,09; Sig.=0,00 F=7,65; Sig.=0,01 F=44,09; Sig.=0,00 F=7,65; Sig.=0,01

67,7±11,1 70,2±11,1 66,7±13,9 64,9±14,8 64,7±12,6** 55,2±13,2***

L F=8,67; Sig.=0,00 F=8,67; Sig.=0,00 Р=8,51; Sig.=0,00

63,8±13,7* 70,1±16,9 68,1±20,2*** 61,1±15,2 65,2±13,5** 52,0±7,7***

E F=15,55; F=8,44; F=15,55; F=8,44; F=15,55; Sig.=0,00

Sig.=0,00 Sig.=0,00 Sig.=0,00 Sig.=0,00

65,2±10,1* 74,4±12,6 75,1±17,0*** 66,8±13,6 68,1±13,3** 56,0±5,0***

I F=10,16; Р=1,78; Р=10,16; Р=1,78; Р=10,16; Sig.=0,00

Sig.=0,00 Sig.=0,18 Sig.=0,00 Sig.=0,18

50,8±14,7* 59,3±12,1 55,9±14,3*** 51,5±10,7 51,7±10,9 51,0±4,7

D Р=1,71; Sig.=0,18 F=2,77; Sig.=0,10 F=1,71; Sig.=0,18 F=2,77; Sig.=0,10

G 15,2±5,1 13,8±5,1 12,9±5,2 16,4±6,1* 12,6±3,6** 16,3±2,3

F=1,46; Sig.=0,23 F=1,46; Sig.=0,00 F=1,46; Sig.=0,23

Примечание: знак (*) - достоверные различия между результатами возрастных групп спортсменов 12-15 и 1618 лет при р<0,05; знак (**) - достоверные различия между результатами возрастных групп 16-18 и 25-30 лет при р<0,05; знак (***) - достоверные различия между результатами возрастных группх спортсменов 12-15 и 25-30 лет при р<0,05. А - адаптация; S - самопринятие; L - принятие других; Е - эмоциональная комфортность; I - интерналь-ность; D - стремление к доминированию; G-эскапизм.

Позитивной стороной влияния занятий спортом является преимущество спортсменов, занимающихся командными видами спорта, по сформированности субъектных свойств личности, делающих их активными в построении своего жизненного пути. Негативной стороной влияния занятий спортом является вызываемое соперничеством и жесткостью среды общения изменение нормативного развития взаимоотношений со значимыми другими, с одной стороны, а факторы «конкуренция» и «успех», которые по своей природе содержат предпосылки к дезадаптированности личности в образовательной среде, с другой. Особенно это заметно у респондентов, занимающихся индивидуальными видами спорта.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Горская Г. Б. Прогнозирование психологических эффектов ранней профессионализации детей: теоретические основания // Человек. Сообщество. Управление. Научно-информационный журнал. - 2008. - № 4. - С. 56-63.

2. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации // Журнал практического психолога. - 1998. - №1. - С. 54-63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, - С. 60-77.

age aspects of the influence of sports type specification on athletes' social adaptation

E. Parkhomenko, Candidate of Pedagogics, Associate Professor,

^ban state university of physical education, sport and tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo St., 161.

Some peculiarities of the influence of sports type specification on the athletes' social adaptation are considered in the paper. The consideration is done within the time frames corresponding to the typical sporting carier. In the conditions of an early professionalization the fact of the shifting of professional development normative phases to earlier aged periods is established. Besides, the inevitabil-

ity of the influence of this shift on the children's psychical development who are involved into this process has been proved.

Key words: social adaptation, sports type specification (team and individual), early professionalisation; teenagers' and juvenile age; period of an early adultness.

УДК 796.01:159.9

особенности реакций на неудачи во взаимосвязи

с уровнем субъективного контроля у спортсменов

подросткового возраста

Кандидат психологических наук, доцент С. А. Ольшанская, аспирант Е. Н.Баскакова,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

Данная работа посвящена изучению факторов, оказывающих влияние на успешность спортивной деятельности, связанных с особенностями реагирования спортсменов подросткового возраста на фрустрирующие ситуации, а также сделан анализ взаимосвязи уровня субъективного контроля и реакций на неудачи у спортсменов подросткового возраста в игровых видах спорта.

Ключевые слова: спорт; уровень субъективного контроля; фрустрация; психологическая защита.

Достижения в спорте имеют высокую личностную значимость не только для спортсменов высокого класса, но и для юных спортсменов. В связи с этим растет и их пси-

хическая напряженность, возникающая в результате переживания предстартовых состояний, значимого поражения, разнообразных стрессовых ситуаций, вызванных включением во взаимодействие с социальным окружением. Участие в соревнованиях разного уровня также связано с высокой эмоциональной напряженностью. Заметно возросло внимание к реакциям спортсменов на значимые для них организационные факторы подготовки на тренировках и выступлениях в соревнованиях [6]. Требования, предъявляемые к психологической подготовке спортсменов, находящихся на этапе спортивного совершенствования, обуславливают роль изучения и особенностей реакций на фрустри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.