УДК 159.9:796 ББК 88.43 Б 14
С. К. Багадирова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СПОРТЕ
(Рецензирована)
Аннотация. В работе осуществляются теоретический анализ и экспериментальное исследование гендерной идентичности спортсменов. Теоретический анализ позволил установить, что в спорте высших достижений гендерная идентичность мужчин и женщин не имеет различий и определяется как маскулинный или андрогинный тип. Результаты диагностики, в которой участвовали юноши и девушки-дзюдоисты, а также юноши и девушки, не занимающиеся спортом, свидетельствуют об общей для всех обследуемых тенденции «смещения» полярности «маскулинность - фемининность» к андро-гинному типу. Следовательно, спорт, а в нашем случае дзюдо, не оказывает значительного влияния на процесс гендерной социализации, но тем не менее усиливает значимость влияния других институтов социализации.
Ключевые слова: гендерная идентичность, институты социализации, маскулинность, феми-нинность, андрогинность.
S.K. Bagadirova
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Psychology Department, Adyghe State University; Email: [email protected]
FORMATION OF GENDER IDENTITY IN THE CONDITIONS OF PERSONALITY PROFESSIONALIZING IN SPORTS
Abstract. This work presents the theoretical analysis and a pilot study of athletes’ gender identity. As a result of the theoretical analysis it has been established that in an elite sport, gender identity of men and women has no distinctions and is defined as a masculine or androgenous type. Results of diagnostics, in which young men and girls judoists and the young men and girls, who are not playing sports, participated, testify to the general tendency of "shifting" to the androgenous type. Therefore, sports, and judo in our case, have no considerable impact on process of gender socialization, but, nevertheless, increase the importance of influence of other institutes of socialization.
Keywords: gender identity, socialization institutes, masculine type, feminine type, androgynous
type.
Одним из важных компонентов самоидентификации индивида, усваиваемых в ходе социализации, является гендерная идентичность. В процессе гендерной социализации основными являются ориентиры, определяемые обществом как «мужское» и «женское». Результатом успешной социализации должны стать усвоенные и реализуемые в жизни гендерные роли. Значимость таких институтов социализации, как семья, школа, общественные организации в плане формирования гендерной идентичности, неоднократно была подтверждена в работах психологов. Однако есть такие институты социализации, значение которых для формирования гендерной идентичности мало изучено. К таким институтам социализации можно отнести спорт.
Первой научной работой, посвященной социальным проблемам личности в спорте, была книга Р. Мартенса «Социальная психология и спорт» (1975) [1]. В ней проблеме социализации личности в спорте посвящено несколько глав. Особое внимание Р. Мартенс
обращает на такие факторы социализации, как культура (этническая), семья, ровесники, школа, социальный статус. Тем не менее в этой работе автор ничего не говорит о гендерной социализации в спорте, что не удивляет. Научные исследования гендерных проблем в спорте начались в 80-е годы прошлого столетия, когда количество занимающихся спортом женщин выросло в разы, и не замечать данную проблему стало уже невозможно. Приведенная ниже таблица 1, в которой указано количество мужчин и женщин - участников Олимпийских игр, свидетельствует о возрастающем интересе женщин к спорту высших достижений [2, с. 116118].
Таблица 1.
Количество мужчин и женщин, участвовавших в трех первых и трех
Город- организатор Период прохождения игр Количество спортсменов Мужчины Женщины
Игры I Олимпиады Афины, Греция 6-13 апреля 1896 года. 176 (по другим источникам 241 или 311) 176 0
Игры II Олимпиады Париж, Франция 14 мая - 28 октября 1900 года. 1224 (по другим источникам 997) 1201(по другим источникам 975) 23 (по другим источникам 22)
Игры III Олимпиады Сент-Луис, США 1 июля - 23 ноября 1904 года. 650 644 6
Игры XXVIII Олимпиады Афины, Греция 11-29 августа 2004 года 10558 6257 4301
Игры XXIX Олимпиады Пекин, Китай 6-24 августа 2008 года 10902 6294 4608
Игры XXX Олимпиады Лондон, Великобритания 27 июля - 12 августа 2012 года 11002 6130 4872
Пионерами в изучении гендерных различий спортсменов стали наши зарубежные коллеги. Примером исследований гендерной социализации личности в спорте являются работы J.S. Eccles, M.T. Allison. В частности, в работах J.S. Eccles (1991) показано, что девочки считают себя менее способными к занятиям спортом, когда мальчики, напротив, уверены в своих способностях. J.S. Eccles утверждает, что различия в отношении мальчиков и девочек к занятию спортом детерминированы социализацией половых ролей, а не врожденными различиями мальчиков и девочек. Исследованиями M. T. Allison (1991) установлено, что женщины, занимающиеся спортом, испытывают конфликт ролей. Экспектации общества в отношении спортсменок входят в конфликт с представлениями общества о женственности. Однако дальнейшими исследованиями было определено, что подобный внутри личностный конфликт испытывают всего 20% женщин, занимающихся спортом [3].
Отечественные исследователи сосредоточили свои интересы вокруг проблемы гендерных стереотипов поведения, формируемых в спортивной деятельности. Н.С. Цикуновой (2003) было установлено, что «.. .спорт, независимо от того, репрезентирует ли он образы маскулинности или фемининности, формирует андрогинный тип личности. Большинство качеств имеют среднюю нормативную выраженность, за исключением тех из них, которые востребованы спецификой деятельности» [4, с. 2]. Т.И. Зерновой (2004) было определено, что «.включение в различные формы ранней профессионализации различным образом сказывается на социально-психологической адаптации подростков разного пола. Если спортсмены мужского пола по показателям социально-психологической адаптации превосходят своих сверстников, не занимающихся спортом, то у спортсменок женского пола многие показатели социально-психологической адаптации ниже, чем у их ровесниц, не занимающихся спортом» [5, с. 20]. В диссертационном исследовании С.С. Родомановой
(2007) было показано, что в среде профессиональных российских спортсменов нет гендерных различий [6]. В работах А.С. Дамадаевой (2010, 2011) указывается, что «... спортивная специализация накладывает отпечаток на половую дифференциацию спортсменов.. Маскулинные виды спорта способствуют формированию «мужской» модели у спортсменов обоего пола» [7, с. 63]. Осуществленное С.М. Ахметовым, Г.Б. Горской, Ю.К. Чернышенко исследование (2013) дает основание утверждать, что «.включение девочек в занятия «мужскими» видами спорта вызывает, с одной стороны, снижение социальной адаптации, с другой стороны, своего рода защитные реакции, связанные с утверждением собственного соответствия гендерным стереотипам. Спорт в силу своей специфики укрепляет маскулинность мальчиков. Это, в свою очередь, способствует социальной адаптации, особенно в подростковом возрасте» [8].
Таким образом, анализ зарубежных и отечественных исследований позволяет заключить, что в спорте высших достижений гендерная идентичность мужчин и женщин не имеет различий и определяется исследователями в зависимости от вида спорта, как маскулинный или андрогинный тип. Сформированная в ходе профессионализации в спорте гендерная идентичность женщин осложняет их социально-психологическую адаптацию вне спорта.
С этими выводами можно и согласиться, и нет, ведь представленные нами в статье исследования не являются масштабными. На наш взгляд, исследование данной проблемы осложняется некоторыми особенностями. Например, в некоторых видах спорта достижение уровня мастерства для женщин и мужчин невозможно в одно время. В гимнастике девушки достигают уровня мастерства уже к 14 годам, а юноши к 17-18. Следовательно, сравнение гимнастов одного возраста нам представляется некорректным, так как девушки и юноши ровесники находятся на разных уровнях профессионализации. Кроме того, при исследовании гендерной идентичности спортсменов и не спортсменов нельзя игнорировать кардинальные изменения в социальных позициях мужчин и женщин в обществе. В последние десятилетия все более явной становится общая тенденция феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Тем не менее, дальнейшее исследование данной проблемы является перспективным. На наш взгляд, интересным было бы изучение особенностей формирования гендерной идентичности в условиях профессионализации личности в спорте. Знание специфики формирования гендерной идентичности на этапах спортивной карьеры позволит находить более эффективные методы и средства подготовки и психологического сопровождения спортсменов.
В данной статье мы представляем результаты собственного исследования, цель которого состояла в изучении особенностей гендерной идентичности спортсменов-дзюдоистов, находящихся на этапе спортивного совершенствования. Этот этап спортивной карьеры нами выбран в связи с тем, что он приходится на возраст 18-20 лет, когда девушки и юноши находятся на одном уровне спортивного мастерства. Кроме того, велика вероятность того, что количество девушек, занимающихся дзюдо, будет по вполне объективным причинам сокращаться, что осложнит подбор группы для обследования. Исследование проводилось нами на базе мужской (п=54) и женской (п=56) команд дзюдоистов Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета. Характеризуя выборку, следует также отметить, что основными критериями отбора в группу юношей и девушек спортсменов, участвовавших в диагностике, были достаточно высокий уровень спортивной квалификации (не ниже кандидата в мастера спорта), а также немалый стаж занятия спортом (8-10 лет). Кроме того, мы посчитали интересным сравнить результаты диагностики юношей и девушек спортсменов с результатами диагностики юношей (п=45) и девушек (п=57), не занимающихся спортом, студентов факультетов математического, физического, иностранных языков, Института искусств Адыгейского государственного университета. На наш взгляд, сопоставление результатов позволит определить, в какой мере именно спорт оказывает влияние на формирование гендерной идентичности спортсменов.
Исследование было предопределено следующей гипотезой: предполагалось, что спорт, как институт социализации, в значительной степени определяет культурно-символическое содержание таких категорий гендерной идентичности, как «маскулинность» и
«фемининность». Мы предположили, что результаты диагностики юношей и девушек, занимающихся спортом, на континууме «маскулинность - фемининность» будут располагаться следующим образом: юноши в большинстве своем будут представителями маскулинного тип, а большая часть девушек - представителями андрогинного типа. Юноши, не занимающиеся спортом, могут быть и маскулинными и андрогинными, а девушки, не занимающиеся спортом, могут принадлежать как к феменинному, так и андрогинному типу.
В ходе констатирующего эксперимента для диагностики нами были использованы методики «Шкала «маскулинность - фемининность» из Фрайбургского личностного опросника ^Р1)», а также методика «Маскулинность - фемининность» С. Бем.
По методике «Маскулинность - фемининность» FPI наибольшее количество баллов, которое можно набрать. - 14, что соответствует маскулинному типу. Чем меньше набранный балл, тем ближе к фемининному типу. Результаты, расположенные в континууме 6-10 баллов, соответствуют андрогинному типу. Сопоставление результатов диагностики указывает на то, что для представителей всех четырех групп характерен андрогинный тип.
Таблица 2.
Результаты диагностики по методике «Шкала «маскулинность - фемининность» из ______________Фрайбургского личностного опросника ^РГ)»_______________________
показатель X ±о (балл)
«Маскулинность -фемининность» девушки спортсменки (п=56) юноши спортсмены (п=54)
7,7±2,03 8,3±2,1
девушки не спортсменки (п=57) юноши не спортсмены (п=45)
6,9±2,01 7,5±2,04
девушки спортсменки (п=56) девушки не спортсменки (п=57)
7,7±2,03 6,9±2,01
юноши спортсмены(п=54) юноши не спортсмены (п=45)
8,3±2,1 7,5±2,04
Согласно условиям методики «Маскулинность - фемининность» С. Бем, если величина индекса К заключена в пределах от -1 до + 1, то делают заключение об андрогинности. Если индекс меньше -1 (К < -1), то делается заключение о маскулинности, а если индекс больше +1 (К > 1), - о фемининности. Полученные нами результаты диагностики также показывают, что представителям всех четырех групп свойственен андрогинный тип.
Таблица 3.
Результаты диагностики по методике «Маскулинность - фемининность» С. Бем
показатель X ±о (балл)
X ±в X ±в
«Маскулинность -фемининность» девушки спортсменки (п=56) юноши спортсмены(п=54)
0,04±0,01 -0,18±0,05
девушки не спортсменки (п=57) юноши не спортсмены (п=45)
0,21±0,06 0,03±0,01
девушки спортсменки (п=56) девушки не спортсменки (п=57)
0,04±0,01 0,21±0,06
юноши спортсмены(п=54) юноши не спортсмены (п=45)
-0,18±0,05 0,03±0,01
Таким образом, результаты исследования указывают на общий для всех четырех групп андрогинный тип, что не соответствует выдвинутому нами в начале исследования предположению. Полученные нами результаты исследования свидетельствуют об общей тенденции «смещения» полярности «маскулинность - фемининность» к андрогинному типу. Однако проявления «маскулинных» черт у девушек и «фемининных» черт у юношей отмечено многими исследователями (С. Бем, Ш. Берн, Дж. Спенс, Р. Хельмриха и др.). Психологами была обнаружена связь андрогинии с ситуативной гибкостью, способностью быть настойчивым или центрированным на интересах в зависимости от ситуации, высоким самоуважением, мотивацией достижения, хорошим исполнением родительской роли,
субъективным ощущением благополучия [9]. Видимо, современное общество уже не предъявляет столь жестких нормативных требований, связанных с половым поведением. Спорт, а в нашем случае дзюдо, не оказывает значительного влияния на процесс гендерной социализации. Он усиливает значимость влияния других институтов социализации.
Примечания:
1. Мартенс Р. Социальная психология и спорт. М., 1979. 176 с.
2. Багадирова С.К. Материалы к курсу «Спортивная психология»: учеб. пособие. Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.», 2014. 243 с.
3. Уэйнберг РС., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. Киев, 2001. С.
290.
4. Цикунова Н.С. Гендерные характеристики личности спортсменов в маскулинных и фемининных видах спорта: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003.19 с.
5. Зернова Т.И. Влияние различных форм ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар. 2004.
6. Родоманова С.С. Социально-педагогические проблемы гендерных отношений в спорте: автореф. дис. ... канд. пед. наук / СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2007. 20 с.
7. Дамадаева А.С. Гендерные аспекты спортивной мотивации // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2011. Вып. 12 (70). С. 58-63.
8. Ахметов С.М., Горская Г.Б., Чернышенко Ю.К. Ранняя профессионализация одаренных де-
тей: ресурс развития или источник дисгармоний // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2013 № 3(123). URL:
http://cyberleninka.ru/article/n7rannyaya-professionalizatsiya-odarennyh-detey-resurs-razvitiya-ili-istochnik-disgarmoniy#ixzz2zG7uMxiq
9. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 320 с.
References:
1. Martens R. Social psychology and sports. M., 1979. 176 pp.
2. Bagadirova S.K. Materials on the course of "Sports Psychology": a manual. Maikop: "Magarin
O.G." publishing house, 2014. 243 pp.
3. Weinberg R.S., Gold D. Fundamentals of psychology of sports and physical culture. Kiev, 2001. P.
290.
4. Tsikunova N.S. Gender characteristics of athletes’ personality in masculine and feminine sports: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. SPb. 2003. 19 pp.
5. Zernova T.I. Influence of various forms of early professionalization on teenagers’ personal and intellectual development: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Krasnodar. 2004.
6. Rodomanova S.S. Social and pedagogical problems of gender relations in sports: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree / SPb GUFK of P.F. Lesgaft. SPb. 2007. 20 pp.
7. Damadayeva A.S. Gender aspects of sports motivation // Proceedings of University of P.F.
Lesgaft. 2011. Issue 12 (70). P. 58-63.
8. Akhmetov S.M., Gorskaya G.B., Chernyshenko Yu.K. Early professionalization of gifted children:
resource of development or source of disharmonies // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». 2013 No. 3(123). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rannyaya-
professionalizatsiya-odarennyh-detey-resurs-razvitiya-ili-istochnik-disgarmoniy#ixzz2zG7uMxiq
9. Bern Sh.. Gender psychology. Laws of men's and women’s behavior. SPb.: Prime-Evroznak, 2007.
320 pp.