Научная статья на тему 'Самоотношение и гендерная идентичность как факторы формирования образа телесности у современной молодежи'

Самоотношение и гендерная идентичность как факторы формирования образа телесности у современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1336
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SELF-ATTITUDE / GENDER IDENTITY / PHYSICAL EDUCATION / SELFIMAGE / PHYSICAL SELF / AESTHETIC SELF / PEOPLE ENGAGED IN SPORT / PEOPLE NOT ENGAGED IN SPORT / YOUTH / STUDENTS / САМООТНОШЕНИЕ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / Я-ОБРАЗ / Я-ФИЗИЧЕСКОЕ / Я-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ / ПРИОБЩЕННЫЕ К СПОРТУ / НЕ ПРИОБЩЕННЫЕ К СПОРТУ / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коломийченко Е. В.

Статья содержит результаты исследования самоотношения юношей и девушек, «приобщенных» и «не приобщенных» к физической культуре и спорту, гендерной идентичности молодежи, занимающейся «мужскими» или «женскими» видами спорта и не занимающейся спортом и физической культурой. Содержатся эмпирические выводы о влиянии занятий физической культурой и спортом и гендерных факторов на формирование представления современной молодежи о своем физическом и эстетическом, на Я-образ; предложены перспективы исследования. Ключевые слова:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коломийченко Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The self-attitude and the gender identity as factors of corporality image formation of modern youth

The article presents the research results dealing with the self-attitude of boys and girls engaged and not engaged in physical education and sport, the gender identity of young people engaged in "masculine" or "feminine" sports and not engaged in sport activities. The author considers empirical findings concerned with how the physical training and sport and gender factors affect the formation of the modern youth's physical and aesthetic image, their self-image. The research prospects are also discussed.

Текст научной работы на тему «Самоотношение и гендерная идентичность как факторы формирования образа телесности у современной молодежи»

УДК 159.9

Коломийченко Елена Валерьевна

аспирантка кафедры общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета

САМООТНОШЕНИЕ И ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ТЕЛЕСНОСТИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Kolomiychenko Elena Valerievna

PhD student, General and Educational Psychology Department, Academy of Psychology and Education Science, Southern Federal University

THE SELF-ATTITUDE AND THE GENDER IDENTITY AS FACTORS OF CORPORALITY IMAGE FORMATION OF MODERN YOUTH

Аннотация:

Статья содержит результаты исследования самоотношения юношей и девушек, «приобщенных» и «не приобщенных» к физической культуре и спорту, гендерной идентичности молодежи, занимающейся «мужскими» или «женскими» видами спорта и не занимающейся спортом и физической культурой. Содержатся эмпирические выводы о влиянии занятий физической культурой и спортом и гендерных факторов на формирование представления современной молодежи о своем физическом и эстетическом, на Я-образ; предложены перспективы исследования.

Ключевые слова:

самоотношение, гендерная идентичность, физическая культура, Я-образ, Я-физическое, Я-эсте-тическое, приобщенные к спорту, не приобщенные к спорту, молодежь, студенты.

Summary:

The article presents the research results dealing with the self-attitude of boys and girls engaged and not engaged in physical education and sport, the gender identity of young people engaged in "masculine" or "feminine" sports and not engaged in sport activities. The author considers empirical findings concerned with how the physical training and sport and gender factors affect the formation of the modern youth's physical and aesthetic image, their self-image. The research prospects are also discussed.

Keywords:

self-attitude, gender identity, physical education, self-image, physical self, aesthetic self, people engaged in sport, people not engaged in sport, youth, students.

Формирование образа телесности у современной молодежи является одним из важнейших направлений развития личности. Первостепенной эта задача является в подростковом возрасте, когда физические особенности Я-концепции доминируют в восприятии собственного образа и влияют на формирование самооценки. К концу пубертатного возраста и началу юношеского периода проблема восприятия телесности партнера остается одной из самых важных тем, однако очень важными становятся проблемы самоопределения, выбора профессии, гражданской и социальной идентичности. Спектр проблем немного перемещается в другую плоскость, и теперь на первом месте находится активное формирование полоролевой идентичности, которая как компонент включает в себя физическое восприятие телесности, а также эстетическое восприятие своего телесного образа. К возрасту ранней молодости, когда молодые люди уже окончили школу, определились с профессиональным выбором, поступили в вузы и активно осваивают новую профессию, формирование собственной телесности снова становится наиболее актуальным фактом, поскольку напрямую связано с выбором партнера как социального, так и сексуального. Окончание юношеского возраста и начало ранней молодости имеет первостепенную задачу -создание семьи, приобретение нового социального и полоролевого статуса.

Задачей нашей работы было вскрыть механизмы формирования образа телесности у молодых людей в студенческом возрасте. Мы полагали, что занятия физической культурой и спортом как раз и являются теми рычагами, которые формируют физическую и эстетическую привлекательность молодых людей, что влечет за собой более позитивную самооценку и самовосприятие и соответственно влияет на формирование Я-образа. Собственно говоря, эти процессы взаимосвязаны -Я-концепция состоит из восприятия Я-физического, Я-эмоционального, Я-когнитивного и, с одной стороны, формирует эту самооценку, с другой - зависит от этих компонентов. На основе Я-концеп-ции индивид выстраивает отношения с другими людьми, формируется его самоотношение [1].

Целая плеяда отечественных и зарубежных исследователей изучала факторы развития Я-концепции. Так, Р. Бернс в концепции трансактного анализа утверждает, что Я-физическое является источником Я-концепции, А.А. Налчаджян, И.И. Чеснокова, В.С. Мерлин, В.С. Мухина также отмечают центральную роль формирования Я-физического для развития и становления личности, сознания и самосознания [2; 3; 4].

В общем виде в психологии представление личности о своих телесных параметрах, собственной привлекательности отражено в понятиях Я-телесное или Я-физическое. Однако в современной психологической литературе наблюдается содержательная дифференциация понятий для описания данной психологической реальности. Дефиниции различаются по рассматриваемой психической реальности Я-физического: сенсомоторный эквивалент (А.Ш. Тхостов, В.С. Гурфинкель, Ю.С. Левик), когнитивный процесс (Е.Т. Соколова, М. Владимирова), подструктура Я-концепции (Р. Бернс, А.А. Налчаджян); по предметному содержанию Я-физического: внешность (Г.А. Андреева, И.С. Кон, М.В. Коркина, П.В. Морозов), функции тела (В.В. Столин, А.Ш. Тхостов); по происхождению Я-физического: формальное знание о теле (Р. Шонц, Д. Бен-нет), архетипическое образование (О.В. Лаврова), физиологическая функция мозга (А.Ш. Тхостов, В.С. Гурфинкель, Ю.С. Левик). Это противоречие затрудняет использование результатов конкретных исследований как в теории Я-физического, так и в практике [5; 6].

В существующих исследованиях, посвященных Я-физическому, отдельные его аспекты раскрываются через исследование искажения физического образа Я в рамках клинической психологии, изучение восприятия и изменения внешнего облика в рамках имиджелогии и психологии экспрессии, исследование роли Я-физического для развития нормального самосознания и самоотношения в детском и подростковом возрастах в рамках возрастной психологии. Для психологии личности важными являются ценностные основания и личностные особенности, которые обусловливают представления личности о себе и своем физическом Я. Такого рода работ явно недостаточно [7].

Мы считаем, что сам факт занятия спортом (фемининным или маскулинным) накладывает отпечаток на формирование Я-концепции, а именно составляющих Я-физического и Я-эстетиче-ского. Это мнение подтверждается многими авторами [8; 9]. Также мы считаем, что формирование Я-образа (Я-эстетического и Я-физического) тесно связано с тендерными особенностями юношей и девушек, занимающихся преимущественно «мужскими или женскими» видами спорта.

Под мужскими видами спорта нами понимаются те, в которых традиционно важными спортивными качествами являются сила, выносливость, скорость реакции, такие как футбол, баскетбол, волейбол. Под «женскими» видами спорта понимаются такие, в которых традиционно важными качествами являются гибкость, эстетика, грация, демонстративность (гимнастика, танцы, балет, черлидинг).

Также нами рассматривалась такая категория молодежи, как «приобщенные» к спорту и физической культуре и «неприобщенные». Под «приобщенными» нами понимались молодые люди и девушки, которые занимаются спортом давно, практически на профессиональном уровне, имеют спортивные достижения либо занимаются физической культурой, фитнесом на любительской основе, интересуются спортом и спортивной жизнью. «Не приобщенными» к спорту молодыми людьми мы назвали тех, кто никогда не занимался спортом, не имеет никакой физической нагрузки и не интересуется спортивной жизнью общества.

Многие авторы отмечают, что занятия спортом в целом и спортивная специализация в частности накладывают отпечаток на формирование Я-физического образа (Л.Г. Уляева, А.В. Шишковская, М.Е. Сандомирский, А.Г. Кечеджан). Вот к какому выводу пришла А.В. Шишков-ская в результате исследования Я-физического спортсменов с разной спортивной специализацией: «Содержанием Я-физического выступают отраженные в представлениях человека значимые особенности собственного тела. В содержании Я-физического включены представления о своем теле, его функционировании и особенностях; представления об индивидуальных границах собственного тела; отношение к собственной внешности; представления об отдельных частях тела, их функционирования, способ самоотношения к собственному телу» [10, с. 62].

Целью нашего исследования было изучение самоотношения юношей и девушек, «приобщенных» и «не приобщенных» к спорту, их гендерной идентичности и влияния этих факторов на формирование образа телесности.

В качестве объекта исследования выступили юноши и девушки в возрасте от 18 до 25 лет. Первая группа была представлена респондентами, занимающимися «мужскими» видами спорта (футбол, баскетбол, волейбол, большой теннис, рукопашный бой, тяжелая атлетика) - 6 девушек и 7 юношей. Вторая группа - респондентами, занимающимися «женскими» видами спорта (художественная гимнастика, синхронное плавание, легкая атлетика, танцы, черлидинг, йога) - 6 юношей и 6 девушек. Третья группа - респондентами «не приобщенными» к физической культуре и спорту - 8 юношей и 2 девушки. Всего приняли участие 45 человек.

На первом этапе проводился скрининг респондентов при помощи авторской анкеты - отбирались респонденты «приобщенные» и «не приобщенные» к физической культуре и спорту, исследовались представления об их физическом и эстетическом образе, их самоотношение с помощью методики МИС С.Р. Пантелеева, их гендерная идентичность с помощью методики С. Бем [11].

В результате исследования нами было установлено, что большая часть студентов, которая занимается спортом регулярно, посещает фитнес-центры, занятия на открытом воздухе и интересуется спортивной жизнью, имеет наиболее высокий уровень самоотношения и адекватную

самооценку. Средние значения по шкалам «самоотношение» и «самооценка» у 30 % «приобщенных» к спорту молодых людей и девушек свидетельствуют о высокой рефлексивности, о понимании того, что их жизнь находится в их собственных руках и они могут управлять своим временем, своими интересами, своими занятиями спортом и целенаправленно формировать фигуру, например, или развивать физическую силу, физическое здоровье. Эти студенты переживают наличие собственного Я как интегрирующее и организующее личность и жизнедеятельность, способное вызвать уважение других. Эмоциональная и когнитивная оценка и принятие себя также адекватно высоки. Им свойственна низкая внутренняя конфликтность. Еще 30 % студентов также показали позитивный уровень самоотношения, так как имеют высокие значения по шкалам «самопринятие», «зеркальное Я» и «саморуководство» и средние значения по шкале «самоуверенность», низкие значения по шкале «открытость».

Крайне низкие показатели по всем шкалам самооценки либо самые высокие показатели, свидетельствующие о негативном самоотношении и неадекватной самооценке, показали 40 % молодых людей, которые не занимаются спортом, физической культурой, фитнесом, упражнениями, не следят за событиями спортивной жизни, ведут малоподвижный образ жизни. Низкий уровень самопринятия и самоуважения выражается в неприятии себя таким, какой я есть, они не могут самостоятельно руководить собственными поступками, не уверены в себе, у них низкие значения по шкале «самоценность», «зеркальное Я» и очень высокие по шкалам «открытость», «самоуверенность», «самопривязанность», «внутренняя конфликтность» и «самообвинение». Эти показатели указывают на высокий уровень внутриличностной неудовлетворенности, конфликтности, отсутствие самоуважения и самопринятия, выраженной неадекватности самооценки себя - либо завышенной, что является своеобразной компенсацией неприятия, либо заниженной, что свидетельствует о депрессивных и упаднических настроениях.

Также выяснилось, что в группе девушек, занимающихся «мужскими» видами спорта в 100 % случаев выражена андрогинная гендерная идентичность. В группе юношей, занимающихся «мужскими» видами спорта выражена в 80 % андрогинная гендерная идентичность и в 20 % -маскулинная гендерная идентичность.

Андрогинный тип по методике Сандры Бем проявляется в следующих характеристиках: «каждый человек сочетает в себе психологические качества обоих полов», «...успешное сочетание как традиционно мужских, так и традиционно женских качеств», определяя психологическую андрогинию как «способность человека менять свое поведение в зависимости от ситуации» [12, с. 25].

В группе девушек, занимающихся «женскими» видами спорта, выражены в 50 % андрогин-ность, в 50 % фемининность. В то же время в группе юношей, занимающихся «женскими» видами спорта, в 100 % выражена андрогинность.

В группе «не приобщенных» к физической культуре юношей и девушек мы наблюдаем следующую тенденцию. Среди девушек доминирует андрогинная гендерная типология (58 %), а фемининная и маскулинная выражены наименьшими показателями (25 % и 16,7 %). В то же время у юношей, «не приобщенных» к физической культуре и спорту доминирует фемининная гендерная типология (62,5 %), а маскулинная и андрогинная выражены меньшими показателями (25 % и 12,5 %), причем маскулинность выражена еще более низким показателем, чем в женской группе (12,5 %).

Таким образом, у девушек, занимающихся футболом и баскетболом - типично «мужскими» видами спорта - доминирует не маскулинная, а андрогинная гендерная типология в 100 % случаев, а у девушек, занимающихся «женскими» видами спорта андрогинность и маскулинность распределяется по 50 %. Что же касается девушек, не занимающихся спортом, у них также доминирует андрогинный гендерный тип в большей части случаев (58 %). Фемининность же во всех группах девушек минимизирована. Мы склонны связывать этот факт со спецификой социального и культурного функционирования в современном обществе мужчин и женщин.

В отношении мужчин ситуация несколько меняется. Среди занимающихся «мужскими» видами спорта, вопреки ожиданиям выраженности маскулинного типа гендерной идентичности, нами был обнаружен в большей степени андрогинный (80 %) и в меньшей степени маскулинный (20 %) гендерный тип. Для мужчин, занимающихся «женскими» видами спорта, характерен 100 % андрогинный гендерный тип, вопреки ожиданиям фемининного типа. В то же время у юношей, не занимающихся спортом, мы видим доминирование фемининного гендерного стереотипа - в 62,5 %.

В опросе, в котором в открытой форме испытуемым предлагалось охарактеризовать свой образ Я-физического и Я-эстетического, мы выявили, что девушки и юноши, «приобщенные» к спорту, вне зависимости от выбора мужских или женских видов спорта, хорошо рефлексируют свой физический образ. Обычно эти представления реализуются в качественном описании (сильный, ловкий, высокий и т. д.). Я-эстетическое ими воспринимается в 50 % как Я-физическое, в 50 % как личностное проявление (сюда попадают описания мировоззренческого характера, нравственные и моральные установки, описания себя как личности, своих привычек и убеждений).

Юноши и девушки, не занимающиеся спортом, различают Я-физическое и Я-эстетическое, при этом Я-физическое обычно характеризуется описанием внешности (голубые глаза, длинные волосы, лишний вес и т. д.), Я-эстетическое часто либо не описывается, что рассматривается нами как защитный механизм, либо описывается в негативных качественных описаниях (некрасивый, низкого роста, с лишним весом, замкнутый).

Такие показатели дают возможность сделать следующие выводы:

1. Самопринятие, самооценка, самоотношение, отсутствие внутренней конфликтности относительно Я-физического и Я-эстетического выражено выше у юношей и девушек, «приобщенных» к физической культуре.

2. Девушки, занимающиеся типичными «мужскими» видами спорта, и юноши, занимающиеся типичными «женскими» видами спорта, в 100 % случаев имеют выраженную андрогинную гендерную типологию.

3. Девушки, «не приобщенные» к физической культуре и спорту, демонстрируют андрогин-ный тип гендерной идентичности, что может быть связано с социальными и культурными особенностями современного общества.

4. Юноши, «не приобщенные» к физической культуре и спорту, демонстрируют в большинстве случаев фемининный гендерный стереотип.

5. Для формирования Я-образа, как Я-физического, так и Я-эстетического, наиболее негативным воздействием может оказаться формирование фемининной гендерной идентичности у юношей, не занимающихся спортом.

Для более глубокого понимания того, как занятия физической культурой и спортом воздействуют на формирование образа Я-физического и Я-эстетического у молодых людей и девушек, «приобщенных» и «не приобщенных» к этому направлению деятельности, перспективно исследование Я-реального и Я-идеального в представлении об этих компонентах образа, а также проанализировать индивидуально-типологические особенности, влияющие на формирование образа Я.

Ссылки:

1. Воронцов Д.В. Гендерные исследования в социальной психологии: границы поля // Российский психологический журнал. 2010. № 2. С. 15.

2. Горская Г.Б., Бондаренко Н.А., Зернова Т.Н. Полоролевые стереотипы как регуляторы самопринятия человека в качестве субъекта деятельности // Психологические проблемы самореализации личности. Краснодар, 2000. С. 57-72.

3. Дамадаева А.С., Шахов Ш.К. Гендерные аспекты психологического сопровождения спортсменов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Махачкала, 2011. С. 23-26.

4. Мильштейн О.А., Кулинкович К.А. Советский олимпиец: социальный портрет. М., 1980. 150 с.

5. Шишковская А.В. Содержание Я-физического и особенности саморегуляции спортсменов разной физической специализации // Северо-Кавказский психологический вестник. 2011. № 9/1. 62 с.

6. Applied Sport Psychology. Personal Growth to Peak Performance / J.M. Williams (ed.). 2nd ed. London ; Toronto, 1993. 383 p.

7. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. М., 2002. 345 с.

8. Applied Sport Psychology. ...

9. Касьяник Е.Л., Макеева Е.С. Психологическая диагностика самосознания личности. Мозырь, 2007. 200 с.

10. Шишковская А.В. Указ. соч.

11. Касьяник Е.Л., Макеева Е.С. Указ. соч.

12. Там же.

References:

1. Vorontsov, DV 2010, 'Gender studies in social psychology: the boundaries of the field', Russian psychological journal, no. 2, p. 15.

2. Gorskaya, GB, Bondarenko, NA & Zernovaya, TN 2000, 'Sex-role stereotypes as regulators of self-human subjects activity', Psychological problems of self-identity, Krasnodar, p. 57-72.

3. Damadaeva, AS & Shakhov, SK 2011, 'Gender aspects of psychological support of sportsmen', Proceedings of the Dagestan State Pedagogical University. Psycho-pedagogical sciences, Makhachkala, p. 23-26.

4. Milstein, OA & Kulinkovich, KA 1980, Soviet Olympian: a social portrait, Moscow, 150 p.

5. Shishkovskaya, AV 2011, 'Contents I-physical characteristics and self-athletes of different physical specialization', North Caucasus Psychological Bulletin, no. 9/1, 62 p.

6. Williams, JM (ed.) 1993, Applied Sport Psychology. Personal Growth to Peak Performance, 2d ed., London, Toronto, 383 p.

7. Rean, AA 2002, The psychology of man from birth to death, Moscow, 345 p.

8. Williams, JM (ed.) 1993, Applied Sport Psychology. Personal Growth to Peak Performance, 2d ed., London, Toronto, 383 p.

9. Kasyanik, EL & Makeev, ES 2007, Psychological diagnostics of self-consciousness, Mozyr, 200 p.

10. Shishkovskaya, AV 2011, 'Contents I-physical characteristics and self-athletes of different physical specialization', North Caucasus Psychological Bulletin, no. 9/1, 62 p.

11. Kasyanik, EL & Makeev, ES 2007, Psychological diagnostics of self-consciousness, Mozyr, 200 p.

12. Kasyanik, EL & Makeev, ES 2007, Psychological diagnostics of self-consciousness, Mozyr, 200 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.